Традиции и обычаи тюменской области сообщение на тему

Обновлено: 02.07.2024

Среди русских и татарских деревень Ялуторовского района Тюменской области затесались три населенных пункта коми-зырян. Покинуть обжитые края западной части Урала, Яринский и Усть-Сысольский уезды Вологодской губернии, согласно истории, их заставил неурожаи и голод. Разрешения поселиться в Тобольской губернии общине пришлось ждать три года. Местные татары не хотели уступать свои земли. 7 июля 1844 года коми-зырянам разрешили обосноваться на берегу Тобола от Юрт Чечкинских до Юрт Новоатьяловских.

Ремесленники и земледельцы

На новом месте переселенцы жили дружно, со­блюдали традиции своего народа в одежде, в постройке домов. Как правило, их жилье был высокое, на подклетях с довольно большими сенями. Конюшни были двухэтажные, на верхнем ярусе которых размещён сеновал. Добротными были и изгороди, сооруженные из брёвен наподобие прочной и высокой стены. Такие заборы до сих пор можно встретить в Ивановке.

Коми-зыряне, поселившиеся в Ялуторовском районе, были искусными ремесленниками. Они производили уголь, смолу и дёготь, валяную и кожаную обувь, бондарные изделия и телеги, льняные и шерстяные ткани. Всё это делали не только для себя, но и на продажу. Недалеко от Ивановки до сих пор сохранились остатки так называемой Пашков Вань пачь, там в советские годы производили смолу и деготь. Хорошо было развито у коми и ткачество. Старожилы и сегодня умеют прясть и ткать довольно сложные узорные ткани из льняного и шерстяного волокна.

– Эти ремёсла, вместе с земледелием и разведением скота обеспечивали довольно высокий уровень жизни. По словам старожилов, в коми деревнях практически не было лаптей, вся деревня ходила в кожаной обуви.

Надежда Пунегова, директор музея


Съезжие праздники

Национальные костюмы коми были яркими. Рубахи из тонкой льняной ткани красиво расшиты, широкие юбки сарафанов завязывались на поясе или лямками через плечо. Сегодня старинные наряды мало сохранились, в быту их практически нет, как и являющихся неотъемлемой частью коми костюма фартуков и бабаюров – головных уборов, напоминающих по виду русские кокошники. В быту этих вещей практически не осталось. Увидеть часть из них можно в музее: женские домотканые юбки, рубахи, мужские штаны, детские платья рубашечного покроя. Многие из этих вещей были найдены хозяевами случайно. Например, хозяева убирали тряпки, которыми затыкали вентиляционное отверстие в подполе дома, а там оказывалось детское платьице или разбирали старую подушку и находили внутри мужские штаны (дöра гач).

С ударением на первый слог


Также туристы могут стать первоклассниками и сесть за парту для изучения языка коми. Чтобы не утратить его, в селе создали коми-разговорник. Говор зырянок отличается мелодичностью. По певучести разговора ивановцев узнают в любом селе района. Все слова у зырян имеют ударение на первый слог. И совсем нет предлогов, зато есть послелоги. И букв в алфавите не 33, а 35

Как найти

Музей коми-зырян находится по адресу: Тюменская область, Ялуторовский район, с. Ивановка, улица Новая, 2а. Тел.: 8 (34535) 92-1-31.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ АКЦЕНТ с Анжеликой Талалаевой ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ: народ, история, традиции!

НАЦИОНАЛЬНЫЙ АКЦЕНТ с Анжеликой Талалаевой ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ: народ, история, традиции!

❗

НАЦИОНАЛЬНЫЙ АКЦЕНТ с Анжеликой Талалаевой

Традиции любого края уникальны. Они – основа народного самосознания и самовыражения, предмет национальной гордости. Так и культура Тюменской области – богатейшая кладовая, куда зерно за зерном привносился опыт многих народов. На добрую почву легли знания и умения переселенцев – татар, казахов, чувашей, марийцев, немцев, узбеков, грузин, армян, для которых Тюменская земля также стала родной.

Правительство Тюменской области обеспечивает право каждого народа на свой образ жизни, язык, культуру, обычаи, вероисповедание. Расширяется сеть национальных школ, проводятся выставки прикладного народного творчества, национальные фестивали, фольклорные экспедиции, соревнования по национальным видам спорта.

В Тюменской области проживают представители более 140 национальностей. Согласно статистике, наиболее многочисленными являются: русские – 2,2 миллиона, украинцы – 260 тысяч, татары – 227 тысяч, белорусы – 49 тысяч, башкиры – 41 тысяча, чуваши – 31 тысяча, немцы – 29 тысяч, азербайджанцы – 20 тысяч, молдаване – 18 тысяч, казахи – 16 тысяч человек.

Многочисленный этнос нашего края – сибирские татары. Татары с Поволжья впервые появились в Сибири ещё во времена Сибирского ханства – в XVI веке. Поволжские татары принесли свои обычаи, народные знания, фольклор, материальную культуру, письменный литературный язык. Поволжские и сибирские татары взаимодействовали в хозяйственной деятельности, бытовых и семейных отношениях, религии, языке, что и обусловило наличие большого количества схожих черт в их культуре.

Также нужно сказать о многочисленных славянских народах. Первые русские появились за Уралом ещё в XI веке, но по-настоящему ворота в Сибирь открылись для русских лишь с приходом Ермака. Более трёх столетий не прекращался поток переселенцев. Сибирские старожилы XVII-XVIII веков в основном были выходцами с русского севера, лишь небольшая часть – из среднерусской полосы. Со второй половины XIX века, после отмены крепостного права, в Сибирь переселяются русские из южных губерний. Сейчас русский язык является родным для 72 процентов населения области.

Белорусов в нашем крае более 50 тысяч человек. В конце XIX века появились они в Сибири. Пришли искать земли, где можно обустроиться. Их называли самоходами, то есть пришедшие своим ходом. Вторая волна прибыла в нашу область, в основном на север, во времена комсомольских ударных строек. Для многих Тюменская область стала вторым домом.

В настоящее время на территории нашей области проживает 260 тысяч этнических украинцев. Если мы заглянем в историю, то увидим, что процесс расселения украинцев на территории Западной Сибири знает несколько этапов. Первая большая волна была вызвана Столыпинской аграрной реформой: тогда украинцы целыми сёлами снялись с родных мест и отправились осваивать здешние свободные земли. Вторая волна украинской эмиграции началась в 30-40-е годы XX века. Это, наверное, наиболее трагичный, наиболее трудный этап переселения, связанный с насильственной высылкой людей из родных мест. К сожалению, таким путём было много потеряно и утрачено. Смогли сберечь лишь фольклор: национальные песни, танцы по-прежнему очень любимы, они легли в основу украинской самодеятельности.

Совсем недавно, 9 августа, отмечался Международный день коренных народов мира. В Тюменской области проживает треть малочисленных народов севера России. Они представляют особый интерес. Взять ненцев – коренной малочисленный народ, проживающий в Ямало-Ненецком автономном округе. Основное занятие – оленеводство. Многие ненцы сохраняют кочевой образ жизни, носят национальную одежду, следуют национальным традициям, хранят и передают культурное наследие своего народа. Сейчас большинство оленеводов имеют собственное жильё, но есть и семьи, которые до сих пор сохраняют только кочевой уклад жизни, живут в чумах. Прикладное искусство ненцев: резьба по кости и дереву, культовая скульптура, изготовление меховых и кожаных изделий и украшений и орнаментика их из меха и сукна. В отделке одежды – малицы – используются аппликация, вышивка бисером.

Селькупы – народ, живущий на севере Западной Сибири. До 1930-х их называли остяко-самоедами. Селькупам исконно свойственно уважение к старшему поколению, бережное отношение к природе, свободолюбие и неприятие сельского хозяйства.

У каждого народа своя история, обычаи и традиции, но нас всех объединяет дружба, уважение, взаимопонимание и наш общий дом – Тюменская область! С Днем рождения, любимый край.


На формирование культурных традиций Тюмени серьезное влияние оказали традиции татар, которые с давних времен составляли значительную часть местного населения. Интереснейшая татарская культура и сегодня является важнейшим аспектом культурной жизни города. В Тюмени действует Центр татарской культуры, в котором обучаются самые разные творческие коллективы. Он включает танцевальную студию и студию национальных костюмов, в центре проходят интересные музыкальные мероприятия, а также мастер-классы по различным видам прикладного искусства. Последние представляют огромный интерес для гостей города, обучиться старинным татарским ремеслам могут все желающие.

Среди достопримечательностей Тюмени, на которые стоит обратить внимание любителям экскурсий, старинные церкви и монастыри, эффектные мечети и музеи, а также прекрасные памятники, которые … Открыть

Одним из самых популярных видов прикладного искусства является вышивка, татары во все времена старались украшать свое жилище роскошными вышитыми ковриками, покрывалами и салфетками. Различные предметы интерьера с вышивкой ручной работы и сегодня ценятся на вес золота, в Тюмени можно приобрести массу таких уникальных изделий.

Тюмень понравится приверженцам самых разных видов отдыха, одним из главных богатств региона является уникальная природа. Практически круглый год для отдыхающих организуют прогулки по … Открыть

1. Отдыхать в Тюмени понравится тем, кто не любит жаркое лето. Даже в разгар лета дневная температура воздуха редко поднимается выше отметки +20 градусов по Цельсию. Зимы в Тюмени долгие и морозные, … Открыть

Помимо основной программы, посетителей ожидает яркое событие в виде праздника Холи с разбрасыванием разноцветных красок, а также яркое фаер-шоу. Но и это не всё — поскольку фест имеет и эко-направленность, на событии каждый сможет принять участие в психологических тренингах, ремесленных и музыкальных мастер-классах, лекциях по здоровому образу жизни, попрактиковаться в йоге. Прибывшие с детьми также не останутся в убытке — для маленьких туристов организовывается специальная зона с интерактивными играми и аттракционами. Всего в рамках события проводится около сорока представлений и около ста практических занятий. Стоит также отметить, что на фестиваль прибывают участники со всех концов света.

Тюмень является самым первым и, соответственно, самым старым русским городом, основанным на территории Сибири. Датой основания города считается 29 июля 1586 года, именно в этот день началось … Открыть

Тюмень является отличным местом для отпуска всей семьёй, здесь есть масса развлечений, которые придутся по вкусу каждому члену семьи. А это не только развлекательные центры, но и зоопарк, аквапарк, … Открыть

В Тюмени распространены рестораны самых разных кулинарных направлений, в городе можно без труда отыскать и классические ресторанчики русской кухни, и более экзотические заведения. Очень … Открыть

Среди достопримечательностей Тюмени, на которые стоит обратить внимание любителям экскурсий, старинные церкви и монастыри, эффектные мечети и музеи, а также прекрасные памятники, которые … Открыть

Тюменские казахи: обычай отдавать первого ребенка навсегда родне, 42 буквы в алфавите и другие факты об этом народе

По данным последней переписи населения, в Тюмени живет около трех тысяч человек этой национальности. Каких традиций и обычаев они придерживаются, чем отличается Наурыз от Масленницы, какую письменность используют казахи - арабскую или кириллицу, и правда ли, что они отдают своего первого ребенка родителям?

Почти все тюменские казахи переселились в наш регион в годы коллективизации. Сейчас многие учатся в тюменских вузах, работают на местных преприятиях, создают интернациональные семьи. Как живется современным казахам в Тюмени - читайте в нашем материале.

Как сообщает Калиль Кабдулвахитов - советник по СМИ президента Национально-культурной автономии казахов Тюменской области - в Тюменской области живет около 20 тысяч казахов, из них около 13 тысяч - на юге Тюменского края. В приграничных с Казахстаном районах (Ишимском, Сладковском, Бердюжском, Казанском) казахское население, в основном, является коренным.

Голод в Казахстане произошел в начале 30-х годов в результате коллективизации, перевода кочевников в черту оседлости и природных катаклизмов. Эти события унесли жизнь около трети казахского населения, еще сотни тысяч человек откочевали в соседние страны.


В Тюменскую область (в то время Омскую) ехали казахи из Северо-Казахстанской, Костанайской, Кокчетавской областей. На новом месте партийные органы стали создавать колхозы, состоящие из казахов-переселенцев. Самый северный казахский колхоз ДВКА (имени Дальневосточной Красной Армии) находился в Нижнетавдинском районе, на территории современного села Березовка. Он появился в 1938 году.


– Мои предки также жили в ДВКА, – делится собственной историей Есенгалий Ибраев. – Сегодня тюменские казахи работают в различных отраслях, многие трудятся в силовых структурах, в сфере образования, медицине, меньше - в бизнесе. В сельских районах казахи, в основном, занимаются скотоводством, держат фермерские хозяйства.

Семья Аугалиевых состоит из семи человек. Старшее поколение: дедушка Рамазан Акбарович и бабушка Хаиржан Абишкеновна. Родители: папа Сырымбет и мама Калима. Дети: старшая дочь Азиза, сын Асан и младшая дочь Самира. И это только самые близкие родственники. Ведь у одного Сырымбета есть еще множество братьев и сестер.

На фотографии (слева направо): мама Калима, старшая дочь Азиза, бабушка Хаиржан, младшая дочь Самира, дедушка Рамазан, сын Асан, отец Сырымбет.



– Я восьмой в роду Баимбета. Мы воспитаны трудом. С малых лет скот пасли, дрова заготавливали и сено. Дед мой - труженик. А вообще все казахи – кочевники. Испокон веков так было. Душа вольная, сердце поющее, а трудолюбие в крови, – рассказывает Рамазан Акбарович.

Рамазану было всего три года, когда его отец ушел на войну. Он пропал без вести под Смоленском в 1941 году. В Бостандыке Рамазан Аугалиев прожил практически всю жизнь, стал ветераном труда, был муллой (священнослужитель у мусульман) в своем ауле, женился на Хаиржан, там же у него появились дети и внуки.


Все дети Рамазана уезжали учиться в Тюмень. После обучения кто-то вернулся в аул, а кто-то решил остаться в большом городе. В 2011 году средний сын – Сырымбет – забрал родителей из аула в столицу Сибири.

– Я окончил Тюменский политехнический техникум, и в 1998 году вернулся в аул. Помогал родителям, познакомился с Калимой и взял ее в жены. Потом переехали в Тюмень, и теперь живем тут, – рассказывает Сырымбет Аугалиев.

По словам главы семьи Аугалиевых (его назвали в честь казахской горы Сырымбет), по казахским обычаям младший сын обязан следить за старшими.

– Есть такой обычай у казахов, младший сын остается с родителями. Но мы немного отклонились от традиций, ведь я в семье не самый младший. Думаю, это не сильно страшно, – говорит Сырымбет Аугалиев.

В гостях у казахского семейства, в первую очередь, обращаешь внимание на гостеприимство хозяев. Более того, удивляет минимализм комнаты, в которой они принимают родственников и гостей.

На фотографии: ужинают казахи, сидя на полу. Для удобства используют стол, на который ставят кушанья (а в центре фотографии 6-летняя дочка – Самира).


Дети учатся в школе. Старшая дочь – Азиза, учавствует в национальных конкурсах, поет песни и танцует. Младшая – Самира, занимается гимнастикой, а сын Асан ходит на секцию боевых искусств.


За ужином старейший семьи Аугалиевых рассказал о своих предках. Дело в том, что Альджапар – дедушка Рамазана Акбаровича, был человеком набожным, в 1913 году он совершил поломничество от северной части Казахстана до Саудовской Аравии.

– Преимущественно он двигался пешком, но где-то на верблюде ехал, а где-то на пароме передвигался. В общем, как придется, – рассказывает Рамазан Аугалиев. – Конечно, мы соблюдаем наши традиции и обычаи. Из поколения в поколение, от отца к сыну передаем знания и мудрость.

Отец Рамазана Акбаровича знал арабскую письменность, он читал священную мусульманскую книгу Коран в оригинале.

– Религия имеет большое значение у казахов. Мусульманские посты мы соблюдаем, а некоторые праздники связаны с верой, – рассказывает старейший семьи Аугалиевых.

Гостеприимство казахов

Как объясняет глава семейства Аугалиевых, по старым законам степи, хозяева дома всегда оказывают гостям особое уважение и почет. Гость встречается семьей как добрый друг. За столом его усаживают на почетное место, едой угощают первым.

– По старым обычаям, садясь за стол после старших, я, как глава семьи, беру большой кусок мяса и нарезаю его. Сперва пробую сам, а потом лучший кусок отдаю почетному гостю, – рассказывает Сырымбет Аугалиев.

Казахский музыкальный инструмент

Есть в доме Аугалиевых и музкальныей инструмент – Домбра. Это казахский народный двухструнный инструмент. На нем играет дедушка, отец и старшая дочь.

– Азиза у нас и поет, и танцует. На казахских праздничных мероприятиях выступает, – рассказывают родители Азизы.


Казахские свадьбы

– Раньше в аулах было по 40-50 домов. Если у кого-то свадьба, то приглашали всех! Звали родственников и друзей из соседних деревень. Сейчас зовут поменьше людей, но, тем не менее, 200 человек есть точно. У моего отца 10 детей, а это 10 сватов с семьями. И это только самая близкая родня, – рассказывает Сырымбет Аугалиев.

Древнейшая традиция – отдать первенца

Сейчас это может показаться диким, но такая традиция действительно раньше была у казахов. Вот пример:

У Рамазана Аугалиева в 1961 году родился первый сын. Через два-три месяца Рамазан Акбарович отдал своего ребенка на воспитание родному брату своего отца.

– Да, раньше у казахов был такой обычай, – объясняет Рамазан Аугалиев. – Сейчас такое не поддерживается.

Время идет, многое меняется. Раньше казахи содержали в деревнях крупные конюшни. В стаде было много животных и для работы, и для забоя. Однако если в те времена лошадей держали табунами, то сейчас их намного меньше, и не в каждой казахской семье они есть. Что-то меняется в культуре и традициях народа, а что-то остается. Некоторые традиции видоизменяются со временем.

– Имена нашим первым двум детям давали бабушка и дедушка, – рассказывает Калима Аугалиева. – И мы с уважением отнеслись к их решению.

Религиозные казахи на праздниках никогда не пьют спиртное. Семья Аугалиевых придерживается этих правил.

– Посмотрите на нашу семью. У нас три поколения, росли и воспитывались в разных условиях, но религиозных правил придерживаемся. На праздниках мы не пьем алкоголь, – говорит Сырымбет Аугалиев.

Самые основные праздники мусульман - это Ураза-байрам, который знаменует окончание великого поста, а через 70 дней наступает Курбан-байрам – праздник жертвоприношения.

Ураза-байрам

Все мусульмане постятся в месяц Рамазан. Во время поста необходимо воздерживаться от еды, питья, супружеской близости, сквернословия и пустословия в светлое время суток.

Не все поголовно соблюдают этот пост. Дети до совершеннолетия, беременные женщины, больные и пожилые люди не обязаны поститься. Путники тоже могут не соблюдать пост, но по завершению пути они обязаны поститься дополнительно столько дней, сколько были в пути.

На фотографии: молитва мусульман Тюмени на празднике Ураза-байрам.


Праздник Ураза-байрам отмечают в честь завершения этого поста. В этот праздник, после молитв, казахи приглашают гостей и родных, готовят вкусные блюда, поют песни. Отмечается он в разное время, так как исчисление идет по лунному календарю, который отличается от григорианского. В 2016 году тюменские мусульмане отмечали Ураза-байрам 17 июля.

Курбан-байрам

Праздник жертвоприношения. Он означает завершение паломничества, а суть праздника - в любви к Богу.

Бог решил проверить веру Ибрахима (Авраама в Библии). Во сне пророк увидел, что Бог приказывает ему принести в жертву сына – Исмаила. Пророк подчинился, но Бог не позволил ему убить сына, а послал для жертвоприношения барана. Поэтому в день празднования Курбан-байрама мусульмане приносят в жертву барашков.

Также, как и Ураза-байрам, день празднования Курбан-байрама определяется по лунному календарю. В 2016 году он начался 12 сентября.

Наурыз

Праздник весеннего равноденствия. В Тюменской области он отмечается с 1997 года, 22 марта. Однако иногда день празднования переносится.


– Это старинный народный праздник казахи отмечали еще до принятия ислама. Он похож на русскую Масленицу, – рассказывает Сырымбет Аугалиев.

На каждом языке название праздника звучит по-своему — Наурыз, Навруз, Нооруз.

В 2017 году студенческий Наурыз объединит народы. Ведь это общий праздник для казахов, узбеков, киргизов, таджиков и туркмен. День проведения – 14 марта.

Большинство современных тюменских казахов общаются на родном языке, но не многие умеют писать. Казахи являются наследниками рунической письменности.

– Мой пра-прадед знал арабскую письменность. Сейчас казахи пишут кириллицей, но вы вряд ли поймете слова, ведь там 42 буквы, а слова не похожи на русские, – объясняет Сырымбет Аугалиев.

– У нас в семье старшая дочь разговаривает на казахском, сын понимает слова, но говорит плохо, – рассказывает Сырымбет Аугалиев. – Но у нашего поколения и подготовка другая. Лично я русскому языку обучился, когда окончил начальную школу в ауле. А до этого писал и разговаривал только на казахском.

Бешбармак

Самое любимое национальное блюдо казахов – это, конечно, бешбармак. Как объясняют члены семьи Аугалиевых, немаловажным фактором является выбор мяса. Бешбармак готовится из конины, баранины, говядины.


В современных рецептах мясо советуют нарезать маленькими кусочками и подавать к столу. Однако раньше мясо готовилось крупными, цельными кусками, а нарезал их хозяин дома, уже сидя за столом.

– Самое важное делать все своими руками из своих продуктов, – делится своим опытом Калима Аугалиева. – Мы используем мясо, которое берем у родственников, тесто я тоже делаю сама.

Подается мясо в специальном блюде – Астау.


– Это специальная национальная посуда. Она бывает разного размера и формы. Некоторые для больших торжеств, – объясняет Калима Аугалиева.

Баурсак

– А что это? – спрашиваю у хозяйки дома, глядя на тарелку с какой-то выпечкой.
– Это пирожки накаченные воздухом, – шутит Калима Аугалиева.


На самом деле, это пончики, которые готовятся во фритюре в казане. Однако у каждой хозяйки есть свой рецепт приготовления.

– Это обычное дрожжевое тесто. Естественно, домашнее, не магазинное, – рассказывает Калима Аугалиева. – Баурсак обязательно подается с маслом.

Кумыс

Напиток из кобыльего молока. Сейчас городская казахская молодежь его почти не пьет, но в деревнях без кумыса никуда.


– Раньше мы постоянно пили кумыс. Перестали лишь, когда переехали в Тюмень, – говорит Калима Аугалиева.

Кхурт

Затвердевевший кисломолочный продукт. Готовится из творога, общая концепция этого блюда похожа на армянский чортан.


– Раньше, когда кочевники на несколько дней уходили в степь, они брали с собой кхурт. В разных районах Казахстана, его готовили по-разному. Кто-то сильно солил, кто-то просто сушил, – рассказывает Сырымбет Аугалиев.

Автор: bearfotos

10 самых интересных вариантов для жителей областной столицы.

Масленицу празднуют в течение недели перед Великим постом. Отмечать ее принято катанием на санках с ледяных гор, зажиганием костров. Ну и, конечно, блинами, ведь блин — символ солнца. В этом году Масленая неделя началась 28 февраля, в понедельник, и закончится в воскресенье, 6 марта. Именно на выходные запланировано большинство мероприятий, но есть гуляния, которые пройдут в будни. Все мы ценим своё время и любим всё планировать заранее. Поэтому прямо в понедельник рассказываем, где можно будет поесть блинов, сразиться мешками и сжечь чучело.

Прощание с зимой, сжигание чучела и вкусные блины: как тюменцам отметить Масленицу

Прощание с зимой, сжигание чучела и вкусные блины: как тюменцам отметить Масленицу

Прощание с зимой, сжигание чучела и вкусные блины: как тюменцам отметить Масленицу

Прощание с зимой, сжигание чучела и вкусные блины: как тюменцам отметить Масленицу

Прощание с зимой, сжигание чучела и вкусные блины: как тюменцам отметить Масленицу

Прощание с зимой, сжигание чучела и вкусные блины: как тюменцам отметить Масленицу

Прощание с зимой, сжигание чучела и вкусные блины: как тюменцам отметить Масленицу

Прощание с зимой, сжигание чучела и вкусные блины: как тюменцам отметить Масленицу

А вот самое главное масленичное событие в Тюменской области в Ялуторовске не состоится. Попытка испечь гигантский блин отменена. Причиной названа эпидемиологическая обстановка в стране.

Читайте также: