Спонтанное сообщение в фармаконадзоре

Обновлено: 02.07.2024

Лекарства давно стали неотъемлемой составляющей жизни людей. Даже самый здоровый представитель homo sapiens хотя бы несколько раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда ему для лечения назначались какие-либо препараты. Другой пример – это вакцины, являющиеся также лекарственным препаратом, выполняющие совершенно другую функцию и знакомые всем с раннего детства.

Вещества химического или биологического происхождения, входящие в состав лекарственных средств, оказывают значительное влияние на состояние пациента. И для того, чтобы назначенная терапия приносила только пользу, государства в лице контролирующих органов предпринимают значительные усилия. На международном уровне создана система обмена информацией по безопасности лекарственных средств. Сообща удается собирать наиболее полную информацию о влиянии препаратов на пациентов и принимать меры реагирования, не дожидаясь усугубления негативных последствий.

В России уполномоченным органом по контролю за безопасностью лекарственных средств является Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор). Этот орган участвует в выработке нормативных актов, контролирует соблюдение требований в сфере обращения лекарственных препаратов, в том числе, разработанных на международном уровне. Одной из задач Росздравнадзора является сбор информации обо всех фактах, способных поменять представление о соотношении пользы и риска при применении того или иного препарата. Однако государственный орган является хоть и важнейшим, но не единственным участником этих отношений. Медицинское сообщество и пациентов приглашают к сотрудничеству в вопросе обеспечения безопасности применяемых в стране лекарств. От совместных усилий этих трех сторон и производителей медикаментов зависит здоровье не одного пациента, а всех больных с данной патологией как внутри страны, так и за ее пределами.

Терминология

Нежелательное явление – это любое неблагоприятное изменение в состоянии здоровья пациента, которому назначен лекарственный препарат, независимо от причинно-следственной связи с его применением.

Непредвиденная нежелательная реакция – нежелательная реакция, характер, степень тяжести и исход которой не соответствует информации, содержащейся в действующей общей характеристике лекарственного препарата.

Держатель регистрационного удостоверения – то лицо, которое получило разрешение на обращение препарата на территории государства. Обычно это производитель препарата.

Фармаконадзор – вид деятельности, направленный на выявление, оценку, понимание и предотвращение нежелательных последствий применения лекарственных средств.

Кто сообщает контролирующему органу о нежелательном явлении

Роль врачебных комиссий

  • побочных действий, не указанных в инструкции по применению лекарственного препарата
  • серьезных нежелательных реакций
  • непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов, в том числе послуживших основанием для назначения лекарственных препаратов по торговому наименованию.

Назначение препарата по торговому наименованию

Лайфхаки пациентам, желающим получить препарат конкретного торгового наименования как можно быстрее:

  • сообщить в своей поликлинике про необходимость извещения Росздравнадзора после проведения ВК;
  • получить на руки копию извещения и предоставить ее на личном приеме специалисту по лекарственному обеспечению регионального минздрава вместе с соответствующим заключением профильного специалиста;
  • проконтролировать наличие копии извещения в медицинской карте пациента.

Клинические исследования и контроль качества

Производитель лекарственного средства в обязательном порядке реализует комплекс мероприятий по минимизации рисков. Важнейшее место занимают здесь клинические исследования. Они позволяют систематически изучить влияние препарата до того, как он попадет в обращение. Это очень длительный и дорогостоящий этап, предшествующий появлению нового препарата.

Клинические исследования содержат данные о группах пациентов, на которых изучался препарат. Исследуемая популяция должна быть подробно описана. Данные по популяциям классифицируются, в том числе, указывается расовое происхождение.

Особое внимание уделяется изучению действия препарата на следующих популяциях:

  • педиатрическая;
  • пациенты с прочими значимыми сопутствующими заболеваниями;
  • пациенты различного расового и этнического происхождения.

Очевидно, что проведение клинических исследований в стране, расовое представительство которой будет заведомо отличаться от страны обращения лекарственного препарата, не может гарантировать тех же показателей эффективности и безопасности. В то же время, в России нет требований по расовой принадлежности, главное чтобы российские пациенты были включены в исследование или проведено локальное российское исследование . В противном случае препарат не зарегистрируют. Требования по проведению исследования на представителях нации есть только в Японии.

Клинические исследования содержат информацию о потенциальных рисках передачи инфекционных агентов, о возможности педиатрического использования вне утвержденных показаний к применению (off-label).

В течение всей жизни препарата за ним осуществляется контроль благодаря сбору информации из различных источников. На этапе после получения регистрационного удостоверения контроль качества и безопасности не прекращаются. На основании периодических обновляемых отчетов о безопасности, создаваемых производителем, Росздравнадзор принимает решение о дальнейших исследованиях безопасности и эффективности лекарственного средства, применения действий в отношении статуса препарата. В случае изменения представления о соотношении пользы и риска обращение препарата может быть приостановлено, что может влечь также приостановку его обращения во всех странах, может быть отозвано регистрационное удостоверение. Контролирующий органа вправе в любое время иметь доступ к любым документам отчетности производителя.

В целом все эти мероприятия направлены на предотвращение развития нежелательных реакций, снижение частоты развития или степени тяжести нежелательных реакций, а также минимизацию неблагоприятных последствий воздействия на пациента при развитии нежелательных реакций на лекарственный препарат.

Процедура пострегистрационного исследования безопасности может быть обязательной, если есть обеспокоенность (обоснованное экспертное мнение относительно отсутствия важных данных, характеризующих профиль безопасности лекарственного препарата).

Отчет о безопасности составляется раз в полгода в течение первых двух лет после выдачи регистрационного удостоверения, в последующие два года – ежегодно, далее – каждые три года.

Государства-участники международных соглашений в области безопасности лекарственных средств обмениваются информацией о зафиксированных нежелательных реакциях, что позволяет иметь очень точное представление о безопасности препарата. В том случае, если лекарственное средство применяется на территории одного государства, эта мера безопасности не задействуется.

Держатель удостоверения обязан срочно сообщать контролирующему органу о следующих фактах:

  1. о превышении частоты серьезных нежелательных реакций;
  2. об ограничении обращения лекарственного средства в других странах в связи с безопасностью и эффективностью;
  3. о внесении изменений в рекомендации о применении в связи с безопасностью (в других странах);
  4. о недостаточной эффективности препарата, применяемого при патологиях, представляющих угрозу жизни человека;
  5. о подозрении на факт передачи инфекционных агентов через лекарственный препарат.
  1. контакты репортера – при необходимости должна быть возможность с ним связаться для уточнения информации;
  2. указание на вид нежелательной реакции и ее описание;
  3. указание на пациента – инициалы (без фамилии), дата рождения, возраст или возрастная группа, пол;
  4. как минимум один подозреваемый препарат.

Описание нежелательной реакции представляется в логической и временной последовательности, в соответствии с хронологией изменения состояния пациента, включая клиническое течение, терапевтические меры, исход и полученную последующую информацию. Описание должно быть всесторонним и выступать как самостоятельный медицинский отчет. Он должен включать в себя все известные важные клинические данные и связанные с ними сведения (лабораторные, диагностические и иные): характеристику пациента, детализацию лечения, историю болезни, клиническое течение проявлений, диагноз, нежелательные реакции и их исход, важные лабораторные данные и любую другую информацию, которая подтверждает или опровергает подозреваемую нежелательную реакцию.

В описании нежелательной реакции следует фиксировать результаты анализов и процедур, выполняемых с целью диагностики и подтверждения реакции.

Недостаточная терапевтическая эффективность также является предметом для дополнительного внимания со стороны регулятора, поскольку в определенных случаях может влечь риск для целевой популяции.

Статус дополнительного мониторинга лекарственного препарата

Он может присваиваться при выдаче регистрационного удостоверения или на более поздних этапах жизни при выявлении в процессе пострегистрационного мониторинга новой проблемы, связанной с безопасностью. В частности статус дополнительного мониторинга важен при выдаче регистрационного мониторинга для всех препаратов биологического происхождения.

Статус дополнительного мониторинга присваивается первоначально на срок 5 лет с момента выдачи регистрационного удостоверения.

Росздравнадзор широко информирует общественность о системе фармаконадзора, призывая участвовать в сборе данных

Система фармаконадзора играет важнейшую роль в обеспечении безопасности и эффективности лечения. Пару лет назад вы отмечали, что она пока находится в стадии становления. Какие изменения произошли в ней за последнее время?

М. М.: На наш взгляд, сегодня российская регуляторная практика очень бережно относится к здоровью пациентов. Из огромного количества разрабатываемых молекул до клинического применения доходит лишь малая часть. Один из главных критериев жесткого отбора – безопасность лекарственного средства для пациентов. В свое время тяжелым уроком для всех стала талидомидная трагедия[1], которую в СССР удалось избежать.

Сегодня мы вместе с мировым сообществом выстраиваем систему фармаконадзора. Вот один из примеров: по одному из лекарств к нам поступила информация о выявлении новых данных, связанных с безопасностью. Предположительно, некоторые примеси в составе препарата могут провоцировать развитие злокачественных процессов. Россия, как и все страны с развитой регуляторикой, приостановила обращение препаратов, изготовленных из этой субстанции, до выяснения всех обстоятельств. Сейчас по этому вопросу идут консультации, мы обмениваемся информацией на межгосударственном уровне, советуемся, как поступать дальше.

Также мы абсолютно интегрированы и в той области, которая касается международных расследований по обращению фальсифицированных, недоброкачественных лекарственных препаратов. Как известно, Россия ратифицировала конвенцию “Медикрим”, предусматривающую ужесточение наказаний за эти преступления вплоть до уголовной. Еще одно важное мероприятие, которое ежегодно проводится представителями фармацевтической отрасли совместно с Интерполом – операция “Пангея” по противодействию проникновения в нашу страну поддельных препаратов.

Талидомид — седативноеснотворноелекарственное средство, получившее широкую известность из-за своей тератогенности, после того, как было установлено, что в период с 1956 по 1962 годы в ряде стран мира родилось по разным подсчётам от 8000 до 12 000 детей с врождёнными уродствами, обусловленными тем, что матери принимали препараты талидомида во время беременности. Талидомидовая трагедия заставила многие страны пересмотреть существующую практику лицензирования лекарственных средств, ужесточив требования к лицензируемым препаратам (Википедия)

По каким каналам приходят к вам данные о побочных действиях лекарственных средств? И как обычные люди могут передать свою информацию об этом?

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития: д.м.н., проф. Н.В.Юргель, к.ф.н. М.Ю.Хубиева, С.В.Глаголев, А.В.Маликова.

Федеральный центр мониторинга безопасности лекарственных средств ФГУ "НЦ ЭСМП" Росздравнадзора: д.м.н., проф. Е.А.Ушкалова, к.ф.н. А.М.Власов.

Минздравсоцразвития России: к.э.н. В.В.Балдин.

ФГУ "Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения имени академика Е.Н.Мешалкина": Е.Н.Юргель.

Управление Росздравнадзора по городу Москве и Московской области: к.ф.н. А.Ю.Хубиева.

Введение

Проблема безопасности лекарственных средств становится все более актуальной во всем мире. Это связано, прежде всего, с внедрением в клиническую практику инновационных препаратов с высокой биологической активностью, нерациональным использованием, полипрагмазией, медицинскими ошибками, а также применением недоброкачественных и фальсифицированных препаратов.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), нежелательные реакции на лекарственные средства (HP) входят в число десяти ведущих причин смерти.

В соответствии с Меморандумом ВОЗ по национальной стратегии в области безопасных лекарственных средств и их надлежащего использования, HP являются причиной госпитализации до 20% больных, что приводит к сопутствующим серьезным экономическим последствиям для системы здравоохранения в целом: на проблемы, связанные с лекарственными средствами тратится до 15-20% бюджета здравоохранения. Ежегодные издержки, связанные с лекарственными осложнениями в США составляют более 177 млрд.долларов в год, в Великобритании - 446 млн.евро, в Германии - 588 млн.долларов.

В Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 41 Федерального закона от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" субъекты обращения лекарственных средств обязаны сообщать федеральному органу исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения, и его территориальным органам обо всех случаях побочных действий лекарственных средств и об особенностях взаимодействия лекарственных средств, которые не соответствуют сведениям о лекарственных средствах, содержащимся в инструкциях по их применению.

Решение о применении лекарственного средства определяется соотношением пользы/риска, которое зависит не только от свойств конкретного лекарственного препарата, но и от показания, по которому он применяется, а также наличия или отсутствия на рынке альтернативных лекарственных средств, применяемых по данному показанию. Соотношение польза/риск оценивается на основании информации, имеющейся на момент принятия решения.

Только отлаженная работа органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, ЛПУ, региональных центров мониторинга безопасности лекарственных средств и Территориальных управлений Росздравнадзора позволит эффективно отслеживать неблагоприятные последствия применения лекарств и предпринимать конкретные действия по защите населения, вплоть до запрета оборота лекарственного препарата и отмены государственной регистрации, а также оперативно реагировать на все случаи выявления серьезных HP, создающих угрозу для жизни и здоровья пациентов.

1. Ответственные специалисты за мониторинг безопасности лекарственных средств в лечебно-профилактических учреждениях.

2. Ответственные за фармаконадзор сотрудники в фармацевтических компаниях.

3. Сотрудники Федерального и региональных центров мониторинга безопасности лекарственных средств.

4. Специалисты Территориальных управлений Росздравнадзора.

1. Область применения

1.1. Методические рекомендации предназначены для предприятий, организаций, учреждений и иных юридических лиц (далее - организации), должностных лиц и граждан, деятельность которых связана с производством и обращением лекарственных средств, а также для региональных центров мониторинга безопасности ЛС, экспертных организаций, территориальных управлений Росздравнадзора.

1.2. Настоящие методические рекомендации применяются на пострегистрационном этапе обращения ЛС, при выявлении случаев нежелательных реакций на лекарственные средства или случаев неэффективности лекарственных средств.

2. Термины и определения

Дата получения первичной информации (First Contact Date) - дата получения первичной информации о нежелательной реакции/нежелательном явлении любым сотрудником компании или лицом, действующим от ее имени.

Дата получения последующей информации (Last Contact Date) - дата получения последующей информации о нежелательной реакции/нежелательном явлении любым сотрудником компании или лицом, действующим от ее имени.

Идентифицируемый пациент (An identifiable Patient) - пациент является идентифицируемым, если имеются сведения о его инициалах, идентификационном номере (например, у участников клинических исследований, номере истории болезни и т.д.), дате рождения, возрасту, возрастной группе или поле.

Международная дата рождения, МДР (International Birth Date, IBD) - дата первой регистрации ЛС в мире, единая для всех стран. Международная дата рождения используется в качестве точки отсчета для сроков составления Периодического отчета по безопасности ЛС. Если неизвестна дата первой регистрации ЛС, то держатель регистрационного удостоверения назначает ее самостоятельно и уведомляет об этом регуляторные органы.

Нежелательная реакция, HP (Adverse Reaction, AR) - неблагоприятная реакция, связанная с применением ЛС, используемого в рекомендованных дозах для профилактики, диагностики или лечения заболеваний, а также для изменения физиологических функций.

Термин "связанная с применением ЛС" означает, что существует хотя бы минимальная возможность наличия причинно-следственной связи между применением ЛС и произошедшим нежелательным явлением, т.е. взаимосвязь не исключена.

Нежелательное явление, НЯ (Adverse Event, AE) - любое выявленное у пациента или субъекта клинического исследования после применения ЛС/исследуемого продукта неблагоприятное с медицинской точки зрения событие, которое может и не иметь причинно-следственной связи с его применением.

Нежелательное явление может представлять собой любой неблагоприятный симптом (напр., отклонение лабораторного показателя от нормы) или заболевание, время возникновения которых не исключает причинно-следственной связи с применением ЛС, вне зависимости от наличия или отсутствия такой связи.

Серьезная нежелательная реакция (Serious Adverse Reaction) - любая неблагоприятная реакция, приведшая к:

- состоянию, представляющему угрозу для жизни;

- состоянию, требующему срочной госпитализации или ее продления.

Примечание: Термин "представляющий собой угрозу для жизни" относится к любому событию, во время которого для пациента существует риск смерти; оно не относится к событию, которое гипотетически могло бы привести к смерти, если бы было более тяжелым.

- инвалидности или значительной и стойкой нетрудоспособности;

- развитию врожденных аномалий;

- другим клинически значимым событиям (medically important or medically significant condition).

Определение причинно-следственной связи "нежелательная реакция (может быть нежелательное явление) - лекарственное средство" - проведение дифференциального диагноза с целью получения доказательств причастности конкретного средства к возникшим у больного осложнениям, связанным с фармакотерапией.

- описывает одну или несколько подозреваемых нежелательных реакций;

- нежелательная реакция не произошла в ходе Клинического исследования.

Фармаконадзор (Pharmacovigilance) - совокупность мероприятий, связанных с научными исследованиями и деятельностью, направленными на выявление, оценку и понимание возможных негативных последствий медицинского применения ЛС, их предупреждение и защиту пациентов.

3. Общие положения

3.2. Врачи, выявившие нежелательные реакции на лекарственные средства или их неэффективность, заполняют извещение и передают ее уполномоченному по фармаконадзору как можно скорее. Следует сообщать о любом случае, когда возникает подозрение на HP или недостаточную терапевтическую эффективность лекарственного средства.

3.3. Осуществлять работу с извещениями следует в соответствии с настоящими методическими рекомендациями, и привлекать к этой работе специалистов с медицинским образованием, получивших подготовку в области фармаконадзора.

4. Организация работы в лечебно-профилактических учреждениях

4.1. В ЛПУ рекомендуется назначить ответственного по вопросам мониторинга безопасности лекарственных средств. В задачи ответственного входит:

- информирование врачей о порядке заполнения извещений;

- информирование врачей об изменении профиля безопасности лекарственных средств;

- доведение до сведения врачей информационных писем Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Территориальных управлений Росздравнадзора по вопросам качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;

- верификация и уточнение данных о выявленных нежелательных реакциях в ЛПУ по обращению регионального центра мониторинга безопасности лекарственных средств или Территориального управления Росздравнадзора.

4.3. Для обеспечения доступности извещений, бланки вкладываются в истории болезни, амбулаторные карты пациентов или в достаточном количестве в других доступных врачам местах (на рабочих местах врачей, посту медицинской сестры, ординаторской и др.) Бланк извещения можно распечатать с сайта www.roszdravnadzor.ru в разделе "фармаконадзор" (приложение 1).

4.5. Извещение отправляется как можно скорее, для серьезных реакций, приведших к летальным исходам или создавшим угрозу жизни, рекомендуется сообщать не позднее 5 рабочих дней, об остальных нежелательных реакциях рекомендуется сообщать в течение 10 рабочих дней.

4.6. При возникновении сложностей с выявлением нежелательных реакций, установлением причинно-следственной связи, профилактике и лечению нежелательных реакций врачи ЛПУ обращаются за консультацией в региональный центр или Федеральный центр.

5. Организация работы в региональном центре мониторинга безопасности лекарственных средств

Об этом было неоднократно заявлено на прошедшем в Москве семинаре по вопросам мониторинга безопасности лекарственных препаратов, организованном Росздравнадзором.

Развитие нежелательных реакций специалисты отмечают в равных пропорциях и в стационарах, и в амбулаторном звене. Организаторы семинара напомнили, что нет лекарств, абсолютно безопасных. От 5,5 до 17% общих затрат на здравоохранение идет на решение проблем, связанных с безопасностью лекарственных препаратов. В 3–5% случаев причиной госпитализаций становится развитие нежелательных реакций, что ведет к удорожанию лечения и дополнительной финансовой нагрузке на систему здравоохранения.


Цель применения лекарственных средств очевидна – это повышение качества и продолжительности жизни. Вместе с тем, влияние на организм фармацевтических препаратов предполагает и определенные риски, которые можно и нужно контролировать. Сами пациенты могут сыграть в этом значительную роль.

Непростая история безопасности

В истории медицины есть целый ряд трагических случаев, связанных с лекарствами, поэтому в конце 1960-х годов 20 века в развитых странах началась проработка специальных механизмов для предотвращения и контроля таких негативных последствий.

Фармаконадзор (Pharmacovigilance, vigilance – бдительность, англ.) – это научные исследования и виды деятельности, связанные с выявлением, оценкой, пониманием и предотвращением нежелательных реакций или любых других проблем, связанных с лекарственным препаратом.

*По определению ВОЗ

В 1968 году был создана Программа ВОЗ по международному мониторингу лекарственных препаратов (International Drug Monitoring Programme), которая объединила национальные центры фармаконадзора в странах-членах ВОЗ.

В СССР фармаконадзор начал становление в 1969 году, когда был создан отдел учета, систематизации и экспресс-информации о побочном действии лекарственных средств (в дальнейшем – Всесоюзный организационно-методический центр по изучению побочных действий лекарств). Сегодня в России фармаконадзор осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – Росздравнадзором.

Вопросы мониторинга безопасности и эффективности лекарственных средств в России регулируются на основании:

Что нужно знать пациенту

Фармаконадзор включает 2 фазы. Перед регистрацией нового лекарственного средства разработчик обязан предоставлять сведения о развитии нежелательных реакций, выявленных в ходе клинических исследований. После регистрации и начала широкого применения препарата в Росздравнадзор предаются:

Если организации, участвующие в обороте лекарственных средств, хорошо осведомлены о своих обязанностях в отношении фармаконадзора, то простые потребители и пациенты, зачастую не знают о своих правах и возможностях. Между тем, ответственность и активная позиция каждого помогают избежать неприятных последствий другим, а кроме этого, способствуют совершенствованию фармацевтических средств и системы оказания лекарственной помощи в целом.

Прежде всего, следует понимать, что все препараты в России проходят тщательную оценку эффективности и безопасности в рамках клинических исследований и назначаются врачом исходя из принципа соотношения риска и пользы. Несмотря на это, абсолютно безопасных лекарств не бывает, и любое из них может вызвать нежелательные реакции. Это может быть связано с индивидуальными особенностями организма, фармакологическими свойствами препарата или ошибками в назначениях.

Нежелательная реакция – это непреднамеренная неблагоприятная реакция организма, связанная с применением лекарственного препарата и предполагающая наличие как минимум, возможной взаимосвязи с применением подозреваемого лекарсвтенного препарата.

Что делать и куда обращаться

Обращение к врачу позволяет зафиксировать разновидность реакции, прояснить, соблюдался ли режим приема лекарства, проанализировать, допущены ли врачебные ошибки. Кроме этого, специалист может исключить взаимосвязь возникших симптомов с параллельными заболеваниями. Например, сыпь может быть связана, как с применением конкретного препарата, так и с целым рядом параллельных патологий.

Таким образом, оптимальный путь – это построение диалога между пациентом и врачом, которому необходимо сообщить о принимаемых лекарствах и возникших осложнениях. Кроме этого, по словам Юрия Жулева, отсутствие терапевтического эффекта также относят к разновидности нежелательного явления, и об тоже стоит информировать медицинского специалиста.

Однако, существует целый ряд случаев, когда человек по каким-либо причинам не наблюдается у врача, либо не может обратиться в клинику. В таких обстоятельствах существует ряд путей для информирования о возникновении нежелательных реакций или отсутствии терапевтического эффекта.

При возникновении серьезных побочных реакций рекомендуется вызвать скорую помощь. Если же впоследствии обнаруживаются причинно-следственные связи между приемом лекарства и проблемами со здоровьем, то пациент имеет право подать заявление в суд. Такие гражданско-правовые разбирательства должны иметь серьезную доказательную базу, которая формируется с участием врачей и врачебных комиссий, а также профильных ведомств.

Читайте также: