Сюжет в кино сообщение

Обновлено: 05.07.2024

А вы хорошо владеете искусством построения сюжетных линий в своих сценариях?

В предельно общем виде сюжет — это своего рода базовая схема произведения, включающая последовательность происходящих в произведении действий.

Сюже́т — в литературе, драматургии, кино, комиксах — ряд событий (последовательность сцен, актов), выстроенных для зрителя или читателя в определенной последовательности.

Чаще всего сюжет включает в себя следующие элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

Сегодня нас интересует построение сюжета именно в контексте кино.

Проще всего начать разработку сюжета с разработки персонажа.

Персонаж, который станет двигателем сюжета

У персонажа возникает проблема — та, которую он не может не решать, то есть персонаж не может просто продолжить жить, как прежде. Речь идет о проблеме, которая действительно является проблемой для героя.

Характер и степень этой проблемы зависит от жанра. Это может быть, как падающий на землю метеорит, так и какая-то очень личная проблема. В боевике обычно ставится вопрос жизни и смерти. В мелодраме как раз-таки будет проблема в области отношений.

Как персонаж решает проблему?

1) Как именно герой попытается выйти из ситуации

Попытки решения как раз-таки вытекают из характера персонажа. Часто начинающий автор, как следует не проработав характер персонажа, присваивает своему герою те же методы решения проблем, что делал бы сам автор. Довольно часто можно встретить ансамбли персонажей, которые действуют абсолютно одинаково, и все они действуют так, как действовал бы автор.

2) Когда персонажи действуют наиболее интересным образом (но лишь по мнению автора!).

Иногда авторы заставляют делать героев что-то очень интересное, однако каждый раз это какой-то новый для героя способ проявить себя. А самое главное, это вообще не похоже на цельный характер. Сначала герой делает одно, затем что-то абсолютно противоречащее, потом что-то разрушающее все предыдущие связи и т. д. Не возникает ощущения единого характера, и, по сути, это такой "герой-функция". Герой, которого просто двигают, чтобы он делал что-то, скажем так, кинематографичное.

Виды сюжетных линий в фильмах и сериалах

Главная линия — та линия, вокруг которой строится история. Линия, в которой участвует главный герой либо главные герои (главный герой может быть, как один, так их может быть и два, и три, и четыре, и пять, и шесть и так далее).

В сериалах может быть и 6, и 7, и 9 главных героев ("Игра престолов", например, в которой главные герои могли неожиданно погибать, а новые появляться).

Не нужно искать для себя какие-то рамки и пытаться в них встроиться. Нужно идти от того, насколько интересными у вас получаются герои, насколько вы успеваете их раскрывать. Насколько они вообще нужны для вашей концепции? Нужно отталкиваться только от того, получается ли у вас интересно.

Ошибкой будет набрать кучу героев, потому что они придумались. Если они никак не работают на историю, а просто населяют мир, но при этом не действуют, в этом нет никакого смысла.

Второстепенные линии — те линии, которые однозначно получают меньше времени. Эти линии менее значительны по сравнению с главной, при этом они, естественно, работают только в связке с главной линией.

Равнозначные линии

В полных метрах они тоже бывают. И тем не менее, конечно же, в сериалах мы видим их чаще. Особенно, если есть несколько главных героев. В таком случае они могут идти параллельно.

При этом, если они не будут взаимодействовать между собой, влиять друг на друга, на то, как развивается сюжет, то в них нет надобности. Просто два разных сериала будут идти параллельно. Иногда можно увидеть фильмы, в которых истории могут быть связаны только общей темой (Новый год, 14 февраля), либо общей локацией (Париж, Лондон), концепцией и т.п.

В принципе, в сериалах, в какой-то мере, тоже случается нарушение этого правила. Например, в "Игре престолов" где-то очень долго есть ощущение, что линии просто идут параллельно, и, по факту, они сходятся только в самом конце. Но, опять же, "Игра престолов" — это осознанное нарушение вообще всех правил и какую бы тему мы не поднимали, мы обнаружим, что в "Игре престолов" все догмы, которые существовали для кого-то, кто ищет для себя рамки, были умышленно нарушены Джорджем Мартином.

Они были нарушены им не просто потому, что так получилось, а потому, что автор прекрасно их знал. Он "наелся" теми ограничениями, которые есть на телевидении (конкретно для него на американском телевидении), и он все их нарушил осознанно.


Кинематографическое произведение в нынешних реалиях без хорошо прописанного сюжета создать невозможно. Прошли времена новизны потока сознания от модернистов и постмодернистов. Сегодня заинтересовать зрителя можно только хорошо прописанной и проработанной историей, которая выстраивается и живет по своим внутренним правилам и классическим лекалам.

Сюжет – что это?

Берем придуманную историю, решаем, как ее оформить – разрезать на куски, перемешать, вставить флэшбеки и флэшфорварды, максимально раскрыть внутренний мир персонажей через события отпервого лица, – и получаем на выходе скомпонованную историю.

Внутренний сюжет фильма – это изменения в жизни, характере и взглядах персонажа, его отраженный мир и чувства. Внешний – событийность в его окружении, все, что влияет на мир фильма. Чаще всего в истории один из этих видов подавляет другой. Хотя сценаристам иногда удается создать проект, в котором успешно соединены в равных пропорциях сразу два типа повествования. Мейнстрим заточен на баланс, жанровые истории – на динамику. И основной сюжет это должен впитать еще на стадии замысла.

Задача сценариста не столько в том, чтобы придумать историю, сколько в том, чтобы правильно изложить ее.

В современном кинематографе существует немало систем к подходу построения сюжета и сюжетных линий. Где-то делается упор на проработку героев и окружения, где-то плотно работают со временем и хронотопом, где-то на первое место выходит общая история. Рассмотрим главные виды сюжетов, которыми вот уже многие годы успешно пользуются сценаристы во всем мире.

Существует много схем и классификаций, помогающих автору в построения интересного сюжета. Опытные сценаристы умело компилируют разные подходы работы с сюжетами, используя как классические методы, так и современные.

Как пишется сюжет

В школе все мы слышали об элементах сюжета: завязка – развитие действия – кульминация – развязка. Еще добавляли пролог и эпилог. По этим лекалам строятся фабула и собственно сюжет. Автор подхода Найджелл Воттс их только немного расширил и преобразовал – получилась восьмипунктовая дуга:

  • Стазис. Классическая экспозиция (обычный день героя, жили-были и пр.).
  • Импульс. Отсюда стартует динамика. Это что-то необычное и непредвиденное, что нарушает привычный ход вещей (пожар, новое знакомство, вещий сон, увольнение, смерть родственника, свадьба).
  • Цель. Результат предыдущих событий. Здесь персонаж либо хочет избавиться от импульса, либо, наоборот, максимально растянуть его.
  • Неожиданность. Трудности, что раскрывают характер персонажа; могут как тормозить динамику сюжета, так и ускорять ее. Этот прием часто используют в приключенческих, детективных и психологических проектах.
  • Выбор. Герой принимает решение, чтобы преодолеть неожиданности и препятствия. Не всегда оно совпадает с нравственным миром персонажа.
  • Кульминация (климакс). Итог выбора, эмоциональное событие.
  • Поворот. Здесь меняется внутренний мир и характер персонажа. Условия: правдоподобность, неизбежность и неожиданность.
  • Развязка. Закольцовка дуги. Повествование возвращается в стазис (обычный день, но измененный персонаж).

Предложенный подход не является каноническим, существуют и другие.

Виды сюжетов по работе со временем

Другой подход: классифицировать сюжет через характер связи между событиями в истории. Эта схема перешла в кино из литературоведения. В этом случае можно выделить три вида сюжета:

  • хроникальный
  • концентрический
  • многолинейный.

Пять типов сюжета

Совсем другой подход предложил Кристофер Букер. Он разделил все сюжеты на пять разделов:

Как это видно, Букер своей системой умудрился свести все возможные истории к пяти очень простым для понимания архетипам.

Примеры сюжетов

В литературе и киноиндустрии эти четыре модели персонажей и их исканий используются и по сей день. Они обросли творческими мышцами, расширились и в эпоху постмодернизма приобрели множество ответвлений и симбиозов. Придумать сюжет сегодня без поглощения ярких примеров из прошлого сложно. Поговорим о некоторых из них по заветам Жоржа Польти.

Эта лишь малая часть имеющихся подходов. И выбор здесь – исключительно дело вкуса. Главное, чтобы схема была вам удобна и в итоге помогла написать сюжет.

Представьте: вы посмотрели фильм, он вам очень понравился, хочется поделиться радостью и порекомендовать картину друзьям и знакомым. И конечно, они просят кратко пересказать сюжет киношедевра. Что вы будете рассказывать? Попытаемся расставить точки над ë.

Даём справку

Определить фабулу проще. Это последовательность событий, выстроенных в хронологическом порядке – от начала к концу. А вот сюжетом называют способы реализации фабулы или обстоятельства, в которых события смогли произойти. Собственное определение предлагает сценарист и теоретик искусства Роберт Маки. По его мнению, сюжет – это выбор событий и компоновка их во времени.

Есть нюансы

Согласно выводам того же Роберта Маки, есть несколько типов сюжета: архисюжет, мини-сюжет и антисюжет. Архисюжет – это история с классической структурой, в центре которой находится один главный герой. Он вступает в конфликт с внешними обстоятельствами, добивается своей цели и к концу повествования претерпевает необратимые изменения. У архисюжета однозначный, закрытый финал.

Для мини-сюжета свойственны простота, множество героев, внутренние конфликты героев и открытая концовка. В фильмах с антисюжетом стандартная, классическая схема будто переворачивается с ног на голову: время хаотично, всё важное происходит случайно, большое значение приобретают экстравагантность и преувеличение.

Примеры

В фильме Ивана Соснина “Урок экологии” главный герой находится в конфликте с коллективом своих коллег и с ситуацией: в парке собираются строить торговый центр. Но убеждения его сильны, он активно отстаивает собственную точку зрения и в результате побеждает. Концовка фильма однозначна: центральный персонаж меняет к лучшему жизнь людей, а в конечном счёте и весь мир. Это типичный архисюжет.

кадр из фильма “Урок экологии” режиссёра Ивана Соснина, 2019 г.

кадр из мультфильма “Кнопка” режиссёра Максима Куликова, 2016 г.

Ну и наконец, мультик “Как живут котики”, где есть несколько главных героев, быт и деятельность которых построены на абсурдных событиях. Непонятно, какое это время: зима или весна. Персонажи попадают в абсурдные ситуации и решают их парадоксальным способом. Например, чтобы вернуть дом на прежнее место, на него надевают коньки. Финалом становится новогодняя ёлка, но при этом жизнь героев и мир никак не меняются, по-прежнему вокруг царит хаос. И это, естественно, антисюжет, который и лежит в основе этого мультика.

кадр из мультфильма “Как живут котики” режиссёра Веры Мякишевой, 2015 г.

Теперь вам не составит труда самостоятельно и с уверенностью определить тип сюжета того или иного фильма. Помните: чем больше практиковаться, чем чаще смотреть кино вдумчиво, с полным погружением и осознанием, тем лучше будет результат. Следующая статья завершит этот цикл, она будет посвящена идее фильма.

Характеры персонажей не меняются. Сюжет строится на развитии событий, а не на глубоком психологизме. Такой сюжет может существовать сам по себе и мало зависит от характеров героев.

Характеры персонажей многозначны, способны изменяться. Сюжет строится на развитии персонажа и глубоком психологизме. Такой сюжет не может существовать сам по себе без развития событий.

Это история про скромного служащего и примерного семьянина Горбункова, который отправился в зарубежный круиз на теплоходе, из-за недоразумения получил драгоценный гипс и попался на крючок шайки контрабандистов.

Это история о принце Гамлете, который ищет доказательства вины короля Клавдия в смерти недавно умершего отца. Терзаемый страшными догадками, принц пытается найти ответы на высшие философские вопросы бытия, окружающие же принимают его за сумасшедшего.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка

Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка

Выбор названия ( о чём фильм?) Литературный сценарий Режиссерский сценарий Ра.

Выбор названия ( о чём фильм?) Литературный сценарий Режиссерский сценарий Раскадровка Кинопробы. Выбор и работа с актером Киноизображение Съемочный период Монтаж Сдача фильма Этапы создания фильма:

 Литературный сценарий - литературная запись кинодраматургом, рассчитанное.

Литературный сценарий - литературная запись кинодраматургом, рассчитанное на будущее экранное воплощение. Литературный сценарий - это литературно-кинематографическое произведение, литературная модель фильма, его словесная модель, его словесный прообраз.

 Режиссерский сценарий - сценарий, написанный режиссером на основе литерату.

Режиссерский сценарий - сценарий, написанный режиссером на основе литературного сценария. В нем действие разбито на сцены, эпизоды, определены места действия, мизансценирование, способы съемок оператором, технические приспособления и оптика, использование света, музыки, речи, шумов и т. п.

Раскадровка — это последовательность рисунков, служащая вспомогательным средс.

Раскадровка — это последовательность рисунков, служащая вспомогательным средством при создании фильмов. Она помогает визуально представить, каково видение режиссера, каким образом снимать фильм. Изображение скажет больше, чем тысяча слов, и это является очень полезным в качестве основы для коммуникации и возможности донести режиссерские идеи до съемочной группы и продюсеров.

Режиссеры создают раскадровку каждой сцены и ракурсов, чтобы сэкономить время.

Режиссеры создают раскадровку каждой сцены и ракурсов, чтобы сэкономить время и деньги во время самой съемки. Чтобы получить представление о том, как рисовать раскадровки, можно приобрести любую книгу комиксов. Каждый раз, когда вы рисуете раскадровку, вы погружаетесь в процесс и представляете каждый кадр, заснятый на камеру. Для уточнения некоторых концепций стоит проконсультироваться с оператором.

Основными областями, где раскадровка считается неотъемлемой и важной частью п.

Раскадровка для фильма - это процесс, включающий множество шагов. Раскадровку.

Раскадровка для фильма - это процесс, включающий множество шагов. Раскадровку можно создавать : вручную с использованием компьютера. Шаблон раскадровки выглядит подобно пустому комиксу, в нем отведено место для комментариев или диалогов.


Раскадровка в основном служит для получения первого представления о том, как.

Раскадровка в основном служит для получения первого представления о том, как будет выглядеть фильм. Здесь можно определить: длительность эпизода, ракурс и цепочку снимаемых эпизодов. Раскадровка редко получается в точности как оригинал, но она полезна как базис во время самих съемок. Часто можно увидеть, что когда съемочная группа разбирает осветительные приборы и готовится к следующему эпизоду, режиссер вместе с кинооператором обсуждают раскадровку и пытаются найти самый подходящий вариант прежде, чем сцена будет подготовлена.

Если это необходимо, создаются 3D раскадровки (так называемая "техническая пр.

Если это необходимо, создаются 3D раскадровки (так называемая "техническая предвизуализация"). Преимущество 3D раскадровок заключается в том, что в них отображается в точности то, что будет видеть камера во время съемки, с использованием линз, которые будут использоваться в камере. Недостатком 3D моделирования раскадровок является количество времени, которое уходит на построение и конструирование сцен. 3D раскадровки можно смоделировать, используя программы 3D анимации, либо с помощью цифровых моделей (кукол) внутри 3D программ. В некоторых приложениях имеются коллекции 3D.

В фильмах "Гражданин Кейн" Орсона Уэллса и "На север через северо-запад" Альф.

В фильмах "Гражданин Кейн" Орсона Уэллса и "На север через северо-запад" Альфреда Хичкока, режиссер создавал раскадровку, которая первоначально операторами воспринималась как нереальная для съемок, пока не были найдены творческие решения для осуществления новаторской съемки, задуманной режиссером. Это очень важно, чтобы режиссер не был ограничен теми рамками, которые являются "нормальными" и "возможными" для оператора. Технические 3D программы иногда могут помочь оператору спланировать то, какие задачи поставил режиссер для получения более сложных кадров.

Примеры раскадровок

Собственно работа раскадровщиков. Представлена сцена саморемонта Терминатора.

Собственно работа раскадровщиков. Представлена сцена саморемонта Терминатора. Терминатор 1. Раскадровка









Киноизображение - это серия экранных картин, созданных для передачи зрителю с.

Киноизображение - это серия экранных картин, созданных для передачи зрителю содержания, настроения. В отличие от книжных иллюстраций, изображение в кино не дополняет содержание, оно само является его органичной частью.

 Дэвид Маммет (сценарист, режиссёр) сказал: Режиссер должен делать три в.

Дэвид Маммет (сценарист, режиссёр) сказал: Режиссер должен делать три вещи: - Надо указать актеру, какие у него действия. -Надо показать оператору, куда поставить камеру. - После этого надо улыбаться. Съемочный период

Монтаж — творческий и технический процесс в кинематографе, на телевидении или.

Монтаж — творческий и технический процесс в кинематографе, на телевидении или звукозаписывающих студиях, позволяющий в результате соединения отдельных фрагментов исходных записей получить единое, композиционно целое произведение. В процессе съемки отснятый материал поступает к монтажеру фильма, который просматривает его, размечает и систематизирует. Режиссёр-постановщик вместе с монтажной группой осуществляет отбор наиболее удачных дублей и дает указания по монтажу. После окончания съёмок эпизода или сцены проводится черновой монтаж.

К началу монтажно-тонировочных работ режиссёр-постановщик, используя черновой.

К началу монтажно-тонировочных работ режиссёр-постановщик, используя черновой монтаж, выполненный во время съёмок, уточняет монтажный ритм фильма, последовательность сцен и монтажные переходы между ними, проверяет метраж фильма и дает указания о проведении окончательного монтажа. В результате проведения монтажных работ кинофильм должен быть подготовлен к озвучению и перезаписи. Последний этап в производстве фонограммы кинофильма — перезапись, то есть сведение различных элементов звукового оформления с нескольких плёнок на одну. После окончательного монтажа происходит изготовление титров и надписей со смонтированного негатива и печатается монтажная фильмокопия. Специалистом цеха обработки плёнок производится окончательная согласованная цветоустановка и полученный паспорт монтажной фильмокопии впоследствии используется при печати выровненного по плотности и цветопередаче дубльпозитива. С дубльпозитива печатается несколько дубльнегативов с совмещенной фонограммой, которые передаются на кинокопировальную фабрику. Происходит тираживание фильма.

Задание: Сделать раскадровку какого-либо художественного произведения (сказки.

Задание: Сделать раскадровку какого-либо художественного произведения (сказки, рассказа) или эпизода фильма .

Читайте также: