Сообщение жизнь посадского населения

Обновлено: 05.07.2024

Окончательное оформление самодержавия в России в XVII веке несколько изменило обычаи, нравы и быт царского двора.

Прежде всего он стал необычайно многолюдным. День и ночь в царских покоях, конюшнях, подсобных помещениях суетились сотни людей — как обслуживавших двор, так и искавших царских милостей. Одна лишь охрана царя обеспечивалась двумя тысячами дворян и стрельцов. Несколько десятков ближайших лиц одевали царя после сна; другие участвовали в его трапезе; третьи отвечали за сохранность его личных вещей; четвертые — за лошадей, псов и соколов для охоты; пятые — за исправность экипажей.

Дворцы, в которых жили первые Романовы, отличались большим великолепием в сравнении с царскими хоромами XVI века. Кроме царской резиденции в Кремле, впервые постоянными стали летние дворцы в Измайлове и Коломенском. Самым крупным царским дворцом стал пятиярусный Теремной дворец в Кремле. Каменные постройки покрывались внутренними росписями, утеплялись деревянными полами, покрытыми войлоком и коврами. Если в XVI веке отдельные части дворцовых помещений отделывались разноцветным сукном, то теперь для этого использовались атлас и кожа.

Посещение царевной женского монастыря. XVII в. Художник В. Суриков.

В окна, как правило, вставлялись слюдяные пластины, в отдельных случаях — стекло, которое являлось еще большой редкостью.

Если в первой половине века главным украшением дворцовых помещений были выложенные разноцветными изразцами печи, то во второй половине, по мере усиления западного влияния на Россию, появились голландские и немецкие картины, гравюры, венецианские зеркала, напольные часы.

Как и прежде, царские дворцы состояли из трех частей: жилых комнат для царя и его семьи, парадных залов, хозяйственных помещений.

Главным развлечением царя и его двора были ловчая (псовая) и соколиная охота. Михаил Федорович и Алексей Михайлович любили и хорошо умели охотиться на медведей, лосей, лис и волков. Выезд царя на охоту был обставлен особым церемониалом, в котором участвовало до трех тысяч человек.

Новым для XVII века развлечением венценосных особ стал первый придворный театр царя Алексея Михайловича.

Боярский и дворянский быт

Немало нового появилось и в повседневном быте феодалов. По своему укладу дворы бояр и богатых дворян представляли собой подобие царского двора, только в миниатюре. Это был целый комплекс деревянных строений — изб, подклетей, сеней, чердаков, крылечек. Все они соединялись между собой переходами. В богатых домах в окна были вставлены слюдяные пластины, а в домах победнее — паюсные (рыбьи) пузыри. Наличники, балконы, крыльцо были украшены богатыми резными украшениями. Особенностью домов феодалов XVII века стало раскрашивание их в разные цвета.

Более разнообразным стало и внутреннее убранство боярских и дворянских домов. В центре всегда находилась печь, богато украшенная изразцами и росписями, а порой и узорами из камня.

Дворянин. Боярин

Традиционные предметы мебели (столы, лавки, большие сундуки) богато украшались росписями, резьбой. Обязательным предметом быта стали многочисленные ковры, привозимые из Персии, Турции, Крыма.

Как и в царском дворце, в домах бояр и дворян появилась мода на зеркала и часы, привозимые из-за границы. Дома просвещенных государственных деятелей (Б. И. Морозова, В. В. Голицына) украшали также картины, географические карты. Появились и первые частные библиотеки.

Посуда в богатых домах была преимущественно золотой и серебряной. Однако в XVII веке появилась мода на стеклянную посуду, привозимую из-за границы. Тонкое венецианское стекло ценилось не меньше, чем изделия из драгоценных металлов, и из-за своей хрупкости особо оберегалось.

Московская девушка XVII в. Художник А. Рябушкин.

Еще с конца XVI века наряду с лавками в домах феодалов появились красивые, украшенные резьбой, отделанные кожей или парчой кресла.

Одежда оставалась традиционной. Однако заметно расширился выбор тканей, из которых она шилась. К поступавшим с Востока парче и тафте добавились практичные и добротные шерстяные и суконные европейские ткани.

Мало изменений претерпела и пища. Однако по мере развития торговли начали употребляться и новые продукты: восточные приправы и пряности (перец, корица, гвоздика, шафран, базилик), лимоны, изюм, миндаль, рис, сахар. Одной из любимых новинок на столе феодалов стала колбаса, подававшаяся обычно с гречневой кашей.

Новым для феодальной верхушки средством передвижения стали кареты, заменившие традиционные возки (закрытые сани).

Вслед за царем бояре и дворяне проводили время на пирах и охоте, наблюдали за кулачными боями.

Жизнь посадского населения

В домах богатого посадского населения обязательно были иконы, украшенные серебряными окладами, самоцветными камнями, речным жемчугом.

Особенностью XVII века стало сооружение зажиточными посадскими людьми каменных домов и вспомогательных построек.

Семьи же обычных посадских людей жили в более скромных деревянных домах, и их быт мало отличался от быта крестьян.

Крестьянство: повседневный быт и обычаи

Обстановка крестьянской избы была довольно скудной и состояла из простых столов и лавок, закрепленных вдоль стен (они служили не только для сидения, но и для ночлега). Зимой крестьянская семья спала на печи — это было самое теплое место в доме. Материалом для одежды служили домотканые холсты, шкуры овец (овчина) и пойманных на охоте животных (как правило, волков и медведей). Обувью служили в основном лапти. Зажиточные крестьяне носили также поршни (моршни) — обувь, сделанную из одного-двух кусков кожи и собранную вокруг щиколотки на ремешке, а порой и сапоги.

Посуда была деревянной и глиняной. Металлическая посуда была большой редкостью и стоила больших денег. Пища готовилась в русской печи в глиняной посуде. Ели в деревянных тарелках и деревянными же ложками.

Основой питания были зерновые культуры — рожь, пшеница, овес, просо. Из ржаной (повседневной) и пшеничной (по праздникам) муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисели, пиво и квас. Много употреблялось в пищу овощей — капусты, моркови, свеклы, редьки, огурцов, репы. По праздникам в небольших количествах готовились мясные блюда. Более частым продуктом на столе была рыба. У зажиточных крестьян имелись садовые деревья, дававшие им яблоки, сливы, вишни, груши. В северных районах страны крестьяне собирали клюкву, бруснику, чернику; в центральных районах — землянику. Также использовались в пищу грибы и лесные орехи.

Летняя и зимняя женская крестьянская одежда.

В XVII веке крестьянская семья составляла, как правило, не более 10 человек. Это были родители и дети. Главой семьи считался старший по возрасту мужчина. Церковные порядки запрещали вступать в брак девушкам моложе 12 лет, юношам моложе 15 лет, кровным родственникам.

Брак мог быть заключен не более трех раз. Но при этом даже второй брак считался большим грехом, за который накладывалось церковное наказание. С XVII века заключение браков должно было в обязательном порядке благословляться церковью. Свадьбы справлялись, как правило, осенью и зимой — когда не было сельскохозяйственных работ.

Итог
Таким образом, несмотря на сохранение в основных чертах традиционного быта, обычаев и нравов, в XVII веке в жизни и повседневном быте всех сословий произошли значительные изменения, в основе которых лежало как восточное, так и западное влияние.

Посадскими людьми называли на территории Российского государства XV-XVIII вв. отдельные группы податного торгово-ремесленного населения. Позднее, в середине XVII века, данный термин использовался для обозначения сословия.

Какую работу выполняли посадские люди?

Упоминания о посадских людях зафиксированы в источниках, датированных 1440 г. Эти группы населения проживали в составе посадской общины, основу для их существования составлял институт круговой поруки. Оплата дани и прямых налогов производилась в соответствии с системами сошного письма и подворного обложения.

Посадские люди

После 1724 г. посадскими людьми выплачивалась подушная подать. Для данной категории населения Российского государства предусматривалась обязанность отбывать повинность строительного, дорожного, постойного, рекрутского и иного типа. Часто посадских людей привлекали для работы при таможне, на кружечных дворах, мельницах и т.д. на безвозмездной основе. Известна и практика организации службы как посошных людей.

Права посадских людей

  • земской сход — в его полномочия входило решение самых важных вопросов жизни посадских людей, а также непосредственно избрание земского старосты;
  • земскую избу — орган, который должен был полностью исполнять решения, принятые сходом.


Земские избы

В этот период существовало деление на сотни и десятки. Ответственность за порядок несли назначаемые на выборной основе сотские, пятидесятские и десятские. Во времена Ивана Грозного у посадов были собственные управления и судебные органы, формируемые выборным путем. В XVII в. на смену этой системе пришли земские избы. В них присутствовали:

  • земский староста;
  • ларечный и земский целовальники.

Срок полномочий старост составлял 1 год. В ряде городов наряду с земскими старостами существовали излюбленные судьи. Ими рассматривались имущественные дела, связанные с отношениями между посадскими людьми, за исключением дел уголовного характера. Функция сбора доходов торгового происхождения возлагалась на избираемых таможенников. В некоторых случаях таможенные головы назначались из Москвы.

Сословный статус посадских людей

Известно о частом участии посадских людей в работе Земских соборов. Однако это были, главным образом, представители из Москвы. У отдельных посадских людей появлялась возможность войти в другие более привилегированные сословные корпорации купечества. В частности, речь идет о гостях, гостиной сотне, суконной сотне.

Сословный статус посадских людей

Дальнейшая судьба посадских людей

Важную роль играли посадские люди в процессе формирования сил Второго ополчения в период 1611-1612 гг. Приняли они участие в Соляном бунте 1648 г., Псковском и Новгородском восстаниях в 1650 г. Не прошли без участия посадских людей такие события:

  1. Медный бунт в 1662 г.
  2. Астраханское восстание в 1705-1706 гг.

Из источников известно, что поступившие от них челобитные были учтены во время подготовки Новоторгового устава в 1667 г. Численность этой группы населения неуклонно росла. Если в 1680-х годах насчитывали 135 тыс. человек, то в 1720-х гг. их стало 183 тыс. человек, а в 1760-х гг. — 228 тыс. человек.

Манифест, принятый императрицей Екатериной II 17 марта 1775 г., предусматривал переход посадских людей с учетом суммы имеющегося у них капитала в сословие купцов (при наличии у них накопленных сумм капитала более 500 руб.) и мещан. В жалованной грамоте городам в 1785 г. прошло выделение посадских людей в качестве одной из категорий мещанства. Они наделены были правом приобретать и пользоваться ткацкими станками, организовывать лавки в своем доме, принимать участие в выборном процессе в Шестигласную думу.

Жизнь посадского населения. Посадские люди. Посадские люди — сословие средневековой (феодальной) Руси, в обязанностях которого было нести тягло, то есть платить денежные и натуральные подати, а также выполнять многочисленные повинности. Чёрная слобода и чёрная сотня.

Жизнь посадского населения

Жизнь в морских глубинах

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1.10.2013

Морская жизнь

ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ

Модуль 8: Жизнь с ошибками

Не дави жизнь!

Динамика естественного движения населения Курганской области

Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга 2013 год

Динамика уровня регистрируемой безработицы, в % к ЭАН

Города России

Демографическая характеристика развивающихся стран

СОДЕРЖАНИЕ ТОМА 1

Каждое утро

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО Марины Цветаевой

Численность и воспроизводство населения. Демографическая политика

Республика Дагестан

Жизнь по новому

Население мира

ИНТЕГРИРОВАНИЕ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ И ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

Presentation Transcript

Посадские люди • Посадские люди — сословие средневековой (феодальной) Руси, в обязанностях которого было нести тягло, то есть платить денежные и натуральные подати, а также выполнять многочисленные повинности.

Чёрная слобода и чёрная сотня • Тяглое население было разделено по чёрным слободам и черным сотням. • В чёрных слободах селились горожане, поставлявшие в царский дворец различные припасы и работавшие на дворцовые нужды. Тягло платилось с места и с промысла. Повинность — общинная. Тягло и повинности распределялись общиной. Тягло платилось с количества дворов, а не с численности людей. В случае выхода человека из посада община должна была продолжать платить за него тягло. • В чёрные сотни был сведен простой посадский люд, занимавшийся мелкой торговлей, ремеслом и промыслами. Каждая чёрная сотня составляла самоуправляющееся общество с выборными старостами и сотниками. До середины XVII века в городах существовали так называемые белые слободы.

Деление людей на сотни и десятки • Посадские люди делились на сотни и десятки. За порядком наблюдали избираемые сотские, пяти десятские и десятские. При Иване Грозном посады имели свои выборные управления и суд. В XVII веке эта система была заменена земскими избами. В земской избе сидели: земский староста, ларёчный целовальник и земские целовальники. Земские старосты и целовальники избирались на 1 год — с 1 сентября. В некоторых городах кроме земских старост были ещё и излюбленные судьи. Излюбленные судьи разбирали имущественные дела между посадскими людьми, кроме уголовных дел. • Для сбора торговых доходов избирали таможенных голов и целовальников. Иногда таможенных голов назначали из Москвы.

Разрушение посадских общин • После смутного времени посадские общины начали разрушаться. Посадские люди начали записываться в крестьяне или холопов. Гулящие люди начали открывать в посадах лавки, амбары, погреба, не уплачивая тягла. С 1649 года от всех живущих в посаде (даже временно) требовалось записываться в тягло. Все, сбежавшие из посадов, должны были вернуться в свой посад. • С конца XVIII века посадские люди начали называться мещанами, хотя иногда употреблялось название посадские.


Торгово-ремесленное население городов России в 17 веке именовалось “посадские люди”. Право и обязанности посадского люда были установлены по Соборному Уложению 1649 года.

Происхождение сословия

В истории России города долгое время не играли такой важной роли, как в Западной Европе. Они были меньше, беднее и часто подвергались разорениям, например, татарскими набегами.

Посадские люди

Рис. 1. Посадские люди.

Посадом в средневековой Руси называли торгово-ремесленную часть города. Эта часть поселения могла принадлежать князю или боярину. Она имела укрепления, как правило, деревянные, редко – каменные. Торгово-ремесленное население в документах времени называют не холопами, а сиротами и рабами. Эти люди могут создать какое-нибудь территориальное или профессиональное объединение.

Часто такое население делилось на черные слободы и черные сотни. Жителями черной слободы являлись горожане, которые работали на царский двор и поставляли туда припасы. Система натуральных и денежных повинностей называлась тяглом. Повинности распределялись общиной, а их выплаты шли с количества дворов, а не с каждого конкретного ремесленника. Это создавало определенные сложности, если человек выходил из общины, потому что тягло за него продолжали платить. Сотня представляла собой более мелкую единицу посадских людей, занятиями которых были торговля и ремесла. Черная сотня имела свое самоуправление во главе с выборными сотниками и старостами.

В отношение торгово-ремесленного населения использовались несколько юридических терминов: слобода, сотня, подол, посад. Некоторые из них сохранились в топонимах, например, Павловский Посад или Гаврилов Посад, последний упоминается в документах с 1434 года.

Посадские люди XVII век

Рис. 2. Посадские люди XVII век.

Особенности управления

До середины XVII века существовала такая территориальная единица – белая слобода. От черной слободы и черной сотни она отличалась тем, что ее население не платило государственных податей, так как проживало на территориях духовных и светских феодалов.

В зависимости от имущественного признака, жителей посада делили на три категории:

Для управления посадами в XVII веке появилась система земских изб. В этих органах власти работали земские старосты и целовальники.

Белые слободы были ликвидирована Соборным Уложением царя Алексея Михайловича Романова. Оно создано в краткий срок в 1649 году после соляного бунта в Москве. Появление Уложения связано и с недовольством посадских людей из черных слобод, ведь выплаты государству ложились на них.


Рис. 3. Соборное уложение 1649.

Что мы узнали?

Для понимания социально-экономического развития Древней Руси и царства Русского в XVII веке следует знать кто такие посадские люди. Это определение встречается в школьной программе 6 класса, когда проходят первых царей из династии Романовых.

Читайте также: