Стилевые особенности в творчестве русских композиторов м и глинка сообщение

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Особенности творчества Михаила Ивановича Глинки

Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством композитора М.И. Глинки.

-прививать чувство патриотизма;

-учить слушать классическую музыку,

-прививать интерес к литературе, окружающему миру;

-развивать внимание, память, обогащать словарный запас.

Оборудование:

- портрет композитора;

-стенд с репродукциями (Большой театр, сцены из опер, информационный материал);

-мультимедийная аппаратура, презентация к мероприятию;

Ход мероприятия:

Среди имен, что дороги нам с детства,

В чьих звуках гордость родины слышна,

Есть два особо дорогих для сердца –

То Пушкина и Глинки имена.

Их кровное родство, а не соседство

На вечные связало времена.

В том, что от них осталось нам в наследство,

Душа родной страны воплощена.

Душа страны, в которой так чудесно

Слились народа русского черты:

Спокойное величье простоты,

Открытость в дружбе, стойкость в битве честной

И вера в правду высшую мечты,

Что нам звучит, как музыка, как песня!

2. Основная часть

В 26 лет Глинка отправился за границу – Варшава, города Германии, Италия.…

Россия – такая далёкая и всегда родная, бесконечно влекла его.

В 1833 году Глинка навсегда покидает Италию.

Путь на Родину лежит через Берлин. Здесь он решает остановиться – жажда познаний приводит его к известному музыкальному теоретику Зигфриду Дену. Ден помог привести в стройную систему те знания, которые молодой музыкант в течение многих лет приобретал самостоятельно. Он многое в музыке постиг сам, своей гениальной интуицией. Этому способствовала и пытливость его ума, и особая музыкальная одарённость, и самостоятельные музыкальные занятия с крепостным оркестром его дяди, и частые музицирования с друзьями в Петербурге. Глинка всегда наслаждался не только красотами исполняемой музыки, но и пытливо вдумывался в её содержание, постигая законы строения и формы музыкальных построений.

Занятия с Деном продолжались всего несколько месяцев. Получив известие о внезапной смерти отца, Глинка покидает Германию, вернувшись в своё родное имение на Смоленщине, в село Новоспасское.

Тему народной музыки не могли обойти и другие композиторы, стараясь показать её красоту, душевность, притягательность, открытость.

События Отечественной войны 1812 года повлияли на мировоззрение Глинки. Восьмилетним мальчиком пережил он Отечественную войну, тогда вся его семья вынуждена была оставить родное гнездо и уехать, спасаясь от наступающего войска Наполеона. Он знал о событиях по рассказам тех, кто бился с врагом за честь и свободу Отчизны, знал те места родного края, где эти подвиги совершались и всей душой проникся глубоким уважением к простым крестьянам.

Художественное развитие Глинки протекало очень интенсивно. В пансионе он использовал каждую возможность помузицировать один или с друзьями, получить свежие музыкальные впечатления. Немалую роль в его духовном развитии играл театр.

Особенно впечатляли своей прекрасной кантиленой и глубоким драматизмом оперы Глюка, Моцарта, Россини. Родители часто возили его в театр – опера приводила мальчика в восторг.

По окончании пансиона Глинка всецело отдаётся музыкальным занятиям.

Он много сочиняет. Его инструментальные пьесы и ансамбли с успехом звучат среди любителей, многие из которых были отличными музыкантами, участвует в домашних спектаклях с исполнением различных оперных партий, играет на фортепиано симфонические и камерные произведения классиков – Моцарта, Гайдна, Бетховена. Пытливый ум Глинки открывает в их музыке не только необыкновенную красоту, глубину мысли, но и законы музыкального творчества.

Главной особенностью симфонической музыки Глинки является её простота и доступность. Кроме симфонической музыки народные интонации прослеживаются и в вокальном творчестве.

В становлении Глинка как музыканта большую роль сыграло общение с выдающимися людьми своего времени. Часто бывая в музыкальном салоне, на музыкальных вечерах просвещённого мецената Виельгорского, он много музицирует с братьями Виельгорскими, Од о евским, Варламовым,

близко общается с поэтами, писателями. Среди них – Пушкин, Грибоедов, Жуковский, Мицкевич, Дельвиг.

Их объединяла одна цель – служение своему народу посредством искусства. Она жила в душах этих людей и не могла не стать главной целью всей жизни. Глинка укрепился в мысли о создании русской национальной оперы.

Музыка же говорила о другом. В музыке открывалось чуткое и щедрое сердце простого крестьянина, его любовь к родине, храбрость и благородство. Все симпатии композитора явно были на стороне народа.

Не удивительно, что избрав для своей оперы события 1612 года, Глинка связывает их с Отечественной войной 1812 года. Будучи передовым человеком своего времени он не отрицал близости к декабристам.

Он наполнил романс огромным жизненным содержанием, усилил характер его образов. Эти традиции были продолжены многими русскими композиторами.

на слова Н. В.Кукольника

В конце 30-х годов Глинка был в расцвете творческих сил и увлечённо создавал Руслана и Людмилу.

Слайд№15 – Пушкин, Глинка и афиша по Руслану и Людмиле

Либретто для неё сочинил его друг – талантливый поэт – любитель В. Ф. Ширков, хотя некоторые сцены были написаны и самим композитором.

История закрепила за ним первенство в создании сказочно-эпического жанра в русской опере.

В 1844 г. Глинка уезжает в Париж.

Пой в восторге, русский хор,

Вышла новая новинка.

Веселися, Русь! Наш Глинка –

Уж не глинка, - а фарфор.

Виельгорский

Муз. В. Одоевского, сл. М. Виельгорского, П. Вяземского,

Светлая и жизнеутверждающая музыка Глинки - великое достояние русской музыкальной культуры. На его произведениях учились последующие русские композиторы. Завещанные Михаилом Ивановичем традиции стали основой дальнейшего развития русской музыки. Продолжатели дела М. И. Глинки так же, как и он, стремились своим искусством служить народу, правдиво воссоздавать в своих произведениях народную жизнь. И в том заключена великая суть, значение произведений Глинки.

О, верьте мне!

На русской музыкальной почве
вырос роскошный цветок –
он ваша радость, ваша слава.
Берегите его: он цветок нежный и цветёт –
лишь раз в столетье.

Творчество М.И.Глинки (1804-1857) обозначило новый, а именно – классический этап развития русской музыкальной культуры. Композитор сумел сочетать лучшие достижения европейской музыки с национальными традициями отечественной музыкальной культуры. В 30-е годы музыка Глинки еще не обладала широкой популярностью, но вскоре все поймут:

Основу авторского стиля Михаила Ивановича Глинки составляет,

  • с одной стороны, сочетание романтических музыкально-языковых выразительных средств и классических форм.
  • с другой, основой его творчества выступает мелодия как носитель обобщенного смыслообраза (интерес к конкретным деталям и декламации, к которым композитор прибегал нечасто, будет более характерен для А.Даргомыжского и М.Мусоргского).

Творчество М.И.Глинки

Оперные произведения


М.Глинка принадлежит к новаторам, открывателям новых музыкальных путей развития, является создателем качественно новых жанров в русской опере:

  • героико-исторической оперы (сюжет);
  • черты народной музыкальной драмы. Черты (не полное воплощение) – потому что в народной музыкальной драме образ народа должен пребывать в развитии (в опере он – активный участник действия, но статичен);
  • черты эпической оперы (неторопливость сюжетного развития, особенно в начале);
  • черты драмы ( активизация действия с момента появления поляков);
  • черты лирико-психологической драмы, связанные, в основном, с образом главного героя.

Хоровые сцены этой оперы восходят к ораториям Генделя, идеи долга и самопожертвования – к Глюку, живость и яркость характеров – к Моцарту.

Некоторые его характерные особенности:

  • особый, широкий и неторопливый характер развития;
  • отсутствие прямых конфликтных столкновений враждебных сил;
  • картинность и красочность (романтическая тенденция).

Симфоническое творчество Глинки

Музыка Глинки обозначила следующие пути развития русского симфонизма:

  1. Национально-жанровый (народно-жанровый);
  2. Лирико-эпический;
  3. Драматический;
  4. Лирико-психологический.

Драматический симфонизм традиционно связан с именем, в первую очередь, Л.Бетховена; в русской музыке наиболее яркое развитие получает в связи с творчеством П.Чайковского.

Новаторство композитора

Новаторский характер произведений Глинки в полном объеме выражено в связи с линией народно-жанрового симфонизма, характеризующегося следующими чертами и принципами:

Вокальные произведения Глинки

Ко времени расцвета гения этого композитора Россия уже обладала богатой традицией в области жанра русского романса. Историческая заслуга вокального творчества Михаила Ивановича, равно как и А.Даргомыжского, заключается в обобщении опыта, накопленного в русской музыке первой половины XIX в. и выведении его на классический уровень. Именно в связи с именами этих композиторов русский романс становится классическим жанром отечественной музыки. Имея равное значение в истории русского романса, живя и творя в одно время, Глинка и Даргомыжский идут разными путями в реализации своих творческих принципов.

Говоря в целом о вокальном творчестве Глинки, можно отметить:

Музыка этого композитора синтезирует лучшие достижения европейской музыкальной культуры с национальной традицией. Наследие первого русского музыкального классика в стилистическом плане сочетает 3 направления:

Композитор также реализуется в жанрах драматической музыки

Камерно-инструментальное творчество составляют такие произведения Михаила Ивановича:

Оркестровка у Глинки

  • общеэстетический (с указанием задач оркестра, композитора, классификациями и т.д.);
  • раздел, содержащий характеристики каждого музыкального инструмента и его выразительных возможностей.

Кроме того, музыкант выступает ярким мастером полифонии. Не будучи чистым полифонистом, он блистательно ею владел. Историческая заслуга композитора в этой области заключается в том, что он сумел сочетать достижения западноевропейской имитационной и русской подголосочной полифонии.

наше время позволяют расширять кругозор школьников, развивают эстетичес кие чувств.

Задача педагога музыкальной школы – облегчить детям сложный путь в мир

музыки, у читывая реалии совреме нного мира. М узыка, которую они слышат вокр у г,

которую они играют, определяет их вкус, формирует д у ховные скло нности. Поэтом у так

важно раскрыть перед детьми вз аимосвязь между музыкальным наследием прошлого и

современной музыкой, показать и помочь осмыслить развитие традиций и жанров.

Умение подобрать для каждого ученика наилу чший реперт у ар – важнейший

показатель п едагогического мастерства. Программ а у ченика должн а быть ра знообразной

полно, выразительнее и осмысленно исполнить произведение какого - либо автора.

В историю русской музыкальной культуры Михаил Иванович Глинка вошел как

основоположник национальной к омпозиторской школы. Сочинения Глинки оказали

сильное влияние н а последующие поколения композиторо в, в том числе

Знания особенностей композиторского стиля М.И.Глинки поможет преподавателю

наиболее полно раскрыть образы, при ёмы исполнения фортепианных пьес средних,

Какие быва ют стили му зыки? Му зыкальный стиль – понятие ёмкое и многогранное.

Его м ожно определить к ак образн ое единство, совок у пность средств выражения

художественного и идейного содержания с помощью языка му зыки.

Понятие стиля му зыки настолько широко, что сама с амой напрашивается его

конкретизация: этот термин относят к ак к различным эпо хам, жанрам , направлениям и

школам, так и к отдельным композиторам и даже исполнителям.

Понятие стиля эпохи акцентирует внимание на историческом аспекте.

Существует много классификаций, одни из которых выделяют наиболее кру пные

исторические эпохи в развитии музыки (Возрождение, Барокко, Классицизм,

Современность и т. д. ), а другие, наоборот, дробят историю му зыки на относительно

небольшие периоды, выделенные ранее др угими искусствоведческими дисциплинами

Классическим п римером с тиля эпохи является м у зыка барокко, характерные черты

которой – интерес к внутреннему мир у личн ости, драматизм, контрастное изображение

сил природы, развитие оперы и ин стру ментальной музыки (К. Монтеверди, А. Вивальди,

Стиль жанра отражает специфик у содержания, музыкальных приёмов и

особенностей тех или иных му зыкальных жанров, которые, в свою очередь, могут

Поэтому поняти е стиля наиболее приемлемо для тех жанров, в которых ярко

выражены наиболее об щие черты. Сюда мож но отн ести жанры, в основе которых лежит

народная музыка (разли чные обрядовые песни, народные танцы), церковные песнопения,

Если же брать произведения к ру пных фо рм (опера, оратори я, симфония и т. п .), то и

здесь стиль жанра всегда явно прочитывается, несмотря на то, что на него накладываются

Если композитор п риду мывает какой - нибудь новый жанр, то в этом случае черты

жанрового стиля сразу установить сложно – для этого должно пройти время, в течение

которого появятся и д ругие произведения в таком же жанре. Так было, к примеру , с

композиторы стали смело называть свои пьесы таким же именем.

Стиль музыкального направления во многом перекликается со стилем эп охи: ведь

некоторые направления рассматриваются му зыковедами как целые эпохи в м у зыке.

Но есть и такие направления, для которых можно выделить свойственные только им

стилистические нюансы. К таким относится венская классическая школа (Л.В.Бетховен,

Й.Гайдн, В.А.Моцарт). Класс ическое направление характеризу ется простотой,

выразительностью, богатым гармоничес ким языком, детальным развити ем темы.

Говоря о том, какими бывают стили м у зыки, нельзя пройти мимо национальных

Основой национального музыкального с тиля является фольклорное на чало. Многие

великие композиторы вдохновлялись народными мелодиями, вплетая их в свои творения.

Некоторые произведения даже и меют соответству ющие н азвания (например, « Венгерские

Если подойти к вопрос у о том, к акие бывают ст или музыки, с точк и зрения

композиторских школ, отдельных композиторов и музыкантов, то можно выделить ещё

Если композиторской школе свойственна высокая степень общности

художественных приёмов, то логично выделить и стиль, прису щий этой школе.

Можно говорить о стилях полифонических шк ол эпохи Ренессанса, о стилях

различных италья нских оперных школ XVII века или стилях инструментальных школ

В русской музыке XIX века тоже существовало творческое объединение

группу комп озиторов проявлялась в единой линии развития, выборе сюжетов, опоре на

Композиторский стиль – понятие, которое гораздо проще кон кретизировать, ведь

творчество любого к омпозитора ограничено сравнительно небольши м временным

периодом и определёнными тенденциями музыкальной эп охи. Так, бу квально по п ервым

тактам можно у знать, напри мер, му зык у Моцарта или Россини.

Естественно, что композитор, как и любой человек, в течение жизни меняется,

и это накладывает отпечаток на стиль его творчества. Но каки е - то стилевые черты всё

равно остаются неизменными, присущими только ему, являются своеобразной «визитной

выразительности, которая сл ужит воплощению того или и ного идейно - образного

содержания. Понятие стиля в музыке, отражающее ди алектическую взаимосвязь

содержания и формы, является сложным и м ногозначным. При безусловной зависимости

от содержания оно всё же относи тся к области формы, под которой понимается вся

совокупность м у зыкальн о - выразительных средств, включающая элементы музыкального

языка, принципы формообразования, композиционные приёмы. Понятие сти ля

подразумевает общность стилевых признаков в музыкальном прои зведении, к оренящу юся

в соци ально - исторических ус ловиях, в мировоззрении и мироощущении х у дожников, в их

творческом методе, в общих закономерностях музыкально - исторического п роцесса.

Историческую роль Глинки в му зыке можно сравнить с ролью П у шкин а в

русской литературе. В самом характере дарования двух современников мн ого

родственного. По словам Белинского, как и П ушкин, Глинка у мел соединять «изящно

творчество п оэта и композитора образцом подлинно классического х удожественного

творчества, которое основано н а слиянии глубокой вн у тренней правды и ши роты

содержания с гармонической ясность ю, стройностью и законченностью формы. Подобно

Пушкину Гли нка у ниверсален. В своём творчестве он показал многообразн ые стороны

русской жизни и р у с ского характера. Он создатель р ус ской классической оперы и

русского классического романса. Он заложил основы классического русского

симфонизма. Ве ликое историческое значение Глинки определило и др угое качество -

художник гл у боко национальный, он обладал Даром постижени я психологии и образа

мысли других н ациональностей. Его Восток, Италия, Испания - пример творческого

Расцвет творчества Г линки совпал с эп охой романти зма. Глинке была близка

концепция романтиков о национальной самобытности и х арактерности. Но романтиком

свойственны специфические черты романтизма - усиленное внимание к личности,

субъективному, скептическое отношение к окру жающему, п атетичность выражения

чувств. Ч у ждое наци ональной ограниче нности, творчество Глинки при всей своей

классичности не принадлежит ни классицизму , ни романтизм у . Но от романтизма он

унаследовал прогрессивные черты - умение находить прекрасное в обыденном. В

истории русской музыки он первый достиг совершенства в еди нс тве правдивого и

прекрасного, передавая образы окружающей действительности в изящной, стройной и

С творчеством Глинки му зыковедени е в России при обрело достойный объект

исследования для постановки больши х му зыкальн о - эстетических проблем , на основе

анализа его творчества возникает профессиональная литерату ра о м у зыке.

Произведения Глинки рассматриваются в и сторическом, эстетическом, музыкально -

творческом аспектах. Его произведения служат п редметом крити ческих статей,

посвященных проблемам музыкального те атра и музыкального и сполнительства,

проблемам оперной драмат ургии, принципов симфонизма, специфики музыкального

Характеристика творчества. М.И. Гли нка, впитав дости жения

западноевропейской му з ыкальной культуры, в совершенстве овладев высоким

мастерством, выра ботал свою систем у эстетических взглядов, которой п одчинён его

стиль. Он создал национальный стиль и язык русской классической му зыки, который

явился фундаментом всего бу д у щего развития русской к лассической школы.

Определяющим элементом его музыки является мелодия. Мелодия характериз у ется

распевностью, плавностью, типичны обороты: секстовые и гексахордовые попевки,

опевание квинтового тона, ни сходящий х од от к винты к тонике лада. П есенность

М.И.Глинка глубоко проник в самую п рироду народной м у зыки, поняв

существенные особенности народного музыкального мышления, народной мелодии,

лада и ритма. Язык народной песни стал для него своим, родным языком.

Плавность голосоведения, рельефн ость мелодического рисунка - всё это коренн ые

традиции народной подголосочной полифонии. Свобода, н ескованнос ть голосоведения

характерные для гармонического и по лифониче ского мышл ения Глинки, его техни ка

расслоения голосов, любовь к прозрачному двух и трёхголосию - всё это связано со

стилем н ародного многоголосия. Глинка в совершенстве владел методом вариантного

развития. Полифония Глинки и похожа и н е похожа на к лассические образцы.

Композитор использует классические западноевропейские формы фуги, канона,

имитации, п одвижного контрапункта, н о они национально - рус ского характера. Приёмы

вариантно - попевочного развития вслед за Глинкой применяли Чайковский, Рахманинов

Глинка поэтически претворил русский народный колорит, п рименив оригинальные

ладовые обороты, при нцип ладовой переменности, типичные лады русской народной

Романсы и песни. К области романса Глинка обращался на протяжении всего

творческого п у ти. Им н аписано свыше 70 романсов. В них выражены разли чные

чувства: любовь, разочарование, восторг, душевный порыв. В не которых романсах

запечатлены карти ны природы и быта. Глинка охватывает все виды современного ему

вальс, мазурку, поль ку . Он обращается к жанрам, свойственным м у зыке других

народов: к испанскому болеро, итальянской баркаролл е.

Многообразны и формы романсов - простая к у п летная форма, трех частная, рондо,

сложная форма, где п роисходит смена разных эпизодов, связанных единой линией

Композитором использованы тексты 20 поэтов. Сохраняя единств о своего стиля,

Глинка сумел отобраз ить в музыке о собенности поэтического языка, при су щи е

различным авторам. Он воплощает в м у зыке романса прежде вс его общее настроение

текста, его главный поэтический образ. Гла вным средством воплощения содержания

романса является на певная мелодия ши рокого дыхания, порой с отдельными

речитативными изобразительными интонациями, отличающаяся единством всех

Фортепианная партия играет большую роль в романсах Глинки, особенно в зрелых .

Вступления, вводящие в н астроение и обста новку действия, имею тся в больши нстве

романсов. В вокальных партиях Глинка проявил прекрасное знание возможностей

язык романсов Глинки не сложен, но в них можно встретить очень и нтересные

гармонические штрихи: пониженная VI ст у п ень и большое число субдоминантовых

Оперы Глинки определили собой п у ть ра звития оперного жанра в Р оссии. В

принципах музыкальной драматургии, в образн ом строе и в методах разработки

народно - национального тематизма оп еры Глинки явились основой для творчества

Русская опера п рошла большой последующий п у ть развития, но неизменным

оставалось: гл убокое пони мание исторической темы с позиций современности, веду щая

роль народа, сквозное проведение вед ущей мысли и основного к онфликта,

выраженного средствами симфонического развити я; реал истическое воплощение

главных характеров и творческое использование народно - национальных истоков.

Принципы ансамблевого п исьма, присущая композитору пластичность и ясность

самостоятельных мелодических линий, нашли п родолжение в операх Римского -

танцев II действия не является вставным, д екоративным номером, что наблюдалось в

творчестве композиторов до Глинки. Являясь одним из важных элементов

драматического действия, она намечает тот п у ть симфони зации русского балета,

Для фортепианного творчес тва этого периода характерно расширение круга

образов и жанровой сферы. В связи с событиями Отечественной войны появляется

большое количество патриотических сочинений. Лучшие из эт их сочин ений завоевали

любовь слу шателей и исполнялись в течение длительного време ни после окон чания

войны, преимущественно в виде п ереложений для д у х ового орк естра.

На протяжении 30— 40 - х годов в связи с развитием ром антизма в России, как и на

Западе, усилился интерес к ли рическим сочинениям различных жанров. Мн ого таких

пьес п исал И. Ласковский. Они привлека ют своей мелодичност ью, изяществом,

Связь с русской народной музыкой проявилась в ин струме нтальном творчестве А.

Алябьева, А. Г у рилева, А. Е саулова и других авторов бытового романса. В и х

фортепианных сочинениях нашли отражение многие ос обенности мелодико -

гармонического языка р усской вокальной лирики первой половины X IX века. Наиболее

ярким и национально - самобытным было фортепианное творчество Глинки.

Михаил Иванович Гли нка превосходно владел фортепи ано. Его исполн ение

отличалось поэтичностью и од у х отворенностью. «Такой мягкости и п лавности такой

страсти в зв у к ах и совершенного отсутствия деревянных к лавишей, — вспоминает А. П.

Керн, — я никогда ни у кого не встречала! У Гли нки клавиши пели от прикосновения его

красочность игры композ итора. Рассказывая о воспроиз ведении автором на фортепиано

бесподобную по чисто русской забубенности вещь в концерте, то к ней почти н ичего не

прибавило оркестровое исполнение, даже кое - что поубавило в огне и стремительности

Глинка создал немало произведений н а темы народных песен. Его « К априччио на

вариационности с элементами симфонической разработки, что еще ни в одном р у с ском

фортепианном сочинени и не встречалось. Новаторство композ итора сказалось и в

использовании подголосочной полифонии; в таком развитом виде н е применявшейся его

предшественниками. Ясное п редставление об этом ти пе изложения у Глинки может дать

народного п ения — чередование одноголосных запевов с хоровым многоголосием и

вводит дополняющие голоса, являющиеся вариантами основного напева.

Подобно русским композиторам конца XVIII — начала XIX столетия, Глинка

проявил большой интерес к жанру фортепи а нных вариаций. По сравне нию со своими

предшественниками он сильно развил этот жанр. Глинка создал вариационные ц иклы не

и на с обственную тему , на темы Моцарта, Керу би ни, Беллин и, итальянского романса

Глинка более гл у боко раскрывает их содержание и н аряду с эт им переосм ысливает его.

характер, что соответству ет поэтической идее стихотворения Дельвига. В «Вариациях на

Глинка преодолел аморфность структуры, с войственную многим фортепианным

вариациям предшествующих русс ких композиторов. Его ц иклы стройны и лаконичны.

Они состоят всего из пяти - шести вариаций. В сочинениях зрелого период а важную

драматургическую роль играют финалы, которым автор придал обобщающий характер.

первый классический образец русского нок тюрна. Она близка сочинениям Фильда своим

поэтическим колоритом и мастерским восп роизведением пения на фортепиано. Но

интонационный строй ее типично ру сский, связанный с песенно - романсной лирикой

Глинки и авторов бытового романса. Существенное отличие пьесы от ноктюрнов Фи льда

заключается также в развитии тематического материала. Фильд расцвечивает тему,

разукрашивает ее инстр у ментальными колоратурами, что находи тся в соответстви и с

лирически - созердательными образами его му зыки. Глинка стремится у г лубить ли ричес кое

содержание темы, усилить эмоциональное напряжение музыки. Он достигает этого сперва

перенесением темы в средний, более н асыщенный регистр, затем п олифонизацией тк ани,

введением дополняющих голосов, родственных теме и воспро изводящих ее основн у ю

свойственные оркестровым произ ведениям и х ору : он придает ей и ну ю, более

насыщенную тембровую окраску и использ уе т п олифонические при емы, близкие

русскому народном у многоголосию. Это своеобразное развитие стало в дальнейшем

типичным для многих лирических произведений Чайковского и других р ус ских

В довольно обширн ой гру ппе танцевальных пьес Глинк и отче тливо сказалась

тенденция к психологическому углублению х у дожественного образа. Ранни е мазурки,

котильон еще напи саны в д у х е бытовой м узыки. В дальнейшем тан цевальные п ьесы

Глинки у трачивают прикладной характер. На первый план в них выдвигается лирико -

для фортепиано в четыре руки (он часто и сполняется в орке стровом переложении).

Глинка п исал также форт епианные фуги. Л уч шая из них — a- moll. Это первый

В творчестве Глинки соче таются отдельные черты классицизма и романтизма.

Однако в целом тво рческий облик композитора оп ределяется не этими чертами.

Представители классициз ма, как правило, оценивали и изображал и действительность с

позиций умозрительных идеалов, и каждый герой был у них в оплощением какой - либо

одной идеи и ли морального качества (мужества, справедливости, коварства и т.д.).

Индивидуальное в чел овеке поглощалось общи м. Романти ков, н апротив, интересовало в

первую очередь всё несбыточное, исключительное, не подвластное разу му.

Главной же заботой Глинки было правдивое раскрытие сущности происходящих в

самой жизни реальных событий, душевных переживаний человека. В каждом отдельном

явлении он стремился найти общее, типичное, а с др угой стороны, обобщающие мысли

обязательно воплощал в конк ретных образах – полнок ровных, жизненных, реальных. Эт и

Реалистические устремления были присущи русской м у зык е и до Глинки. Но

проявлялись они лишь в частных жизненных наблюдениях и зарисовках. Глинка же

первым из русских композиторов поднялся до больших жизненных обобщений, до

реалистического отражения действительности в целом. Его творчество открыло эпох у

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вторая половина XIX века —пора могучего расцвета русской музыкальной культуры. Главное, что отличало музыкальную жизнь России той поры, —ее демократизация. Музыка из придворных салонов и домашних кружков выходит на концертный простор. Появляются концертные организации, занимающиеся пропагандой музыкального искусства. В театры и концертные залы приходит новая публика: студенты, интеллигенция, мелкие служащие. Нужны были певцы, инструменталисты, педагоги, ведь в России до этого не существовало ни одного специального учебного заведения. В 1862 году в Петербурге была открыта первая в России консерватория. Почти тогда же была организована Бесплатная музыкальная школа. Ее основали глава нового музыкального направления М. А. Балакирев. Ее концерты были центром пропаганды произведений русских композиторов, к которым столичная аристократия привыкла относиться с некоторым пренебрежением. Здесь можно было услышать новинки-только что написанные сочинения молодых русских музыкантов.

(1856 – 1862). В него входили пять композиторов: основатель Милий Алексеевич

Балакирев, Модест Петрович Мусоргский (1839 – 1881),

Читайте также: