Составление палитры настроения героя и автора сообщение

Обновлено: 18.05.2024

Соломон Лазаревич Чудновский с конца 1881 года начинает работу над описанием Енисейской губернии на конкурс Красноярской Городской Думы, посвященный трехсотлетию Сибири. В начале 1883 года за свой труд.

В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его.

А почестей мы не просили,
Не ждали наград за дела.
Нам общая слава России
Солдатской наградой была.
Григорий Поженян

Предлагаемый прием позволяет на основе коллективной и групповой деятельности готовить школьников к написанию сочинения по литературе. В статье описано, как спланированное и организованное обращение к ощущениям, эмоциям, чувствам, ассоциациям помогает учащимся постичь авторский замысел, а опора на ключевые слова даёт возможность самим писать тексты сочинений.

ВложениеРазмер
literaturnaya_palitra.doc 37 КБ

Предварительный просмотр:

Фёдорова Ольга Леонидовна,

учитель русскогот языка и литературы

педагогический стаж - 23 года,

методическая тема – самореализация учащихся в процессе литературного творчества и проектной деятельности.

при работе над сочинением.

Основным материалом для писателя является художественный язык, письменная речь. Непринужденность, живость, конкретность речи, ее эмоциональность и экспрессивность, своеобразная стандартность и стереотипность делают образы героев ярче. Большую выразительность художественному образу придают и грамматич е ские формы слова, и ра з личные синтаксические средства языка (не только стилистические фигуры, но и параллельные синтакс и ческие конструкции, порядок слов и т. д.).

Сначала учащиеся подобают слова и словосочетания для обозначения цвета в тексте, для выражения яркости цвета в описании, ее усиления и затемнения.

Так, желтый цвет – это ясное утро, пушистый одуванчик, спелый колос, веселый детский смех.

Синий цвет – полноводная река, ласковый взгляд, колыбельная и др.

Коричневый цвет – лес, берлога, шоколад, темница и т.п.

- ощущение пространства и себя внутри этого пр о странства (движение, цвет, осязание, слово, звук в пространстве);

- интерес к разнообразию форм, цвета в природе, в окружающей действительности (формы вещей, разнообразие звуков, запахов, цвета, жеста, движения, интонации);

- освоение цвета и красок в жизни и в искусстве.

- настроения ( тревоги, радости, огорчения, грусти, жалости и др .);

- впечатления от наблюдения за природой, например: после дождя, в яркий солнечный, морозный день, перед грозой, ранней весной, поздней осенью ( цвета неба, радуги, травы, цветов, воздуха );

- звуков природы ( пения птиц, шума деревьев, дождя, падающей воды, жужжания насекомых и др .);

- звуков окружающего повседневного мира (шума на улице, звуков машин, голосов людей в доме, в школе, в лесу ),

- движения, действия ( бежать, прыгать, дремать и др .);

- синонимов и антонимов и др.

В городе, в мастерской В деревне

темный (образ) белый(снег) – цвет чистоты, цвет

ярко-красные (окна) – пурпурный – цвет вечности, возрождения, предвестия солнца;

зелёные (ели) - цвет жизни;

золотой (орех) – цвет праздника, радости.

Ребята не без удивления обнаружили, что для огромной Москвы Чехов не подобрал ни одного цветового эпитета, а художественное пространство маленькой деревни раскрасил яркими красками. Выявление символического значения цветовых лексем позволило учителю показать чудесное время Рождественской ночи, а ребятам глубже понять авторский замысел, идею рассказа.

Детям также предлагается наблюдать за предметами окружающего природного мира, разнообразием форм в природе, предметной среде человека; выпо л нять наброски, зарисовки во время прогулок и др.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Проектная деятельность в работе с одаренными детьми.

Статьи учителя, в которых он делется опытом о работе с одаренными детьми, какие использует педагогические технологии в этой работе. Насколько способствует проектная деятельность раскрытию творческих и.

Проектная деятельность в работе учителя математики

Статья из опыта работы.

Проектная деятельность в работе классного руководителя

Расссмотрены различные варианты использования проектной деятельности при работе с классом.

Использование проектной деятельности в работе с одарёнными детьми

Выступление с представлением опыта работы.


Проектная деятельность в работе педагога-психолога

Выступление на районном семинаре школьных психологов по проблеме "Проектная деятельность в работе педагога-психолога". Включает выступление и презентацию, в которой раскрываеются основные .


Сказка как литературный жанр. Технология проектная деятельность.

Методическая разработка и видеослайды.


Проектная деятельность в работе учителя английского языка (презентация)

Рассказ о том. что такое метод проектов и как его использовать на уроке и во внеурочной работе с учениками.

Приведем примерные вопросы и задания.

Такая работа помогает младшим школьникам точнее опреде­лить эмоции героев, автора, осмыслить позицию автора рассказа.

Анализ иллюстрации

Сегодняшний школь­ник с раннего детства окружен книжками с красочными иллюст­рациями, поэтому картинки учебника по литературному чтению, да еще почти всегда не очень хорошего полиграфического каче­ства, часто воспринимаются как привычный фон. Между тем раз­вивающий потенциал книжной иллюстрации очень высок. Иллю­страция всегда вторична по отношению к тексту, представляет собой его интерпретацию, отражение трактовки художником со­бытий, характеров героев, смысла произведения. Основные зада­чи учителя начальной школы — научить детей воспринимать и анализировать иллюстрацию, соотносить текст и иллюстрацию, познакомить с языком изобразительного искусства. Рассмотрим частные методические приемы анализа иллюстрации.

Анализ учебной иллюстрации, не подходящей к тексту по суще­ственным для раскрытия идеи произведения признакам.

Анализ профессиональной художественной иллюстрации в сопо­ставлении с фрагментом произведения.

Анализ иллюстрации обычно начинается с общей эмоциональ­ной оценки — понравилась ли? Подходит ли к тексту? Детям надо дать время рассмотреть ее подробно, рассказать о своих впечатле­ниях.

Вопросы нужны в том случае, если дети сами не обращают внимания на важные детали, если их анализ иллюстрации сбива­ется на перечисление изображенных предметов. По мере знаком­ства с языком изобразительного искусства и овладения приемом анализа иллюстрации надобность в подробных вопросах будет отпадать.

Сопоставительный анализ иллюстраций разных художников — сравнение интерпретаций.

У И.В. Бруни иллюстрация помещается на развороте страни­цы. Две горизонтали — линия берега и линия горизонта зритель­но еще расширяют пространство. Три почти одинаковые сосны, растущие в ряд, холсты, вывешенные на просушку между ними, создают вертикальные линии, рождают ощущение размеренной, медленно текущей жизни, в которой ничего не меняется, а все идет по кругу. Зеленые травы и кустарник заключают в вытянутый овал фигуры старика и старухи, которые кажутся мел­кими на фоне вечного моря и огромных сосен. За спиной старухи землянка с висящей на одной петле дверью, рядом прялка. Стару­ха маленькая, приземистая, грозно стоит на земле, широко рас­ставив ноги и указывает рукой на разбитое корыто, укоряя ста­рика. Старик держит в руках весла, не то опираясь на них, не то заслоняясь ими от злой жены.

Композиция иллюстрации В. М. Конашевича подчеркивает ог­раниченность пространства: фигуры старика и старухи изображе­ны в центре крупные планом, море просматривается лишь благо­даря неровностям земной поверхности. Все линии заострены: землянка ощетинилась соломенной крышей, растрепавшейся от вет­ра, рядом с землянкой темная ель с сухими ветками упирается макушкой прямо в низкое облако, нависшее над героями. Стару­ха подалась вперед, наступает на старика, в ней чувствуется сгу­сток злой энергии. Старик растерян. Он слегка отступает, отвел руку назад, как будто ищет опоры, но за его спиной лишь белый фон страницы — опереться не на что. Зато старуха прочно привя­зана к своему убогому миру: разбитое корыто, землянка, ель, се­рый камень — вот и все, что изображено позади старухи, но эти предметы, данные крупным планом, заполняют все пространство иллюстрации, и все пространство жизни, в которой чудо может служить лишь прагматичной цели починки корыта или приобре­тения новой избы.

Работа начинается с вопроса, приглашающего к размышлению: что общего в иллюстрациях и чем они различаются. Столь общая форма вопроса нужна, чтобы не навязывать детям выводов, дать возможность высказать свое впечатление, самостоятельно пона­блюдать за деталями. Задача учителя — так строить беседу, чтобы, подхватывая мнение ребенка, углублять высказанную мысль, под­водить учеников к пониманию художественной значимости, от­меченных детьми различий.

- Как вы думаете, почему художники выбрали разный план изображения? Что важно подчеркнуть И. В. Бруни, что существенно для В. М. Конашевича? Каким художники изображают море? Ка­кую роль играет море в сказке? Сравните позы героев. Как они передают характеры старика и старухи? О каких отношениях пер­сонажей рассказали художники? На иллюстрации, как и в худо­жественном литературном произведении, лишних деталей нет, каждая деталь — выражение мысли художника — характеристика героев. На обеих иллюстрациях изображены деревья. Какие это деревья, где и как они расположены? Что рассказывают вам эти деревья о жизни старика и старухи? Какие тона преобладают в каждой иллюстрации? Почему? В процессе обсуждения можно еще раз обратиться к тексту, выбрать все детали, описывающие жизнь старика и старухи, уви­деть, что эти детали у Пушкина емки и лаконичны, посмотреть, что художники привносят в свои иллюстрации. Завершить анализ можно вопросом: что помогли увидеть в пушкинской сказке ил­люстрации И.В.Бруни и М.В.Конашевича?

Сравнение серии иллюстраций художника к одному произведе­нию.

- Проследите, как меняется колорит иллюстраций, демонст­рирующих выполнение очередного желания старухи? (Иллюстра­ции становятся все более яркими и пестрыми, при этом небо все темнее, а своды царских палат выполнены в мрачно-зеленых то­нах.)

- Как расположены фигуры старика и старухи на каждой из иллюстраций? Есть ли какая-то закономерность в их расположе­нии? (Большинство иллюстраций рассчитаны на разворот стра­ницы, при этом всегда старуха изображена на правой половине, а старик — на левой. Жизнь их проходит не вместе, а параллельно

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

Шумят раскаты молодые, Вот дождик хлынул, пыль летит, Повисли капли дождевые, И солнце нити золотит.

Без внимания к слову нет истинного чтения. Стилистический анализ призван привить детям бережное отношение к авторскому выбору, приучить их размышлять над словом. Использование сти­листического анализа требует от учителя особого такта. В искус­стве всегда есть что-то от чуда, далеко не все может быть объясне­но логически. Анализ текста не должен превращаться в обоснова­ние выбора каждого слова — следует обращать внимание на са­мые выразительные для характеристики персонажей, описания обстановки, передачи переживаний слова, и только на те художе­ственные детали, выбор которых может быть осознан читателем, что приведет к углублению восприятия.

Композиционный анализ

В начальной школе композиционный анализ занимает особое место в ряду других приемов анализа художественного текста. Ведь восприятие литературных произведений на начальном этапе лите­ратурного развития отличается отсутствием целостности. Анализ композиции позволяет преодолеть дискретность детского восприя­тия, способствует формированию целостного взгляда на произве­дение, позволяет выявить взаимосвязи между элементами, увидеть в архитектонике произведения проявление авторской воли и, бла­годаря этому, приблизиться к постижению художественной идеи.

Если при изучении произведения учитель останавливает свой выбор на композиционном анализе текста, то этот методический прием становится организующим ядром урока, не терпящим фраг­ментарного обращения, поскольку, в отличие от приема стили­стического анализа, где предметом рассмотрения становятся художественные детали (авторское слово или знак), композиционный анализ охватывает все произведение от начала до конца.

Естественно, что представление о композиции в начальной школе дается не в полном объеме. Программы по литературному чтению предусматривают знакомство со следующими композиционными категориями: жанр, сюжет (элементы сюжетной схемы), конфликт, система персонажей (образов), надсюжетные композиционные эле­менты текста (портрет, пейзаж, описание), точка зрения (автор, повествователь, лирический герой), хронотоп (без введения терми­на, художественное пространство и время в произведении).

Необходимым условием организации композиционного ана­лиза на уроке является учет родо-жанровой специфики произве­дения. Большинство программ по литературному чтению постро­ены с учетом принципа жанрового разнообразия изучаемых про­изведений. Наиболее распространенные жанры в школьных учеб­никах: сказка фольклорная, сказка литературная, рассказ, басня, пейзажная лирика, игровая поэзия.

Поскольку художественным ядром игровой поэзии в основном является игра со словом (образом), изучение ее в контексте ком­позиционного анализа представляется нецелесообразным.

Фольклорные сказки взяли свое начало в мифах и приняли от них закрепленные содержательно и формально сюжетные струк­туры. Они могли распадаться на более мелкие звенья — мотивы, чередование которых порождало новые сюжетные схемы. Осталь­ные элементы художественной формы были подчинены сюжету: описания, тормозившие динамику действия, если и встречались, то были минимальны и носили характер устойчивой схемы. Поэтому при изучении фольклорной сказки в начальной школе особое внимание необходимо обращать на сю­жет. При рассмотрении кумулятивной сказки можно использовать задания, позволяющие детям на основе анализа композиции повторяющегося эпизода воссоздать отсутствующие элементы или предложить свой вариант сказки (по аналогии).

Литературные сказки, унаследовав сюжетную схему волшеб­ной фольклорной сказки, принципиально отличаются от послед­ней, во-первых, наличием автора (что дает возможность говорить об авторской воле, авторском отношении к героям и событиям); во-вторых, появлением сложного характера героя (что позволяет увидеть путь его становления, конкретизирует конфликт произ­ведения, переводя его из разряда абстрактных величин к более конкретным проблемам — социальным, бытовым, внутриличностным); в-третьих, появлением в структуре повество­вания новых надсюжетных элементов композиции: пейзаж, порт­рет, описание, вставной рассказ и др. Рассказ может содержать в себе повествование лишь об одном событии. Этим обусловлены и некоторые специфические черты композиции: время и место действия ограничены, определены; конфликт чаще всего носит межличностный или внутриличностный характер, становится актуальным вопрос о точке зрения, а вместе с ним и о выделении категории повествователя. Как пра­вило, рассказы невелики по объему, что позволяет произвести бо­лее глубокий анализ произведения.

При анализе стихотворного текста особое значение приобретает графическая композиция, т.е. расположение слов на листе. Автор­ское деление на стихи и строфы, особенно случаи, когда привыч­ная структура нарушается, не подчиняется общей логике, — это ключ, который позволит раскрыть мир поэтических образов.

Рассмотрим частные приемы композиционного анализа.

Избрав этот путь постижения идеи, они продвигаются по нему, наслаждаясь самой дорогой, и не стрем и о. к чему-то прийти. Поэтому, прежде всего, необходимо четко сформулировать для себя, какую цель вы должны преследовать, ради чего вы составляете план художественного текста.

Выделяют несколько видов плана.

Сюжетный план (выделение элементов сюжетной схемы эпического текста). В результате работы над составлением сюжетного плана у детей формируется представление о функции элементов сюжета, их последовательности. Учащиеся овладевают умением находить элементы сюжета в тексте произведения, выде­лять главное в содержании каждого элемента в соответствии с его ролью в произведении, давать точное название части.

Логический план (выделение логически законченных эпизодов текста). Работа над составлением данного вида плана имеет смысл при подготовке к различным видам пересказа, либо к творческим видам работ: составлению диафильма или кино­сценария.

Логический план может принимать форму картинного плана. Составление картинного плана — эффективный прием работы в 1 классе, когда детям сложно вычленить главное в эпизоде, подо­брать слова, чтобы наиболее точно озаглавить часть. Однако не­обходимость учить воспринимать произведение как целое, запо­минать последовательность событий, развивать речь, пересказы­вая достаточно простые и короткие тексты, существует. Картин­ный план может помочь в решении этих задач.

Эмоциональный план (составление партитуры чувств героя (повествователя) эпического произведения, эмоциональной палитры лирического произведения). При составлении эмоционального плана внимание ребенка переходит от наблюдения за внешними событиями к внутреннему миру героя. Имеет смысл соотнести на уроке два варианта плана к одному произведению - эмоциональный и логический. Это позволит не только увидеть последовательность событий и динамику эмоций героя, но и понять, чем именно вызваны эти эмоции (либо по какой причине был совершен тот или иной поступок).

Если произведение позволяет, полезным будет составить эмо­циональный план для каждого из героев произведения. Это по­зволит лучше понять, как они взаимодействуют друг с другом, увидеть конфликт между ними, найти эмоциональную кульмина­цию.

Суть композиционного экспе­римента заключается в сознательном нарушении последователь­ности эпизодов либо в исключении одного эпизода из канвы повествования.

Данный прием целесообразно использовать в том случае, если дети находятся на достаточно высоком уровне литературного раз вития, хорошо запоминают последовательность эпизодов, видят причинно-следственные связи между событиями, т.е. адекватно и полно воспринимают содержание произведения. Композиционный эксперимент поможет обратить внимание учащихся на фор­му, увидеть закономерности построения сюжета, особенности организации автором повествования.

Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала.

Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть.

Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал.

Сопоставление черновой и окончательной редакций произведения . Этот прием обычно используется при анализе классических произведений, поскольку требует обращения к черновым редакциям произведения. Сравнение чернового и окончательного варианта дает возможность проследить развитие авторского замысла, показывает детям, как много внимания писатели уделяли выбору слова, как от замены одной строчки может измениться смысл произведения. Познакомив детей с черновой редакцией, предлагаем подумать, почему поэт изменил текст.

Опираясь на работы М.П. Воюшиной, Т.И. Зиновьева [9, с. 468] выдвигает следующие приемы композиционного анализа:

«Составление сюжетного плана (выделение элементов сюжетной схемы эпического текста). В результате работы над составлением сюжетного плана у детей формируется представление о функции элементов сюжета, их последовательности. Учащиеся овладевают умением находить элементы сюжета в тексте произведения, выделять главное в содержании каждого элемента в соответствии с его ролью в произведении, давать точное название части.

Составление логического плана (выделение логически законченных эпизодов текста). Логический план может принимать форму картинного плана. Составление картинного плана – эффективный прием работы в 1 классе, когда детям сложно вычленить главное в эпизоде, подобрать слова, чтобы наиболее точно озаглавить часть. Работу можно организовать по–разному, постепенно усложняя задания. На первом этапе предложить детям соотнести готовый картинный план с текстом произведения. Затем предложить составить план, используя готовые картинки, лишь выстраивая их в определенной последовательности.

Составление эмоционального плана (составление партитуры чувств героя (повествователя) эпического произведения, эмоциональной палитры лирического произведения). При составлении эмоционального плана внимание ребенка переходит от наблюдения за внешними событиями к внутреннему миру героя.

Можно использовать соотнесение на уроке двух вариантов плана к одному произведению – эмоциональный и логический. Это позволит не только увидеть последовательность событий и динамику, но и понять, чем именно вызваны эти эмоции (либо по какой причине был совершен тот или ной поступок). Если произведение позволяет, полезным будет составить эмоциональный план для каждого из героев произведения. Это позволит понять, как они взаимодействуют друг с другом, увидеть конфликт между ними, найти эмоциональную кульминацию. Перед составлением эмоционального плана детям предлагается разделить текст на части.

Создание карты – схемы маршрута героя . Данный прием может быть использован при изучении волшебных фольклорных сказок, где основные события непосредственно связаны с передвижением героя в пространстве, преодолением препятствий, встречающихся на его пути, где каждый шаг приближает героя к развязке. Столь же успешно этот прием может быть использован при анализе литературной сказки, в которой наиболее ярко прослеживаются фольклорные корни. В этом случае графическое отображение пространственно–событийной канвы сюжета может наглядно продемонстрировать изменения в характере героя, этапы его становления.

Таким образом, при организации работы над художественным произведением выбор вида анализа, вида работы над текстом, приема анализа определяется особенностями художественного текста, задачей, которую необходимо решить при анализе.

Таким образом, в ходе анализа приемов формирования теоретико-литературных понятий в начальной школе был сделан следующий вывод, что метод эвристической беседы представлен у Л. Ф. Климановой и М.П.Воюшиной, так как в своих работах данные авторы берут за основу разработки друг друга. Младшие школьники, только овладевающие читательскими умениями, нуждаются в специальном обучении работе с текстом. Использование названных выше методических приемов способствует формированию у младших школьников литературоведческих представлений и понятий.

1.3 Практика формирования теоретико-литературных понятий на уроках литературного чтения во 2 классе

В результате анализа данных УМК, можно сделать следующие выводы: общим является то, что формирование понятий ведется через анализ текста.

Таким образом, проанализированные учебники соответствуют ведущему подходу в формировании теоретико-литературных понятий по литературному чтению - от восприятия художественного произведения к осмыслению его видовых и жанровых особенностей, языкового своеобразия.

В соответствии с технологией словесно диалектического обучения А.И. Гончарука, В.Л. Зориной [10], на основании ПООП НОО [1], был составлен словарь основных понятий по литературному чтению, выделено содержание и объем понятий по ряду оснований, что представлено в приложении (прил. 3). Для выявления содержания понятий использовался справочник Т.В. Игнатьевой, Л.Е. Тарасовой [11, С. 190], предназначенный для специалистов в области начального общего образования. Следует отметить, что в словаре представлены только основные понятия. Видится возможным продолжение начатой работы и её апробация в ходе производственной практики.

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

Процесс формирования предметных знаний и умений по теории литературы очень важный аспект литературного чтения в начальной школе, от которого зависит становление навыка осуществлять полноценную читательскую деятельность.

Современные методисты неоднозначно описывают процесс формирования теоретико-литературных понятий в начальном общем образовании, что является результатом развития методической мысли последних двух столетий.

Заложенная в начальной школе теоретическая база по литературному чтению станет основой для совершенствования литературного развития каждого обучающегося в основной общей школе.

Сформированный теоретико-литературный арсенал у младших школьников это научная основа анализа, а само формирование теретико-литературных понятий будет очень успешным именно в начальной школе, так как у детей в этот период происходит формирование теоретического мышления, такое формирование в начальном общем образовании закладывает основу для дальнейшего литературного развития и обеспечивает системное формирование компетентного читателя. Владение теоретико-литературными сведениями способствует развитию читательских умений, совершенствует приемы умственной деятельности.

В начальной школе формирование теоретико-литературных понятий происходит в процессе выполнения ряда операций. так на уроках литературного чтения обучающиеся учатся делить понятия на составные части, обобщать и ограничивать их. Специфические приемы формирования теоретико-литературных понятий описаны современными методистами в соответствии с подходом - от восприятия художественного произведения к осмыслению его видовых и жанровых особенностей, языкового своеобразия (от частного к общему). Младшие школьники, только овладевающие читательскими умениями, еще нуждаются в специальном обучении работе с текстом, поэтому педагог должен владеть разнообразным арсеналом дидактических приемов формирования теоретико-литературных понятий, и использовать их в соответствии с планируемыми предметными результатами конкретного УМК.

Использование методических приемов, которые были представлены М.П. Воюшиной, Л.Ф. Климановой способствует формированию у младших школьников литературоведческих представлений и понятий.

В ПООП НОО представлен целый перечень теоретико-литературных понятий, которые должны быть сформированы в начальной школе, на его основании был составлен словарь, в котором раскрывается их содержание объем.

Для того чтобы передать эмоции, у человека есть множество средств, которые называют экспрессивными или выразительными. Это мимика, пантомимика, выражение глаз, жесты, характер движений и поз. А наша речь наполнена нюансами интонаций, изменчивым ритмом, расцвечена средствами экстралингвистики – вздохами, фырканьем, хмыканьем, смехом, всхлипыванием и т. д.

А что в тексте?

Но это в реальности. А в тексте почти единственными выразительными средствами писателя являются слова. Ну, можно еще добавить стилистику и пунктуацию, которая в какой-то мере может имитировать интонацию. Но этого мало, очень мало! Ведь слов в языке намного меньше, чем оттенков чувств и настроений. Недаром поэты иногда завидуют художникам. Так, Н. Заболоцкий написал очень правильные, на мой взгляд, строки:

Владение навыками литературного творчества и богатый словарный запас лишь частично компенсируют скудость письменной речи. Но все же, что есть, то есть, поэтому для писателя очень важно овладеть искусством передачи эмоции. Тогда читатель ему поверит, тогда почувствует переживания героев, проникнется трагизмом или комизмом повествования.

Лингвистические средства

Самый простой способ передать эмоции – это описать их. Так, филологи подсчитали, что в произведениях Льва Толстого описано 97 различных оттенков улыбки и 85 выражений глаз. А вам слабо? Для описания можно использовать разные виды лексики.

Но словами можно эмоции описать. А хороший писатель создает образ, который должен быть объемен, предметен, красочен. То есть лучше этот образ не описать, а показать.

О пользе психологии

В этом случае очень хорошо помогает знание психологии эмоциональных состояний. Ведь любая эмоция отражается в поведении человека. Так, гнев проявляется в том, что движения становятся жестче, отрывистей, резче. Мышцы напрягаются и действия, требующие плавности и скоординированности, выполнять становится сложно. Когда разгневанный человек пишет, то ручка от сильного нажима даже рвет бумагу, рассерженную женщину на кухне слышно на всю квартиру, так она гремит кастрюлями и ложками. Желание ударить бывает в этом состоянии настолько сильно, что человек может пнуть стул, стукнуть кулаком по стене. Глаза сверкают негодованием, лицо может покраснеть или побледнеть – это индивидуально, голос становится или низким, рычащим или, напротив, визгливым, если гнев приправлен истерикой.

А если человеку грустно, то его движения утрачивают силу, становятся вялыми, он идет, опустив плечи и голову, шаркает ногами, и дыхание часто прерывистое, словно ему не хватает воздуха. Но вот плечи расправились, голова поднялась, походка стала упругой и решительной, а руки сжались в кулаки – все, хватить грустить, пора действовать.

Читайте также: