Степной цикл кузнецова сообщение

Обновлено: 04.07.2024

П. Кузнецов. Мираж в степи.
1912. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Обратившись к изображению восточного быта, П. Кузнецов сделал его свободным и загадочным, как сама природа.

Мы уйдем без следа — ни имен, ни примет.
Этот мир простоит еще тысячи лет.
Нас и раньше тут не было — после не будет.
Ни ущерба, ни пользы от этого нет.

П. Кузнецов. Автопортрет с музой.
1906. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Художники получили право на деформацию изображения природы, чтобы освободить творчество от копирования окружающего мира. Искусство в это время все больше становилось независимым, а художник — шаманом, пользующимся магией природы и повергающим зрителя в транс.

Именно музыка, с ее текучестью, переменчивостью, не застывающими значениями слов, была близка мастерам авангарда, которые стремились уподобить ей свое творчество. По словам французского композитора Клода Дебюсси, только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию.

В восточных картинах Павла Кузнецова гармония цветовых форм и интервалов создает своеобразную певучесть, чистое звучание волшебно играющих и переливающихся красок.

Музыка живописи П. Кузнецова родственна музыке Клода Дебюсси. Общее в них — сонорное (от лат. sonorus — звучный, шумный) мышление, которое дает возможность изобразить звуки внешнего мира, создает новую звуковую реальность.

Клод Дебюсси

На полотнах Павла Кузнецова художественный язык, очищенный от схематизма и риторики, также передает ощущение ирреальности. Кажется, если долго смотреть на его картины, можно услышать шорох травы, шум дождя, легкие шаги, тихие хлопоты по хозяйству и другие вечные звуки.

И художник, и композитор незаметно для зрителя балансируют между природой и человеком, не позволяя никому взять верх. В их творчестве нет необузданной стихии, приливов и отливов страстей, как будто природа, выпущенная на волю романтиками, теперь вошла в новое русло. Это новое течение в какой-то мере можно рассматривать как своеобразное возрождение. Конечно, не такое великое и мощное, как микеланджеловское, но если опять-таки прибегнуть к сравнению с музыкой, то здесь звучит не симфонический оркестр, а небольшой камерный ансамбль, который вдохновенно играет музыку будущего.

Павел Варфоломеевич родился в 1878 году в семье саратовского иконописца. Глядя, как отец трудится в своей мастерской, мальчик также заинтересовался живописью и начал путь художника в саратовской Студии живописи и рисования.

П.В. Кузнецов (1878–1968).

После путешествия по Средней Азии и Заволжским степям главной темой творчества художника на многие годы стал Восток с его завораживающими степными пейзажами и бытом кочевников. Не меньшее влияние на Кузнецова оказали и другие поездки, в частности в Армению, на Кавказ, в Крым, Азербайджан, Париж. Его излюбленными жанрами был натюрморт и пейзаж.

Параллельно с занятием живописью Кузнецов занимался театральными декорациями, преподавал в Государственных свободных художественных мастерских, трудился профессором во ВХУТЕМАСе и затем во ВХУТЕИНе. С приходом советской власти он работал в отделе ИЗО Наркомпроса.

Ушел из жизни Павел Варфоломеевич в 1968 году в почтенном 89-летнем возрасте.

Творчество живописца

Ранняя живопись

В первые же годы творческой деятельности Кузнецов показал себя смелым новатором, который не боялся выражать свои чувства и мировоззрение в картинах. Одним из его первых экспериментов стала роспись церкви Саратова, которой он занимался вместе с художниками Петровым-Водкиным и Уткиным. Молодые люди решили дать волю порывам своей души и отошли от канонов традиционной росписи. Хотя эксперимент закончился плачевно (общество с гневом уничтожило их работу), все трое приобрели прекрасный опыт в поиске своего живописного языка.

Исследуя тему рождения, художник даже какое-то время работал акушером. Эта работа помогла ему осознать, что физическая сторона вопроса интересует его куда меньше, чем духовная. По этой же причине Кузнецов предпочитал мягкие голубые тона, которые символизировали для него воплощение высшей духовности.

Восточные мотивы

В восточном цикле художник проявил себя искусным колористом, в картинах которого органично сочетаются самые нежные оттенки. Одновременно с этим его произведения сохраняют величественность, монументальность, что и является стержнем его особого художественного стиля.

Аукционные рекорды, цена картин Кузнецова

Чтобы узнать, сколько стоят картины Кузнецова сегодня, рассмотрим ряд примеров продаж на аукционах.

На аукцион холст вышел с эстимейтом 250-500 тыс. фунтов и был продан за 333 тыс. фунтов (447 тыс. долларов).

На первом из этих полотен эффектно запечатлен букет цветов в вазе, отражающийся в полированной поверхности рояля, и портрет Елены Михайловны Бебутовой — любимой жены и музы художника. Этот портрет мастер создал в 1922 году. В данном произведении художник изобразил предметы, которые являлись его излюбленными атрибутами в других картинах: ваза, портрет супруги и ноты для занятий. В 2014 году натюрморт был продан на MacDougall`s за 338 тыс. фунтов (565 тыс. долларов) при эстимейте 200-300 тыс. фунтов.

Второй натюрморт продали на Sotheby`s в 2007 году за 288 тыс. фунтов (597 тыс. долларов) при эстимейте 200-300 тыс. фунтов. Эта работа также символизирует период, когда художник начал проявлять интерес к натюрмортам под влиянием изучения коллекции Сергея Ивановича Щукина.

Живописный шедевр представили с эстимейтом 1,9-3 млн фунтов, что вполне себя оправдало. Цена ухода на торгах составила 2,4 млн фунтов (3,9 млн долларов).

Что влияет на цену, где и как продать картину Кузнецова, рассмотрим в следующем разделе.

Как оценить и продать картину Кузнецова

От чего зависит цена конкретной работы

Стоимость картины заметно повышается, если она представляет значительную ценность для общества. Например, если ее неоднократно экспонировали на выставках, продавали в известные галереи или коллекции, если она является примером важных творческих циклов Кузнецова, печаталась на обложках, открытках, марках, стала поводом для шумихи или представляет собой редкий экземпляр почти уничтоженного наследия мастера. Эти и им подобные факты позволяет выявить экспертиза картины Кузнецова.

Как провести экспертизу картины Кузнецова

Провести такое исследование помогут, например, в независимом научно-исследовательском центре экспертизы. По вашему желанию специалисты центра могут исследовать как отдельный аспект (установить подлинность), так и изучить произведение с разных сторон.

Где и как продать картину Кузнецова

Продажа дорогой картины требует и соответствующего покупателя, готового за нее платить. Наш сайт посещает именно такая аудитория, которой вы можете показать полотно Кузнецова. Для этого рекомендуем ознакомиться с информацией о продаже картин.

Художник Кузнецов Павел Варфоломеевич



Сбор винограда. 1907 г

Художник Кузнецов Павел Варфоломеевич


Натюрморт с цветами и фруктами. 1910-е

Художественный дар сочетался в Кузнецове с неиссякаемой энергией души, в конце концов выразившимися в поразительном творческом долголетии мастера мирового уровня.

Художник Кузнецов Павел Варфоломеевич


Весна в Крыму 1910 ГРМ

Художник Кузнецов Павел Варфоломеевич


Сбор плодов. 1913—1914

Художник Кузнецов Павел Варфоломеевич


Гадание 1912

Художник Кузнецов Павел Варфоломеевич


Стрижка баранов 1912 ГРМ

Художник Кузнецов Павел Варфоломеевич


В степи 1913 ГТГ

Художник Кузнецов Павел Варфоломеевич


Бухарский мальчик 1912-1915

Художник Кузнецов Павел Варфоломеевич


Балкон 1918

Художник Кузнецов Павел Варфоломеевич


Кузнецов П В 1920 Портрет Е Бебутовой, жены художника (част собр).

В сети не нашла этого цикла. Если у кого-нибудь есть, добавьте, пожалуйста!

Все, кто знал Кузнецова, отмечали его удивительную способность всегда видеть пространство картины в целом. Находясь под влиянием Борисова-Мусатова, он часто переосмыслял сны и мечты, которые смешивались с реальностью. Плоскостно-линейные ритмы, мерцающий колорит создавали аналогию с музыкальным, литературным символизмом. В картинах так называемой "степной" или киргизской серии Павел Кузнецов умело сочетал декоративную обобщенность и тонкую градацию цветовых оттенков. Этот удивительный художник всегда склонялся к монументальности и даже пробовал использовать в своих станковых картинах технику настенных росписей, в частности секко. В его картинах есть поэзия и динамика, они полны воздуха и света. И хотя в них нет ничего вызывающего, они очень оригинальны, неординарны. Сразу бросается в глаза независимость - независимость цветовых соотношений, цвета, тона и т. д.
В 1947 году Кузнецов вернулся к преподаванию в Строгановском училище, где его назначили заведующим кафедрой монументальной живописи.

В последние десятилетия он написал много пейзажей, натюрмортов и портретов с натуры. Особенно полюбил он Прибалтику.

Натюрморты Кузнецова часто сравнивают с натюрмортами Сарьяна. Но Сарьян любил контрастные сочетания красок, а Кузнецов добивался особого внутреннего свечения, "благоухания" полутонов, которые создают впечатление, будто цветы рождаются из самого красочного пространства полотна.

Одному из молодых художников Павел Кузнецов сказал:

- Определение темного и светлого, взаимоотношение средних тонов - как и в музыке: тона, полутона, высокие ноты, низкие. Холст должен жить в насыщенности присущих характеристик, изобразительного внимания.

Это было его художественным кредо на протяжении всей жизни.

Павел Кузнецов умер 21 февраля 1968 года.
В Саратове есть его Дом-музей, в экспозиции которого находится несколько сотен артефактов, переданных Саратову потомками Павла Варфоломеевича.

Вот еще несколько его работ.

Художник Кузнецов Павел Варфоломеевич


Спящая в кошаре 1911, темпера

Художник Кузнецов Павел Варфоломеевич


Восточный мотив 1913-1914

Художник Кузнецов Павел Варфоломеевич


Степной пейзаж с юртами 1913 ГРМ акварель

Художник Кузнецов Павел Варфоломеевич


Натюрморт с подносом. 1913. Холст, масло 1913

Художник Кузнецов Павел Варфоломеевич


Утро 1916

Художник Кузнецов Павел Варфоломеевич


Натюрморт 1919

Художник Кузнецов Павел Варфоломеевич


Скала у реки 1923

Художник Кузнецов Павел Варфоломеевич

Художник Кузнецов Павел Варфоломеевич

Художник Кузнецов Павел Варфоломеевич


Дорога в Алупку 1926 Саратовский м. им. А.Н.Радищева

Художник Кузнецов Павел Варфоломеевич


Бухарский натюрморт

Художник Кузнецов Павел Варфоломеевич


Уборка капусты 1930 масло

Художник Кузнецов Павел Варфоломеевич


Цветы 1939

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Но пока Павел Кузнецов блестяще сдаёт вступительные экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, и его учителями становятся Константин Коровин и В алентин Серов. Во время учёбы у Кузнецова появилось много друзей и единомышленников.

Взрыв негодования

В 1902 году совместно с К узьмой Петровым-Водкиным и Петром Уткиным он получил заказ на роспись церкви Казанской Божией Матери в Саратове. Вполне понятно, что талантливая молодёжь, находясь на острие художественной мысли, решила вольно обойтись с церковными канонами. В итоге их работы вызвали взрыв общественного негодования, а росписи были уничтожены.

В 1906 году по приглашению Сергея Дягилева Кузнецов ездил в Париж, где посещал частные художественные студии, и его работы приняли участие в выставке русского искусства. Творения Кузнецова настолько понравились, что художника пожизненно выбирают членом Осеннего Салона…

Творческий кризис

Но как ни удивительно, именно в это время в творчестве художника наступает кризис. Критики всё чаще и чаще обращают внимание на повторы и начинают говорить, что похоже подающий надежды мастер исчерпал себя. Неизвестно чем бы это закончилось, если бы не его поездки в Заволжские степи и Среднюю Азию.

Советский период

Работы конца 1920 — начала 1930-х были последним, третьим пиком взлёта творчества Кузнецова…

Творчество Кузнецова

Как-то в период своей работы педагогом в Московском институте изобразительных искусств Павел Кузнецов сказал одному из молодых художников:

— Определение тёмного и светлого, взаимоотношение средних тонов — как и в музыке: тона, полутона, высокие ноты, низкие. Холст должен жить в насыщенности присущих характеристик, изобразительного внимания…

Тут, как говорится не убавить, не прибавить. Ведь это было его художественным кредо на протяжении всей жизни. Павел Кузнецов умер 21 февраля 1968 года.

Вместо посткриптума . В Саратове есть его Дом-музей, в экспозиции которого находится несколько сотен артефактов, переданных Саратову потомками Павла Варфоломеевича Кузнецова.

В Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке сегодня открывается выставка, на которой представлены 230 произведений живописи и графики выдающегося художника Павла Варфоломеевича Кузнецова (1878–1968)

ГТГ, 3 сентября – 13 декабря 2015
Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12

Выставка призвана показать подлинный масштаб дарования Павла Кузнецова и дать возможность почувствовать непреходящую гармонию его творений. Некоторые работы современный зритель увидит впервые; многие из них прошли очень сложную реставрацию, обусловленную спецификой кузнецовских поисков монументальности, приближения техники станковой живописи к фресковой.

Читайте также: