Стилистические функции и роль порядка слов в предложении сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Определение ПП. Стилистические функции и роль порядка слов в ПП.

ВложениеРазмер
prostoe_predlozhenie_.docx 21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Простое предложение. Стилистические функции и роль порядка слов в простом предложении.

Слова и сочетания при помощи определенных форм, интонации и порядка расположения образуют предложения.

Отрывок состоит из нескольких предложений, каждое из которых законченно по смыслу и отделяется от соседнего предложения паузой. По тону речи, по остановкам голоса (паузам) слышно, где кончается одно предложение и начинается другое.

Каждому предложению свойственны предикативность и модальность .

Предикативность – это утверждение или отрицание чего-либо, передаваемое грамматическими формами главных членов и интонацией завершенности.

Модальность – это выражение отношения содержания высказывания к действительности посредством глагольных наклонений и особых модальных слов. Основными модальными значениями являются действительность, желательность, возможность или необходимость того, о чем говорится в данном предложении. Например : Я славно пожил… Я знаю счастье! ( М. Горький) – действительность; Сейчас бы в сани с ногами (В.Маяковский) – желательность ; А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? ( В. Маяковский) – возможность и т.д.

Существенным признаком предложения является интонация . Интонация восполняет различные функции: оформляет законченность предложения; выражает эмоциональную сторону речи говорящего, воздействует на чувства слушающего; в речи выражает волевые импульсы; выражает модальные оттенки предложения.

Порядок слов в предложении — это расположение членов предложения в зависимости от передаваемого смысла. В русском языке, по сравнению с другими языками, порядок слов в предложении относительно свободный, гибкий. Он играет двоякую роль: синтаксическую и стилистическую.

Синтаксическая роль порядка слов в предложении выражается и том, что с его изменением меняется синтаксическая функция члена предложения: Стадион — место проведения соревнований. Место проведения соревнований — стадион. (В первом предложении стадион — подлежащее, а место проведения соревнований — сказуемое, а во втором — наоборот.) Поздний час. — Час поздний, пора спать. (В первом, односоставном, предложении слово поздний — определение, во втором, двусоставном, предложении — именное сказуемое.)

Стилистическая функция порядка слов в предложении выражается в том, что с перестановкой слов создаются добавочные смысловые оттенки, меняется экспрессивная функция того или иного члена предложения при сохранении его синтаксической функции.

Порядок слов тесно связан с актуальным членением предложения, с уже известной информацией, передающейся предложением, и новой, неизвестной, т.е. с темой и ремой. Расположение слов в предложении, определяемое структурой и типом предложения и потому воспринимаемое как обычное, называется прямым порядком слов. Предложения с прямым порядком слов, как правило, нейтральны по стилистической характеристике. Обратный порядок слов — это отступление от обычного расположения слов, чаще всего для создания стилистического приема, который называется инверсией.

Места расположения членов предложения относительно друг друга подчинены определенной закономерности. В повествовательном предложении подлежащее обычно стоит на первом месте, сказуемое — на втором. В вопросительных предложениях сказуемое часто предшествует подлежащему. В побудительных предложениях встречается и прямой, и обратный порядок расположения подлежащего и сказуемого.

Обратный порядок слов, не связанный с инверсией, является обычным в следующих случаях:

1). в предложениях, которые не делятся на тему и рему, а представляют собой только новую информацию: Прошло три часа. Прозвенел звонок. Жили-были старик со старухой;

2). в авторских словах при прямой речи: — Нет, я не приду, — ответил он;

4). при постановке обстоятельственных слов в начало предложения: В лесу раздавался топор дровосека.

Во всех остальных случаях постановка сказуемого на первое место по отношению к подлежащему.

Прочитайте предложения, исправьте ошибки. Запишите предложения в исправленном виде и подчеркните главные члены предложения.

1. Образ Татьяны наиболее близок автору, которая, по его мнению, является идеалом русской женщины.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И РОЛЬ ПОРЯДКА СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ Порядок слов в предл.

Описание презентации по отдельным слайдам:

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И РОЛЬ ПОРЯДКА СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ Порядок слов в предл.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И РОЛЬ ПОРЯДКА СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ Порядок слов в предложении — это расположение членов предложения в зависимости от передаваемого смысла.

Стилистическая функция порядка слов выражается в том, что член предложения, о.

Стилистическая функция порядка слов выражается в том, что член предложения, оказавшийся на необычном для него месте, получает добавочную смысловую и экспрессивную нагрузку. Например : Ты пойдешь со мной. - Со мной пойдешь ты. Инверсия-обратный порядок слов

Порядок слов тесно связан с актуальным членением предложения, с уже известной.

Порядок слов тесно связан с актуальным членением предложения, с уже известной информацией, передающейся предложением, и новой, неизвестной, т.е. с темой и ремой. Порядок слои зависит от грамматической природы слов в предложении и от смысла всего высказывания, от места, занимаемого этим высказыванием в целом тексте или его части (абзаце, прозаической строфе, сложном синтаксическом целом), от логики развития мысли в сложном синтаксическом целом.

Прямой порядок слов характерен для научной и официально-деловой речи, обратны.

Прямой порядок слов характерен для научной и официально-деловой речи, обратный - для художественной литературы и разговорной речи. В любом случае обратный порядок слов должен быть стилистически оправдан, иначе возникает двусмысленность. Например: Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками (читается так, как будто с четырьмя ножками дуб, а не этажерка).

Порядок слов в предложении выполняет три основные функции: 1) Служит для пере.

Задания на проверку знаний: Уровень А. 1.Что такое инверсия? Инверсия-обратны.

Задания на проверку знаний: Уровень А. 1.Что такое инверсия? Инверсия-обратный порядок слов Уровень Б. 1.Для чего характерен прямой порядок слов? Прямой порядок слов характерен для научной и официально-деловой речи

Задания на проверку знаний: Уровень А. 2. В каком предложении нарушен порядок.

Задания на проверку знаний: Уровень А. 2. В каком предложении нарушен порядок слов? Облака надвигались друг на друга. 2) Он очень выразительно читает стихи. 3) Наставник не всегда беседует с учеником, хотя это важно в процессе обучения. 4) В последнее время появилось много новых аббревиатур. Уровень Б. 2. Найдите предложения с инверсией сказуемого. 1) Все последние дни мама волновалась. 2) Этой весной снег в густых ельниках еще держался и в конце апреля. 3) Я смотрел, как осторожно пробирается барсук у стволов деревьев. 4) Обычно они селились в глухих местах, возле болот, рек, ручьев.

Задания на проверку знаний: Уровень А. 3. В каком предложении грамматическая.

Задания на проверку знаний: Уровень А. 3. В каком предложении грамматическая ошибка, вызванная нарушением порядка слов, привела к искажению смысла? 1)По дороге в школу я часто встречаю людей, спешащих на работу. 2) На стендах расклеены афиши и плакаты о выступлениях И. Эренбурга на немецком, французском, польском и других языках. 3) Многие сотрудники этого рекламного агентства приехали из России. 4) В августе в конференц-зале пройдет встреча писателя с почитателями его таланта. Уровень Б. 3. Найдите предложения с инверсией сказуемого и определения. 1) Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих. 2) Оделся же Митраша в отцовскую старую куртку. 3) Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом. 4) Вместе с этим богатством досталась, однако, детишкам бедным и большая забота о всех живых существах.

Целью моего реферата является выявить и сопоставить те ключевые закономерности позиционной аранжировки предложений в русском языке, которые влияют на соответствующий смысл высказывания. Задачей моей работы является изучение функционального аспекта порядка слов, так как проблема выявления закономерностей словопорядка напрямую зависит от определения тех основных функций, которые наиболее типичны для порядка слов в конкретном языке.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

Целью моего реферата является выявить и сопоставить те ключевые закономерности позиционной аранжировки предложений в русском языке, которые влияют на соответствующий смысл высказывания. Задачей моей работы является изучение функционального аспекта порядка слов, так как проблема выявления закономерностей словопорядка напрямую зависит от определения тех основных функций, которые наиболее типичны для порядка слов в конкретном языке.

Долгое время проблема синтаксической типологии языка, и, в частности, типологии порядка слов, оставалась без внимания. Главенствующая роль в описании грамматик отводилась исследованию морфологических особенностей языка.

Все существующие исследования в определении закономерностей словопорядка можно условно разделить на две основные группы в зависимости от того, какая характеристика словопорядка считается определяющей. Одни ученые в своих работах исходят из идеи существования в языке некоего базового порядка и классифицируют языки по тому, каков этот порядок (случаи отклонения от основного порядка считаются второстепенным фактором). Сторонники второго направления на первый план выдвигают степень свободы порядка слов.

  1. Стилистические функции порядка слов в предложении

Порядок слов - определенное расположение слов в предложении или синтаксической группе. Структурные типы порядка слов различаются по следующим оппозициям:

- свободный – связанный, или фиксированный (возможность свободной расстановки слов ограничена);

- объективный (нейтральный)- расстановка слов соответствует движению мысли – субъективный (эмоциональный);

- прямой (доминирующий в данном языке) – обратный, или инвертированный (отступление от обычного порядка слов).

Порядок слов выполняет в языке ряд важных функций синтаксического, смыслового и стилистического характера.

Первая выражается в том, что с местом, занимаемым членом предложения, может быть связана его синтаксическая функция. Так, в предложении Хорошая работа прилагательное хорошая выступает в функции определения при слове работа – главном члене номинативного предложения; при другом порядке слов Работа хорошая то же прилагательное играет роль сказуемого в двусоставном предложении.

Стилистическая функция порядка слов выражается в том, что член предложения, оказавшийся на необычном для него месте, получает добавочную смысловую и экспрессивную нагрузку. При этом чаще всего говорят об инверсии. Инверсия (от лат. inversio–перестановка, переворачивание) – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи. Инверсия относится к числу стилистических фигур. Обратный порядок характерен для речи разговорной и для языка художественной литературы, но в официально-деловом стиле не используется. Однако не всякий обратный порядок является инверсией, а только такой, который преследует стилистические задачи, усиливает выразительность речи.

Инверсия связана не только с изменением положения соотносительных членов предложения между собой, но и с местом слова в предложении. В наиболее выигрышном положении оказывается тот член предложения, который выносится в его начало (если только это место не является для него обычным) или, наоборот, отодвигается в конец предложения, особенно если в абсолютном конце предложения сообщается нечто новое (в риторике – закон края).

В русском языке порядок членов предложения относительно свободный: не существует строго закрепленного места в предложении за тем или иным главным или второстепенным членом. Однако имеется более или менее принятый, чаще встречающийся в нейтральных стилях речи порядок следования членов предложения.

Это позволяет избежать ошибок или неточностей высказываний типа Работа выполнила менеджера или Велосипед сбил трамвай.

Вместе с тем следует иметь в виду, что речь, состоящая из предложений только с прямым порядком слов, могла бы стать уныло однообразной, поэтому писатели обычно используют обе разновидности предложений, часто чередуя их.

Так, при прямом порядке слов сказуемое чаще занимает постпозитивное положение по отношению к подлежащему. Но чтобы подчеркнуть действие, обозначаемое сказуемым, нередко авторы ставят его в препозиции к подлежащему. Кончились мои неприятности (Куприн). Хороши зимние вечера (Макар.). Подобный порядок слов характерен для описаний, рассказов: Поет море, гудит город, ярко сверкает солнце, творя сказки (М.Г.).

Использование порядка слов в стилистических целях, т.е. для усиления выразительности, распространяется и на второстепенные члены предложения. Так, дополнение обычно стоит после сказуемого (многие интересуются искусством), но логически подчеркивается оно перед сказуемым, например, Досадно было, боя ждали (М.Л.). Поступком была очень огорчена.

При сопоставлении двух предложений Он мне подал руку на прощанье и Руку мне подал на прощанье обнаруживаем, что в первом лишь констатация факта, во втором же (инверсионный порядок слов) дополнение выходит на первый план, тем самым смещаются акценты. Герой Чехова (мелкий чиновник) в самом деле потрясен тем, что высокое начальство снизошло до рукопожатия. Такой факт был до революции в России больше исключением, нежели правилом. Автор выражает волнение героя при помощи особого построения предложения.

Акцент может быть произведен и на определение. В этом случае авторы выносят его в конец предложения. Такой порядок слов был характерен для литературы 19 века. Со всех сторон горы неприступные (М.Л.). Аркадий Павлович говорил голосом мягким и приятным (Тург). Инверсия определения может придавать речи характер народного повествования, например: Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пушистые, на деревни дальние, на деревни ближние (А. Неверов).

Пример инверсии обстоятельства меры и степени: Да, мы дружны были очень. Слишком была огорчена.

Умелое использование порядка слов в предложении является важным средством усиления выразительности речи. Однако нарушение правил порядка слов может быть источником стилистической ошибки. Например, Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ. После ссоры друзей произошел быстрый отъезд с именин Онегина.

Расположение слов определенным образом может быть связано и со смыслом: Ученик не пришел на уроки по болезни (причина – болел), По болезни ученик не пришел на уроки (последствия этого факта).

Порядок слов выполняет две основные функции - смысловую и стилистическую.

Варианты порядка слов могут быть стилистическим и синонимами и служить для создания разных стилей речи. Существуют такие варианты порядка слов, которые придают предложению эмоциональную окраску, например: В воздухе уже не так сильно пахло,- в нём снова как будто разливалась сырость. Не долги летние ночи! Разговор мальчиков угасал вместе с огнями. (Т.) Порядок слов в выделенном предложении придаёт ему оттенок эмоциональной взволнованности. При обычном порядке слов то же предложение лишено эмоциональной окраски: Летние ночи не долги.

Примечание. В некоторых случаях порядок слов выполняет и третью функцию - он служит для различения членов предложения. Так, полное прилагательное в зависимости от своего места может быть определением или именной частью составного сказуемого, например: Было солнечное утро и Утро было солнечное.

Русский язык – один из развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно- выразительных средств, огромными стилистическими ресурсами.

Интеллектуальная деятельность и язык представляют собой единое целое. В силу необходимости мышление всегда связано с единицами языка, без них мысль не сможет достичь отчетливости и ясности, представление не сможет стать понятием. Из этого следует, что мышление и язык всегда сочетаются, а соответственно, какой язык, такая и интеллектуальная деятельность.

В словосочетаниях, предложениях и текстах в качестве строительного материала используются слова (точнее, словоформы) с присущими им означаемыми и означающими. Выполнение таких задач, как соединение слов в речи, оформление предложений и текстов (развёрнутых высказываний) как целостных образований, членение текста на предложения, а предложений на их составляющие (конституенты), различение предложений разных коммуникативных типов, выражение синтаксических функций выделяемых в предложении конституентов и их синтаксически господствующего или подчинённого статуса, приходится на долю формальных синтаксических средств.

Задача, которая стояла передо мной была выполнена. Я изучила функциональный аспект порядка слов.

Таким образом, несмотря на то, что проблема изучения типологии порядка слов в предложении представлена в науке довольно широко, до сих пор остается еще ряд спорных вопросов и малоисследованных направлений, что актуализирует ее дальнейшее изучение.

Порядок слов в предложении — это расположение членов пред­ложения в зависимости от передаваемого смысла. В русском язы­ке, по сравнению с другими языками, порядок слов в предложе­нии относительно свободный, гибкий.

Синтаксическая роль порядка слов в предложении выражается в том, что с его изменением меняется синтаксическая функция члена предложения: Стадион ■— место проведения соревновании. Место про­ведения соревнований — стадион. (В первом предложении стадион — подлежащее, а место проведения соревнований — сказуемое, а во втором — наоборот.) Поздний час. — Час поздний, пора спать. (В пер­вом, односоставном, предложении слово поздний — определение, во втором, двусоставном, предложении — именное сказуемое.)

Стилистическая функция порядка слов в предложении выража­ется в том, что с перестановкой слов создаются добавочные смыс­ловые оттенки, меняется экспрессивная функция того или иного члена предложения при сохранении его синтаксической функиии.

Порядок слов тесно связан с актуальным членением предло­жения, с уже известной информацией, передающейся предложе­нием, и новой, неизвестной, т.е, с темой и ремой. Порядок слов зависит от грамматической природы слов в предложении и от смысла всего высказывания, от места, занимаемого этим выска­зыванием в целом тексте или его части (абзаце, прозаической строфе, сложном синтаксическом челом), от логики развития мысли в сложном синтаксическом целом. Немаловажное значение имеет коммуникативное задание предложения, желание автора экспрессивно выделить какой-либо член предложения.

Расположение слов в предложении, определяемое структурой и типом предложения и потому воспринимаемое как обычное, называется прямым порядком слов. Предложения с прямым по­рядком слов, как правило, нейтральны по стилистической ха­рактеристике. Обратный порядок слов — это отсту пление от обыч­ного расположения слов, чаще всего для создания стилистиче­ского приема, который называется инверсией.

Места расположения членов предложения относительно друг друга подчинены определенной закономерности. В повествователь­ном предложении подлежащее обычно стоит на первом месте, а сказуемое — на втором. В вопросительных предложениях сказу­емое часто прел шествует подлежащему. В побудительных предло­жениях встречается и прямой, и обратный порядок расположения подлежащего и сктпуемого.

Обратный! порядок слов, не связанный с инверсией, является обычным в следующих случаях:

в предложениях, которые не делятся на тему и рему, а пред­ставляю! собой только новую информацию: Прошло три часа. Прозвенел звонок. Жили-были старик со старухой:

в авторских словах при прямоіі речи: — Пет, я не приду, — от­ветил он:

при постановке обстоятельственных слов в начало предложе­

ния: В лесу раздавался топор дровосека.

Во всех остальных случаях постановка сказуемого на первое место по отношению к подлежащему связана с инверсией.

Дополнение в предложении обычно ставится после управля­ющего слова (смотреть фильм, проверка сочинений, способен на все). На первое место по отношению к управляющему слову дополне­ние ставится в безличных предложениях: Ребенку холодно. — и в тех случаях, когда дополнение выражено личным или неопреде­ленным местоимением: Статья меня заинтересовала. Он что-ни­будь придумает.

Согласованное определение в русском языке обычно ставится перед определяемым словом: дружная семья, шестой подъезд, мой телефон. Если к одному слову относятся несколько согласованных определений, то впереди всех обычно ставятся определительные местоимения (все зти серьезные дела>: качественные прилагатель­ные ставятся впереди относительных: черный кожаный портфель.

Несогласованные определения обычно ставятся после опреде­ляемого слова; мужчина высокого роста, шляпа белого цвета.

Постановка дополнений и определений на не свойственное им место в предложении является инверсией.

С точки зрения коммуникативной наиболее важную информа­цию располагают пли в абсолютном начале предложения, или в абсолютном копне: Тебе зта книга посвяшена.' Эта книга посвяще­на именно тебе.'

Неоправданная инверсия может привести к стилистической ошибке, искажению смысла фразы, ненужной иронии или дву­смысленности,

248, Дайте все варианты словорас положения.

Выделите тему и рему в каждом in вариантов; определите изменения смысла: укажите, какой из вариантов имеет ней тральный характер и какие — экспрессивный.

О б р а з е и: Сергей / отправился в командировке: В командировку отправился / Сергей: Отправился Сергей / в командировку.

I. Лето мы собирались провести на юге. 2. Спортсмен трениро­вался долго и упорно. 3. Поздно вечером Николай выехал в Калу­гу. 4, Подруга достала мне редкую книгу,

249. Проанализируйте актуальное членение приведенных предложе­нии. в которых порядок слов стилистически нейтржтен. Измените поря­док слов таким образом, чтобы он приобрел экспрессивный характер. Нап ніте фразовое ударение в полученных вариантах и объясните причи­ны экспрессии.

I, Вдру г в лесу, шагах в десяти от них. послышался страшный треск, 2. Утренний свет играл синими переливами. 3. В пустыне вода делает чудеса! 4. В городе все затихло. 5. Утром на реке тронулся дел. 6. Становилось очень холодно. 7. На улиие быстро темнело. 8. На­сту пила короткая летняя ночь.

250. Изменяя порядок слов в предложении Квалифицированные рабо- чи-' блсепиице ныпанпии работу, подчеркните: а) свойства рабочих; бт их действие: то кто именно выполнил задание: г) как они выполнили ра­бот 1 .

251. Составьте предложения с приведенными словами. Дайте все ва­рианты их актуального членения; охарактеризуйте смысловые и стилис- ) нческне различия каждого из вариантов.

Письмо, адресат, почтальон, вручить; велосипед, сын, отец, подарить: она. принести, лекция, конспект; я, дать, тетрадь, вы.

252. Поставьте логическое ударение сначала на 1-м, затем на 2-м. 3-м с лове ні так до конца); покажите, как меняется при этом смысл предло­жения. Затем к каждому смысловому варианту подберите соответствую­щее расположение слов,

1. Дайте мне чашку кофе. 2, Передай редактору этот материал.

3. Выбери, пожалуйста, крупный шрифт.

253. Проанализируйте порядок слов, актуальное членение предложе­нии в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Нет.

не тебя так пылко я люб­лю. -. Покажите, какими средствами достигает автор выразительности, к.д.пе члены предложения и слова в словосочетаниях выделяются и с ^.ікоіі ислью. На примере этого стихотворения выделите выразительные ндолжности порядка слов в русском языке

Нет, нс тебя так пылко я люблю.

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю.

В твои глаза вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором.

Но не с гобой я сердцем говорю.

Я говори) с подругой юных дней:

В твоих чертах ншу черты другие,

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очеіі.

254. Проанализируйте особенности актуального членения и порядка слов н предложениях; определите их стилистическую окраску. Охарактеризуйте наиболее типичные приемы создания тоіі иди ином стилевой окраски,

I. Видна ему из щелки дорога — пол гору идет, направо сакля татарская, два дерева подле ней. Собака черная лежит на пороге, коза с козлятами холит — хвостиками подергивают. Видит, из- под горы идет татарка молоденькая, в рубахе цветной распояс­кой. в штанах и сапогах, головгт кафтаном покрыта, а на голове большой кувшин жестяной с водой. Идет, в спине подрагивает, перегибается, а за руку татарчонка ведет бритого, в одной руба­шонке. (Л.Т.)

II. I. Пластался над хутором кизячный дым. (М.Ш.) 2, К во­ротам подходила жен ши на. Горели под белым платком такие страшно знакомые глаза. (М.Ш.) 3. Шумела в лесу дождевая метель. (В.Б.)

4. Светел и прекрасен был этот веселый и зеленый город. Росли па широких удинах высокие тополи и тенистые каштаны. Раски­нулись на плошалях яркие цветники. (А. Г.)

III. І. Уже лиловатого вечера грусть означилась нал крышами іеленорогой луной — со звездами впереди, е ослепительным, с белым Юпитером. (А. Б.). 2. Невозвратно миновала ночь, и бе­зысходное простиралось нал ним осеннее и глубокое небо. (А. Бл.) 3. Синим снежным облаком пушистым разволнуется болотная твердь.

255. Объясни те. с чем связана двусмыслен ноет ь (а иногда и трехзнач- носіїлі и следующих предложениях: проведите стилистическую правку текстов.

1. На портрете были изображены Горький и Чехов в шляпе,

2. Вторично опубликована повесть В. П.Алриановой-Перетп в ‘■Очерках по истории русской сатирической литературы XVII в.

Читайте также: