Святые места в оренбургской области сообщение

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

VI областные детско-юношеские

Кирилло-Мефодиевские чтения

История храмов Оренбуржья

( XX - начало XXI вв.)

"Святые и святыни Оренбуржья"

Работу выполнил:

Пятин Дмитрий Сергеевич

Научный руководитель:

Дерновая Валентина Николаевна

учитель русского языка

г. Оренбург 2017

Глава 1. Многонациональность Оренбургского края 5

Глава 2. Святыни Оренбуржья 7

Результат проектной деятельности 14

Список литературы 15

«Духовный БАГАЖ в

отличие от обычного багажа

обладает удивительным свойством:

чем оно больше, тем легче

Н ам повезло родиться и жить в России, в стране, где много Святых мест, и они почитаемы, но о многих мы даже и не подозреваем. Наш край богат нерукотворными природными святынями, живительными и целебными источниками, дающими силу, здоровье и мудрость. Здесь человек заряжается положительной энергией, узнает о мире и себе в нем много нового.

Актуальность данного исследования в том, что знать историю религиозных святынь необходимо каждому жителю Оренбуржья. Это нужно для понимания истории и православной культуры России, для формирования духовно- нравственных качеств личности, для развития интеллектуального потенциала, для воспитания патриотических чувств, доброты и взаимопонимания, уважения к русским национальным традициям, для приобщения к православным и духовным ценностям культуры малой Родины.

Изучение памятников мировой религиозной культуры формирует у учащихся знание, понимание истории и культуры мировых религий, обогащает духовный мир, воспитывает любовь к Земле отцов и уважение к верованиям народа, с охраняет культурно-историческое наследие, формирует духовные ценности, воспитывает гражданственность и патриотизм. Ведь без духовности нет нравственности.

Цель исследования: обобщить знания о святых местах мировой религиозной культуры, познакомить с православными святынями оренбургского края, посетить святые места малой Родины.

В соответствии с целью решались следующие задачи:

напомнить о многонациональности нашего края;

познакомить с понятием "святое место";

рассказать о православных святынях нашего края;

выполнить в мозаичной технике макет православной церкви.

теоретический анализ и обобщение краеведческой литературы, периодических изданий об истории Оренбургских православных храмов из фондов библиотек, поездок в окрестные места поклонения, где происходили исторические события, интервью, беседы.

Помощниками в исследовательской работе стали мои родные: мама - Надежда Васильевна, сестра – Александра и учитель Валентина Николаевна.

hello_html_2e4a1ab6.jpg

Сестра Александра помогает мне иллюстрировать работу. Фото из семейного архива.

Глава 1. Многонациональность Оренбургского края

Из курса школьной программы, из уроков истории, географии, литературного краеведения мне известно , что наша область расположена на стыке двух частей света – Европы и Азии, имеет границы с Татарстаном, Башкортостаном, с Казахстаном (приложение I ), поэтому исторически является многонациональным регионом России.

В настоящее время в Оренбуржье проживают представители 126 национальностей 1 : русские, татары, казахи, украинцы, башкиры, мордва, чуваши, немцы, армяне и многие другие ( приложение I ).

Школьная библиотека (приложение II ), областная библиотека имени Н.К.Крупской (приложение II ), интернет дают возможность знакомиться с конфессиональной принадлежностью населения Оренбургской области и понимать, что она в значительной степени обусловлена географическим положением и отражает ее мультинациональность.

Население области поликонфессионально, но преобладающими религиями по числу верующих являются православие и ислам. Кроме того, малая часть населения исповедует католицизм, имеются лютеране, иудаисты и представители иных религиозных вероисповеданий (приложение III ).

Глава 2. Святыни Оренбуржья

Первое, на что стоит обратить внимание жителей нашего края и гостей, это "Святые Пещеры" Свято-Никольского монастыря в селе Покровка (приложение VII ).

Село Покровка было основано переселенцами в 1799 году. Сегодня Покровка широко известна благодаря комплексу Свято-Никольской социальной обители "Святые Пещеры", и сюда стекаются паломники. Здесь, в недрах Монаховой горы сокрыты подземные кельи, ходы и церковь.

После переворота 1917 года начались гонения на священство. В 1923 году в возрасте 63 лет умер игумен Зосима. Настоятелем монастыря стал иеромонах Геронтий (Георгий Иванович Губанов). В 1925 году вышло постановление о закрытии церквей и снятии колоколов с храмов. Монахам предложили поступить на работу, организовав из монастыря рабочую артель. 10 сентября 1937 г. Геронтий, обвиненный в участии в военно-казачьей повстанческой организации, был расстрелян в Оренбурге.

Первые попытки обнаружить пещеры монастыря были предприняты спустя полвека, в 1993 г. настоятель Покровской церкви иерей Анатолий Чернецов (приложение VIII ) доказал всем скептикам и маловерам: пещеры существуют! После долгих поисков, 8 июня 2002 г., вход в Святые Пещеры был обретен 5 . Над входом в пещеры построен храм Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (приложение X ). Установлены кресты на месте разрушенного храма Святителя Николая Чудотворца, часовни Казанской иконы Божьей Матери и монастырского кладбища. Под горой снова забил святой Никольский родник, рядом установлена купальня (приложение XV ). 13 мая 2006 г. заложили камень надвратной колокольни (приложение IX ) с храмом святой преподобной Марии Египетской. Освящение совершил Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Валентин, митрополит Оренбургский и Бузулукский.

На глубине 20 метров, в чреве Монаховой горы, расположен храм с иконостасом (приложение XIII ) из чугунного литья, ориентированным строго на восток. Удивительно, что в Святых пещерах необыкновенно легко дышится, нет затхлости и сырости, без копоти горят свечи. Объясняется это газопроницаемостью песчаника, пропускающего через свою толщу кислород в подземелья.

А ещё в пещерах стоит полная тишина. Ни шелест ветра, ни птичий крик, ни стук дождя, ни даже удар молнии не долетают сюда. Начинаешь понимать, что только в таком месте, полностью удаленном от всего суетного мирского, можно полностью сосредоточиться на молитве и мыслях о главном.

"Святые Пещеры" стали заметной точкой на духовной карте и России, и мира. Сюда едут паломники не только из Оренбурга и области, но и многих городов России, ближнего и дальнего зарубежья. По записям в книге отзывов можно судить о той благодатной помощи, которую люди получают после пребывания в Пещерах.

В настоящее время Обитель возрождается. При обители милосердия будет создан приют для детей дошкольного возраста, который будет называться "ФОРПОСТ 2". В последствии эти дети будут проживать и воспитываться в православной школе - интернате спортивно- патриотического воспитания имени святого благоверного князя Александра Невского и святого преподобного Илии Муромца "ФОРПОСТ".

Заслуживает внимания и Оренбургский Казанский собор в честь Казанской иконы Божией Матери – крупнейший храм в Оренбурге.

Собор Казанской иконы Божией Матери (приложение XVI ) на проспекте Дзержинского 25 - это копия разрушенного в 30-е годы прошлого века Казанского кафедрального собора, построенного с 1888 года по 1894, который являлся одним из главных образов Оренбурга и был взорван в 1932, а окончательно разрушен в 1936 году.
С учетом особого геополитического положения Оренбургской области, которая является небольшим православным перешейком между мусульманскими Казахстаном, Татарстаном и Башкортостаном - строительство "такого величественного храма вполне отвечает идее служить символам и знамениям православной религии у преддверия Азии" 7 .

Закладка основания Собора в честь Казанской иконы Божией Матери состоялась 8 августа 2003 года. Храм двухъярусный с 4 пределами и 17 куполами, вес самого крупного 16 тонн. Высота храма вместе с крестом –55 метров, вместимость 2 тысячи человек. Современный Казанский собор выше своего разрушенного предтеча и выстроен немного в ином стиле с учетом православных древнерусских традиций. Настоятель собора — руководитель Отдела по церковной архитектуре и писанию икон протоиерей Иоанн Петрович Качанкин.

Сегодня на территории прихода действует храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, построена водосвятная часовня (приложение XVII ). Сейчас ведется строительство административной части комплекса и не прекращаются строительные работы в самом соборе и на прилегающей территории храмового комплекса.

После завершения строительства Собор станет одним из самых крупных конструкций области. Помимо исключительной масштабности при его проектировании учитывались такие детали, которые в проектах других святилищ пропускались. Это касается росписей, внутреннего и внешнего освещения храма.

Такая же интересная и богатая история у храма Архистратига Божия Михаила в селе Городище со святым источником иконы Божией Матери Скоропослушницы 8 , святого источника во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня , что в селе Дубровка Шарлыкского район а 9 , и Красноключевского храма 10 в селе Красные пески, недалеко от Бугуруслана . Но о них уже в следующей работе.


Каменная церковь (ротонда на четверике) с ярусной колокольней была построена в Форштадте (казачьей слободе) на средства прихожан в 1883 году. В советское время была закрыта, здание было разорено и использовалось для хранения архива. А в 1945 году возвращена епархии, к настоящему времени в храме освящено 4 престола.


Покровская церковь (г. Оренбург, ул. Маврицкого, 59)

Построена в 1853 году на средства почетного гражданина Деева. Церковь была закрыта в 1930 году и передана под производство. Возвращена епархии в 1991 году, является памятником истории, в настоящее время восстановлена.


Дмитровская церковь (г. Оренбург, ул. Лукиана Попова, 98)

Каменная пятиглавая церковь с ярусной колокольней и трапезной построена в 1887-1890 годах на средства оренбургских купцов - братьев Дегтяревых. В 1899-1900 годах освящены пристроенные правый Троицкий и левый Успенский приделы. В 1938 была закрыта и частично разрушена (снесена колокольня). В последние годы здание использовалось как кинотеатр. В 1990 году возвращена епархии, действует.


Тихвинская церковь и Казанский собор (г. Оренбург, пр-т Дзержинского, 25)


Свято-Николаевский женский монастырь и Святые пещеры (Новосергиевский район, село Покровка)

История этого святого места началась в ХIХ веке, когда здесь поселился 36-летний казак Захарий Карцев, будущий основатель монастыря игумен Зосима. По легенде, Захарию во сне явилась Пресвятая Богородица и повелела идти на это место. В течение двух лет Захарий занимался строительством пещерных ходов, постоянно находясь в молитвенных трудах и посте.

К нему стали приходить будущие братия - казаки и крестьяне окрестных селений, ищущие спасения и подвига. Трудились они над копанием подземного пещерного хода по подобию Киево-Печерского, питались подаянием, ночью собирались для молитвы. А уже в начале двадцатого века здесь стали появляться сначала деревянные, а потом и каменные постройки. Монахи завели свое хозяйство: лошади, коровы, посевные угодья, жили за счет кирпичного дела, создавая качественный по тем временам кирпич, был посажен фруктовый сад, имелись кожевенный и кирпичный заводы, содержали при монастыре и дом для калек мужского пола, которые валяли валенки, шили, помогали братии. В пойме реки Самары бил святой родник, воду братия брала из этого, Николаевского, родника. Монастырское кладбище располагалось рядом.

После октябрьского переворота 1917 года начались гонения на церковь. Приказом властителей-атеистов все постройки Никольского монастыря были разрушены, пещерные ходы засыпаны, монахи расстреляны или арестованы, уничтожены памятники на кладбище, святой родник полузасыпан.

На территории комплекса обители сегодня расположены: Святые пещеры и подземный храм преподобных Антония и Феодосия, келия основателя монастыря игумена Зосимы и келия схимонаха Нила, а также храм Рождества Иоанна Крестителя над входом; святой родник с купальней и часовней; надвратная колокольня с храмом Святой преподобной Марии Египетской; административно-жилой корпус; водосвятная часовня; трапезная; кресты на местах разрушенного храма Святителя Николая Чудотворца, часовни Казанской иконы Божией Матери и монастырского кладбища.

Возрожден как женский монастырь 14 мая 2018 года.


Храм Архистратига Михаила (Оренбург, село Городище, ул. Октябрьская, 12а)

История этого храма началась с 1836 года, когда жители села обратились за разрешением построить собственную деревянную церковь. Разрешение было получено, но первый деревянный храм, а также, возможно, и построенный позже второй - тоже деревянный, сгорели. В 1880 году началось строительство нынешнего каменного храма по одному из немного измененных образцовых проектов.

Кроме того, в этом храме собраны частицы мощей многих почитаемых святых: равноапостольной Марии Магдалины, великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Серафима Саровского, преподобных Оптинских старцев и других.


Храм Смоленской иконы Божией Матери (Бузулукский район, село Державино)

Соавтором проекта мог быть сам Гаврила Державин. Проектированием иконостасов занималась лично первая жена поэта. Один из иконостасов был убран работами ее кисти. Престол во имя великомученицы Екатерины был устроен Державиным согласно русской благочестивой традиции в честь святой покровительницы своей первой супруги, раннюю смерть которой он тяжело переживал. До десяти икон в иконостас главного алтаря написал великий русский поэт Боровиковский.

В 1819 году здесь венчались Александр Шишков и Мария Булгакова - прямые предки Набокова и Аксаковой. После установления советской власти церковь в 1929 году была закрыта, иконы утрачены, колокольня и ограда разобраны практически до основания, кресты, надгробия и могильные холмы разорены. Здание использовалось под разные нужды. В 1989 году, перед тем, как храм открылся снова, в нем располагался продовольственный магазин. Сегодня храм частично сохранил основные элементы своей конструкции: алтарь, приделы, купол, трапезную, основание колокольни. В поврежденном виде сохранились дореволюционные фрески. Однако имеются и поздние включения в конструкцию храма: пробитые дверные проемы, деревянные пристрои.

К 250-летней годовщине со дня рождения Гаврилы Державина, в 1993 году, был составлен проект реставрации здания храма. Часть работ была выполнена, но потом их приостановили, памятник вновь стал разрушаться. Но проведенное инженерное обследование показало, что сама церковь является прочной. Но условия, в которых сейчас эксплуатируют здание храма, отрицательно влияют на сохранность конструкций и остатков отделки. Отмечено намокание стен, высыпание кладки, серьезные грибковые поражения внутренних стен.

Но, несмотря на это, храм в селе Державино является выдающимся памятником истории и культуры всероссийского значения, старейшим храмом Оренбуржья и нуждается в срочной защите, реконструкции и реставрации.


Храм Святой великомученицы Екатерины (Тюльганский район, село Тугустемир)

Это один из самых красивых и необычных храмов области со своей уникальной архитектурой и историей. Он привлекает много туристов и паломников, его можно увидеть еще при подъезде к селу.

Храм был возведен в 1852 году Виктором Звенигородским из знатного рода, который нес службу в Оренбурге в пограничной таможне, а в Тугустемире имел свое поместье и заводы. В 31 год он женился на 19-летней Екатерине Никифоровой, но она заболела в 29 лет лихорадкой и скоропостижно умерла. Звенигородский в память о любимой жене решил воздвигнуть храм.

Звенигородский был верующим человеком и считал, что в храме должно быть все самое лучшее, поэтому при строительстве делалась кладка на желтке из яиц, которые приносили местные жители - такой раствор считается более крепким и благодаря этому ни один кирпич из кладки не выпал сам по себе. Кирпичи для храма производили в соседнем селе, местные жители выстраивались в цепочку и аккуратно передавали кирпичи. Помещик сам проверял прочность кирпичей - брал кирпич и кидал в одну вязанку кирпичей. Если ее содержимое разбивалось, то мастеров приказывали пороть.

Святоекатерининский храм понизу был застеклен цветными витражами, стекло также изготавливалось в селе, а для внутреннего убранства Звенигородский приобрел дорогой позолоченный иконостас. Под самым куполом храма висела огромная люстра, на которой во время богослужений зажигали свечи. Стены были украшены изображениями святых, а снаружи были установлены статуи двенадцати апостолов - по 3 на каждой стороне храма. Возле самого храма была построена колокольня, на самый верх которой вела винтовая лестница. Под самим куполом колокольни висел колокол, звон от которого расходился на много километров от села. Удивляют размеры как самого храма, так и колокольни, а также отсутствие фундамента под такими высокими зданиями.

Искоренение религии большевиками не обошло стороной и храм Святой Екатерины. В 1928 году инструктор райисполкома составил акт о том, что храм недействующий и подлежит сносу из-за своей ветхости. К счастью, кладка старых мастеров не поддалась - удалось сбить лишь купол храма. Позже внутри храма приверженцы большевистского движения бросали битум в росписи, учителя отправляли детей со школ отбивать от апостолов кусочки для использования в качестве мела. Сами статуи апостолов были сильно разрушены. До наших дней сохранилась лишь нижняя половина только одной статуи, но из-за своей старости она продолжает разрушаться. Местный колхоз внутри храма сделал зернохранилище, а на колокольне хранились химикаты.

Восстановление храма началось в середине девяностых. В 2006 году храм был признан памятником архитектуры областного значения и его включили в проект по восстановлению памятников истории и культуры, правда, денег хватило лишь на часть работ.


Храм Святителя Николая (Саракташский район, село Студенцы)

В 1965 году произошла очередная попытка сноса храма для освобождения места под строительство жилого дома, снос остановился благодаря протесту общественности. После обследования остатков здания в 1966 году его решили отреставрировать, работы начались в том же году и продолжились до 1969 года, хотя здание простояло в строительных лесах до 1983 года. Возвращен он верующим в 1992 году, первое богослужение прошло в 1994 году, а регулярно они стали проводиться с 1996 года. Службы совершаются по дораскольному старому обряду.


Приход храма Покрова Пресвятой Богородицы (Илекский район, село Кардаилово)

Церковь была освящена в 1835 году. Но в 30-е годы ее разрушили в ходе сталинской борьбы с вреднейшим влиянием религии на сознание людей, но, как и большинство, восстановлена не без помощи местных жителей. Все эти годы она несла людям добро, милосердие, знания и высокие нравственные заповеди в мирное время, а в трудную военную годину с амвона церкви священники призывали станичников выполнить свой воинский и патриотический долг. Очень надеемся, что будет нести эту высокую миссию и дальше.


Покровская церковь (г. Оренбург, село Краснохолм)

В Оренбургской области приблизительно в 1812 году была образована казачья станица Краснохолм. Село было образовано казаками, которые прибыли для охраны границы. Одной из достопримечательностей села считается церковь Покрова Святой Богородицы, которая была возведена в 1900-1914 годах на средства казаков станицы Краснохолмской. Строительство было приурочено к столетию победы в Отечественной войне 1812 года. Достройка и приведение ее в надлежащий вид позже произошло благодаря пожертвованиям прихожан. Церковь была построена в крестообразной форме с высокими стрельчатыми окнами и восьмигранной изгородью, украшенной ажурными металлическими решетками. Эта церковь придает своеобразный облик селу.

В 1930-х годах храм был закрыт и использовался как амбар для хранения зерна. По приказу районного начальства было принято решение снести колокола. Местные жители отказались это делать, и пришлось приглашать посторонних людей. Маленькие колокола сняли быстро, а для того, чтобы снять большой колокол, пришлось разбивать кладку, при снятии колокола погиб один рабочий. Священнослужители и верующие подверглись гонениям и репрессиям.

С 1990-х годов здание было возвращено Церкви, а с благословения Архиепископа Оренбургского и Бузулукского Валентина в 2001 году возобновлены богослужения в храме.

plus

Медногорск город

plus


Новотроицк город

plus


Оренбург город

plus


Орск город

plus


Абдулинский район

plus


Адамовский район

plus


Акбулакский район

plus


Александровский район

plus


Асекеевский район

plus


Беляевский район

plus


Верхнеозерное село

plus

Бугурусланский район

plus


Муравейник поселок

plus


Бузулукский район

plus


Бузулук город

plus


Гайский район

plus


Грачевский район

plus


Домбаровский район

plus


Илекский район

plus


Кваркенский район

plus


Красногвардейский район

plus


Кувандыкский район

plus


Курманаевский район

plus

Матвеевский район

plus


Кузькино село

plus


Новоорский район

plus


Новосергиевский район

plus


Покровка село

plus


Октябрьский район

plus


Оренбургский район

plus


Первомайский район

plus


Переволоцкий район

plus


Пономарёвский район

plus


Нижние Кузлы село

plus


Сакмарский район

plus


Саракташский район

plus


Надеждинка село

plus


Новогафарово село

plus


Покурлей деревня

plus


Саракташ поселок

plus

Светлинский район

plus


Северный район

plus


Соль-Илецкий район

plus


Соль-Илецк город

plus


Сорочинский район

plus


Ташлинский район

plus


Тоцкий район

plus


Кирсановка село

plus


Тюльганский район

plus


Шарлыкский район

plus


Дубровка село

plus


Ясненский район

Дождавшись, когда в областном центре схлынет поток машин со спешащими на работу, мы покинули Оренбург, два дня в котором изрядно пополнили личную копилку туристических интересностей. Сегодняшний путь наш лежал в Саракташский район. Примерно через час заезжали в село Чёрный Отрог.

Весной этого года здесь открылся мемориальный музей уроженца села, бывшего Председателя правительства РФ В. С. Черномырдина.

В предыдущем рассказе цикла я провёл довольно полную экскурсию по этому музею, не буду повторяться.

Аллея к музею от дороги идёт вдоль церковной ограды. С внутренней стороны храмовая территория обильно засажена яблонями и рябиной. Ветви рябины гнутся под тяжестью ягод.

Если народные приметы ещё работают в современном мире с угробленной экологией, то предстоящая зима покажет характер в этих краях!

Одно из зданий музея — бывший райком КПСС. Соседствует оно со старинной деревянной церковью, только металлическая ограда отделяют церковное и мирское. В 1850 году между двумя селами, украинской Кочубеевкой и русским Чёрным Острогом, был построен деревянный храм Иоанна Богослова.

Шли годы и церковь оказалась в самом центре села, объединившего русских и украинцев. В начале 1930-х годов храм закрыли, частично перестроив. Зачем зернохранилищу купола и звонница? В 1993 году в селе возродился приход и церковь вернули верующим.

В. С. Черномырдин мечтал о том, чтобы построить в родном селе музей истории и новый каменный храм. В 1994 году одна его мечта начала сбываться — в Чёрном Отроге был заложен первый камень в основание новой церкви. В 1996 году храм во имя Иоанна Богослова освятил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

Немного о православном Оренбуржье

Какие же авторитет и уважение имел Виктор Степанович, если храм, построенный под его патронажем, освящает Патриарх, а расписывают лучшие иконописцы Украины! В 2005 году, когда Черномырдин был послом в Киеве, Богословский храм расписали художники-иконописцы из Свято-Успенской Киево-Печерской лавры.

В 2006 году в храм были переданы ковчег с 78 частицами мощей киево-печерских святых, икона с частицами мощей Даниила Московского и Александра Невского, икона с мощами оптинских старцев. В 2007 году храм посетил митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл, теперешний Патриарх Московский и Всея Руси. Такая вот церковь в глубинке Оренбургской области. А деревянную церковь, восстановив, не забросили и не снесли. Сейчас здесь крестильный храм.

Всего в 20 километрах от Чёрного Отрога, на берегу речки Сакмары, раскинулось село Саракташ. Основано оно было в 1913 году, как одна из станций строящейся железной дороги Оренбург — Орск. До 1990-х годов это было ничем не примечательное село, подобное тысячам пристанционных поселков в стране. Церкви, и той не было. Точней, вроде бы и была, но её не было. В 1944 году, когда власть ослабила гонения на верующих, в Саракташе появился молитвенный дом. В 1947 году началось строительство церкви во имя Симеона Верхотурского. В 1949 году только что построенный храм изымают под школу. Прихожане не сдались, добились постройки церкви в другом месте. В 1958 году храм был освящен. Но тут начинается период хрущевского богоборчества, и церковь отбирают под детский сад. Лишь спустя 30 лет, в 1991 году изрядно обветшавшее здание возвращают православной общине.

Огромная территория, огороженная краснокирпичным забором, за которым видно множество больших и маленьких золотых куполов. Недалеко от пустой парковки, рядом с угловой башней, памятник святому князю Владимиру.

Читайте также: