Стенвейк натюрморт с черепом сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Особенности жанра ванитас

Ванитас, как и другие поджанры натюрморта, тесно связан с аллегорией. Каждый предмет, изображенный на картине, здесь имеет символическое значение, в завуалированной форме намекает зрителю о бренности человеческой жизни.

Для усиления эмоционального воздействия на зрителя на многих картинах можно отчетливо рассмотреть философские фразы на латыни, в том числе:

На картинах, написанных в жанре ванитас, очень редко встречаются изображения человеческих фигур, а всевозможные объекты, в большинстве случаев, расположены хаотично. Помимо живописи, этот жанр также используется в других видах изобразительного искусства: скульптуре, гравюре, а также в ювелирном деле, но гораздо реже.

Основные символы жанра веритас и их толкование:

  • череп — неизбежность смерти;
  • гнилые фрукты — увядание жизни, наступление старости;
  • увядающие цветы — скоротечность жизни;
  • зеленые ветви и ростки зерна — напоминание о круговороте жизни и ее возрождении после смерти;
  • улитка — человеческая лень, один из семи смертных грехов;
  • мыльный пузырь — уязвимость жизни;
  • погасшая свеча — покинувшая этот мир человеческая душа;
  • карты, кости, шахматы — страсть к азартным играм, получению сомнительных удовольствий;
  • зеркало — тщеславие, гордыня, призрачность бытия;
  • разбитая и пустая посуда — отсутствие жизненной энергии;
  • песочные часы — скоротечность времени;
  • музыкальные инструменты — эфемерность веселой разгульной жизни;
  • деньги и драгоценности — богатство;
  • глобус, корона или скипетр — земная власть; — тщетность знаний;
  • медицинские инструменты — напоминание о человеческих болезнях.

Произведения искусства, написанные в жанре ванитас, заставляют человека не только помнить о быстротечности жизни, но и призывают задуматься о спасении своей души. Эта идея полностью совпадает с учением всех христианский церквей, независимо от их конфессионной принадлежности. Поэтому поджанр vanitas был широко распространен как в католических, так и в протестантских странах Европы.

История развития жанра ванитас

Историю жанра ванитас сложно ограничить четкими временными рамками, так как изображение человеческого черепа в искусстве встречается с древнейших времен в самых разных культурах. Так, I веком до нашей эры датируются античные мозаики Memento mori, обнаруженные на раскопках Помпеи, в которых отчетливо видны мотивы жанра.

Ванитас. Древнеримская мозаика Memento mori, I век до нашей эры

В эпоху Возрождения с ее высокими гуманистическими идеалами в изобразительном искусстве начали стремительно появляться и развиваться новые жанры, а перед художниками открылись широкие возможности для реализации новых идей. Символические изображения черепа часто использовали в своих картинах многие великие мастера Ренессанса, в том числе Эль Греко (El Greco) и Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer).

Уже тогда появились предпосылки для формирования жанра ванитас, но символические предметы на картинах художников Ренессанса выполняли вспомогательную функцию. Характерные аллегорические символы обычно размещали на обратной стороне произведения искусства, дополняя его скрытым смыслом.

В середине XVI века сначала в Голландии, а затем во Фландрии появились первые полноценные произведения искусства, написанные в стилистике ванитас. Это было время стремительного роста популярности натюрморта, который спустя столетие стал полноправным жанром живописи и принес многим голландским художникам мировую славу.

Центром развития ванитаса в эпоху Барокко стал небольшой город университетский Лейден, в котором жили и работали самые известные художники этого жанра. Среди множества имен отдельно стоит выделить следующих мастеров:

  • Якоба де Гейна Младшего (Jacob de Gheyn);
  • Давида Байи (David Bailly);
  • Питера Симмонса Поттера (Pieter Symonsz. Potter);
  • Хармена ван Стенвейка (Harmen van Steenwyck)
  • Яна Давидса де Хема (Jan Davidsz de Heem);
  • Жака де Клева (Jacques de Claeuw);
  • Адриана ван дер Спелта (Adriaen van der Spelt).

Кроме Голландии и Фландрии, ванитас приобрел популярность и в других европейских странах. Множество произведений искусства в этом жанре были созданы в Германии, Италии, Испании, Франции, но достичь уровня славы голландской школы живописи им не удалось.

К концу XVII века на смену барокко в европейском искусстве пришла эпоха Рококо. Вкусы общества сильно изменились, символизм ванитаса стал не интересен широкой публике. С этого времени начался неизбежный процесс упадка жанра, в последующие столетия лишь немногие живописцы обращались к тематике vanitas в своей работе. В заключение нашей статьи стоит признать, что эта тенденция продолжилась и в текущем XXI веке.

Ванитас. Матиас Лоренц Графф. Картина Memento mori, 2017

На портале Very Important Lot каждый посетитель имеет приятную возможность принять участие в аукционах искусства, чтобы приобрести шедевры антиквариата разных исторических эпох. Здесь же можно купить картины в жанре ванитас у современных художников и пополнить ими свои коллекции.

Вязание - ваше хобби. Спецвыпуск EXTRA №5 2019 Издательство: Конлига-Медиа Язык: русский .

Флеш-часики из программы "Время" + КОД Устанавливаем часики в эпиграф. Размер часиков можно.

Плееры для вставки МР3 .

Очистка компьютера от ненужных файлов. .

Карл Густав Юнг: Наша психическая структура повторяет структуру Вселенной Карл Юнг Зн.

-Стена

Бог нас всегда окружает теми людьми, с которыми нам необходимо исцелиться от своих недостатков. Симеон Афонский

-Всегда под рукой

-Я - фотограф

Версаль. Парк. Ч. 3










-Статистика

Harmen Steenwijck. Vanitas. 1640. Museum De Lakenhal

Pieter Steenwijck

Harmen Steenwijck. Still-Life of Fruit and Dead Fowl. 1650, Private collection

Аллегория-(греч. allegoria иносказание) изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. Смысл аллегории, в отличие от многозначного символа, однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по сходству (лев-сила и т.д.)


Как видите, это один и тот же натюрморт, только отраженный слева направо. Прежде чем Вы приступите к чтению моей статьи, попробуйте отгадать самостоятельно, где же оригинал? Это совсем просто, присмотритесь: в картине есть подсказка.

P.S. А для внимательных зрителей — личная подпись г-на Стенвейка, притаившаяся под столом, является еще одним, пожалуй, самым заметным и очевидным доказательством.

Я тебе, наверное, уже рассказывала? Нам на МКХ в институте показывали слайд с боярыней Морозовой в разные стороны. И там, где наоборот оригиналу, где она слева направо уезжает, уже не чувствуется такого протеста, гораздо меньше эмоциональное воздействие.

Да, это известный пример. Кстати, такие закономерности визуального восприятия используют не только в живописи, но и при монтаже фильмов, например. Арнхейм об этом писал много.

Люблю голландских живописцев за их глубину и философский подход к живописи.


Виллем Калф. Натюрморт с рогом Гильдии стрелков Св. Себастьяна, раком и стаканами. Около 1653 года. Национальная галерея, Лондон.

Для этого жанра характерно наличие определенных предметов, таких как песочные часы, как символ отмеряющий человеческое время на этой земле сыплющемся песком- прахом, в который рано или поздно превращается все живое.

Или же череп, — откровенный символ окончания земного пути. О разложении плоти после умирания на картине голландских живописцев свидетельствовали фрукты, тронутые червоточиной или же цветы с опавшими лепестками.

Художники не забывали и подписать картину соответствующим образом:


Хармен ван Стенвейк. Аллегория тщеславия человеческой жизни. Около 1642. Национальная галерея, Лондон.

С точки зрения философского жанра Vanitas, ракушка, череп, книга, кинжал, — все что остается от земных богатств после жизни человека, какой бы успешный и титулованный он ни был. Ракушка как символ достатка и почета намекает именно на это.

Какая это странная живопись — натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься. Б. Паскаль.


Франс Халс. Портрет молодого человека с черепом (Ванитас). 1626 - 1628. Национальная галерея, Лондон.

Известный голландский портретист Франс Халс также не обошел стороной модное философское направление тех времен Vanitas.

Картина, скорее представляет собой традиционную для голландского искусства аллегорию Vanitas. В философском смысле череп, как напоминание о смерти, свидетельствует о тщетности земной жизни и неминуемости ее окончания.

*Текст в блоге моего авторства. Копирование данной статьи без разрешения запрещено.

Читайте также: