Стиль речи педагога сообщение

Обновлено: 03.07.2024

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА

Учитель открывает учащимся не только окно в мир знаний, но и свой собственный внутренний мир, выражает сам себя.

Успех речевого высказывания в определенной сфере общения во многом зависит от того, насколько ярко проявляется индивидуальный стиль говорящего (пишущего).

– Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

Очень часто учитель сочетает это приветствие с невербальными средствами, выражающими внимание, благожелательность, готовность к контакту. Эквивалентом приветствия здравствуйте является выражение доброе утро. Как правило, опытные учителя стараются уже в приветствии задать тон общению, заразить учеников определенным настроением, передать им свое доброжелательное отношение:

Доброе утро, ребята! Сегодня хорошая погода и настроение у вас, я вижу, тоже хорошее.

Вводное предложение я вижу понимается не буквально, а означает скорее, что учитель хотел бы видеть хорошее настроение у ребят.

Если приветствие здравствуйте нейтрально по стилю, то добрый день, доброе утро содержат добавочный оттенок пожелания хорошего, удачного дня.

Одна учительница так начинала свои занятия. Появившись на пороге класса, Г.С. озаряла всех присутствующих доброжелательной улыбкой во время довольно продолжительной паузы. Неторопливость, плавность ее движений подчеркивали значимость приветствия. Затем звучали слова: Доброе утро! Я рада вас видеть! Я рада встрече с вами. Г.С. убеждена (!), что без такого начала не может состояться хороший урок. Не случайно, работая со студентами-практикантами, она особо обращает внимание на то, как нужно приветствовать своих учеников.

Характер обращения – первоэлемента речевого этикета – свидетельствует о желании говорящего вступить с собеседником в речевой контакт. Так как учитель и ученики – коммуникаторы, известные друг другу, у учителя есть свобода выбора таких обращений, которые наиболее соответствуют ситуации общения, возрасту адресата и точнее выражают отношение к адресату – ученику. Обращение – та языковая единица, которая может явно выразить индивидуальный стиль учителя. Обращаясь к кому-либо, мы называем человека в зависимости либо от его социальной роли, либо от его индивидуальных особенностей, либо от своего отношения к нему. В речи учителя обращение может быть формальным, например, ребята, произнесенное с нейтральной интонацией или с интонемой побуждения. Обращение может быть и индивидуальным – личностно окрашенным, дружеским (например, в речи учителя: девчонки, солнышки, гуси-лебеди и т.п.). В педагогическом общении в роли обращения выступают две лексические группы: в основном собственные имена и слова, отражающие социальные отношения. Из богатой системы имен в русском языке чаще в речи учителя используется либо полное, либо нейтральное сокращенное имя:

Нельзя сказать, что в речи учителя отсутствуют обращения, выраженные именами собственными с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Функции таких обращений еще недостаточно изучены, но несомненно, что именно в таких обращениях ярче проявляется индивидуальный стиль педагога.

– Комиссарова Евгения, ваше сочинение лучшее из класса. Могу ли я прочитать его? – Владимир Чичивитов, вы уже выросли из того возраста, чтобы играть на уроке. Займитесь делом.

При обращении к группе учащихся как в средних, так и в старших классах используется обращение мальчики или девочки. Реже – юноши или девушки. Учитель И.А., обращаясь к группе мальчиков-одноклассников, употребляет обращение юноши:

Такое обращение отличает стиль речи И.А. от других. Хотя оно вносит в обращение некоторую чопорность, но, думается, приучает учеников к вежливой форме общения, воспитывает чувство собственного достоинства.

Многочисленные работы в области педагогической риторики, посвященные исследованию речи учителя на уроке, доказали, что она представляет собой образец устной речи научного стиля в его учебно-научной и научно-популярной разновидностях. Это значит – для нее характерны следующие особенности: логичность, аргументированность, избыточность, лаконизм, определенная доля образности, эмоциональность, конкретность. Из языковых средств отмечается нейтральная, отвлеченная, а также экспрессивная лексика, термины, элементы разговорного синтаксиса. В речи учителя часто используются приемы популяризации, наблюдается особый интонационный рисунок.

Все три учительницы подводят к новой теме, но по-разному. И.М. обращается к реальной речевой практике учащихся, использует опору на их жизненный опыт. Саму тему она сделала как бы интригующей, предлагает ученикам догадаться, в чем она состоит. Н.А. четко ставит цели урока, указывая на то, чему конкретно должны научиться школьники на уроке. Е.В. раскрывает практическую значимость нового материала, делая упор на ошибочное использование изучаемого языкового явления в речи.

Ставя цель растолковать учебный материал, заинтересовать им, добиться его усвоения, учитель использует приемы популяризации: сравнение, олицетворение, метафору, аналогию, повтор и др.

Данные приемы помогают учителю выразить свое отношение, свое видение предмета речи, свою индивидуально-творческую природу. Можно сказать, что объяснительная речь учителя – тот жанр педагогической речи, в котором проявление индивидуальности учителя можно считать жанрово-стилевой чертой.

Использование олицетворений, по нашим наблюдениям, – один из самых распространенных речевых приемов популяризации, и этому есть простое объяснение. Олицетворение – троп, состоящий в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ. Когда олицетворяются какие-то научные понятия, они становятся ближе учащимся, понятнее, усвоение идет не только логическим путем, но и эмоционально-образным. Например:

Интересны подбираемые учителями объекты для сравнений и аналогий. То, с чем пытаются сравнить или провести аналогию учителя, часто отражает их вкусы, в том числе речевые, в какой-то степени стиль мышления.

В данном примере учитель для осознания учащимися понятия слова автора использует явление авторства в мире искусства, тем самым возводя речь в ранг произведения искусства. Все это учитель делает, желая прежде всего расширить кругозор учащихся, научить их видеть знакомое в незнакомом, находить и устанавливать сходства. Это говорит и о желании приобщить детей к миру искусства. Кстати, установление межпредметных связей, выход за рамки учебного материала урока, привлечение сведений из различных областей искусства и культуры – отличительная черта современного учителя.

Таким образом, индивидуальный стиль учителя проявляется в предпочтении тех или иных речевых приемов популяризации и конкретной их реализации через языковые единицы с определенной семантикой, синтаксическим строением.

Описание индивидуального речевого стиля учителя явно будет неполным без привлечения такого важного средства воздействия на учащихся, как интонация. Ведь составляющей частью речевого поведения педагога является интонационный стиль, проявляющийся в отборе интонационных средств педагогического воздействия.

Интонация речи, пожалуй, больше других языковых средств и единиц способна передать индивидуальность говорящего, дать психологический портрет личности. Интонация – это еще и важный компонент организации устного текста как произведения определенного жанра и стиля (по интонации мы безошибочно отличаем разговорную речь от информационной, педагогическую от сценической и т.д.).

К общим интонационным характеристикам объяснительной речи педагога относятся повышенная громкость, высокий участок диапазона, замедленный темп произнесения новых терминов, использование интеллектуальных и волюнтативных интонем. Однако своеобразное сочетание интонационных элементов, предпочтение того или иного варианта интонем делает речь учителя индивидуально окрашенной и позволяет говорить об индивидуально-стилевых чертах в интонационном оформлении высказываний. Приведем пример. Индивидуальная особенность интонации учителя И.М. проявляется в том, что для выделения главного она использует изобразительные интонемы, то есть предпочитает вариант интонемы важности с заметным повышением частоты основного тона и удлинения ударного гласного:

Изобразительные интонемы присутствуют в художественном интонационном стиле языка, поэтому интонации речи И.М. напоминают сказовую. Общий спектр речи теплый, светлый.

Интонационный стиль другого учителя, Е.В., отличается плавной методикой, мягким тембром, продолжительными паузами. Интонема важности реализуется в речи Е.В. чаще путем удлинения ударных гласных при незначительном повышении тона:

Общий темп речи Е.В. замедленный. Мягкость голоса, вкрадчивый тон создают своего рода камерную обстановку общения с благоприятной атмосферой для учеников.

Индивидуально-стилевые черты в интонационном оформлении речи учителей делают их высказывания разными, непохожими друг на друга, и в этом их коммуникативная ценность.

Мы коснулись только некоторых сторон речевого поведения учителя, очевидно, что проблема требует более глубокого изучения. Отбирая конкретные речевые средства, педагог реализует себя как творческую личность, передает учащимся свое миропонимание, выражает свою профессионально-личностную позицию. Поэтому нужно очень внимательно относиться к этому аспекту профессиональной речи учителя.

Литература для учителя, интересующегося этими вопросами

1. Лингвистический энциклопедический словарь.
М.: Наука, 1990.
2. Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. М.: Флинта; Наука, 1998. 3. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля.
М.: Изд-во МГУ, 1970.
4. Кожина М.Н., Титова Л.М. К вопросу об авторской индивидуальности в научном стиле речи // Исследования по стилистике. Вып. 5. Пермь, 1976. С. 110–120.

Особенности педагогического общения, качества педагога, от которых зависит стиль педагогического общения. Этапы подготовки речи преподавателя, качество голоса учителя и основные требования к нему. Признаки культуры речи педагога и его выразительность.

Рубрика Педагогика
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 28.06.2015
Размер файла 17,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

КУЛЬТУРА РЕЧИ УЧИТЕЛЯ

Культура речи педагога - это речевая мастерство, умение выбрать стилистически уместный вариант внятно и доходчиво излагать мысль. Культура речи педагога, как и любого интеллигентного человека, предполагает высокий уровень общей культуры и любовь к родному языку. Педагог, обладающий эстетической привлекательностью голоса, богатством, содержательностью и образностью речи, способен плодотворно решать учебно-воспитательные задачи. Важное значение имеют сила, тембр, мелодичность, а также искренность и естественность речи.

В чем же заключаются особенности педагогического общения

Речь учителя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для ученика речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще. В силу этого особое внимание следует обратить на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания.

Рядом психологов и методистов используется термин “стиль педагогического общения” - это совокупность поведенческих реакцией, в которых проявляются качества личности учителя, манера общения педагога с детьми, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности. Стиль педагогического общения зависит от индивидуальных качеств преподавателя : психических свойств личности, интеллекта, а также от той ролевой установки, которую определяет для себя педагог. Нет общепринятой классификации стилей педагогического общения. Наиболее распространены следующие:

1) общение - устрашение (учитель подавляет детей, диктует свои условия, играет роль “деспота”, “диктатора”);

2) общение - заигрывание (учитель, неуверенный в своих знаниях и педагогическом мастерстве, как бы пытается заключить “сделку” с учениками);

3) общение с четко выраженной дистанцией (учитель постоянно подчеркивает разницу между собой как более опытным, знающим, понимающим и учениками, которых он воспринимает как учащихся, обязанных его слушаться;

4) общение дружеского расположение (учитель выступает в роли старшего друга, приятеля, более знающего, желающего прийти на помощь ученику);

5) общение совместной увлеченности (учитель и ученики - коллеги, вовлеченные в процесс интеллектуальной совместной деятельности на уроке).

Лишенные крайностей, эти стили могут применяться в разных ситуациях общения в зависимости от конкретных обстоятельств.

Этапы подготовки речи

Для успешности своих выступлений Учитель подготавливает свою речь поэтапно.

1 этап. Знакомство с предметом предстоящего выступления и формировка темы.

осуществляется на данном этапе переход от общей установки к знакомству с проблемой и отбору информации. Углубленное изучение того или иного вопроса позволяет формулировать тему предстоящего выступления.

2 этап. Формулировка цели выступление и сопостоновка плана.

После знакомства с необходимым материалом, следует переходить к определению своей позиции и формулировки цели высказывания

На основе глубокого освоения предмета предстоящей речи и сформулированной цели готовится план, который должен логически развивать основные положения и выступления. Схема рассуждения: тезис - доказательство - вывод.

3 этап. Формирование текста выступления.

Здесь продолжается процесс отбора информации, доказательств, примеров, иллюстраций, раскрывающих основные положения плана. Существуют различные точки зрения по поводу предварительного написания текста. Исходить надо из конкретных условий: уровня подготовки и опыта учителя, сложности материала в основе выступления, степени его освоения, ситуация общения и специфики аудитории. Следует учитывать, что любое выступление должно содержать достаточно яркие и убедительные примеры, иллюстрирующие анализируемые вопросы, с соблюдением правил цитирования.

4 этап. Работа над речевой стороной выступления.

Опираясь на знания русского языка, на этом этапе следует выбирать языковые средства, наиболее полно соответствующие теме, цели и конкретной ситуации общения. Такая работа предполагает строгое следование нормам русского языка. Новые и непонятные слова следует проверить по словарю и уяснить их лексическое значение.

5 этап. Редактирование и запоминание выступления. Начинается обработка по двум направлениям:

1) проверка содержательно - композиционной стороны (глубина информации, полнота, логичность, убедительность);

2) оценивается не только соответствие речи нормам литературного языка, но основным коммуникативным качествам.

Написанный текст должен быть сжат до основных моментов, которые могут быть представлены в виде тезисов ,и направлять течение речи. Такой развернутый план помогает говорящему запомнить композицию своего выступления, последовательность развития мыслей. Запоминание также облегчается и предварительной психологической подготовки.

6 этап. Психологическая подготовка.

После того как выступление сформировано, целесообразно провести репетицию, которая поможет проверить подготовленный материал, провести хронометраж, внести необходимые уточнения и исправления, выбрать нужные интонации.

7 этап. Сохранение информации (архив, библиография).

Культура умственного труда предполагает определенные правила работы с источниками информации и собранным материалом. У каждого работника умственного труда есть рабочий архив. Обычно он включает личную библиографическую картотеку и различного рода выписки.

Качество речи учителя

Одной из составляющих культуры речи является и Качество голоса учителя.

Голос - важнейший элемент техники речи. Для учителя он является основным средством труда. К голосу учителя предъявляется ряд требований, которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности.

1. Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью.

2. Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.

3. Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, “отдавать” слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т.е. голос должен обладать полетностью.

4. Голос, - как уже было сказано, - основное орудие педагогического воздействия, поэтому с его помощью учитель должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения.

5. Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым.

Исходя из данных требований, можно сказать, что важнейшим профессиональными качествами голоса учителя являются благозвучность, гибкость, полетность, выносливость.

Развитие всех качеств голоса представляет собой комплексный процесс, который называется постановкой голоса.

Дикция - четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков.

Дикция является одним из обязательных элементов техники речи, особенно важна для учителя, поскольку его речь является образцом. Кроме того, без дикции просто невозможна нормальная коммуникация. Нечеткая артикуляция приводит к неявной речи и затрудняет понимание слушателями говорящего. Работа над дикцией учителя заключается в изучении артикуляционных характеристик звуков и тренировочных упражнениях, позволяющих выработать хорошую дикцию. (Скороговорки, упражнения для губ) речь культура педагог выразительность

Понятие выразительности речи

Речь педагога должна быть обязательно наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, которое можно назвать выразительностью. Она является таким же обязательным элементом, как, например, техничность, дикция. Это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика условие контакта собеседников и т.д.

Перед учителем стоит серьезная задача он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создает, прежде всего при помощи нашего языка. Язык учителя должен быть для учащихся эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и точнейшего инструмента учитель развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.

Богатый лексический состав языка является заметным признаком культуры речи педагога. Однако богатство языка определяется не только количеством слов, но и возможностью использовать их в нескольких значениях. Лексическое богатство языка дает возможность выражать разнообразные чувства и мысли.

Важным признаком культуры речи является точность что, как и выразительность речи достигается использованием различных языковых средств. Обе эти черты помогают разнообразить способы выражения мысли, добиваться правильности и избегать монотонности речи.

Одним из необходимых требований к речи в процессе педагогического общения является простота и краткость как важные признаки устного высказывания. В речи преподавателя должны преобладать простые, неосложненные предложения, которые легче воспринимаются студентами/учениками. Речь педагога должна быть живым и выразительным, и самое главное - правильным. Грамматическая правильность речи - это нормативность и употребления форм слов, в построении словосочетаний и предложений.

Большое значение для устной речи имеет интонация. Она бывает двух видов: логическая и эмоционально-экспрессивная. Цель первой - выделить определенные слова и предложения, высказывания, имеющие смысловую нагрузку; цель второй - помочь преподавателю передать свои чувства, свое отношение к тому, что рассказывается.

Подобные документы

Понятие о культуре и стилях речи. Особенности официально-делового, научного и художественного стилей. Требования к речи педагога. Речевая культура воспитателя как условие повышения развития речи дошкольника. Тренинг как метод активного обучения.

курсовая работа [45,8 K], добавлен 25.11.2014

Общие задачи педагогической деятельности. Оценка совместимости учебной и воспитательной деятельности учителя. Анализ профессиональных и личностных качеств педагога. Значение культуры речи в педагогической деятельности, личностно-гуманная модель общения.

курсовая работа [41,3 K], добавлен 31.05.2014

Определение понятия педагогического общения. Взгляды зарубежных и отечественных психологов на проблему стилей педагогического общения. Значение индивидуального стиля общения как средства повышения коммуникативности педагога. Выбор стиля общения.

курсовая работа [52,5 K], добавлен 19.09.2016

Понятие о педагогическом общении. Функции педагогического общения, их характеристика и средства. Стиль педагогического общения и стиль руководства как предпосылка продуктивного взаимодействия педагога и учащегося. Стратегии преодоления конфликтов.

курсовая работа [64,1 K], добавлен 10.10.2013

Создание условий для правильного развития речи детей раннего возраста. Культурные и методические требования к качеству речи педагога. Развитие эмоционального общения со взрослым детей раннего возраста. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи.

курсовая работа [62,0 K], добавлен 01.11.2013

Понятия педагогического общения. Стили общения. Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога. Средства развития коммуникативности. Планирование педагогического общения и подготовка к нему. Технология общения.

курсовая работа [56,0 K], добавлен 21.12.2008

Исследование сущности, структуры, функций и критериев коммуникативной культуры преподавателя. Характеристика необходимости деятельностного подхода в процессе совершенствования культуры педагога. Анализ основных компонентов модели педагогического общения.

Гост

ГОСТ

Культура речи педагога – это одно из его важнейших профессиональных качеств.

Понятие культуры речи педагога и ее компоненты

Общая культура человека, наиболее ярко проявляется в его речи. Манера выражать собственные чувства и мысли, в определенном смысле является визитной карточкой каждого человека, а также характеризует его как профессионала в конкретном виде деятельности. Именно речь формирует первое впечатление о человеке. Поэтому каждому педагогу крайне важно развивать и совершенствовать собственную речь еще с момента обучения в ВУЗе.

В профессиональной культуре речи педагога принято выделять три основных профессиональных компонента:

  • Нормативный компонент – определяет речевую правильность произношения слов.
  • Коммуникативный компонент – представляет собой способность воспринимать и понимать речь собеседника.
  • Этический компонент – представлен уместностью и правомерностью высказываний в соответствии с ситуацией

Должностное положение педагога довольно часто не позволяет ему заниматься непосредственно развитием собственной профессиональной речи. Это связано с большой загруженностью и дефицитом свободного времени. Уверенность в том, что учащиеся в силу своего положения, в любом случае обязаны выслушать речь педагога и постараться понять ее содержание, приводит к тому, что некоторые учителя имеют низкий уровень культуры речи. Впоследствии такая речь входит в привычку, что негативно сказывается на авторитете педагога и эффективности преподавания. Не все педагоги понимают, что их речь является мощным средством управления учащимися и их основным профессиональным инструментом.

Таким образом, культура речи педагога представляет собой культуру мыслей педагога, уровень его профессионализма и нравственных качеств.

Нормы и правила культуры речи педагога

Высокая культура речи педагога представлена умением правильно, выразительно и точно излагать собственные мысли посредством языка.

Готовые работы на аналогичную тему

Для того, чтобы речь педагога была достаточно культурна и в то же время насыщена, необходимо придерживаться следующих правил и норм:

  1. Содержательность – речь педагога, должна быть продуманной, сжатой, но при этом максимально информативной. В том случае, если речь педагога немногословна, но при этом содержательна, то это свидетельствует о высокой культуре и развитости мышления.
  2. Логичность – педагог должен уметь излагать собственные мысли логично и обоснованно, высказываемые положения обоснованы, последовательны, взаимосвязаны и непротиворечивы.
  3. Доказательность – приводимые педагогом в разговоре довод должны быть обоснованы, достоверны и по существу, всё, о чем говорится носить реальный и объективный характер.
  4. Убедительность – цель речи педагога заключается в том, чтобы убедить собеседника в правильность тех сведений, которые он сообщает. Данное убеждение необходимо закрепить и укоренить в сознании каждого ученика. Для этого следует учитывать психологические характеристики учащихся, их системы ценностей и взглядов, уметь обращаться не только к разуму, но и к совести, иллюстрировать собственную речь яркими и доступными практическими (жизненными) примерами.
  5. Ясность – речь педагога должна быть четкой, спокойной, сдержанной и иметь умеренный тон. В том случае, если речь слишком быстрая или напротив медленная, то ее сложно воспринимать собеседникам. Тусклая и невыразительная речь, не способна качественно передать идеи и мысли, их содержание и значимость.
  6. Понятность – в процесс разговора необходимо использовать только понятные собеседнику термины и слова. Также следует убеждаться в том, что речь понятна учащимся, и они понимают именно тот смысл, который вкладывает в нее педагог.
  7. Чистота речи – выражается отсутствие в ней чуждых литературному языку элементов и тех, которые отвергаются нормами нравственности.

Факторы, оказывающие негативное влияние на культуру речи педагога

Негативное влияние на культуру речи оказывают:

  • Диалектизмы – это слова, представленные местными или территориальными говорами и диалектами.
  • Варваризмы – иностранные слова, которые включаются в речь без необходимости и тем самым нарушают смысл сказанного.
  • Жаргонизмы – слова, присущие конкретным социальным или профессиональным группам.
  • Вульгаризмы – представлены бранными и ругательными словами, которые унижают честь и достоинство человека.
  • Слова-паразиты – часто повторяемы слова, которые заслоняют общий смысл сказанного.
  • Междометия – различные неуместные звуки и слоги.
  • Канцеляризмы – слова и обороты, которые являются типичными для делового стиля общения и неуместными в профессиональной речи педагога.
  • Штампы – шаблонные и избитые фразы, которые часто употребляются, иногда и не к месту.
  • Малоизвестные слова, словосочетания, термины и т.д. – их использование не позволяет понять суть и содержание сказанного. В том случае, если избежать их применения невозможно, то после употребления необходимо дать им полное и понятное объяснение.

Для того, чтобы избежать данных факторов, необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Говорящий должен соблюдать самостоятельность мышления, то есть излагаемый педагогом материал должен быть понятен и педагогу, и учащимся.
  2. Неравнодушие к тому материалу, который педагог излагает перед учащимися.
  3. Хорошее знание языка, богатый словарный запас, развитые коммуникативные навыки.

Таким образом, педагогу, для овладения культурой речи необходимо проведение систематических речевых тренировок. Для этого следует как можно чаще выступать перед аудиторией, а также посещать выступления других ораторов (открытые занятия, семинары, конференции и т.д.), с целью получения от них опыта. Кроме того, следует сформировать психологическую целевую установку на выразительность своей речи. Речь педагога должна свидетельствовать о его уважительном отношении к окружающим. Только при этих условиях он сможет в совершенстве владеть культурой речи - одним из важнейших профессиональных качеств.

Статья посвящена психолингвистическому анализу стилевого разнообразия педагогической речи. Рассматриваются стили педагогического общения, основные требования к эффективной речи педагога, обсуждаются особенности влияния стиля педагогического общения учителя на результативность учебной деятельности обучающихся. Выделены и описаны основные стили речи. Проанализированы представления о речевой культуре педагога как основного инструмента культуры в целом. Освещено содержание педагогической речи педагога.

Ключевые слова: профессиональная речь педагога, индивидуальный стиль речи, эффективность педагогической речи, профессиональное выгорание, стилевое разнообразие профессиональной речи.

K. Shipilova

FEATURES OF DIVERSITY STYLES OF PEDAGOGICAL SPEECH AS SYNDROME OF PROFESSIONAL BURNOUT

The article is devoted to the psycholinguistic analysis of the stylistic diversity of pedagogical speech. The article considers the styles of pedagogical communication, the main requirements for effective speech of a teacher, and discusses the features of the influence of the teacher’s pedagogical communication style on the effectiveness of students ‘ educational activities. The main speech styles are highlighted and described. The article analyzes the ideas about the teacher’s speech culture as the main tool of culture in General. The content of the teacher’s pedagogical speech is highlighted.

Keywords: cprofessional speech of a teacher, individual style of speech, effectiveness of pedagogical speech, professional burnout, style diversity of professional speech.

Функционально, стиль педагогической речи учителя обусловливает усвоение учебных знаний учеников, а также влияет на психологический контекст языкового сознания учащихся, стимулируя или наоборот, препятствуя его формированию. Эмоционально стабильное состояние педагога способного адекватно регулировать его в соответствии с возникающими коммуникативными учебными ситуациями создает позитивный психологический контекст педагогического общения. Эмоционально нестабильные педагоги, с признаками профессионального выгорания, формируют в ходе общения негативный психологический контекст. В связи с этим, изучение особенностей стилевого разнообразия речи как признака профессионального выгорания педагога является актуальной психолингвистической задачей.

Следует отметить, что, индивидуальные особенности стилевого разнообразия педагога определяются его личностными характеристиками и качествами. Также на стилевое разнообразие оказывают влияние условия педагогической деятельности, а именно: совокупность задач, средств и способов педагогической деятельности и общения, а также ритм работы, характерные и устойчивые для данного учителя [Лузина, 2003].

Индивидуальный стиль речи – показатель высокого уровня педагогического мастерства, высокого уровня владения профессиональной речью, так как выбор речевых средств, раскрывающий индивидуальный профессиональный подход, предполагает знание учителем всего богатства этих средств и знание своей индивидуальной риторической природы. Индивидуальный стиль избирается учителем потому, что приносит наибольшее удовлетворение в работе. В.А. Кан-Калик отмечает, что уровень педагогического мастерства зависит от того, насколько высока степень освоения приемов и методов учителем на индивидуально-творческом уровне [Кан-Калик, 1997].

Тот или иной речевой стиль проявляется в специфических речевых клише. Применительно к педагогической речи наиболее функциональными выступают научный, художественный и разговорный стили. Ниже приведены примеры стилевых речевых клише педагогов, зафиксированных в протоколах учебных коммуникативных ситуаций (Таблица 1).

Таблица 1

Примеры стилевых речевых клише педагогов

Можно выделить следующие стилистические черты (признаки) научной речи: объективность (изложение разных точек зрения на проблему, отсутствие субъективизма при передаче научного содержания, безличность языкового выражения); логичность (последовательность и непротиворечивость изложения); доказательность (аргументация определенных положений и гипотез); точность (использование терминов, однозначных слов, четкое оформление синтаксических связей в предложении и тексте); сжатость и информационная насыщенность (использование видов компрессии научного текста); обобщенность и отвлеченность суждений (использование общенаучной лексики, существительных с абстрактным значением), безличность и абстрактность высказывания (употребление особых грамматических форм: преобладание возвратных и безличных глаголов, использование 3-го лица глагола, неопределенно-личных предложений, пассивных конструкций); стандартизация средств выражения (использование речевых клише научного стиля для оформления структуры и компонентов научной работы, а также жанров аннотаций, рефератов, рецензий и др.).

Разговорный стиль речи имеет свои фонетические, лексические и грамматические особенности. Характерной чертой разговорной речи является ее лексическая разнородность. Это объясняется тематическим разнообразием разговорной речи. Э.Г. Скибицкий писал, что в состав разговорного стиля входит: литературно-разговорный стиль. В нем используются общепринятые слова, соответствующие нормам литературного языка; разговорно-просторечный стиль. Ему свойственны слова и обороты, которые отклоняются от литературной нормы, имеют оттенок стилистической сниженности; вульгарно-просторечный. Это социальная разновидность речи, отличающаяся употреблением экспрессивно окрашенных слов и выражений [Скибицкий, 2018]. Ширяев Е.Н. выделил основные признаки разговорного стиля: разговорная речь спонтанна, неподготовлена; разговорная речь используется в неофициальной обстановке; в ходе разговорной речи говорящие непосредственно (субъективно) участвуют в коммуникации [Ширяев, 1982].

К языковым особенностям разговорной речи относятся: использование внелексических средств: интонация – фразовое и эмфатическое (эмоционально-выразительное) ударение, паузы, темп речи, ритм и т.д.; широкое употребление обиходно-бытовой лексики и фразеологии, эмоционально-экспрессивной лексики (включая частицы, междометия), разных разрядов вводных слов; своеобразие синтаксиса: эллиптические и неполные предложения различного типа, слова-обращения, слова-предложения, повторы слов, разрыв предложений вставными конструкциями, ослабление и нарушение форм синтаксической связи между частями высказывания, присоединительные конструкции и т.д.

Итак, стилевое разнообразие профессиональной речи педагога заключается в адекватном употреблении функциональных речевых стилей к актуальной учебной коммуникативной ситуации. Нормальное психоэмоциональное состояние педагога создает внутренние условия для стилевых переходов учителя в ходе педагогического общения с учениками. У эмоционально выгоревших педагогов чье внутреннее состояние характеризуется нестабильностью и требует повышенного самоконтроля, стилевые переходы затруднены. Подобный эффект возникает вследствие негибкости, нединамичности эмоциональной сферы учителя. В данных обстоятельствах специалист не может использовать тот или иной функциональный стиль адекватно в возникающей учебной коммуникативной ситуации.

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы. В профессиональном общении педагог демонстрирует стилевое разнообразие, которое выступает важным условием эффективности его речи. Педагоги в рамках психологической нормы в своей речи используют разные стили речи, соответствующие актуальности учебной коммуникативной ситуации. Таким образом происходит речевая адаптация к целевой аудитории, т.е. к ученикам.

Педагоги, подверженные эмоциональному выгоранию, не проявляют адаптивности в стилевом разнообразии речи. Психоэмоциональное состояние таких педагогов характеризуются повышенным самоконтролем, блокированием стилевых переходов, что это проявляется в их профессиональной речи. Педагог фокусируется только на одном стиле речи, который становится доминантным для всех учебных коммуникативных ситуаций.

Литература:

Читайте также: