Составьте сообщение на тему народ в произведениях русской литературы живописи и музыки

Обновлено: 05.07.2024

3. Традиции, обычаи и праздники

Отражением жизни народа и
общества всегда была
литература, поэтому нет
такого русского писателя,
который бы не говорил с
восхищением о народном
быте, о веселых праздниках,
традициях и обычаях, которые
являются неотъемлемой
составляющей русской
культуры. Произведения
русских классиков являются
нитью, связывающей нас с
прошлым, знакомят нас с
бесценным культурным
наследием великого русского
народа.

Русский народ поистине уникален, потому что наряду с
высокоразвитой современной культурой бережно хранит
традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в
православие, но даже в язычество.
Христианство подарило русским такие замечательные
праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а
язычество – Масленицу и Ивана Купала.

Любимыми русскими праздниками всегда были Новый год и
Рождество.
История празднования Рождества в России восходит к X веку,
когда произошло крещение Руси. Это православный праздник, второй
по значимости после Пасхи для русского народа. Рождество считается
праздником милосердия. Это день примирения, прощения обид и
совершения добрых дел, а главное – сделанное за день соизмеряется с
заповедями Христа.
Рождество приходится на период народных святок, которые
начинаются с Сочельника (24 декабря/6 января) и заканчиваются
Крещением (6/19 января).

Наряду с волшебными сказками по мотивам народных обычаев
и рождественскими рассказами с каноническим сюжетом выделяют
авторский рассказ, традиция которого пришла в Россию из Европы —
вместе с традициями светского праздника как такового.
Рождественский рассказ - это небольшое произведение о чуде, которое
случается в рождественский сочельник с людьми, попавшими в трудную
жизненную ситуацию.
Сочельник — последний день рождественского поста, представляющий
собой торжественное застолье. Собравшиеся приступают к еде после того,
как появляется первая вечерняя звезда. Обычно это происходит ещё в
сумерках. Такие обычаи и обряды, призваны обеспечить хозяйственное и
семейное благополучие в течение всего года. В этот день христиане
смиренны, совершают добрые дела, раздают милостыню.
Чудо совсем не обязательно связано с событиями сверхъестественного
порядка - посещением ангелов или Христа (хотя встречается и такое),
гораздо чаще это чудо бытовое, которое может восприниматься просто как
удачное стечение обстоятельств, как счастливая случайность. Однако для
рассказов, опирающихся на евангельскую систему ценностей, и
случайности не случайны: в любом успешном стечении обстоятельств и
автору и героям видится милостивое небесное водительство. Чудо
Рождества

Масленица - древний славянский традиционный праздник, отмечаемый в
.
течение недели перед Великим постом. Веселые проводы зимы,
озаренные радостным ожиданием близкого тепла и весеннего
обновления природы.
На Руси это был самый широкий, раздольный и весёлый праздник.
Масленица называлась честной, широкой, пьяной, обжорной,
разорительницей.
На каждый день масленой недели существовали определённые обряды.
Как в старину, так и ныне, главное угощение на Масленице – это блины,
которые пекут каждый день, начиная с понедельника. Потчевание
блинами на масле и водкой породило поговорку: "Не житье, а
Масленица".

Пасха, Светлое Христово Воскресение - главный православный
.
праздник не только в религиозном, но и в культурном смысле.
Установлен в честь Воскресения Иисуса Христа, которое является центром
всей библейской истории и основой всего христианского учения. Праздник
Пасхи празднуется очень торжественно и с большим размахом. После
пасхального поста устраиваются роскошные застолья и народные гулянья.
Но сначала ходят в церковь, освящают куличи и крашеные яйца. Пасху
любят и взрослые, и дети.
Духовная природа этого светлого торжества не могла не найти
отражения в русской литературе. Многие выдающиеся писатели
обращались к теме пасхальных праздников, размышляя о
непреходящих духовных ценностях: о добре и милосердии, о
страдании и сострадании, о любви и прощении.

Ночь на Ивана Купала – самый .яркий праздник славянского лета.
Корни его уходят в незапамятную древность. Этот праздник окружён
мифами и легендами. Он очень поэтичен: романтика любви и тайны
пронизывает Купальскую ночь, расцветая в строках фольклора. Но не
только в народных песнях отражена красота Купальской ночи.
Писатели и поэты XIX – XX веков тоже обращались к мифологической
тематике купальских костров и цветущего папоротника.

Романтичный и богатый мифологией праздник Иван Купала всегда
волновал поэтов. К теме Купальской ночи обращались Александр
Блок, Сергей Есенин и др.
Иванова ночь
Мы выйдем в сад с тобою, скромной,
И будем странствовать одни.
Ты будешь за травою темной
Искать купальские огни,
Я буду ждать с глубокой верой
Чудес, желаемых тобой:
Пусть вспыхнет папоротник серый
Под встрепенувшейся рукой.
Александр Блок

Произведения русских классиков – это неисчерпаемый
кладезь знаний о традициях, обычаях и нравах наших
предков. Они помогают передавать эти знания из
поколения в поколение.
Русские люди обязаны беречь и уважать
неотъемлемую часть русской культуры.
Спасибо за внимание!
эту

Во второй половине XIX века русское общество во многом отходит от привычных образов, консерватизма. Так, в литературе появляются смелые произведения, которые заставляют задуматься о предназначении человека, женской работе. Отдельное место здесь занимает тема народная. Как же раскрывают деятели искусства её?

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Невозможно пройти и мимо музыкальных трудов. Так, до наших дней дошла работа Трутовского, который собрал сборник народных песен. В основном они были посвящены минувшей войне 1812 года, а также тяжёлой судьбе простого человека. В песнях народ все чаще начинал поднимать актуальные для себя проблемы: зависимость от барина, низкое происхождение, смерть детей и прочее.

Таким образом, русский народ в искусстве XIX века предстаёт могучим и одновременно великодушным. Это люди, которые вынесли на своих плечах войну, а теперь поднимают детей. Их жизнь стала немного свободнее, но все также наполнена страданиями.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока № 1

Дата проведения

Изображение человека как важнейшая проблема литературы. Знакомство с учебником-хрестоматией.

Урок открытия новых знаний.

развивать представления учащихся о литературе как об искусстве слова, познакомить с учебником по литературе для 7 класса.

Планируемый

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Уметь строить развернутый ответ на поставленный вопрос, работать в группах

Познавательные : Планировать необходимые действия в сотрудничестве учителем, сверстниками

Коммуникативные: Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме

Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей .

Тема, идея, сюжет

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

История, русский язык.

Беседа по вопросам, выразительное чтение, работа в группах

Учебник, печатные карточки, презентация

Подготовка учащихся к усвоению материала

мотивировка учащихся на освоение нового материала с учетом изученного ранее

I . Изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Обратимся к ученикам с вопросами, которые помогут выяс­нить круг читательских интересов семиклассников:

- Какие книги из рекомендованного списка вы читали летом? Какие из них вас заинтересовали более всего?

- Какие книги вы читали самостоятельно? Чем привлекли вас

- Что побуждает вас читать книгу? Что вызывает особый ин­терес?

Выслушивая ответы учеников, выделим такой ответ, который поможет нам подвести класс к главной мысли: мы читаем книги, чтобы лучше понять мир и себя.

- Как вы думаете, для чего писатели берут в руки перо, ка­рандаш, шариковую ручку или прикасаются к клавиатуре ком­пьютера? Что они хотят рассказать своим читателям?

Писатели хотят показать нам своё понимание человеческой жизни, сущности человека. Самостоятельная работа.

Предложим ученикам письменно закончить две фразы:

1) Я читаю книги, чтобы.

2) По моему мнению, важнейшая проблема литературы —.

II . Знакомство с учебником-хрестоматией.

Рассмотрим учебник-хрестоматию, обратим внимание на об­ложку, форзацы, титульный лист. Внимательно прочитаем ог­лавление.

- Какие разделы выделены в курсе 7-го класса?

- Произведения каких авторов вы уже изучали в 5-6-м клас­сах?

- Имена каких писателей являются новыми для вас?

Работа по теме урока

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

- Какое из этих высказываний кажется особенно важным в данный момент именно для вас? Выберите главную фразу из этого высказывания и выпишите её в рабочую тетрадь.

- Высказывание какого писателя перекликается с утверждени­ем, что главная проблема литературы — изображение человека?

- Героев какой книги вам хотелось бы играть? Какими каче­ствами и поступками привлекли вас эти герои?

1. Народ в трагедии А. С. Пушкина “Борис Годунов”.
2. Образ народа в “Мертвых душах” Н. В. Гоголя.
3. Народ в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.
Многие русские писатели XIX века в своих произведениях обращались к теме судьбы народа, его нравственных ориентиров и роли в исторических событиях. Поскольку значение творчества А. С.. Пушкина в мировой и русской литературе трудно переоценить, целесообразно начать рассмотрение данного вопроса с его произведений. Образы людей из народа, в которых воплотились многие достойные

В трагедии “Борис Годунов” писателя индивидуальные черты народа размыты. Народ показан как некая сила, которую направляют то Годунов, то Самозванец. В начале трагедии народ занимает весьма пассивную позицию: “То ведают бояре, не нам чета”. Беседа двух человек, оказавшихся в числе прочих в толпе, собравшейся, чтобы просить Годунова принять царство, живо иллюстрирует общее настроение.

Эти люди слепо копируют поведение своих соседей, не задумываясь о значении этих действий. Все падают

на колени, и они поступают так же, все голосят – они присоединяются, все рыдают – волей-неволей приходится выжимать из себя слезу, хоть это и не так-то просто.
Далее, когда царь Борис анализирует свои достижения, он делает вывод, что народ неблагодарен, что он лишь к мертвым правителям испытывает уважение, а любые попытки живого властителя сделать что-то полезное для народа обречены на провал. Однако Пушкин мастерски раскрывает причину неприязни народа к царю: в народной памяти не стерлось воспоминание об убийстве царевича Димитрия, сына Ивана Грозного. Имя царевича, как показывают дальнейшие события, оказывает мощное влияние на умы русских людей.

Простой народ искренне верит, что Самозванец и есть чудом спасшийся Димитрий, законный государь Руси. Именно благодаря поддержке народа, не желающего сражаться против царевича, Самозванец без боя захватывает многие города России и доходит до Москвы. И здесь народ радостно приветствует его как законного царя. Но всплеск народного ликования соединяется с жестоким призывом истребить семью покойного Годунова.

Стихийное требование народа вполне соответствует намерениям Самозванца. Его сторонники убивают вдову и сына царя Бориса. Но, услышав об их смерти, народ внезапно застывает в оцепенении вместо того, чтобы славить нового царя. Охвачена ли толпа ужасом перед преступлением, к которому только что сама подстрекала?

Пушкин оставил этот вопрос открытым.
Яркие по своей силе образы людей из народа показал во многих своих произведениях и другой великий русский писатель – Н. В. Гоголь. В ряде повестей из сборников “Вечера на хуторе близ Диканьки” и “Миргород” представлены картины народной жизни: ярмарки, святочные гулянья, обычаи казачьей вольницы. Среди героев этих повестей немало цельных личностей, смелых и щедрых, верных любви и дружбе.

Но автор не умалчивает и о нравственной неустойчивости отдельных представителей народа: например, в повести “Ночь накануне Ивана Купала” Петрусь ради того, чтобы жениться на любимой девушке, совершает ужасное преступление: убивает брата своей невесты, чтобы получить от колдуна золото.
Нужно отметить, что все герои повестей из сборников “Вечера на хуторе близ Диканьки” и “Миргород” являются свободными людьми, не зависящими от прихотей помещиков. В поэме “Мертвые души” писатель обращается к судьбе крепостных крестьян – наиболее угнетенной части народа. Автор показывает, насколько тяжела жизнь крепостных, в особенности у таких помещиков, как, например Плюшкин, у которого крестьяне умирают в больших количествах.

Гоголь описал и типичную судьбу беглого крестьянина: у него нет паспорта, поэтому он не может устроиться на работу. Чаще всего такой человек рано или поздно попадает в тюрьму. Однако некоторые крестьяне предпочитали такую участь жизни у барина, как, например дворовый Плюшкина Попов. Гоголь без прикрас показал невежественность, распространенную среди крепостных.

Дворовая Пелагея не могла отличить правую сторону от левой. Но подобное положение дел в большей степени беда, чем вина народа, во многих представителях которого заключен огромный творческий и духовный потенциал – в качестве примера можно привести каретника Михеева, Степана Пробку. Автор с восхищением пишет об умении народа одним словом метко и остроумно охарактеризовать человека, подмечает стойкость и выносливость народа, его умение приспособиться практически к любым условиям: “Русский человек способен ко всему и привыкает к любому климату.

Пошли его хоть в Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу”.
Разумеется, говоря об образе народа в русской литературе XIX века, нельзя умолчать и о творчестве Н. А. Некрасова, в произведениях которого судьбе народа уделяется огромное внимание. В поэме “Кому гу ” на Руси жить хорошо” поэт представил читателю множество самобытных образов людей из народа, наделенных высокими нравственными качествами. Например, Ермил Гирин своим трудом и честностью добился и уважения земляков, и материального достатка. Но самой значимой ценностью для него была и остается совесть.

Она-то и не дает ему покоя, когда он незаконно сдал в солдаты не своего брата, а другого крестьянина. Не односельчане – за исключением матери злополучного рекрута, – а именно сам Ермил сурово осуждает себя за бесчестный поступок.
Лучшие черты русской женщины – верность, трудолюбие, терпение – воплотились в образе крестьянки Матрены Тимофеевны. Через многие испытания пришлось пройти этой женщине. Она способна смиренно переносить ежедневные мелкие притеснения, которым она подвергалась в семье мужа.

Но в поворотные моменты жизни она проявляет недюжинную решительность и смелость. Ради близких людей она готова на любые испытания: одна идет искать защиты у начальства, когда ее мужа забирают в солдаты вопреки закону, бросается в ноги барину, умоляя простить ее малолетнего сына, не уберегшего овцу соседки от волка, а потом покорно переносит удары плети за свою дерзость. Конечно, Некрасов, при всей любви к народу, отнюдь не идеализирует его.

В народной среде есть лентяи и плуты, такие как Клим Лавин. Но и этот беспутный пьяница не лишен положительных качеств: он красноречив, предприимчив, сметлив, остроумен.
Рисуя образы людей из народа, Некрасов не умолчал и о таких отрицательных явлениях, как пресмыкательство и предательство. Поэт не слишком порицает шутовское угодничество Клима перед выжившим из ума князем Утятиным. Клим делает это ради интересов “мира”, отлично сознавая игровой характер своего поведения. Этот человек, при всех своих недостатках, понимает, насколько важна свобода.

Но есть ведь в среде народа холопы, которые пресмыкаются перед помещиками по естественному влечению сердца! На самой же низкой ступени стоят предатели народных и интересов, такие, как староста Глеб, ради денег сжегший вольную, составленную его барином на несколько сотен крестьян. Но подобные люди, по мысли Некрасова, скорее печальное исключение.

Поэт верил в то, что в народе живут самые лучшие человеческие качества, которые со временем должны раскрыться во всей полноте.


Знать:

  • О произведениях искусства исторического жанра
  • Об отражении событий русской истории в произведениях искусства
  • Об авторской позиции в данных произведениях искусства

Уметь:

  • Анализировать произведения искусства
  • Составлять собственные монологические высказывания

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Мотивация. Организация деятельности учащихся по принятию целей урока.

– Ребята, какие события изображают картины русских художников?

(Крещение Руси, татаро-монгольское иго, Восстание под предводительством Е. Пугачева, покорение Сибири Ермаком, Октябрьскую революцию и т.д.)

– А мог ли кто-нибудь из нас быть свидетелем этих событий?

ет, потому что это события прошлого)

1. Слово учителя, организация словарной работы

Мир, в котором мы живем, устроен так, что события прошлого навсегда исчезают из объективного восприятия человека. То, что "кануло в Лету", уже никогда не станет реально существующим, зримым.

– Тогда откуда мы знаем об этих событиях?

(Не только из исторических документов, но из произведений искусства)

Увидеть "своими глазами", к примеру, крещение князя Владимира или Полтавскую битву, строительство московского Кремля или отречение Николая II, увы, нельзя, однако у каждого человека есть возможность чуть-чуть приоткрыть завесу времени и взглянуть на застывшее мгновение той или иной ушедшей эпохи. Историческая тема издавна занимает в искусстве одно из ведущих мест.

И сегодня мы поговорим об отражении русской истории в произведениях искусства. Такова и тема сегодняшнего урока.

Поэтому на уроке

  • Проанализируем эпизоды русской истории и произведения искусства, созданные на их основе
  • Выясним, как отражается русская история в произведениях литературы, живописи, музыки, скульптуры
  • Оценим авторскую позицию в данных произведениях искусства

III. Новый материал.

В русском искусстве историческая тематика зарождается в иконописи, где религиозные сюжеты часто окрашиваются реальными историческими событиями. Таковы иконы "Чудо о Знамение" (2-я половина XV в.) со сценами защиты Новгорода от суздальцев и "Церковь воинствующая"

Постепенное приближение к реалистическому изображению исторических событий можно проследить в книжных миниатюрах "Лицевого летописного свода" и "Жития Сергия Радонежского", в которых события истории становятся смысловой доминантой.

1. Отражение русской истории в произведениях Чистякова (живопись) и И. Матроса (скульптура)

Обратите внимание на поляков, изображенных на картине. Какова их роль в истории?

В августе 1610 года польские войска подступили к Москве с целью захвата Российского государства. Кто может рассказать об этом периоде нашей истории?

Рассказ подготовленного ученика:

Первыми против польских захватчиков выступили рязанцы. В рязани было создано народное ополчение. В марте 1611 года передовой отряд ополчения под предводительством князя Дмитрия Пожарского занял окраину Москвы. Против поляков выступили и жители Москвы. Слабовооруженные отряды ополченцев и москвичей под ударами захватчиков вынуждены были отступить, Пожарский был ранен. К осени 1611 года центром ополчения стал Нижний Новгород. Нижегородский земский староста – торговый человек Кузьма Анкудинович Минин обратился к жителям города помочь всеми силами и средствами в создании нового ополчения для освобождения России от иноземных захватчиков. Кузьма Минин прекрасно понимал, что своими силами нижегородцы не смогут одолеть многочисленных врагов, нужно поднимать на борьбу все русские земли. Он и его сподвижники стали рассылать грамоты с призывом к совместной борьбе. В Нижний Новгород стали стягиваться отряды народных ополченцев со всех земель. Возглавил объединенное ополчение едва оправившийся от ран князь Дмитрий Пожарский. В конце октября силами ополченцев Москва была освобождена от польских захватчиков.

– Итак, из рассказа о тех далеких временах мы поняли, что Минин и Пожарский – это герои-патриоты. Поэтому совсем не случайно на Красной площади в Москве им установлен памятник, автором которого является скульптор И. Мартос. Главный смысловой и идейный мотив в памятнике – страстный призыв к защите Отечества, призыв к действию, с которым обратился Минин к Пожарскому. При всем богатстве, разнообразии и движении объемов, при живости фигур композиция памятника по-классически уравновешенна и ясна. Меч не только духовно объединяет фигуры, но и четко определяет центр группы; щит, несколько отставленный в сторону, придает равновесие и трехмерность группе.

– Ребята, а почему русские герои 1611 года изображены в античных одеждах и на фоне античной архитектуры?

(В то время, когда жил и работал Мартос, в русском искусстве господствовал классицизм, который вдохновлялся героями и образами античности, провозглашал строгую, величавую, идеальную красоту, далекую от окружающей повседневности. Даже в картинах с сюжетами из русской истории персонажи обряжались в античные одежды и изображались на фоне античной архитектуры.)

2. Русская история в музыке

Освобождение Москвы вызвало мощный подъем всенародной борьбы против оставшихся на территории России захватчиков. Местные ополчения с помощью воинов Пожарского истребляли и изгоняли иноземные отряды. Героический подвиг совершил костромской крестьянин Иван Сусанин. Он завел польский отряд в непроходимые болота. Сам Сусанин погиб, но и поляки не смогли выбраться и выполнить важное задание короля – погубить вероятного кандидата на русский престол Михаила Романова.

Звучит отрывок из арии Ивана Сусанина

– Каким вы представили себе Ивана Сусанина оперы? Какова, на ваш взгляд авторская оценка героя?

(Сусанин предстает перед нами решительным и смелым защитником Отечества. Он предпочитает геройскую смерть жизни под гнетом иноземных захватчиков. Автор испытывает чувство гордости за истинный патриотизм простого русского мужика.)

3. Русская история в живописи

Работа с учебным модулем И-типа.

(после просмотра модуля)

4. Русская история в литературе

Сегодня мы уже говорили о том, что художники, музыканты и скульпторы отражали в своих произведениях историю нашей страны. Конечно, писатели и поэты в этом смысле не исключение. Конечно, назвать сегодня всех литераторов, обращавшихся к исторической теме невозможно. Вот лишь некоторые из них: М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой,

А вот перед вами портрет величайшего классика русской литературы А.С. Пушкина.

Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

– Ребята, как вы понимаете эти слова поэта?

(Для русского человека характерно уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, своей страны. Мы бережно храним память о минувшем, испытывая чувство гордости за светлые страницы истории, и чувство горечи за негативные ее моменты.)

(после просмотра видеосюжета)

А.С. Пушкин обращался к исторической теме для того, чтобы показать славные страницы нашей истории, чтобы провести параллели между прошлым и современностью, чтобы сделать выводы из ошибок прошлого, а также для того, чтобы найти доказательства своим взглядам на события современной жизни. Перед вами иллюстрации к произведениям Пушкина на исторические темы.

Спокойно зрит на правых и виновных,
Добру и злу внимая равнодушно,
Не ведая ни жалости, ни гнева

(Пимен беспристрастен в описании исторических фактов)

Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон

5. Русская история в скульптуре

Работа с учебным модулем И-типа.

IV. Самостоятельная работа

1. Заполнить таблицу

2. Проверка самостоятельной работы

V. Итоги урока.

Итак, я думаю, вы убедились сегодня, что в творчестве художников, скульпторов, музыкантов, писателей и поэтов всегда находит отражение история страны. Давайте вспомним цели урока и подведем итоги.

(после озвучивания итогов, отраженных в схеме)

В нас живут труд, силы тех, кто жил до нас. Пусть же в свою очередь будущие поколения смогут жить благодаря нашему труду, благодаря силе наших рук и нашего ума. Лишь в этом случае мы достойно выполним свое назначение.
Ж. Фабр

Ребята, я верю, чтобы ваши дети и внуки будут жить благодаря вашему труду, благодаря силе ваших рук и вашего ума. Мне очень хотелось бы, чтобы они изучали историю нашей страны не только по историческим документам, но и по произведениям искусства, в которых нашли бы отражение ваши славные свершения и подвиги.

Читайте также: