Типы личности сообщение по философии

Обновлено: 05.07.2024

Теоретические позиции в определении типологий личности являются неоднозначными. Различия определяют суть оснований выделения типов личности.

Первая позиция в определении типов личности. Деятели как тип личности

В основу первой позиции включен принцип социальной, или иначе говоря, общественной деятельности человека. Она состоит из четырех типов личности, которые можно проследить на историческом пути развития человечества:

К первому типу относятся деятели. Исторически сложилось, что к таким людям относятся те, кто обладает различными способностями. Это могут быть как простые рыболовы, охотники, воины, ремесленники, земледельцы и рабочие, так и современные профессионалы во всех сферах жизни общества и областях деятельности.

Формирование и развитие индустриального общества привело к созданию именно такой личности. Личность индустриального общества характеризуется активностью, профессионализмом, она знает себе цену, обладает чувством собственного достоинства и осознает меру ответственности за себя, свое окружение и совершаемые действия.

Общество всегда нуждалось в таких людях. К деятелем можно причислить П. Столыпина и С. Королева, Г. Жукова и А. Косыгина, А. Сахарова.

Интеллектуалы

К следующему типу относятся интеллектуалы. Такие люди оценивают мир и происходящие в нем процессы с позиции свободного научного творчества.

В различные периоды истории всегда огромным авторитетом пользовались образы человека мыслящего, воплощающего в себе ментальные черты нации.

К этой группе можно отнести таких знаменитых ученых, мыслителей и изобретателей как Г. Гегель, Р. Декарт, Ф. Ницше, К. Маркс, М. Ломоносов, В. Розанов, Н. Бердяев, Д. Волкогонов, Ф. Вольтер, А. Солженицын и многие другие.

Такие личности видят свое существование в том, чтобы понять многообразную действительность мира, они ищут пути развития мира. Но для людей-интеллектуалов не всегда находилось место в обществе, они часто подвергались гонениям за высказывание или пропаганду своих идей. К числу таких личностей относятся Сократ, Д. Бруно, Пифагор, Г. Галилей, П. Флоренский, Т. Кампанелла, А. Лосев, А. Чижевский.

Эстеты

К эстетам, как еще одного социального типа личности, относятся деятели искусства. Это поэты, зодчие, писатели, музыканты и художники. Эстеты остро чувствуют актуальное и потенциальное бытие.

"Поэт не должен писать великолепных од, не должен искажать действительности в угоду различным произвольным и приторным сентенциям", — подчеркивал Н.Г. Чернышевский.

Различные художественные и музыкальные произведения заключали в себе правду жизни, она впитывалась не одним поколением людей. Их гениальные предвосхищения иногда опережали самые смелые прогнозы.

Писатель Б. Бугаев, работавший под псевдонимом А. Белый, написал стихи, в которых предвидел ужасное по своей разрушающей силе воздействие на все окружающее атомного взрыва.

А.Н. Толстой (1882—1945 гг.), в романе "Гиперболоид инженера Гарина" художественно представил свойства будущего лазерного устройства.

Гуманисты

К следующему типу относятся гуманисты. Одним из сторонников движения гуманизма был французский философ и писатель Ж.Ж. Руссо, призывавший: "Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг".

Гуманисты отличаются глубоким чувством сострадания к горю других людей. Они стараются облегчить душевные и телесные муки страдающих. Они верят в свое предназначение, любят людей и все живое, поддерживают активную социальную позицию.

Их жизненное дело заключается в милосердии и добре. К этому типу относится, например, российский врач-филантроп, Ф. Гааз (1780— 1853 гг.). Его прозвали при жизни "святым доктором". Он был главным врачом московских тюрем. Ф. Гааз смог добиться организации больниц в тюрьме, создания школ для детей арестантов. Его жизненным девизом была фраза "спешите делать добро".

Известная албанка, Агнес Гонджа Бояджиу, или мать Тереза (1910—1997 гг.), основала католический Орден милосердия, в котором стала настоятельницей. Получила Нобелевскую премию мира.

Очень часто случаются ситуации, когда общество сильно нуждается в людях-гуманистах. Таким случаем была ситуация, когда от прокаженных людей отвернулись все, и только Альберт Г. Авейцер (1875—1965 гг.), немецко-французский миссионер, врач, философ, помог им в такой момент. Он построил для больных людей госпиталь. Гуманист стал лауреатом Нобелевской премии в 1952 г. Его жизненным принципом было "преклонение перед жизнью".

Типология социальной личности по К. Марксу

Первый тип личности связан с отношениями личной зависимости. В этом случае человек подвластен внешнему воздействию. Субъектами, которые создают отношения зависимости, являются правящие классы.

В ХХ веке, при тоталитарном политическом режиме, люди подавлялись как личности на макро- и на микроуровнях, то есть как в обществе в целом, так и в конкретном коллективе. За выход из рамок устоявшихся общественных и правовых норм осуществляется наказание. Наказание проявляется в подавлении сознания, неспособности выделять себя из массы, самостоятельно и творчески трудиться;

В целом эта личная независимость, которая в своей основе имеет отношения вещной зависимости, есть необходимая объективная предпосылка для развития личности.

Третий социальный тип обозначается как "свободная индивидуальность". В этом аспекте личность имеет огромные возможности, чтобы раскрыть свои способности и удовлетворить личные потребности.

Современное общество все больше и больше требует именно такую личность. В этой связи необходимо ее расширенное воспроизводство. Такая потребность в свободной индивидуальности обусловлена переходом цивилизации к новой информационной эпохе.

В таком случае будет заметно возрастание роли среднего класса, где "свободные индивидуальности" сочетают в себе высокие умственные, нравственные и физические качества. На рынке труда они будут также преобладать.

Человек может стать личностью в условиях свободы, но эти условия может создать только он. Свобода личности выражается в осознании индивидом необходимости своего собственного выбора образа жизни и деятельности.

Настоящей свободой личности, является та, которая осознается человеком как необходимость жизненного выбора, осознанное поведение индивида в рамках права, норм и нравственных традиций общества. Согласно с этим подходом можно определить форму свободы личности — экономическая, политическая, научная, педагогическая, художественная, медицинская и т.п.

Формы свободы

Экономическая свобода включает в себя потребление, производство, обмен, распределение. Под экономической свободой личности понимается свобода выбора экономической цели и задач по ее достижению, свобода принятия экономических решений, свобода действий в означенных компонентах экономики.

Только сам человек способен решить какой вид деятельности для него предпочтительнее: собственное предпринимательство или труд по найму, торговля или обмен, в какой области экономики ему работать, в какой форме осуществлять свою деятельность и т.п.

Под политической свободой понимается набор прав личности, который может обеспечить выражение гражданской позиции и осуществление жизнедеятельности индивида. Также нельзя рассматривать политическую свободу как средство, с помощью которого реализуются другие свободы.

Являясь средством, политическая свобода должна иметь самоценность. В этом случае под самоценностью понимается реализация гражданских прав, демократический выбор самодеятельности, персональное самовыражение.

Научная, педагогическая, художественная и иные формы свободы личности основываются на свободе духа, мировоззренческой свободе, выборе ценностных ориентации, свободе совести. Эти свободы невозможно предаставить без опоры на нравственные и правовые нормы общества в соответствии с менталитетом нации.

В данном случае, нужно принять во внимание то, что существует и антидуховная личностная ориентация, которая характеризуется предметностью, и проявляется в ваххабизме в России, появлении новых фашистских организаций, действующих под знаком "народных фронтов" — НБП, РНЕ — "коричневые и черные рубашки", "скинхеды" и т.п.

Кроме рассмотрения социальных типов личности, также был определен ее значимый компонент как свобода, свобода как мера необходимого.

Становление личности – непростой путь. Это целый процесс, являющийся высшей целью цивилизованного общества. Это также самоцель человеческой истории, которая обращена к каждому ее члену. Свобода является стадией становления человека как субъекта общественных отношений с последующей его персонализацией; персонализация — последовательная трансформация личности в персону общества на основе ее высоких индивидуальных качеств.

Социальная философия и социальные типы личности в философии

Социальная философия – наука, которая рассматривает не только отношения общества с окружающим миром, но и характерные проявления поведения людей. Речь идет только об обществе во всей его многогранности, обозначение социальных типов личности помогает работать психологам в разных сферах деятельности.

Социальная философия – это раздел науки, который отвечает на вопрос, что такое общество, и какое место определено в нем человеку, какие закономерности при этом прослеживаются, и как развивается социум с позиции системы. Эта наука оформилась еще в Древнем мире, но в разные эпохи получала несколько названий:

  • этика;
  • политическая философия;
  • философия истории.
  1. Взаимодействие общества и человека.
  2. Влияние личности на социум.

Функции социальной философии

Социальная философия всегда стремилась объяснить и понять совместную жизнь людей, представить полную картину о мире, обществе и личности. К этой науке прибегают, когда надо отыскать выход из кризиса, и нужны новые идеи. Ученые отмечают, что социальное бытие в философии сохраняет особо важную роль, поскольку тут рассматриваются и структура социума – семья, коллектив, личность, и политические, духовные, материальные аспекты, характерные для страны в целом.

Социальная роль философии определяется пятью функциями:

  1. Познавательная. Изучает, как связаны общественное сознание и бытие.
  2. Диагностическая. Анализирует варианты развития общества.
  3. Прогностическая. Разрабатывает схемы будущих возможных противоречий и конфликтов в социуме.
  4. Образовательная. Предлагает темы для изучения ученым и студентам.
  5. Проективная. Разрабатывает проекты изменения реальности в рамках интересов конкретной группы или нации.

Методы социальной философии

Современные подходы в социальной философии помогли исследователям определиться не только со схемами возможного развития сложных политических ситуаций, но и выкристаллизовать типы личности. Этот подход очень помогает психологам и аналитикам в индивидуальной и коллективной работе с людьми. Сегодня сформулированы такие основные методы:

  1. Включенное наблюдение. Исследователь внедряется в коллектив, как один из сотрудников или активистов движения, чтобы составить внутреннюю картину. Минус: невозможно повлиять на ход процесса.
  2. Социальный эксперимент. Изучение объекта в специально созданных условиях. Плюс: можно много раз повторять ситуацию для чистоты эксперимента. Минус: жесткое исключение методов проб и ошибок. Включает еще моделирование ситуации, когда объект недоступен или ситуация только прогнозируется.

Социальные типы личности в философии

Философские теории позволили определить несколько социальных типов личности. Наука рассматривает две позиции: по принципу общественной деятельности и по принципу зависимости человека от свободы. Первая позиция представляет типы:

  1. Деятели. Люди, обладающие многогранными способностями, для которых интересы общества – на первом месте.
  2. Интеллектуалы. Люди свободного творчества, постоянно пребывают в поиске методов улучшить мир.
  3. Эстеты. Представители искусства, которые остро чувствуют все грани реальности.
  4. Гуманисты. Сострадательны, полны решимости спасти общество от негативных проявлений.

Вторая позиция рассматривает такие варианты:

  1. Зависимые от требований общества, яркий пример – коллективизация 20 века.
  2. Зависимые от личных обязательств перед родными или обществом.
  3. Свободная личность. Действует без оглядки на любые правила и стереотипы.

Коллективист

Человек в социальной философии рассматривается еще по модели поведения, одна из них – коллективист. Это личность, которая не может существовать без коллектива, им нужно всегда находиться в центре событий. Обладают харизмой, ярко выраженные коллективисты очень ценятся в социальных группах, потому что:

  • умеют слушать и делать правильные выводы;
  • способны организовать коллектив на любую деятельность;
  • умеют развивать и внедрять новые идеи;
  • могут увлечь других, наладить отношения в группе до идеальных;
  • способны влиять и на коллектив, и конкретно на личность в доверительных беседах.

Индивидуалист

Индивидуалист в коллективе – явление распространенное, такой человек может работать в группе, но при этом держится сам по себе. Зачастую люди талантливые, но одиночки, все зависит от степени проявления обособленности. Их деятельность будет полезной для общества, если:

  • будут отвечать за конкретный фронт работ, без привлечения других людей;
  • дистанцирование от коллег не перейдет в игнорирование интересов коллектива;

Солидарист

Есть еще один тип личности, характерный для любого общества – солидарист. Солидаристская личность в социальной философии представляет собой некий симбиоз коллективиста и индивидуалиста. Их еще называют мещанами – типы, которые пытаются жить в умеренной середине. Характерные черты таких личностей:

  • признает и равенство людей, и право государство на социальное разделение общества;
  • хочет быть добродетельным и одновременно – жить в свое удовольствие;
  • стремится к самосохранению, без метаний от самоотречения до полного равнодушия к проблемам других.

Космополитизм – известная в мире идеология, которую использовали в своих интересах вожди СССР, свою трактовку она имела и в эпоху Просвещения. Современное проявление имеет другой формат, привычный многим людям, хотя о его сущности мало, кто задумывается.

Аксиология (наука, которая зародилась еще в Средние века) занимается изучением вопроса, что такое ценности. В педагогике, культуре, психологии тоже используется философский подход, который стоит изучить подробнее.

Законы диалектики являются результатом стремлений философов, социологов и историков понять принципы существования и развития природы и общества. Сформулированные ими правила универсальны и подходят для применения в различных жизненных сферах.

Амбидекстр – человек с уникальной способностью совершать действия и одинаково успешно манипулировать как правой, так и левой рукой. Врожденная амбидекстрия наблюдается всего у 1% людей на всем земном шаре и среди них много гениальных личностей.

Типология личности

Опираясь на вышеприведенную структуру, можно построить различные типологии личности. Помимо уже предложенных мировоззренческих типов существует также типология людей по темпераменту, типу нервной системы - сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик; по опыту - достигшие пика мастерства и не достигшие; по эмоциональной направленности: интроверты (замкнутые на себя) и экстраверты - контактирующие с внешним миром. По социальной направленности существуют: 1) ориентированные на традицию люди, характеризующиеся стандартным потреблением, 2) внутренне ориентированные - склонные к пассивной безопасности через уход в личный внутренний мир (стремятся к равновесию в частной жизни, бесконфликтным отношениям), 3) внешне ориентированные, открытые переменам, прогрессу, рискованным предприятиям.

Следует сказать, что основные свои качества человек как личность всегда проявляет в действиях, деятельности. Выделим некоторые важные виды деятельности, определяющие облик человека как личности, роли, которые он выполняет по жизни.

Первый тип личности. Человек разумный, управляющий своим поведением с помощью сознания. Разумность человека проявляется, прежде всего, в творческой, познавательной деятельности, в умении планировать свою деятельность, в способности ставить конечные цели и достигать их. Человек - сложное существо, включающее в себя целую систему взаимосвязанных желаний, влечений, потребностей, идеалов, целей. Разумность человека проявляется, прежде всего, в умении управлять своим внутренним миром через призму существующих, общезначимых общественных норм, правил, законов.

По мнению И. Канта, в сознании каждой личности должна существовать идея нравственного долга, закона, которая и есть свидетельство высшей природы человека. Существование такого нравственного долга позволяет сочетать индивидуальные и всеобщие интересы. При этом высшие общественные ценности воспринимаются как свои, а исполнение нравственного закона получает поддержку не только разума, но и всех человеческих чувств. Таким образом, человек разумный - это прежде всего личность моральная.

Второй тип личности. Человек делающий, то есть умелый человек, квалифицированный работник, специализирующийся в какой-либо сфере трудовой деятельности. В каждом обществе существует социально-профессиональная пирамида (от грузчика до академика), включающая десятки тысяч специальностей и позволяющая каждой личности найти себя в этой пирамиде. Степень квалифицированности, являющаяся важнейшим показателем сущности человека как личности, задает стиль, уровень, качество жизни (в целом образ жизни) через систему различной оплаты труда, разных требований к уровню образования, общей культуры и т.д. Каждый человек должен все время стремиться к повышению своей квалификации, а в обществе должна существовать система мер, стимулирующая его ко все более совершенному самовыражению через труд.

Третий тип личности. Человек играющий. Наряду с потребностью самовыражения в труде, у каждой личности есть также стремление самореализовать себя целостно, в других сферах жизни, Игра и является одной из таких других форм самоутверждения. В игре, по-своему культурно реализуется еще одна очень важная потребность личности - превосходить в чем-то других. Культурность этой формы самореализации заключается в том, что справедливость победы одного (одних) над другим (другими) признается всеми, если она добыта в честной борьбе - на основе правил игры.

Различают следующие виды игр: 1) игра-борьба, состязание, в частности спорт,
2) игра-жребий с элементами случайности, а также с элементами просчета возможной ситуации (классический пример - азартные игры), 3) игра-подражание: кино, театр, шоу и т.д., 4) игра с самим собой, со своими возможностями, иногда на грани жизни и смерти: альпинизм, рискованные шоу - ныряние с высокой скалы в воду и др. Игра является одной из древнейших форм представления человеку возможности выйти в другой мир со своими правилами, испытать там себя, почувствовать при этом полноту жизни. Кроме того, в процессе игры человек растет как интеллектуально, так и физически (игра в какой-то мере творит человека). Поэтому по мере роста культуры, людской индивидуальности, ценность и роль игры в обществе также растет. При этом сами игры растут как количественно (вширь), так и качественно (вглубь).

Четвертый тип личности, человек творческий - это человек, испытывающий недостаток информации, знаний, умений, навыков в процессе жизни и обладающий способностью создавать что-то новое. Каждому личности присуща продуктивная и репродуктивная деятельность. Репродуктивная деятельность - это воспроизводящая, повторяющая деятельность; продуктивная - изменяющая, порождающая новое.

Девушка с каре

В современной психологии выделяется несколько различных классификаций типов личности, предложенных в разное время. Мы рассмотрим три наиболее популярные из них, понимание которых просто необходимо людям, заинтересованным в личностном росте. Давайте сперва взглянем на общую картину, а затем более подробно перейдем к каждой из классификаций, и их подробной характеристике.

Общая классификация

Классификация Карла Юнга

Особенности психотипов по К. Юнгу:

  1. Экстраверт. Сознание такого человека направлено на внешние объекты. Внутренние процессы для него менее важны, объективное – важнее субъективного. Большую часть времени он занят взаимодействием с объектами внешнего мира. Планируя свои действия, экстраверт предпочитает ориентироваться на обстоятельства, под которые способен достаточно гибко подстраиваться. Также он часто ставит интересы коллектива выше собственных.
  2. Интроверт. Люди с данным типом личности обращены к внутренним процессам и стремятся меньше зависеть от внешних обстоятельств. Субъективное для них важнее объективного, они акцентируют внимание на ценности собственной интерпретации происходящих событий (не следует путать интровертную психологическую установку с эгоцентричной). Более подробно об интровертах читайте в этой статье.

Классификация по темпераменту

Систему классификации по темпераменту придумал Гиппократ. С некоторыми уточнениями она остаётся актуальной и сегодня. В соответствии с данной классификацией выделяются следующие типы личности: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. У каждого человека присутствуют черты всех четырех типов, сочетаясь в разных пропорциях и делая его характер уникальным.

Классификация основана на эмоциональных особенностях: вкусы и интересы человека, его реакция на определенные события и жизненные ситуации, особенностях взаимодействия с окружающими людьми. Рассмотрим данные типы личности подробнее.

  1. Холерик. Персонажи с данным типом темперамента часто становятся главными героями книг и фильмов, поскольку они очень яркие и привлекают внимание. Характерная черта холериков – повышенная возбудимость. Они быстры, резки и импульсивны, постоянно пребывают в движении, на внешние события реагируют эмоционально. Увлекшись определенным занятием, действуют быстро, энергично и целеустремленно, но могут моментально потерять интерес. Плюсом данного типа темперамента является способность быстро принимать решения и действовать в критических ситуациях.
  2. Сангвиник. Быстро входит в контакт с разными людьми, умеет приспосабливаться к любым условиям. Сангвиники любят внимание, им свойственны перепады настроения. В общении они много жестикулируют, хоть и не так энергично, как холерики. Также сангвиникам свойственна нетерпеливость и непостоянство, они неусидчивы и не любят стоять в очереди. Чтобы быть продуктивными, им необходима четко сформулированная цель.
  3. Флегматик. Личности с данным типом личности медлительны, но в работе методичны и настойчивы, благодаря чему добиваются хороших результатов. Флегматики всегда выглядят спокойными, красиво и неторопливо разговаривают, благодаря чему создают впечатление адекватных и рассудительных собеседников. Им свойственно консервативное отношение к окружающему миру, они настороженно относятся к переменам и редко рассчитывают на помощь окружающих.
  4. Меланхолик. Люди с данным типом темперамента крайне медлительны, склонны переоценивать сложность задач и откладывать их. Меланхолики часто погружаются в собственные размышления. Обычно они замкнуты, не любят общения и новых знакомств, избегают больших компаний, испытывают трудности и с общением, и с работой. Исключение составляют хорошо образованные люди – они становятся приятными собеседниками и ответственными работниками.

Перечисленные типы темперамента практически не встречаются в чистом виде. Часто доминирующими являются два из них, например, холерик может быть по совместительству сангвиником или меланхоликом.

Классификация типов личности по восприятию

Каждый из нас воспринимает окружающий мир по-своему, придавая больше значения увиденному, услышанному, тактильным ощущениям или результатам собственных логических рассуждений. Психологи, исследуя данное явление, выделили 4 типа личности. Рассмотрим каждый из них подробнее.

  1. Визуал. Основную часть информации об окружающем мире визуалы получают через увиденное. Слуховой канал восприятия для них менее информативен. Например, слушая лекцию, они усваивают материал хуже, чем при чтении книги или изучении различных графиков и диаграмм. Визуалы любят чистоту и порядок, придают большое значение опрятному виду близких людей. Также они обладают хорошей зрительной памятью и быстро ориентируются в малознакомой местности, обладая минимумом информации.
  2. Аудиал. Люди с данным типом восприятия лучше усваивают звуковую информацию. Им тяжело даётся самообразование по учебникам, они предпочитают слушать лекции и всевозможные подкасты. Характерная особенность аудиалов – хорошо поставленная речь. Они довольно коммуникабельны и постоянно нуждаются в общении. При этом они плохо ориентируются в пространстве и могут не узнать знакомого человека в толпе. При общении аудиал часто смотрит сквозь собеседника или в сторону.
  3. Кинестетик. Для людей с данным типом восприятия информация, полученная по зрительному и звуковому каналу, вторична. Если они не ощущают материальности объекта, они его практически не воспринимают. Кинестетику тяжело читать книгу на компьютере – он предпочтёт бумажную. Ему важно потрогать предмет, чтобы сделать выводы о его природе. В жизни кинестетики не терпят бездействия и всегда стремятся сосредоточиться на работе, но не любят рутину. Характерная особенность людей с данным типом восприятия – широкая зона личного комфорта. Поэтому близко к себе он подпускает только проверенных людей.
  4. Дискрет. Для дискрета также важно знать, как устроен окружающий мир, но понять это он пытается на основании собственных логических рассуждений. Выводы он делает преимущественно из информации, полученной зрительным и аудиальным путём, но основы восприятия формируются в его собственном мышлении. Чтобы понять суть явления или предмета, он должен осмыслить его логически. Благодаря этому дискреты хорошо разбираются в точных науках, они дисциплинированы в учебе и получают высокий уровень образования благодаря склонности к логическому анализу. Из них получаются отличные программисты, инженеры и ученые.

Заключение

Стремление создать исчерпывающую классификацию типов личности присутствовало у ученых и философов во все времена. Большая часть таких попыток осуществлялась на основании личных наблюдений, поэтому оказывалась малоинформативной

Исключение составляет система разделения по типу темперамента, созданная античным врачом Гиппократом более 2400 лет назад. В доработанном виде она используются в современной психологии и сегодня.

В начале XX века были введены и другие варианты классификации, подкрепленные научными исследованиями и обоснованиями. Они являются достаточно мощными и полезными инструментами психологических наук, а также представляют интерес для всех, кто заинтересован в саморазвитии. Но следует помнить, что характер каждого человека уникален, поэтому нет смысла пытаться однозначно относить себя к какому-то определенному типу.

Читайте также: