Тактика устного общения сообщение

Обновлено: 20.05.2024

В каждой ситуации общения используется своя стратегия. Под стратегией в данном случае понимается осознание ситуации в це­лом, определение направления развития и организация воздей­ствия в интересах достижения цели общения.

Стратегия общения реализуется в речевых тактиках, под кото­рыми понимаются речевые приемы, позволяющие достичь постав­ленных целей в конкретной ситуации. К проблемам речевых тактик в последние годы обращается все больше ученых.

В ситуациях бытового общения действуют одни речевые такти­ки, в деловой сфере — другие. Причем речевые тактики разных уровней общения могут, с определенной коррекцией, взаимопро­никать. При речевом воздействии на различные социальные группы населения следует также выбирать соответствующие речевые так­тики, имея в виду при этом, что ни одна из тех или иных тактик не является универсальной и эффективной во всех случаях жизни.

Как уже отмечалось, речевые тактики используются как в монологической, так и в диалогической речи. При этом стратегической целью их использования может быть не только убеждение, но
и получение максимума информации по теме общения либо о собеседнике, налаживание контакта с будущим клиентом, речевое
тестирование, позитивная самопрезентация и др.

Использование речевых тактик в диалогическом общении ус­ложнено тем, что ход диалога не может быть запланирован заранее во всех деталях, как это возможно при подготовке к монологичес­кой речи, потому что неизвестно речевое поведение собеседника на той или иной стадии развития беседы.

Для специалиста по сервису и туризму, социального работника особенно важно умение использовать речевые тактики именно в диалогическом общении. Вступая в контакт с незнакомым ему че­ловеком в процессе оказание услуги, он зачастую не знает ни его систему знаний, ни его социальный статус и т.д. Как сделать диалог плодотворным? Во-первых, умело использовать разнообразные и уместные речевые тактики, во-вторых, уметь распознавать речевые тактики собеседника и быстро реагировать на них.

Известный голландский ученый, один из основателей лингвис­тики текста Т.А. Ван Дейк, исследуя семантические стратегии в диалогах об этнических меньшинствах (проблема, ставшая за по­следние годы весьма актуальной в нашей стране) ана­лизировал речевые ходы (суть — речевые тактики), которые ис­пользовали люди, контактирующие с подобными группами насе­ления.

Приведем содержание нескольких речевых ходов (тактик), вы­деленных Ван Дейком. Специалист социально-культурной сферы может использовать их не только при работе с этническими мень­шинствами, но и вообще при общении с клиентами. При этом сле­дует отличать просто речь от речевых тактик.

В качестве примера приведем следующую речевую ситуацию:

Руководитель туристской группы: Водитель автобуса Мухамет работал

с нами все дни пребывания в Египте. Он славный парень, отец двоих

детей, всегда был внимателен и отзывчив. Завтра он последний день с

нами. Может, мы скинемся по доллару и поблагодарим его.

Туристы: Нуда, конечно.

Через некоторое время один из туристов подходит к руководителю и

говорит: «Напрасно вы это затеяли. Мне-то все равно, но другие очень

Возможны два варианта речевого поведения туриста:

1) это действительно так, и в этом случае разумно было бы обсудить с
ним, как с союзником, создавшееся положение;

Что касается сферы делового общения, то специалисты выде­ляют в ней целый ряд специфических речевых тактик. Приведем некоторые из них.

преодолеть сдержанность и предвзятость и изменить мнение в свою пользу.

• вопросов не должно быть более трех, в противном случае тактика разрушается и налицо просто предвзятое отношение к собеседнику;

• вопросы должны быть достаточно сложными, в ряде случаев
неразрешимыми, поскольку если партнер ответит на все вопросы, тактика не сработала;

• речевая формула произносится при первом же затруднении с
ответом, прекращая (пытаясь прекратить) речевое взаимодействие;

• не следует позволять партнеру развивать свой ответ или перехватить речевую инициативу.

Следует подчеркнуть, что в системе речевой коммуникации мо­жет использоваться множество речевых тактик, причем и тех, ко­торые еще не выявлены специалистами и не описаны в литературе, поэтому важно не только эффективно и уместно использовать так­тики, описанные в литературных источниках, но и уметь самому выделять их.

Литература

3. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: ВШ, 1990.

5. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация/ Под ред. О.Я.Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2006.

6. Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б. и др. Русский язык и культура речи. – М.: УРСС, 2002.

7. Демиденко Л.П. Речевые ошибки. Минск: Высшая школа, 1986.

9. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988.

10. Как правильно слушать// Скотт Л.Г. Конфликты и их преодоление. Киев: Внешшторгиздат, 1991.

11. Клюева Е.В. Речевая коммуникация. – М.: ПРИОР, 1998.

12. Культура устной и письменной речи делового человека: Практикум. М.: Флинта; Наука, 1997.

13. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969.

14. Мицич П. Как проводить деловые беседы. М.: Экономика, 1987.

15. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб.: Знание, 2004.

16. Романова А.А. Грамматика деловых бесед // Деловое совещание: подготовка и проведение. – Тверь, 1995.

17. Смекалова З.С. Деловой человек: культура речевого общения/ Пособие и словарь-справочник. М.: КУбК-а, 1997.

20. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. – М.: ИКАР, 2002.

21. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск: Амалфея, 1997.

Приемы речевого воплощения стратегий и тактик ученые делят на тривиальные (обычные, сложившиеся в языке стереотипы) и нетривиальные (наиболее распространенная форма – намек через иносказание).

Приведем ряд тактических приемов, которые могут быть использованы в целях эффективного диалогического общения (по Т.А. Ван Дейку):

Учеными выделяются и иные специфическиетактики:

- вопросов не должно быть более трех, иначе станет очевидным предвзятое отношение к собеседнику;

- вопросы должны быть достаточно сложными, в ряде случаев неразрешимыми, поскольку, если партнер ответит на все вопросы, тактика не сработала;

- не следует позволять партнеру перехватить инициативу.

21) Переключение внимания, или сдвиг. Прием применим, когда необходимо решит обратную задачу отвлечь внимание адресата от какой-либо информации. Достигается путем акцентирования внимания на ином событии или аргументе, либо растворения не выгодной информации среди другой, либо создания информационного шума, мешающего адресату сконцентрировать внимание на нежелательной для адресанта как субъекта управления информации.

Очевидно, что тактические приемы не только являются средствами реализации коммуникативной стратегии, но и способны выполнять функции воздействияна участников коммуникации.

Так, В. Кузнецов классифицируя приемы, используемые для усиления воздействия, делит их на четыре группы:

Роль специфических коммуникативных тактик в определенных коммуникативных ситуациях (например, при интервьюировании, проведении деловых переговоров и пр.) могут играть вопросы.

Исследователи выделяют несколько категорий (видов) вопросов.

а) Вопросы о фактах (информационные) – выявление того, что реально осуществилось во времени и пространстве.

б) Заключающие вопросы – используются при завершении коммуникации, если важно подчеркнуть равноправие собеседников, уважительное отношение между ними либо еще раз уточнить содержание достигнутых договоренностей.

в) Закрытые вопросы – вопросы с жесткой структурой, на них можно ответить просто да или нет или несколькими словами.

г) Зеркальные вопросы – вопросы, построенные на полном повторении ответа собеседника или на повторении ключевых слов в его ответе, направлены на то, чтобы достичь действительного понимания его чувств, переживаний, состояния.

д) Зондирующие вопросы – вопросы, нацеленные на получение необходимой информации о собеседнике для того, чтобы решить, в каком направлении действовать: к ним прибегают в ситуации, когда собеседнику причины его собственного поведения или эмоционального состояния либо не ясны, либо он не хотел бы о них говорить.

ж) Косвенные вопросы – используются в тех случаях, когда есть опасение, что на прямой вопрос человек не будет отвечать искренне.

з) Открытые вопросы – вопросы с не очень жесткой структурой, предполагают свободу в выборе ответа и начинаются со слов что, как, зачем, почему и т. п.

и) Уточняющие вопросы – следуют за уже поставленными с целью уточнения или перепроверки сказанного.

к) Эстафетные вопросы – вопросы с целью поддержания и продолжения диалога, чтобы переход от одной темы к другой был логичным и уместным.

л) Переспрос – полное повторение прозвучавшего из уст собеседника вопроса с целью выигрыша времени и/или уяснения его сути.

м) Риторические вопросы, не требующие ответа и содержащие в себе скорее утверждение, нежели отрицание.

Очевидно также, что перечень стратегий и тактик не может быть исчерпывающим. Кроме того, любой прием эффективен в том случае, если удается найти конкретные речевые формулы, образы, понятия, символы, невербальные средства, способные повлиять на восприятие людей, их душевное состояние, желания и устремления.

4. Стратегии коммуникативного воздействия в рекламе.

Одним из существенных отличий рекламной информации от информации нерекламного характера является ее направленность на достижениекоммерческих целей, целей продвижения рекламируемого объекта на рынке. Реклама способствует достижению этих целей, оказывая коммуникативное воздействие на целевую аудиторию.

Подкоммуникативным воздействиемпонимается воздействие на знания, отношения и намерения адресата в нужном для адресанта направлении (в соответствии с этим принято различать когнитивные, аффективные и поведенческие эффекты).Воздействие на сознание осуществляется путем рациональной аргументации (убеждение), через эмоциональную сферу, или воздействие на подсознание (суггестия), воздействие с помощью вербальных (речевоевоздействие) или невербальных средств.

Существует классификация стратегий коммуникативного воздействия. Важными факторами, определяющими выбор той или иной стратегии, являются: коммуникативныецели и задачи.

Можно различать также коммуникативные стратегии (а также коммуникативные тактики) по используемым адресантом средствам воздействия.

Различие рекламных стратегий в зависимости от коммуникативных целей и задач.

Следует различать стратегическую коммуникативную цель и дополнительные коммуникативные цели, без достижения которых в рекламном дискурсе трудно достичь основную. Дополнительные цели связаны с преодолением неблагоприятных условий коммуникации, обусловленных особенностями восприятия такой информации и отношения к ней.

1) позиционирующие стратегии, то есть стратегии, формирующие определенное восприятие рекламируемого объекта;

К сожалению, достаточно часто встречается реклама, использующая только стратегии второго типа. Она привлекает внимание, запоминается, но не мотивируетпотребителя.

В рамках стратегий первого типа (позиционирующих) в зависимости от решаемых коммуникативных задач можно выделить в качестве более частных:

а) стратегии дифференциации, помогающие выделить рекламируемый объект в ряду конкурирующих;

б) ценностно-ориентированные стратегии, позволяющие связать рекламируемый объект с важными для целевой группы ценностными понятиями;

в) стратегии присвоения оценочных значений, в частности помогающие усилить восприятие положительный свойств рекламируемого объекта, и другие.

Аналогично в рамках оптимизирующих стратегийможно выделить следующие болеечастные стратегии:

а) стратегии согласования языка и картин мира коммуникантов;

д) аргументативные стратегии;

е) стратегии распределения информации по оси “более/менее важное” и другие.

Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Академия педагогики и психологии

Реферат на тему:

Стратегии и тактики общения

По предмету: общая психология

Выполнила:
Никонова Анастасия Игоревна
Форма обучения – заочная,
I курс, _____________________

Направление подготовки: 44.03.03 специальное (дефектологическое) образование

Пирумян Арменуи Арсеновна ______________

1Психология общения.

1.1Функции и структура общения.

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона – в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения – процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения относятся:

1. Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Если я говорю "стол", я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я, – это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, "субъективный" смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

В процедуре общения выделяют следующие этапы :

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют "социальным интеллектом", "практически-психологическим умом", "коммуникативной компетентностью", "коммуникабельностью".

2Стратегии, тактика и виды общения.

2.1Коммуникативная компетентность.

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация – в переводе с латыни обозначает "общее, разделяемое со всеми". Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

1. стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

2. "предвзятые представления" – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно ("Мы верим тому, чему хотим верить"). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

3. плохие отношения между людьми – поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

4. отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;

5. пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

7. неверный выбор стратегии и тактики общения.

Стратегии общения : 1) открытое – закрытое общение;

2) монологическое – диалогическое;

3) ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение "по душам").

Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности "низкой стороны"; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). "Одностороннее выспрашивание" – полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. "Истерическое предъявление проблемы" – человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек "войти в чужие обстоятельства", слушать "излияния".

2.2Виды общения.

Выделяют следующие виды общения:

1. "Контакт масок" – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди "не задевали" друг друга без надобности, чтобы "отгородиться" от собеседника.

2. Примитивное общение , когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение , когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение , когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение . Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Кодекс светского общения : 1) вежливость, такт – "соблюдай интересы другого"; 2) одобрение, согласие – "не порицай другого", "избегай возражений"; 3) симпатии – "будь доброжелателен, приветлив".

Кодекс делового общения иной: 1) принцип кооперативности – "твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора"; 2) принцип достаточности информации – "говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент"; 3) принцип качества информации – "не ври"; 4) принцип целесообразности – "не отклоняйся от темы, сумей найти решение"; 5) "выражай мысль ясно и убедительно для собеседника"; 6) "умей слушать и понять нужную мысль"; 7) "умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела".

Если один собеседник ориентируется на принцип "вежливости", а другой – на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

Тактика общения – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения – совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

2.3Трансакционный анализ общения.

Трансакционный анализ общения выделяет три основные позиции: Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека. С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь основной в детстве, нередко встречается и у взрослых. Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таких ситуациях занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покровительство, но одновременно и безапелляционность, приказной тон. В другое время, например общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребенка.

При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.

С позиции Родителя "играются" роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего "Зайдите завтра". С позиции Ребенка – роли молодого специалиста, аспиранта-соискателя, артиста – любимца публики. С позиции Взрослого – роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену, и др.

В позиции "Родителя" могут быть две разновидности: 1) "карающий Родитель" – указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки; 2) "опекающий Родитель" – советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.

В позиции Ребенка выделяют: "послушного ребенка" и "бунтующего ребенка" (ведет себя: "Не хочу. Не буду, отстаньте! А тебе какое дело? Как хочу, так и буду делать!" и т.п.).

Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых, могут друг друга понять и два Ребенка.

Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную Взрослую позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.

Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции опекающего Родителя. Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный характер ("послушный Ребенок"), так и конфликтный ("бунтующий Ребенок"). Встречаются замаскированные виды общения, где внешний (социальный) уровень общения не совпадает, маскирует истинный психологический уровень общения. Например, общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически диалог продавца ("Вещь хорошая, но дорогая") и покупателя ("Именно это я и возьму") был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель).

2.4Вербальные и невербальные средства общения.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – лат . слова "устный, словесный") и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят :

1. Значение и смысл слов, фраз ("Разум человека проявляется в ясности его речи"). Играют важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки – кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – "хм-хм", "э-э-э"; и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 53%.

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика – движение мышц лица; жестика – жестовые движения отдельных частей тела; пантомимика – моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

2. Такесика – прикосновение в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и пр.

3. Проксемика – расположение людей в пространстве при общении: выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

- интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;

- личная, или персональная, зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

- социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень знают;

- публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и пр.

4. Мимика – движение мышц лица, – отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.

Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора. Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление, труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, как и в речи, есть слова, предложения.

3Список литературы

Эффективные тактики общения на каждый день

Приходилось ли вам наблюдать, что с одними людьми общаться легко и просто, а с другими весьма проблематично, причем неважно, обсуждаете вы что-то конкретное или просто говорите о погоде? Приходилось ли вам видеть, как в одинаковых ситуациях одни люди способны договориться с кем угодно и о чем угодно, а другие раз за разом терпят фиаско?

Что такое стратегия общения и тактика общения?

Стратегию часто определяют как общее направление движения к цели, в то время как тактика – это набор конкретных последовательных действий для достижения цели, реализуемый в рамках выбранной стратегии.

Применительно к сфере коммуникаций стратегию общения можно определить как некую общую схему действий для достижения цели коммуникации.

Цели могут быть разными: прийти к общему решению в результате деловых переговоров, засвидетельствовать свое почтение принимающей стороне, добиться, чтобы домочадцы мыли за собой посуду. Вполне естественно, что стратегии и тактики общения для деловых, бытовых и дружеских коммуникаций будут отличаться.

В рамках одной стратегии может быть реализовано несколько тактик общения или же выбрана одна наиболее эффективная. Одна и та же тактика может быть полезна для воплощения в жизнь разных стратегий. Однако некоторая корреляция между типом стратегии и видами тактики общения, безусловно, существует.

Для того чтобы было более понятно, о чем речь, следует рассмотреть основные виды стратегий общения и основные виды тактик общения. Начнем со стратегий.

Какие бывают стратегии общения?

Для начала скажем, что общение может осуществляться в разных формах. Самая простая классификация выделяет монолог и диалог. Человек может быть заинтересован максимально донести свою точку зрения до собеседников, а может желать выяснить их позицию и прийти к компромиссу.

Кроме того, эти форматы могут чередоваться в рамках движения к цели коммуникации, личной или общей. Например, если цель – заключить контракт на поставки продукции, сначала человек проводит презентацию в форме монолога, а затем приглашает участников к обсуждению.

  • Мотивационный – стремление к общей или сугубо личной цели.
  • Сетевой – гуманистические или манипуляторные установки в общении.
  • Процессуальный – удельный вес диалога и монолога в общении.

Мы сейчас не будем отвлекаться и рассуждать, что из этого хорошо, а что плохо. Эта информация нам нужна исключительно для понимания классификации видов стратегии общения.

Основные виды стратегий общения:

  • Гуманистически-диалогическая стратегия, направленная на достижение личных или общих целей.
  • Гуманистически-монологическая стратегия, направленная на достижение личных или общих целей.
  • Манипулятивно-диалогическая стратегия, направленная на достижение личных или общих целей.
  • Манипулятивно-монологическая стратегия, направленная на достижение личных или общих целей.

В рамках каждой из этих стратегий может реализоваться множество разнообразных тактик общения в зависимости от ситуации. Итак, какие же бывают тактики общения?

Какие бывают тактики общения?

На сегодняшний день существует множество классификаций тактик общения ввиду того, что разные специалисты берут за основу разные принципы классификации и по-разному видят основные системообразующие характеристики той или иной тактики. Мы рассмотрим наиболее популярные в научной среде классификации.

Тактики общения в классификации Вирджинии Сатир

Начнем рассмотрение тактик Вирджинии Сатир с того, что упомянем основную сферу ее научных и прикладных интересов. Основной специализацией американского психолога и психотерапевта Вирджинии Сатир (1916-1988) была семейная психотерапия.

Тактики общения (по В. Сатир):

Как несложно заметить, более всего положительные характеристики присущи только последней тактике. По логике, именно ее и нужно придерживаться для эффективного общения, а все остальные вовремя распознавать и пресекать во избежание конфликтов. К слову, тактики общения в конфликтных ситуациях являются предметом отдельного исследования.

Тактики общения в концепции Томаса-Килмана

Американские психологи Кен Томас и Ральф Килманн стали в известном смысле пионерами в области исследования технологий разрешения конфликтов. Во всяком случае, именно они разработали классификацию техник общения в конфликтных ситуациях и изложили ее в своей совместной работе Conflict Mode Instrument [K. Thomas, R. Kilmann, 1976]. За прошедшие почти полвека с момента выхода книги идеи, изложенные в ней, ни капли не устарели. Итак, каковы основные тактики общения в конфликтных ситуациях по Томасу-Килманну?

Конкуренция

Конкуренция, соперничество или противоборство – предполагаются жесткое отстаивание своих позиций, борьба за свои интересы и нацеленность на победу. Конкурентная тактика поведения в общении может быть эффективной при наличии больших, чем у соперника, полномочий. В противном случае такая тактика приведет к проигрышу. Существует достаточно ограниченный круг условий, когда такая тактика делового общения дает эффект:

  • Авторитет спорщика настолько непоколебим, что любое его решение априори считается верным.
  • Должность спорщика позволяет ему принимать решения без дополнительных объяснений.
  • Ситуация безвыходная, и кроме спорщика никто не готов взять ответственность за сложившееся положение дел.

Отметим, что конкурентная тактика вряд ли приемлема в личной сфере, потому что не позволяет построить здоровые крепкие отношения.

Избегание

Избегание или уклонение – предполагается, как следует из названия, уклонение от обсуждения темы общения и вынесения каких-либо однозначных суждений. Такая тактика часто используется, если ситуация не особо важна для человека и он не желает ввязываться в бесполезный спор и тратить время впустую.

Тактика может дать эффект, если человек понимает правоту собеседника, но почему-либо не желает признавать ее вслух. Кроме того, эта тактика эффективна, когда нужно хоть немного снять напряжение в споре. В целом, круг ситуаций, где используется такая тактика, достаточно широк:

Скажем, что тактика избегания может быть эффективной как в деловых контактах, так и еще в большей степени в личных и семейных, потому что большинство бытовых мелочей – это, действительно, мелочи.

Сглаживание

Сглаживание или приспособление – предполагаются сглаживание противоречий и поиск приемлемого варианта. Такая тактика тоже часто используется, когда для одного из дискутирующих тема не слишком важна. Однако в отличие от уклонения человек не избегает общения и не уклоняется от решения проблемы, а сотрудничает с собеседником и готов идти на уступки ввиду того, что собеседнику результат более важен, чем ему самому. В целом, все ситуации, когда применяется тактика сглаживания, в чем-то схожи:

  • Желание сохранить мир и хорошие отношения с собеседником.
  • Искренняя готовность уступить, понимая, как важен результат для собеседника.
  • Отсутствие личной заинтересованности в результате.

Компромисс

Компромисс – это целая наука в искусстве спора. Предполагается, что урегулирование проблемы происходит за счет взаимных уступок. Это практически идеальный вариант для достижения совместной цели, когда стороны расходятся лишь в нюансах. И практически единственный вариант, когда стороны имеют одинаковый статус, но взаимоисключающие интересы, однако почему-либо вынуждены взаимодействовать. Как видим, компромисс может быть полезен в самых разных обстоятельствах:

Компромиссные тактики профессионального общения весьма эффективны и в личной сфере, поэтому их применение можно целиком приветствовать.

Сотрудничество

Сотрудничество – предполагает совместный поиск решения и нацелено на удовлетворение интересов обеих сторон. Эта тактика требует более длительной и энергоемкой работы, однако и результат будет более надежным и долгосрочным. Это отличный вариант, когда стороны одинаково сильно заинтересованы в результате и максимальном удовлетворении потребностей дуг друга. Сотрудничество имеет ряд несомненных преимуществ, поэтому стоит уделить ему повышенное внимание на всех этапах:

  • Установить истинные интересы и мотивы всех сторон.
  • Определить основные разногласия.
  • Продумать способы компенсации разногласий.
  • Разработать подходы к решению, удовлетворяющие потребности сторон.

Тактики манипулятивного общения в классификации Эверетта Шострома

Американский психолог и психотерапевт Эверетт Лео Шостром (1921-1992) внес серьезный вклад в изучение тактик манипулятивного поведения. Свои наблюдения он обобщил в целом ряде научных работ, часть из которых переведена на русский язык.

Типы манипуляторов:

Заметим, что это еще не все, что Шостром готов рассказать о манипуляциях и манипуляторах. Каждый из перечисленных типов манипуляторов может использовать разные тактики.

Манипулятивные тактики:

В противовес манипулятору Эверетт Шостром выделяет человека-актуализатора, который способен коммуницировать без применения манипуляций. Его качества полностью противоположны качествам манипулятора.

Актуализатор vs Манипулятор:

  • Правда – вранье, комедия, выдуманные роли.
  • Осознанность – неосознанность, готовность видеть только то, что хочется.
  • Свобода – контроль.
  • Доверие – цинизм.

И мы, конечно, помним, что в общении важно не только распознать манипулятора, но и сделать все от вас зависящее, чтобы выстроить конструктивную коммуникацию.

Тактики общения во взглядах Патрика Кинга

В работах, вошедших в сборник, последовательно раскрываются такие темы, как произведение нужного впечатления, ведение сложных переговоров, защита от вербальной агрессии. Для решения всех этих задач Патрик Кинг считает эффективными следующие тактики:

  • Остроумие.
  • Легкое подшучивание.
  • Личное обаяние.

В любом случае, помните, что большинство проблем в коммуникациях полностью устранимо. Мы желаем вам всегда приятного общения и, как обычно, просим ответить на один вопрос по теме статьи:

Читайте также: