Труд в жизни ребенка сообщение

Обновлено: 02.07.2024

В дошкольном возрасте происходит становление основных видов деятельности, в том числе и трудовой. Поэтому трудовое воспитание детей дошкольного возраста - одно из ведущих направлений в педагогическом процессе ДОУ.

Содержимое публикации

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА.

В дошкольном возрасте происходит становление основных видов деятельности, в том числе и трудовой. Поэтому трудовое воспитание детей дошкольного возраста - одно из ведущих направлений в педагогическом процессе ДОУ. Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого.

А.С. Макаренко говорил, что основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд - это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность. Цель трудового воспитания дошкольников - формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. ребенка.

Трудовая деятельность (особенно на ранних ее ступенях) мало устойчива и тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте - игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. Но неправильно было бы во всех случаях превращать труд в игру.

Трудовое воспитание в дошкольном возрасте тесно связано с нравственным воспитанием: в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми.

Воспитатели ставят перед собой задачи: сформировать, во-первых, такие нравственно-волевые качества, как усидчивость, настойчивость, ответственность, добросовестность, творческое отношение к делу и т.д., и, во-вторых, взаимопомощь, поддержку, умение договариваться, желание научить другого и научиться самому, сопереживание и др. Труд дает реальный результат. Под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение. Такое эмоциональное подкрепление результата труда составляет его главную педагогическую ценность. Для того чтобы труд стал средством нравственного воспитания, уже в дошкольном возрасте следует, наряду с привитием трудовых навыков, направлять усилия ребенка на общественно полезную работу, в которой рождается удовлетворение своей деятельностью для других, понимание своей связи со всеми. В труде формируются дружеские взаимоотношения: доброжелательность, умение уступить, оказать услугу, предложить помощь. Зарождаются деловые взаимоотношения, для которых характерно умение распределять и планировать общую работу, стремление самому доводить дело до конца и ждать того же от других, оказывать друг другу помощь и относиться с чувством ответственности к порученному делу. В труде дошкольники успешно усваивают и закрепляют нравственные нормы поведения тому, что получилось, но и насколько эстетично выполнена работа, сколько выдумки, творчества, самостоятельности проявил ребенок.

Эстетическое воспитание в труде осуществляется и через приучение детей к порядку в расположении инструментов, орудий труда. Эстетическому воспитанию способствует и труд под музыку, в процессе которого дети получают удовлетворение, удовольствие Обучение в школе потребует от ребенка больших волевых и физических усилий, умения добросовестно и ответственно выполнять задания, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат. Все эти навыки успешно прививаются в дошкольном возрасте.
Формирование мотивов трудовой деятельности (трудиться ради достижения положительного результата, с пользой для себя и для других людей). Упражнение в достижении положительного результата в труде как ведущий метод воспитания детей (спокойно переделывать плохо выполненную работу, стараться дорабатывать детали не спеша, тщательно и аккуратно и т.д.).
Приучение к умственному труду (решение логических задач, задач-головоломок, задач-шуток, поиск ответа на интересующий вопрос в книге, изготовление поделок и последующий анализ процесса работы). Экспериментирование и опыты как средство умственного воспитания в труде. Формирование интереса к мыслительному процессу и чувства удовлетворения от самостоятельно найденного решения. Воспитание умения и потребности содержать в порядке свое рабочее место, следить за своим внешним видом и т.д. Приучение ребенка к жизни по режиму и самостоятельное нахождение в нем места для труда и отдыха. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.

К настоящему времени определено место труда в педагогическом процессе детского сада, разработано его содержание (Е.И. Корзакова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и др.); выделены формы организации детей в труде (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, А.Д. Шатова); изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых (В.И. Глотова, В.И. Логинова, Я. З.Неверович, А.Г. Тулегенова, М.В. Крулехт и др.), рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье (Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Маркова), исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.). Немаловажное значение имеют исследования Я. З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, С. М. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие).По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к работе.Таким образом, ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста. Однако, проблема воспитания трудолюбия дошкольников как основного качества личности еще недостаточно разработана.

Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей - коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом. Трудовое воспитание является важнейшей составной частью дошкольного воспитания, базой для развития творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности, а также задачи, которые решаются в процессе детского труда. Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.

Труд – это ответственность, которую нужно воспитывать как можно раньше.

ВложениеРазмер
3.docx 717.78 КБ

Предварительный просмотр:

"Труд в жизни ребенка"

http://xn--j1abiaeq3i.xn--80achbdub6dfjh.xn--p1ai/upload/images/1%20(7)(1).jpg

Любовь к труду рождается в дошкольном возрасте и сохраняется всю последующую жизнь. Труд – это ответственность, которую нужно воспитывать как можно раньше. Различают фактические и нравственные результаты труда. Небрежная уборка квартиры (недобросовестное мытье полов и посуды) никому не будет в радость. Что бы ни делал малыш в помощь другим, это должно быть выражением или воплощением его любви, внимания и уважения к окружающим людям.

Трудовое воспитание в раннем детстве

Любой ребенок должен понимать, что он является полноценным членом семьи, от которого ждут посильной помощи. Трехлетний малыш может собрать игрушки, положить на место книжки, подать к столу ложки…

С раннего возраста необходимо формировать у малыша навыки самообслуживания: учить умываться, чистить зубы, самостоятельно одеваться, раздеваться, наводить порядок в игрушках. Развивая навыки самообслуживания, взрослые должны знать, что вследствие физиологических особенностей (неразвитая мелкая моторика, период сенсорного развития…) любое дело дается малышу с трудом. До трех лет ребенок только учится чувствовать окружающий мир и ему сложно соблюдать последовательность действий. Важно проявлять спокойствие, терпение и доброжелательность.

Важно позволить малышу выполнять то дело, которое он может сделать сам. Нельзя полностью освобождать его от домашних обязанностей. Он может привыкнуть к тому, что родители обязаны его обслуживать. Ошибка родителей – приучать к труду силой. Грубое принуждение, как повинность, может вызвать у дочери или сына отвращение к работе или комплекс неполноценности.

http://xn--j1abiaeq3i.xn--80achbdub6dfjh.xn--p1ai/upload/images/2%20(12).jpg

Трудовое воспитание дошкольников

Трудолюбие не возникает само по себе. Особую гордость испытывают дети, если взрослые поручают им незнакомую работу. Каждое новое дело воспринимается ими как новый этап взросления, как подтверждение возрастающего доверия взрослых к детям.

По мере взросления, с усложнением обязанностей, малыш может проявлять лень. Важно пробудить детский интерес к любой грязной работе, помочь ему осознать ее значимость. При борьбе с ленью родители часто обращаются к наказанию. Справедливое наказание способно вызвать чувство вины у ребенка. Несправедливое наказание осознается им как оскорбление. Лучший способ решить проблему с ленью – поговорить с ним по душам.

Многие ежедневные обязанности дошкольника должны войти в привычку и выполняться без напоминаний. А уход за аквариумными рыбками, домашними питомцами, комнатными растениями способствуют воспитанию доброты, любви к природе, а главное – доставляют детям удовольствие.

Для дошкольника очень важен ручной труд (изготовление поделок, собирание пазлов, конструирование…), в процессе которого у детей вырабатывается усидчивость, формируются эстетические чувства.

Рекомендации для родителей:

• Помните: у детей должны быть разовые и постоянные обязанности.

• Любое новое дело нужно выполнять совместно.

• Вырабатывайте у детей привычку к постоянной занятости. Не позволяйте детям приобретать опыт беспорядочной и безответственной жизни.

• Соблюдайте последовательность в своих требованиях. Проявляйте тактичность при оценивании результатов детского труда.

• Поддерживайте у дочери и сына интерес к труду. Поручая непривычное для них дело, давайте им творческие задачи и избегайте чрезмерной опеки при их решении.

• Предлагайте такие дела, в которых чередовались бы сложные и простые, интересные и скучные операции, предоставляйте им роль организатора и исполнителя дела.

• Правильно оценивайте возможности детей. Родительские поручения должны соответствовать возрасту ребенка и доставлять удовольствие. Учитывайте его индивидуальные особенности.

• Привлекая малыша к домашним обязанностям, воспитывайте в нем привычку заботиться об окружающих его людях.

• Уважайте интерес малыша к любому виду труда и не заглушайте его стремления к самостоятельности.

• Воспитывайте у детей уважение к чужому труду. Рассказывайте им об особенностях своей профессии и профессиях близких родственников, соседей, друзей.

Трудовое воспитание в семье – это жизненная необходимость, которая помогает человеку реализовать себя или найти свое место в жизни.

Девчка помогает маме готовить

Воспитание

Для того, чтобы человек достиг каких-либо успехов в жизни, он должен быть трудолюбивым. Умение трудиться не заложено в человеке природой, данный навык должен быть сформирован. И чем раньше начнется процесс трудового воспитания, тем лучше для ребенка. Самый подходящий период привития трудовых навыков у детей – это дошкольный период. Трудовое воспитание дошкольников ставит перед собой цель – научить ребенка быть трудолюбивым, привить ему общетрудовые умения, развить чувство ответственности к выполняемой работе. Процесс воспитания малыша дошкольного возраста – это совместная деятельность детского дошкольного учреждения и семьи.

Уход за растениями

Значение детского труда и его виды

Воспитание трудовых навыков у ребенка имеет большое значение в формировании его физического и нравственного развития. Малыши, осваивая разные виды труда, постепенно становятся более уверенными, более крепкими физически.

Процесс труда дисциплинирует детей, развивает в них чувство ответственности за себя и свои действия.

Значение труда

Виды труда зависят от того, какая поставлена цель и в чем заключаются задачи трудового процесса:

Все виды труда направлены на то, чтобы малыши могли освоить все особенности окружающего мира, развивать способность мыслить, оттачивать память, изучить предназначение и научиться работать разными орудиями труда, ознакомиться с правилами использования материалов. Дети должны осваивать содержание процесса труда на примере взрослых, подражая им, перенимая определенные трудовые навыки.

Осваивая разные виды труда, дошкольники расширяют свой кругозор, у них формируется уважение к старшим.

Содержание видов труда дошкольников

Самообслуживание: начиная с младшего возраста у дошкольников необходимо формировать навыки обслуживания себя. Но в этот период детки вследствие физиологических особенностей еще не могут выполнять некоторые действия:

  • пальчики у малышей еще не совсем послушны;
  • последовательность выполнения некоторых действий не всегда запоминается;
  • у них еще не сформированы способности к управлению своей волей.

Данные моменты для ребенка сложны, поэтому, вероятность того, что они вызовут отрицание, велика. Что делать родителям и воспитателям в детском саду? Да ничего особенного, просто быть терпеливыми, спокойными и доброжелательными. Только такие средства смогут помочь малышу спокойно воспринимать просьбы умыться и почистить зубки утром, прибрать свою кроватку, самостоятельно одеться, раздеться, навести порядок в своих игрушках.

Самообслуживание

Средства и приемы освоения действий по обслуживанию себя достаточно просты:

Совет родителям: старшего дошкольника надо знакомить со школьной одеждой, атрибутами, пополнять словарный запас малыша и учить аккуратности в обращении с этими предметами. Например, готовить с ребенком одежду с вечера, аккуратно повесив ее на стульчик.

Хозяйственно-бытовой труд

Дошкольники должны осваивать навыки хозяйственной деятельности, уметь выполнять бытовую работу. Ребенку вполне по силам протереть пыль на мебели, дверные ручки. Малыш должен представлять содержание хозяйственно-бытового труда. Методы трудового воспитания позволяют малышу в каждой возрастной категории освоить новые трудовые действия.

Помощь родителям

Средства воспитания навыков и умений выполнения бытовой работы разнообразны: малыш может помочь накрыть на стол, прибрать за собой, подмести пол. В детском саду дети дежурят, так же накрывают на столы, поливают цветы, протирают пыль на полочках и в шкафчиках.

Взрослым надо корректировать содержание труда в зависимости от принадлежности к возрастной группе.

Совет: не забывайте хвалить ребенка, направлять его, но ни в коем случае не ругать, только тогда воспитательная цель будет выполнена.

Труд на природе

Трудовые навыки, выполняемые в природной среде – это прекрасные средства познания красоты своего родного края, развития наблюдательности и совершенствования движений. Задачи, которые предъявляются к этому виду трудовой деятельности – это развитие волевых качеств, силы и выносливости.

Уборка территории

Какие средства трудового воспитания используются в данном виде труда? Дети младшего дошкольного возраста могут кормить рыбок, на прогулке – птичек. Более старшим дошкольникам можно поручить поливать цветочки в группе. Родители могут аналогичные задачи поставить перед малышом дома. Если в детском саду есть уголок природы, то малыши могут оказывать посильную помощь в уходе за питомцами. Интересны и такие средства, как выращивание лука или зелени в баночке на окне, а также, наблюдение и уход за растениями, проросшими из семян.

Уход за овощами

Такие средства воспитания любви к труду в природе очень действенны, дети становятся добрее, получают удовольствие от процесса труда.

Ручной труд

Дошкольников надо учить работать руками. Это различные поделки, работа с материалами разного вида. На занятиях в детской саду малыши осваивают навыки выполнения работ с природным материалом, использовать в творчестве разные подручные средства и бумагу.

Дети и ручной труд

Ручной труд призван решать такие задачи, как выработка усидчивости, развитие чувства эстетики и терпения.

Особенности труда дошкольников

  • Детский трудовой процесс не направлен на создание материальных ценностей.
  • По характеру – воспитательный.
  • В процессе труда дети самоутверждаются.
  • Труд воспринимается детьми, как игра.
  • Труд дошкольников не оценивается и его содержание не включает материальное вознаграждение.
  • Характер труда детей – необязательный.

Как развивать у малышей трудолюбие

Чтобы ребенок стал трудолюбивым, его надо воспитывать. Но самое главное – он должен испытывать радость от труда.

Трудовое сопитания в игровой форме

Детский труд отличается своеобразность:

  • в содержательном плане – труд простой;
  • действия доступны;
  • связь с игровыми процессами.

Если понаблюдать за малышами, то можно увидеть, что 2-3 года в игре отражается труд взрослого человека. Дети имитируют действия старших. Пусть ребенок наблюдает за взрослыми, которые выполняют какую-либо работу. Малыши могут постирать белье для кукол, помыть мягкие игрушки, наконец, прибрать в своей комнатке или в детском уголочке. Дети после 5- 6 лет, а также, семилетки уже играют в ситуационные игры. Такие средства прекрасны в воспитании трудовых навыков.

Ситуационные игры

Содержание труда малыша похоже на содержание труда взрослого. Важно чтобы труд был осмысленным, приносил радость и разжигал творческие порывы.

Формы и методы организации воспитательного процесса

В детсадовской группе дети могут выполнять следующую работу, цель которой трудовое воспитание:

  • Поручения – это самые простые методы. малышу дают конкретное задание, которое он выполняет. Хорошо зарекомендовала себя система индивидуальных поручений.
  • Дежурство – малыши учатся отвечать за порученное дело, быть аккуратными и исполнительными.
  • Общий труд решает задачи нравственного воспитания. Его вводят в старших и подготовительных группах.
  • Между дошкольниками в процессе общего труда выстраиваются деловые взаимоотношения.

Какие средства являются основными для воспитания любви к труду у дошкольников?

Пример взрослых

  • собственный трудовой процесс, который осуществляют дошкольники;
  • ознакомление с процессом трудовой деятельности, выполняемой взрослыми;
  • познание трудового процесса через творчество и художественное развитие.

Итак, в процессе трудового воспитания у дошкольников должно сформироваться понятие трудового процесса. Отношение к труду и к трудовой деятельности, навыки выполнения определенных видов работы, соответствующей возрасту.

Педагоги дошкольного учреждения и родители должны действовать во взаимодействии и тесном сотрудничестве.

С ранних лет нужно воспитывать у детей трудолюбие, интерес и уважение, как к физическому, так и к умственному труду.

Жизнь детей должна быть заполнена разнообразной деятельностью. Малыши с большой охотой выполняют несложную работу по самообслуживанию (после соответствующего обучения), помогают взрослым, если их к этому приучают.

Домашнюю обстановку нужно по возможности приспособить для большей самостоятельности детей – маленькая скамеечка, низко прибитая вешалка для полотенец и пальто, полочка для книг, настольных игр.

Приобрести или сделать самим маленькое ведерко, тазик, щетку, метелку, корыто, утюжок, сшить для хозяйственной работы передник. Создать гигиенические условия труда, следить, чтобы ребенок долго не занимался одной работой. С 5-6 лет ребенок выполняет определенные посильные для него трудовые обязанности. Приучать детей делать не только то, что хочется или нравится, но и то, что необходимо, такая хорошая привычка пригодится и в учении.

Если мать стирает, то и дочь и сына нужно привлекать к оказанию ей помощи, стирать платочки, тряпочки, ленточки в своем тазике или корытце.

Если отец что-либо мастерит, то и ребенка надо привлечь к участию, к оказанию помощи подавать тот или иной необходимый инструмент, подержать деталь и т.д. Так, например, отец Игоря Иванова в присутствии сына занимался столярным делом, привлекая сына к участию в труде – Игорь подавал клещи, молоток и т.д. Иногда держал дощечки во время пилки отца, потом отец разрешил Игорю самостоятельно пилить под своим наблюдением. Отец сделал своему сыну примитивный комбинированный верстак – шкафчик, где все инструменты под рукой, ребенок может их самостоятельно снимать и вешать на место. Игорю понравилась работа с деревом, он научился хорошо пилить, скреплять части, с помощью отца он сделал пароход, грузовик, мебель. Так, исподволь, отец привил сыну любовь к столярному делу. Детей нужно учить, напоминать, проверять.

Детям необходимо рассказывать о своем труде (то, что ребенок сможет понять). Служить образцом для их поведения, взрослым оказывать друг другу помощь, внимание, заботу.

Необходимо привлекать детей к помощи взрослым в домашнем хозяйстве, по уходу за животными и растениям и: полить вместе со взрослыми комнатные растения, покормить кошку и т.п. Когда взрослые накрывают на стол, попросить помочь малыша принести небьющуюся посуду. Старшим дошкольникам можно поручать регулярно накрывать на стол и убирать со стола, мыть чайную посуду, мыть овощи и резать их, чистить вареный картофель, помочь приготовить домашнее печенье, поручать стирать одежду кукол, развесить мелкое белье, разгребать снег, прорывать канавки для весенних ручейков, убирать все игрушки на место, наводить порядок в игровом уголке, поливать комнатные растения и ухаживать за ними. Для старших дошкольников приобрести инструменты: молоток, клещи, обрезки дерева, пилу, ножовку, лоскуты материи, нитки и т.п.

Дети – дошкольники, мальчики и девочки могут делать многое, принося пользу, как для своего развития, так и для семьи. Правильное семейное воспитание – это трудовое воспитание.

Подготовила учитель-дефектолог

1. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения умственно-отсталых детей дошкольного возраста.


«Воспитание не только должно развивать ум, вооружить знаниями,

но и зажечь в человеке жажду серьезного труда,

Трудовому воспитанию, то есть привлечению детей к самостоятельному и посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка, и ближайшем будущем ученика школы.

Основная цель системы трудового воспитания – нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к труду, формирование к нему позитивного отношения.

Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние.

Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка.

Чтобы трудолюбие стало устойчивой чертой, взрослым нужно заботиться о том, чтобы дошкольник систематически упражнялся, выполняя различные трудовые действия, и стремился как можно лучше выполнить задуманное.

Особого внимания требует оценка труда ребенка, для которого исключительно важно узнать мнение взрослого, опытного и авторитетного человека, о том, насколько успешно он выполнил работу, каких результатов добился, почему и для кого они важны.

Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Одновременно нельзя забывать о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький – неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера.

Трудовое воспитание направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач: развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Ведущими принципами достижения цели выступают:

- принцип гуманности (личностный подход к ребенку);

- принцип ненасилия (добровольность участия детей в труде, эмоциональная насыщенность детского труда);

- принцип целостности (личность дошкольника рассматривается как целостный феномен, а характер трудовой деятельности дошкольников –многоплановость);

- принцип субъективности (субъектно-субъектное взаимодействие педагога с ребенком в процессе приобщения дошкольника к труду).

Необходимыми методами и приемами, которые используются для руководства разного вида детского труда, являются следующие:

- определить цель труда;

- помочь ребенку мотивировать свой труд;

- учить элементам планирования работы;

- учить достигать результата и оценивать его.

Труд – это сложный вид деятельности. Еще издавна приобщение ребенка к трудовой жизни семьи начиналось очень рано. С младенчества формировалось осознание труда как неотъемлемой и естественной части жизни.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого.

А.С. Макаренко рассматривал ребенка как будущего члена трудового коллектива. Одной из главных задач трудового воспитания он считал формирование у детей творческого отношения к труду. Говоря о труде маленьких детей, А.С. Макаренко указывал на его тесную связь с игрой, которая постепенно должна переходить в труд.

В.А. Сухомлинский писал, что детство не должно быть постоянным праздником. Если нет трудового напряжения посильного для детей, для ребенка остается недоступной и радость труда.

Основными задачами воспитания в труде и для труда К.Д.Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе.

Содержание труда реализуется в разных формах организации детей дошкольного возраста: поручения, обязанности, дежурство, индивидуальный труд, труд рядом, коллективный труд, общий труд, совместный труд.

Осуществление задач трудового воспитания дошкольника возможно только при наличии условий, при которых труд становится средством педагогического воздействия:

- систематическое включение каждого ребенка в труд;

- подборка оборудования для труда;

- учет нагрузки на ребенка;

Таким образом, труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации.

В своей работе мы большое внимание уделяемознакомлению детей с трудом взрослых, так как это формирует представление о роли труда в жизни людей, воспитывает стремление участвовать в нем.

Цель, которую мы поставили перед собой, состоит в следующем: формирование представлений детей о мире профессий и положительного отношения к труду.

Мы определили ряд задач, которые необходимо решить:

- развитие трудовой деятельности;

- развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения и желание следовать поступкам взрослых людей;

- формирование представления о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем;

- формирование у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей;

- научить детей отражать в сюжетно – ролевой игре особенности, присущие различным профессиям

- сформировать у детей добросовестное отношение к труду;

- воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.

Большое значение имеет содержание игры, учитывая, что оно оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка, педагогам необходимо развивать и поддерживать интерес к таким играм.

Игра для детей путь познания, это приобщение к жизни и начало профориентации. Поэтому необходимо создать условия, при которых дети могли бы использовать примеры труда взрослых. Для этого необходимы:

- показ детям разнообразного труда взрослых;

- объяснение его значения;

- организация совместной деятельности взрослых и детей.

При построении образовательного процесса по ознакомлению с трудом взрослых мы используем такие методы и приемы работы, как:

наглядные: наблюдения за трудом взрослых, демонстрация, рассматривание дидактических пособий, иллюстраций, фотографий, применение ИКТ;

словесные: объяснение, чтение художественной литературы, рассказ, беседы;

практические и игровые: совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, показ и разъяснение рациональных способов трудовых действий, организация практических трудовых действий, познавательно-исследовательская деятельность, опыты и эксперименты, проектная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, моделирование, обыгрывание способа действий, игровые проблемные ситуации, игры-драматизации, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т.д.).

Нами используются разнообразные формы работы: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность ребенка, художественно-творческая деятельность, целевые прогулки и экскурсии, культурно-досуговая деятельность, встречи с людьми разных профессий, живой пример окружающих взрослых.

Большое внимание уделялось чтению художественной литературы. Разнообразные жанры (потешки, стихи, рассказы, сказки и басни) пробуждают интерес, уважение к труду, у детей возникает желание подражать литературным героям.

Проводимая систематически работа способствует развитию речи и мышления (ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело), тренирует память, совершенствует внимание и воображение.

Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее.

Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. Формируются и совершенствуются не только личностные качества, но и взаимоотношения между детьми. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность, дисциплинированность, отзывчивость, доброта, забота, вежливость, умение договариваться, сопереживание.

Таким образом, труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Основные термины (генерируются автоматически): труд, ребенок, труд взрослых, трудовое воспитание, дошкольный возраст, игра, детский труд, особое внимание, педагогическое воздействие, положительное отношение.

Читайте также: