Святой мученик меркурий смоленский сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Во­ин, по­то­мок кня­же­ско­го ро­да. Вос­пи­тан­ный в пра­во­сла­вии свя­той во­ин тай­но вел по­движ­ни­че­скую жизнь: был стро­гим пост­ни­ком, дев­ствен­ни­ком, каж­дую ночь он втайне от всех вос­пе­вал бла­годар­ствен­ные хва­ле­ния Гос­по­ду. В это вре­мя, в 1239 г., та­тар­ские пол­чи­ща Ба­тыя по­до­шли к Смо­лен­ску и вста­ли в 25 вер­стах от него, на Дол­го­мо­стье, угро­жая ра­зо­ре­ни­ем го­ро­ду и его свя­ты­ням. Услы­шав о при­бли­же­нии злых вра­гов, о ра­зо­ре­нии Бо­жи­их хра­мов, св. Мер­ку­рий скор­бел и бо­лел ду­шой; с каж­дым днем он бо­лее и бо­лее воз­го­рал­ся бо­же­ствен­ной рев­но­стью, же­лая по­стра­дать и по­ло­жить ду­шу свою за ве­ру Хри­сто­ву. И мо­лит­ва его бы­ла услы­ша­на.

Св. Мер­ку­рий пре­ис­пол­нил­ся ве­ли­кой ра­до­сти, ибо Са­ма Ца­ри­ца Небес­ная обе­ща­ла ему то, к че­му он дав­но уже стре­мил­ся всей ду­шой: по­стра­дать за сво­их бра­тьев и за ве­ру Хри­сто­ву. В ту же ночь во­ин Хри­стов от­пра­вил­ся в та­тар­ский стан в Дол­го­мо­стье и всту­пил в еди­но­бор­ство с вра­же­ским пол­чи­щем. При­зы­вая имя Гос­по­да и Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы, свя­той во­ин ис­тре­бил мно­же­ство вра­гов. Та­тар­ские во­и­ны с ужа­сом ви­де­ли, что св. Мер­ку­рию по­мо­га­ют в бит­ве мол­ние­нос­ные му­жи и лу­че­зар­ная Же­на, и не в си­лах усто­ять про­тив во­и­на Хри­сто­ва, об­ра­ти­лись в бег­ство. Сам же св. Мер­ку­рий по­гиб в бою.

Жи­те­ли Смо­лен­ска, спа­сен­ные чу­дес­ным за­ступ­ле­ни­ем Гос­по­да и Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, с че­стью по­греб­ли те­ло свя­то­го во­и­на-му­че­ни­ка в со­бо­ре в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Празд­но­ва­ние ему уста­нов­ле­но в кон­це XVI в. Уже в 1509 г. жи­те­ли Смо­лен­ска на­зы­ва­ли его сво­им глав­ным за­ступ­ни­ком.

Богослужения

Молитвы

Тропарь мученику Меркурию Смоленскому, глас 2

Возсия́в, я́ко звезда́ многосве́тлая,/ в собо́рней це́ркви пред пречи́стым и чудотво́рным о́бразом Пречи́стей Богоро́дицы,/ за Ню́же и за град Смоле́нск пострада́,/ многоко́зненнаго и богоме́рзкаго царя́ Баты́я устраши́,/ и си́льнаго исполи́на победи́, и лю́ди удиви́,/ ду́шу свою́, многострада́льне Мерку́рие, за благоче́стие положи́,/ я́ко Заха́риина и А́велева я́сно вопие́т твоя́ кровь ко Го́споду.// И ны́не моли́ся за ду́ши на́ша.

Перевод: Воссияв, как звезда преяркая, в соборном храме перед пречистым и чудотворным образом Пречистой Богородицы, за Нее же и за город Смоленск пострадал, исполненного многими коварствами и богомерзкого хана Батыя устрашил, и сильного исполина победил, и людей удивил, жизнь свою, многострадальный Меркурий, за благочестие отдал, как Захарии и Авеля громко взывает кровь твоя ко Господу (Мф.23:35). И сейчас молись о душах наших.

Кондак мученику Меркурию Смоленскому, глас 4

Яви́ся во бране́х непобеди́мь во́ин,/ от ри́млян ро́дом,/ сыновство́ име́ гра́да Смоле́нска,/ я́ко бо сих ра́ди нарече́ся,/ я́ко от Богоро́дицы страж кре́пок посла́ся гра́ду,/ пе́сньми Мерку́рия ублажи́м,/ пра́зднующе ве́село па́мять его́,// я́ко да изба́вит град наш от беды́ ра́тник.

Перевод: Непобедимый в битвах воин, родом из римлян, ты стал сыном города Смоленска, потому и прозван Смоленским, как сильный страж, посланный Богородицей этому городу. Молитвенными песнопениями Меркурия прославим, празднуя с радостью память его, чтобы он избавил город наш от нападения врагов.

Ин кондак мученику Меркурию Смоленскому, глас 8

Чистото́ю душе́вною ку́пно и теле́сною/ и серде́чною к Бо́гу любо́вию и непреста́нною моли́твою/ ри́мское бога́тство оста́вль/ и прия́т бога́тство от Го́спода – вене́ц,/ прие́м в ру́це копие́, кре́пко злове́рнаго царя́ Баты́я ужаси́,/ и самохва́льнаго исполи́на победи́,/ и вси вну́цы ага́рянския прожену́в, страстоте́рпче Мерку́рие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Душевной и телесной чистотой, сердечной к Богу любовью и непрестанной молитвой римское наследие оставил и получил богатство от Господа - мученический венец, взяв в руки оружие, ты привел в страх татарского хана Батыя и надменного исполина победил, всех потомков мусульман изгнав, мученик Меркурий, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Святой мученик Меркурий Смоленский был славянин, родом, вероятно, из Моравии, потомок княжеского рода. Воспитанный в Православии, святой Меркурий по ревности к истинной вере ушел из своего отечества на Русь и служил в войске смоленского князя. Святой воин тайно вел подвижническую жизнь - был строгим постником, девственником, проводил ночи в молитве, духовно уготовляя себя к страданиям за веру Христову. В 1239 году полчища татар, полонившие уже много русских городов, подошли к Смоленску и встали в 25 верстах от него, на Долгомостье, угрожая разорением городу и его святыням. Пономарь, молившийся ночью в Смоленском соборе перед чудотворным образом Божией Матери, услышал глас Небесной Владычицы, повелевшей ему разыскать святого воина и сказать ему: "Меркурий! Иди к брани военной, Владычица зовет тебя". Воин пришел в собор и сам услышал глас Пречистой Девы, посылающий его на брань с врагом и обещающий Небесную помощь.

Воин Христов той же ночью отправился в татарский стан в Долгомостье. Там он сразился с предводителем татарского войска - великаном, обладавшим громадной силой, убил его и вступил в единоборство с вражеским полчищем. Призывая Имя Господа и Пречистой Богородицы, святой воин истребил множество врагов. Татарские воины с ужасом видели, что святому Меркурию помогают в битве молниеносные мужи и лучезарная Жена и, не в силах устоять против воина Христова, обратились в бегство. Сам святой Меркурий принял смерть в бою от сына убитого им татарского исполина.

Жители Смоленска, спасенные чудесным заступлением Господа и Пресвятой Богородицы, с честью погребли тело святого воина-мученика в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Вскоре после своей кончины, святой Меркурий явился в видении тому же пономарю и велел повесить над гробом его оружие, обещая смолянам постоянную помощь и заступничество во всех скорбях и бранях. Ныне в смоленском кафедральном соборе хранятся сандалии святого мученика Меркурия. Празднование ему установлено в конце XVI века, уже в 1509 году жители Смоленска называли его своим главным заступником.


Первые тексты о святом Меркурии Смоленском появляются в начале XVI века. Они рассказывают о воине княжеского происхождения из Моравии, который служил во времена нашествия хана Батыя.

Когда монгольские тумены ( крупные соединения войск численностью в 10 тысяч воинов) уже стояли на подступах к Смоленску, у деревни Долгомостье, — Меркурий получил божественное знамение. Богородица послала его сразиться с врагом и защитить город.

Меркурий Смоленский по версии художника В. Денисова

Воин последовал её велению и истребил немало монголов. В их числе был и один из военачальников Батыя. Но за смерть монгола отомстил его сын — он срубил голову защитника Смоленска.

Меркурий не упал замертво. Он направился обратно в город, держа в руках собственную голову. И только у городских ворот слез с коня и лёг на землю. Впечатлённые таким жутким дивом, а также уходом Батыя за пределы княжества, горожане стали почитать воина как своего святого заступника.

Правда или миф?

Железная обувка хранится в Успенском соборе Смоленска

Не просто патриотическая легенда?

Ботинки, как и было сказано, выглядят неубедительно и, скорее всего, относятся к гораздо более позднему времени. Печать, напротив, — определённо древнее XIII века. Она, скорее всего, принадлежала князю Вячеславу Ярославичу, который в крещении вполне мог взять имя святого Меркурия.

Святой мученик Меркурий Смоленский. Художник Т. Миронова

Что могло случиться в действительности?

В реальной жизни воины обычно не ездят по 25 вёрст с отрубленными головами, и уж тем более не слезают с коней, держа их под мышкой.

Возможно, дело было примерно так. После разорения Северо-Восточной Руси войско Батыя и Субэдэя двинулось на Новгород. Не дойдя до него ста вёрст, монголы повернули на юг и направились в степи. Тумены устали от тяжёлого зимнего похода и нуждались в отдыхе. Путь их пролегал через земли Смоленского княжества.

Всадник без головы: сколько правды в мистической легенде о Меркурии Смоленском

Старый Смоленск с укреплениями находился на южном берегу Днепра.

Когда пришло известие, что в 25 верстах от городских стен воинство Батыя переправляется через реку, возник закономерный и невесёлый вопрос: куда они двинутся после переправы?

Естественно, княжеские воины отправились в разведку. Они хотели заранее предупредить город, если Батый двинется к нему, а не дальше в степи.

Ну, а умный боевой конь так или иначе привёз погибшего хозяина обратно к городу.

Естественно, эдакое зрелище впечатлило и без того перепуганных ордой горожан до глубины души. А когда Батый двинул тумены на юг и смоляне поняли, что город не постигнет судьба погибшей Рязани, — всадника без головы увязали с чудесным избавлением от монголов. И родилась легенда, живущая по сей день.

Смоляне устраивают праздник в честь Меркурия Смоленского — с пирогами и театрализованными представлениями

Смоляне устраивают праздник в честь Меркурия Смоленского — с пирогами и театрализованными представлениями ( фото: Ольга Os-a)

ПОДВИГ СВЯТОГО ВОИНА МЕРКУРИЯ СМОЛЕНСКОГО


СМОЛЕНСК. ГРАВЮРА ГЕОРГА КЕЛЛЕРА. 1610 г.

Ко времени татаро-монгольского нашествия Смоленск достиг высшей точки своего расцвета. Но в 1230 году на Смоленск обрушивается страшный мор, унесший жизни 30 тысяч смолян. Жизнь в городе замирает, прекращается каменное строительство. Вслед за тем пришла еще бо́льшая беда – нашествие полчищ монголо-татар.


НАШЕСТВИЕ БАТЫЯ. ДРЕВНЕРУССКАЯ МИНИАТЮРА. XVI в.

Смоленск избежал ужасной участи русских городов во время монголо-татарского нашествия. Сегодня мы должны духовно осознать, почему из всех древнерусских городов уцелели только Смоленск, Полоцк, Новгород и Псков. Все эти центры Русского государства были спасены заступничеством Божиим. Русский щит встал между Ордой и Европой, прервав всесокрушающую лавину с Востока. Русь оказалась в те страшные годы между молотом и наковальней, ибо и с Запада ей постоянно угрожало иноземное нашествие. Эти три русских города, три княжества были промыслительно сохранены от разорения, чтобы отразить попытку Запада добить разгромленную и ослабленную Русь. Летописи говорят, что почти сразу после монголо-татарского нашествия смоленские полки оказали помощь Великому Новгороду в борьбе с тевтонскими рыцарями.

БРАНЬ БЛАГОЧЕСТИВЫХ С НЕЧЕСТИВЫМ БАТЫЕМ. ДРЕВНЕРУССКАЯ МИНИАТЮРА

В 1238 году монголо-татары обошли Смоленск, коснувшись только восточных частей княжества. В следующих1239–240 годы враги двинулись на южные русские княжества, разгромили и завоевали их, но Смоленск снова остался в стороне от движения захватчиков.

ВЗЯТИЕ СУЗДАЛЯ МОНГОЛАМИ. МИНИАТЮРА ИЗ РУССКОЙ ЛЕТОПИСИ

СМОЛЕНСК. ОБЩИЙ ВИД ГОРОДА

СВ. МЧ. МЕРКУРИЙ СМОЛЕНСКИЙ

* По другим сведениям святой мученик Меркурий Смоленский был славянин, по происхождению, вероятно, из Моравии, потомок княжеского рода. Воспитанный в Православии, святой Меркурий по ревности к истинной вере ушел из своего отечества на Русь и служил в войске смоленского князя.

И вот в ночь веред появлением врага, Божия Матерь явилась пономарю кафедрального собора, повелела ему разыскать молодого воина Меркурия из дружины Смоленского князя и сказать, что Сама Пресвятая Богородица зовет его в церковь.

ПОДВИГ СВ. МЕРКУРИЯ СМОЛЕНСКОГО

Укрепленный благословением Пречистой, Меркурий сел на коня и устремился к вражескому стану. Достигнув расположения войск Батыя, Меркурий в бою сразился с предводителем монголо-татарского войска – великаном, обладавшим громадной силой, убил его и вступил в единоборство с вражеским полчищем. Призывая Имя Господа и Пречистой Богородицы, святой воин поразил множество врагов, собирая взятых в плен русских людей и отпуская их в родной город. Вражеские воины с ужасом видели, что святому Меркурию помогают в битве молниеносные мужи и лучезарная Жена, и, не в силах устоять против воина Христова, обратились в бегство.


СВ. МЧ. МЕРКУРИЙ СМОЛЕНСКИЙ НЕСЕТ СВОЮ ГОЛОВУ


СВ. МЧ. МЕРКУРИЙ СМОЛЕНСКИЙ

Так лежал Меркурий без погребения. И вот на третий день архиепископ увидел из окна своей кельи, как в ярком свете вышла из Успенского собора Пресвятая Богородица с Архангелами Михаилом и Гавриилом и, дойдя до места, где лежало тело Меркурия, взяла его и перенесла в соборную церковь Свою, положив в гробнице.


САНДАЛИИ СВ. МУЧЕНИКА МЕРКУРИЯ СМОЛЕНСКОГО В СМОЛЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ

С тех пор мощи святого Меркурия постоянно находились в Успенском соборе. Святой Меркурий явился в видении тому же пономарю и велел повесить над гробницей его оружие (щит и копье), обещая смолянам постоянную помощь во всех скорбях и битвах с врагами. С того времени жители Смоленска называют святого Меркурия главным своим заступником и покровителем. Позднее он был причислен к лику святых (память его празднуется 24 ноября / 7 декабря); в день его кончины было установлено совершать всенощное бдение и благодарственное молебствие пред чудотворным образом Одигитрии. От всех реликвий Меркурия до наших лет сохранились лишь железные сандалии, хранящиеся в соборном Успенском храме. Все остальное утрачено при разных обстоятельствах.

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ОДИГИТРИЯ В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ СМОЛЕНСКА. ФОТО 1912 г.

Его подвиг увековечил на Руси повсеместное прославление образа Смоленской Одигитрии как национальной святыни-заступницы. В нынешнем Успенском соборе Смоленска до сего дня хранятся железные рыцарские сандалии святого воина.

Последняя находка, связанная с именем святого Меркурия, была сделана в 1900 году. Церковный историк Д. Вишневский на чердаке Диво-Зачатьевской церкви обнаружил сундук, а в нем серебряный ковчежец с частицей мощей святого Меркурия.

В русской иконописи образ Меркурия представляется в облике юноши в латах и в полном вооружении.

Художник Н. К. Рерих создал картину на сюжет со святым Меркурием Смоленским (находится в Америке). Он изобразил его на фоне крепостной стены XVII века. Образ святого Меркурия Смоленского мы найдем и в росписях Владимирского собора в Киеве, выполненных художником В. М. Васнецовым. В честь подвига Меркурия смоляне поставили когда-то знак – каменный столб у Молоховских ворот, который был утрачен еще в XVIII веке.

ПРП. АВРААМИЙ СМОЛЕНСКИЙ И МУЧ. МЕРКУРИЙ СМОЛЕНСКИЙ ПЕРЕД ОБРАЗОМ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ИКОНА. XVIII в. СМОЛЕНСК

ПРП. АВРААМИЙ СМОЛЕНСКИЙ И МЧ. МЕРКУРИЙ СМОЛЕНСКИЙ. РОСПИСЬ АЛТАРЯ ПОКРОВСКОЙ ЦЕРКВИ ДЕРЕВНИ УКОЛОВО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

СВ. МЧ. МЕРКУРИЙ СМОЛЕНСКИЙ. РОСПИСЬ В ТРАПЕЗНОЙ ЮЖНОГО ПРИДЕЛА ЦЕРКВИ НИКОЛЫ В ЩЕПАХ В МОСКВЕ. АВТОР ФОТО ЧЕБОТАРЬ АЛЕКСАНДР МИРЧЕВИЧ


СВ. ВМЧ. МЕРКУРИЙ КЕСАРИЙСКИЙ. ИКОНА. XVIII в. АФОН

Подвиг святого Меркурия Смоленского имеет глубокую связь с подвигом святого, имя которого носил воин-мученик: святого великомученика Меркурия Кесарийского. Их память празднуется в один день (24 ноября / 7 декабря), и в этом, как и в совершенных ими подвигах, видим мы духовное преемство. Поэтому познакомимся подробное с жизнеописанием святого Меркурия Кесарийского, ибо оно поможет глубже осознать тот подвиг и то духовное делание, которые через благословение Самой Пресвятой Богородицы возлагались на Смоленск и его жителей, а также на весь русский народ.

Во время правления императоров Деция и Валериана многочисленное войско варваров напало на Римскую империю. По указу императора Деция воинские соединения из разных концов империи начали стягиваться к Риму, ввиду грозной опасности. Пришел в Рим и отряд, в котором служил воин Меркурий. Римские войска преградили путь варварам, и произошло кровопролитное сражение. Во время битвы Меркурию явился Ангел в образе светлого мужа в белых одеждах, держащий в руках меч, и сказал, что послан ему на помощь, дал ему свой меч и повелел устремиться на врагов без малейшего страха. Меркурий пробился сквозь вражеский строй и поразил варварского царя. После этого войско варваров бежало, и было изгнано из римских пределов.

РИМСКИЙ ИМПЕРАТОР ДЕЦИЙ. 250 г.

Узнав о храбрости и подвиге Меркурия, Деций почтил его большими дарами и поставил военачальником над всей армией. На пути в Рим ночью Ангел снова явился Меркурию и поведал, что ему предстоит пострадать за веру христианскую. Вскоре Деций собрал совет, на котором присутствовал и Меркурий. После совета все направились в храм Артемиды, чтобы принести жертвы. Меркурий отказался идти со всеми, о чем Децию доложили. Император спросил, почему Меркурий не воздал чести отеческим богам, оказавшим помощь в победе над варварами. Меркурий ответил, что он христианин и подвиг его совершен силою Христа. Тогда император повелел заключить Меркурия в темницу. Святого мученика растянули над огнем, резали ножами, били плетьми так, что кровь из ран его гасила огонь. Но каждый раз, когда его бросали в темницу умирающим от ран, святой Меркурий получал от Господа исцеление. Осужденный на смертную казнь, святой сподобился видения Самого Господа, обещавшего ему скорое избавление от мучений. Славный воин Христов был усечен мечом в Кесарии Каппадокийской. Его святое тело благоухало миром и фимиамом, подавая исцеления многим больным.


СВ. МЕРКУРИЙ ПОРАЖАЕТ ИМПЕРАТОРА ЮЛИАНА ОТСТУПНИКА. КОПТСКАЯ ИКОНА. XVIII в.

СМОЛЕНКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ОДИГИТРИЯ ИЗ КАФЕДРАЛЬНОГО УСПЕНСКОГО СОБОРА Г. СМОЛЕНСКА


НАШЕСТВИЕ БАТЫЯ НА РУСЬ. ДРЕВНЕРУССКАЯ МИНИАТЮРА

ВОСКРЕСЕНСКИЕ ВОРОТА В СМОЛЕНСКЕ. МИНИАТЮ РА XVII в.


ПАНОРАМА СМОЛЕНСКА. НА СОБОРНОЙ ГОРЕ — УСПЕНСКИЙ СОБОР. 1900-е гг.

Уяснять духовный смысл этих событий чрезвычайно важно для нас сегодня. На Руси поговаривали про князя Феодора, что вот, мол, выслужился у хана, женился на его дочери, чуть ли не изменник. Нет! Это подвиг духовный!

СВВ. КНЯЗЬЯ ФЕОДОР СМОЛЕСКИЙ С ЧАДАМИ ДАВИДОМ И КОНСТАНТИНОМ. ИКОНА

Хан долго думал, можно ли отдавать дочь за русского князя, и тем более – может ли она при этом принять Крещение. Была духовная борьба и духовная победа – хану пришлось крестить свою дочь для того, чтобы она стала русской княгиней. Там, в Орде, родились у святого Феодора сыновья – Давид и Константин, причисленные впоследствии к лику святых. Потомки Золотоордынского хана, внуки его, стали русскими святыми, у завоевателей появились небесные покровители и молитвенники, стоящие перед Престолом Божиим. Святой Феодор приобрел большое влияние в Орде и использовал его во славу Русской земли и Русской Церкви. Именно тогда стало укрепляться среди татар Православие, ордынцы начали усваивать русские обычаи, нравы, благочестие. Сам святой Феодор был достойным примером всего лучшего, что несла святая Русь на Восток. К берегам Дона, Волги, за Урал, в Монголию шли русские купцы, зодчие, мастера, воины, священники-миссионеры. Так началось великое миссионерское движение Русской Церкви на Восток, просвещение светом Евангелия и веры Христовой всех племен, населявших землю до самого Великого океана.

Тропарь мученику Меркурию Смоленскому, глас 2:

Возсия́в, я́ко звезда́ многосве́тлая,/ в собо́рней це́ркви пред пречи́стым и чудотво́рным о́бразом Пречи́стей Богоро́дицы,/ за Ню́же и за град Смоле́нск пострада́,/ многоко́зненнаго и богоме́рзкаго царя́ Баты́я устраши́,/ и си́льнаго исполи́на победи́, и лю́ди удиви́,/ ду́шу свою́, многострада́льне Мерку́рие, за благоче́стие положи́,/ я́ко Заха́риина и А́велева я́сно вопие́т твоя́ кровь ко Го́споду.// И ны́не моли́ся за ду́ши на́ша.

Кондак мученику Меркурию Смоленскому, глас 4:

Яви́ся во бране́х непобеди́мь во́ин,/ от ри́млян ро́дом,/ сыновство́ име́ гра́да Смоле́нска,/ я́ко бо сих ра́ди нарече́ся,/ я́ко от Богоро́дицы страж кре́пок посла́ся гра́ду,/ пе́сньми Мерку́рия ублажи́м,/ пра́зднующе ве́село па́мять его́,// я́ко да изба́вит град наш от беды́ ра́тник.

Ин кондак мученику Меркурию Смоленскому, глас 8:

Чистото́ю душе́вною ку́пно и теле́сною/ и серде́чною к Бо́гу любо́вию и непреста́нною моли́твою/ ри́мское бога́тство оста́вль/ и прия́т бога́тство от Го́спода – вене́ц,/ прие́м в ру́це копие́, кре́пко злове́рнаго царя́ Баты́я ужаси́,/ и самохва́льнаго исполи́на победи́,/ и вси вну́цы ага́рянския прожену́в, страстоте́рпче Мерку́рие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

МОЛИТВА 1-я

О великому́чениче святы́й и до́блий во́ине Христо́в Мерку́рие, страда́нием, кро́вию и сме́ртию свое́ю ве́рность Христу́ и Це́ркви Его́ свиде́тельствовавый и сего́ ра́ди вене́ц жи́зни от Него́ прия́вый! Ны́не в хвале́бных пе́снех тебе́ прославля́юще, смире́нно к тебе́ припа́даем и усе́рдно мо́лим: предста́тель бу́ди пред Бо́гом о душа́х на́ших неусы́пный, умоли́ Влады́ку Го́спода, да сохрани́т Святу́ю Це́рковь Свою́ и всех чад ея́ в сою́зе любве́ и единомы́слии, да утверди́тся мир и безмяте́жие в лю́дех, во Оте́честве на́шем живу́щих, да позна́ют вси, я́ко Христо́с есть Путь, Истина и Жизнь, и да прии́дут к Нему́ вси тружда́ющиися и обремене́ннии, и упоко́ит их. О вели́кий уго́дниче Бо́жий! Кре́пкое стоя́ние в ве́ре на́шей да́руй нам, благода́тную по́мощь нам низпосли́, да ми́рное, ти́хое и богоуго́дное житие́ поживе́м в ве́це сем и досто́йне с тобо́ю в день о́ный восхва́лим Пресвяту́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

МОЛИТВА 2-я

О, святы́й му́чениче Мерку́рие, гра́да на́шего Смоле́нска ди́вный защи́тниче! Приими́ от нас благода́рственное сие́ пе́ние, не оста́ви гра́да, в нем же проли́л кровь свою́ святу́ю и увенча́лся еси́ венце́м побе́ды. Но моли́ Го́спода на́шего и Спаси́теля Иису́са Христа́ и Влады́чицу на́шу Госпожу́ Богоро́дицу, иму́ще к ней дерзнове́ние, сохрани́тися гра́ду и всей стране́ на́шей в благослове́нном неруши́мом ми́ре, всем лю́дем и ми́ру в ве́ре и благода́ти Христо́вой, в Це́ркви Правосла́вной, и твои́ми моли́твами спаси́ ду́ши на́ша. О, пресла́вный и светоза́рный во́ине Цари́цы Небе́сной! Бу́ди нам по́мощию и заступле́нием в чи́стых и святы́х мольба́х твои́х зде и всегда́ в час кончи́ны на́шея и на Стра́шнем Суде́ Христо́вом, да сподо́бимся и мы с тобо́ю, засту́пниче и моли́твенниче наш святы́й Мерку́рие, воспева́ти стра́шное и чу́́дное и́мя Го́спода Савао́фа и Пречи́стую Бо́жию Ма́терь во ве́ки веко́в. Ами́нь.

ЛИТЕРАТУРА



Дни памяти: 24 ноября

вятой мученик Меркурий Смоленский , был сла­вянин, родом, вероятно, из Моравии, потомок кня­жеского рода. Воспитанный в Православии, святой Меркурий по ревности к истинной вере ушел из своего отечества на Русь. Ве­ли­чайшее бедствие постигло Русскую землю в начале ХIII века — нашествие татаро-монгольских орд. Жестокие враги не щадили беззащитных жителей, гра­били и разрушали храмы, монастыри, города и селения. Тысячи русских людей пали в битвах, защищая свое Отечество, многие захвачены в плен и отведе­ны в неволю. Шел 1239 год.

П рибыв в древний русский город Смоленск, Мер­курий поступил на воинскую службу в княжескую дружину. Святой Меркурий отличался физической силой, мужеством и высоким ростом. Велик был он и духом, вел втайне жизнь подвиж­ника, был строгий постник, проводил ночь в молитве и хранил девственную чистоту; православную ве­ру не только исповедовал на словах, но готов был умереть за нее.

В 1239 году полчища татар, разоряя все на пути и нагло ругаясь над свя­ты­нями христианства, полонившие уже много русских городов, подошли к Смо­ленску. Встав в 25 верстах от него, на Долгомостье, татары стали угрожать разорением городу и его святыням. Предводитель татарского отряда, богатырь огромного роста, похваляясь своей гигантской силой, вызывает на поеди­нок лучшего смоленского витязя, чтобы в единоборстве решить участь города и Смо­ленского княжества.

Н а рассвете жители Смоленска, готовившиеся к сражению с неприятелем, уви­дели, что поле усеяно трупами врагов, и поняли, что сохранены заступле­нием Богородицы.

П очитание небесного покровителя города началось сразу после доблестной мученической кончины в 1239 году. Празднование ему установлено в конце XVI века, уже в 1509 г. жители Смоленска называли его своим главным заступни­ком. Память его Святая Церковь празднует 24 ноября/7 декабря, в день великому­ченика Меркурия, имя которого носил святой мученик Меркурий Смоленский.

Т ропарь мученика М еркурия С моленского

В озсияв, яко звезда многосветлая,/ в соборней церкви пред пречистым и чудотворным образом Пречистей Богородицы,/ за Нюже и за град Смоленск пострада,/ многокозненнаго и богомерзкаго царя Батыя устраши,/ и сильнаго исполина победи, и люди удиви,/ душу свою, многострадальне Меркурие, за благочестие положи,/ яко Захариина и Авелева ясно вопиет твоя кровь ко Господу./ И ныне молися за души наша.

К ондак мученика М еркурия С моленского

Я вися во бранех непобедимь воин,/ от римлян родом,/ сыновство име града Смоленска,/ яко бо сих ради наречеся,/ яко от Богородицы страж крепок послася граду,/ песньми Меркурия ублажим,/ празднующе весело память его,/ яко да избавит град наш от беды ратник.

И н кондак мученика М еркурия С моленского

Ч истотою душевною купно и телесною/ и сердечною к Богу любовию и непрестанною молитвою/ римское богатство оставль/ и прият богатство от Господа — венец,/ прием в руце копие, крепко зловернаго царя Батыя ужаси,/ и самохвальнаго исполина победи,/ и вси внуцы агарянския проженув, страстотерпче Меркурие,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Читайте также: