Татарский театр оперы и балета имени мусы джалиля сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Т атарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля — один из крупнейших музыкальных театров России, носитель традиций российской, мировой и татарской национальной музыкальной культуры.

Здание театра было построено в 1956 г. (архитекторы Скворцов и Гайнутдинов). Фасады и внутренние интерьеры театра выдержаны в стиле современного неоклассицизма и сочетают классические формы с татарскими национальными орнаментами и элементами декоративно-прикладного искусства. В 2005 г. театр перенес капитальную реконструкцию. Техническая оснащенность на уровне европейских стандартов, явившаяся результатом реконструкции, позволяет театру создавать новаторские спектакли со сложной сценографией, световыми эффектами.

Формирование репертуара театра происходит по принципу антологии. Основу его составляют шедевры мирового музыкального театра, русская классика, а также выдающиеся произведения композиторов Татарстана. Ряд международных проектов, осуществленных в последние годы, позволяет театру находиться в русле новейших тенденций современного мирового музыкального театра.

Благодаря имеющейся форме организации работы в театре его художественные границы значительно расширяются, от чего выигрывает, в первую очередь, зритель, ибо он получает возможность увидеть и услышать лучшее, что отобрано временем, а именно оперные и балетные шедевры. Благодаря введению контрактной системы с ее жесткой конкуренцией и возможностью широко использовать практику приглашения гастролеров, театр не только смог избежать посредственного уровня исполнения и, соответственно, пустых зрительных залов (средняя заполняемость зала театра составляет 96%), но и достиг того уровня, при котором ни один спектакль сегодня, не исключая и национального репертуара, не проходит без участия гастролеров. Кроме того, ни один спектакль не проходит и дважды в одном и том же составе, благодаря чему удается поддерживать премьерный уровень всех постановок театра и избежать их деления на событийные и рядовые.

С 1994 г. театр ежегодно проводит международные гастрольные турне по странам Европы (Голландия, Германия, Австрия, Швеция, Швейцария, Люксембург, Португалия, Дания, Франция, Великобритания и др.), в ходе которых представляет зарубежной публике до 120 спектаклей в год.

Казанцы впервые знакомятся с оперным искусством. 1791 год - начало общедоступных театральных представлений в Казани (в первой мужской гимназии). В гимназическом театре вскоре была учреждена должность капельмейстера, что связано с постановкой не только драматических, но и оперных спектаклей.

Работа труппы П.П.Есипова в собственном деревянном здании Казанского театра (постройка располагалась неподалеку от современного здания ТАГТОиБ им.М.Джалиля). В репертуаре наряду с драматическими произведениями - комические бытовые оперы русских композиторов и композиторов-иностранцев, работавших в России. В этот период времени театральные труппы ещё не имели чёткого деления на драматический и оперный состав: и оперы, и пьесы шли в исполнении одних и тех актёров.

В Казань приехала группа итальянских оперных певцов во главе с Амалией Корбари – так казанцы впервые познакомились с профессиональными оперными артистами. Гастроли прошли в только что выстроенном в центре Казани каменном здании театра.

Здание Казанского городского театра в середине XIX века

Государственных оперных театров с постоянной труппой в то время в России было всего два: Мариинский в Петербурге и Большой в Москве; в провинции оперные труппы представляли из себя частную антрепризу. К 1870-м годам постоянные оперные сезоны были только в Киеве и Одессе, Московская частная опера C.И.Мамонтова открылась в 1885 году, опера С.И.Зимина в Москве появилась лишь в 1904 году, так что Казань стала третьим городом в провинции, который обзавёлся собственной оперной труппой, дававшей представления на протяжении всего театрального сезона.

Афиша спектакля

Оперным делом в Казани руководит П.М.Медведев. В эти годы поставлено 38 опер, в том числе Д.Верди, Д.Мейербера, Д.Обера, Д.Россини, П.Чайковского, А.Даргомыжского, А.Серова, Э.Направника, А.Рубинштейна, Ж.Бизе, Ш.Гуно. Если прибавить к этому 13 оперетт Ж.Оффенбаха, Ш.Лекока, Ф.Зуппе, можно представить себе, насколько насыщенной и богатой была музыкальная жизнь Казани в 1870-80-е годы.

Тяжело отразились на культурной жизни Казани. Тем не менее, и в этом сложном сезоне оперные спектакли не прекращались.

Здание Казанского городского театра полностью сгорело. Оперной труппе было предоставлено помещение Красноармейского дворца (бывшего Нового театра), и спектакли продолжались вплоть до осени 1922 года.

СНК ТАССР было принято постановление о создании в Казани Татарского государственного оперного театра.

Тогда же было принято решение о создании при Московской консерватории Татарской оперной студии, целью которой была подготовка исполнительских, композиторских кадров для театра. Республика субсидировала студию суммой в 1 миллион рублей. На учебу в Москву отправились лучшие творческие силы Татарстана – композиторы С.Сайдашев, Л.Хамиди, М.Музафаров, Н.Жиганов, Дж.Файзи, З.Хабибуллин, Ф.Яруллин; певцы Г.Кайбицкая, С.Садыкова, Х.Забирова, З.Байрашева, А.Измайлова, М.Булатова, М.Рахманкулова, М.Алеев, Ф.Насретдинов, Н.Даутов, а также музыковеды и драматурги. Занятия вели видные профессора и педагоги Московской консерватории – Г.Литинский, Б.Шехтер, А.Александров, М.Владимирова и др.

Студия завершила работу в декабре 1938 года. Студийцы вернулись в Казань, и началась подготовка к открытию театра.

Постановление

Строительство современного здания театра

Возведение нового здания началось в 1936 году по проекту московского архитектора Николая Скворцова. В дальнейшем казанский архитектор Исмагил Гайнутдинов внес в проект коррективы. В связи с начавшейся Великой Отечественной войной строительство здания театра затянулось на 20 лет.

Постановление о переименовании театра

В Казани был основан Оперный фестиваль им.Ф.И.Шаляпина, который с тех пор ежегодно проводится на родине великого русского певца в феврале (13 февраля - день рождения Ф.И.Шаляпина).

Создание Фестиваля классического балета, который с 1993 года носит имя выдающегося танцовщика Рудольфа Нуриева.

Изменение художественно-административной модели театра, введение директором Рауфалем Мухаметзяновым контрактной системы, позволяющей привлечь к работе над спектаклями наиболее талантливых режиссеров, балетмейстеров, художников, исполнителей.

Начало активной гастрольной деятельности оперной и балетной трупп театра в странах Европы. В течение 20 лет театра ежегодно выезжает в страны Старого Света (Голландия, Германия, Австрия, Швеция, Швейцария, Люксембург, Португалия, Дания, Франция, Великобритания и др.), в ходе гастролей за рубежом дается до 120 спектаклей в год.

Капитальная реконструкция здания театра. Техническая оснащенность на уровне европейских стандартов позволяет создавать спектакли со сложной сценографией, световыми эффектами.

25 апреля 2015 года состоялось вручение Государственной премии РТ им.Г.Тукая. Лауреатом премии стала творческая группа Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М.Джалиля в составе: Рауфаль Мухаметзянов (автор идеи, художественный руководитель проекта), Георгий Ковтун (балетмейстер-постановщик), Кристина Андреева (балерина, исполнительница роли Джанике), Михаил Тимаев (премьер труппы, исполнитель роли Духа хана Батыя).

Мировая премьера оперы "Сююмбике" (26, 27 сентября). Композитор - Резеда Ахиярова, либреттист - Ренат Харис, режиссер-постановщик Юрий Александров.

Татарский театр оперы и балета

С 1851 в Казани гастролировали частные оперные труппы, регулярные представления начались с 1874. Антрепризы держали П.М.Медведев, М.М.Бородай, дирижерами были У.Авранек, И.Па-лицын, В.Сук, Л.Штейнберг, режиссером служил Н.Боголюбов и др. На казанской сцене выступали Ю.Закрежевский, Н. и М. Фигнеры, Л.Яковлев, И.Тартаков, О.Камионский. До 1917 осуществлено 130 премьер. Развитие музыкального театра в городе приостановилось в результате пожара,уничтожившего здание старого Казанского театра. В 1933 при Московской консерватории была создана татарская оперная студия, выпускники которой сформировали труппу казанского театра. Он открылся в 1939 оперой "Качкын" ("Беглец") Н.Жиганова. В 1945 показан первый татарский национальный балет "Шурале" ("Леший") Н.Яруллина. С 1957 - им. М.Джалиля, с 1988 - академический. Театр организовал и ежегодно проводит Международный оперный фестиваль им. Ф.И.Шаляпина (с 1982), Международный фестиваль классического балета им. Р.Нуриева (с 1987; имя Нуриева присвоено в 1993 по личному разрешению артиста). После введения в 1990 контрактной системы ни один спектакль не дается дважды в одном составе и не обходится без участия гастролеров. В последнее время особое значение придается авторским постановкам, осуществленным интернациональными постановочными группами. Ежегодно гастролирует по странам Восточной и Западной Европы.

актеры

Николай Ростовский

Зинаида Мамонова

Александр Каратов

Оксана Петрусенко

Усман Альмеев

Зюгра Байрашева

Савелий Бергольц

Галия Кайбицкая

Сара Садыкова

Гай Тагиров

Александр Артёмов

Мунира Булатова

Лев Верниковский

Анна Гацулина

Евгения Минакова

Фахри Насретдинов

Марьям Рахманкулова

Савелий Ходес

Джаляль Садрижиганов

Тамара Смагина

Петр Сперанский

Альфия Айдарская

Татьяна Утропина

Рустам Садыков

Файзи Гаскаров

Зулейха Хисматуллина

Хасби Фазлуллин

Нинель Юлтыева

Ольга Логинова

Адгам Нарыков

Азад (Азат) Аббасов

Борис Аполлонов

Альфия Галимова

Василий Жарков

Гульшад Сайфуллина

Исай Шерман

Раиса Билялова

Георгий Миллер

Людмила Бордзиловская

Нияз Даутов

Идеал Ишбуляков

Рауза Сабирова

Ревдар Садыков

Кирилл Тихонов

Клара Янбулатова

Алмаз Монасыпов

Владимир Степанов (V)

Альфия Загидуллина

Лариса Башкирова

Камиль Гайнуллин

Владимир Прудник

Виталий Бортяков

Рахиля Мифтахова

Наиль Сарваров

Владимир Васильев (IХ)

Ярослав Вощак

Александр Полубенцев

Ирина Хакимова

Юрий Кочнев (II)

Юрий Борисенко

Сольвейга Рая

Зиля Сунгатуллина

Вафира Гизатуллина

Илмар Лапиньш

Салават Аскаров

Эдуард Трескин

Алевтина Белоусова

Хайдар Бигичев

Юрий Петров (VIII)

Зухра Ильясова

Хамидулла Ижболдин

Николай Путилин

Валерий Раку

Елена Щеглова (II)

Александр Беркович

Раида Ермохина

Артём Белов

Нурлан Канетов

Ирина Логинова (II)

Владимир Огнев (II)

Руслан Савденов

Юлия Позднякова

Нина Сёмина (II)

Михаил Тимаев

Владимир Васильев (IX)

Юрий Ившин

Альбина Шагимуратова

Кристина Андреева

Олег Ивенко

Гульнора Гатина

Ильнур Гайфуллин

Венера Протасова

Ахмед Агади

Галина Афанасьева (II)

Нурбек Батуллин

Михаил Беззубиков

Абрам Брайнин

Янина Брунак

Руслан Даминов

Любовь Добрынина

Равиль Идрисов

Артур Исламов

Филюс Кагиров

Михаил Казаков (II)

Эльмира Калимуллина

Агзам Кафизов

Ирина Кузьмина

Ильгиз Мазитов

Эмма Маслова

Олег Мачин

Айдар Нургаянов

Маргарита Ожигова

Айдар Сулейманов

Аркадий Талмазов

Ирек Фаттахов

Леонид Флегматов

Зоя Церерина

Алина Шарипжанова

Венера Шарипова

Фарид Шигапов

Мунир Якупов

обсуждение >>

КАЛАШНИКОВА Галина Сергеевна 25 августа 1936, Владивосток – 23 июня 1988, Казань. Артистка балета, педагог. Народная артистка Татарской АССР (1964). В 1956 г. окончила Ленинградское хореографическое. читать далее>>

ГАНЕЕВА Венера Ахатовна родидась 24 марта 1955 года в Казани. Татарская оперная певица. Народная артистка Республики Татарстан (1992). Народная артистка Российской Федерации (5.08.1995). Окончила музыкальное. читать далее>>

ЖУКОВ Иван Васильевич 23 мая (5 июня) 1914 года — 1968 Русский советский артист оперы (баритон). Заслуженный артист Казахской ССР (1947). Народный артист Татарской АССР (1957). В 1933 году окончил. читать далее>>

ИЗМАЙЛОВА Ася Сафиулловна родилась 2 (15) августа 1903 года в Симбирске (ныне - Ульяновск). Советская певица (меццо-сопрано) и педагог. Народная артистка Татарской АССР (1939). В 1938 году окончила. читать далее>>

В театре несколько десятков постановок опер и балетов. Билеты за месяц-два не достать. два международных фестиваля - оперный им. Шаляпина и балета им. Нуриева. Фестивальные билеты расходятся за считанные. читать далее>>

Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

>>
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

1947 — Состоялось первое выступление студенческого симфонического оркестра Казанской консерватории, которым руководил Джавдат Гаязович Садрижиганов

1940 – Родился Виктор Кронидович Федотов, живописец, заслуженный деятель искусств РТ, народный художник РТ

Погода в Казани

Театр имени Мусы Джалиля

Легкое, воздушное, покоряющее своей красотой и гордой величественностью здание Татарского государственного академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля стало поистине украшением центральной площади Казани.

Сочетание классических форм и татарского национального орнамента придает особое очарование этому храму искусств. Демонстрируя свое превосходство над ограниченностью материального бытия, Терпсихора, муза танца и хорового пения, венчает здание театра. Над фронтоном возвышается еще несколько статуй муз.


Объединение русской и татарской культур изначально определили дух театра, воплотившийся как во внешнем оформлении фасадов, так и в интересном репертуаре, который выделяет его из числа других.

Новое здание театра на площади Свободы появилось в 1956 году. Торжественное открытие состоялось 28 сентября.

Театр строили 20 лет…

В общей сложности на территории нынешней площади Свободы в разные годы было 4 здания театра. В отличие от трех предыдущих, современная постройка имеет самую счастливую судьбу.

Первый театр был построен в 1802 (в некоторых источникам – 1803) году. Это было вместительное деревянное здание, спроектированное для крепостного театра помещика П.Есипова. Труппа его крепостных актеров славилась на всю Россию, а театр считался одним из лучших. Однако в результате пожара 1814 года постановки прекратились, а после смерти Есипова (1814) здание и вовсе было разобрано.

В 1835 году примерно на том же месте (на несколько метров восточнее) был выстроен новый театр, тоже деревянный. Постановки здесь осуществлял знаменитый в то время антрепренер П.Соколов. Но пожар 1842 года уничтожил и это здание. В течение нескольких лет это место использовали как плац для воинских учений, маршировок и экзекуций.


Первое каменное здание театра появилось в 1852 году примерно на том месте, где сегодня находится памятник В.Ленину. Так же, как и первые два, это здание горело – в 1860, 1874 и 1919 годах. Впоследствии его снесли в силу невозможности восстановления.

Активное развитие национального музыкального искусства в начале XX века вызвало потребность в отдельном здании, на сцене которого могли бы осуществляться оперные и балетные постановки. В связи с этим в 1934 году правительство ТАССР постановило открыть в Казани Татарский государственный оперный театр. Разработка проекта здания для нового театра была поручена архитектору Н.Скворцову (г.Москва).

Строительные работы начались в 1936 году (в некоторых источниках – 1933). Пока строилось здание нового театра, артистам приходилось работать на других сценических площадках, в том числе в Татарском государственном академическом драматическом театре имени Г.Камала, который работал тогда в здании на улице Горького (ныне здание театра имени К.Тинчурина) и Большом русском драматическом театре.

В 1941 году театр был переименован в Татарский государственный театр оперы и балета.

Великая Отечественная война внесла свои коррективы: большая часть артистов ушла на фронт, а оставшиеся артисты выступали на чужих подмостках. Строительство здания театра практически замерло.

Строительство было возобновлено сразу после войны. Как вспоминают старожилы, на стройке работали немецкие военнопленные. Н.Скворцов погиб на войне, и архитектором в 1948 году был назначен И. Гайнутдинов. Не нарушая общего замысла своего предшественника, он предложил оригинальное решение фасада и оформления интерьеров с использованием элементов классических форм (8 колонн портика коринфского стиля подняты на высокий рустованный 2 этаж) и национального орнамента. Его творение мы могли наблюдать вплоть до 2003 года, пока не началась масштабная реконструкция здания.

С обеих сторон боковых фасадов были сделаны полукружия, образуемые наружными стенами. В полукружии по улице Пушкина был установлен памятник А.С.Пушкину работы (скульптор Н.К.Вентцель), а по Театральной – памятник Габдулле Тукаю (скульптор Е.И.Шулик). Плоскость стен боковых фасадов была украшена пилястрами стилизованного коринфского ордера.

Со стороны южного фасада (ул. Дзержинского) были сделаны въездные ворота внутрь театрального двора с ажурной металлической решеткой, выполненной в национальных традициях. С этой стороны театра – небольшой сквер, в котором установлен фонтан.


Главный фасад здания отступает от красной линии застройки улицы Карла Маркса и образует площадку с разбиваемыми по весне декоративными газонами.

Своеобразие архитектурного решения внешнего облика и интерьера здания обуславливается умелым использованием классических форм в сочетании с национальным татарским орнаментом растительного характера. Главный фасад обогащен восьми колонным портиком со стилизованным национальным орнаментом. Колонны портика коринфского стиля подняты на высокий рустованный первый этаж. Парадный вход акцентируется пьедесталами колонн и балюстрадой между ними.

Стена главного фасада со второго этажа расчленена пилястрами того же ордера, отвечающими колоннам портика. Пять прямоугольных окон размещены между пилястрами в нишах с полуциркульным завершением. С двух сторон у крайних пилястр ниши окон не имеют и украшены характерным национальным лепным орнаментом. Членение плоскости фронтона портика выполнено в традиционных формах татарских построек. Тимпан обогащен барельефом на тему искусства и труда.

В орнаментовке зрительного зала, выполненного в национальном стиле, была использована золотая фольга, которая гармонировала с красным бархатом, которым отделаны поручни ярусов и кресла.

В вестибюле театра установлен скульптурный бюст Мусы Джалиля работы известного татарского скульптора Баки Урманче.

Появление своего здания означало для артистов театра определенную независимость от внешних обстоятельств и возможность плодотворно развивать национальное оперное и балетное искусство. Однако с годами появилась потребность в обновлении здании и улучшении условий для артистов, музыкантов и зрителей.

Новая жизнь старого здания

В 1998 году в связи с наметившейся необходимостью реконструкции здания театра, принято постановление о его капитальном ремонте. В том же году приступили к работам по укреплению и ремонту левого крыла здания.

Поскольку было решено театр не закрывать (по опыту других театров это часто ведет к потере труппы), работы вели поэтапно. В 1998 году приступили к работам по укреплению и ремонту левого крыла здания, а с 2003 года началась масштабная реконструкция и модернизация.


Фото Сергея Токарева, сделанное в 50-е годы прошлого века, – из коллекции Валерия Павлова. Публикация Льва Жаржевского

Ее демонтировали до начала масштабной реконструкции.

Произошла и обещанная техническая модернизация театра, которая коснулась всей демонстрационно-зрительской зоны: сцены, зрительного зала, светового и звукового сопровождения. Теперь, чтобы поднять занавес или сменить декорации, нужно всего лишь нажать необходимые кнопки, а не крутить ручное колесо, как оно было раньше.


Сцена может выдвигаться вперед или возвращаться в исходную позицию. В ходе восстановительных работ установлена современная световая и звуковая аппаратура.


Добрались руки специалистов и до оркестровой ямы. Она увеличена, что позволяет поместиться большему количеству музыкантов и, тем самым, сделать музыкальное сопровождение постановок еще более красочным.

Полностью обновлен зрительный зал. Потолок зрительного зала все также украшает знаменитая люстра из горного хрусталя, специально отлитая в г. Мытищи Московской области. Согласно имеющимся данным, вес люстры составляет 1600 тонн.



Мраморными стали и балясины, ограждения. На стенах центрального фойе – зеркала, украшенные резьбой по гипсу (ганч), лепнина; на потолке – художественная роспись с отдельными гипсовыми элементами, бронзовые люстры из чешского стекла; на полу – наборный паркет с национальным растительным орнаментом.


Отреставрированы Розовая и Зеленая гостиные.

Специалистам удалось восстановить некоторые утраченные подлинные детали, в том числе лепнину. Сочетание классических приемов оформления с национальными мотивами придает особый колорит интерьеру.


Есть и утраты. Так, специалисты в области изобразительного искусства считают большой потерей утрату двух панно узбекского художника Чингиза Ахмарова.

Преобразился зрительный зал театра. Кресла полностью заменили на более удобные. Правда, из-за реконструкции их стало несколько меньше. Вместимость зала уменьшилась с 1300 мест до 950 мест. Но если убрать оркестровую яму, их станет 1120.

Установлены трансформирующаяся оркестровая яма и удобные кресла. Изменился уклон зала, в результате чего удалось значительно улучшить видимость. Зал оборудован современной световой и акустической техникой. В гримерных появились санузлы и душевые кабины.


Театр остается шестиэтажным здание, внутри которого теперь есть лифт. Проведена реконструкция подвальных помещений, всего служебного комплекса, чердачного пространства – речь идет о надстройке чердачного помещения, общая площадь которого составила 4 тысячи квадратных метров. Здесь находятся репетиционные залы, которых так не хватало раньше.

Полностью обновлен фасад здания. Скульптуры, парапет над входом практически сделаны заново. Скульптуры пришлось спускать на землю. К воспроизведению фигур на центральном фасаде привлекался скульптор из Узбекистана Б.Балтыев.

Претерпели изменение памятники двум известным поэтам, расположенные в боковых нишах здания: памятник великому русскому поэту Александру Пушкину со стороны улицы, названной его именем, работы Н.Вентцеля и памятник поэту Габдулле Тукаю, которого в Казани называют татарским Пушкиным работы Е.Шулика (со стороны ул.Театральная).


Раньше они были из железобетона, к 1000-летию города скульптуры были отлиты на заводе ВНИИВОЛТ из бронзы.


В 2004 году в СМИ сообщалось, что реконструкция театра обойдется в 25 миллионов долларов. Во сколько обошлась реально, не сообщалось.

Среди участников реставрационных работ:

Общая площадь здания театра – 24,7 тыс.кв. метров. Строительный объем – 136,7 тыс. куб.метров.

Открытие Татарского государственного академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля после реставрации состоялось 26 августа 2005 года.

Именно в этом здании здесь проходили торжественное собрание, посвященное 1000-летию города Казани, и гала-концерт мастеров искусств Республики Татарстан.


Здание Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля по праву считалось одним из лучших сооружений советской архитектуры, поражая всех изяществом и элегантностью.

Татарский государственный академический театр оперы и балета им. М.Джалиля. С 1938 г. – Татарский государственный оперный театр, с 1941 г. – театр оперы и балета, с 1956 г. – им. М.Джалиля, с 1988 г. – академический

Содержание


Решение об открытии театра было принято 4 ноября 1933 г. Советом народных комиссаров ТАССР.


1940–1950-е гг.


Театр продолжил традиции оперных сезонов в Казани (с 1874 г.).

В первом составе труппы были в основном выпускники Татарской оперной студии З.Байрашева, Г.Кайбицкая, А.Измайлова, С.Садыкова, М.Булатова, Х.Забирова, М.Рахманкулова, Ф.Насретдинов, Н.Даутов, У.Альмеев, Л.Маев, Л.С.Верниковский, М.Булатродионов и др. Они стали первыми исполнителями ведущих партий в постановках театра.

Тогда же началось становление балетной труппы (А.Ф.Гацулина, Б.Ш.Ахтямов, В.П.Романюк, Л.А.Жуков и др.).

Первоначально художественное руководство театра осуществляли дирижеры И.Аухадеев, С.С.Бергольц, Д.Садрижиганов, Х.Фазлуллин, режиссер Ф.Н.Каверин, балетмейстеры Г.Тагиров, Ф.Гаскаров, художник П.Т.Сперанский, хормейстер П.Федотов.

Спектакли ставили также режиссеры Татарского академического театра Ш.Сарымсаков, С.Валеев-Сульва.


1950–1960-е гг.

В 1950–1960-е гг. ведущими солистами оперы являлись З.Хисматуллина, В.Шарипова, Р.Билялова, Г.Сайфуллина, Б.А.Аполлонов, А.Аббасов, В.Н.Жарков, И.Ишбуляков, В.Т.Степанов; артистами балета – Н.Юлтыева, Р.Садыков, Г.С.Калашникова, А.Нарыков, Р.Новицкая, Р.Ибатуллин и др.

Художественное руководство театром в этот период осуществляли дирижеры И.Э.Шерман, К.К.Тихонов, режиссер Н.Даутов (одновременно исполнитель ведущих оперных партий), балетмейстер Л.Бордзиловская, художник Э.Нагаев.

1960–1970-е гг.

В 1960–1970-х гг. в театре происходит смена поколений, отмечается частая смена художественного руководства (дирижеры Ф.Мансуров, В.М.Васильев, Я.Вощак, Ю.Кочнев, И.Лапиньш, В.Куценко, балетмейстеры Н.Юлтыева, Д.Арипова, Л.Исакова, режиссер И.Г.Мазитов и др., художник А.Б.Кноблок).

В театр пришли певцы, успешно проявившие себя и в последующие годы: Ю.В.Борисенко, Ю.Галявинский, С.Раинбаков, Р.Мифтахова, Л.Г.Башкирова, З.Сунгатуллина, К.Румянцева, А.Загидуллина, А.С.Фадеичева, Р.Даминов, Э.Г.Трескин; артисты балета И.Хакимова, С.Хантимирова, Л.Хуторова, К.Гайнуллин, Н.Сарваров, В.Бортяков, В.Яковлев и др.


1980-е гг.

Как солисты более всего проявили себя Е.Михайлова, З.Хайрутдинов; артисты балета Н.Магдеева, З.Хамдеева, Л.Мухаметгалеева, Е.Щеглова, Р.Абульханов, И.Жуков и др.

С конца 1980-х гг. директор Р.Мухаметзянов приступил к реформированию художественно-административной структуры театра на основе частичного сохранения специфики репертуарного театра и преимущественного обращения к контрактной системе с практикой приглашения к участию в постановках известных исполнителей, режиссеров, хореографов, сценографов при отказе от традиционных должностей художественного руководства (кроме главного дирижера Р.Салаватова) и введении должностей художественных руководителей оперы (Г.Хайбулина, до 2010 г.) и балета (В.Яковлев).

1990-е гг.

Ставятся основные классические оперные и балетные постановки, произведения современных авторов, в том числе композиторов Татарстана. Театр использует самые разнообразные художественные решения: от буквальных переносов прославленных постановок ведущих отечественных и зарубежных театров до отражающих самые актуальные тенденции развития мирового театрально-музыкального искусства. Этому способствует значительное расширение технического оснащения театра.

С 1991 г. все спектакли исполняются на языке оригинала.

Осуществляются совместные творческие проекты с постановочными группами из многих стран (Италии, Нидерландов, Великобритании, Индии, Канады, ЮАР и др.).

В 1990-е гг. начались регулярные интенсивные зарубежные гастроли (ежегодно более 100 спектаклей в Бельгии, Великобритании, Германии, Австрии, Дании, Швеции, Швейцарии, Нидерландах, Португалии, Дании, Франции и др. странах).


Фестивали театра

С 1982 г. театр ежегодно проводит Фестиваль имени Ф.И.Шаляпина (с 1991 г. – международный), с 1987 г. – Фестиваль классического балета им. Р.Нуреева (с 1992 г. – международный, с 1993 г. – им. Р.Нуреева) с участием большого числа отечественных и зарубежных звезд оперы и балета.

Театр – один из наиболее значительных центров музыкальной культуры Татарстана, пропагандирующий мировое, российское и татарское театрально-музыкальное искусство.

Здание театра

Здание театра начали возводить в 1936 г. по проекту архитектора Н.П.Скворцова. В 1948 г. архитектор И.Г.Гайнутдинов переработал фасады и интерьеры в стиле советского неоклассицизма, сочетая античный декор с элементами татарского декоративного искусства.

В полукружиях боковых фасадов установлены скульптурные памятники А.С.Пушкину (скульптор Н.К.Вентцель) и Г.Тукаю (скульптор Е.И.Шулик).

В оформлении интерьеров театра принимали участие скульптор В.В.Ламмерт и художник Ч.Г.Ахмаров.

С 1996 г. в театре велись ремонтные работы, в 2003 г. он был закрыт на реконструкцию, которая закончилась в 2005 г. Главный архитектор проекта реконструкции здания – А.Р.Дустиев.

В отделке помещений вместо бетона и гипса использованы гранит и мрамор, уложен дубовый паркет. Залы оформлены в бело-золотистой цветовой гамме. Лестничные площадки украшены зеркалами. Восстановлены утраченные детали и лепнина. Вместимость зала сократилась с 1300 до 950 мест, за счет изменения уклона пола значительно улучшилась видимость. Зал оборудован трансформирующейся оркестровой ямой, современной световой и акустической техникой.

Литература

Татарский государственный театр оперы и балета им. М.Джалиля. Казань, 1957.

Гиршман Я.М. Пути развития татарской советской музыки // Музыкальная культура Советской Татарии. М., 1959.

Шумская Н. Татарскому оперному театру 20 лет // Советская музыка. 1959. № 10.

Татарский академический театр оперы и балета им. М.Джалиля. Казань, 1994.

Читайте также: