Святые проповедники веры сообщение

Обновлено: 19.04.2024

Для православных русских людей дорога, священна память тех тружеников, которые, с помощью Божественной благодати, просветили светом Христовой веры наш северный край. В истории русской святости и в её религиозной феноменологии изучение подвигов этих тружеников Христовых весьма важно, ибо в них православный русский народ чтит не только своих небесных покровителей, но и видит откровение для своего духовного пути. К таким подвижникам относятся, прежде всего, святые иноки, духовно связанные с Валаамской Преображенской обителью. Это преподобные Сергий и Герман Валаамские (ок. 1353 г.), Арсений Коневский († 1447), Александр Свирский († 1533) и Афанасий Сяндемский (ок. t 1580) 79 .

Преподобные Сергий и Герман кротким словом и примером христианской любви оживили святое православие. В последующие века Валаамская обитель, находившаяся на границе новгородских и шведских владений, неоднократно разорялась. Но благодать Божия не отступила от неё, содействовала её восстановлению и призванию новых угодников, которые с апостольской ревностью распространяли и утверждали святую веру и благочестие.

В XVII веке для организации здесь монашеского жития митрополит Санкт-Петербургский Гавриил вызвал на Валаам из Саровской пустыни опытнейшего старца Назария и назначил его игуменом (1782–1801).

В XIV столетии в Валаамском монастыре некоторое время подвизался преподобный Арсений Коневский. Монашество он принял в одной из обителей Новгородской области. Отсюда он отправился на Афон, где снискал любовь святогорцев своей безвозмездной ковкой для них посуды. Афонский игумен Иоанн Зидон увидел в Арсении доброе иноческое устроение и, прощаясь с ним, дал ему икону Божией Матери, общежительный устав и заповедал основать на севере обитель. Вернувшись на родину, Преподобный поселился на Валааме, где усвоил дух монашеского братства севера. Стремясь продолжить подвиги и исполнить заповедь Афонского игумена, святой Арсений взял привезённую с Афона икону, сел в лодку и поплыл по Ладожскому озеру с полной уверенностью, что Сам Господь укажет ему место для желаемой обители. Действительно, поднявшийся ветер пригнал лодку к острову Коневец. Святой Арсений принял это за указание свыше, сошёл на берег и поставил крест – знамение начала благовестия. Было это, по свидетельству Новгородского документа (свиток XVI в.) и надписи на Афонской (Коневской) иконе,

Отсюда вывод ясен: Преподобный жил и учил других жить так, как это было на Валааме, где и начался его подвижнический путь. Интересно упоминание в описании Сяндемской пустыни о том, что Преподобный водружал кресты от берегов Ладожеского озера на всём пространстве до мест своих обитаний 95 . А кресты обычно водружали там, куда миссионеры приносили и сеяли семена слова Божия. Не лишне ещё раз взглянуть и на то, также важное обстоятельство, что над могилой Преподобного была воздвигнута церковь во имя святых Кирилла и Афанасия. В России, да думаю и в других местах, храмы строились над могилами не во имя каких-либо святых, случайно попавших в поле зрения, а во имя тех, к духовному облику которых были особенно близки почившие. В этом проявлялось и единство церковного организма и историческая преемственность его духовности.

На далёком севере вдоль Студёного моря (ныне Баренцево) среди лопарей (саами) сеял семена слова Божия Преподобный Трифон Печенгский († 1583) 96 . Происходил он из Новгородского края. С юности отличался благочестием, молитвой, стремлением всю свою жизнь посвятить служению Богу – и Промысл Божий призвал его на реку Печенгу. Жители этого района лопари почитали горы, утёсы, мир животных. Сначала Преподобный устанавливал с ними связи по делам торговли, а потом, сблизившись, начал говорить об истинном Боге в Троице славимом. Правдивое и кроткое слово Святого доходило до сердец язычников, и многие из них уверовали. Но на пути проповеди Евангелия стали жрецы (кебуны). Не будучи в состоянии противостоять мудрости и Духу ( Деян.6, 10 ), которым говорил

Христос, став Новым Адамом, восстановил падший образ и стал родоначальником новой твари ( 2Кор. 5,17 ). В Тело Нового Адама – Церковь (Сол. 1, 24) – верующий входит через святое Крещение. Через это святое Таинство и другие он получает по милости Божией спасительную благодать Божию ( Еф. 2, 8 ), становится согражданином святым, своим Богу ( Еф. 2,19 ), в его сердце вселяется Царствие Божие ( Лк. 17, 21 ). Но, с другой стороны, Сам Спаситель сказал: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его ( Мф. 11, 12 ). И святой апостол Павел в том же послании и главе, в которой развил учение о действии благодати Божией, учит: Мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять ( Еф. 2, 10 ). Как же понять эту разносторонность заповедей? Это действительно есть только разносторонность одного и того же делания. Всем вступавшим и вступившим в Церковь Христову подаются одинаковые благодатные дары, всеваются семена Святого Духа. Но для того, чтобы семена могли прорасти и дать плод во сто крат, в шестьдесят или тридцать нужна добрая земля ( Мф. 13, 8 ), другими словами – принявший их должен позаботиться о соответствующих жизни условиях.

Желанной мечтой каждого миссионера было построить храм, а это увеличивало заботы и труд. Следует ещё помнить, что благовестники Евангелия не брали с собой ничего, кроме святых икон и книг. Без инструментов работать было ещё труднее. Трудом они начинали свой подвиг и в труде завершали свои земные дни, невзирая на то, что в построенных их заботами и трудом обителях много было учеников, а сами они были игуменами. Они никогда не жаловались на свою жизнь (в житиях нет на это даже намёка) – в подвиге совершенствования они забывали и о голоде, и о холоде.

С горячей молитвой они обращались к Богу о ниспослании им сил для борьбы со своими недостатками. Горячо молились они и о вразумлении и исправлении других, о защите слабых и обуздании сильных – об осуществлении на земле Божией правды. Чем больше они чувствовали зло, тем усерднее просили Бога о торжестве добра. Для наших подвижников ясны были цели, к которым они стремились, как несомненным было и то, что достигнуть эти цели они могут с помощью Небесных Сил.

Последняя мысль особенно ярко выражается блаженным Диадохом. «Как себялюбивый естественно ищет своей славы, – рассуждает блаженный Диадох, – так Боголюбивый естественно ищет и любит славу Создателя своего. Душе Боголюбивой, чувства Божия исполненной, свойственно, в исполнении всех творимых ею заповедей, искать единой славы Божией, относительно же себя – услаждаться смирением. Ибо Богу, ради величия Его, подобает слава, а человеку – смирение 116 .

Святые русские благовестники заботились о благе ближних, бескорыстно им служили, вели их по пути спасения. Собранное в подвигах духовное богатство они делили со всеми жителями Севера, особенно с теми, кто их слушал, искал наставления и совета.

Праведники не только молились об осуществлении правды Божией на земле, но, насколько могли, помогали униженным и оскорблённым, старались духовно воздействовать на угнетателей и оскорбителей. Нельзя забывать того, что подвижники воспринимались как великие духовные авторитеты и потому ослушание им считалось грехом, навлечением на себя гнева Божия. Страх перед Божиим наказанием понуждал многих задуматься и покаяться.

Апостолы Севера – это люди светлого ума и мягкого отзывчивого сердца, это соль нашей земли, вносящая в наш организм необходимые компоненты, это нашего народа лучшие сыны, самоотверженно вещавшие глаголы жизни вечной. Ни слава, ни похвала, ни удобства жизни, ни всё то, что может лгать и льстить их не прельщало. Они помнили призвание Божие, свой священный долг и неустанно трудились над просвещением народа, думая не о своих земных выгодах, а о славе Божией, об осуществлении Царства Божия на земле. Но проповедуя слово Божие, они не вырабатывали теории морали. Для них заповеди Божии были не приказом, а собственным порывом их святой жйзни. Все содержание их жизни, каждое её мгновение составлял у них Христос ( Флп. 1, 21 ). Они всей душой любили Бога и были самые счастливые люди. В этой любви они находили несокрушимое утешение. Жизнь без Бога для них была равна пустыне, смерти.

1. В канун тысячелетия утверждения христианства на Руси открывается небольшой уголок объёмной летописи Русской Православной Церкви, посвящённый святым проповедникам Евангелия на северо-западе России и на Востоке Финляндии.

2. К святым благовестникам слова Божия на Севере относятся преподобные: Сергий и Герман Валаамские († ок. 1353 г.), Арсений Коневский († 1447), Александр Свирский († 1533), Афанасий Сяндемский († ок. 1580) и Трифон Печенгский († 1583).

Их жития – миссионерский подвиг, свидетельство действий в их самоотверженных трудах благодати Божией.

3. Христос, став Новым Адамом, стал и родоначальником новой твари. В Его Тело-Церковь ( Кол. 1, 34 ) верующий входит через святое Крещение. Всем вступающим в Церковь Христову подаются одинаковые благодатные дары, всеваются семена Святого Духа. Но для того, чтобы семена могли прорасти и дать плод, нужен подвиг, крепкое стояние с оружием правды в правой и левой руке ( 2Кор. 6, 7 ), внутреннее преображение всего существа человека по образу Христа ( 1Кор. 2,1 ), несение креста за Христом ( Мр. 8, 34 ). Этот крест добровольно взяли на себя святые проповедники Евангелия. Учили словом и жизнью.

4. Все наши благовестники были строгие постники. Пост приносил им победу над страстями и успокоение духа – господство духа над плотью. Строгости поста соответствовал и образ их жизни.

5. Русские праведники любили труд и много работали, хотя материальные потребности их были весьма ограниченные. Сильные духом преодолевали огромные трудности в условиях Севера. Это были самые бескорыстные люди.

6. Полнее всего проявлялась душевная жизнь наших святых в молитве. Для них Бог был самой Жизнью. Они любили Его всей душой, и эта любовь удерживала их в непрестанной молитве.

8. Святые русские благовестники заботились о благе ближних, бескорыстно им служили, вели их по пути спасения. Они неустанно проповедовали слово Божие, искореняли пороки, помогали униженным и оскорблённым, старались духовно воздействовать на угнетателей и оскорбителей.

9. Святые подвижники сами глубоко любили Родину и вкореняли дух патриотизма в плоть и кровь русского человека.

10. Святые благовестники Севера своим трудом несли общие духовные ценности и для Востока, и для Запада. А общие ценности – добрая основа к братству и дружбе соседей.

Цит. по Ф.А.Ч. Русские святые, чтимые всей Церковью или местно. Чернигов, 1863. С. 128 (месяц июнь). Ср. и проф. Е. Голубинского. История канонизации святых в Русской Церкви. Сергиев Посад, 1894. С. 104.

Валаамский иеромонах. Валаамское слово о Валаамском монастыре. СПб., 1875. С. 2

Цит. По Ф.А.Ч. Цит. соч. С. 129 (июнь).

Из письма валаамского монаха Иувиана от 18 мая 1949 г. Митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию.

См. Ф.А.Ч. Цит. соч. С. 128 и 66 (июнь).

Там же. С. 66–67 (июнь).

И. И. Рудометов. Основатели русских монастырей. (Краткие очерки жизни и деятельности). М., 1962. С. 178 (машинопись).

Цит. по Ф.А.Ч. Цит. соч. С. 143 (август).

Или: Сяндомской (см. «ЖМП. 1978/8. С. 76). Или же существует ещё одно название: Сянябской (Л.И. Денисов. «Православные монастыри Российской империи. М., 1908. С. 621).

См. Сяндемская Успенская пустынь. Историко-статистические заметки. М., 1860. С. 6.

Сяндемская Успенская пустынь. Историко-статистические заметки. М., 1860. С. 5.

Он также связан с Валаамской обителью, но через Соловецкую: на Валааме подвизался св. Савватий Соловецкий, со св. Трифоном трудился на Севре Феодорит Кольский – соловецкий подвижник.

Ф.А.Ч. Русские святые. Чтимые всей Церковью или местно. Чернигов, 1865. С. 651 (декабрь)

Ф.А.Ч. Цит. соч. С 561 (декабрь).

Сет. Иоанн Златоуст. Творения. T. I, кн. 1. СПб., 1895. С. 124.

В. О. Ключевский. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С 340.

Св. Трифон «прожил на Печенге почти 60 лет. См. Ф.А.Ч. Цит. соч. С. 562 (декабрь).

Свт. Афанасий Великий. Творения. Ч. III. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. С. 433

Свт. Афанасий Великий. Творения. Ч. III. Цит. изд. С. 414.

Свт. Афанасий Великий. Творения. Ч. III. Цит. изд. С. 414.

Старческие наставления отца Назария, игумена Валаамского, кротким сказанием о его жизни и подвигах. М., 1855. С. 66.

Сб. Исаак Сиринянин. Творения. Сергиев Посад, 1911. С. 90

Ф.А.Ч. Цит. соч. С. 138 (август).

Св. Исаак Сиринянин. Творения. Цит. изд. С. 89.

Старческое наставление отца Назария, игумена Валаамского. Цит. изд. С. 70.

Блаж. Диадох, епископ Фотики. Подвижническое слово. Гл. 12. Добротолюбие. Т.Ш.М., 1900. С. 13.

Свт. Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 25, гл.37. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 169.

Старческие наставления отца Назария, игумена Валаамского. Цит. изд. С. 70.

Подвижничество русского иночества и его значение для русского народа. Киев, 1909. С. 70

См. иер. Василия. О сущности православно-русского миссионерства. Пекин, 1906. С. 19, 26–29 и др.

Ф.А.Ч. Цит. соч. С. 142 (август).

Епископ Феофан. Путь ко спасению. М., 1908. С. 80.

Св. Иоанн Кассиан. О борьбе плоти и духа. § 10. Добротолюбие. Т.П.М., 1913. С. 13.

Старческое наставление отца Назария, игумена Валаамского. Цит. изд. С. 73

Покровский женский монастырь, где пребывают мощи блаженной Матроны Московской

Покровский женский монастырь, где пребывают мощи блаженной Матроны Московской

Во все века в Церкви множество людей, не бравших на себя монашеских обетов и не сподобившихся мученического венца, угождали Богу, благочестиво живя в миру. Расскажем о некоторых наших праведных соотечественниках.

Праведная Иулиания Лазаревская


Спустя десять лет скончался муж Иулиании. Дети ее выросли, и она еще более предалась молитве и делам милосердия. В правление Бориса Годунова в результате недорода в стране начался страшный голод. Многие крестьяне, оставшись без хлеба и поддержки господ, уходили бродяжничать и грабить. Праведная Иулиания всеми силами оберегала своих людей от этой участи; имение она распродала, чтобы купить им хлеб. Заботилась она не только о своих людях, но и о многочисленных нищих, приходивших к ней за помощью. Когда все средства иссякли, Иулиания послала своих слуг и крестьян в лес собирать кору и лебеду. И хлеб, приготовленный из этих малопригодных в пищу припасов, казался вкусным и ароматным. Много времени праведная Иулиания проводила в молитве — как домашней, так и храмовой.

Спустя десять лет после кончины Иулиании, погребая рядом с ней ее умершего сына Георгия, гроб праведницы вскрыли. Он оказался полон благоуханного мира.

Праведный Симеон Верхотурский


Самым любимым святым уральской земли несомненно является святой праведный Симеон Верхотурский. Родился он в начале XVII века в знатной боярской семье и в Сибирь пришел только после смерти родителей, в Смутное время. Там, в Сибири, праведный Симеон странничал, скитался по селам Верхотурья, скрывая свое происхождение. Летом Симеон углублялся в леса для молитвы, добывая себе пропитание рыбной ловлей. Зимой он шил шубы для крестьян. Воспитывая в себе нестяжание и смирение, он часто уходил из села, не закончив работу самую малость. Заказчики за это вместо благодарности только сердились на него.

До самой смерти нес он свой молитвенный и постнический труд и упражнялся в смирении. Скончался он в 1642 году, и после смерти Бог прославил его многими чудесами.

Блаженная Ксения Петербургская


Родилась Ксения между 1719 и 1730 годами. Была замужем за придворным певчим Андреем Федоровичем Петровым, имевшим чин полковника. Жили они в Петербурге. Прожив с мужем три с половиной года, Ксения овдовела — ей было тогда всего двадцать пять лет, детей у них с Андреем Федоровичем не было. После внезапной смерти мужа вдова надела его мундир и стала говорить всем, что Ксения умерла, а Андрей Федорович жив и что она, мол, и есть он самый. Когда Ксения раздала все имущество, доставшееся ей после смерти мужа, родные и близкие решили, что молодая вдова лишилась от горя рассудка. Днем она бродила по городу, а ночью уходила за город и подолгу молилась в поле. Терпеливо сносила она все насмешки и оскорбления от людей. От денег, которые подавали ей как милостыню, она отказывалась, а что принимала, потом раздавала другим.

Постепенно люди стали замечать, что Бог наградил нищую странницу чудесным даром: если блаженная Ксения возьмет на руки больного ребенка, тот непременно поправится; если в лавке купца примет в дар какую-нибудь мелочь, торговля будет успешной; если она зайдет в дом, то в доме будут царить мир и согласие.

Подвиг добровольной нищеты, странничества и мнимого безумия (юродства — по-славянски) святая Ксения несла сорок пять лет. Отошла ко Господу она около 1803 года. Над ее могилой на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга со временем воздвигли часовню, к которой и поныне стекаются многочисленные богомольцы.

Праведный воин Феодор Ушаков


Оставив военную службу в 1806 году, адмирал Феодор Ушаков переселился в свое имение — в деревню Алексеевка близ Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря (Мордовия). Он не был женат, и хотя не принимал монашеских обетов, дух его был поистине иноческий — дни свои он проводил в молитве и служении ближним. Почил праведный Феодор в 1817 году, а спустя почти двести лет, в 2004 году, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил его к лику святых.

Блаженная Матрона Московская


Десятки тысяч человек постоянно стекаются в Московский Покровский монастырь, к мощам подвижницы XX века блаженной старицы Матроны. Множество людей получают от Бога по ее молитвам помощь и исцеление.

Матрона Димитриевна Никонова родилась в 1885 году в Тульской губернии, в селе Себино. Ее родители были крестьянами, имели четырех детей — Матрона была младшей. Девочка родилась слепой, но мать ее с детства очень любила и жалела. Матрона буквально выросла в храме, ходила на службы сначала с матерью, потом одна. Она хорошо знала церковную службу и часто подпевала певчим. В семь-восемь лет Бог дал Матронушке дар предвидения и исцеления больных. В отрочестве ей представилась возможность попутешествовать: дочь местного помещика, благочестивая и добрая девица, брала Матрону с собой в паломничества — в Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву лавры, в Петербург, другие города и святые места России. Но на семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: внезапно у нее отнялись ноги. Матрона могла только сидеть, но к ней, зная о ее духовных дарованиях, постоянно стекались люди.

В 1925 году Матрона поселилась в Москве, где и прожила до конца своих дней. Она жалела своих родных и понимала, что присутствие в их доме блаженной, которая целыми днями принимала народ, делом и примером учила хранить веру православную, могло привести к преследованию. В Москве она жила в разных домах, часто переезжая с места на место. Но везде днем она принимала всех приходивших к ней за советом, духовной помощью и исцелением, а ночи проводила в молитве, лишь недолго отдыхая. Неоднократно власти пытались арестовать слепую старицу, но Бог хранил ее.

До самой своей смерти она исповедовалась и причащалась у приходивших к ней священников. Почила она 2 мая 1952 года, была отпета в церкви Ризоположения на Донской улице и погребена на Даниловском кладбище. После смерти блаженной почитание ее продолжалось. В 1999 году старица Матрона была канонизирована как местночтимая московская святая; мощи ее перенесли в Покровский монастырь в Москве. В 2004 году состоялось общецерковное ее прославление.

Проповедники

Большая часть библейских проповедей приходится на Новый Завет. Проповедь, какой мы находим её в Книге Деяний Апостолов и Посланиях, отличается выразительностью, но притом краткостью. Она строится на основополагающих истинах христианства: жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа. Проповедь Церкви, в какой бы форме она ни произносилась – будь то пылкий призыв к покаянию в грехах и спасению или евангельское повествование об отношениях с Богом и людьми, – по своей природе христоцентрична.

Христианская проповедь – это не просто изложение духовных истин, а как священнодействие, во время которого проповедник в сотрудничестве с Господом Святым Духом совершает дело спасения для неверующих слушателей и процесс духовного роста для спасённых. Слова, произнесённые человеком, не могут укрепить веру, но библейская проповедь в устах проповедников обладает особой силой, способной преобразить душу человека. На этой сверхъестественной силе проповеди и утверждается авторитет проповедника.

Разумеется, в современном мире, с учётом развития коммуникаций, от проповедника ожидается владение навыками ораторского искусства. Это не является строгим требованием, однако всегда приветствуется, поскольку является несомненным преимуществом и служит большей пользе и успеху проповеди.

В современном протестантизме проповедников, достигших признанного успеха в деле проповеди, весьма много. Отметим нескольких Божьих служителей:

Смотреть проповеди онлайн

А также приглашаем Вас присоединяться к просмотру проповедей и богослужений онлайн каждое воскресенье в 10:00, 13:00, 17:00 и 20:00 (по московскому времени). Узнайте, когда состоится ближайшая трансляция здесь.

самые почитаемые святые в православии

Почитание святых — необыкновенная сторона Церковной жизни. В ней по-своему, — и во всей полноте, — раскрывается идея о том, что все верующие во Христа едины. Их не может разделить ни расстояние, ни время, поскольку и расстояние, и время — это условности нашего земного бытия, а Церковь — это часть вечности в нашей жизни.

Святые стяжали Благодать духа Святого и продолжают быть с нами. Мы можем общаться с ними, просить их о чем-то и не сомневаться в том, что будем услышанными.

Каждый святой — это своя история стяжания Благодати Святого Духа уже здесь на земле. Сонм святых — это дар Церкви нам. Святыми становились и нищие и богатые; мужчины и женщины; образованные и неграмотные; покаявшиеся и — ведшие целомудренную жизнь с самого детства. Каждый может найти себе святого с похожей судьбой, проблемами или жизненной ситуацией.

Например, святой Силуан Афонский, который жил в XX веке — это вдохновлящий пример того, как хранить мир душевный и молитву, находясь посреди суеты.

Преподобный старец Силуан Афонский, фотография

Старец Силуан Афонский — один из самых известных святых подвижников XX века. Еще при жизни он сподобился созерцать Нетварный Свет.

Прежде, чем мы расскажем о самых почитаемых и знаменитых святых в православии, хотим сказать, что при всей кажущейся недостижимости их святости, прежде всего они были обычными людьми, которые проживали свою жизнь по совести. Это и есть главное вдохновение для нас. Никто из святых не был от рождения сверхчеловеком — все они были точно такие же, как и мы с вами.

Почитание святых — это не только преклонение перед ними, но и живое общение. К любому святому можно обратиться, любого можно попросить, любой из них услышит искреннюю молитву.

Ниже мы назовем только несколько имен — тех, кто особо почитаем на Руси. На самом деле, это неполный список — он гораздо шире. В конце-концов, каждый святой кем-то да почитаем. Но так сложилось, что есть святые известные настолько, что их имена, — например Николая Чудотворца, — слышали даже те, кто никогда не были в Церкви.

Самые известные святые в православии

О каждом из этих святых мы писали отдельную статью, поэтому ниже в тексте о каждом святом — несколько тезисов и — ссылка на соответствующее житие.

Святитель Николай Чудотворец

Святой Николай Угодник, икона

Николай Чудотворец — это один из самых почитаемых в православии и христианском мире святых. В католических странах Николай Чудотворец стал прообразом Деда Мороза (Санта-Клаус, святой Николай).

Святитель Николай жил в конце III — начале IV-го веков. Он был митрополитом Мир — одной из территорий в Римской Империи, самого крупного на тот момент и сильного государства.

Святитель Николай является олицетворением сразу нескольких подвигов и служений:

Преподобный Сергий Радонежский

икона преподобного Сергия Радонежского

Преподобного Сергия любили тогда и почитают сейчас, потому что он был образцом. Жизнь почти каждого святого является образцом, но преподобный Сергий Радонежский олицетворял собой действительно чудесный пример. Его образ жизни явил собой истинное христианство — когда человек кроток, свободен от страстей и человеческих условностей, но при этом спокойно в них вписывается и даже на них влияет — изменяя вокруг себя мир. По сути, преподобный Сергий олицетворял собой облик счастливого человека.

Преподобный Серафим Саровский

преподобный Серафим Саровский и медведь

Житие Серафима Саровского рассказывает о том, как уже в детстве с ним начали происходить чудеса, а став монахом, преподобный Серафим начал являть их сам — в первую очередь невероятными подвигами, которые совершал: например, три года молился на камне и почти не вкушал при этом пищи. Или кормил диких животных, которые стекались к нему со всего леса и становились рядом с ними кроткими.

Но еще преподобный Серафим — это один из тех святых, который оставил после себя не только предание о собственной подвижнической жизни, но и поучения (если не сказать — целое учение): о благодати. Он учил: христианство — это не свод этических правил, где важно просто быть хорошим человеком, а более высокая цель — стяжав благодать Духа Святого, изменить саму природу человека. И следом — и человек освятится, и мир вокруг него преобразится самым чудесным образом!

В какой-то степени поучения — это действительно самое важное, что святой Серафим Саровский оставил после себя.

Преподобный Амвросий Оптинский

Преподобный Амвросий Оптинский фото

Преподобный Амвросий Оптинский родился в 1812 году в Тамбовской Губернии и скончался в 1891 году — в возрасте 78 лет.

Казалось, его жизнь была сплошным страданием — он постоянно и тяжело болел. Но преподобный Амвросий благодарил Бога за все и всех, кто приходил к нему за советом, просил о том же — благодарить Бога и любить ближних.

Он утешал скорбящих, исцелял больных. А о глубоких и серьезных вещах он говорил на самом простом языке — за что его и полюбил народ.

Блаженная Ксения Петербургская

Святая блаженная Ксения Петербургская, икона

После скоропостижной смерти своего мужа, Ксения Петербургская, будучи еще молодой женщиной, раздала все деньги, оделась в одежду супруга, стала назвать себя его именем и говорила всем, что это не он, а Ксения умерла. И начала так жить — в Санкт-Петербурге и ближайших его окрестностях.

Святая блаженная Ксения была из числа святых, которые прославились в народе своей прозорливостью, хотя это была всего лишь одна и далеко не самая важная часть ее духовного пути — и скорее, его лишь следствие.

Блаженная Ксения помогала бедным, несчастливым. Помогала обрести семью, спасти кров над головой, строить храмы. И все это делала, стараясь остаться безвестной.

Святые праведные Петр и Феврония

петр и феврония икона

Святые Петр и Феврония жили в XII–XIII веках. Их жизнь — пример того, как можно стяжать Благодать Духа Святого через супружество, а также свидетельство, что святость возможна не только среди бедных и убогих, монахов или странников, но даже у правителей.

Их жизнь была необыкновенной. Почитайте подробнее: святые Петр и Феврония — история любви.

Спиридон Тримифунтский

Спиридон Тримифунтский

Святитель Спиридон родился около 270-го года на острове Корфу и прожил 70 лет. Он был женат, но рано овдовел. После того, как святитель Спиридон остался один, его избрали епископом города Тримифунт. В 325 году святитель Спиридон Тримифунтский участвовал в Первом Вселенском соборе — важном для христианства событии, когда епископы и богословы со всего мира формулировали основные вероучительные догматы — чтобы победить существующие ереси и расколы и избежать новых.

Больше ничего точного о Спиридоне Тримифунтском неизвестно, однако, народное предание бережно сохранило память о множестве чудес, которые Божией Благодатию сотворил этот святой, и множестве историй, когда святитель при жизни — или после своей смерти — заступался за сирых и обездоленных, бедных и бедствующих.

Святая великомученица Екатерина

святая Екатерина Александрийская

Житие святой Екатерины — это история красивой и умной девушки, которую убили в 18 лет в центре цивилизованного мира. Возможно, это одна из самых впечатляющих судеб, что случались за две тысячи лет в христианской Церкви.

Смерть святой Екатерины пришлась на самое начало IV века — за несколько лет до того, как Римский император Константин объявил христианство государственной религией.

Формальным поводом для ее казни стало то, что она отказалась поклониться местночтимым богам. Однако власть и императора разозлило не только то, что святая Екатерина оказалась вдруг христианкой. А то, что никто не понимал, как христианкой могла оказаться именно она — красавица из высших слоев.

Преподобный Паисий Святогорец

Паисий Святогорец

Паисий Святогорец — один из самых почитаемых святых XX века.
Живя на Афоне, он прослыл настоящим чудотворцем — исцелял, предсказывал будущее. Однако чудеса Паисия Святогорца — это далеко не самое важное, что было в его житии, и Паисий Святогорец в какой-то степени стал заложником своих чудес.

С одной стороны, то, что о нем говорят в первую очередь как об аскете-чудотворце, справедливо: им старец Паисий и был.
Паисий Святогорец спал 3–5 часов в день. Строгость его постов иной назвал бы голоданием. Он исцелял от неизлечимых болезней, предсказывал будущее, вдохновлял на духовную жизнь, обращал в христианство тех, кто кажется никогда бы не обратился. Он изгонял бесов и сам переживал их многочисленные нападки. Его видели парящим над землей и излучающим Божественный Свет.

Но все эти внешние проявления святости затмили главный подвиг старца Паисия: его смирение — то есть умение с миром на душе воспринимать любые события, которые происходили с ним — плохие и хорошие.

Читайте также: