Современная наука и ответственность ученых сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Рассекреченная история Рассекреченная история Рассекреченная история Рассекреченная история Рассекреченная история Рассекреченная история

Рассекреченная история Рассекреченная история Рассекреченная история Рассекреченная история 3 3 3 3 3 3

Ученые в современном мире, в силу интернационального характера науки, образуют единственное пока реально существующее международное сообщество. Это несомненно так в профессиональном плане: уравнение Шредингера или формула E =mc² одинаково справедливы на всех континентах. Но международная интегрированность научного сообщества неизбежно выходит, и должна выходить в еще большей степени, за узкопрофессиональные рамки, охватывая широкий круг нравственных и общечеловеческих проблем.

Ученые, инженеры, специалисты обладают — в силу профессиональных знаний и особенностей положения — широким и глубинным пониманием возможностей применения на благо людям достижений науки и технологии и одновременно связанных с этим опасностей и в какой-то мере пониманием, или стремлением к пониманию, позитивных и негативных тенденций и возможных последствий прогресса в целом. Колоссальны резервы использования современных достижений физики, химии и биохимии, технологии и инженерии, компьютерной техники, медицины и генетики, физиологии и научной гигиены, микробиологии, в том числе промышленной, новых принципов организации промышленности и сельскохозяйственного производства, психологии и других точных и гуманитарных наук. Еще большего можно ждать от науки и технологии в будущем. Долг всех нас — всемерно способствовать полной реализации этих достижений и дальнейшему их развитию в мире, где жизнь большинства людей все еще очень тяжела, где столь многим угрожают голод, ранние болезни и преждевременная смерть.

С некоторыми существенными оговорками (в особенности относящимися к тоталитарным странам) ученые обладают не только большей информированностью, но и большей независимостью и свободой, и стремятся к этому. Но свобода всегда предполагает и ответственность. Ученые и специалисты имеют сейчас или могут иметь огромное влияние на общественное мнение и влияние на органы власти (не следует его переоценивать, но оно существует). Понимая так положение ученых в современном мире, я убежден в их особой ответственности — и в профессиональном, и в общественном плане. При этом часто трудно разделить первое и второе — уже информационная деятельность ученых, популяризация научных знаний, предложения или предупреждения носят такой смешанный профессионально-общественный характер.

То же самое относится к роли ученых в проблемах разоружения — в выработке программ и участию в международных переговорах, в обращениях к властям и гражданам с относящимися сюда идеями, опасениями и предложениями. Это отдельная, чрезвычайно важная тема, требующая глубокого, всестороннего и научно смелого подхода. Она требует более подробного освещения. Здесь я скажу лишь в тезисной форме, что считаю разоружение необходимым и возможным единственно на основе стратегического равновесия, я считаю необходимыми дальнейшие соглашения о всех видах оружия массового уничтожения и — при достижении стратегического равновесия в области обычных вооружений с учетом всей совокупности политических, психологических и географических факторов, при условии прекращения тоталитарной экспансии — соглашения об отказе от первого применения ядерного оружия и — в перспективе — запрещении его.

Другая тема, к которой я перейду, — международная защита прав человека — также тесно связана с проблемой мира, с установлением доверия и взаимопонимания между странами. Свобода убеждений и информационного обмена, свобода передвижения — необходимое условие реальной подконтрольности власти, предупреждающее злоупотребления ею во внутренних и международных делах. При подконтрольности власти были бы невозможны, по моему мнению, такие трагические ошибки, как советское вторжение в Афганистан, затруднены проявления экспансионистской политики, внутренние репрессии. Важным шагом в направлении реальной свободы информации в тоталитарных странах явилась бы свободная продажа в них газет, журналов и книг, публикуемых за рубежом. Не менее, а может быть, более важна отмена цензуры — что, конечно, больше всего должно быть заботой ученых и интеллигенции именно тоталитарных стран. Важно требовать прекращения глушения иностранных радиопередач, лишающего миллионы граждан неподцензурной информации и тем самым самостоятельной оценки событий (как известно, глушение в СССР возобновилось осенью 1980 года после 7-летнего перерыва).

Более года назад я без суда выслан в Горький и подвергнут режиму почти полной изоляции. Недавно органы КГБ совершили кражу моих рукописей и дневников с выписками из научных книг и журналов. Это новая попытка лишить меня всякой возможности интеллектуальной жизни, на этот раз даже наедине с самим собой, лишить меня памяти. Свыше трех лет без каких-либо оснований задерживается в СССР жена сына Елизавета Алексеева. Я пишу об этом ввиду полной беззаконности всех этих действий и потому, что задержание Лизы — неприкрытый шантаж в отношении меня, государственное заложничество.

Я обращаюсь к ученым всего мира с призывом к защите репрессированных. Я считаю, что в защите безвинных допустимы, а во многих случаях необходимы такие чрезвычайные меры, как прекращение научных контактов и другие формы бойкота. Наряду с этим я призываю использовать все возможности гласности и дипломатии. Обращаясь к руководителям СССР, следует учитывать, что они обычно не знают, да и не стремятся, вероятно, знать о большинстве адресованных им писем и обращений; поэтому особое значение приобретают личные ходатайства государственных деятелей Запада, встречающихся с ними, и необходимо, используя влияние ученых в своих странах, добиваться таких ходатайств.

Я надеюсь, что тщательно продуманные и организованные действия в защиту репрессированных будут способствовать облегчению их участия, способствовать укреплению международного научного сообщества, его авторитета и действенности.

Для ученых Запада нет ни угрозы тюрьмы и лагеря за общественную деятельность, ни приманки заграничной поездки за отказ от нее. Но ответственность от этого не становится менее острой. Среди какой-то части западной интеллигенции распространено предубеждение против общественной деятельности, как политики. То, о чем я пишу здесь, — не борьба за власть и поэтому не политика. Это борьба за сохранение мира и нравственных ценностей, выработанных всем развитием цивилизации. Пример и судьба узников совести показывают, что защита справедливости, международная защита конкретных жертв насилия, защита высших интересов человечества — долг каждого ученого.

1)Современная наука – непосредственная производительная сила общества.

1) Специфика современной науки:

а) возросшие возможности воздействия на природу и общества;

б) сложный технический и технологическим потенциал;

в) непосредственное воздействие на образ жизни и характер труда людей;

г) возможность изучения микро и макромиров.

2) Основные направления научно-технического прогресса:

а) исследование космического пространства;

б) генная инженерия и биотехнологии (создание органических веществ с заранее заданными свойствами);

в) исследования в области создания новых видов топлива и энергии;

г) изучение возможностей и перспектив искусственного интеллекта.

4) Факторы возрастания ответственности ученых за проводимые ими исследования:

а) двойное назначение ряда изобретений (создание новых видов оружия массового поражения);

б) нравственная неоднозначность ряда исследований (клонирование живых организмов);

в) негативное, пагубное воздействие ряда научных исследований на природу;

5) Необходимость сохранения гуманистической сущности науки.

Значимость образования

1) Образование как социальный институт./ Образование – ключевой фактор трансляции и преумножения социального опыта.

2) Основные принципы современного российского образования:

а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;

б) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;

в) общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

г) светский характер образования в государственных учреждениях;

д) свобода и плюрализм в образовании;

е) демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений.

3) Основные тенденции в развитии образования:

а) Гуманизация (учет индивидуальных духовных запросов и потребностей участников образовательного процесса);

б) интернационализация (сближение национальных образовательных систем, формирование единого глобального образовательного пространства);

в) Гуманитаризация (возрастание роли и значимости социальных и гуманитарных учебных дисциплин);

г) компьютеризация (информатизация образования).

4) Система образования и ее элементы:

а) дошкольное образование;

б) основное и среднее общее образование;

в) начальное и среднее специальное образование;

г) высшее профессиональное образование;

д) дополнительное образование для детей и взрослых.

5) Основные направления модернизации российского образования.

6) Непрерывное образование, вариативность, индивидуальная образовательная траектория – необходимость успешности личности в современном обществе.

Социальная стратификация

1) Понятие о социальной стратификации./ Социальная стратификация – способ деления общества на группы по различным основаниям.

2) Функции социальной стратификации:

а) упорядочение общественной жизни;

б) организация людей в группы;

в) социализация личности и ее поддержка.

3) Типы социальной стратификации:

4) Критерии социальной стратификации:

а) доход (низший класс, средний класс, высший класс);

б) образование (с начальным, средним, высшим);

в) место жительства (горожане, провинциалы, селяне);

г) профессиональная деятельность (инженеры, учителя, ученые и пр.);

д) этническая принадлежность и т.д.

5) Особенности социальной страты

Политические идеологии

1) Понятие о политической идеологии./ Политические идеологии – проявление теоретического уровня политического сознания.

2) Формы представления политической идеологии:

а) социально-политические теории;

б) политические программы;

в) выступления государственных и политических деятелей.

3) Современные политические идеологии:

д) национализм и фашизм.

4) Политическая пропаганда как средство продвижения политической идеологии.

5) Специфика формирования политических взглядов

П Р А В О

1) Система социальных норм, ее состав.

2) Признаки права:

а) общеобязательность действия;

б) гарантированность силой государства;

в) формальная определенность;

г) разработка и принятие компетентным государственным органом.

3) Сферы действия норм права и морали.

4) Особенности действия норм права:

б) в пространстве;

5) Специфика действия норм права в современную эпоху

1) Право – важнейший социальный регулятор.

2) Основополагающие принципы права:

а) равенство (все люди, их объединения, оказавшись в сфере правового регулирования, равны между собой).

б) гуманизм (право должно быть направлено на обеспечение безопасности человека; человеку нельзя причинять физические страдания или унижать его достоинство).

в) состязательность сторон (рассмотрение юридических случаев с позиции защиты и обвинения).

г) взаимность в области международного, торгового права

д) неотвратимость ответственности

3) Особенности правового регулирования социальных отношений:

а) носит общеобязательный характер;

б) гарантировано силой государства;

в) распространяется на всех членов общества

4) Специфика правового регулирования в демократическом обществе.

1) Понятие об источниках (формах права)./ Источники права – внешнее закрепление правовых норм.

2) Основные источники права:

а) нормативно-правовые акты;

б) судебные и административные прецеденты;

в) правовые обычаи и деловые обыкновения;

г) договоры с нормативным содержанием.

3) Признаки нормативных актов – важнейших источников права:

а) издаются компетентным государственным органом;

б) обладают строгой иерархичностью;

в) закрепляются в установленной форме;

г) обладают общеобязательной силой.

4) Специфика источников права в современных правовых системах.

1) Понятие о правоотношениях./ Правоотношения – общественные отношения, регулируемые нормами права.

2) Основания для возникновения правоотношений – юридические факты:

а) события (зависят от воли и желания людей).

б) действия (происходят помимо воли и желания людей).

3) Классификация юридических фактов по правовым последствиям:

4) Субъекты правоотношений:

а) физические лица (граждане)

б) юридические лица (предприятия, организации);

в) социальные общности (народы);

5) Правоспособность и дееспособность участников правоотношений.

6) Виды правоотношений по отраслям права:

7) Особенности формирования и развития правоотношений в современном праве.

1) Институт президентства в РФ./ Президент РФ – гарант Конституции.

2) Конституционно-правовой статус Президента РФ:

а) правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ;

б) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Президента РФ;

в) правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ.

3) Основные функции Президента РФ:

а) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

б) принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

в) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

г) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

д) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

4) Требования, предъявляемые законом к кандидатам на пост РФ:

а) гражданство РФ;

б) постоянное проживание в РФ не менее 10 лет;

в) возрастной ценз – не менее 35 лет.

5) Порядок избрания и деятельности Президента РФ:

а) выдвижение и сбор подписей избирателей (один млн. подписей, число подписей от одного субъекта РФ не должно превышать 70 тыс.);.

б) представление кандидатом в Центризбирком сведений о своем имуществе и доходах за два года, предшествующих выборам;

в) избранным признается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

г) полномочия Президента РФ заканчиваются с истечением срока (6 лет), на который он был избран, в момент принятия присяги вновь избранным Президентом РФ;

д) одно и то же лицо не может занимать данную должность более двух сроков подряд.

6) Институт президентства и тенденции укрепления конституционного строя в РФ.

1) Понятие о правоохранительных органах. / Правоохранительные органы – органы, осуществляющие правоохранительную деятельность.

2) Функции правоохранительных органов:

а) охрана государственного и общественного строя;

б) защита прав и свобод человека и гражданина;

в) укрепление законности и правопорядка;

г) охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений;

д) борьба с преступностью.

3) Виды правоохранительной деятельности:

а) конституционный контроль;

в) надзор за исполнением законов;

г) выявление и расследование преступлений;

д) оказание юридической помощи;

е) обеспечение законности и правопорядка.

4) Основные правоохранительные ораны РФ:

а) Конституционный суд и суды общей юрисдикции;

в) Министерство внутренних дел, органы внутренних дел;

г) Министерство юстиции;

5) Деятельность правоохранительных органов в развитии и укреплении демократических традиций.

1) Понятие о международном гуманитарном праве. / Международное гуманитарное право – совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека.

2) Первичные принципы гуманитарного права, закрепленные Женевскими и Гаагскими конвенциями:

а) установление системы мирных средств для разрешения споров между государствами;

б) направление военных действий только против сражающихся армий;

в) защита мирного населения от военных нападений, военных действий;

г) обязанность заботиться о попавших в плен больных и раненых, проявляя гуманное отношение к военнопленным;

д) запрет на применение отравляющего оружия и средств, причиняющих страдания;

е) признание оккупации временным занятием территории неприятеля, во время которой нельзя отменять местные порядки и обычаи.

3) Основные источники международного гуманитарного права:

а) Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.

б) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

в) Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и др.

4) Принципы современного международного права, закрепленные ООН:

а) принцип равноправия и самоопределения народов.

б) принцип уважения прав человека.

в) принцип ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, экоцид, расовую дискриминацию, апартеид и др.).

г) принцип международной уголовной ответственности индивидов.

5) Роль международного гуманитарного права в соблюдении и укреплении прав и свобод человека.

1) Понятие о юридической ответственности. / Юридическая ответственность – гарантия соблюдения правовых норм.

2) Принципы юридической ответственности:

а) законность (наличие вины за совершенное деяние, его противоправность и наличие предусмотренной государством ответственности);

б) справедливость (доказательность вины, одно наказание за одно правонарушение);

в) целесообразность (соответствие наказания тяжести деяния);

г) гуманизм (признание интересов человека основными);

3) Цель юридической ответственности - ох­ра­на пра­во­по­ряд­ка и пре­дот­вра­ще­ние пра­во­на­ру­ше­ний.

4) Виды юридической ответственности:

а) уголовно-правовая ответственность (применяется за преступления и включает самые строгие меры государственного принуждения);

б) административно-правовая ответственность наступает за совершение административно-правовых нарушений (невыполнение общих правил – дорожного движения, охраны природы, общественного порядка);

в) дисциплинарная ответственность наступает в случае нарушения правил поведения, установленных различными уставами, положениями, правилами (законы о труде, правила внутреннего трудового распорядка);

г) гражданско-правовая ответственность состоит в применении санкций преимущественно имущественного характера.

5) Специфика юридической ответственности несовершеннолетних граждан.

6) Тенденции развития юридической ответственности в современном законодательстве.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.017)


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Достижения науки и техники. Ответственность ученых.


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Наука и порождаемые ею новые технологии оказывают все более глубокое и многообразное воздействие на жизнь человека и общество. Из года в год увеличивается число людей, имеющих отношение к научной работе, сокращается промежуток времени, проходящий между научными исследованиями и практическими приложениями [1]. Сегодня достижения науки привлекают внимание всего общества, в том числе бизнесменов, политиков, а также различного рода авантюристов и террористов. Практически любое человеческое сообщество (будь то государство в лице правительства, торгово-промышленный концерн или, наконец, преступная группировка) стремится заполучить в свои руки новейшие научно-технические достижения. В современном мире идет ожесточенная борьба за обладание новейшими научно-техническими идеями и проектами, а, следовательно, борьба за их авторов ‑ ученых. В этой ситуации многократно возрастает ответственность ученых перед обществом за сделанные ими открытия и изобретения.

Актуальность темы заключается в том, что наука стала мощной силой, изменяющей жизнь человечества. Бездумное использование достижений науки может привести к катастрофе.

Гипотеза: При соответствующем контроле научной деятельности наука может служить во благо человечества.

Цель работы: Изучение проблемы социальной и профессиональной ответственности учёного.

Осветить основные положения научной этики

Выявить условия, при которых наука служит во благо человечества

Сформулировать необходимые ограничения в научной деятельности

Исследование велось следующими методами:

Описание основных положений научной этики.

Анализ открытий и изобретений в различных сферах науки и техники.

Глава 1. Научная этика

Наука – это творческая деятельность, направленная на получение новых знаний обо всем, что нас окружает, в том числе о природе, обществе и самом человеке. Целью науки является получение новой информации, в том числе фундаментальных законов действующих в окружающем нас мире. Например, ученый Исаак Ньютон в 1666г. открыл закон всемирного тяготения. Он гласит, что между любыми телами (предметами) действует сила взаимного притяжения. Этот закон является фундаментальным, поскольку распространяется на все существующие во Вселенной тела (предметы).

Рисунок 1. Александр Флеминг

В 1860 году французский ученый Луи Пастер (рисунок 2) открыл способ термической обработки продуктов питания для их длительного хранения. В основе технологии производства современных консервов лежит именно технология Пастера. Эта технология получила его имя – пастеризация.

Рисунок 2. Луи Пастер

Отцом современной энергетики можно считать русского ученого Михаила Осиповича Доливо-Добровольского (рисунок 3). Михаил Осипович (примерно в 1890г.) придумал все основные элементы современных энергосистем: трехфазный генератор и двигатель, трансформатор, линию электропередачи. Более того, работая главным инженером фирмы AEG в Германии разработал конструкции этих элементов и организовал их производство.

Рисунок 3. М.О. Доливо-Добровольский и изобретенный им трехфазный генератор

Таких примеров можно приводить множество – какую бы сторону современной жизни мы не взяли, за ней всегда стоят ученые с их идеями, открытиями и изобретениями.

Рисунок 4. Два способа использования кирпича

Рисунок 5 Военная аптечка

Рисунок 6 Ядерное оружие России

На сегодняшний день, по-видимому, лишь биологическое и химическое оружие (рисунок 7) можно считать абсолютно опасным изобретением для человечества.

Рисунок 7 Международный знак биологической опасности

Основные положения научной этики

Этика – это сложившееся у людей представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. Она позволяет нам оценивать то или иное учение, жизненную позицию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны. Научная этика определяет, что такое хорошо и что такое плохо в деятельности ученого, а именно как ученый должен взаимодействовать с коллегами и учениками, как он должен относиться к своему исследованию. Таким образом, научная этика – это свод правил, которых должен придерживаться ученый в своей деятельности.

Этика ученых заключается в следующем:

1). Каждый ученый должен заниматься тем, в чем он разбирается. Биолог не должен лезть в ядерную физику и учить физика ядерщика правильно выполнять свою работу. Так же и физик не может указывать биологу, чем ему заниматься (рисунок 8).

Рисунок 8 Физика и биология

2) Изобретение или открытие должно быть многократно проверено прежде чем оно начнет использоваться.

В 1954 г. в Германии начало продаваться лекарство от бессонницы Талидомид (рисунок 8) [3]. В последствии выяснилось, что у женщин, принимавших этот препарат рождались дети с врожденными уродствами (без рук или ног и т.п.). В целом пострадало около 10 000 детей. Данный препарат не был должным образом испытан и проверен, прежде чем поступить в продажу.

Рисунок 8 Препарат Талидомид

Однако, некоторые ученые настолько ответственно относились к своим работам, что испытывали свои изобретения на себе. Самый свежий пример из этой серии: чтобы убедить оппонентов в том, что гастрит вызывает микроб хеликобактер пилори, врачи Робин Уоррен и Барри Маршалл (рисунок 9) проглотили микробную взвесь и заболели гастритом, а потом сами себя вылечили антибиотиками и в 2005 г. получили Нобелевскую премию за открытие [4].

Рисунок 9. Врачи Робин Уоррен и Барри Маршалл

3) Добросовестность научных исследований.

Проблема здесь в том, ученые такие же, как и все, люди. И как в самом обществе есть честные люди и мошенники, есть законопослушные и есть преступники, есть бескорыстные и есть жадные, так и среди ученых есть мошенники, преступники и стяжатели [5].

В науке бывали случаи, когда один из ученых делал открытие, но не успевал запатентовать, а другой своровал идею и получил патент первым. Примером такого случая является открытие радио. Русский ученый Александр Степанович Попов продемонстрировал свое радио 7 мая 1895 г. на заседании русского физико-химического общества в г. Санкт-Петербурге (рисунок 10).

Рисунок 10. Демонстрация Александром Поповым радио

Итальянский ученый Гульельмо Маркони создал свое радио годом позже, но именно он запатентовал его и долгие годы считался создателем радио. Хотя истинным изобретателем радио является наш соотечественник Александр Попов [6].

Один из самых известных ученых-мошенников – Ян Хендрик Шёна (рисунок 11). Он опубликовал работы в которых утверждал, что создал транзистор из одной молекулы. Эти данные были ложными [7]. Он стал лауреатом нескольких премий и, даже, считался претендентом на Нобелевскую премию. Однако, другие ученые не смогли воспроизвести его результаты, и он был лишен всех научных званий признан мошенником.

Рисунок 11. Ян Хендрик Шёна

Перечисленные выше ученые нанесли не только моральный вред науке, но и огромный материальный ущерб.

4). "Не навреди". Ученые не должны заниматься тем, что может навредить человечеству. Точнее всего этот принцип сформулировал врач Гиппократ (рисунок 13), живший в V веке до нашей эры [9].

Рисунок 13. Принцип Гиппократа

Это самое главное правило. И самое трудновыполнимое. Причин у этой проблемы две. Первая заключается в том, что очень часто ученый просто не может предвидеть последствия своих исследований. Ученым движет стремление познать изучаемый предмет – это очень сильный мотив. В своих исследованиях ученый может совершить такое открытие, которое, попав в недобрые руки нанесет огромный вред человечеству. Поэтому, он должен, прежде всего, контролировать сам себя. Но только самоконтроля недостаточно, направления науки должны быть под контролем как государства, так и общества в целом.

Рисунок 14. Ученый и деньги

Таким образом, можно сделать вывод, что исследования ученых не должны проводиться бесконтрольно. Необходимо осуществлять контроль как со стороны общества и государства, так и самих ученых. И. тогда, ученым не придется жалеть о сделанных ими открытиях.

Глава 2. Ученые, которые пожалели о своих открытиях

Нобель был одним из первых ученых, который в своем стремлении достичь мира, создал самое ужасное оружие своего времени [10]. В 1867 году он запатентовал динамит (рисунок 15). Нобель предполагал, что его изобретение будет использовано при горных разработках. Он надеялся также с помощью своего изобретения положить конец крупным военным конфликтам. Он считал, что люди, увидев разрушительную силу динамита, должны задуматься о последствиях своих действий и прекратить войны. Он жестоко ошибся. Изобретение динамита привело к гибели тысяч людей, сделав войны более кровопролитными.

Рисунок 15. Изобретение Альфреда Нобеля

Искупая свою вину Альфред Нобель учредил премию для ученых сделавших очень важные открытия, а также Премию Мира (рисунок 16).

Рисунок 16. Медаль нобелевского лауреата

Альберт Эйнштейн

Альберт Эйнштейн [11] создал специальную теорию относительности. Она послужила теоретической основой для создания атомной бомбы. В 1939 г. он написал письмо американскому президенту Франклину Рузвельту о том, что Германия стремится создать атомное оружие и призывал США сделать то же самое. Как известно Германия не создала это оружие, а вот США не только создали, но и применили его в войне с Японией (рисунок 17). Эйнштейн сожалел о своем поступке и до конца жизни критиковал разработку ядерного оружия и его применение в Японии, а свою причастность к созданию атомного оружия считал величайшей трагедией своей жизни.

Рисунок 17. Взрыв атомной бомбы

Американский химик русского происхождения Александр Шульгин [12] много лет работал над лекарством от депрессии. В 1978г. он создал такое лекарство, получившее название Экстази (рисунок 18). С помощью него депрессия, действительно, поддавалась лечению. Но это лекарство беспринципные люди стали распространять среди молодежи как наркотик, вызывающий эйфорию. Именно это вызывало у Шульгина угрызения совести по поводу своего изобретения.

Рисунок 18. Таблетки экстази

Рисунок 17. Всплывающая реклама

Рисунок 20. Открытый офис

Список использованной литературы

Карпенков С.Х. Концепция современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 520с.


Задание 24 № 42563

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие научное познание.

2. Отличительные признаки научного знания:

в) системность и упорядоченность;

г) проверяемость (верифицируемость);

3. Современная классификация наук:

в) социальные и т.д.

4. Функции научного познания:

5. Уровни научного познания:

6. Методы научного познания:

а) научное наблюдение;

г) научный эксперимент;

д)научное моделирование и др.

7. Специфика современной науки:

а) возросшие возможности воздействия на природу и общества;

б) сложный технический и технологический потенциал;

в) непосредственное воздействие на образ жизни и характер труда

г) возможность изучения микро- и макромиров.

8. Факторы возрастания ответственности ученых за проводимые ими исследования:

а) двойное назначение ряда изобретений (создание новых видов оружия массового поражения);

б) нравственная неоднозначность ряда исследований (клонирование живых организмов);

в) негативное, пагубное воздействие ряда научных исследований на природу;

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 4, 7, 8 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

8. Задание 28 № 3925

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 3, 2 и 1 балла.

1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Читайте также: