Традиции русского этикета сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры, который затрагивает всю гамму чувств и эмоций человека, обогащает само человеческое общение. Роль этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами.

Содержимое работы - 1 файл

реферат по культурологии.doc

Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры, который затрагивает всю гамму чувств и эмоций человека, обогащает само человеческое общение. Роль этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами.

Этикет основан на практической общественной целесообразности. Важнейшей особенностью этикета является то, что он всегда подчинен сложившейся системе культурных ценностей. Принять этикетные нормы - значит признать себя членом данной социальной группы или общества в целом и подчиниться сложившимся здесь культурным ценностям.

Социальная значимость этикета проявляется в том, что он отражает равенство и неравенство индивидов и групп (как внешнее, так и внутреннее), сложившуюся в обществе социальную иерархию, демократизм или консерватизм социальных отношений. Этикет позволяет людям ориентироваться в повторяющихся социокультурных ситуациях (приветствия, знакомства, поведение в общественных местах и т.д.). Этикет отражает и общий культурный уровень людей (образованность, воспитанность, конформизм).

Этикет определяет самые разнообразные правила поведения: как представлять друг другу незнакомых людей, как вести себя в гостях и общественных местах, как одеваться и даже такие, казалось бы, незначительные детали, как держать вилку и нож, можно ли пить чай из блюдечка и многие другие. Правила поведения в большинстве своем являются итогом многовекового развития культурных традиций народов. То, что не выдержало проверку временем, отбрасывалось. Прежде всего, уходили в прошлое те черты, которые несли в себе элементы высокомерия, пренебрежительного отношения к простым людям.

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТИКЕТ И РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

Современный человек живет сложной насыщенной событиями и ситуативно-богатой жизнью, для него невозможно предусмотреть правила поведения на все возможные случаи. Это делает необходимым изучение человеком не столько буквы, сколько духа этикета, чтобы иметь возможность ориентироваться в ситуации и всегда действовать в соответствии с правилами поведения.

Условно современный этикет можно разделить на деловой и неофициальный. Деловой этикет регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей. Неофициальный (светский) этикет упорядочивает общение в сфере досуга и удовлетворения материальных и духовных потребностей (при приеме пищи, подборе элементов одежды, организации торжеств, посещении театральных спектаклей, концертов, спортивных зрелищ и т. п.). В связи с присутствием в программе официальных мероприятий деловых приемов, выступлений артистов четко разделить деловой и неофициальный этикет бывает затруднительно. Упорядоченностью и строгостью отличаются дипломатический протокол и этикет. Деловой протокол и этикет в целом, ориентированные на широкий круг деловых людей, отличаются большей гибкостью и меньшей формализацией.

Особенно важно понимание сущности этикета и культуры поведения для такого должностного лица, каким является социальный работник. В его деятельности этикет играет все более важную роль, способствуя развитию конструктивных, доброжелательных отношений с партнерами.

В социальной работе, которая связана с высокой степенью индивидуализации труда и непосредственно с человеком, этикет стоит очень близко к нормам поведения. В общении и взаимоотношениях с клиентами и их близкими, с коллегами, представителями различных организаций профессионал является официальным лицом, представляющим свое учреждение и государство. От того, насколько внешний вид и поведение, речь социального работника соответствуют общепринятым правилам этикета, зависят не только доверие к нему и эффективность работы, но и общественное мнение о социальных службах и социальной работе.

Принцип гуманизма, человечности, который воплощается в ряде моральных требований, обращенных непосредственно к культуре взаимоотношений. Это вежливость, тактичность, скромность и точность.

Вежливость - форма взаимоотношений между людьми, суть которой доброжелательство, желание другому человеку добра. Доброе отношение к людям - главная нравственная основа современной этики. Принято выделять несколько оттенков вежливости: корректность, учтивость, любезность, деликатность.

Тактичность - это чувство меры, которую следует соблюдать в отношениях с другими людьми, умение чувствовать ту границу, за которой может наступить обида у человека, с которым мы общаемся. Тактичность включает в себя умение не замечать ошибок и оплошностей другого, не делать ему замечаний в присутствии других людей, не задавать вопросов, которые ставят собеседника в неловкое положение. Тактичность всегда предполагает чуткость к переживаниям другого человека и способность считаться с ним не ради собственного блага, но по доброте.

Скромность - умение сопоставить самооценку с мнением окружающих людей, не переоценивать себя, свою значимость, не афишировать свои достоинства и заслуги, уметь сдерживать себя. Скромность предполагает безыскусственность поведения, отсутствие театральности, позерства. Подлинная скромность не имеет ничего общего со скованностью, замкнутостью, робостью.

Точность - умение ценить свое слово, не бросать его на ветер, т.е. выполнять то, что обещано, вовремя приходить, не опаздывать и т.д.

Второй важнейший принцип современного этикета - Принцип целесообразности действий. Почему котлету не следует резать ножом? Да потому что она мягкая! Все очень разумно, просто. В этом как раз и заключается преимущество современного демократичного этикета перед сословным, аристократичным. Современный этикет предполагает, что если мы не знаем, как нам следует действовать в какой-то ситуации, то следует руководствоваться принципом целесообразности, удобства. Но при этом надо помнить, что удобно должно быть не только нам, но и окружающим.

Народные обычаи и традиции - четвертый принцип современного этикета.

Некоторые нормы и обычаи возникли очень давно, и, дойдя до нашего времени, они утратили свой первоначальный смысл и значения. И сегодня они представляют собой обычаи и традиции, которые закрепились в культурном опыте человечества. Объяснить же истоки того или иного правила довольно сложно.

В России культура этикета распространилась значительно позднее, чем в Западной Европе. По предшествующие этикету формы регламентации, подкрепленные обычаями и нормами православной морали, были широко представлены в среде высших слоев России в XVI— XVII вв. Допетровская Россия берегла свой патриархальный мир от влияния западной цивилизации. Наиболее ярко русский быт и свод обычаев нашли свое отражение в изданном в XVII в. ''Сборнике правил поведения горожанина, которыми он должен руководствоваться в отношении светской власти и Церкви, семьи и слуг".

Жизненный уклад в России начал резко меняться в буржуазную эпоху Петра I насыщенную значительными событиями. Поставив своей задачей европеизацию всего уклада жизни в России, Петр I стал с невиданным размахом вводить различные новшества в повседневную жизнь и быт российского дворянства.

Реформы Петра 1 затронули все стороны жизни русского общества, в том числе и этическую. Правила поведения вводились указами Петра I и имели силу закона. Правила касались одежды, которая должна была соответствовать установленным образцам, поведения в общественных местах и в быту, общения.

Эта книга, безусловно, сыграла огромную положительную роль в развитии культуры этикета в среде русского дворянства. Но, в немалой степени, этому способствовали и другие предпринятые Петром культурные акции, в частности, введение новых покроев платьев, париков, бритья бород и т.д. Правила этикета внедрялись Петром 1 соответствующими указами, содержащими угрозы наказания за их невыполнение (и в этом, смысле, как и в Европе, этикет имел силу закона).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Родной язык.

Тема. Традиции русской речевой манеры общения. (П.12, стр.80)

ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать представление учащихся о речевом этикете.

ЗАДАЧИ УРОКА: познакомить учащихся с этикетными формулами речевого общения, учить устанавливать зависимость этикетной формы от речевой ситуации; воспитывать в детях культуру речевого общения, уважительного отношения друг к другу.

Вступительное слово учителя.

К сожалению, нам нередко приходится слышать такую форму обращения. Речевой этикет и культура общения - не слишком популярные понятия в современном мире. Один посчитает их чересчур декоративными или старомодными, другой и вовсе затруднится ответить на вопрос, какие формы речевого этикета встречаются в его повседневной жизни.

Между тем, этикет речевого общения играет важнейшую роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений.

Поэтому мы сегодня поговорим о речевом общении. Давайте вспомним, что такое речевое общение?

( Речевое общение – взаимодействие между людьми с помощью языка).

Американские учёные подсчитали, что общению в жизни человека уделяется 65%. Но каждый по-своему использует эти 65% на протяжении всей своей жизни. Кто-то говорит правильно, выразительно, интересно. А кто-то…, но мы о них не будем говорить.

Правила культуры общения между людьми сложилось очень давно. Вековая история этикета предусматривает овладение нормами (правилами) этического поведения, этической культуры, особенно речевой, а это всегда вызывает интерес людей, потребность к самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.

- Что же это такое - речевой этикет?

Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации. Нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения.

Может показаться странным, зачем нужно разрабатывать специальные правила общения, а затем придерживаться их или нарушать. И всё же речевой этикет тесно связан с практикой общения, его элементы присутствуют в каждом разговоре. Соблюдение правил речевого этикета поможет грамотно донести свои мысли до собеседника, быстрей достигнуть с ним взаимопонимания.

Читать текст вы будете с пометами. Возьмите простые карандаши и в тексте на полях отметьте:

Речь и этикет.

Верно сказанное слово – половина дела.

Дорогие друзья, разговор у нас пойдет о речевом этикете.

Давайте разберемся во всем по порядку.

Любому уважающему себя человеку должны быть знакомы правила речевого и этикетного поведения. Они подробно описаны в специальной литературе.

У вас есть уникальная возможность: познакомиться с правилами поведения для российского юношества, которые были изданы в 1717 году по приказу Петра I для обучения молодых дворян светскому общению и поведению. Пособие получило название:

1. Дети не имеют без приказу родительского никогда бранить, или поносительными словами порекать.

2. У родителей речей перебивать не надлежит и не прекословить, и другим их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят.

3. Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком говорить, нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать.

4. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах. Л. Г. Антонова

- Скажите, какую новую информацию вы получили?

- С чем вы не согласны, и что не соответствует в тексте вашим знаниям?

- Какие вопросы возникли?

-Какие из наставлений Петра I подходят к окружающей действительности?

Овладение этикетом речевого общения требует получения знаний в области различных гуманитарных дисциплин: лингвистики, психологии, истории культуры и многих других. Для более успешного освоения навыков культуры общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета .

Формулы речевого этикета

Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.

Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:

начало разговора (приветствие/знакомство)

заключительная часть разговора.

Существует множество формул речевого общения. Конечно, со всеми мы не сможем познакомиться в рамках одного урока, но о некоторых из них поговорим.

Начало разговора и его завершение

Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина - женщину, молодая девушка - взрослого мужчину, младший по должности - старшего. Для этого существуют формулы приветствия.

Формулы приветствия.

Следует обязательно применять проверенный веками набор приветствий. Нельзя применять просторечные приветствия типа: "приветик", "салютик", "наше вам" и т.п.

А теперь давайте попробуем заполнить таблицу примерами приветствий.

Формы приветствия в речевом этикете.

Форма приветствия

Здравствуйте!

Указание на время встречи

Добрый день!

Моё почтение!

Здравия желаю!

Формулы прощания.

При расставании и прощании согласно обычаю существуют тоже своеобразные приветствия. Их называют напутствиями. Они берут свое начало из древности, когда являлись чуть ли не заклинаниями, например, "буераком путь", "ни пуха ни пера" и т.д. Сейчас напутствия упростились: "До свидания", "Всего хорошего", "Прощайте", "Желаю вам хорошей дороги", Будьте здоровы".

Формулы благодарности.

Задание. А сейчас, используя формулы благодарности, поблагодарите:1) одноклассника за то, что он одолжил вам карандаш; 2) маму за то, что она испекла ваш любимый пирог; 3) незнакомого человека за то, что он подсказал вам, как найти улицу, которую вы ищете.

Формулы просьбы-приглашения.

В русском языке существует несколько грамматических способов, с помощью которых может быть выражена просьба. Главное, интонация должна соответствовать общему доброжелательному и вежливому тону обращения к собеседнику.

Существуют и другие этикетные формулы речевого общения:

Формулы вежливого отказа.

Комплименты.(стр.80, упр.117, 118)

Ведение спора, дискуссии.

Учащимся могут быть предложены такие задания:

1.Составьте словесный портрет приятного собеседника (упр.119, стр.82).

2.Попробуйте нарисовать или записать в тетради антирекламу качеств, препятствующих приятному общению.

3.Запишите в тетрадь те этикетные формулы, которыми вы пользуетесь в жизни. Подумайте, всегда ли вы правильно их используете (учитывайте речевую ситуацию).

4.Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти на улицу Садовую. Как вы обратитесь с просьбой помочь вам найти нужную улицу к прохожему?

5. Объясните, почему в этих текстах формулы речевого этикета не соответствуют речевой ситуации.

I. – Как дела? – спросил я.

Я хотел повернуться и уйти, но Ленька, виновато улыбнувшись, сказал:

– Не обижайся, это просто так выскочило. Дела мои нормальные.

II. – Ну, Ванюша, прощай! – Я протянул руку мальчику.

– Не прощай, а до свидания! – строго поправил он, сунув мне крохотную узенькую ладошку и одарив меня взглядом исподлобья.

(В. Богомолов)

Использование различных формул речевого этикета делает их речь более точной, выразительной и эмоциональной. А это необходимо для взаимопонимания между людьми.

6. Итак, давайте подведём итоги урока:

- Понятна ли была тема урока?

- Что нового вы узнали?

- Пригодится ли вам в жизни то, о чём вы сегодня узнали на уроке?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Домашнее задание (на выбор):

1. Попробуйте написать правила речевого общения в стихах.

2.Составьте кроссворд по теме урока.

3.Изобразите на рисунке различные ситуации по теме урока.

4.Подберите пословицы по теме нашего урока.

- Большое спасибо всем, кто работал со мной на уроке

Как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.

Основные правила речевого этикета

Что такое речевой этикет?

Если говорить кратко: под речевым этикетом принято подразумевать умение общаться вежливо и тактично.

Если в повседневной жизни вы будете постоянно пользоваться этими правилами, то без труда сможете выстроить хорошие отношения с коллегами, соседями, родственниками, партнёрами, друзьями и т. д.


Говоря коротко, речевая культура поведения – это не только свод определённых норм. Это ещё и повседневное общение. В некотором роде это также лакмусовая бумага, позволяющая при первом общении определить то, насколько грамотен человек, вежлив, тактичен. Уровень речевого этикета помогает оценить социальный статус и уровень развития человека.

Невзирая на то, что в каждой стране, в любой культуре действуют свои правила, которые и помогают нам понять, что это за человек, очень сложно обозначить все правила этикета речи – так их много.

Основные правила речевого этикета


  • приветствовать собеседника правильно и в соответствии с ситуацией;
  • обязательно прощаться;
  • благодарить за предложенную помощь;
  • извиняться.

Такие нормы многие усвоили в раннем возрасте. Но с годами человек вырабатывает собственные правила речевого этикета, которым и стремится следовать неукоснительно. В чём это выражается? Вовсе не в том, что взрослые могут нагрубить собеседнику или произнести нехорошее слово. Совсем не так! С приобретением опыта человек учится вежливо поддерживать разговор даже при том условии, что он мало знаком с темой.

Тут важно резко не прерывать беседу и не отказываться от неё. Это некультурно! Также с годами мы учимся грамотно и корректно высказывать свою точку зрения. Даже если она не совпадает с общепринятыми мерками, важно донести её вежливо.

Рекомендуем прочитать: Правила этикета за столом и приема пищи

Основные этапы каждой речевой ситуации

  1. Вступление (или приветствие).
  2. Основная часть.
  3. Заключение.


Также не существует единых формул общения и в основной части разговора. Тут многое зависит от ситуации, целей беседы и множества иных факторов. Чтобы определиться с линией поведения и правилами речевого этикета, нужно знать факты, то есть самого собеседника и суть разговора.

Принципы речевого этикета

Речевой этикет базируется на определённых принципах. Ничего сложного в их постижении нет, поскольку всё это общепринятые моральные устои и ценности.

Соответственно, при ведении любой беседы стоит опираться на уважительное отношение к собеседнику, не перебивать его, не повышать голос, не кричать, не оскорблять, не говорить параллельно.


  • краткость;
  • вежливость;
  • точность;
  • грамотность;
  • уместность.

Вот основные слагаемые успешного общения в деловой среде и в обыденном межличностном взаимодействии.

Доброжелательность и готовность к взаимному сотрудничеству – вот азы этикета. Если вы будете следовать этим законам, то приятное общение вам гарантировано. Ко всему прочему, такой подход обеспечивает возможность чётко договариваться о продуктивном сотрудничестве.

Немаловажно уметь подбирать фразы, которые уместны в той или иной ситуации. При этом требуется учитывать социальный статус и возраст собеседника. Не забывайте и то, насколько вы с ним знакомы.


Также ваша речь всегда должна быть наполнена смыслом. Пустые фразы, за которыми ничего не стоит, — это явное проявление неуважения к собеседнику. Старайтесь избегать их употребления. Пусть ваша речь будет информативной.

Что касается грамотности, то это условие является одним из наиболее важных. Чтобы прослыть культурным человеком, стоит правильно употреблять слова в зависимости от их значения и контекста беседы. Не забывайте об ударениях. К сожалению, многие люди грешат тем, что даже в самых простых словах смещают акцент не на те гласные.

Краткие, но важные требования речевого этикета


Это только самые важные, основные правила речевого этикета. Используйте их в своей повседневной жизни, и она станет приятнее и проще!


Темой своей статьи я выбрала речевой этикет в современном русском языке. Считаю, что тема эта стала необыкновенно актуальна в наше время. Бескультурье — часто встречающееся явление. Широкое понимание культуры непременно включает в себя то, что называют культурой общения, культурой речевого поведения. Чтобы владеть ею, важно понимать сущность речевого этикета.

Что такое речевой этикет?

Действительно, этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Например, этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы и положения, которые он принимает. В этикетных целях мы часто используем предметы, особенности одежды. Самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь. Всем известны специальные словесные формулы вежливости типа: Здравствуйте! Извините, пожалуйста! Будьте любезны. Спокойной ночи! [3].

В разное время этикетные требования были различными. Сегодня остро стоит вопрос не только об утрате норм этикета, но и об общем снижении культуры общения. Соблюдаются ли правила речевого этикета моими сверстниками, знакомыми? Каково мнение окружающих о необходимости соблюдения этих правил?

Цель моей работы –показать важность соблюдения норм речевого этикета. Речевой этикет — это зеркало, отражающее уровень внутренней культуры человека. Выделяются несколько важных признаков речевого этикета, объясняющих его социальную остроту. Их я постаралась выявить и объяснить.

Какова же роль речевого этикета?

Изучение речевого этикета занимает особое положение на стыке лингвистики, теории и истории культуры, этнографии, страноведения, психологии и других гуманитарных дисциплин [4].

В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью и все более совершенно овладевая языком, овладевает культурой общения. Высокая культура речи — это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Культура речи обязывает человека придерживаться некоторых обязательных норм и правил.

Немало в нашей речи и лишних, ненужных слов, которые чаще встречаются у болтунов и демагогов. Многословие же, по всеобщему признанию, большой недостаток речи независимо от стиля и жанра. Многословие всегда провоцирует совершать речевые ошибки и произносить бессмысленные фразы. Демагог может говорить правильные вещи, но неуместные в данный момент. Его пышнословие на самом деле демонстрирует не богатство языка, а настоящее его опустошение, к нему мало кто прислушается всерьез.

Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, возраста, пола, характера. С помощью речевого этикета мы демонстрируем уровень своего воспитания и ту степень вежливости, которую нам удалось достичь в процессе этого воспитания. Вежливость –это проявление уважения партнеров по общению друг к другу. Она также ассоциируется с корректностью, учтивостью, почтительностью, тактом. Тем не менее, следует помнить, что подчеркнутая вежливость может установит непреодолимую дистанцию между собеседниками или даже сильно задеть и обидеть близкого вам человека.

В заключение хочу сказать, что многим людям должно быть стыдно перед поколениями за свою речь. Каждый человек должен говорить на своем родном языке правильно. Данные моего исследования по этому вопросу почти совпадают с социологическими исследованиями, проводимыми в стране. Это говорит о том, что семье, школе, средствам массовой информации нужно уделять больше внимания культуре речи, нашим традициям, манере разговора, мимике, жесту, письменному общению, русскому речевому этикету. Слово — очень сильное оружие, которым нужно правильно пользоваться.

1. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь — справочник. М.: знание, 1995.

2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. –М.: ОНИКС, Мир и образование, 2005г.

3. Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи.–М.: Международные отношения, 1993.

4. Энциклопедия для детей. Т.10 Языкознание. Русский язык. –М.: Аванта +,1998.

Основные термины (генерируются автоматически): речевой этикет, друг, слово, культура общения, культура речи, правило, речь.

Читайте также: