Троицкая церковь кулич и пасха в санкт петербурге сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Под боком у гиганта

В XIX веке место будущего храма находилось в десяти верстах от Петербурга, на территории села Александровское, во владениях генерал-прокурора князя Александра Алексеевича Вяземского. На постройку церкви сановник получил большую сумму денег от императрицы Екатерины II, что удостоверяют сохранившиеся на фасаде здания памятные таблички.

Возвращенный храм был абсолютно пустым. Все дореволюционные иконы и утварь бесследно исчезли, и целый год его приводили в порядок. Люди несли все, что сохранили у себя в домах. Так попали в Троицкую церковь две чудотворные иконы.

Колпинский образ

Этот образ святителя Николая прославился еще в петровские времена. Для строительства Петербурга лес с Синявинских болот сплавляли по Неве. Рабочие на болотах жили в землянках, и в поселении началась эпидемия. Как гласит предание, одному из рабочих явился во сне Николай Чудотворец и сказал, что надо отслужить молебен и обойти с иконой все землянки. После исполнения наказа болезнь отступила.

Освященные грошики

Большевики часовню при Стекольном заводе закрыли, а икону сохранили прихожане. В 1947 году на торжественном освящении Троицкой церкви в дар храму ее передал митрополит Григорий.

Записи всех чудес, происшедших по молитвам у иконы, собраны и изданы книжкой еще до революции. Но убедиться в ее дивных свойствах можно и сейчас, свидетельств хватает: от исцеления больных до удачного поступления в институт. Нередко именно к этой святыне стремятся приезжающие в Петербург современные паломники.

Покаяние активиста

Протоиерей Виктор Голубев рассказывает, что его приход всегда был многолюдным. В советские годы церковь была одной из немногих действующих. На большие праздники люди заполняли весь церковный сад, потому что внутри здания места не хватало. Правда, после крестного хода немногие оставались на ночную службу. И сейчас храм во время богослужений полон. А это самое главное в жизни прихода, считает настоятель, ведь совместная молитва — первейшее из всех приходских дел. Отец Виктор хорошо помнит, что не так давно для участия в любой церковной службе требовалась смелость настоящих исповедников веры.

Пасхальная радость

Школу при церкви решили построить после того, как в годы гласности и перестройки директора окрестных учебных заведений стали просить прислать к ним священника. Сначала настоятель отправлял к ним клириков храма, а потом решил, что пусть лучше люди сами приходят учиться Закону Божию. Сейчас в школе занимаются не только дети, но и взрослые, которые не хотят отставать от своих чад. Есть группы для маленьких, которые приходят вместе с родителями, отведено время для молодежи и для взрослых прихожан. Несколько бывших учеников воскресной школы поступило в семинарию.

В пирамидальной колокольне на первом этаже располагается трапезная. Из нее узкая винтовая лестница ведет в небольшой кабинет настоятеля. Протоиерей Виктор Голубев, прослуживший на этом месте почти 40 лет, радуется, что церковь-кулич и пасху-колокольню не разрушили в безбожные годы, что теперь люди могут свободно посещать храм. С легкостью вспоминает исторические вехи, сердечно рассказывает о старожилах церкви. И улыбается так тепло, что видно — в его удивительном храме каждое воскресенье Праздников Праздник и Торжество Торжеств.

"Куличом и Пасхой" петербуржцы называют церковь Пресвятой Троицы, расположенную на пересечении проспекта Обуховской Обороны и улицы Грибакиных, за ее необычную архитектурную форму. Храм, выполненный в виде изящной купольной ротонды, и отдельно стоящая пирамидальная колокольня действительно очень напоминают традиционные пасхальные угощения - кулич и творожную пасху.

История строительства храма довольна интересна. В XVIII веке в районе станции метро "Пролетарская" располагалось село Александровское - имение генерал-прокурора Сената Александра Алексеевича Вяземского, видного государственного сановника при Екатерине II.

Получив в начале 1780-х годов назначение на должность директора Императорского фарфорового завода, Вяземский решает устроить неподалеку от места службы свою летнюю резиденцию и возводит в Александровском роскошную усадьбу.

В большом барском доме, окруженном великолепным парком, устраивали пышные праздники со спектаклями и фейерверками, на которые съезжалась вся петербургская знать. Не хватало в имении только усадебной церкви.

В 1783 году князь Вяземский получает от Синода разрешение на постройку храма и доверяет его строительство архитектору Николаю Александровичу Львову.

Князь уже был знаком с работами зодчего. В 1779 году по заказу Вяземского Львов сочинил программы аллегорических барельефов, прославляющих добродетели и победы Екатерины II, для "залы Общего Собрания Правительствующего Сената".

Сюжет одного из главных барельефов, уничтоженного впоследствии по указанию Павла I, был описан Гавриилом Романовичем Державиным, другом Львова и подчиненным Вяземского, принимавшим участие в разработке программы:

"Россия в образе царствующей монархини. вводит в храм правосудия Истину, Человеколюбие и Совесть. Вдали видна твердая призматическая пирамида. Она изображает непоколебимую купность тех трех добродетелей. "

"Храм правосудия", судя по воспоминаниям, был выполнен в виде ротонды с колоннадой. Императрице барельефы понравились, поэтому, задумав постройку усадебной церкви, Вяземский решает прославить государыню на территории своей летней резиденции и заказывает Львову постройку храма-ротонды.

Прославление императрицы - это не только следование существовавшей традиции: князь Вяземский не раз щедро одаривался государыней, а перед постройкой усадебной церкви она пожаловала ему 200 000 рублей. Храм должен был стать олицетворением и верноподданических чувств, и благодарности за оказанные милости.

Подтверждают намерения заказчика слова-посвящения с вензелями Екатерины II, которые вместо текстов из священного писания высечены на мраморных досках над порталами: "В память твоих щедрот начата в 1785 году", "Твои щедроты соорудили окончана в 1787 году".

Возведенная за два года шестнадцатиколонная ротонда больше напоминала парковый павильон, чем культовое здание.

Еще более оригинальна четырехгранная пирамида колокольни храма. Два ее нижних яруса занимают жилые помещения, и только звонница в верхней части, прорезанная арочными проемами и увенчанная крестом, напоминает о предназначении сооружения.

По воле Екатерины II храм был освящен имя Святой Живоначальной Троицы в 1790 году.

В XIX веке к ротонде были пристроены сени и ризница, которые исказили идеальную форму храма, задуманную архитектором.

Подлинных авторских чертежей церкви не сохранилось, но споров об авторстве Львова в литературе последних лет я уже не встречала. В ротонде и пирамидальной колокольне, крестах за золотом шаре, "воздушных" или "духовых" печах храма специалисты угадывают почерк архитектора.

С 1871 года при Троицкой церкви работала школа для бедных и богадельня. 15 декабря 1874 года в этом храме окрестили новорожденного сына штабс-капитана Василия Ивановича Колчака и его супруги Ольги Ильиничны Колчак - будущего адмирала Александра Васильевича Колчака.

На территории храма сохранилась могила священника Василия Евфимовича Китаева, который служил в Троицкой церкви с 1872 по 1911 год.

Судьбу "Кулича и Пасхи" можно назвать счастливой. Церковь не была разрушена в советские годы. С 1938 года, получив статус памятника архитектуры, использовалась как клуб и библиотека, а уже в 1946 году была открыта для богослужений.

В 1990-х годах на территории храма выросло одноэтажное административное здание, надстроенное позднее до двух этажей, поэтому оценить удивительный замысел архитектора Львова становится все сложнее.

И тем не менее круглая ротонда храма и пирамидальная колокольня более двух веков продолжают удивлять тех, кто входит в церковный дворик за невысокой оградой.

Князь Вяземский был человеком кипучей энергии, грандиозных планов и щедрой фантазии. Сосредоточив в своих руках гигантскую власть тройного министра МВД, юстиции и финансов, он исправно исполнял свою многогранную работу и был в почете у императрицы.

На эти деньги князь решил возвести в имении церковь, причем такую, какой еще не было в Санкт-Петербурге. Вдобавок округа отчаянно нуждалась в приходе и соответствующем храме.

Бытует одна версия, которая может раскрыть суть строительства настолько необычного на Руси храма. Вяземский и Львов принадлежали к братству масонов: форма ротонды весьма любима масонами, пирамида же - один из наиболее распространенных символов масонской атрибутики. В таком случае оба приятеля-масона просто вложили в будущий храм секретные смыслы в соответствии с идеологическими канонами тайного общества.

Строительство храма завершили в 1790 году, императрица пожелала, чтобы храм столь живописных и оригинальных форм освятили во имя Святой Троицы и церковь получила название храма Святой Живоначальной Троицы.

К началу XX века Троицкий храм располагался уже всего лишь в пяти верстах от городской черты, сократив былую дистанцию вдвое.

Ограда церкви Кулич и Пасха в Санкт-Петербурге. Не сохранилась.

После революции прихожане всеми силами пытались поддерживать хоть какие-то отношения с властью, вести с ней диалог ради спасения храма и хранящихся в нем святынь. Шли на любые ухищрения и искренне верили, что придание зданию по-прежнему действующей церкви статуса памятника архитектуры 1 категории и передача его 16 августа 1931 года под охрану Главнауки поможет уберечь его от гибели.

10 октября 1937 года все надежды прихожан и сочувствующих Троицкому храму рухнули. С началом весны 1938 года Троицкая церковь была закрыта и превращена в клуб. Практически все ценное убранство храма было уничтожено. В дальнейшем Троицкая церковь была превращена в библиотеку. К тому времени от ее внутреннего убранства и всей атрибутики православного храма не осталось и следа.

Ныне Троицкая церковь является памятником архитектуры федерального значения и охраняется государством.

Мировое христианское зодчество включает в себя множество видов и вариантов структур православных храмов. Тем удивительнее, что небольшой петербургский храм Святой Живоначальной Троицы при всем очевидном разнообразии их архитектурных воплощений по-прежнему абсолютно оригинален, не имея аналогов как в отечественной, так и в зарубежной христианской архитектуре. При этом, имея смелое и оригинальное композиционное решение, Троицкий храм, сохранившийся и поныне фактически в неизменном виде, вполне органично сочетает в себе архитектурные находки со строгими традициями русского классицизма, и прежде всего - его раннего периода.

Если основное здание храма круглое и представляет собой увенчанную массивным куполом ротонду, в общем-то мало характерную для православных церквей, то его высота традиционно равна диаметру ротонды. Также храм вполне канонически обрамлен изящными белыми ионическими колоннами, а верхние, подкупольные части церковных стен декорированы фризом.

Все это вкупе с различными деталями оформления фасада - украшенные направленными вниз завитками ионических волют капители, овальные окна второго яруса - характерные приметы раннего русского классицизма.

Узкая колокольня, расположенная западнее ротонды церкви, действительно на ее фоне весьма напоминает творожную пасху, пусть и отделанную листами серого оцинкованного железа. Купола и колокольни, и храма венчают православные кресты.

Яркий пример тому - богатый резной иконостас в синих с золотом тонах, датируемый серединой XVIII века. В Троицкую церковь он был передан из бывшей Благовещенской церкви, что на Васильевском острове.

Внутренний интерьер круглого зала храма-ротонды оштукатурен и окрашен в голубые тона с белым декором. Храмовые стены красиво декорированы, белые коринфские пилястры поддерживают широкий пояс горизонтального перекрытия - антаблемента.

Венчающие части пилястр - капители в коринфском ордере традиционно выполнялись в виде чаш или корзин с фруктами, цветами и листьями.

В русской иконографии этот символ появляется в конце XVIII века благодаря императору Павлу I, благоволившему масонству в России; ныне его изображение присутствует на денежной купюре доллара США.

Голубой купол имитирует близость неба, порождая ощущения необыкновенной легкости на душе и воздушности небесного свода.

Территория, на которой ныне находится храм, в XVIII веке принадлежала князю Александру Алексеевичу Вяземскому. Князь являлся директором Императорского фарфорового завода, стоявшего на Шлиссельбургском тракте (сейчас - проспект Обуховской Обороны). Здесь же, рядом с заводом, он устроил свою резиденцию - имение Александровское.

Однажды, Вяземский получил от императрицы Екатерины II подарок - 200 тысяч рублей. В память об этом событии он решил на эти деньги в своём усадебном парке построить храм. На фасаде церкви и сейчас можно увидеть надпись "В память твоих щедрот. Начата в 1785 году". Воплощение идеи в жизнь князь поручил архитектору Н.А. Львову, известному мастеру русского классицизма.

Храм, стоявший некогда в парке имения, имеет вид ротонды, снаружи окруженной ионическими колоннами, внутри оформленной белыми коринфскими пилястрами, а колокольня – вид четырехгранной пирамиды, с крещальней на первом и звонницей на втором ярусе. Круглое помещение церкви вмещает около 800 человек.

Колокольня Храма Святой Живоначальной Троицы (
Колокольня Храма Святой Живоначальной Троицы ("Кулич и Пасха"). Санкт-Петербург
Столь своеобразную форму храма объясняют следующим. Заказчик, князь Вяземский, был генерал-прокурором и потому, по замыслу архитектора проекта, ротонда символизирует храм правосудия, а "твёрдая призматическая пирамида" - "неколебимую купность. трёх добродетелей": Истины, Человеколюбия и Совести, т.е. символ Зерцала Петра I. За необычный облик в народе храм прозвали "Кулич и пасха".

Строительство церкви велось в 1785-1787 годах, освящение во имя Святой Живоначальной Троицы состоялось 13 мая 1790 года.

В 1857–1859 к церкви были пристроены ризница, притвор, две часовни и ограда, что несколько нарушило первоначальный композиционный замысел; в 1905 году престол был украшен мраморной с инкрустацией одеждой.

С 1871 года при церкви работало попечительство о бедных со школой и богадельней. При храме было кладбище с Успенской церковью.

В 1913 году был создан "Детский союз" для детей: ребятишки в возрасте 6–14 лет, здесь собирались дважды в неделю — для молитв и бесед.

С 16 августа 1931 года здание ещё действующей церкви находилось под охраной Главнауки как памятник архитектуры I категории.

В марте 1938 года решением Ленгорисполкома от 2 февраля 1938 церковь была закрыта. Все церковные ценности, в том числе и главная святыня - икона Пресвятой Троицы [1], были изъяты, а затем бесследно пропали. Здание было признано "памятником всесоюзного значения" находящегося под охраной государства,использовался под клуб и библиотеку.

Совет по делам РПЦ при СНК СССР по Ленинграду и области одобрил решение от 17 ноября 1945 года открыть храм "Кулич и Пасха" для богослужений. Однако райисполком не дал этого сделать. И только после ходатайства митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) председателю Ленсовета П.С. Попкову, секретариат Ленсовета дал вторичное указание Володарскому райисполкому не препятствовать открытию церкви. После чего был возобновлён ремонт здания храма, и Троицкая церковь была открыта для верующих 17 апреля 1946 года.

Святыни

Духовенство

Настоятели

  • Илья Петров (1790 [2] - 1806)
  • Михаил Добронравин (1806 - 1810)
  • Никита Орловский (1818 - 1822)
  • Петр Виноградов (1822 - 1828)
  • Смирнов (? - 1835)
  • Матфий Цветков (1837 - 1851)
  • Павел Стрелинский (? - 1872)
  • Василий Китаев (1872 - 1911)
  • Иоанн Колесников (25 апреля 1911 - 29 сентября 1915) [3]
  • Николай Клериков (1915 - 1917)
  • Владимир Базарянинов (1919 - 1924)
  • Михаил Вертоградский (1924 - 1928)
  • Василий Спиридонов (1935-1936)
  • Леонид Дьяконов (1936 - 1938)
  • Михаил Смирнов (1946 - 1947)
  • Николай Ломакин (1947 - 1948)
  • Иоанн Птицын (1948 - 1949)
  • Модест Лавров (1949 - 1952)
  • Феодор Цыбулькин (1952 - 1963)
  • Андрей Крылов (1963 - 1973)
  • Виктор Голубев (1973 - по н.в.)

Священники

Дьяконы

  • Василий Лебедев (1895 - 1897)
  • Феодор Кемецкий (1897 - 1916)
  • Иоанн Александров (? - 1937)

Интересные факты

  • 5 декабря 1874 года в Троицкой церкви с.Александровского Санкт-Петербургского уезда был крещен А.В. Колчак.
  • 1 марта 2010 года Банк России выпустил в обращение памятную серебряную монету номиналом 3 рубля "Церковь Пресвятой Троицы (XVIII в.), г. Санкт-Петербург".

Статьи

Использованные материалы

[1] Была пожертвована крестьянами села Александровского в 1824 году, впоследствии украшена серебропозлащёной ризой.

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Читайте также: