Тема детства в литературе зауралья сообщение 5 класс

Обновлено: 07.07.2024

Все эти художественные произведения объединяет то, что ребенок выступает как формирующаяся личность, познающая мир. Женя, Витька и распутинский мальчик-рассказчик находятся в процессе познания окружающего мира, получая при этом колоссальный жизненный опыт, который поможет им в дальнейшей взрослой жизни. Несмотря на все проблемы, с которыми сталкиваются герои произведений, детство описано как прекрасная пора, так как именно в это время закладываются все нравственные ценности и принципы человека.

Поэзия сопровождает человека с первых лет его жизни. Общеизвестно её воздействие на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Она расширяет кругозор детей. Вводит в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально – познавательную деятельность, активное отношение к жизни, литературно – художественный вкус. Поэтические тексты расширяют представление ребёнка об окружающем мире, воздействуют на личность детей, развивают умение чувствовать форму и ритм родного языка.

Поэтому в наш век информационных технологий стараюсь пробудить в дошкольниках интерес к литературным произведениям, привить любовь к поэтическому слову. А так как детям наиболее понятно и близко то, что их окружает в повседневной жизни, то с чем они встречаются, каждый день, поставила перед собой цель: Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическими произведениями зауральских поэтов.

Для достижения цели выделила следующие задачи:

  • Приобщать детей к зауральским поэтическим произведениям, формировать у них запас художественных впечатлений;
  • Развивать выразительную литературную речь;
  • Прививать интерес к книжной культуре через знакомство с творчеством поэтов Зауралья.
  • Побуждать дошкольников эмоционально и выразительно читать наизусть стихотворения. Создавать условия для участия в инсценировках литературных произведений зауральских поэтов.
  • Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
  • Способствовать воспитанию у детей патриотических чувств к малой Родине.

Для реализации данных задач работу начала с создания условий побуждающих детей к самостоятельной познавательной активности: пополнения книжного уголка произведениями, иллюстрациями и портретами зауральских поэтов, а также театрализованного уголка различными видами театров, что способствовало эмоциональному и интеллектуальному развитию детей. Оформила новые дидактические игры с использованием стихов.

В группе поэтическое слово звучит при каждом удобном случае: на занятиях, на прогулках, во время наблюдений, экскурсий, игр, при рассматривании иллюстраций, во время выполнения режимных моментов, для каждого случая наряду со стихами других поэтов, подбираю стихи зауральских поэтов. Особенно много стихов звучит во время наблюдения в природе. Например, при рассматривании одуванчика можно использовать стихотворение зауральского поэта Владимира Ефимовича Генделя «Одуванчик

Он не низок, не высок –

На полянке теремок,

Белый -белый, словно снег,

И пушистый словно мех.

Теремок качни слегка –

И не станет теремка.

Целый терем, целый терем

Улетит за облака.

Он работает исправно.

Побелил леса и горы,

На окне навёл узоры.

А ребятам красит щёки

В ярко-красные цветочки.

Но особенно мороз

Чтобы ребёнок не оставался равнодушным подбираю такие стихи, которые интересны детям, помогают им играть, общаться, сопровождать свои действия, движения. Знакомя, детей с новым произведением стараюсь эмоционально их настроить, провожу беседу перед чтением, рассматриваем иллюстрации, рассказываю о поэте, выразительно читаю стихотворение, а также анализирую его, объясняю непонятные слова и выражения. Обращаю внимание на то, какие слова и обороты используются для характеристики героя, картин природы.

Работа по ознакомлению детей с произведениями зауральских поэтов не оставила равнодушными и родителей. Силами родителей была организована выставка книжек-малышек, поделок и рисунков, изготовленных родителями совместно с детьми. Традиционными стали посиделки с семейными чтениями и обсуждениями прочитанных стихов.

Если дети полюбят поэзию, она всегда будет занимать особое место не только в библиотеках, но и в жизни наших детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Материал из районного семинара на тему: "Формирование духовности у детей через различные виды искусства".

Дети и поэзия

Представляю собственную методику развития речевой деятельности детей в процессе обучения выразительному чтению наизусть и рассказыванию. В качестве примеров представляюпрактиечский материал, куда вошл.

Дети и поэзия

Представляю собственную методику развития речевой деятельности детей в процессе обучения выразительному чтению наизусть и рассказыванию. В качестве примеров представляюпрактиечский материал, куда вошл.

Дети и поэзия

Представляю собственную методику развития речевой деятельности детей в процессе обучения выразительному чтению наизусть и рассказыванию. В качестве примеров представляюпрактиечский материал, куда вошл.


Проект "Дети и поэзия"

Цель проекта:Создать оптимальные условия развития речи детей дошкольного возраста средствами художествонно-эстетитческой и музыкально-театрализованной деятельности.


Презентация проекта "Дети и поэзия"

Проект осуществлялся в средней группе "Теремок",МБДОУ д/с №2,г.Таганрог,Ростовская обл.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы Зауралья в 5 классе

развивающая: развивать интерес к изучению произведений литературы Зауралья; формировать понятие о нравственных качествах личности;

воспитательная: воспитывать любовь к родному краю, формирование коммуникативной компетентности.

Задания для групп.

Вступительное слово учителя.

Первый этап. Опушка архивариусов.

Второй этап. Поляна литераторов.

Третий этап. Просека юных натуралистов.

Четвёртый этап. Родник лесовиков.

Пятый этап. Пригорок наблюдателей.

Шестой этап. Берег успеха.

Заключительное слово учителя.

Задачи для ребят: продемонстрировать умения и навыки в области литературы, природоведения, ОБЖ.

Добраться до берега Успеха.

Нам дорог любой на земле уголок.

Ведь все уголки чем-то схожи.

И все ж, как березам их собственный сок,

Мне край зауральский дороже!

Вступительное слово учителя.

В судьбе каждого человека есть заветное до боли родное место, где он родился, вырос, получил путевку в жизнь. Всякий писатель связан глубокими корнями со своей землёй, с местом, где родился, жил, создавал свои произведения. Родная природа, своеобразие быта находят художественное отражение в творениях многих писателей и поэтов. Родные места оставляют сильный отпечаток и на творческом облике писателя в целом и на тематике его произведений.

Сегодня мы отправляемся на экскурсию в лес и на рыбалку вместе с писателем В.И.Юровских. Обращение внимания к портрету писателя. Имя Василия Ивановича Юровских знакомо каждому шадринцу. Знаток природы, охотник, исследователь и наблюдатель…

Первый этап: Опушка Архивариусов.

Архивариусы – сотрудники архива, хранители архива.

Родился Василий Иванович 25 декабря 1932 года в селе Юровка Далматовского района Курганской области, потому и Юровских. Родился младенец Василий в бане. Для деревни дело обычное, но у семьи только баня и была. Отец Иван Васильевич занимался промысловой охотой и рыбалкой, сезонно работал в лесничестве, на строительстве дорог и мостов. С первого дня Великой Отечественной войны ушёл на фронт, несколько раз тяжело ранен, летом 1945 года вернулся инвалидом. Отец так и остался неграмотным, а мать, выросшую в людях, научили читать и писать.

Детство Василия пришлось на самое трудное время: военные годы. Всё, что можно было отдать фронту, деревня отдавала, не оставляя себе почти ничего.

26 апреля 2007 года на 75-м году жизни ушёл из жизни член Союза журналистов и Союза писателей РФ, почётный гражданин города Шадринска Василий Иванович Юровских.

Второй этап: Поляна Литераторов

Василий Иванович Юровских - автор замечательных книг, воспевающих красоту родного края. Его рассказы – маленькие литературные шедевры, наполненные бесконечной любовью к окружающему миру и всему живому. А ведь Юровских не путешествует, не летает на самолётах, не торопится к поездам. Он по родной земле идёт пешком. Чтоб прикасаться к травам и цветам, прислоняться к берёзам и речным берегам. И какой же зоркий и вдумчивый этот пешеход-писатель! Отправимся вслед за ним!

Люблю подняться на рассвете

Под бодрый петушиный крик.

И, забывая всё на свете,

Идти к Барнёвке напрямик.

Там берег, как под облаками,

Откроет даль, полей простор…

Берёзки машут мне платками,

Гуськом взбираясь на бугор.

Когда знакомая тропинка

На луг скользнёт из-под ноги,

Травы зелёная щетинка

Росой обмоет сапоги.

Любуясь розовым рассветом,

Бросаю взгляд на поплавки.

Подолгу слушаю, как с ветром

Бывает, нету мне везенья,

Иду с рыбалки налегке,

Но наступает воскресенье –

Опять спешу к родной реке.

Беседа по вопросам

Почему рассказ так назван?

Какие чувства испытывают Марина и её папа, когда идут к Ольховочке?

Как они относятся к природе?

С каким чувством автор описывает природу? Приведите примеры.

Какие проблемы поднимает в своём рассказе? (нравственные, экологические).

К чему призывает В.И.Юровских читателей в этом рассказе? Что нового он хотел сказать читателям?

В книгах В.И.Юровских вы не найдёте клятв и заверений в любви к родным лесам, к речушкам и всякой живности. Но любовь эта ощущается в каждой строчке. Человек и природа у Василия Ивановича слиты нерасторжимо, лирический герой живёт среди лесов и трав, как равный среди равных, а порой – как невольный должник перед природой за её щедрость и красоту, за её непостижимую, тайную мудрость.

Пересказать произведения В.Юровских так же невозможно, как нельзя колодец с родниковой водой перенести на новое место. Из него можно только черпать и пить.

Третий этап. Просека юных натуралистов. Можно отметить и увлечённость автора нашими шадринскими пейзажами. Описание природы встречается в каждом рассказе.

Какой порядок при отправке в лес, на рыбалку должен соблюдать каждый человек?

Четвёртый этап. Родник Лесовиков, защитников природы.

Эпизод с браконьерами. Кого называют браконьерами?

Браконьер – это человек, который охотится или ловит рыбу в запрещённых местах, в запрещённое время или запрещённым способом, а также занимается недозволенной порубкой леса.

Как вы думаете, на чьей стороне автор? Кого он защищает? Какие проблемы поднимает автор в этом эпизоде? (проблемы защиты природы, охрана птиц, рыбы, животных).

Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Что мы можем сделать по охране леса, птиц, животных?

Пятый этап. Пригорок наблюдателей.

Вопросы: 1. О каких лекарственных растениях упоминается в рассказе? (пижма, кипрей).

2.Какие ягоды можно собрать в садах на Ольховочке? (Красная смородина, чёрная смородина, черёмуха, калина, боярышник, шиповник, клубника).

4.О каких птицах говорится в рассказе? (чечевица – красный воробей, жёлтая трясогузка, садовая камышовка).

5.Как вы думаете, почему вблизи садов на Ольховочке так много птиц? Какую пользу они приносят?

Загадки. Учащиеся отгадывают загадки о животных и птицах.

Шестой этап. Берег успеха.

Итак, мы добрались до реки Ольховочка и начинаем рыбачить.

Когда и где родился писатель Василий Иванович Юровских? (25 декабря 1932 года в селе Юровка Далматовского района Курганской области).

Как называлась первая книга Василия Ивановича Юровских? («Материнское благословление).

Этот цветок русские купцы любили добавлять в чай, поэтому и так назвали. Какие два названия этого цветка упоминаются в рассказе? (кипрей, иван-чай).

Цветы этого растения похожи на кисти ягод рябины. Как называется? (пижма).

Подвижно стоит городок невеликий,

Деревня на том берегу

Направо боры с земляникой,

Налево ромашки в логу.

Бежит наша скромная речка

Заре вызревающей встреч,

И это навечно, навечно,

Как солнце и русская речь.

С тобою, родная сторонка,

Мы связаны памятью слов,

Что мама напела негромко

Над дымкой твоих берегов.

Хочется верить, что вам чтение рассказов Василия Ивановича Юровских не только доставит светлые минуты, но им наполнит сердце чувством ответственности за родную природу, за наш отчий край.

Какая основная тема творчества В.И.Юровских?

К чему призывает автор читателя? Чему можно научиться из его произведений?

2 Урок-презентация Зауральские россыпи Частичка Сибири, А значит Россия, Курганская наша земля.

3 Деревья медленно качаются, Идут неспешные века. И начинаясь, не кончается Русь, как века из родника.

4 Кто сказал, что в Зауралье Нет приволья соловьям… В утвержденьи том ни грана Правды нет, скажу я вам.

5 Голоса на рассвете Худяков Кондратий Кузьмич г. Сибирь! Земля моя родная- Просторов дремлющий покой! К тебе любовию сгорая, Я полон весь твоей тоской….

6 Певец родного края В пейзажной лирике встают образы родной природы. Которая живет, сверкает красотами, поет на разные голоса. Пусть красота родного края проста, но она полна спокойствия и раздолья она степенна и величава.

7 И пришла зима седая, Снежным бархатным ковром. Разметалась в край от края, Раскидалась серебром!

8 Поэт любил: И в колдовстве истомной неги, Вдали от шума и молвы, Дремать под музыку телеги На мягком бархате травы.

9 Керченко Михаил Степанович род. В 1921г. В век фантастических достижений науки мы как –то незаметно для себя отдаляемся от матери-природы, забывая, что, мы ее дети. Живем и питаемся ее соками, дарами. Забываем, что мы не можем жить ни одной минуты в отрыве от нее.

10 В стихах М.С. Керченко мы ощущаем красоту мира, его цвет, звук, движения, легкие весенние и хмурые земные настроения, а это значит- самую жизнь во всех ее проявлениях:

11 Звенит лучей серебряный поток. Очнулся лес, в зеленый плащ одетый, И рукоплещет солнышку цветок, И птичья трель в ветвях родилась где-то.

13 Еранцев Алекскй Никитович г. Земля целительна своей извечностью и покоем. Только бы ей не навредить. Голос поэта требует любви к земле. Уважения к ней.

14 Посадил бы десять яблонь, Напоил бы – не прилег, Подарил бы самой слабой Мой дорожный костылек. На себе вспахал бы поле, Хлеб посеял, дров запас, Чтобы вспомнить и запомнить, Как Россия началась.

15 Не дрогнет лютик, не качнется мята. И вместо ветра свистнут кулики. И все святое снова будет свято. И высота над миром- высоко!

16 Вошел в литературу как певец Руси и России-Родины.Любовь к ней проявляется через отношение к родным местам, колкам, березам. Маркову логу, Уралу, озеру Таволжану, Курганской земле. Виноградов Александр Михайлович род.1936год

17 Русь Виноградова- Русский человек, природа и русская речь. А.М.Виноградов видит величие и беды прошлого, противоречия настоящего.

18 Александр Виноградов видит и слышит природу, находит такие средства словесной живописи, что читатель чувствует ее материальность и одновременно идеальность.

19 Поэт вводит нас в прекрасный, щедрый и беззащитный мир, требовательно и тревожно взывает к человеку быть внимательным и чутким к прекрасным, простым и живительным основам жизни.

20 На ранетках к полудню- Заря снегирей. На снегу-кожуры киноварь. Посмотри поскорей, Душу светом согрей: Не январь- Настоящий снежарь!

21 Природа многозвучна: от шороха до грома. Восторг вызывает голос соловья- певца русских просторов.

22 Соловьи не слетаются в стаи- Песне волю подай да простор До чего же светло запевает На уреме один бузотер. В государстве своем тальниковом На кусточке сухом у ручья Он гремит, темнотою не скован,- Сам себе и певец, и судья…

23 Сострадание вызывает любая боль природы. Поэт переносит беду обитателей леса на себя. Эта примерка дает многое: чужое отчаяние становится понятным. Поэт зовет нас попытаться приложить к себе неустроенность и разлад, вносимые человеком в тот колодец, из которого пригодится водицы напиться.

24 Богатством и достоянием России-Руси является слово, русская речь, поставленная в один ряд с солнцем. Она- составная часть России наряду с высокой и трагической историей, природой, национальным характером.

25 Обязаны родине малой Мы доброй округлостью слов Привязаны к речкам, увалам В густой оторочке лесов. Бежит наша скромная речка Заре вызревающих встреч- И это навечно. Навечно. Как солнце и русская речь!

26 Потанин Виктор Федорович род.1937г. Вся жизнь связана с Зауральем. Люди, природа и быт этого края вошли на страницы его произведений.

28 В доме бабушки моей Печка русская медведицей, С ярко-красною душой- Помогает людям жить: Хлебы печь Да суп варить, Да за печкой И на печке Сказки малые таить.


формирование интереса и уважительного отношения к литературе Зауралья, воспитание патриотизма и любви к Родине через творчество писателей и поэтов – земляков.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Вдумайтесь в тему урока и скажите, о чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке? (о родном крае, о Зауралье)

2. Ассоциация. Край.

3. Составление пятистишия.

2. Родной, любимый.

3. Воспитывает, оберегает, развивает.

4. Родимый край дорог мне.

4. Слово учителя.

- Действительно, сегодня мы продолжаем изучение литературы родного края.

Зауралье… Край хлебородных пашен и тенистых лесов, камышовых озёр и просторных степей. Это наша Родина.

Населяют её добрые и душевно богатые люди. Именно их жизнь отражается в произведениях зауральских писателей.

В их творчестве глубокая связь с жизнью земли, слитность с миром природы. Литература открывает перед нами внутренний мир человека, учит любви к родине, ко всему живому в природе, любви к природе родного края.

На уроках литературы в школе обязательно будут звучать произведения зауральских писателей и поэтов.

Знание своих исторических корней, понимание, что этими корнями ты крепко привязан к окружающему миру, - это и есть основа стабильности в современном обществе.

Как зеленые растения усваивают солнечную энергию, питаясь, цветут, приносят плоды и семена, так и человек, воспринимая нравственные богатства своей малой родины, сумеет прожить жизнь с пользой для себя и общества.

Введение. Край ты мой, родимый край… (конспект)

Велико значение литературы в жизни человека, и очень важно, какие произведения он прочитает в детстве.

Думаю, изучение литературы Зауралья обогатит ваш духовно – нравственный опыт, расширит эстетический кругозор, сформирует умение соотносить нравственные идеалы произведений классической литературы и литературы Зауралья.

Зауралье мое, Зауралье!

Где, в каком бы я не был краю,

Но с твоей неоглядною далью

Не розрознить мне душу свою.

Вся близка и мила мне Россия,

Но не где-то, а именно тут

Я увидел и небо впервые,

И как птицы по небу плывут.

И впервые березку потрогал,

Зеленевшую возле плетня.

Здесь впервые и Пушкин, и Гоголь

Приголубили нежно меня.

Здесь я ждал своей встречи с любовью,

Что меня не спешила найти,

И отсюда с тоскою и болью

Начинал фронтовые пути.

Сколько стран мне пришлось перемерить,

Сколько горя узнать для того,

Чтоб узнать до конца и проверить

И осмыслить с тобою родство!

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Урок по литературе Зауралья в 8 классе на тему:

Учитель Махметова А.К.

с.Половинное

Цель: формирование интереса и уважительного отношения к литературе

Зауралья, воспитание патриотизма и любви к Родине через творчество

писателей и поэтов – земляков.

Эпиграф: В любви к родному краю признаюсь,

В любое время года очарован.

Рожден, живу, уйду я с этим словом…

Организационный момент.

-Вдумайтесь в тему урока и скажите, о чем мы будем с вами говорить

сегодня на уроке? ( о родном крае, о Зауралье)

Ассоциация. Край.

семья школа

земля предков место рождения




природа школа

Составление пятистишия.

Воспитывает, оберегает, развивает.

Родимый край дорог мне.

Слово учителя.

-Действительно, сегодня мы продолжаем изучение литературы родного края.

Зауралье… Край хлебородных пашен и тенистых лесов, камышовых озёр и просторных степей. Это наша Родина. Населяют её добрые и душевно богатые люди. Именно их жизнь отражается в произведениях зауральских писателей. В их творчестве глубокая связь с жизнью земли, слитность с миром природы. Литература открывает перед нами внутренний мир человека, учит любви к родине, ко всему живому в природе, любви к природе родного края. На уроках литературы в школе обязательно будут звучать произведения зауральских писателей и поэтов. Знание своих исторических корней, понимание, что этими корнями ты крепко привязан к окружающему миру, - это и есть основа стабильности в современном обществе. Как зеленые растения усваивают солнечную энергию, питаясь, цветут, приносят плоды и семена, так и человек, воспринимая нравственные богатства своей малой родины, сумеет прожить жизнь с пользой для себя и общества. Велико значение литературы в жизни человека, и очень важно, какие произведения он прочитает в детстве.
Думаю, изучение литературы Зауралья обогатит ваш духовно – нравственный опыт, расширит эстетический кругозор, сформирует умение соотносить нравственные идеалы произведений классической литературы и литературы Зауралья.

Где, в каком бы я не был краю,

Но с твоей неоглядною далью

Не розрознить мне душу свою.

Вся близка и мила мне Россия,

Но не где-то, а именно тут

Я увидел и небо впервые,

И как птицы по небу плывут.

И впервые березку потрогал,

Зеленевшую возле плетня.

Здесь впервые и Пушкин, и Гоголь

Приголубили нежно меня.

Здесь я ждал своей встречи с любовью,

Что меня не спешила найти,

И отсюда с тоскою и болью

Начинал фронтовые пути.

Сколько стран мне пришлось перемерить,

Сколько горя узнать для того,

Чтоб узнать до конца и проверить

И осмыслить с тобою родство!

Утром зорьку встречать ли я стану,

Тальниковый ли локон треплю,

Возле нивы ль стою, - постоянно

На одной себя мысли ловлю:

Вечно б чувствовать свежесть и ласку,

Этих нив, этой дали степной,

Перелесков зеленую сказку

И бездонную высь над собой.

-Какова тема данного стихотворения?

-Какими чертами автор наделяет свой родной край? Перечислите их?

-Какова идея произведения?

-А что вы знаете об авторе данного стихотворения? Что можете о нем рассказать?

6. Биография писателя. Пляхин Алексей Михайлович (1918 – 2006).

7. Данное произведение автобиографично, имеет исповедальный характер.

-Как вы понимаете данное предложение?

Автобиографичный (по Ефремовой) – содержащий в себе элементы автобиографии.

Автобиографичный (по Ожегову) – обладающий чертами автобиографии.

Исповедальный (по Ожегову) – О речи, тоне: интимный и откровенный.

8. Обобщение.

-Как вы думаете, почему эпиграфом урока мы взяли стихотворные строки

В любви к родному краю признаюсь,

В любое время года очарован.

Рожден, живу, уйду я с этим словом…

9. Домашнее задание.

10. Тема проектных и исследовательских работ.

Зауралье в стихах поэтов – земляков.



-75%

Читайте также: