Структура сообщения в общении кратко

Обновлено: 04.07.2024

Изучение сути общения – одного из наиболее необходимых условий существования человеческого общества. Источники коммуникативной компетентности. Средства общения: вербальные, невербальные, речевые звуковые явления: интонация, эмоциональная выразительность.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 12.02.2013
Размер файла 20,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Понятие общение

2. Структура общения

3. Средства общения

Список используемой литературы

1. Понятие общение

Общение - одно из наиболее необходимых условий существования человеческого общества. Его формы и виды чрезвычайно многообразны: от случайного и анонимного обмена репликами в общественном транспорте до задушевного разговора с близким человеком.

Наш век характеризуется скоплением огромного числа людей в больших городах, избыточностью и принудительностью ежедневных контактов. В таких случаях анонимность выступает в роли щита, предохраняющего психику человека от эмоциональных перегрузок.

В большой степени эта беспомощность характерна и для выпускников-сирот из школ-интернатов, где крайне важно создание структурных подразделений, которые должны максимально эффективно помочь и поддержать выпускников-сирот в их постинтернатной жизни.

Или проблема коммуникаций и адаптации военнослужащих, выполняющих служебно-боевые задачи в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики или Афганистана.

Своего рода беспомощность может проявляться и в сфере делового общения. Если во время переговоров вам не удается убедить своих партнеров, если рвутся деловые связи, если осложнились отношения с начальством или возникли конфликты с подчиненными - это говорит о наличии коммуникативных проблем.

Общение между супругами в семье, между родителями и детьми также требует в немалой степени определенных коммуникативных навыков.

Источниками коммуникативной компетентности являются: врожденные особенности личности, воспитание, жизненный опыт, общая эрудиция и специальные методы обучения.

Функции и специфика общения

Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающей в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению. Оба ряда отношений человека: и общественные и межличностные реализуются именно в общении.

Ввиду сложности и емкости феномена общения толкование этого понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.

Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникации.

2. Структура общения

общение вербальный коммуникативный звуковой

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого его элемента. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны. Это наиболее обобщенная классификация:

А) Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией между людьми; но это не просто передача информации, но и ее формирование, уточнение, развитие. Каждый участник предполагает активность также и в своем партнере, он не может его рассматривать как некий объект. Другой участник тоже как субъект соответственно направляет ему информацию, на него необходимо ориентироваться, то есть анализировать его цели, мотивы, установки.

Б) Интерактивная сторона выражается во взаимодействии партнеров при организации и выполнении совместной деятельности. Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности, неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее.

Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности. В ходе ее для участников важно не только обмениваться информацией, но и спланировать совместную деятельность. Исследованиями установлены такие виды взаимодействия как содружество, конкуренция и конфликт.

3. Средства общения

Средствами общения являются различные знаковые системы. Прежде всего:

В) К невербальной стороне общения относится:

- внешние проявления человеческих чувств и эмоций, что является предметом изучения кинессики. Это мимика - движение мышц лица; жестикуляция - жестовые движения отдельных частей тела; пантомимика - моторика всего тела: позы, осанка, поклоны, походка.

- Тексика - прикосновение в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания.

- Проксемика - специальная область, занимающаяся нормами пространственно-временной организации общения; расположение людей в пространстве при общении: выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

1. интимная зона (15-45 см.), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактичный контакт, прикосновении.

2. Личная или персональная зона (45-120 см.) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.

3. Социальная зона (120-400 см.) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают.

4. Публичная зона (свыше 400 см.) подразумевает общение с большой группой людей - в лекционной аудитории, на митинге и прочее.

Мимика - движение мышц лица, - отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70 % информации, то есть глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговоров.

Лоб, брови, рот, глаза, подбородок - эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т. п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции - печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, как и в речи, есть слова, предложения.

В целом можно сказать, что оптико-кинетическая система более или менее отчетливо воспринимается человеком, придает общению нюансы. Но эти нюансы неоднозначны из-за различия национальных культур. Так, если кивок головой у нас означает согласие, то у болгар - отрицание.

Список используемой литературы

1. Э. Цветков. Тайные причины человеческой психики. Санкт-Петербург. 1997 г.

2. М.К. Тутушкина. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. Санкт-Петербург. 1999 г.

3. С.Ю. Головин. Словарь практического психолога. Минск. 1997 г.

4. Экспресс-справочник для студентов по психологии. Ростов-на-Дону. 1999 г.

Подобные документы

Функции и специфика общения. Структура общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона. Вербальные и невербальные средства общения. Факторы, способствующие установлению контакта. Свойства характера, психологические установки, эмпатия.

реферат [29,7 K], добавлен 08.02.2011

Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. Коммуникативная компетентность, тактики, виды общения. Социально-психологический тренинг, вербальные и невербальные средства общения, оценка коммуникабельности.

курсовая работа [191,2 K], добавлен 11.12.2010

Основные аспекты общения: содержание, цель и средства. Вербальные средства общения: язык, знаковые системы, письменность. Рассмотрение невербального общения как общения при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.

презентация [995,1 K], добавлен 28.10.2014

Невербальные элементы во время делового общения: кинесика, походка, поза, жесты, мимика, визуальный контакт, голос, такесика, проксемика, дистанция. Невербальные средства повышения делового статуса. Особенности невербального общения в разных странах.

контрольная работа [38,4 K], добавлен 21.12.2007

Что такое вербальное общение: устная речь как самый распространенный способ коммуникации. Совершенствование навыков письменной речи, денотаты и коннотации, структура речевой коммуникации. Невербальные средства общения: язык поз, жестов и телодвижений.

Структура общения в психологии: из каких сторон состоит

Общение — это процесс взаимодействия между отдельными личностями или группами людей, состоящий в обмене информацией и удовлетворяющий потребность человека в социальных контактах.

Существуют разные подходы к определению структуры общения. Самой распространенной и общепринятой считается классификация Г.Андреевой. Согласно этому подходу в структуре общения выделяются три стороны:

  1. Коммуникативная. В основе лежит информационный обмен между людьми, главные средства коммуникативного процесса — вербальное и невербальное общение.
  2. Интерактивная. Состоит в организации взаимодействия между субъектами общения: например, партнерство или конкуренция, доминирование или подчинение.
  3. Перцептивная. Описывает процесс взаимовосприятия, изучения, оценивания партнерами друг друга, а также установления взаимопонимания между ними, по сути, формирование образа собеседника в сознании человека.

Взаимоувязанные между собой, все стороны общения целостно дополняют друг друга.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Коммуникативная сторона

Общение невозможно без коммуникации — двустороннего обмена информацией. К информации относятся:

  • чувства;
  • рассуждения;
  • идеи;
  • мнения;
  • установки и т.д.

Информационный обмен влияет на каждого участника общения. Таким образом, коммуникация — это главная составляющая социального взаимодействия.

Процесс коммуникации происходит с помощью обязательных элементов:

При общении происходит постоянная смена ролей — коммуникатор становится реципиентом, а реципиент — коммуникатором. Таким образом, происходит диалог. Но на практике человеческое общение — более сложное явление, которое характеризируется рядом особенностей:

  1. Информация не только переходит от одной стороны к другой, но и обрабатывается на предмет осмысления, оценки значимости. Так налаживается общая деятельность участников общения.
  2. При информационном обмене общающиеся психологически влияют друг на друга с целью воздействия на поведение. Успех коммуникации зависит от уровня этого влияния.
  3. Даже если обе стороны общения используют одну и ту же систему кодирования и декодирования, смысл передаваемой информации люди воспринимают по разному. Это происходит из-за отличий социальной или профессиональной принадлежности общающихся, разницы в возрасте и т.д.
  4. Во время общения возможно возникновение коммуникативных барьеров, вызванных разницей в мировоззрении двух сторон, их психологическими качествами (к примеру, замкнутостью или чрезмерной развязностью).

Процесс коммуникации состоит из пяти последовательных этапов:

Информация, транслируемая коммуникатором, делится на два типа:

Для коммуникатора возможны разные позиции:

  1. Открытая — коммуникатор открыто признает свою точку зрения, наводит данные для ее подтверждения.
  2. Отстраненная — коммуникатор придерживается нейтральной позиции, сопоставляет разносторонние точки зрения, одна из которых импонирует ему, но не признана открыто.
  3. Закрытая — коммуникатор недоговаривает о собственном мнении, иногда специально скрывает его.

Передача информации происходит в таких направлениях:

  • сверху вниз (формулирование заданий, инструктаж);
  • снизу вверх (донесение);
  • в горизонтальном направлении (согласование действий, рассуждения).

Коммуникативное воздействие принято разделять на два типа:

  1. Авторитарный — коммуникатор выдает информацию, реципиент воспринимает ее и считается пассивным участником коммуникации.
  2. Диалогический — равноправное коммуницирование, получатель информации рассматривается как активный участник общения, который способный формировать и озвучивать собственную точку зрения.

Часто случается, что в процессе общения между его участниками возникают коммуникативные барьеры социального или психологического характера. Такие барьеры — препятствия на пути нормального обмена информацией между людьми.

Барьеры классифицируются по ряду признаков.

Барьеры понимания:

  1. Логический барьер — возникает при преобладании несходных типов мышления у общающихся.
  2. Стилистический барьер — проявляется в обстоятельствах, когда форма подачи информации не соответствует ее смыслу.
  3. Семантический (смысловой) барьер — образовывается при расхождении лингвистического компонента и смысловой нагрузки, а также при различном речевом поведении представителей разных культур (проблематика жаргонов, сленгов).
  4. Фонетический барьер — преграды, которые появляются из-за особенностей речи говорящего, то есть дикции, интонации или логических ударений (общение людей, говорящих на различных языках или диалектах).

Социально-психологические барьеры:

  • социальный;
  • политический;
  • религиозный;
  • профессиональный и т.д.

Барьеры отношения — появление чувств неприязни и недоверия к собеседнику, что отражается на передаваемой информации.

Вербальная и невербальная коммуникация

Различают вербальную и невербальную коммуникации. Они основываются на разных знаковых системах. Для вербальной коммуникации такую систему составляет речь — универсальное средство общения. Она выполняет следующие функции:

  • коммуникативная (обмен информацией);
  • конструктивная (построение мыслей);
  • апеллятивная (воздействие на реципиента);
  • эмотивная (эмоциональный отзыв на происходящее);
  • фактическая (произнесение обеими сторонами ритуальных формул);
  • метаязыковая (функция трактовки с целью проверки использования сторонами общения одного и того же кода).

Вербальная коммуникация делится на два вида:

Особый вид коммуникации — дактильная речь — азбука, помогающая в общении людям с нарушениями слуха.

Вербальное общение чаще проявляется в форме разговора, который строится за правилами. Известно три типа разговоров:

  1. Формализованный — следует строгой регламентации (собрания, переговоры).
  2. Полуформализованный — первоначальная регламентация отсутствует, но конкретные правила соблюдаются (официальные приемы).
  3. Неформализованный — правила также присутствуют, но ситуативные и направленные не на внешнюю, а на внутреннюю сторону разговора (повседневные беседы).

Важная составляющая процесса общения — слушание. От умения слушать зависит правильное восприятие информации. Известно два способа слушания:

  1. Нерефлексивное — наименьшее вмешательство в речь коммуникатора с целью ее максимального восприятия.
  2. Рефлексивное — активная обратная связь с говорящим.

Другая составляющая коммуникации — невербальное общение. Выделяют следующие группы невербальных средств общения:

  1. Кинестетика — вид невербального общения, в основе которого лежит восприятие общей моторики частей организма. К нему относятся жестикуляция, мимика и пантомимика.
  2. Паралингвистика — восприятие голоса (тембр, диапазон, тональность).
  3. Экстралингвистика — определение темпа речи, а также речевых дополнений (смех, кашля, пауз и т.д.)
  4. Проксемика — пространственное и временное построение коммуникативного процесса.

Психологи выделяют четыре дистанции общения:

  • интимная (0 — 0,5 м.);
  • межличностная (0,5 — 1,2 м.);
  • официально-деловая или социальная (1,2 — 3,7 м.);
  • публичная (более 3,7 м.)

Визуальное общение — передача невербальной информации через движения глаз и взгляд.

Своеобразным видом невербального общения выступает мимико-жестовая речь, используемая неслышащими людьми.

Приемы вербального и невербального общения в своей совокупности способствуют полноценному обмену информацией между людьми.

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона по существу предполагает организацию взаимодействия людей, обмен между ними не информацией, а поступками и делами.

В психологической основе этого процесса лежат три составляющие:

  • принятие во внимание планов партнера и сопоставление их со своими планами;
  • оценка степени вложения всех участников взаимодействия;
  • уяснение меры вовлеченности в общее дело каждого из партнеров.

Главные признаки совместной деятельности:

  • наличие общей мотивации;
  • единая цель;
  • слаженность действий;
  • личная деятельность и ее согласование;
  • руководство индивидуальными действиями;
  • единство действий в пространстве и времени;
  • итог общей работы.

В зависимости от ситуации участники общения проявляют различные стили поведения и действия. Типичные стили взаимодействия:

  1. Ритуальный — прописанный определенной культурой, взаимодействие происходит согласно предопределенным правилам.
  2. Манипулятивный — применяется в целях обучения, влияния, навязывания мнения.
  3. Гуманистический — смысл взаимодействия состоит в изменении отношения обоих участников к объекту взаимодействия, взаимная поддержка друг друга.

Среди типов взаимодействия чаще отмечают два из них:

  1. Кооперация — тип взаимодействия, при котором усилия каждого из участников суммируются ради достижения цели; партнеры содействуют или хотя бы не препятствуют друг другу.
  2. Конкуренция — состязание, борьба между участниками группы, которые имеют идентичную или схожую цель. Достижение цели одним участником препятствует или делает невозможным осуществление намерения другими. Конкуренция часто приводит к подозрительности, отсутствию понимания, конфликтным ситуациям.

Своеобразный вид конкуренции — продуктивная конкуренция, которая вмещает в себе элементы состязания, но не приводит к конфликту. Выделяют три её степени:

  1. Соревнование — победитель становится выше в ранге (спорт).
  2. Соперничество — триумфатор одерживает победу, начинают образовываться элементы конфликта.
  3. Конфронтация — участники становятся врагами, пытаются нанести друг другу урон, события движутся к конфликту.

Не стоит считать конкуренцию сугубо негативным явлением, а кооперацию — позитивным. Их оценка зависит от конкретной ситуации, в которой пребывают участники взаимодействия. Внутри кооперации иногда возникают конкурентные отношения, часто внося новые веяния и препятствуя застою деятельности.

Возможные формы организации совместной деятельности:

  1. Совместно-индивидуальная деятельность — отдельные участники выполняют личную часть совместной работы независимо друг от друга.
  2. Совместно-последовательная деятельность — движение к общей цели осуществляется каждым участником последовательно.
  3. Совместно-взаимодействующая деятельность — все участники взаимодействуют одновременно.

Ключевые стратегии во взаимодействии:

  1. Сотрудничество — направлено на достижение участниками собственных целей.
  2. Компромисс — взаимные уступки партнеров ради достижения целей и некоторого равенства.
  3. Противодействие — курс на реализацию личных целей, не считаясь со стремлениями партнеров, а возможно и в ущерб им.
  4. Уступчивость — отказ от собственных интересов ради выгоды партнера.
  5. Избегание — утрата собственных целей для устранения выгоды другого.

Люди воздействуют друг на друга различными способами:

  1. Заражение — передача настроения или распространение деятельности в группе.
  2. Внушение — необоснованное целенаправленное воздействие одного человека на другого или группу людей.
  3. Убеждение — обоснованные действия, цель которых склонить человека принять определенные решения, ценности, верования и т.д..
  4. Подражание — воспроизводство человеком чужого поведения.

Знания об особенностях человеческого взаимодействия полезны как для построения межличностных отношений, так и ведения профессиональной деятельности.

Перцептивная сторона общения

Все люди имеют значимую психологическую особенность: обращать внимание на внешние характеристики других людей, знакомых и не знакомых. Происходит оценка всех внешних признаков, на основе чего, строятся умозаключения относительно внутренней наполненности конкретного человека и устанавливается определенное отношение к нему. Таким образом, проявляется социальная перцепция: восприятие внешних отличительных свойств человека, привязка их к его внутреннему миру, толкование на этом основании его поведения и прогнозирование действий.

Социальная перцепция исполняет следующие функции:

  • постижение себя;
  • познание партнера по общению;
  • организация общей деятельности на засадах взаимопонимания;
  • установление эмоциональных отношений.

Деятельные механизмы перцептивной стороны общения:

  1. Идентификация — формирование мнения о внутреннем мире партнера благодаря условному становлению себя на его место. Человек начинает демонстрировать особенности поведения другого, перенимает ценности, вкусы, манеры, наклонности.
  2. Созвучным идентификации есть понятие эмпатии — эмоциональной реакции на трудности другого человека, способности сопереживать ему, а также восприятия его внутреннего состояния. Положение партнера не столько осмысливается, сколько ощущается.
  3. Аттракция — постижение другого человека, базируясь на стойком позитивном отношении к нему. Представления о партнере, его понимание строится через дружеские или более личные чувства к нему, установление привязанности.
  4. На взаимодействие людей влияет явление рефлексии — понимание человеком степени оценки и восприятия его партнером.
  5. Следующий механизм — каузальная атрибуция — процесс трактовки действий и эмоций другого человека на основе собственного наблюдения.

При исследовании казуальной атрибуции выявлено главные способы интерпретации в процессе межличностного восприятия:

  1. Аналитический — каждый элемент внешности сопоставляется с определённой психологической особенностью человека.
  2. Эмоциональный — приписываемые личные качества не зависят от внешности.
  3. Перцептивно-асоциативный — на индивида распространяют качества другого человека, внешне отличающегося.
  4. Социально-асоциативный — на основе восприятия личность относят к некоему социальному типу, характеристики которого потом ей приписываются.

Значительный аспект межличностного восприятия — формирование первого впечатления о человеке. Благодаря изучению явления был выделен ряд эффектов восприятия людьми друг друга.

  1. Эффект ореола. Под ним подразумевается влияние общественного мнения о человеке, репутации, созданного образа на восприятие и оценку его качеств. Схема эффекта такова: при преобладании позитивного отношения к человеку его плохие поступки оправдываются, и, наоборот, при доминировании негативного отношения положительные действия игнорируются или искажаются.
  2. Эффект первичности. Демонстрируется при встрече с незнакомым человеком, когда первое впечатление о нем становится самым значительным.
  3. Эффект новизны. Действует по отношению к уже знакомым людям, когда новые сведения о них воспринимаются как самые важные.
  4. Эффект атрибуции. Когда люди не владеют информацией о реальных мотивах поведения индивидов, то начинают присваивать им причины или даже образцы поведения. Создается благоприятная среда для атрибуций — способов такого приписывания. От характеристики совершенного поступка (исключительный он или обычный, приемлемый или непозволительный для общества) зависит степень приписывания.
  5. Эффект стереотипизации. При отсутствии подтвержденной информации на человека переносятся качества группы (социальной, этнической), к которой он относится. Также с учетом особенностей индивида его окружение тоже удостаивается подобной характеристики. При стереотипизации представления о человеке упрощаются или искажаются. Схожее по смыслу понятие — предрассудки. Они представляют собой негативное необоснованное представление об отдельных личностях или группах.
  6. Эффект проекции. Состоит в перенесении на других людей собственных психических свойств.

Эффективное межличностное понимание возможно при наличии адекватности, то есть достоверном и справедливом психологическом портрете человека. Адекватность восприятия зависит от возраста и пола, для нее требуется социальный опыт.

Необходимо рассмотреть структуру и функцию общения для того, чтобы понимать его механизм и дать полноценное определение.

Общение – взаимодействие людей, при которых реализуются их социальные отношения.

В общении существует три взаимосвязанные составляющие:

  • коммуникативная сторона отвечает за обмен информацией между людьми;
  • интерактивная сторона отвечает за организацию взаимодействия между людьми, например, необходимо повлиять на настроение человека;
  • перцептивная сторона отвечает за включение процесса восприятия и взаимопонимания друг друга.

Общение выполняет ряд функций:

  1. Личностную.
  2. Коммуникативную.
  3. Инструментальную.
  4. Экспрессивную.
  5. Психотерапевтическую.
  6. Интегративную.
  7. Социализирующую.
  8. Самовыражения.

Рассмотрим каждую из них.

Средства общения

Средство общения – это поведенческие аспекты, которые во время коммуникации проявляются и адресуются партнеру в ходе общения.

Средства общения бывают двух видов:

К вербальным средствам относят:

Язык – это система единых слов, выражений, правил, которые используются в момент коммуникации.

Интонация – это эмоциональная выразительность, придающая разный смысловой окрас одной и той же фразе.

К невербальным средствам относят:

  • мимику, позу, взгляд, которые либо усиливают, либо дополняют, либо опровергают смысл высказывания;
  • жесты (бывают 2типов:
  • общепринятые;
  • экспрессивные то, что придает речи большую выразительность);
  • дистанцию между людьми, которая зависит от культурных, национальных традиций, степени доверия.

Классификация дистанции

Рассмотрим отдельно виды дистанции. Она бывает 4 видов:

  1. Интимная. Расстояние между партнерами от 15 до 45 см. Эта дистанция допустима с близкими людьми. Характерные черты интимной зоны:
    • доверие;
    • негромкий голос;
    • такесика.

При нарушении данной дистанции у человека наблюдаются физиологически изменения: учащение сердцебиения, повышение адреналина и т.д. Раннее вторжение в интимную зону в момент коммуникации говорит о покушении на неприкосновенность собеседника.

  1. Личная, или персональная. Расстояние между партнерами от 45 до 120 см. Данный тип дистанции присущ повседневным беседам с друзьями и т.п. Она включает в себя только визуально-зрительный контакт.
  2. Социальная. Расстояние между партнерами от 120 до 400 см. Такую дистанцию можно наблюдать на различны деловых встречах.
  3. Публичная. Расстояние между партнерами больше 400 см. Такая дистанция используется при взаимодействии с большой группой людей, например, лекция в университете, митинг и т.д.

Ученые вывели процентную составляющую использованных средств человека во время коммуникации:

Общение понимается как деятельность – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, восприятие, понимание другого человека и выработку единой стратегии взаимодействия.

Общение обычно включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.

В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, в житейском опыте. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например, для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного общения. По этой причине необходимо совершенствовать знание его закономерностей, накапливать навыки и умения их учета и использования.

Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.

Проблема человека находится в центре внимания всех аспектов общения. Увлечение лишь инструментальной стороной общения может нивелировать его духовную (человеческую) сущность и привести к упрощенной трактовке общения как информационно-коммуникативной деятельности. При неизбежном научно-аналитическом расчленении общения на составляющие элементы важно не терять в них человека как духовную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других.

Общение по своему содержанию – сложнейшая психологическая деятельность партнеров и выполняет определенные функции:

1. Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

2. Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.

3. Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

4. Функция объединения — разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может быть причиной дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

5. Функция организации и поддержания отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

6. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога).

Выделяют следующие функции общения: 1) информационно-коммуникативную (передача, прием информации); 2) аффективно-коммуникативную (обмен эмоциями); 3) регуляционно-коммуникативную (влияние на поведение другого).

Общение чрезвычайно многогранно. Оно может быть представлено в своем разнообразии по видам.

1) Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

2) Выделяют также межперсональное общение и ролевое. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий.

В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель — продавец, учитель — ученик, начальник — подчиненный).

В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

3) Общение может быть также доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация.

Доверительность – существенный признак всех видов общения, без него нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

4) Общение может быть личным и деловым. Личное общение – это обмен неофициальной информацией.

Деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

5) Общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения.

Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио– и видеотехники).

6) Также выделяют законченное и незаконченное общение; кратковременное и долговременное; вербальное и невербальное и др.

Структура общения. Учитывая сложность общения, необходимо обозначить его структуру, с тем, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента.

Структуру общения можно характеризовать путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Схематично структура общения может быть изображена следующим образом:

(Коммуникативная сторона) (Интерактивная) (Перцептивная)
Рис. 7.1. Структура общения

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Естественно, что все эти термины весьма условны. В реальности мы имеем дело с процессом общения как единым целым.

7.2. Общение как процесс коммуникации: передача информации и средства общения

Коммуникации между людьми имеют ряд специфических особенностей:

1. Наличные отношения двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. При этом взаимное их информирование предполагает налаживание совместной деятельности.

Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значимости.

2. Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков.

3. Коммуникативное влияние лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее).

4. Возможность возникновения коммуникативных барьеров (социальных или психологических). В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Соответственно, выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический.

Главное назначение вербальной коммуникации – установление, поддержание, развитие осмысленного информационного контакта.

Виды вербальной коммуникации :

  • Письменная: определенность источника; постоянство информации; возможность адекватного донесения.
  • Устная: возможно невербальное подкрепление; можно отредактировать и уточнить. Информация может быть предметной (в зависимости от предмета) и модальной (показывает является ли то, о чем говорится существенным, желательным, необходимым, возможным).

Невербальная коммуникация. Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации, т.е. их функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Виды невербальных средств общения :

1. Визуальные средства общения – это:

  • кинесика (жестикуляция) – движения рук, ног, головы, туловища;
  • направление взгляда и визуальный контакт;
  • выражение глаз;
  • выражение лица (мимика);
  • поза (пантомимика), в частности, локализация, смены поз относительно словесного текста;
  • кожные реакции (покраснение, появление пота);
  • дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);
  • вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.).

2. Акустические (звуковые) средства общения – это:

  • паралингвистические, т.е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);
  • экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, шмыганье носом и т.п.).

3. Тактильно-кинестезические (связанные с прикосновением) средства общения – это:

  • физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);
  • такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу).

4. Ольфакторные средства общения – это:

  • приятные и неприятные запахи окружающей среды;
  • естественный и искусственный запахи человека и др.

С другой стороны, письменное общение является наиболее обычной формой формального общения между людьми и выполняет различные социальные функции. Среди его использования, это очень часто используется, чтобы зарегистрировать различные типы событий и выполнить межличностные взаимодействия.


С другой стороны, письменное общение по сути является творческой деятельностью, которая требует сознательных усилий. Это усилие исходит от стимулов, производимых умом.

Этим он отличается от орального, где они накапливаются снаружи сенсорными рецепторами. Письменные, с другой стороны, происходят из внутренней интеллектуальной деятельности.

черты

Ограниченные циклы

Мало места для резервирования

Письменная запись ограничивает возможность резервирования. В устном общении жесты и паравербальные элементы, такие как интонация, поддерживают вербальный язык.

На самом деле письменное общение имеет высокую социальную ценность. Эта оценка уменьшается с повторением слов и использованием одних и тех же синтаксических паттернов. Здесь преобладают оригинальность и даже формальные инновации.

Предыдущее планирование

тип

Что касается типов письменного общения, существует столько же, сколько и разнообразных областей человеческой деятельности. Таким образом, каждый раз некоторые (телеграммы) исчезают, а другие появляются (например, электронная почта). Далее будут описаны только некоторые из них..

памяток

В этом типе связи, как правило, существуют заранее установленные форматы. Основное правило, которое необходимо выполнить, включает правильное написание и личное и иерархическое уважение Способ написания должен быть прямым и без каких-либо знакомств.

информация

В зависимости от характера и цели отчета могут существовать предварительно установленные форматы. Тем не менее, в общих чертах, отчет должен содержать краткое введение, основные цели и результаты..

В некоторых случаях графики и таблицы включены для облегчения понимания результатов. Точно так же многие отчеты содержат список рекомендаций..

литература

Брошюры - это публикации, в которых компании представляют свои продукты и услуги. Они также публикуются, чтобы помочь торговым представителям в их визитах к клиентам..

Компании выпускают брошюры разных форм и размеров. Некоторые брошюры имеют размер букв, другие сложены пополам или в трех разделах.

С другой стороны, они характеризуются красочностью и изобилием изображений в своих основных продуктах или услугах. Тексты немногочисленны и содержат много свободного места, поэтому буклет легко читается..

электронная почта

В настоящее время электронная почта является очень распространенной формой общения. Они используются для отправки документов, организации встреч, подтверждения назначений и связи с кандидатами на работу. Кроме того, они нанимаются для решения личных вопросов.

Даже если они используются в некоммерческих целях, существуют определенные соглашения, которые необходимо соблюдать, чтобы избежать негативных реакций. Среди них можно упомянуть правильное написание имен и названий, правильное использование знаков препинания и правильное соответствие предложений и абзацев.

предложения

Предложения являются документами, которые описывают будущие проекты. Они обычно имеют только одну или две страницы. Они включают в себя связанные с этим расходы по каждой конкретной задаче проекта..

Другие расходы, не относящиеся к проекту, могут быть включены, например, расходы на печать, почту и почтовые расходы..

буквы

телеграммы

Аналогичным образом, формы вежливости были, как правило, стандартными и сокращенными формами (г-н для г-н, г-жа, для г-жа и другие аналогичные). Как и в письмах, их использование сокращается с развитием электронных СМИ.

факсы

Элементы письменного общения

В целом считается, что тремя основными элементами письменного общения являются структура (форма контента), стиль (письмо) и контент (тема)..

Что касается структуры, это помогает читателям понять тему. Вот почему рекомендуется разобраться в целях, прежде чем начать писать.

Наконец, что касается предмета, это может быть очень разнообразно. Все области человеческого взаимодействия могут быть объектом письменного общения. Это включает в себя от научных предметов до личного через законы и процедуры.

выгода

Постоянство во времени

Механизм управления

Благодаря возможности постоянства во времени письменное общение идеально в качестве инструмента контроля. Контрольные листы или результаты, законы, соглашения, среди прочего, являются документами, которые чаще всего обрабатываются через этот способ связи.

сохранение

Более высокий уровень отражения

Меньшая вероятность искажения и интерпретации

недостатки

расходы

Письменное общение не экономично. Существуют затраты, связанные с материалом (среди прочего, бумагой и чернилами), а также трудом, который используется для написания и доставки писем. Эти расходы могут увеличиваться в зависимости от физического расстояния между отправителем и получателем..

Умение эффективно понимать

обратная связь

Сложность выражения эмоциональности

Будучи рефлексивной средой, в письменном общении сложнее выразить эмоциональность. Фактически, поэты и художники, которые используют эту среду, чтобы выразить красоту и эмоции, используют методы, которые трудно использовать. Иногда они успешны, но в других они не выполняют цель передачи эмоциональности художника.

Этот тип общения известен как холодный, безличный и контрастирует с другими формами общения, которые могут включать в себя словесные и жестовые особенности. По этой причине он чаще используется при передаче информации, в которой важна достоверность фактов..

Задержка или неопределенное получение

Недостаток гибкости

Читайте также: