Способы взаимодействия с властью посредством электронного правительства сообщение

Обновлено: 17.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема: Электронное правительство.

Цели: а) образовательная: установить уровень знаний по теме Электронное правительство.

б) воспитательная; развивающая: развития навыков устной и письменной речи;- развития памяти; развития критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог;

Оборудование урока: Интерактивная доска, портативный компьютер, конспект, книги.

1)Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

2) Проверка знаний студентов: Метод: устный опрос.

4) Изложение нового материала. Методика:

Электронное правительство ( англ. e - Government ) — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуггражданам , бизнесу , другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам , при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии .

Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки [1] .

Электронное правительство является частью электронной экономики .

Электронное правительство:

создание новых форм взаимодействия госорганов;

оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

рост технологической о8сведомленности и квалификации граждан;

повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

снижение воздействия фактора географического местоположения;

Электронное правительство обеспечивает:

эффективное и менее затратное администрирование;

кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством;

совершенствование демократии и повышение ответственности власти перед народом.

В условиях развития информационно-коммуникационных технологий все сферы деятельности государственных органов в электронном виде являются востребованными гражданами и организациями различных форм собственности. Актуальность данного направления подчеркивается динамичностью развития таких сфер как, социальная (ФСС, Пенсионный Фонд, ФМС), юридическая (адвокатура, нотариат, судопроизводство), экономическая (бюджет, финансы, налоги), культурная (наука, образование), медицинская, муниципальная сфера (ЖКХ) и т. д.

Основные задачи менеджера проектов:

координирует и продвигает работу по внедрению новейших технологий в части информатизации и связи в исполнительных органах государственной власти;

оптимизация и регламентирование процессов планирования, контроля, корректировки планов проектов;

отслеживание хода выполнения целевых программ, реализуемых Министерством;

аналитика результатов и формирование отчетности по факту реализации мероприятий в области развития информатизации и связи;

подготовка проектной документации для участия в федеральных конкурсах.

Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства , а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным." [3]

Таким образом, ЭП имеет следующие основные цели:

оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

снижение воздействия фактора географического местоположения.

Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

Виды взаимодействия

Между государством и гражданами (G2C, Government-to-Citizen);

Между государством и бизнесом (G2B, Government-to-Business);

Между различными ветвями государственной власти (G2G, Government-to-Government);

Между государством и государственными служащими (G2E, Government-to-Employees).

Единый портал государственных и муниципальных услуг;

Единая система межведомственного электронного взаимодействия;

Национальная платформа распределенной обработки данных;

Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

Принципы взаимодействия органов государственной власти в Электронном Правительстве

-->

Понять как взаимодействуют органы государственной власти в Электронном Правительстве нам помог наш коллега, выступив в роли эксперта по данной теме. Также он рассказал об изменениях единой Системы Межведомственного Электронного Взаимодействия за последние два года.

Система Межведомственного Электронного Взаимодействия (СМЭВ) – это система правил, позволяющая ведомствам обмениваться информацией. В правилах прописаны форматы данных, порядок обмена ими и прочее. Технически, внутри каждого ведомства создаётся интерактивная среда, которая начинает работать во взаимодействии с подобными средами в других ведомствах. Система была создана в рамках Федеральной целевой программы для решения проблемы разрозненности межведомственных информационных систем (электронных сервисов), а также с целью обеспечения их взаимодействия.

Рассмотрим пример взаимодействия двух органов государственной власти. Гражданин обращается в орган местного самоуправления для подачи заявления на предоставление услуги — замены паспорта гражданина Российской Федерации в случае достижения возраста 20 или 45 лет. Для того чтобы получить информацию о данной услуге, органу государственной власти необходимо сделать запрос на получение данных из другого ведомства. Для осуществления данной операции, с точки зрения внутреннего механизма, специально и была разработана система межведомственного электронного взаимодействия.

Задачами СМЭВ в инфраструктуре Электронного Правительства являются:

1. Государственные функции в электронном виде. Обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

3. Системная магистраль информационного взаимодействия. Технологическое обеспечение информационного взаимодействия с применением системы взаимодействия достигается путем использования сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам, а также путем использования единых технологических решений и стандартов, единых классификаторов и описаний структур данных.


Рис. 1. Схема оказания услуг

Участниками СМЭВ выступают поставщики и потребители сведений:

  • каждый поставщик сведений регистрирует в СМЭВ свой электронный сервис, который предназначен для обработки запросов и выдачи сведений;
  • каждый потребитель сведений регистрирует в СМЭВ свой адаптер, который умеет правильно запрашивать сведения и получать ответ.

Оператором СМЭВ выступает Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Совсем недавно органы государственной власти и местного самоуправления перешли на СМЭВ 3 — новую версию Системы Межведомственного Взаимодействия. В СМЭВ 3 ведется реестр видов сведений (далее - реестр сведений), необходимых для предоставления государственных/муниципальных услуг, и выполнения государственных/муниципальных функций, и их форматов.

Вместо концепции точки доступа (endpoint) для адресации запросов используется концепция видов сведений. Поскольку запрос представляет собой XML-документ, вид сведений может быть однозначно определен по полному имени корневого элемента этого документа. Это возможно в связи с тем, что любая схема XML-документа должна иметь глобально уникальное пространство имен схемы и внутри одной схемы имена элементов корневого уровня должны быть уникальны. Одной из функций СМЭВ 3 является технический контроль уникальности пространств имен схем. На основании вида сведений СМЭВ 3 может определить, какому поставщику должен быть направлен запрос.

Подводя итог, можно сделать вывод, что система взаимодействия между государственными органами (СМЭВ) в государственном управлении позволяет решить ряд важнейших задач:

  • ускорить взаимодействие органов государственной власти с гражданами;
  • ускорить взаимодействие органов государственной власти между собой;
  • уменьшить расходы государства.

Электронное Правительство — это адаптация государственного управления к новым требованиям общественного развития, которая включает услуги, которые предоставляет государство (то есть органы государственной власти и местного самоуправления) своим гражданам, и интерактивное взаимодействие между ними, в частности, благодаря поддержке и внедрению системы обратной связи (гражданин - правительство - гражданин), а также используя современные коммуникационные технологии.

Появился этот термин в конце 80-ых годов прошлого века в США и Канаде.

Электронное правительство

Это такая инфраструктура государства, которая интегрирует с помощью сетей Интернет в новую, единую среду, как население страны, так власть и бизнес. Основной целью такой интеграции является новая организация и поддержка новых форм оперативного, результативного и массового общения граждан и бизнеса с правительством, различного уровня властными структурами.

Модели взаимодействия электронного правительства

Основные модели взаимодействий электронного правительства:

  • между государством и населением, гражданами (G2C, Government-to-Citizen, Государство-Гражданин);
  • между государством и бизнесом (G2B, Government-to-Business, Государство-Бизнес);
  • между ветвями госвласти (G2G, Government-to-Government, Государство-Государство);
  • между государством и госслужащими (G2E, Government-to-Employees, Государство-Служащие).

Основные цели и задачи этой Концепции

Что необходимо сделать в рамках Концепции?

Для всего этого необходимо будет обеспечить в полной мере использование и информационную защиту:

  • развитие сети ведомственных сайтов для доступа к ведомственным информационным системам;
  • развитие информационно-справочной системы поддержки госуслуг и взаимодействия граждан с госорганами;
  • создание порталов органов госвласти;
  • развитие интерактивного взаимодействия и электронных платежей;
  • обеспечение полного и недискриминационного доступа к ресурсам, обратной связи и обработки обращений граждан;
  • создание сети центров общественного доступа (на почте, в библиотеке и др.).

Примеры реализации Концепции по России

Электронное правительство

Электронное правительство

Электронный парламент

  • На первом этапе произойдет объединение баз документооборота Госдумы и Совета Федерации с подключением региональных парламентов, а далее и муниципалитета.
  • На втором этапе – создание парламентского портала для населения.

После авторизации любой может внести законодательные предложения. Предложения, которые соберут на портале достаточно голосов независимых экспертов и посетителей сайта, будут затем рассмотрены в Думе. Она сейчас оснащается Wi-Fi, но есть сложности безопасного подключения к специальному модему.

Необходимо использование электронной цифровой подписи.

Электронная цифровая подпись

Электронная цифровая подпись – систем электронного взаимодействия с использованием двух ключей - открытого (передается адресату, другому лицу) и закрытого (хранится у владельца). Ключ ЭЦП сертифицируется удостоверяющим центром (сертификационным органом). Такой центр есть в каждом регионе.

Сертификат ключа электронной цифровой подписи включает (содержит) обязательные сведения: ФИО (или наименование) владельца или полномочного представителя, открытый ключ, срок действия, номер сертификата, другие данные.

Электронная цифровая подпись

image5487815

Для раскрытия данной темы, в первую очередь необходимо обратить внимание на основные определения.

Электронное правительство (англ. e-Government) — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

В работах ряда ученых можно было встретить несколько трактовок электронного правительства. Так, В.И. Дрожжинов и И.Р. Агамирзян подчеркивали:

Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.

Электронное правительство — новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Gartner Group (исследовательская и консалтинговая компания, специализирующаяся на рынках информационных технологий):

Электронным правительство — непрерывная оптимизация процесса предоставления услуг, политического участия граждан и управления путем изменения внутренних и внешних отношений при помощи технических средств, Интернета и современных СМИ.

Из вышеперечисленных определений, после анализа информации и изучения данной темы, я предлагаю обратить внимание на определение, которое было сформировано В.И. Дрожжиновом и И.Р. Агамирзяном :

Электронное правительство ­— новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

По моему мнению, это наиболее четкое и понятное определение выше рассмотренного термина. Представлены субъекты электронного правительства, технологии, с помощью которых происходит получение информации, а также основное направление деятельности. Это определение я считаю более кратким и ёмким. Далее в работе я буду опираться именно на это определение.

Задачи электронного правительства

  • Необходимо создать централизованную базу данных, а также надежную внутреннюю правительственную сеть, для интеграции отделений и департаментов, что предполагает совместное сотрудничество.
  • Предоставление востребованных услуг для граждан, несомненно, в надежной и удобной форме по средствам Интернет ресурсов;
  • Стремиться к демократии.

Электронное правительство должно обеспечивать:

  • Более оптимизированное администрирование, а также снижение затрат на данные процедуры;
  • Взаимоотношение между обществом и правительством, а также переход на новый и кардинально новый уровень;
  • Развитие демократии, повышение ответственности властей перед народом.

Актуальность исследования данной темы высока. Среди граждан и организаций ЭП является очень востребованным. Быстрыми темпами развиваются информационно-коммуникационные технологии, население становится более образованным и пытается минимизировать затрату времени и сил на административные процедуры. Особенно популярным является развитие следующих сфер, обратим внимание на некоторые из них:

  • Социальная. Основные субъекты: пенсионный Фонд, услуги Федеральной Миграционной Службы, Фонд Социального страхования;
  • Юридическая. Адвокатура, нотариат;
  • Экономическая. Финансы, налоги, отчеты, бизнес планы;
  • Медицинская. Больничные листы, талоны;
  • Муниципальная. ЖКХ.

А также и другие сферы деятельности населения, организаций.

Основные цели электронного правительства

Следует понимать, что электронное правительство не может быть дополнением либо аналогом традиционного правительства, как мы считаем. Это новый способ взаимодействия, по средствам использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), для повышения эффективности использования и предоставления разнообразных государственных услуг. Планируется, что в будущем электронное правительство станет более актуальным и массовым в использовании, чем в настоящее время. Технологии ИКТ существенно позволяют достичь желаемого результата взаимодействия между гражданами, правительством и бизнесом.

Таким образом, предлагаю обратить внимание на основные цели электронного правительства:

Читайте также: