Священники в иудаизме сообщение

Обновлено: 18.05.2024

Коэны представляют собой первую степень потомков колена Леви (третьего сына праотца Иакова от Лии). И Аарон, и Моисей происходили из колена Леви, в Пятикнижии называемом самым богобоязненным и достойным. Тогда как собственно священнослужение исполняли коэны, другие потомки Леви (левиты) были храмовыми стражниками, ключниками, псалмопевцами, музыкантами. Левиты также участвовали в жертвоприношениях.

В священных еврейских текстах коэнами называются не только иудейские священники, но и жрецы языческих культов (в том числе и египетсткие жрецы).

Поскольку коэны являются родом священников, они должны соблюдать рядограничений.

К службе в Храме не допускались коэны, имеющие телесные пороки. Недостатками, которые препятствовали исполнению обязанностей священника, являлись как врожденные недостатки (к примеру, слепота даже на один глаз), так и временные (например, рана). Список подобных недостатков насчитывал 140 пунктов.

Коэнам запрещается прикасаться к умершим (и даже пребывать с мертвым телом под одной крышей), за исключением тел близких родственников. Они не имеют права жениться на женщине разведенной, принявшей иудаизм по гиюру, опороченной и блуднице. Если коэн женился с нарушением требований Торы, еврейский религиозный суд (бейт дин) добивался развода коэна.

После того, как Храм в Иерусалиме был разрушен, коэны уже не могли исполнять большую часть своих функций, однако сохранили право благословления - так называемое Аароново благословение. Раньше такое благословение коэны произносили в Храме после ежедневной утренней молитвы, при этом присутствующему на молитве народу нельзя было смотреть на коэнов.

Аароново благословение сохранилось в еврейском богослужении, претерпев некоторые изменения. Так, в ашкеназской диаспоре коэны благословляют только по праздникам, покрывшись талитом (чтобы присутствующие не видели лиц) и повторяя слова за чтецом-кантором. В шабат Аароново благословение дается детям.

Благословляя, коэны особым образом раздвигают пальцы рук. В иудаизме считается, что пустота между пальцев напоминает о стоящем за коэнами Всевышнем.

Юваль Надель, благословение коэнов в израильской армии

У христиан (православных и лютеран) также сохранились обряды, соответствующие Ааронову благословению у иудеев. В католической церкви раньше тоже существовал подобный обряд.

Коэн вызывается первым во время чтения свитка Торы. Есть еврейские общины, где коэнов нет либо они играют незначительную роль в религиозной жизни (курдские и горские евреи, Бней-Исраэль). Особого статуса коэнов не признают в реформистскойверсии иудаизма.

Группа американских и израильских ученых, в которую входили д-р Гольдштейн (Оксфордский университет) и д-р Х. Бен-Ами (клиника Рамбам, Хайфа), провели широкое генетическое исследование и выяснили, что современные потомки коэнов в 70-80 % имеют общий ген, находящийся в мужской хромосоме Y, и передающийся от отца к сыну. Остальные евреи имеют этот ген лишь в 5 % случаев. Таким образом, коэны действительно происходят от одного человека – Аарона.

Многие коэны носят созвучные фамилии – Коэн, Кон, Коган, Каганович и т.п.

ИУДЕЙСКИЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ – особая группа лиц, занятых специально выполнением обязанностей, связанных с отправлением иудейского религиозного культа. В древности у евреев важнейшим культовым действием были жертвоприношения, которые и поручались священнослужителям. Первоначально эти обязанности возлагались на первенцев всех родов сынов Израиля, но после Исхода из Египта они перешли к потомкам колена Леви, к которому принадлежали братья Моисей и Аарон. Позднее особое значение приобретает род Аарона, который, несмотря на протесты части народа, приобретает первенствующее значение. Только аарониды обладают правом служить у жертвенника и получать за эту службу известную долю жертвоприношений, а также налог от плодов земли, получаемых прихожанами. Они назывались когенами (коэнами). Остальные священнослужители (левиты) должны были выполнять другие храмовые службы. Прочим иудеям вход в святилище, где приносились жертвы, был вообще запрещен. В период единого царства Давида и Соломона этот принцип не всегда соблюдался, и нередко функции священников выполняли лица несвященнического сана, в частности сам Давид. После распада единого государства в Северном царстве (Израиле) статус ааронидов не признавался, однако в южном (Иудея), в столице которого находился Иерусалимский храм, он, как правило, поддерживался. Особенно прочно он закрепился после реформ иудейского царя Иосии, когда все богослужение было сосредоточено в Иерусалимском храме. Именно тогда утвердилась традиция первенствующего положения первосвященника – цадока, совершающего службу в храме при царе Соломоне. Он признавался прямым потомком Аарона, и его должность передавалась по наследству. Предполагалось, что первосвященник должен превосходить всех священников своими познаниями, физической силой и мудростью. Только первосвященник мог совершать богослужение по своему желанию и большую часть времени проводил в Храме. Он должен был быть женатым на непорочной девице, причем полигамия исключалась. Помимо обычного священнического одеяния он носил особую одежду, богато украшенную золотом и драгоценными камнями, и особый головной убор вроде тиары. Посвящение в первосвященники происходило посредством семикратного облачения в первосвященническую одежду в течение семи дней. Практиковалось также помазание елеем. Многое из этого было в дальнейшем заимствовано христианами. После возвращения иудеев из вавилонского пленения и восстановления Храма положение и регламентация обязанностей ааронидов и левитов были окончательно закреплены. Первые отвечали за жертвоприношения, а вторые исполняли обязанности певцов, храмовой прислуги и стражей. Династические родословные записи иудейских священнослужителей велись и сохранялись очень строго, особые требования предъявлялись к их женам. Категорически исключался брак с разведенными женщинами или происходящими от родителей, брак которых не признавался законным. Храмовые священнослужители не должны были иметь физических недостатков, список которых был тщательно разработан. При исполнении храмовых обязанностей священнослужители не должны были употреблять вино, им запрещено было прикасаться к трупам. Колену Леви вообще не полагался земельный надел, и они должны были жить за счет доли от жертвоприношений. Кроме того, каждый иудей обязан был отдавать в пользу Храма первые плоды земледелия и скотоводства.

иудейские священнослужители

ИУДЕЙСКИЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ – особая группа лиц, занятых специально выполнением обязанностей, связанных с отправлением иудейского религиозного культа. В древности у иудеев одними из главных культовых действий были жертвоприношения, которые и поручались И.с., именуемым когенами. Первоначально эти обязанности возлагались на первенцев всех родов сынов Израиля, но впоследствии после Исхода из Египта они перешли к потомкам колена Леви, к которому принадлежали братья Моисей и Аарон. Позднее особое значение приобретает род Аарона, который несмотря на протесты части народа, выразившиеся в бунте Корея (Числа, гл. 16), приобретает первенствующее значение. Только аарониды обладают правом служить у жертвенника и получать за эту службу известную долю жертвоприношений, а также налог от плодов земли, получаемых прихожанами. Остальные левиты должны были выполнять другие храмовые службы. Прочим иудеям вход в святилище, где приносились жертвы, был вообще запрещён. В период единого царства Давида и Соломона этот принцип не всегда выполнялся, и нередко функции священников выполняли лица несвященнического рода, в частности, сам Давид (2 Царств 24:25). После распада единого государства в северном царстве – Израиле статус ааронидов не признавался, однако в южном, в столице которого находился Иерусалимский Храм, он, как правило, поддерживался. Особенно прочно он закрепился после реформ иудейского царя Иосии (639-609), когда всё богослужение было сосредоточено в Иерусалимском Храме. Именно тогда утвердилась традиция о первенствующем положении первосвященника Цадока, отправлявшего службу в Храме при царе Соломоне. Он признавался прямым потомком Аарона. Из его прямых потомков происходили по наследству и последующие первосвященники. Должность первосвященника была особенно важной. Предполагалось, что он должен превосходить всех священников своими познаниями, физическими силами и мудростью. Только первосвященник мог совершать богослужение по своему желанию и большую часть времени проводил в Храме. В день Йом–Киппура (Всепрощения) он один имел право вступать в Святая Святых Храма, где возносил свою молитву за свою семью, за весь народ и за себя. Также только он в этот день возносил жертвоприношения за грехи священников, народа, и свои. Первосвященник должен был быть женатым на непорочной девице, причём полигамия исключалось. Помимо обычного священнического одеяния он носил особую одежду, богато украшенную золотом и драгоценными камнями, и особый головной убор вроде тиары (Левит, 8). Посвящение в первосвященники происходило посредством семикратного облачения в первосвященническую одежду в течение семи дней. Практиковалось также помазание елеем. После возвращения иудеев из Вавилонского плена и восстановления Храма положение и регламентация обязанностей ааронидов и левитов были окончательно закреплены (Ездра 6:16). Первые отвечали за жертвоприношения, а вторые исполняли обязанности певцов и храмовой прислуги и стражей. Династические родословные записи И.С. велись и сохранялись весьма строго, особые требования предъявлялись брачным партнёрам И.С. Категорически исключался брак с женщинами разведёнными или происходящими от родителей, брак которых не признавался законным. Храмовые священнослужители не должны были иметь физических недостатков, список которых был тщательно разработан. При исполнении храмовых обязанностей И.С. не должны были употреблять вино, им запрещено было прикасаться к трупам. Колену Леви вообще не полагался земельный надел и И.С. должны были жить только за счёт доли от жертвоприношения. Кроме того, каждый иудей обязан был отдавать в пользу Храма первые плоды земледелия и скотоводства. Левитам также предоставлялась десятина всех доходов. Те в свою очередь отчисляли десятину от этого ааронидам. Имелись и другие статьи дохода И.С. Не запрещалось приобретать в личное владение землю или иное приносящее доход имущество. В конце Второго Храма количество священников достигало нескольких тысяч человек, разбитых на 24 смены, которые по жребию делили храмовую службу. Поскольку Иерусалимский Храм был хранилищем государственной казны и частных вкладов, то И.С. выполняли не только чисто священнические обязанности. Особое должностное лицо ведало службой охраны Храмовой горы. Другие назначенные из священников лица руководили началом и порядком жертвоприношений. За сохранностью храмовых сокровищ и утвари следили казначеи. Священники при исполнении своих обязанностей одевались в особые облачения из тонкого льна. Назначенные представители очередной смены приступали к жертвоприношению рано утром. По его окончании происходило благословение народа. Первоначально И.С. жило за счёт подаяния населения и выполняло только религиозные функции. Однако под властью Персии в 6-4 вв. до н. э. первосвященники стали обладать и светской властью. Постепенно И.С. превращаются в особую аристократическую касту, выразителями интересов и представлений которых были саддукеи. Однако массовое изучение иудеями Закона привело со временем к появлению писцов и толкователей закона – фарисеев. Следствием этого стало снижение авторитета священничества. Тому же способствовало вольное обращение с постом первосвященника во времена Хасмонеев, объявивших себя царями-первосвященниками. Во времена правления Ирода и римлян должность первосвященника даже просто продавалась. После Иудейской войны и разрушения Иерусалимского Храма И. С. утратило всякое реальное значение. Правда, до настоящего времени сохраняется традиция уважения к потомкам ааронидов и левитов. Поскольку предполагается, что потомство передаётся по мужской линии, то аарониды носят определённые фамилии – Коган, Каган, Каганович, Кац, Каплан и т.д. Потомки левитов носят фамилии Леви, Левин, Левитан, Левинский и т.д. Уважение к ним выражается в том, что потомков ааронидов в первую очередь вызывают к субботнему чтению очередного раздела Торы, а потомков левитов во вторую очередь. При этом в ортодоксальных синагогах левиты омывают потомкам когенов руки. Формально все они обязаны соблюдать древние запреты, в частности, брачного характера. Современные раввины потомками ааронидов или левитов, как правило, не являются и не равны И. С. древности. Они являются прежде всего учёными, авторитетными знатоками галахического и ритуального законодательства, и осуществляют духовное руководство делами общины. Сообщество раввинов может образовать религиозный еврейский суд. Институт раввинов возник в Средние века и в разных странах в разные времена выполнял различные функции. В Европе раввинов к христианским священникам приравнял Наполеон. В Российской империи были предприняты попытки регламентировать избрание раввинов, но окончательно их правовое положение урегулировано не было. Жесткой духовной иерархии в иудаизме, подобно католичеству или православию, не существует. Ортодоксальные иудеи верят, что после прихода Мессии будет восстановлено богослужение во вновь возрождённом Иерусалимском Храме и тогда будут вновь востребовано И.С.

Коэн а-Гадоль – самая священная должность в иудаизме. Человек, который ее занимал, был высочайшим духовным авторитетом для всего еврейского народа. Роль Первосвященника была глубоко почитаема на протяжении сотен лет, от Аарона во времена странствий по пустыне вплоть до разрушения Второго Храма.

Первосвященник наблюдал, как осуществляется храмовая служба, принимал в ней участие, направлял и возглавлял ее, однако самая важная его обязанность заключалась в том, чтобы в Йом Кипур войти в Святую Святых и совершить там воскурение благовоний. Это особый момент, когда соединялось самое святое – время, личность и место. Каждый первосвященник входил в Святую Святых, но не каждому было суждено оттуда вернуться.

Самые первые из первосвященников: достойнейшие слуги

Когда в пустыне был построен Мишкан, необходимо было следить за тем, чтобы служба в нем совершалась безукоризненно, для этой цели был назначен Первосвященник. Изначально эту роль должен был взять на себя Моше, но, как считают некоторые комментаторы,( 1) он утратил свое право, когда отказался быть посланником Бога, чтобы исполнить миссию и освободить евреев из Египта. И, хотя его намерения были чисты – он хотел избежать унижения своего старшего брата, ведь речь шла о том, чтобы принять на себя более значительную роль, чем могла быть отведена Аарону, такая его реакция продемонстрировала, что честь брата для него важней, чем повеление Всевышнего, а для Первосвященника это было немыслимо, ведь его положение требовало полного подчинения Богу.( 2) Так вместо Моше первым в истории Первосвященником стал Аарон.

Первосвященство должно было передаваться от отца к сыну, кроме тех случаев, когда ребенок в силу некоторых своих особенностей не был пригоден для служения.( 3) После смерти Аарона эту должность по велению Всевышнего принял на себя его сын Элазар,( 4) а затем она перешла к сыну Элазара Пинхасу. Он был первосвященником во время завоевания народом Израиля Земли Обетованной.( 5)

Пинхасу первосвященство досталось в награду за проявленную им преданность вере и Всевышнему,( 6) и его семья получила право наследовать эту должность. Однако позже привилегия была временно отменена и предоставлена потомкам Итамара, младшего сына Аарона. Это произошло в результате двух вопиющих ошибок, допущенных Пинхасом во время правления Ифтаха (988–982 гг. до н.э.).( 7)

Самым первым из известных первосвященников в семье Итамара был Эли, который служил в Мишкане, пока Святилище еще находилось в Шило.( 8) После его разрушения Мишкан был восстановлен в Нове на 13 лет( 9) , а затем 44 года( 10) он находился в Гивоне.

В 832 году до н.э. царь Шломо построил Первый Храм (его строили в течение 7 лет) – на горе Мория в Иерусалиме.( 11) И первым первосвященником, служившим в Храме, стал Цадок,( 12) потомок Пинхаса.( 13) С той поры первосвященство передавалось в его семье из поколения в поколение вплоть до строительства Второго Храма.

Первосвященники в период Второго Храма: роза среди шипов

При том, что за 410 лет существования Первого Храма в нем служило 18 первосвященников,( 14) за 420 лет, пока стоял Второй Храм, их сменилось более 300.( 15) Некоторые были праведными – в общей сложности их служение продлилось более 141 года. Вот имена самых известных из них:

  • Йеошуа бен Йеоцадак, стал первым первосвященником Второго Храма. А е го отец был последним первосвященником Первого Храма – по приказу Невуходнецара его казнили на пути из Земли Израиля в Вавилон.
  • Шимон Праведный служил первосвященником 40 лет, он считается последним из мужей Великого Собрания( 16) (в него входили последние пророки – Хагай, Зхария и Малахи, и величайшие праведники, о которых рассказывает Писание – Эзра, Нехемья, Даниэль, Зрубавель и Мордехай).

Известно, что Шимон а-Цадик в облачении первосвященника вышел навстречу Александру Македонскому, когда со своей непобедимой армией тот шел на Иерусалим. Завидев Шимона а-Цадика, великий полководец спустился с колесницы, низко поклонился ему и пообещал относиться к евреям благосклонно, объяснив, что перед каждым сражением ему является во сне человек как две капли воды похожий на Шимона Праведного и ведет его войско к победе.( 17)

С 134 до н.э. Гиркан Первый совмещал две должности – первосвященника и светского правителя. Иудеи, от титула царя он отказался.

Восхождение Антиоха IV Эпифана на престол Селевкидов в 175 г. до н.э. ознаменовало начало заката истинного первосвященства.

В то время первосвященником был Ониас III, потомок Цадока. Став жертвой клеветы, Ониас был свергнут, и место первосвященника получил его эллинизированный брат Ясон, пообещавший Антиоху обеспечить более высокие налоговые поступления от евреев, а кроме того, постепенную секуляризацию ( в социологии – процесс снижения роли религии в жизни общества ) самой святой еврейской должности.

Однако римляне не сочли Ясона достаточно преданным их идеям. Поэтому, когда несколько лет спустя Менелай, человек из колена Биньямина, который не был коэном, пообещал Антиоху весьма крупную сумму при условии, что тот передаст ему место первосвященника, его желание было исполнено при помощи армии Селевкидов.( 21)

Так началась практика правительственных назначений на должность первосвященника за взятки. Продолжалось это – за несколькими исключениями – на протяжении всего римского правления, что объясняет чрезвычайно большое число сменяющих друг друга первосвященников в ту эпоху (примерно 285 человек за 279 лет), ведь большинство недостойных этого высокого звания погибало в первый же год своего служения от руки Небес, когда входили в Святую Святых в Йом Кипур.( 22)

Многие из этих первосвященников даже не знали элементарных особенностей и требований своего положения, а некоторые были откровенными саддукеями, с презрением относившимися к общепринятой религиозной практике.

Мишна( 23) требует, чтобы мудрецы спросили у первосвященника, учился ли он когда-либо правильно выполнять служение в Йом Кипур. В другой Мишне сказано про обет первосвященника, в соответствии с которым он должен был проводить церемонию воскурения должным образом. Саддукеи придерживались мнения, что раввины неверно истолковали церемонию проведения этого ритуала, а потому существовал определенный риск, что Коэн а-Гадоль окажется саддукеем и, соответственно, проведет службу неправильно.( 24)

Вместо того, чтобы искать достойных преемников в уважаемых семьях коэнов, зелоты выбрали Пинхаса просто при помощи жребия. Это показательное пренебрежение к священной должности было преднамеренным; зелоты намеревались ослабить авторитет первосвященников, чтобы удержать власть в своих руках.( 25 )

Некоторые говорят, что Пинхас был простым бедным каменщиком или землепашцем и нуждался в финансовой помощи, тогда как другие утверждают, что он был очень и очень богат.( 26)

С разрушением Второго Храма эпоха первосвященников завершилась.

Должность первосвященника – самая высокая в иудаизме

Каждый его день начался с ежедневного подношения мучного дара – исарона( 30) муки, сваренной и запеченной в виде 12 хлебов. Шесть из них сжигались на жертвеннике утром, а другие другие шесть – днем.( 31)

Остальная часть дня зависела от личностных приоритетов первосвященника. Иерусалимский Талмуд отмечает, что многие первосвященники активно участвовали во всех ежедневных храмовых службах, другие же сводили свое участие в ней к неизбежному минимуму.( 32)

Урим и тумим

В молитве

Коэн а-Гадоль, как уже говорилось, был духовным лидером еврейского народа и в этом качестве его главным защитником – он молился за народ.

Во времена Храма те, кто совершил непреднамеренное убийство, спасались от возмездия родственников убитого в городах-убежищах, за пределами которых их могли убить. Они должны были оставаться там до смерти первосвященника, в период служения которого совершили свой непреднамеренный грех.

В Талмуде говорится, что матери первосвященников из опасения, что беглецы будут молиться о смерти их сыновей, обеспечивали их едой и одеждой. Ведь, как уже говорилось, со смертью первосвященника срок их изгнания завершался, и они имели возможность вернуться домой.( 34)

Опасения матерей имели основание: молитвы первосвященника от имени еврейского народа должны были предотвратить непреднамеренные убийства, поэтому сам факт, что они совершались, считался ошибкой первосвященника.( 35)

Из-за высокого положения первосвященника как лидера и потому возможного у него проявления высокомерия мудрецы обязывали его делать поклоны в начале и в конце каждого благословения в Амиде.( 36)

Служба в Йом Кипур

Наиболее выдающимся моментом в исполнении роли первосвященника было его служение в Святая Святых в Йом Кипур.

В целом служба в Йом Кипур была похожа на обычную праздничную службу – с двумя ежедневными жертвоприношениями, двумя воскурениями благовоний, специальными праздничными приношениями и зажиганием храмовой Меноры. Кроме того, первосвященник должен был принести искупительные жертвы за самого себя, свою семью, остальных коэнов и народ в целом.

Основная особенность служения в Йом Кипур заключалась в том, что все службы первосвященник должен был выполнять сам,( 37) кроме того, полагалось совершить дополнительное воскурение благовоний, и этот уникальный процесс происходил в Святая Святых.

Перед тем, как туда войти, первосвященнику привязывали к ноге веревку – на тот случай, если он умрет, чтобы, если это произойдет, можно было извлечь его тело из Святая Святых, ведь никто другой не имел права туда входить.

Служба первосвященника в Йом Кипур начиналось с того, что он каялся перед народом, а потом произносил полное Имя Бога. Но позже появилась необходимость скрывать это Имя, и его произносили под пение, сопровождающее молитву, так, чтобы люди не расслышали и не злоупотребляли, произнося в ненадлежащем случае.( 38) Знание этого Имени сохранял узкий круг мудрецов, и они сообщали его только тем первосвященникам, которых считали достойными.( 39)

Когда Шимон Праведный скончался, первосвященники больше не использовали полное Имя Бога, чтобы благословлять людей.( 40)

Одежда первосвященника: облачение великолепия

Первосвященник носил 8 предметов одежды: 4 из них, как у других коэнов, но 4 были уникальны и предназначены только для него.( 42)

Традиция учит, что каждый из предметов одежды служил для искупления определенного греха( 43) , а потому одежда должна была возвеличивать и прославлять того, кто в нее облачался.( 44) Вот эти одежды.

4 предмета, общие для коэнов:

  • Тюрбан(мицнефет, или мигбаат) – белая льняная полоса ткани длиной 16 локтей, которой оборачивали голову.
  • Пояс(авнет) , сделанный из белого льна и голубой, красной и пурпурной шерсти, 32 локтя длиной.
  • Рубаха(ктонет) из белого льна изготовлялась в соответствии с индивидуальным ростом и длиной рук каждого священника, чтобы рукава доходили до запястья, а подол касался лодыжек.
  • Штаны(михнасаим) – тоже из белого льна, изготавливались индивидуально; они начинались выше пупка и заканчивались ниже колен.

Уникальные одежды, только первосвященника:

  • Фартук(эфод) из голубой, красной и пурпурной шерсти, белого льна и золотых нитей был предназначен прикрывать тело первосвященника сзади, достигая его лодыжек, а завязывался он спереди. Две лямки под углом шли от спины к плечам, где с помощью золотой цепочки они соединялись с нагрудником. На концах лямок были камни ( авней шохам ), на которых были написаны имена сыновей Яакова, представляющих двенадцать колен Израиля.
  • Нагрудник(хошен) был соткан из голубой, красной и пурпурной шерсти, золотых нитей и белого льна , его площадь составляла ½ локтя. Золотые оправы хошена были вшиты в ткань, на которой располагались 4 ряда драгоценных камней, всего камней было 12 и на каждом значилось имя соответствующего колена.( 45)

В Йом Кипур первосвященник то облачался во все 8 одежд, то оставался только в 4 основных предметах одежды. Кроме пояса, который для первосвященника был сделан из белого льна, остальные базовые предметы одежды выглядели, как у обычных коэнов.( 49) Белые одежды носили во время богослужений Дня Искупления, они символизировали безгрешность( 50) .

Приношение первосвященника: одежда, масло и хлеб

Тора максимально подробно описывает инаугурацию первого в истории первосвященника. Сыны Израиля собрались у Мишкана. Моше, временно исполняющий обязанности Коэна а-Гадоль, совершил жертвоприношения. Затем он облачил Аарона и его сыновей в одежды священников, помазал особым маслом и нанес им на уши, пальцы рук и ног капли крови животных, принесенных в жертву.( 52) Аарон и его сыновья принесли инаугурационный мучной дар – его нужно было сварить, запечь и поджарить перед тем, как сжечь на жертвеннике.( 53)

В последующих инаугурациях первосвященников из этого повторялось только помазание избранника, облаченного во все 8 особых предметов одежды, с помощью специального масла ( шемен а-мишха ), а также инаугурационный мучной дар ( минхат хинух ) вступающего в должность.

Когда Коэн а-Гадоль освобождал должность (получал травму или умирал), Сангедрин (Верховный еврейский суд) определял, есть ли у него сын, равный ему по мудрости и страху перед Небесами. Если страх перед Небесами был достаточным, сына назначали на это место, даже если он уступал отцу в мудрости.( 54)

Однако если сын первосвященника не подходил на должность или имел другие амбиции, Сангедрин искал кандидата среди остальных коэнов.

В течение 7 дней тот, кого выбрали первосвященником, облачался в 8 одежд, его мазали маслом помазания, и он служил в Святом Храме. 56 Однако согласно другому мнению, его служба продолжалась в Храме 6 дней – до наступления 7-го дня.( 57)

На 7-ой день кандидат сжигал инаугурационный мучной дар, который приносил с ежедневной жертвой первосвященника ( минхат хавитин ), и становился полноправным Коэном а-Гадоль.

Личность первосвященника: святость и чистота

Быть самым святым человеком в иудаизме означало придерживаться определенных ограничений. Чтобы люди неизменно проявляли к нему уважение, первосвященнику не разрешалось принимать ванну или стричься при свидетелях.( 61) Ему также было запрещено приобретать духовную нечистоту, которая возникала из-за контакта с мертвым телом – даже когда речь шла о близких родственниках, с которыми обычным коэнам контактировать разрешалось.( 62)

Коэну а-Гадоль было позволено хоронить только мет мицва – покойника, которого он вдруг обнаружил на обочине дороги, когда шел мимо один. Если же в тот момент с первосвященником был еще кто-то, то именно он должен был произвести погребение.( 63)

Поскольку святость первосвященника превосходила святость обычного коэна, ограничения накладывались и на сферу семейной жизни. При том, что обычному коэну разрешено жениться на вдове, первосвященник не мог жениться на той, которая уже была замужем или имела интимные отношения.( 64)

Не считая царя, Коэн а-Гадоль был удостоен большего уважения, чем любой другой человек.( 65) И у него в ряде случаев были преимущества, например, если кто-то имел возможность спасти из плена одного-единственного человека, в первую очередь он должен был выбрать Коэна а-Гадоль.

И, подобно чести, которая оказывалась царю, при виде первосвященника люди должны были вставать и стоять до тех пор, пока он находится в поле их зрения.( 67)

В духовном союзе между Богом (женихом) и еврейским народом (невестой) Моше и Аарон играли разные роли.

Моше представлял абсолютную истину и должен был помочь людям увидеть реальность с точки зрения Божественного.

Однако его брату Аарону, первому первосвященнику, был свойствен другой подход.

Сноски

  1. Цвахим, 102a; Раши, Шмот, 4:14.
  2. Цейда ла-Дерех, Раши, Шмот, 4:14.
  3. Раши, Ваикра, 16:32; Мишне Тора, Кли а-Микдаш, 4:20.
  4. Бемидбар, 20:28.
  5. Диврей а-Ямим I, 9:20, Иерусалимский Талмуд, Трактат Йома, 5:1. См. также Шофтим, 20:28.
  6. Бемидбар, 25:8; Цвахим, 101б, и Раши там же. Рав Аши говорит, что это была награда за поддержание мира между сынами Израиля, которые поселились внутри страны, и коленами Реувена и Гада, которые остались на другой стороне Иордана. См. Йеошуа, 22:30.
  7. Речь идет о его отказе отменить обет Ифтаха относительно его дочери (Шофтим, 11:35) и неспособности предотвратить гражданскую войну с коленом Эфраима (Шофтим, 12).
  8. Танна Девей Элияу Раба, 11. Мишкан находился в Шило в 1258–889 гг. до н.э. Если правление Ифтаха закончилось в 982 году, а Пинхас был первосвященником в то время, получается, что Эли занял эту должность в самом конце указанного периода.
  9. Иерусалимский Талмуд, Мгила, 1:12.
  10. Цвахим, 118б.
  11. Млахим I, 6-7; дата взята из Седер Олам Раба, 15.
  12. Диврей а-Ямим I, 29:22; Раши и Радак там же, 5:36.
  13. Там же, 5:30-34. Первосвященство было возвращено его семье из-за ошибок сыновей Эли (Шмуэль I, 2:22-24). См. там же, 35, и Танна Девей Элияу Раба, 11.
  1. Йома, 9а. См. там Тосафот и Раши, Радак на Диврей а-Ямим I, 5:36, для других чисел. См. приложение к Schottenstein Талмуд, Йома, т. 1 для всестороннего обсуждения различных мнений.
  2. Йома, там же.
  3. Пиркей Авот, 1:2.
  4. Йома, 69а.
  5. Сота, 49а.
  6. Пиркей Авот, 2:4.
  7. Брахот, 29а.
  8. Маккавеи II, 4-5.
  9. Йома, 9а.
  10. Йома, 1:3.
  11. Там же. 1:5. Раввины (фарисейские) придерживались мнения, что благовония должны были быть размещены на углях внутри Святая Святых. Саддукеи утверждали, что они должны быть сожжены в предбаннике и потом уже перенесены в Святая Святых, пока от них все еще исходит дым. Талмуд, Йома, 19б.
  12. Иосиф Флавий (Иудейские войны, Книга IV, §151-158).
  13. Тосефта Йома, 1:6.
  14. Млахим II, 25:18.
  15. Диврей а-Ямим I, 9:11; Диврей а-Ямим II, 31:13.
  16. Иерусалимский Талмуд, Шкалим, 5:2. Известный пример этого: Талмуд говорит нам, что во время событий Хануки Маккавеи не могли найти кувшинчик с маслом, на котором стояла бы неповрежденная печать первосвященника. Шабат, 21б.
  17. Мера веса, эквивалентная 10.5 чашкам.
  18. Мишне Тора, Маасе а-Корбанот, 13:2.
  19. Йома, 1:2.
  20. Бемидбар, 27:21; см. также Шмуэль I, 5:23, 10:22 и 14:4.
  21. Бемидбар, 35:25; Мишне Тора, Роцеах, 7:8.

Раши (Бемидбар, 35:25) говорит, что первосвященник должен был молиться, чтобы таких смертей не было.

См. Живую Тору рава Арье Каплана в Шмот, 28:21, для обсуждения того, какие именно драгоценные камни использовались.

Читайте также: