Троицкий собор сообщение кратко

Обновлено: 17.08.2022

На территории Троице-Сергиевой Лавры существует множество удивительных по красоте и величию сооружений. Одним из таких является Троицкий собор. Это главный храм Троице-Сергиевой Лавры. Именно здесь нашли упокоение мощи известного святого, которого в российском государстве считают покровителем и главным проповедником православной веры - Сергия Радонежского.

История Троицкого собора

Троицкий собор – первое здание из камня на территории Лавры. Возведен в 1422-25 годах по предложению преподобного Никона на месте существовавшей ранее Троицкой церкви из дерева. Основной идеей строительства было увековечивание памяти преподобного Сергия: память о Сергии - священна и достойна возведения над его покоящимся прахом белокаменного златоглавого собора, одного из первых в Московском государстве.
Многие московские князья очень почитали Троицкий монастырь и стремились сделать его неприступной крепостью. Они жертвовали на строительные работы, в том числе, на создание богатого каменного храма в честь Сергия Радонежского, огромные средства. Большое содействие было оказано Дмитрием Донским, которого крестил сам Сергий Радонежский, считавшийся в те времена покровителем русской земли.
Согласно летописям, в день закладки первого камня храма, в монастырь прибыли не только видные церковнослужители, но и известные князья, талантливые архитекторы.
Сооруженный Троицкий собор стал типичным для того времени образцом раннемосковского архитектурного стиля конца XIV-начала XV веков, отличающегося отсутствием притвора и большим одноглавым куполом. Однако, существовала и особенность, не соотносящаяся с представлениями о создании подобных сооружений: членение фасадов не соответствует внутреннему пространству храма, барабан с шлемовидным куполом имеет смещение в сторону алтаря. Несмотря на то, что собор имеет не очень большую высоту, стены, завершающиеся вверху полукружиями с очертаниями в виде кокошников, позволяют создать иллюзию масштабности и огромной высоты как внутри храма, так и снаружи.
Уникален собор и внутри: роспись его осуществляли Андрей Рублев и Даниил Черный.
Троицкий собор пользовался огромной популярностью у первых лиц государства Российского. Этим обусловлено множество изменений внешнего вида храма. К примеру, в 1510 году царь Василий III в честь победного завершения похода на Псков, повелел покрыть кровлю храма железом. Иван Грозный, участвуя в молебне по случаю завоевания Казани, распорядился украсить купол позолотой. Позже к собору были пристроены несколько приделов: помещение для захоронений, Никоновский придел, трапезная. В XVIII веке вновь была изменена крыша, с севера от храма возвели паперть, изменили окраску фасадов, внутри постоянно обновляли росписи и иконы. Это, конечно, не могло не исказить первоначальный вид собора.
В начале XX века начали происходить существенные события не только в истории собора, но и всей православной веры в стране. В конце апреля 1920 года на территории Лавры открыли музей, а 31 мая в Троицком соборе прошло последнее богослужение. Неизвестно, как сложилась бы судьба уникальных ценностей собора, если бы решением Советской власти Троицкий собор постигла та же участь, как и многие уникальные архитектурные сооружения по всей стране.
В послевоенные годы начинается возрождение здания собора и максимальное приведение его к первоначальному виду. В 1960-х годах завершились восстановительные работы, результатом которых стало воссоздание образа Троицкого собора.

Архитектура


Троицкий собор – одноглавая церковь, четырехстолпная с одной стороны и имеющая три небольших выступа. Переход от стен к купольному барабану выполнен очень плавно, кровля украшена двумя рядами кокошников, повторяющих очертания завершения стен.
Конструкция храма такова, что при сравнительно небольшой высоте создается впечатление величия и возвышенности. Окна и порталы выполнены таким образом, чтобы зрительно увеличить высоту храма. Стены сооружены из больших блоков белого камня. Несмотря на то, что собор не имеет ярких выделяющихся украшений снаружи, он выглядит очень нарядно благодаря золоченой кровле и скромному орнаменту в виде широкого пояса из трех переплетающихся лент. Барабан купола не совсем типичный - он имеет десять узких окон, вместо стандартных для подобной конструкции восьми.
Излишняя "вычурность" храму совсем ни к чему, ведь изначально его строили в качестве места упокоения святого Сергия Радонежского, до сих пор мощи преподобного находятся внутри храма.

Внутренняя отделка собора

Внутри собор удивительно красив, здесь важна каждая деталь, а в комплексе все составляет неповторимую целостность. Храм построен таким образом, что внутри он кажется намного больше и выше, чем снаружи. Этот эффект создан благодаря близости порталов к апсидам, смещению главы храма к алтарю. Усиливается видимость огромного пространства чуть наклоненными стенами и барабаном купола к центру и "вытянутости" верхних арок. Особенно удивителен вид росписи в полумраке солнечных лучей, проникающих из окон основания купола внутрь храма.
У южной стены, под углом 90 градусов к алтарю, расположена рака с мощами преподобного Сергия. Такое расположение не случайно: это сделано по древнему византийскому канону.
Иконостас храма неповторим. Над ним трудились лучшие мастера иконописи XV века Андрей Рублев и Данила Черный. Сегодня практически каждому ребенку знаком сюжет знаменитой иконы Андрея Рублева "Троица", которую мастер писал специально для иконостаса Троицкого собора. Сегодня здесь можно увидеть ее копию, а оригинал уже давно находится в столице, Третьяковской галерее.
Иконостас храма имеет многоярусную структуру. В нижнем ряду расположены иконы местного чина, главной из них, конечно же, является "Троица", а также несколько икон с сюжетами о жизни основателя монастыря. Сохранены иконы "Спас Нерукотворный", "Спас на престоле", "Сошествие святого духа на апостолов", выполненные известным мастером Симоном Ушаковым.
Деисусный чин, выполненный Андреем Рублевым и его учениками, состоит из 15 икон с ликами святых, некоторых из которых в своих молитвах поминал Сергий Радонежский. Праздничный ряд рассказывает истории евангельской тематики и состоит из 19 икон.
Верхний ряд выполнен в начале XVII века. По заказу Бориса Годунова иконостас пополнился двадцать одной иконой в серебряных окладах.
Первоначальная настенная иконопись в соборе не сохранилась. Несколько раз ее пытались восстановить, но некоторые сюжеты пришлось обновить.
Сегодня в храме можно увидеть несколько истинных сокровищ. Среди них - рака с мощами Преподобного Сергия, своды храма украшает уникальное паникадило, а в Алтаре находится Архиерейское кресло.
Изначально мощи Сергия хранились в специально созданной раке из дерева. В конце XVI века при участии Ивана Грозного было решено изготовить новую раку из серебра. Позже к серебряной раке с украшениями фигурными элементами и текстом Жития Святого, добавилась сень из серебра. В XIX веке появилась крышка для раки. Под стеклом можно увидеть вещи, принадлежавшие Преподобному Сергию - посох, схима, 2 тарели из дерева для литургий.
Паникадило из меди, покрытое золотом украшает подкупольное пространство в соборе. Этот уникальный предмет был подарен собору царем Иваном Грозным. Работу выполнили известные мастера немецкой фабрики Фишеров. Паникадило украшена литыми фигурами апостолов, очертаниями Пресвятой Богородицы и Спасителя.
В конце XVIII века сокровищница Троицкого собора пополнилась еще одним уникальным предметом: митрополиту Платону было подарено уникальное кресло ручной работы. Выполнили его мастера из Тулы. Архиерейское кресло из стали с позолотой сохранилось до наших дней и до сих пор находится в алтаре. Здесь же можно увидеть и серебряную сень над престолом, изготовленную в 1809 году.

Троицкий собор – по-настоящему святое место. Не зря паломники и обычные туристы спешат сюда, чтобы поклониться мощам преподобного Сергия Радонежского. Молитва, обращенная к святому, помогает избавиться от хвори моральной и физической, надолго зарядиться силами и энергией. Мощь и величие сооружения, неповторимые ощущения присутствия чуда внутри храма никого не оставят равнодушным!


Собор сооружен в 1422 г. над гробом Сергия Радонежского на месте деревянного собора 1412 г., посвященного Троице (строительство осуществлялось на средства Московского вел. кн. Василия I и Звенигородского кн. Юрия Дмитриевича). В XV-XVI вв. здесь крестили наследников московского престола, скрепляли договоры целованием креста у гроба Сергия. Как и собор Успения "на Городке" в Звенигороде, это четырехстолпный, крестовокупольный храм, стоящий на подклете и возведенный из белого камня. Но декор в соответствии с общим обликом здания стал строже: осталась только тройная лента резного орнамента, опоясывающая стены, апсиды и барабан. Стены членятся здесь лишь плоскими лопатками, на которые опираются килевидные арки закомар.

Все формы храма очень просты и компактны апсиды почти не выступают за пределы основного куба и подняты на одну высоту, к самому его верху; килевидные кокошники, так называемые диагональные закомары, едва возвышаются над закомарами фасадов (кокошники у постамента барабана разобраны в 1510г.); гладкие стены имеют довольно значительный наклон внутрь, чему соответствует сужение кверху барабана купола. Внутренняя конструкция здания не отвечает членениям его фасадов. Небольшой по размерам храм-мавзолей внутри довольно просторен: его столпы сильно сдвинуты к востоку, и алтарная часть очень невелика, что связано, вероятно, со стремлением увеличить вместительность храма. Но этот сдвиг неблагоприятно сказался на внешнем облике здания, несколько нарушив его центричность и равновесие масс: глава смещена к востоку, западные диагональные закомары оторвались от нее, южный и северный порталы также расположены не в центре, а ближе к апсидам. Ради восстановления симметрии и пришлось сохранить равномерное трехчастное членение фасадов лопатками, не выявляющее внутренней планировки.

Внутри плоскости стен, лишенные всяких декоративных элементов, производят еще более строгое впечатление, чем наружные стены фасадов. Со стороны западного фасада в XVI в. к собору пристроили паперть, а с юго-восточной 1548 г. над гробом игумена Никона Никоновский придел (в 1623 г. перестроен). Около 1425-1427 гг. собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным с помощниками. В 1635 г. их фрески ввиду плохой сохранности были сбиты и заменены новыми, исполненными местными иконописцами, но с сохранением старой системы росписи. В дальнейшем стенопись неоднократно поновлялась. В настоящее время стены собора (в их верхней части) украшают фрески 1635 г., раскрытые в процессе реставрационных работ 1949-1954 гг. (в нижней части стен роспись не сохранилась и была восстановлена заново в стиле XVII в.). Первоначальная орнаментальная роспись, принадлежащая Андрею Рублеву, сохранилась лишь на откосах двери в дьяконнике.

Одновременно с Троицким собором в 1635 г. был расписан и Никоновский придел, но живопись этого времени сохранилась только в его средней закомаре над апсидой (композиция "Богоматерь с младенцем и святителями") и в простенках барабана купола (фрагментарно). Андреем Рублевым и Даниилом Черным с артелью был выполнен ок. 1425-1427 гг. и иконостас (за исключением праотеческого яруса, созданного в 1600 г. по велению Бориса Годунова). Кроме того, Андрей Рублев несколькими годами раньше написал для Троицкого собора икону "Троица", входившую в состав местного ряда иконостаса (с 1929 г. хранится в Третьяковской галерее, а на ее месте находится копия). В местный ряд входит и другая глубоко чтимая икона "Сергий с житием" (конец XV в.), принадлежащая школе Дионисия. В соборе стоит серебряная рака над гробом Сергия Радонежского (исполнена мастерами Оружейной палаты в Москве в конце XVI в. по велению Ивана Грозного) прекрасный образец русской чеканки (поступила в монастырь после смерти Грозного в 1585г. как вклад царя Феодора и царицы Ирины). Серебряная сень вклад императрицы Анны Иоанновны изготовлена в Москве в мастерской Давида Прифа и установлена в 1737 г.

The Trinity Cathedral Troitse Sergiyeva Lavra.jpg

Белокаменный Троицкий собор является одним из важнейших памятников ранне-московского зодчества. С Троицкого собора началось формирование уникального архитектурного ансамбля монастыря. Древнейшая роспись внутренних стен собора, выполненная в 1425—1427 гг. преподобными иконописцами Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным, до нас не дошла. Сохранившаяся роспись выполнена в 1635 г. и воспроизводит древнюю иконографию первоначальной росписи. Главное художественное сокровище Троицкого собора — его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в первой трети XV в. преподобным Андреем Рублёвым и мастерами его круга.

В Троицком соборе ежедневно совершаются богослужения: Божественная литургия (начало в 6 час. 30 мин., кроме будних дней Великого поста), молебны с акафистом преподобному Сергию у раки с его святыми мощами (с 5 час. 30 мин. до 20 час. 30 мин.), а также другие богослужения. В Троицком соборе принимают монашеский постриг братия обители.

Ссылки

  • Храмы по алфавиту
  • Появились в 1423 году
  • Памятники архитектуры России
  • Раннемосковское зодчество
  • Соборы России

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря" в других словарях:

Троице-Сергиева лавра — См. также: Свято Троицкий монастырь Монастырь Троице Сергиева Лавра Свято Троицкая Сергиева Лавра … Википедия

Троице-Сергиева лавра — монастырь. Основан Сергием Радонежским в середине XIV в. (с 1744 лавра). Расположен в 71 км к северу от Москвы (современный город Сергиев Посад). Архитектурный ансамбль включает: крепостные стены и башни XVI XVII вв., Троицкий собор (1422 23),… … Энциклопедический словарь

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА — русский монастырь, основанный церк. и политич. деятелем Сергием Радонежским (в миру Варфоломей) ок. 1330 40. Первым игуменом монастыря был Митрофан (совершивший пострижение Сергия). Ок. 1353 92 игуменом Т. С. л. был Сергий. С 1561 настоятели… … Советская историческая энциклопедия

Троице-Сергиева лавра — крупнейший русский монастырь в 71 км к северу от Москвы, в Загорске. Основан в середине XIV в. монахом Сергием Радонежским, с 1744 лавра. В XVI в. были сооружены каменная стена с 12 башнями (1540 50, укреплены в XVII в.; современная… … Художественная энциклопедия

Троице-Сергиева пустынь — (Ленинградское шоссе, 15), бывший мужской монастырь. Основан в начале 1730 х гг. настоятелем Троице Сергиевой лавры Варлаамом на земле, подаренной лавре императрицей Анной Ивановной. В 1750 60 е гг. по проекту архитектора П. Трезини… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Троице-Сергиева лавра — крупнейший русский монастырь. Расположен в 71 км к С. от Москвы в современном Загорске. Основан в середине 14 в. Сергием Радонежским (См. Сергий Радонежский). Сооружение в 1540 50 каменных стен с 12 башнями (усилены в середине 17 в.;… … Большая советская энциклопедия

Троице-Сергиева Лавра — (Свято Троице Сергиева Лавра) расположена к северо востоку от Москвы, в самом центре Сергиева Посада. Основанный в середине XIV в. прп. Сергием Радонежским монастырь на протяжении столетий является одной из самых почитаемых общерусских святынь … Православие. Словарь-справочник

Троице-Сергиева лавра — мужской ставропигиальный правосл. монастырь в г. Сергиев Посад (Московская обл.), духовный центр Русской Православной церкви. Основан в 1337 (или в 1340 е гг.) одним из самых почитаемых святых преподобным Сергием Радонежским. Уже во вт. пол.… … Религии народов современной России



Троицкий собор, или как его иначе называют, Троицкий монастырь был основан в Подмосковье в середине четырнадцатом веке. Если быть более точным, то годом основания монастыря считается 1345 год. С самого начала он не был собором. Это была, всего лишь, небольшая деревянная келья, построенная братьями Варфоломеем и Стефаном из города Радонеж. Местом для своей кельи братья выбрали глухое северное Подмосковье на месте слияния рек Вондюги и Кончуры.. Келью решили построить на холме Маковец. Несколько лет Варфоломей проживал там в одиночестве. Сочетал молитву с трудом, псалмопением и чтением богомольных книг. Но вскоре о затворнике узнали жители близ лежащих городов и селений и к нему стали приходить люди. Варфоломею не хотелось разрушать своего одиночества, но отказать людям он не мог. Таким образом, келий в местности стало двенадцать. Вскоре Варфоломей принимает монашество и становится известен под именем Преподобного Сергия Радонежского, который считается основателем Троицкого монастыря.
В дальнейшем на месте, где жили Варфаламей и его сторонники, будут построены еще две деревянные церкви. И только после деревянных церквей вырастет белокаменный Троицкий монастырь, ставший историческим центром Руси. К монастырю станут стекаться верующие. Через десять лет после основания монастыря значительно расширяется его территория. Монастырь вводит общежитейский устав. Вся дальнейшая часть Троицкого монастыря формировалась уже вокруг белокаменного Троицкого собора. Однако, до сих пор перед ним сохранился небольшой дворик с теми же размерами, которые были во времена Сергия Радонежского. В центре главной площади монастыря находится памятник на котором показаны четыре эпохи, говорящие о славе монастыря и его услугах, оказанные им Руси.
Сергий Радонежский известен, как сторонник московских князей по объединению сил русского народа за его национальную независимость. Он становится крестным отцом детей князя Дмитрия Донского и принимает активное участия в разрешение междоусобных войн. В конце четырнадцатого века Русь ослабевает и становится зависимой от Золотой орды. Дмитрий Донской отказался платить ей дань в связи с чем наместник Золотой орды Мамай стал готовиться к походу на Русь. В 1380 году, обладая огромной военной силой, Мамай двинул cвоё войско к границе Руси. В его планах был быстрый захват русских земель и господство над ними. Мамая встречают не разобщенные дружины, как он этого ожидал, а единое русское войско. Стороны стали готовиться к большой битве. Перед битвой князь Дмитрий Донской посещает Троицкий собор с целью получения благословения Сергия Радонежского. Получив благословление игумена Дмитрий Донской возвращается и начинает готовиться к решающему сражению. Так началась историческая битва на Куликовском поле. Значение этой битвы было слишком велико. Либо Русь попадала на долгие времена под монголо-татарское иго, либо становилась сильной и сплоченной. Русские войска действовали решительно и очень быстро. Победа в куликовской битве показала всю мощь русского оружия и ее воинов.
Победа укрепила влияние Сергия Радонежского и Троицкого монастыря на исторические события на Руси. Сергий Радонежский великий миротворец сыграл большую роль в объединении народа. Он призывал к миру и объединению русских земель . Смерть Сергея Радонежского стала большой утратой для Руси. Он был провозглашен заступником и покровителем земли русской. Сергий Радонежский был погребен на территории монастыря и, вскоре, после смерти был причислен к лику святых. Архитектура Троицкого собора его монументальность и строгость форм полностью соответствовала назначению собора в качестве усыпальницы популярного поборника единения земли русской Сергия Радонежского основателя Троицкого монастыря.

Читайте также: