Субкультура 80 х сообщение по обществознанию

Обновлено: 18.05.2024

Как бы Совок не пытался защитить нас от западной "ереси", она сумела добраться до советской молодёжи. Подростки слушали запрещённую музыку, выглядели крайне вызывающе и плевали на то, что о них думали окружающие. Давайте же вспомним, какие культуры перекочевали в Советский Союз.

Хиппи

К нам эта культура перетекла в середине 1970-х годов. Советские хиппи мало чем отличались от Западных (любовь друг к другу, мир во всём мире, травка, Джим Моррисон и т.д.). Но в то время, как Американские хиппи устраивали множество митингов против войны, наших хиппи сразу прижимали органы госбезопасности, и им не оставалось ничего, кроме немого протеста. Выглядели они так же, как и западные хиппи: рубаха, брюки-клеш, джинсовки с вышитой пацифистской символикой и длинные патлы. В Совке ребятам пришлось встретиться с такой проблемой, как Статья за тунеядство, поэтому многим приходилось работать по трудовой книжке, но многие хиппари рисковали и занимались исключительно попрошайничеством. Кого-то ловили, кого-то нет, как повезёт.

Стиляги

Движение зародилось в конце 40-х годов под воздействием джаза. Молодёжь хотела занять себя в свободное время и начала собираться в компаниях и тусоваться под джаз. Стиляги старались одеваться по ярче: брюки-дудочки, цветные пиджаки, галстуки с цветастыми узорами и т.д. Ребята растили чёлки, чтобы быть похожими на главного кумира всей своей культуры - Элвиса Прэсли. Общество недолюбливало стиляг и натравливало на них отряды комсомольцев. в милиции самым дерзким участникам культуры могли отстричь волосы или галстук. Вот так тяжело было первым неформалам в Совке.

Люберы

Эта культура отличается от всех ,представленных в этой статье тем, что она полностью зародилась в СССР. В подмосковных Люберцах молодёжь потянулась в подпольные спортзалы и начала усовершенствовать себя. после Долгих и упорных занятий им наскучили обычные тренировки, и парни решили развлечься "наверху". Люберы начали избивать всех, кто не относился к их культуре, просто потому что это весело, и есть возможность отобрать деньги у своих жертв. Все неформалы их на дух не переносили, кто-то мог постоять за себя и отбиться от задир, а кто-то терял кровь, зубы и, имеющиеся при себе, деньги.

Панки

Эта культура посетила наш с вами дорогой "Совок" в 1980-х годах. Панки бросали вызов обществу: выглядели очень вызывающе, презирали традиционные ценности, постоянно подшучивали над обычными людьми, а в особенности над милиционерами и комсомольцами. Внешне наши панки не сильно отличались от зарубежных: рваная одежда, вареные джинсы, косухи с клёпками и рисунками, берцы или кеды и яркие причёски.

Если верить слухам, первым панком в СССР стал Андрей Панов, он же - Свин. Свин собрал свою группу под названием "Автоматические Удовлетворители", и тем самым основал советский панк-рок.

Странный внешний вид и такое же поведение сделали панк-культуру самой запоминающейся во всей истории субкультур.

Скинхеды

80-е годы XX века — самая яркая эпоха. Ей мы обязаны появлением начесанных челок, чрезмерного макияжа, обтягивающих лосин ядовитых цветов.

Мода

Для одежды, причесок, макияжа 80-х годов была характерна чрезмерность. Она выражалась во всем: яркая косметика, большое количество туши на ресницах, объемные начесы, насыщенные или неестественные оттенки волос, массивные подплечники, непропорциональные силуэты, необычные и даже кричащие, порой раздражающие глаз, сочетания цветов.

Мадонна.jpg

Несмотря на общие характеристики стиля 80-х годов, существовало еще четыре дополнительных подвида, каждый из которых использовался в то время. Самым популярным вариантом оказался агрессивный стиль. Его легко узнать по подчеркнутой сексуальности нарядов, причесок и макияжа. Женщины надевали вещи с леопардовым узором, короткие юбки, колготки в крупную сетку, носили откровенную одежду из кружева, кожи и стрейча.

Брук Шилдс.jpg

Чтобы подчеркнуть сексуальность образа, они делали химическую завивку, мелировали или обесцвечивали волосы, пользовались темными тенями в больших количествах и, конечно, подчеркивали губы яркой помадой.

Спортивная одежда для повседневной жизни.jpg

Стиль бизнес-леди 80-х.jpg

Были и два относительно спокойных стиля. Бизнес-леди выбирали костюмы с очень широкими плечами, контрастировавшими с узкой, стянутой поясом талией. Они предпочитали химическую завивку и небольшие начесы, сдержанный, но эффектный макияж, прямые юбки и платья.

Романтический стиль 1980-х.jpg

Что касается любительниц романтического стиля, созданного благодаря принцессе Диане, то они использовали одежду из мягких тканей и кружев, завивали локоны и выбирали неброский, очень мягкий макияж.

Субкультуры

Митьки.jpg

Любера, 1988 год.jpg

Тусовка панков в сквере у Никитских ворот, 1988 год.jpg

С началом 90-х годов движение панков распалось на множество более мелких и более привлекательных, например, грандж, готик-рок, фолк-панк и другие.

Сленг

Культуру молодежи 80-х годов отличало и наличие сленга. Большинство слов, конечно, осталось в прошлом, но некоторыми мы пользуемся и сегодня.

Утюг — фарцовщик (скупщик или спекулянт), скупающий у иностранцев вещи и валюту.

Аскать — просить деньги на улице у прохожих.

Береза — работники добровольной дружины, которые помогали милиционерам проводить воспитательные санкции по отношению к неформальной молодежи.

На танцах, 1987 год.jpg

Сестра, систеp — системная девушка.

Система — общее название всех неформалов.

Вписать — пустить переночевать к себе домой хороших людей.

И напоследок, рассказ о том, как дискотека 80-х для кого-то закончилась не очень хорошо:


  1. Причины появление неформалов. С приходом Горбачева на пост правителя СССР в Советском Союзе начали появляться новые молодежные движения, членов которых именовали неформалами. До начала перестройки подобные движения также существовали, но в это время их число значительно увеличилось. Возможно это было связано с коренными изменениями в жизни общества после реформ, проводимых правительством. Чрезвычайно показательным является проведение советским руководством антиалкогольной кампании. Постановка вопроса о борьбе против пьянства и алкоголизма в мае 1985 г. свидетельствовала о серьезности намерений нового руководства взяться за решение сложнейшей проблемы, имевшей глубокие экономические, политические, социальные корни, оказывавшей крайне негативное влияние на нравственное состояние общества. Начало борьбы против пьянства было встречено доброжелательно, хотя и с известной долей иронии: все понимали, что это делать нужно, но в сознании многих это явление стало едва ли не элементом национального образа жизни. Поэтому, приветствуя благое начинание, люди ставили под сомнение возможность осуществить его быстро, а скептики считали затею бесперспективной вообще [1]. Огромное значение в жизни общества также приобрело раскрепощение инициативы и поощрение активности.

Молодежь все сильнее стала чувствовать свою свободу, и процент появления неформальных движений вырос в три раза!

Ученые выделяют в первую очередь целый перечень социальных причин возникновения молодежных движений [2]:

 Попытка бросить вызов обществу, заявить свой решительный протест против устоявшегося уклада.

 Желание доказать семье свою значимость, избежать непонимания.

 Стремление к индивидуальности, которая была ограничена в СССР.

 Желание самоутвердиться в обществе, привлечь внимание к своей персоне.

 Неразвитость сферы организации досуга молодежи в стране.

 Популяризация западных структур, течений, культуры

 Появление различных религиозных идейных убеждений.

 Выражение предпочтений в моде.

 Отсутствие четкой жизненной позиции и строго определенных целей.

 Влияние криминальных структур (90-е годы)

  1. Хиппи. Одним из самых распространенных молодежных движений можно назвать Хиппи. Расцвет движения, основанного на меломанских пристрастиях, породившее всесоюзную систему лесных и пляжных лагерей, домашних концертов, а также путешествий автостопом, пришелся на середину 70-х. К началу 80-х, мода на хиппи захлестнула столицы. В Москве коммуникация хиппи охватывала бульварное кольцо, Арбат и площадь Маяковского. Ряды движения пополнили студенты-битломаны, уличные барды и поколение детей советской интеллигенции, занимавшихся неофициальным творчеством. Эта субкультура ставила перед собой следующие принципы и стереотипы:

 Человек должен быть свободным.

 Достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души и мировоззрение.

 Поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую и важнейшую из драгоценностей.

 Красота и свобода тождественны друг другу. Их реализация — проблема чисто духовная.

 Все люди, придерживающиеся данным правилам, образуют духовную общину.

 Духовная община — идеальная форма общежития.

 Все люди, думающие иначе, заблуждаются.




  1. Субкультуры по музыкальному признаку.Помимо панков, в конце ХХ столетия формировались такие движения, как рокеры, металлисты, брейкеры, рокабиллы и тому подобные. Они формировались постепенно, основываясь на стилях зарубежных (чаще американских) исполнителей. Постараемся на примере металлистов рассмотреть типичный внешний вид перечисленных выше субкультур. Для них были характерны:

 Внушительный кожаный черный ремень, часто с изображениями костей, черепов.

 Длинные распущенные волосы (часто сальные). Голову покрывает бандана.

 Напульсники и нашивки с эмблемами любимых музыкальных групп и исполнителей.

 В одежде наиболее используемый был черный цвет и кожаные детали.

Среди стилей и моды неформалов данной группы, безусловно, есть отличия, но чаще всего основные каноны оставались неизменны (из-за единого происхождения).


  1. Стоит сказать, что сейчас представители всех перечисленных субкультур сохраняются. Да, значительно меняется стиль, меняется круг интересов за счет появления новых технологий, но идея молодежи остается неизменной. Многие ученые и писатели — публицисты считают, что в современном мире, молодежь — двигатель прогресса и отображение реальности.

Основные термины (генерируются автоматически): СССР, движение, стиляга, Духовная община, Советский Союз, внешний вид, черный цвет, Арбат, Москва, жизнь общества, группа, друг, молодежь, первое, стиль, субкультура.

В эпоху перестройки в Советском Союзе начали появляться новые молодежные движения, членов которых мы именуем неформалами. Неформалы существовали и до начала перестройки, но именно в это время их число значительно увеличилось, и практически в каждом большом городе СССР можно было встретить представителей разных движений. Разобраться в многообразии неформальных обществ нам позволит этот пост.

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)

Расцвет движения основанного на меломанских психоделических и хардроковых пристрастиях, породившее всесоюзную систему вписок, лесных и пляжных лагерей, домашних концертов, а так же путешествий автостопом, пришелся на середину 70-х. К началу 80-х, мода на хиппи захлестнула столицы, в Москве коммуникация хиппи охватывала бульварное кольцо, Арбат и площадь Маяковского.Ряды движения пополнили студенты-битломаны, уличные барды и поколение детей советской интеллигенции, занимавшихся неофициальным творчеством.

Хиппи 1984 год

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Хиппи. Недалеко от Туриста, 1988 год

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Хиппи. У входа в Сайгон, 1987 год

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Стиляги. Рус Зиггель и Тедди бойз. Ленинград, 1984 год. Фото Дмитрия Конрада

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Широкие Стиляги. Москва, 1987 год

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Ньювейверы. Ньювейв в МИФИ, 1983 год

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Ньювейверы. На Маяке, 1990 год

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Брейкеры. Арбат, 1986 год. Фото Сергея Борисова

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Брейкеры. Арбат, 1987 год. Фото Ярослава Маева

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Брейк дэнс, 1987 год

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)

Сам стиль, получил широкое распространение благодаря общеевропейскому возрождению классического рок-н-ролла и началу сайкобилли движения во второй половине 80-х. В Советском Союзе это проявление наложилось на ньювейверскую костюмную моду, но уже после 86 года обособилось, частично в Купчинском андеграунде (Ленинград), частично рокерском (Москва, МХАТ), и в среде фан клуба Элвиса Пресли (Москва) с тусовочными местами на ст.метро Площадь Революции и Катакомбах (руины Греческого зала)

Рокабиллы. Еж и Мавр, 1987 год

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Рокабиллы. Ленинград, 1987 год

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Рокабиллы. Рокабилли на Арбате, 1989 год

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Рокеры, на задворках МХАТа, 1988 год

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Рокеры, Ночной выезд, 1988 год

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Металлисты. ВДНХ, 1986 год

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Металлисты. ХМР-89, Омск

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Панки. Ленинград, 1986 год. Фото Наталии Васильевой

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Панки. Москва, 1988 год

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Моды. Москва, 1989 год. Фото Евгения Волкова

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Моды. Челябинск, начало 80-х

Кратковременное проявление этой промежуточной зарубежной стилистики 70-х, пришлось на конец 80-х, в связи со сплочением радикальных неформальных кругов во время противостояния прессингу и наплыва новой волны действительно маргинальных элементов, вслед за популяризацией неформальных движений на рубеже 87-88 года (аккурат после перелома в уличных баталиях с "люберами" и гопниками). Стоит отметить, что подобные проявления в карикатурном ироничном виде присутствовали на просторах нашей родины, когда радикальные неформалы рядились в протоскинхедовские наряды, из вредности стригли головы налысо, и толпились в людных местах. Пугая своим внешним видом милиционэров и обывателей, на полном серьезе внимавших советской пропаганде, что де все неформалы-это фашиствующие молодчики. Хардмоды же конца 80-х, являлись сублемацией из панковского, рокабильного и милитаристкого стиля, и конечно же ни разу не слышав про то как они должны по стилистической классификации именоваться, предпочитали самоназвание "стритфайтеры" и"милитаристы".

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Хардмоды. Красная площадь, 1988 год

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Хардмоды. Московский зоопарк, 1988 год

Сайкобилли, будучи в большей степени проявился в Ленинграде на рубеже 90-х, вместе с группами Swidlers и Meantreitors, когда группы молодых людей оформили это направление музыкально, выделившись из рокабилльной среды. Но и до этого существовали отдельные персонажи выпадающие из рамок новых субкультурных лиг и предпочитавших полимелорманию рок-н-ролльного толка. В плане дресс-кода это тяготение было близко и панковской эстетике

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Сайкобиллы. Во дворе рок-клуба, 1987 год. Фото Наталии Васильевой

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Сайкобиллы. Ленинград, 1989 год

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Сайкобиллы. Москвичи в гостях у ленинградцев, 1988 год. Фото Евгения Волкова

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Байкеры. Хирург, 1989 год. Фото Петры Галл

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Байкеры. Кимирсен, 1990 год

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Байкеры. Ночные волки на Пушке, 1989 год. Фото Сергея Борисова

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Байкеры. Тема, 1989 год

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Битники. Битнички, Тимур Новиков и Олег Котельников. Фото Евгения Козлова

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Битники. Парад на первое апреля, Ленинград-83

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Битники. Челябинск, конец 70-х

Движение зародившееся в конце 70-х и состоявшее из "кузьмичей"( простых посетителей стадионов) и выездной элиты , сопровождавшей команды на матчах в других городах, уже к началу 80-х обрело своих районных лидеров, обросло "бандами", мерчендайзом и превратилось в околофутбольную коммуникацию. Вслед за быстрым стартом спартаковских фанатов(наиболее известным центром тусовки начала 80-х стал пивной бар "Саяны" на ст. метро Щелковской), проводивших свои городские акции и парады, так же быстро стали появляться "банды" вокруг других команд

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Фанаты. Москва, 1988 год. Фото Виктории Ивлевой

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Фанаты. Москва-81. Фото Игоря Мухина

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Фанаты. Приемка фаната Зенита в Днепропетровске-83

Своеобразное направление образовавшееся на стыке увлечения культуризма и программы по надзору за молодежью.
Изначально закрепленное за локальной группой лиц из Люберец,часто пребывающих в столицу в места отдыха молодежи, название "любера" уже с 87 года интерполировалось не только на разнородные группы не имеющих между собой связи,но и на более крупные группировки сконцетрировавшиеся в этот период в ЦПКО им.Горького и Арбате. Ждань, Лыткаринские, совхозмосковские, подольские, карачаровские, набережночелновские, казанские-это неполный перечень "подмосковного братства",пытавшегося контролировать не только обозначенные территории ,но и иные злачные места и привокзальные площади.Изначально поощряемые властями надеявшихся поместить эти образования в канву "народной дружины", эти группы не имели общего дресскода кроме тяготения к спортивной одежде, но и имели противоречивые интересы консолидировавшиеся только в рамках агресии против модников и "неформалов".

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Любера. 1988 год

Неформальные молодежные движения в СССР (45 фото)


Любера. Африка и любера, 1986 год. Фото Сергея Борисова

Советские молодёжные субкультуры

Молодежные субкультуры в Советском Союзе, стране, отрезанной от Запада железным занавесом, были формой открытого молодежного протеста против идеологического и культурного застоя. Стиляги, готы, хиппи, байкеры, панки, рокеры и металлисты сформировали контркультуры, которые часто вызывали гнев советских коммунистических властей. Советские государственные СМИ называли эти группы ленивыми паразитами, пиявками общества и даже фашистами. Но скоро советским идеологам стало не до молодежных движений: СССР рухнул, а субкультуры остались.

Они были увлечены заграницей, современной западной музыкой и модой, соответствующей моде поколения битников. Стиляги очень любили свинг и буги-вуги. Женщины носили платья и обувь на высоком каблуке, а мужчины выбирали узкие клетчатые брюки и яркие рубашки. Хотя их стиль со временем немного изменился, стиляги всегда носили откровенно смелые фасоны и яркие цвета.

Советские молодёжные субкультуры

Движение хиппи в Советском Союзе росло рука об руку с черным рынком. В то время как их американские современники были заняты осуждением консьюмеризма, советские хиппи жаждали джинсов в американском стиле и доступа к запрещенной музыке. Факторы, мотивирующие советских хиппи, несколько отличались от тех, которые двигали их американскими собратьями. В то время как американские хиппи восстали против того, что они считали упадочной и коррумпированной потребительской культурой, советские хиппи выступили против государственной дисциплины.
Хиппи в Советском Союзе арестовывали на концертах и преследовали за употребление наркотиков и западные ценности. И все же они доказали, что у Востока и Запада много общего, задолго до того, как пал железный занавес.

Советские молодёжные субкультуры

Советские молодёжные субкультуры

Еще одна интересная субкультура — байкеры. К началу 1980-х количество молодых людей, ездящих на мотоциклах по улицам, заметно выросло. Хотя советские байкеры, как правило, не создавали преступных группировок, им, однако, нравилась та же же тяжелая рок-музыка, что и их западным коллегам. Они обычно собирались вечером по выходным, обычно где-то недалеко от парков или других общественных мест. Им нравилось кататься по сонным улицам ночью, и поэтому они стали предметом пристального внимания полиции. В то же время полицейские мотоциклы часто были устаревшими и нередко отставали от байкеров.

Советские молодёжные субкультуры

В конце 1980-х о советских неформалах много писала западная пресса. Вот статья из английского журнала…

Советские молодёжные субкультуры

А эта — из испанского…

Советские молодёжные субкультуры

… а вот — из немецкого

Советские молодёжные субкультуры

Молодежные субкультуры существуют и сегодня, однако ощущение новизны и дух протеста в них, конечно, уже не столь ярки. В этом смысле 1980-е уже не повторить.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: