Сообщение зарубежная азия колыбель цивилизации

Обновлено: 18.05.2024

Восточный тип цивилизации (Восточная цивилизация или Цивилизации Древнего Востока) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте. Как правило характерными чертами восточной цивилизации являются:

  1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.
  2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.
  3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.
  4. Нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.
  5. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма,
  6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.
  7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях являются корпоративная и государственная формы собственности; а основным методом управления выступает принуждение.

Цивилизации Древнего Востока:
общая характеристика

Впервые это происходит сразу в двух местах независимо друг от друга — в Двуречье (долины рек Тигр и Евфрат) и Египте в конце IV-III тыс. до н. э. Позднее государство возникает в Индии, в долине реки Инд, а на рубеже III-II тыс. до н. э. — в Китае. Эти цивилизации получили в науке наименование речных цивилизаций.

Цивилизации Древнего Востока

Инфографика. Цивилизации Древнего Востока на ленте времени (нажмите для увеличения)

Самым важным центром древней государственности являлся район Двуречья.

В отличие от других цивилизаций Двуречье было открыто всем миграциям и веяниям. Отсюда открывались торговые пути и распространялись нововведения в другие земли. Цивилизация Двуречья непрерывно расширялась и вовлекала новые народы, в то время как остальные цивилизации были более замкнуты. В результате Западная Азия постепенно становится флагманом в социально-экономическом развитии. Здесь появляются гончарный круг и колесо, металлургия бронзы и железа, боевая колесница и новые формы письменности. Ученые прослеживают влияние Двуречья прежде всего на Египет и цивилизацию древней Индии.

Земледельцы заселили Двуречье в VIII тыс. до к. э. Прежде всего они научились осушать заболоченные участки. В долинах Тигра и Евфрата нет камня, лесов, металлов, зато они очень богаты зерном. Жители Двуречья выменивали зерно на недостающие в хозяйстве предметы в процессе торговли с соседями. Но камень и дерево были заменены глиной. Из глины строили дома, изготавливали различные предметы бытового обихода, на глиняных таблицах писали.

В конце IV тыс. до н. э. в Южном Двуречье возникло несколько политических центров. В результате они объединились в государство Шумер. На протяжении всей своей древней истории район Двуречья был ареной ожесточенной борьбы. Как правило в ходе этой борьбы власть захватывал какой-либо город или пришедшие со стороны завоеватели. Со II тыс. до нашей эры ведущую роль в регионе начинает играть город Вавилон, став могучей державой при царе Хаммурапи. Затем усиливается Ассирия, которая с XIV по VII вв. до н. э. была одним из ведущих государств Двуречья. После падения Ассирийской державы вновь усиливается Вавилон — возникает Нововавилонское царство. Персы — выходцы с территории современного Ирана — сумели завоевать Вавилонию и в VI в. до н. э. основать огромную Персидскую империю (державу Ахеменидов).

Ключевые слова: конференция-2011, Монголия, монголы, хунну, гунну, этногенез, этнос, история, кочевая цивилизация, государственность.

Inner Asia – a cradle of Eurasian civilization

N.V. Abayev

Abstract: Author reflects on history of Mongols, Mongol statehood, ethnogenesis of nomadic people of Central Asia in an article devoted to the main ideas of scientific conference "Xiongnu cultural heritage” (Ulaanbaatar, Mongolia, 10 July 2011).

Keywords: conference-2011, Mongolia, Mongols, Xiongnu, Huns, ethnogenesis, ethnos, history, nomadic civilization, statehood.

«Да, гунны мы, да, скифы мы, да, тэнгрианцы мы,

(Колохан-Багши)

«Живите в мире, любви согласии, берегите друг друга и мир,

(Э. Б. Мижит)

В связи с этим монгольский академик Б. Энхтувшин отметил, что традиции государственности монголов, возникшие и сформировавшие во время гуннов-хунну, были унаследованы и развиты последующими монгольскими государствами, — сяньби, жужаней, тюрков, уйгуров и монголо-татар, и достигли своего апогея во время Великого Монгольского государства, созданного Чингис-Ханом (Энхтувшин, 2011). Следовательно, можно выделить два важных и ярких этапа в древней средневековой истории, культуре и развитии государственности кочевников Центральной Азии и Монголии. Это, во-первых, Великое Монгольское государство или период могущества монголов в XIII–XIV веках, во-вторых, государство хунну (хуннов) от III века до н.э. — до II века н.э.

Государственность хуннов имеет древнюю историю и традиции, но согласно традициям, установившимся в исторической науке, считается, что история государственности хуннов, а впоследствии и монголов, берет начало с 209 г. до н.э., когда на престол государства хуннов взошел старший сын Тумэн-хана — Модун, который и осуществил коренные реформы и изменения в развитии государственности кочевников-хуннов, превратив государство хуннов в могущественную империю, прославившуюся во всем древнем мире.

Внутренняя Азия - колыбель Евразийской цивилизации

Как отмечают в своих летописях историки и летописцы древнего Китая, государственность гуннов-хуннов являлась более простой по сравнению с другими странами и народами оседлой цивилизации. Другими словами, государственные институты гуннов-хуннов не были громоздкими и не усложняли жизнь простого народа. Но, тем не менее, государство хунну, имеющее компактную структуру, которое соответствовало кочевому образу жизни, очень хорошо справлялось со своими управленческими функциями, благодаря жесткой дисциплине, порядку и принципам управления. Поэтому некоторые важные признаки и черты, возникшие во время Империи Хунну, были унаследованы возникшими впоследствии государствами кочевников. Модун-хан (174 год до н. э.) управлял своей могущественной империей, разделив ее на улусы трех флангов и 24 крупные административные единицы. Аналогичная структура действовала и в Великом Монгольском государстве. Чингис-Хан управлял своей империей, разделив на 95 тысяч тумэнов (один тумэн — десять тысяч), которые, в свою очередь, объединялись в три крупных тумэна — Алтайский, Харун жидунский и Центральный. В Великом Монгольском государстве, как и в Империи Хунну, действовала административно-управленческая система, названная десятичной.

Создав Великое Монгольское государство, Чингис-Хан, как и хунну в свое время, создал условия для формирования единого государства, единой нации с единой культурой, осуществляя государственную политику, которая в корне изменила общественно-политическую структуру множества кочевых племен и народов, проживающих в войлочных юртах.

Монгольские и некоторые зарубежные исследователи считают, что государство гуннов–хуннов является первым государством, созданным монголами, так как основные племена и аймаки, основавшие Империю Хуннов, сформировали основной состав населения ханства Жужан, созданного племенем мугулуй, а впоследствии вошли в состав коренных монгольских племен. Другими словами, монгольские ученые и исследователи установили, что империей Хуннов управляли племена и аймаки монгольского рода, хотя в ее состав входили племена и аймаки различных наций и народностей. Есть ученые, которые отрицают такую связь в традициях государственности хуннов и в последующих коренных монголов. Они утверждают, что якобы государство, созданное хуннами, было хрупким объединением глав могущественных родов и племен, а также, что хунны не являются предками монголов, так, как среди них преобладали тюркоязычные народы или народы, разговаривающие на языке енисейской группы.

Все этносоциальные процессы, как центростремительные, так и центробежные, неизбежно ускорялись, и в экстремальных условиях войны, а также во время массовых перекочевок, вызванных изменением экологических или геополитических условий. Тем не менее, даже при утрате независимой государственности и смене властной элиты (или полном переворачивании властной пирамиды) происходила лишь перегруппировка правящих кланов, родов и племен, но основной этнический костяк сложившегося ранее суперэтноса оставался практически неизменным в центральных частях империи, что и наблюдалось на территории Монголии в период падения Империи Хунну и перехода власти к сяньбийцам, которые, к тому же, имели с восточными и северо-западными хунну тесные этнокультурные связи.

Внутренняя Азия - колыбель Евразийской цивилизации

Таким образом, в традиционных обществах тюрко-монгольских народов центральной части Евразии в добуддийский период вся совокупность ценностей, ценностных ориентаций, направленностей социальной активности, стереотипов и векторов поведения, так или иначе, связывалась с волей и контролирующими функциями Вечного Синего Неба, культ которого приобрел характер развитой религиозной системы уже в период становления Империи Хунну и был тесно связан с идеей сакрализации верховной власти в лице Сына Неба.

Тэнгрианство, на наш взгляд, еще на стадии возникновения и развития цивилизации вообще (в центре Евразии получившей характерные черты номадической цивилизации) стало ядром духовно-культурной традиции, обеспечивающей эффективное функционирование такого рода социального аттрактора, отнюдь не исключавшего бытие данной системно-динамической целостности, т.е. ее развитие, приобретение наборов качественных определенностей, обеспечивающих их реализацию как выражение вполне естественной потребности социальной системы в ее внутрисистемной самоорганизованности, но и в ее стремлении организовать внешнюю хаотичность в историческую перспективную целостность и создавать такие механизмы социальной организации и самоорганизации, которые обеспечивали относительную устойчивость имперских форм кочевничества, созданных древними гуннами-хунну.

Список литературы:

Гумилев, Л. Н. (2011) Хунны в Азии и Европе // Монголия Сегодня. 7 августа.

Монголия Сегодня (2011). 31 июля.

Мунхзул, Б. (2011) Гунны — это Монголы… // Монголия Сегодня. № 30 (493). 31 июля. С. 1.

Тумээ, Г. (2011) Хунну — это Монголы, а Монголы — это Хунну // Монголия Сегодня. 7 августа. С. 4.

Энхтувшин, Б. (2011) Центр Империи Хуннов находится на территории нынешней Монголии и нынешние монголы являются потомками Хуннов // Монголия Сегодня. 7 августа. С. 3.

Колыбелью ведущей цивилизации Восточной Азии – китайской – была долина великой реки Хуанхэ. Из-за цвета воды ее называют Желтой рекой. Ветры с севера гонят сюда тучи желтоватой пыли, которая оседает на берегах, за тысячелетия покрыв их толстым слоем. Наносная почва – рыхлая и плодородная. Осадков в этом районе выпадает немало, поэтому для развития земледелия искусственного орошения не требовалось.

Земли к северу от Хуанхэ были заселены народностями, которые принимали незначительное участие в сложении китайского этноса. Основу последнего составили многочисленные племена, жившие между реками Хуанхэ и Янцзы и говорившие на языках китайско-тибетской семьи. Области в бассейне Янцзы можно рассматривать как вторую колыбель китайской цивилизации. И здесь большую роль сыграли те этнические группы, которые находятся в родстве с современным населением стран Юго-Восточной Азии – Таиланда, Вьетнама, Индонезии. Кстати, из этого региона идет традиция рисоводства, ставшего основной отраслью китайского земледелия.

История Китая отличается такой устойчивостью и непрерывностью развития, что многие особенности современного Китая восходят к самой глубокой старине. Отчасти это объясняется относительной обособленностью Восточной Азии: прямые связи с другими крупными цивилизациями установились лишь в последние столетия эпохи древности.

Традиционная китайская историография (самая своеобразная, но и самая развитая на Древнем Востоке) сложилась за несколько веков до нашей эры. Она делит историю Китая на периоды, называемые по правящим династиям.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ ПОЗДНЕЙ ДРЕВНОСТИ

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ ПОЗДНЕЙ ДРЕВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ НАРОДОВ СЕВЕРНОЙ ЧАСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЙОНА ЮВА Крупнейшее государство Средней Янцзы Чу (как и Цинь) занимало наибольшую по площади территорию со сложным ландшафтом. Чу контролировало все земли на Средней Янцзы,

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ (III–II тысячелетия до н. э.)

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ (III–II тысячелетия до н. э.) Археология зарубежной Азии. М., 1986.Беллвуд. Покорение человеком Тихого океана. М., 1986. Деопик Д.В. История Вьетнама. М., 1986. Т. 1.История Индонезии. М., 1992. Ч. 1.История Кампучии: краткий очерк. М., 1981.Кулланда С.В. История Древней Явы.

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ (ПОЗДНЯЯ)

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ (ПОЗДНЯЯ) Берзин Э.О. Юго-Восточная Азия с древнейших времен до XIII в. М., 1995. С. 10–34.Деопик Д.В. Всадническая культура в верхней Янцзы и восточный вариант звериного стиля // Культура и искусство народов Средней Азии в древности и средневековье. М., 1979.Итс Р.Ф.

Глава 12 Юго-Восточная Азия: островной мир

Глава 12 Юго-Восточная Азия: островной мир Островной мир Юго-Восточной Азии (Индонезия, Филиппины), равно как и близкий к нему географически и в историко-культурном плане полуостров Малакка (Малайя), – это особая часть юго-восточноазиатского региона, во многом отличная от

9.1. Восточная Азия

9.1. Восточная Азия Земля Согласно принятому ООН делению мира по регионам, в Восточную Азию включают Китай с Тайванем, Монголию, Северную и Южную Корею и Японию, т. е. огромную территорию площадью 12 млн. км2. Если же исходить из культурных, этнических и исторических

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ Бандиленко Г.Г., Гневушева Е.И., Деопик Д.В. История Индонезии. М., 1992. Ч. 1.Берзин Э.О. Юго-Восточная Азия в XIII–XVI в. М., 1982.Берзин Э.О. Юго-Восточная Азия в XVII — начале XVIII века. М., 1987.Мосяков Д.В., Тюрин В.А. История Юго-Восточной Азии. М., 2004.Тюрин В.А. История

Восточная Азия

Восточная Азия В восточно-азиатском регионе перед Америкой стоит иной стратегический выбор. В отличие от Европы, страны Восточной Азии никогда пользовались американским покровительством для осуществления региональной интеграции и стирания геополитических границ. В

Восточная Азия

Восточная Азия Колыбелью ведущей цивилизации Восточной Азии – китайской – была долина великой реки Хуанхэ. Из-за цвета воды ее называют Желтой рекой. Ветры с севера гонят сюда тучи желтоватой пыли, которая оседает на берегах, за тысячелетия покрыв их толстым слоем.

Глава 2 ЯПОНИЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

Глава 2 ЯПОНИЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ В Ямато, хотя существует много гор, только Кагуяма, которая сошла с Неба, совершенна по форме. Поднявшись на ее вершину, я посмотрел на землю: над землями под паром поднимается дым; с рисовых полей взлетают чайки. О, милая страна, острова

Юго-Восточная Азия

Юго-Восточная Азия В коммунистической стратегии Юго-Восточная Азия (ЮВА) рассматривалась как единое целое, когда в 1927 г. коммунисты организовали свою штаб-квартиру в Сингапуре. Они получили некоторую поддержку среди образованных коренных жителей, которые не могли найти

ВЕЛИКАЯ ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

ВЕЛИКАЯ ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ Муссонные дожди вернулись в Восточную Азию в мае 1942 г., затопляя рисовые террасы, заполняя реки коричневыми потоками и, выражаясь метафорически, растворяя правление белого человека в памяти. С наступлением осенней засухи цикл истории Азии стал

Великая Восточная Азия заменяет ось

Великая Восточная Азия заменяет ось Какое-то время союзники опасались, что флот Нагумо может сделать бросок через Индийский океан, чтобы соединиться с роммелевскими воинами пустыни, или что Тодзё может объединиться с Третьим рейхом, чтобы сокрушить Советы. В

Удивительная юго-восточная Азия

Удивительная юго-восточная Азия А в Восточной Азии, судя по всему, шел не только прогресс, но и деградация эректусов. Уже говорилось, что культурные достижения синантропов сильно преувеличены. А останки питекантропов на Яве вообще не сопровождаются никакими каменными

Россия и Восточная Азия

Ландшафты жизни

image008

Резиденция бухарских правителей вплоть до 1920 года — цитадель Арк — самый древний архитектурно-археологический памятник Бухары (первое упоминание в 10 веке, основание крепости по данным археологических раскопок датируется 4 – 3 веком до н.э.).

image009

Делегаты Географического съезда СССР на фоне медресе Улугбека (слева) и медресе Тилля-Кари.

Читайте также: