Труд детей в семье сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Постоянная занятость ребенка, увлеченность его трудом – надежная гарантия того, что он не станет пустым, никчемным человеком.

Большую воспитательную роль играет коллективные трудовые дни семьи. Труд вместе с взрослыми позволяет детям усвоить навыки правильной организации своего рабочего места, рациональные приемы работы, правило техники безопасности. Можно привлекать детей к благоустройству квартиры, созданию условий для наиболее полноценного отдыха.

Но для этого нужно долго и упорно трудится. Важнейшее место в семейном воспитании занимает – трудовое воспитание, воспитание трудолюбия.

Трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное отношение к труду, проявляющееся в трудовой активности, старании и усердия работника. Одно из средств самоутверждения личности.

Известный русский педагог А.С.Макаренко о трудовом воспитании детей в семье считал, что следует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем, чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, производить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т. п.

Попробуем подробнее проанализировать смысл и значение трудового воспитания в семье.

Первое, о чём в особенности должны помнить родители, это следующее.

Ваш ребенок будет членом трудового общества, следовательно, он будет принимать участие в общественном труде, насколько он к этому труду будет подготовлен. От этого будет зависеть и его благосостояние, материальный уровень его жизни. От природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие - к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течении его жизни и в особенности в молодости.

Следовательно, трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека – это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния.

Второе: трудится можно из нужды, из жизненной необходимости. В человеческой истории в большинстве случаев труд всегда имел такой характер принудительного тяжелого действия, необходимого для того, чтобы не умереть с голода. Но уже в старое время люди старались быть не только рабочей силой, но и творческой силой. Научить творческому труду – особая задача воспитателя.

Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта.

Третье: в трудовом усилии воспитывается не только рабочая подготовка человека, но и воспитывается правильное отношение к другим людям, - это уже будет нравственная подготовка.

Родители должны хорошо подумать над каждым из указанных обстоятельств. В своей жизни и в жизни своих знакомых они на каждом шагу увидят подтверждение важнейшего значения трудового воспитания в семья.

Педагогические условия совершенствования трудового воспитания в современной семье

Трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем.

В семье труд должен быть одним из основных элементов. Главное, о чем особенно должны помнить родители, это следующее: ребенок станет частью общества, следовательно, его положение в этом обществе, будет зависеть от того, насколько он будет готов принимать участие в общественном труде. От этого будет зависеть его благосостояние, материальный уровень его жизни.

Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано, уже в дошкольном возрасте.

Начинаться оно должно в игре. Ребенку должно быть указано, что он отвечает за целость игрушек, за чистоту и порядок в том месте, где стоят игрушки и где он играет.

С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отдалены от игры. Перед ребенком всегда должна стоять некоторая трудовая задача, которую он в силах разрешить. Эта задача может иметь как краткосрочный, так и длительный характер. Например: можно на долгое время поручить ребенку соблюдать чистоту в определенной комнате, а как он это будет делать – предоставьте решать и отвечать за решение ему самому. Этим вы поставите перед ним задачу организационную. Родители должны воспитывать у ребенка способность терпеливо и без хныканья выполнять работы неприятные. Потом, по мере развития ребенка, даже самая неприятная работа будет приносить ему радость, если общественная (для семьи) ценность работы будет для него очевидна.

Стимулирование трудовых усилий детей родителями

Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование ребенка.

Значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к труду играет общественное признание . Это поднимает настроение ребенка, выявляет у него сознательное отношение к необходимости трудиться на общую пользу.

Одобрение взрослых особенно важно тогда, когда ребенок испытывает внутреннее удовлетворение от сознания, что он добился успеха в выполнении трудового задания. Столь же важно - в случае необходимости – и порицания. В процессе педагогически организованного труда вырабатывается правильная нравственная и эстетическая оценка каждой личности.

В современных условиях с ее жесткими требованиями к общетрудовым и профессиональным качествам работника неоспоримые преимущества получают те, кто приучен трудиться добросовестно, выполнять любую работу качественно и в срок, обладает для этого требуемыми знаниями и навыками.

Больше всего затрудняет родителей вопрос, как нужно обращаться с так называемыми ленивыми детьми. Лень развивается у ребенка благодаря неправильному воспитанию, когда с самого малого возраста родители не воспитывают у ребенка энергии, не приучают его преодолевать препятствия, не возбуждают у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычки к труду. Способ борьбы с ленью единственный: постепенное втягивание ребенка в область труда, медленное возбуждение у него трудового интереса.

Качество труда должно иметь самое решающее значение: высокого качества нужно требовать всегда, требовать серьезно. Не нужно ругать ребенка за плохую работу, стыдить его, упрекать. Нужно просто и спокойно сказать, что работа сделана неудовлетворительно, что она должна быть переделана или исправлена, или сделана заново. При этом никогда не нужно производить работу за ребенка силами самих родителей, только в редких случаях можно проделать такую часть работы, которая явно не по силам ребенку. Не следует применять в области труда какие-либо

поощрения или наказания. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд. Но даже и таким словесным одобрением никогда не нужно злоупотреблять, в особенности не следует хвалить ребенка за произведенную работу в присутствии знакомых ваших и друзей. Тем более не нужно ребенка наказывать за плохую работу. Самое важное в этом случае – добиться того, чтобы работа была все – таки выполнена.

В том случае, если необходимость или интерес недостаточны, чтобы вызвать у ребенка желание потрудиться, можно применить способ просьбы. Просьба тем отличается от других видов обращения, что она предоставляет ребенку полную свободу выбора.

Просьба – самый лучший и мягкий способ обращения, но и злоупотреблять просьбой не следует. Форму просьбы лучше всего употреблять в тех случаях, когда вы хорошо знаете, что ребенок с удовольствием просьбу вашу выполнит. Если же у вас есть какое-нибудь сомнение в этом, применяйте форму обыкновенного поручения, спокойного, уверенного, делового. Если с самого малого возраста вашего ребенка вы будете правильно чередовать просьбу и поручение и в особенности если вы будете возбуждать личную инициативу ребенка, будете учить его видеть необходимость работы самому и по собственному почину выполнять ее, в вашем поручении не будет уже никаких прорывов. Только, если вы запустили дело воспитания, вам придется иногда прибегнуть к принуждению.

Принуждение может быть различное – от простого повторения поручения до повторения резкого и требовательного. Во всяком случае никогда не нужно прибегать к физическому принуждению, так как оно меньше всего приносит пользы и вызывает у ребенка отвращение к трудовой задаче.

Соревнование – метод направления естественной потребности к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Эффективность повышается, если задачи определяют сами дети.

Наказание – по этому вопросу до сих пор идут споры. Оно должно

предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и др. людьми.

Виды наказания: наложение дополнительных обязанностей, ограничение определенных прав, и т.п.

Употребляя наказание нельзя унижать ребенка, он должен осознавать справедливость наказания.

Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь ребенку увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить его к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии.

Ребенок познает в труде окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, он расширяет свой кругозор, становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний. В процессе труда ребенок будет контактировать с коллективом взрослых. Такая организация трудового воспитания способствует выработке навыков коллективной деятельности, где развиваются нравственные черты: дружба, взаимопомощь, коллективное творчество в труде, устанавливать взаимозависимость и согласованность в труде, атмосфера высокой моральной и материальной ответственности, критики и самокритик


Как, когда и в какой момент стоит подключать ребёнка к выполнению домашних обязанностей?

Первое трудовое воспитание ребенка происходит тогда, когда он начинает понимать, что вокруг все близкие что-то делают. Сестра моет посуду, мама моет полы, папа ремонтирует машину. И чем слаженней выполняется домашняя работа, тем скорее ребенок захочет проявить свое участие в ней. Полезно привлекать детей к уходу за комнатными растениями, мелкими животными, летом к работе на огороде и т. д. Ребята охотно трудятся также над изготовлением простейших игрушек из бумаги, картона, пластилина. Этот труд носит творческий характер, помогает освоить навыки работы с помощью таких инструментов, как ножницы, молоток.

Конечно, любую работу взрослый сделает быстрее и качественнее без “помощи” ребенка. Но совместный труд просто необходим для его воспитания. Сущность трудового воспитания дошкольников заключается в приобщении к доступной трудовой деятельности и формировании у них положительного отношения к труду взрослых. Но для того, чтобы ребенок активно включался в трудовую деятельность, важно привить ему трудовые навыки и умения, желание и стремление трудиться самостоятельно. Помните о похвале, это очень важно в процессе воспитания ребенка!

Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Важно организовать труд детей родителями таким образом, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать в нем. Для успешного осуществления трудового воспитания в семье родители могут руководствоваться следующими рекомендациями:

 Приобщать ребенка к трудовым делам семьи как можно раньше;

 Закрепить за дошкольником постоянные обязанности, за выполнение которых он несет ответственность;

 Не допускать отступлений от принятых взрослыми требований, иначе ребенок будет уклоняться от выполнения своих обязанностей;

 Не наказывать ребенка трудом: труд должен радовать, приносить удовлетворение;

 Учить ребенка трудиться, прививая ему элементарные навыки культуры трудовой деятельности: рациональные приемы работы, правильное использование орудий труда, планирование процесса труда, завершение труда;

 Не давать ребенку непосильных поручений, но поручать работу с достаточной нагрузкой;

 Не торопить, не подгонять ребенка, уметь ждать, пока он завершит работу сам;

 Не забывать благодарить ребенка за то, что требовало от него особых стараний;

Сделанное своими руками ребенок ценит и бережет, поэтому необходимо привлекать его к общественно полезному труду. С этого начинается воспитание бережного отношения к окружающему.

Воспитание трудолюбия у детей в семье

Роль труда в жизни ребенка настолько велика, что без преувеличения можно сказать: сформированные в семье трудовые навыки определяют весь жизненный путь человека. Еще в XIX веке великий русский педагог К.Д. Ушинский рассматривал трудовую деятельность ребенка как основу его нравственного воспитания и нравственного становления. У ребенка от рождения есть потребность труда, поскольку она присуща самой природе человека. Но, как любая потребность, она нуждается в развитии. Основной целью трудового воспитания является формирование у детей ответственного и творческого отношения к разнообразным видам деятельности, что является определенной подготовкой к будущей профессиональной самоидентификации. Труд только тогда формирует позитивное отношение к разным видам деятельности, когда он хорошо организован и содержательно наполнен. Трудовое воспитание призвано формировать у воспитуемых ценностное отношение к труду, интерес к продуктам труда и своему месту в системе трудовых отношений. Влияние разного жизненного опыта, возрастных особенностей, ценностных ориентаций воспитанников ставит перед воспитателем задачи организации дифференцированного их участия в трудовой деятельности.

Не следует забывать, что главным в формировании трудолюбия у маленького ребенка является не результат труда, а сама трудовая деятельность. Пусть неумело, пусть грязи больше, чем чистоты, пусть участие малыша в труде требует времени от родителей. Это все — условия формирования его трудолюбия, приучение ребенка к труду, приносящему ему радость. В организации трудовых дел родителям необходимо учитывать особенности возраста, изложенные нами подробно в первой главе. Но считаем необходимым напомнить некоторые из них. Итак, дошкольники и школьники очень впечатлительны, поскольку у них развита эмоциональная сфера. Значит, надо представлять труд ярко, убедительно, красиво. Они подражают взрослым, значит, и трудиться следует вместе. Как научите, так и в дальнейшем ребенок будет выполнять трудовые дела.

Конечно, приучая ребенка к труду, следует соотносить его возраст и, так сказать, качество и количество труда. Существуют правила организации детского труда с учетом возрастных особенностей. Вот некоторые из них, предназначенные для дошкольного и младшего школьного возраста.

1. Трудовое поручение должно быть посильным для ребенка. Нельзя требовать применения трудовых усилий, не совместимых с физической подготовкой ребенка к осуществлению трудовых операций. Важна также и психологическая готовность к выполнению предлагаемых трудовых действий. К примеру, у вас были гости с детьми. Они играли, разбросали игрушки. Ваш ребенок устал. Гости ушли. Вы предложили ему убрать игрушки, но он хнычет, капризничает, не хочет это делать. В этом случае не надо настаивать. И ни в коем случае не надо убирать их самим. Ребенок устал, эмоционально перегрузился. Пусть он выспится и завтра сам уберет все по местам.

2. Труд должен давать ощутимые положительные результаты. Это важнейшее правило формирования трудолюбия у ребенка. Если результаты не удовлетворяют участников, то труд сразу становится для ребенка неинтересен. Например, ребенок нарисовал картинку и хочет ее повесить на стенку. Необходимо похвалить ребенка. Сразу же, не откладывая надолго, оформить ее и повесить на стенку. Гостям или родственникам показывайте труд ребенка, чтобы они тоже похвалили его за желание украсить дом. Чтобы не потерять детский азарт в выполнении трудовых дел, необходимо обучать ребенка правильным действиям, выполнять вместе с ним элементы трудовых поручений. Полезно, чтобы результаты труда были общественно значимы и привлекательны как лично для ребенка, так и для остальных участников трудовых дел.

Не следует также забывать, что владение навыками самообслуживания поможет ребенку, когда он пойдет в детский сад и, особенно в школу. Представьте себе: кто будет уделять внимание вашему ребенку-неумехе, если у него отсутствуют навыки самообслуживания? Если он не может одеться и раздеться сам, ему предстоят очень трудные моменты в его первоначальной школьной жизни. Кроме физических трудностей, выражающихся в том, что он элементарно не будет успевать после уроков физкультуры нормально одеться и прийти в класс на другой урок, ребенок станет испытывать и психологический дискомфорт, поскольку сверстники, владеющие приемами самообслуживания, будут его дразнить.

В своих рассуждениях мы не раз обращались к главной пристани человека — семье. Попробуем составить Кодекс усилий семьи в приобщении ребенка к труду.

1. Развивать у ребенка навыки самообслуживания. Для этого постоянно создавать ситуации, позволяющие ребенку вначале с помощью взрослых, а затем и самому одеваться, раздеваться, пользоваться унитазом, убирать за собой игрушки, помогать маме, папе и другим родственникам. Здесь самое главное в родительской тактике — постоянство и последовательность требований. Малыш не понимает, почему сегодня убирать за собой надо, а завтра нет. Причины взрослых его не впечатляют. В некоторых семьях создаются ситуации, когда взрослому легче сделать самому, чем ждать медлительного или неаккуратного малыша. Это основная ошибка родителей. Не важно в данном случае, спешите вы или нет, для вашего ребенка важна логика ваших действий.

2. Единство действий всех членов семьи по формированию у ребенка трудолюбия. Самый важный аспект воспитания — единство требований. Во многих семьях он так и остается недостижимым рубежом, за который родителей не пускают собственные амбиции и, простите, глупость. Взрослому человеку необходимо научиться выбирать правильные приоритеты. В воспитании детей самый верный приоритет — единство действий всех членов семьи по отношению к ребенку.

4. Поддержание уверенности в важности выполнения трудовых дел ребенком. Главное в родительской педагогике — помочь ребенку ощутить пользу от выполненного им трудового действия. Он замел общую прихожую — молодец! Теперь бабушке не надо это делать и она отдохнет! Он помыл свою чашку — молодец! Теперь маме меньше мыть посуды и она сумеет посмотреть фильм, который ей нравится! Необходимо постоянно объяснять ребенку, какую пользу семье принесли его трудовые усилия. При этом постоянно и неуклонно расширять горизонты охвата трудовыми делами жизни семьи. Трудовые дела, которые планируются для выполнения детьми, должны содействовать постепенному расширению круга их обязанностей, усилению их сложности, от мытья чашки после себя до мытья посуды для всей семьи. Только так трудолюбие как нравственное качество, сформированное в детстве, будет проявляться в поведении вашего ребенка всю дальнейшую жизнь.

Может, это покажется слишком высокопарным, но если родители будут внедрять в ходе воспитания трудолюбия у своего ребенка формулу: для себя — для родителей — для друзей — для людей всего мира, то они могут спать спокойно, ребенок не сделается великовозрастным бездельником, сидящим на шее у престарелых родителей.

Мы осветили некоторые элементы родительской заботы. Кодекс может быть расширен и дополнен, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, культурных и национальных особенностей семьи.

Значительный шаг в воспитании трудолюбия происходит с поступлением ребенка в школу. Школа обладает большим потенциалом в воспитании этого качества, поскольку сам учебный процесс требует значительных трудовых усилий. Главный учитель труда в школе — это учитель начальных классов. От него во многом зависит, не погаснет ли у школьника желание трудиться и демонстрировать всем результаты своего труда. Воспитание ребенка в начальной школе предполагает наряду с воспитанием комплекса нравственных качеств воспитание трудолюбия, как одного из доминирующих.

Для младшего школьного возраста приоритетом по значимости является учебный труд, пришедший на смену игре. Учебная деятельность — ведущая деятельность в этом возрасте, о чем мы неоднократно упоминали, характеризуя младший школьный возраст. Трудовое воспитание призвано развить у детей познавательные интересы, научить их радоваться новым открытиям и результатам учебного труда. Все формы организации учебной деятельности направлены на формирование у школьников познавательных интересов, интеллектуальных умений и навыков в познавательной деятельности. Труд активизирует ребенка. Добывая знания, школьник развивает самостоятельность как личностное качество. Большое значение для становления развивающейся личности имеет общественно полезный труд. Воспитательная роль различных дел, направленных на удовлетворение общественных потребностей, возвышает личность в собственных глазах.

Задача учителя и состоит, прежде всего, в том, чтобы школьник получал моральное удовлетворение от значимости для других людей результатов своих трудовых усилий. Не менее важен и следующий вид труда — труд по самообслуживанию. Вполне вероятно, что школьник уже владеет набором необходимых навыков по самообслуживанию, тогда целесообразно его привлекать для научения других детей этим полезным действиям. Именно приобретая навыки самообслуживания, ребенок готовится постепенно к производительному труду взрослого человека. Учитель, как правило, в своей профессиональной деятельности опирается на семью, поскольку все ясно понимают, что приучение детей к труду начинается именно в ней. Школа подключается на более поздних стадиях. Учителя и воспитатели реализуют задачи по самообслуживанию в разных формах воспитательной деятельности: индивидуальной, групповой, коллективной. Содержательное наполнение этого вида труда имеет обширный диапазон — от умения одеться до возникновения системы умений по поддержанию порядка в трудовом учреждении.

Постоянный созидательный труд воспитывает у школьников бережливость, аккуратность, ответственность перед сверстниками за вверенный участок приложения трудовых усилий.

Таким образом, в формировании трудолюбивого человека принимают участие и семья, и школа. Если при этом они демонстрируют единство требований, единство заботы о ребенке и единство уважения к его трудовым усилиям, то результаты такого воспитания, безусловно, удовлетворят всех.

Трудовое воспитание детей в семье

Нравственная ценность будущего гражданина во многом зависит от умения и желания трудиться. Правильно поставленное трудовое воспитание в семье – основа благополучной жизни в дальнейшем.

Положительные мотивы, которые подвигают человека к труду:

  1. Осознание его общественной значимости, гордость за себя и результат работы.
  2. Наличие материальной заинтересованности.
  3. Физическая потребность в труде и творческом созидании.

Трудовое воспитание в семье: Девочки моют пол

Падение престижа труда

Привлечение педагогического наследия прошлого в воспитании детей не всегда уместно, нынешние моральные ценности несколько отличаются, что особенно относится к трудовому воспитанию. Честный труд к сожалению, уже не является почетным.

Тому несколько причин:

  1. По сравнению с условиями жизни многочисленных чиновников, работа рядовых граждан не позволяет достойно содержать семью, обеспечивать своих детей. Их труд оплачивается не по достоинству.
  2. Учитывая размер нищенских пенсий, можно говорить о пренебрежении чиновников, политиков человеком труда.
  3. В стране процветает безработица, работа не имеет адекватной оплаты, люди работают практически даром, но по призванию.

Несмотря на все обстоятельства, трудовое воспитание важно для жизни семьи и необходимо каждому ребенку как бесценный опыт для самореализации в будущем.

Значение труда для развития личности

Современные родители очень часто недооценивают воспитание трудом. Жалея своих малышей, они оправдывают свои действия тем, что их чада еще наработаются в зрелом возрасте. Но такая позиция ошибочна, поскольку именно в детстве закладывается отношение человека к труду, основные трудовые навыки.

Такие качества как выносливость, терпение, стремление к преодолению трудностей, доведение начатого до конца формируются в ранние годы. Ребенок учится понимать, что работа может быть не только приятной, но и утомительной, грязной. Дисциплина и сила воли рождаются именно в такие моменты.

Убираясь по дому или помогая маме помыть посуду, малыш приучается к ответственности, понимает, что если выполнить поручение небрежно, то это никого не обрадует. Чем бы он ни занимался, его помощь демонстрирует любовь, внимание, уважение к родным.

Простое поручение по починке сломавшейся машинки или куклы – это не механическое воспроизведение определенных действий. Сознательный труд рождает инициативу, изобретательность, ребенок находится в активном поиске, стремясь найти пути решения проблемы. В это время развиваются его память, внимание, пробуждается воображение. Когда малыш занимается с небольшими деталями и предметами, формируется его мелкая моторика, которая напрямую влияет на совершенствование центров речи, интеллект.

Правильное воспитание детей младшего возраста не только приносит радость им самим, а делает счастливыми всех близких.

Рекомендации по трудовому воспитанию для родителей

Трудовое воспитание мальчика

Наследник вырастет трудолюбивым, если только отец сам не сидит без дела перед телевизором, перекладывая все заботы по дому на плечи жены. Труд старшего мужчины – наглядный пример для малыша.

Сообразуясь с возрастом отпрыска, умный папа привлечет его к посильной помощи: мальчик может подавать инструменты, помочь в саду или гараже. Общение в процессе работы очень сближает, а забивать гвозди или чинить утюг – это не обрыдлая обязанность, а увлекательнейшее занятие.

Трудовое воспитание девочки

Мудрая мать ненавязчиво привлечет дочку к помощи по дому: научит убирать, стирать, готовить элементарные блюда, сервировать стол. Со временем круг ее обязанностей расширится, она научится рукодельничать, заботиться о младших.

Выполняя работу сообща, мама и дочь смогут лучше понимать друг друга. Терпение и похвала старшей обернется в дальнейшем заботой о ней. Привычка заботиться об окружающих вырабатывается с детства.

Памятка о том, чего нельзя

Трудовое воспитание в семье поможет ребенку найти себя, правильно реализовать во взрослой жизни. Дедушка Ленин был прав, утверждая, что человек станет счастливым, когда труд будет приносить ему радость, станет его потребностью.

Читайте также: