Старообрядчество на брянщине сообщение

Обновлено: 07.07.2024

Идейным лидером старообрядцев стал протопоп Аввакум Петров (21.11.1620 – 14.04.1682). Он был противником реформы, и обличал всякое отступление от староцерковных правил, основываясь на принципах аскетизма, служения по древнерусским книгам с использованием восьмиконечного неравносложного креста и двоеперстного сложения. Протопоп Аввакум не считал священными исправленные по греческому образцу богослужебные книги и не раз обращался к царю Алексею Михайловичу о возвращении к старым правилам. За свои убеждения Аввакум подвергался жестким наказаниям, ссылке в Сибирь, однако от своих принципов не отступил и 14 апреля 1682 года вместе с преданными единомышленниками был сожжен в остроге в г. Пустозерск.

У протопопа Аввакума было много последователей, причисленных к раскольникам, в среде которых он стал почитаться как священномученик и исповедник. Ещё при его жизни они подвергались репрессиям и вынуждены были переселяться на окраины России и за границу. В их числе были и старообрядцы, бежавшие на Стародубовье. Эта территория привлекала их удалённостью от Москвы, а также близостью польской границы, чем в любой момент можно было воспользоваться. Немаловажным фактором являлось и отсутствие крепостного права. После изгнания поляков в 1654 году здесь установилась Гетманщина – автономное образование с сотенно-полковым делением в составе Русского государства. В 1663 году в северной части Гетманщины был образован Стародубский полк, где с 1670-х по 1715 гг. возникло несколько старообрядческих слобод.

Козьма пользовался у старообрядцев непререкаемым авторитетом как священник-москвич – представитель староправославного духовного центра. Он допускал признание старообрядцами священников-никониан в том случае, если бы они при службах пользовались старопечатными книгами и старинными церковными обрядами. В дальнейшем последователи Козьмы оформились в старообрядческое течение беглопоповцев. Учение Козьмы распространялось на как на понуровских староверов, так и на раскольников, живших в соседних селах, деревнях и слободах.

С последней четверти XVIII века слободы стали возникать одна за другой: Елионка (1684 г.), Воронок (1691 г.), Лужок (ок. 1694 г.), Митьковка (кон. 17 в.), Зыбкая (1701 г.), Злынка (1702 г.), Тимошкин Перевоз (1703 г.), Климова (1708 г.), Чуровичи (1709 г.), Ардонь Чернецкая (1711 г.), Млынка (1712г.), Святская (1714 г.), Клинцы (нач. 18 в.), Шеломы (ок. 1720 г.) и Деменка (1791 г.).

Владельцы земель, на которых обосновались старообрядцы – Киево-Печерская лавра, землевладельцы Рубцы, полковник М.А.Миклашевский и другие, с охотой селили прибывавших великорусских поселенцев в надежде на получение с них в дальнейшем доходов в виде различных податей и платежей. Однако в 1715 году вышел указ Петра I об определении старообрядцев в оклад и причислении к мещанскому сословию, что выводило многие слободы из власти гетманской и полковой старшины.


Молельная в посаде Лужки. Фото Е.Фролова. 1925 г.

В целом, стародубские старообрядцы – поповцы и беглопоповцы на протяжении более 200 лет сохраняли приверженность своим правилам и догматам, основателем которых был протопоп Аввакум. В 1917 г. он был канонизирован в Белокриницком согласии.

Всего же на Стародубовье насчитывалось до двух десятков различных старообрядческих толков и согласий, часто соперничавших или даже враждовавших между собой.

С появлением единоверческих церквей, имевших целью найти компромисс между официальной церковью и старообрядцами, часть староверов приняла единоверие.

Лилеев М.И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье. XVII – XVIII вв. Киев. 1895. Л.133, 134 – 139.

Ал.Лазаревский. Описание старой Малороссии. Т.1. Полк Стародубский. Белые Берега. 2008. С.496 – 521.

М.В.Кочергина. Стародубье и Ветка в истории русского старообрядчества (1760 – 1920 гг.): демографическое развитие старообрядческих общин, предпринимательство, духовная жизнь, культура. Брянск. 2011. С.278 – 283.





В 1653 - 1667 годах произошел раскол в Русской Православной Церкви.



Вторая половина XVII в. дала целый ряд ярких личностей расколоучите-i - Спиридон Потемкин, Иван Неронов, Федор Иванов, Лазарь, Епифаний, |зросин, Авраамий, Никита Пустосвят. Особое место среди них занимают 1ские фигуры, в первую очередь боярыня Федосья Прокопьевна Морозова.


Важным звеном старообрядческих учений было утверждение о незыблемости обряда. Религиозным сознанием форма (а не только содерж воспринималась как отражение божественного откровения и истины, новские нововведения разрушили канон, основной принцип русской q вековой религиозности.


Староверы монахи и священнослужитель. Рисунок первой половины XIX века


Старообрядческое медное литье. XVIII-XIX века. Брянский краеведческий музей.

Постепенно на Брянской земле выросли более 30 старообрядчеа

селений, 13 из них к концу XVII века имели статус посадов, а три (Зыбк

дущий Новозыбков, Клинцы и Злынка) стали городами.

Одним из крупнейших старообрядческих поселений середины XV

была Ветка, основанная в 1695 году. Это одно из крупнейших поселе]

глых раскольников на территории Белоруссии, пограничной с Россией

дившей в то время во владения Речи Посполитой. Первые поселенщ

беглецами из Стародубских слобод.

До середины XVIII века Стародубье находилось под сильнейшим влияни-ветковских учителей. Торговые и особенно религиозные сношения Старо-ъя и Ветки были постоянными. Большое влияние имела Ветка в посаде юнок. Ветка скоро обросла новыми колониями, занявшими пространство Ю-50 верст в окружности; сначала слобод образовалось 14, а к 1722 г. при-илось еще 9.



Храм Георгия Победоносца (бывший Иоанна Предтечи) в Елионке

Музыка и танцы - не в их нравах, мало кто курил. Пить из чужой п ядческих поселений. Среди них слободы Зыбкая, Клинцы, Злынка, Кли-ю, Ардонь, Воронок, Деменка, Митьковка, Шеломы, Замишево, Синий Ко-ец, Белый колодец, Чубковичи, Елионка, Лужки и другие (на территории ременных Новозыбковского, Климовского, Злынковского, Стародубского линцовского районов). Позднее 13 слобод получили статус посадов, а Зыб-, Злынка, Клинцы стали городами.

Непроходимые леса, удаленность от больших дорог делали местность, сейчас располагается с. Воронок, глухой окраиной России. Село получило зание по имени первых поселенцев - старообрядцев Мартына и Федора оновых. Воронок отличался большой религиозной пестротой населения. :ь в XIX - начале XX века было три храма разных вероисповеданий: право-шый (Богоявленская) и два старообрядческие (Покрова Богородицы, Рож-'ва Богородицы).

Старообрядцы и в XIX в. активно занимались предпринимательстве месленным производством, торговлей. В посаде Воронок действовали котрепальное и прядильное предприятия купца Дмитрия Карамина с ч] рабочих до 300 человек, щетинная фабрика, насчитывалось около 15 кр) купцов. Жители также занимались дальним извозом в Киев, Гомель, Екг нославль (Днепропетровск), Москву, Санкт-Петербург. Среди ремеслен] большую известность имели каменщики-печники, кровелыцики-жест* ки, плотники, кузнецы. В других посадах Стародубья также имелись поде предприятия. Например, в Елионке было большое предприятие по обр ке шерсти, щетины, конского волоса купца Гусева (фабриканта из Клш здесь только конопляного масла на продажу изготовляли до 4000 ве месяц.

Таким образом, целый ряд старообрядческих слобод и посадов игр метную роль в экономическом развитии региона. Здесь раньше, чем в д районах Брянской земли начался экономический расцвет.

Хорошо характеризует положение старообрядцев Брянской земли с ция, сложившаяся в Клинцах. Здесь к началу XX века, это сказать можн ренно, были лишь два их храма.

Иконопись у старообрядцев Стародубья зародилась на рубеже X XVIII вв., пережила бурное развитие в XVIII в., приобретя черты самобь сти в XIX в., и пресеклась в XX в.

До настоящего времени были известны имена 23 иконописцев-ста рядцев из Стародубья. В ходе проведенного исследования И.В. Злотнир удалось выявить имя иконописца-старообрядца ветковского, владельца нописной мастерской из Новозыбкова Василия Родионцева и его помощь Василия Щитина, Трофима Андриянова, ранее не известных науке.


Старообрядческая икона с врезанными в доску литыми медными эмалевыми иконами и распятием, XIX век

На Брянской земле проживают многочисленные потомки иконо] среди них учителя, врачи.

Из истории старообрядчества

Во второй половине 17 века в России произошел раскол церкви. Московский собор русской православной церкви в 1667 году провозгласил анафему "всем хулящим и непокорящимся господствующей церкви". Спасаясь от преследований царского правительства и официальной церкви, часть старообрядцев (раскольников) переселилась из центральных губерний на окраины государства. Известно, что Брянщина занимала окраинное положение в Российском государстве, играла роль форпоста, юго-западных рубежей России. Многие старообрядцы избрали эти районы государства в качестве нового места жительства. Так появились в Брянском крае в конце 17 начале 18 века старообрядческие поселения, среди них слободы Зыбкая (Новозыбков), Клинцы, Злынка, Воронок, Лужки, Митьковка, Синий Колодец, Белый Колодец, Чуровичи и другие (на территории современных Новозыбковского, Климовского, Злынковского, Стародубского и Клинцовского районов).

Увеличение притока старообрядцев на территорию юго-западных районов Брянщины отмечается после 1735 года, когда по распоряжению императрицы Анны Иоанновны была проведена первая "выгонка" Ветки (раскольничий посад на реке Сож, тогда Польша) и 1764 году при Екатерине 2, когда была предпринята вторая "выгонка" восстановившейся Ветки.

Изолировавшись от господствующей церкви, старообрядцы были единодушны в том, что их задача-борьба с никонианством. Центром старообрядчества и сопротивления стало стародубье. На ее территории существовало огромное количество молебен, церквей, скитов, монастырей. Монастыри и скиты были центрами просвещения. Жившие здесь старцы обучали детей и взрослых азбуке, часослову, псалтыри. Благодаря этому грамотность и письменность между Стародубскими слободами были довольно распространены. Наиболее известными были в 18 веке монастыри-Печеницкий Успенский женский монастырь, находившейся в пяти верстах от г. Стародуба, Климовский Покровский мужской монастырь, расположенный в трех верстах от Климовой слободы, Каменский Успенский женский монастырь, Николаевский Каташинский мужской монастырь, Красноборский Иоано-предтеченский мужской монастырь, который находился в 15 верстах от Клинцовской слободы и др. Кроме духовной жизни старообрядцы не забывали и о хлебе насущном. При их участии, благодаря предприимчивости и деловой сметке они преобразили наш край. Целый ряд старообрядческих слобод и посадов на Брянщине уже в 18 веке играли заметную роль в экономическом развитии региона. Здесь ранее, чем в других районах Брянщины, начался промышленный переворот. В дальнейшем на юго-западе Брянщины сформировались такие важные центры российской капиталистической промышленности, как Новозыбков и Злынка (спичечная промышленность), Клинцы (текстильная). Широкое распространение среди старообрядцев кустарных промыслов, ремесленного и фабрично-заводского производства определялось не только субъективными факторами, трудолюбием, предприимчивостью, твердой верой в бога, но также объективными предпосылкам, У старообрядческих поселений не было крепостнических форм зависимости, наличие сырьевых ресурсов (железные руды, стекольные пески, глина, древесина), близость слабо охраняемых границ, удобное географическое положение, наличие разветвленных речных путей (реки Ипуть, Бесядь, Сож, Днепр). Все эти предпосылки определили характер поселений, образовались посады и города.

Много воды утекло с того времени, когда разделилось русское христианство на до никоновское и после никоновское. Казалось бы, что в сегодняшнем дне нет места разделению людей православной веры. Тем более что 1971 году поместный собор Русской православной церкви принял решение, полностью приравнявшее официальное старообрядчество (поповщину) к официальной православной церкви. Но жизнь показывает, что события происшедшие более 300 лет назад еще не принадлежат истории. И сегодня старообрядческая часть населения Брянской области восстанавливает свои разрушенные церкви, не забывает обряды и обычаи дедов и прадедов. В селе Каташин, например, Новозыбковского района планируется восстановить разрушенный мужской монастырь, основанный старообрядцами в 1692 году. В г. Новозыбкове при Древлеправославной Архиепископии открыта церковно-приходская школа. Старообрядцы не признают по-прежнему отправление церковных обрядов и священников русской православной веры. При освящении священником русской православной веры производственного помещения в г. Стародубе, часть персонала исповедующего старообрядчество, не приняла участия в обряде. На вопрос о причинах не принятия богослужения, был ответ, что их священник в Климово, и они не признают после никоновскую церковь. Что бы ни говорили и не писали о старообрядцах нужно признать, что это люди твердых убеждений. Не смотря ни на какие трудности, испытания они сохранили веру наших пращуров. Оторвавшись от своих родных мест, будучи изгнанниками, не пали духом, смогли сохранить веру, обустроиться на новых местах жительства. Благодаря им, их предприимчивости и трудолюбию они смогли обжить безлюдные места окраины России, совершить промышленный переворот юго-западных районов Брянщины.

Фоторепортажи

Вега-Брянск. Торговая компания Вега. Супермаркет бытовой техники и электроники

Из истории старообрядчества

Во второй половине 17 века в России произошел раскол церкви. Московский собор русской православной церкви в 1667 году провозгласил анафему "всем хулящим и непокорящимся господствующей церкви". Спасаясь от преследований царского правительства и официальной церкви, часть старообрядцев (раскольников) переселилась из центральных губерний на окраины государства. Известно, что Брянщина занимала окраинное положение в Российском государстве, играла роль форпоста, юго-западных рубежей России. Многие старообрядцы избрали эти районы государства в качестве нового места жительства. Так появились в Брянском крае в конце 17 начале 18 века старообрядческие поселения, среди них слободы Зыбкая (Новозыбков), Клинцы, Злынка, Воронок, Лужки, Митьковка, Синий Колодец, Белый Колодец, Чуровичи и другие (на территории современных Новозыбковского, Климовского, Злынковского, Стародубского и Клинцовского районов).

Увеличение притока старообрядцев на территорию юго-западных районов Брянщины отмечается после 1735 года, когда по распоряжению императрицы Анны Иоанновны была проведена первая "выгонка" Ветки (раскольничий посад на реке Сож, тогда Польша) и 1764 году при Екатерине 2, когда была предпринята вторая "выгонка" восстановившейся Ветки.

Изолировавшись от господствующей церкви, старообрядцы были единодушны в том, что их задача-борьба с никонианством. Центром старообрядчества и сопротивления стало стародубье. На ее территории существовало огромное количество молебен, церквей, скитов, монастырей. Монастыри и скиты были центрами просвещения. Жившие здесь старцы обучали детей и взрослых азбуке, часослову, псалтыри. Благодаря этому грамотность и письменность между Стародубскими слободами были довольно распространены. Наиболее известными были в 18 веке монастыри-Печеницкий Успенский женский монастырь, находившейся в пяти верстах от г. Стародуба, Климовский Покровский мужской монастырь, расположенный в трех верстах от Климовой слободы, Каменский Успенский женский монастырь, Николаевский Каташинский мужской монастырь, Красноборский Иоано-предтеченский мужской монастырь, который находился в 15 верстах от Клинцовской слободы и др. Кроме духовной жизни старообрядцы не забывали и о хлебе насущном. При их участии, благодаря предприимчивости и деловой сметке они преобразили наш край. Целый ряд старообрядческих слобод и посадов на Брянщине уже в 18 веке играли заметную роль в экономическом развитии региона. Здесь ранее, чем в других районах Брянщины, начался промышленный переворот. В дальнейшем на юго-западе Брянщины сформировались такие важные центры российской капиталистической промышленности, как Новозыбков и Злынка (спичечная промышленность), Клинцы (текстильная). Широкое распространение среди старообрядцев кустарных промыслов, ремесленного и фабрично-заводского производства определялось не только субъективными факторами, трудолюбием, предприимчивостью, твердой верой в бога, но также объективными предпосылкам, У старообрядческих поселений не было крепостнических форм зависимости, наличие сырьевых ресурсов (железные руды, стекольные пески, глина, древесина), близость слабо охраняемых границ, удобное географическое положение, наличие разветвленных речных путей (реки Ипуть, Бесядь, Сож, Днепр). Все эти предпосылки определили характер поселений, образовались посады и города.

Много воды утекло с того времени, когда разделилось русское христианство на до никоновское и после никоновское. Казалось бы, что в сегодняшнем дне нет места разделению людей православной веры. Тем более что 1971 году поместный собор Русской православной церкви принял решение, полностью приравнявшее официальное старообрядчество (поповщину) к официальной православной церкви. Но жизнь показывает, что события происшедшие более 300 лет назад еще не принадлежат истории. И сегодня старообрядческая часть населения Брянской области восстанавливает свои разрушенные церкви, не забывает обряды и обычаи дедов и прадедов. В селе Каташин, например, Новозыбковского района планируется восстановить разрушенный мужской монастырь, основанный старообрядцами в 1692 году. В г. Новозыбкове при Древлеправославной Архиепископии открыта церковно-приходская школа. Старообрядцы не признают по-прежнему отправление церковных обрядов и священников русской православной веры. При освящении священником русской православной веры производственного помещения в г. Стародубе, часть персонала исповедующего старообрядчество, не приняла участия в обряде. На вопрос о причинах не принятия богослужения, был ответ, что их священник в Климово, и они не признают после никоновскую церковь. Что бы ни говорили и не писали о старообрядцах нужно признать, что это люди твердых убеждений. Не смотря ни на какие трудности, испытания они сохранили веру наших пращуров. Оторвавшись от своих родных мест, будучи изгнанниками, не пали духом, смогли сохранить веру, обустроиться на новых местах жительства. Благодаря им, их предприимчивости и трудолюбию они смогли обжить безлюдные места окраины России, совершить промышленный переворот юго-западных районов Брянщины.

Автостоп Community ©

Артур Беляев

Артур Беляев
запись закреплена

О старообрядцах Брянской области. Попробовать бы всё вместить в один пост, но постараюсь. В любом случае это будет лонгрид.

Вокруг этой социальной группы ходит много слухов и домыслов. Дескать старообрядцы нелюдимые. Якобы они друмучие люди, которые отвергают блага и достижения цивилизации. Якобы живут замкнутыми общинами и чужаков не пускают ближе, чем на длину вил, с которыми они этих чужаков встречают. Непременно они проводят всю молитву в церквях стоя на коленях и для этого у них есть специальные подушки. Ну, и вообще, нечего с ними водиться.

Тем не менее, меня давно интересовала эта общность, поскольку на юго-западе Брянской области староверов достаточно много, они могут оказаться обладателями своей самобытной культуры и вообще это такой, некий культурный аналог малого коренного народа.

С учетом вышеперечисленных стереотипов были некоторые сомнения, что у меня что-то получится с поиском точки входа, так что информацию начал собирать по музеям и литературе, однако эта самая точка входа сама себя нашла и позвала в гости. Так я познакомился с очень интересным человеком, ходячей достопримечательностью Новозыбкова и уставщиком церкви Николая Чудотворца - Алексеем Беласом. Вообще наше знакомство началось с общения в интернете и его замечаний к моим первым постам о старообрядцах, которые были написаны со слов драйверов, что жили в самых старообрядческих районах области - Климовском и Новозыбковском и выдавали себя за спецов, но на поверку ничего в старообрядцах не смыслящие. А чуть позже, пользуясь случаем, меня позвали в гости, совместно с экспедицией Брянского отделения Русского Географического общества, так что помимо старообрядцев я ещё познакомился с РГО.

С Алексеем моё знакомство не ограничилось одной лишь экскурсионной вылазкой РГО, и я несколько раз гостил у него дома, где имел честь лицезреть огромную коллекцию рушников разных эпох и происхождения, в том числе и тех, которые он ткет сам на домашнем ткацком станке, старинных книг и прочего антиквариата. Да и плюс ко всему Алексей, оказался просто кладезью краеведческих знаний.

Вообще старообрядцы начали селиться на территории современного юго-запада Брянской области с конца 17 века. На тот момент эти территории были северной оконечностью того самого "Дикого поля", что ещё теребили поляки, здесь лишь условно распространялась царская власть, и был достаточно сильный Стародубский казачий полк. При царевне Софье раскольников преследовали особенно жестко. Если таких ловили, предлагали покаяться и креститься в никонианскую веру. Отказался - жгли. Если соглашался, такого крестили в никонианскую веру, причащали и жгли. А ещё жгли или ссылали на каторгу тех, кто хоть чем либо помогал раскольникам.

С казаками царевна ссориться не рискнула, опасаясь что те пошлют её в случае тех же походов на Крым. В итоге казаки и позволили раскольникам осесть на Стародубщине, где начали постепенно основывать первые слободы - Клинцы, Воронок, Зыбкая (нынешний Новозыбков) и др. Пётр Первый пошёл дальше в легализации местных общин. После того, как те наваляли шведам во время Северной войны, он официальным указом дозволил им жить на этих землях. Не сказать, однако, что легализация была полной. До 1905 года старообрядцев нельзя было назвать полноценными русскими подданными. При всём при том, что они платили налоги - повышенные налоги! - служили в царской армии, и несли прочие обязанности, они были лишены, например права наследования. Доходило до того, что родители продавали своим детям своё имущество, чтобы после их смерти оно не ушло государству.

Старообрядцы представлены на Брянщине тремя общностями. Это Белокриницкое согласие - считается, что они первые, кто обрёл свою церковную иерархию, Древлеправославное согласие и беспоповцы. У беспоповцев иерархии нет до сих пор и их священник - в случае с Брянской областью - священница, Баба Шура, - является главой общины. Беспоповцы, увы, пока для меня закрыты, их молельный дом недавно обокрали и их община действительно закрыта.

При этом в остальном стереотип о нелюдимости старообрядцев сильно преувеличен. Если вы едете из Брянска в Гомель или обратно, очень велик шанс, что кто-то из старообрядцев, в том числе - дальнобойщиков вас и подвезёт. Особенно мы смеялись над стереотипом о негостепреимстве староверов с древлеправославным священником - отцом Александром, после того, как вечерком у него в Елионке раздавили на двоих пузырь вина. Конечно, свои знакомства и инвайты к носителям культуры я получил, когда по сети пошли публикации моих изысканий по части юго-запада.

Тёмными эти люди точно не были никогда. Главным аргументом можно привести даже тот факт, что самые успешные купцы и промышленники юго-запада Брянщины до революции были именно старообрядцы. Новозыбков и Злынка - это вотчины спичечных магнатов, Клинцы - текститиля. Чтобы быть успешными, невозможно было избегать передовых технологий того времени.

Благодаря тому, что от гонений сюда бежали люди со всех концов России, включая Тверскую и Ярославскую области, Брянская область обзавелась невероятным пластом культуры наличников, которые больше похожи на наличники тех регионов по богатству или филигранности резьбы. А появились и свои фишки, например - резные ставни-гармошки, как в Клинцах, Злынке и Новозыбкове.

Ближе к границе с Украиной до сих пор очень много постепенно пустеющих деревень и старообрядческих слобод с невероятно недооцененным потенциалом. Они хранят свои артефакты для пытливых искателей. И кто туда приедет - не пожалеет. О них более подробно в следующих постах, ибо это был только обзор.

Читайте также: