Сообщение воспитание детей дошкольного возраста

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дошкольное воспитание детей.

Дошкольное воспитание детей включает в себя несколько различных направлений. Методы воспитания и дошкольного образования детей. Основные принципы дошкольного воспитания детей с переменами, происходящими в обществе, изменяется и подход к воспитанию детей. Если раньше на детей воздействовали, навязывая им чувство вины, прививая правильные привычки принуждением и запретами, то сегодня современные дети фактически не реагируют на такие методы. В основе современных методов воспитания лежит взаимное уважение и сотрудничество между взрослыми и детьми, при этом необходимое доверие и открытость отношений требует большой самоотдачи и от взрослых, которым также для успешного дошкольного воспитания детей необходимо менять собственные стереотипы.

Можно выделить основные принципы, на которых базируется сегодня воспитание детей:

· Уважительное отношение, которое не допускает унижения, насилия и авторитарного давления;

· Свобода выбора, которая позволяет в полной мере ребенку раскрыть заложенные в него способности. При этом речь не идет о полной свободе без контроля со стороны взрослых. Нужно создавать необходимые для всестороннего развития и дошкольного воспитания детей условия, позволяющие в безопасной обстановке максимально легко и просто получать знания и навыки;

· Помощь в принятии решения, которая заключается в том, чтобы показать достоинства, недостатки и возможные последствия от тех или иных поступков;

· Объяснение своих требований и поступков. Это позволит малышу понимать, что взрослый не давит на него, а старается уберечь от опасности или учит дисциплине, необходимой в жизни;

· Постоянное общение, которое позволяет не только установить доверительные отношения между родителями и ребенком, но и способствует развитию правильной речи;

· Поддержка любых начинаний и поощрение инициативы, что позволит выработать уверенность в себе и ответственность за свои поступки;

· Проявление чувств по отношению к ребенку.

Многим родителям кажется, что ребенок априори знает о том, что его любят. Однако это не соответствует действительности, и малыш нуждается в ежедневном подтверждении того, что его действительно любят. Любовь может выражаться различными способами – ласковыми словами, проведенным вместе временем и одобрением. Воспитание и дошкольное образование детей Принципы воспитания детей дошкольного возраста определяют работу педагога дошкольного учреждения и необходимы для успешного обучения и полного усвоения ребенком необходимых знаний. Во время дошкольного воспитания детей и организации процесса обучения задачей воспитателя и педагога является создание необходимых условий для повышения общей познавательной активности детей, формирование положительного отношения к учебным занятиям, воспитание самостоятельности и работоспособности. Одним из основных принципов дошкольного воспитания детей и формирования качеств личности ребенка является системность и последовательность. Благодаря этому все необходимые навыки и знания преподносятся в зависимости от возраста с постепенным усложнением. Систематичность обучения включает в себя следующие понятия: Предоставляемый учебный материал должен отражать различные стороны окружающей действительности и обобщаться в единую систему знаний; Квалификация педагога должна позволять ему донести необходимые знания по мере возрастания сложности с учетом того, что ребенок может понять в зависимости от возраста и способностей; Учебный план должен способствовать постепенному развитию логического мышления и включать различные его составляющие – сравнение, анализ, синтез, обобщение, развитие .На занятии должно быть понимание и усвоение нового материала, а также развитие чувств, внимания, воображения, памяти и формирование таких черт характера, как целеустремленность и настойчивость в преодолении возникающих сложностей. Кроме того, еще одним необходимым условием для построения правильного процесса обучения является доступность учебного материала. На этом принципе основана педагогика М. Монтессори, которая считала, что для всестороннего развития ребенка необходимо обеспечить его всеми необходимыми для этого пособиями и дидактическими материалами. Занятия с детьми должны стимулировать познавательную активность. Наглядным пособием может служить любая материальная или знаковая модель. Однако нужно понимать, это всего лишь инструмент познания, а не цель. Поэтому при их использовании нужно учитывать его содержание и возможность обратной связи. Воспитание и дошкольное образование детей должно базироваться на индивидуальном подходе с учетом личных особенностей характера ребенка, его темперамента, наклонностей и способностей. Индивидуальный подход к обучению и воспитанию значительно повышает эффективность занятий и позволяет более полно раскрыть таланты в раннем возрасте. Благодаря индивидуальному подходу в дошкольном воспитании детей педагог может в полной мере изучить личные особенности ребенка и выявить факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на него.

Принцип научности обучения заключается в переходе от внешнего описания предмета к его внутреннему строению, от познания явления к его сущности. С учетом этих требований должен строиться учебный материал, что позволит ребенку составить представление о многообразии окружающего его внешнего мира. Еще одним необходимым принципом в дошкольном воспитании детей является прочность полученных знаний и навыков. Для этого воспитатель должен: Уметь выделять главное в изучаемом материале; Основные направления дошкольного воспитания детей Показывать взаимосвязь главной мысли изучаемого материала с имеющимися у ребенка знаниями, в результате чего происходит закрепление связей, что делает невозможным в дальнейшем потерю субъективной значимости новых знаний в мыслительной деятельности ребенка;

Для закрепления полученных знаний их необходимо связывать с эмоциями, чувствами и переживаниями детей. Для этого можно использовать различные игры или сказки, что вызовет у ребенка эмоциональный отклик.

Хорошее дошкольное воспитание сыграет решающую роль в последующей жизни человека, его интеллектуальном, физическом и духовном развитии.

На протяжении важного в жизни ребенка этапа они стараются заложить в сознание малыша принятые в обществе установки, дающие представление о добре и зле. Помимо этого мамы и папы наполняют жизнь любимого чада многочисленными впечатлениями и эмоциями, формируют необходимые навыки и помогают усваивать полезную информацию.

С первого дня появления крохи в доме родители не должны забывать о том, что детвора дошкольного возраста ориентирована на вбирание самых разнообразных данных.

Именно поэтому важно оградить ребенка от негатива и свести к минимуму количество стрессовых ситуаций.

Воспитание детей дошкольного возраста предполагает ответственность подхода. На начальном этапе необходимо выбрать правильные установки и ориентиры, следование которым окажет благотворное влияние на малыша. Материальной составляющей, ответственной за обеспечение ребенка продвинутыми игрушками и одеждой именитых брендов, отведена второстепенная роль. К воспитанию она не имеет никакого отношения.

На первом месте находится родительская любовь, подразумевающая совместное времяпрепровождение, радость общения, терпение, ласку и внимание.

Каждый член семьи оказывает на малыша определенное умственное и психологическое влияние, знакомит его с понятиями заботы и любви, вкладывает доступные пониманию крохи знания. Дошкольное воспитание важно еще и потому, что на нем базируется личностное развитие ребенка, под которым понимается формирование умений, способностей, навыков и черт характера. Не поступившие в школу малыши склонны к подражанию. В различные моменты времени они могут копировать интонацию и поступки родителей и ближайших родственников, соседей, няни, героев мультфильмов и сказок, животных и окружающих их людей.

Данная особенность обязывает взрослых к недопущению в присутствии детей совершения неприемлемых поступков и исключению из лексикона жаргонных и ругательных слов. Матери, отцы и другие домочадцы должны стать для ребенка примерами хорошего поведения.

Возрастные границы дошкольного воспитания

Период дошкольного детства продолжается вплоть до достижения малышом 7-летнего возраста.

Готовность к дошкольному воспитанию фиксируется у преобладающей части детей, встретивших третий по счету день рождения. Отсчитываемые с этого дня четыре года отведены на формирование личности и характера юного гражданина. В этом возрасте ребенку доступно понимание многих явлений. Он интуитивно стремится к усвоению новых знаний и закреплению полезных навыков. На протяжении данного периода окружающие кроху взрослые должны сосредоточиться на всестороннем развитии малыша. Лишь при таком подходе в положенный срок ребенок сможет продемонстрировать готовность к школьному обучению.

Несколько слов о мелкой моторике.

Развитие мелкой моторики — важная составляющая дошкольного воспитания. В детских пальчиках сконцентрировано множество рецепторов, посылающих импульсы в определенные отделы мозга. Последние отвечают за речевое развитие и согласованность движений, осуществляемых пальцами рук. Минимальное расстояние между этими центрами подтверждает важность развития мелкой моторики.

Задействование рук и пальцев приводит к активизации участков мозга, ответственных за развитие речи.

Весьма эффективны поочередные сгибания и разгибания крошечных пальчиков, их осторожный массаж и совершение круговых движений на поверхности ладошек. Элементарные в исполнении упражнения должны осуществляться регулярно. Они ориентированы на стимулирование точек, напрямую контактирующих с корой головного мозга.

Одна из разновидностей тренировки рук и пальцев базируется на перебирании мелких объектов. В такие моменты рядом с несмышленым малышом должен находиться взрослый, призванный обезопасить кроху от проглатывания миниатюрных предметов. Бусины большого размера желательно предварительно нанизать на прочную нить, в то время как пуговицы можно пришить к полоске ткани. В число других полезных для дошколят игрушек вошли маленькие и крупные кубики. Желательно, чтобы они были выполнены из разных материалов (ткани, древесины, пластмассы).

Особенности воспитания детей младшего и старшего дошкольного возраста

Воспитание младенцев включает в себя создание комфортных для малюток условий и спектр действий, направленных на укрепление эмоционального и физического здоровья. В эти месяцы опекающие ребенка взрослые сосредотачиваются на правильном питании, соблюдении режима и расширении умственных и физических возможностей крохи.

Неоспоримую пользу приносят посещения групп раннего развития, в рамках которых осуществляется развитие основных чувств детей путем общения с ровесниками, родителями и квалифицированными педагогами.

При поддержке последних происходит раскрытие различных сторон сознания дошкольников, обзаводящихся опытом восприятия окружающей действительности и распознавания новых для малышей объектов и людей.

В наши дни довольно часто практикуется посещение ясельной группы детского сада, ориентированной на детей младшего дошкольного возраста (2-3 года). С полезным на первый взгляд шагом лучше не торопиться и рассмотреть возможность пребывания ребенка в домашней обстановке. Этот совет актуален для малышей, не готовых к серьезным переменам. В качестве явных признаков, свидетельствующих о неготовности малыша к смене обстановке и общению со сверстниками, выступают частые проявления капризности, ухудшение самочувствия и повышенная чувствительность к заболеваниям.

Более приемлемым для начала посещения детского сада считается старший дошкольный возраст (4-5 лет). Некоторые мамочки предпочитают отказываться от визитов в садик, делая выбор в пользу домашнего обучения. Это решение имеет право на существование. На этапе его принятия во главу угла ставятся интересы малыша и его комфорт. В последнем случае родители должны обеспечить подходящие условия для обретения навыков и усвоения знаний, владение которыми обязательно для всех поступающих в школу ребят.

Основные направления воспитания ребят дошкольного возраста

Некоторые методики ориентированы на привитие нравственно-этических норм, в то время как другие специализируются на физической либо речевой сторонах развития. Также встречаются детские сады, в которых практикуется изучение основ математики.

При воспитании малыша в домашней обстановке приветствуется гармоничное комбинирование перечисленных выше направлений, учитывающее индивидуальные особенности ребенка. Этот вариант признан наиболее оптимальным.

Родители могут изучить несколько методик и программ и выбрать из них лучшее. В ходе воспитательного процесса предпочтительно руководствоваться материалами, в которых подробно проработаны лексические темы.

На протяжении каждого занятия желательно ограничиваться рассмотрением одной темы: времена года, домашние животные, посуда, мебель, цветы, деревья и т. д. На протяжении урока можно читать стихотворения и сказки соответствующей тематики, рассматривать картинки, петь песенки, заниматься лепкой и рисованием, играть в дидактические и подвижные игры. Проведенное подобным образом время не будет израсходовано зря. Кроха с легкостью усвоит всю представленную для изучения информацию. Такой подход к воспитанию детей не утрачивает актуальности на протяжении нескольких десятилетий. В его эффективности убедились многие родители, решившиеся на применение данной техники на практике.

Формирование здоровых привычек можно начать с соблюдения дневного режима, правильного питания, подвижных игр и удовлетворения детского любопытства

Педагоги всего мира убеждены в том, что подаваемый родителями пример воспринимается ребятней в качестве наиболее весомого аргумента.

Установки, укоренившиеся в сознании ребенка в дошкольный период, в будущем успешно противостоят пагубному влиянию ровесников и взрослых.

Прививание нравственных норм входит и в перечень задач дошкольных учреждений, сотрудники которых учат малышей различать добро и зло, осознавать последствия и степень правильности совершаемых действий, проявлять сочувствие и не оставаться безразличными к чужой беде.

Не следует пренебрегать и трудовым направлением воспитания малышей. Родители, дети которых посещают детские сады, с подобной задачей, как правило, не сталкиваются. В стенах дошкольных учреждений юным гражданам предоставлена возможность выполнения простых поручений, приучающая детсадовцев к ответственности.

В этот перечень вошли кормление животных (морских свинок, черепах, рыбок, своевременный полив растений, расстановка посуды и столовых приборов перед приемами пищи, уборка игрушек и т. д.

Родители должны осознавать пагубность недопущения ребенка к выполнению домашних обязанностей, не предполагающих приложения значительных физических усилий. Процесс выполнения полезных дел у крох ассоциируется с увлекательной игрой. Помимо этого малыши гордятся помощью, оказываемой маме/папе/родственникам. Они могут подметать полы, мыть и расставлять посуду, вытирать пыль влажной тряпкой, застилать кровать, наводить порядок в детской комнате и самостоятельно одеваться/раздеваться.

Правильно выполненные действия должны сопровождаться словесными похвалами и небольшими поощрениями.

Наиболее проблематичным продолжает оставаться умственное направление воспитания дошкольников. Взрослые должны понимать, что на этапе становления всем детям свойственно прохождение нескольких периодов.

На протяжении 0-3 лет крохи познают окружающую их действительность посредством органов чувств. В эти дни малыши познают новые вкусы и запахи. Особая роль отведена сенсорному восприятию, вследствие чего важно предоставить ребенку как можно большее количество материалов разнообразных фактур, форм и размеров. Особенности указанного периода доступно изложены в трудах Марии Монтессори, потратившей несколько лет на изучение детского сознания.

Малыши 3-4 лет склонны к проявлениям самостоятельности. Объясняется это осознанием себя как личности. В этом возрасте рекомендовано предоставление возможности самостоятельного выполнения действий. Такой подход способствует усвоению нового материала. Общение взрослого и ребенка должно осуществляться на равных. Недопустима демонстрация превосходства со стороны родителей и других домочадцев.

Всплеск активности в сфере развития коммуникабельности выпадает на 4-5 лет. В этом возрасте общение со сверстниками и взрослыми доставляет детям удовольствие. Процесс обучения предполагает принятие участия в коллективных играх. Данный период благоприятен для изучения букв и цифр.

Интенсивную подготовку к школе следует начинать в возрасте 5-6 лет. Важно научить ребенка общению и взаимодействию с другими людьми, предполагающими знакомство и выбор друзей. Приветствуются творческие уроки и новые для малыша эксперименты. В эти месяцы дошкольники дебютируют и в сфере совершения самостоятельных поступков. По степени значимости перечисленные аспекты воспитания опережают успешное усвоение школьной программы. Опекающие кроху взрослые не должны оставаться равнодушными к его достижениям. Число упреков и случаев повышения интонации желательно свести к минимуму.

Родителям следует знать, что их манера общения с ребенком буквально врезается в память отпрыска. Вследствие этого важно обеспечить малыша как можно большим количеством позитивных и приятных воспоминаний. Как показывает практика, данная тактика в будущем приносит полезные плоды.

Художественная сторона воспитания дошкольников включает в себя ознакомление крохи с такими направлениями человеческой деятельности, как музыка, живопись, литература и т. д. Важно развить в малыше умение видения прекрасного в простых и сложных составляющих окружающего мира. Глубокое познание действительности способствует расширению кругозора дошкольника.

Наиболее эффективны в этом плане беседы об услышанном и увиденном, в рамках которых даются полноценные ответы на вопросы, озвученные маленькими почемучками.

Преподавание музыки предусмотрено программами многих детских садов и центров дошкольного развития. Посильный вклад могут внести и родители, не имеющие музыкального образования.

Вместо очередного просмотра мультфильмов можно устроить прослушивание сказки или стихотворения, записанных в аудио формате. Развитию чувства ритма способствует воспроизведение любимых песенок путем выстукивания мелодии. В качестве подсобных инструментов можно использовать ложки либо ладошки малыша. Помимо этого можно подобрать во всемирной сети музыкальные игры, соответствующие возрасту ребенка. В стенах детского сада опытные воспитатели обучат кроху пению и танцам. В некоторых дошкольных учреждениях детишкам предоставляется возможность принятия участия в театрализованных постановках.

Психологические особенности и детские страхи

В процессе воспитания детей родители должны учитывать специфичность психологии не успевших повзрослеть граждан. Период дошкольного детства может быть смело назван временем активного становления личности, на протяжении которого кроха с головой уходит в общение. В качестве собеседников могут выступать родители и другие домочадцы, ровесники, дети младшего и старшего возраста. В эти дни ребенок может сталкиваться с определенными трудностями, обусловленными отсутствием навыка отстаивания собственной точки зрения и неумением дослушать собеседника до конца.

Грамотный подход в воспитании дошколят подразумевает постоянный мониторинг осуществляемых ребенком действий, понимание присущих детской психике особенностей и аккуратную корректировку взаимоотношений, возникающих между участниками общения.

Многие дети дошкольного возраста знакомы с чувством страха, возникающим вследствие недостатка излучаемого родителями тепла и обилия запретов.

С целью избавления от этого неприятного ощущения нельзя бить ребенка по лицу и рукам, оставлять в комнате в одиночестве, пугать страшилищами, милиционерами, докторами, волками и т. д.

Недопустимы в качестве наказания неподвижное сидение или стояние, игнорирование малыша и отказ от общения с ним.

Отлично зарекомендовала себя и методика представления источника волнений с доброй стороны. Для этого можно поиграть в больницу либо предложить малышу перевоплощение в различных сказочных персонажей.

Боязнь темноты преодолевается исследованием комнаты в темноте в присутствии взрослого. Ребенку можно предложить отыскать на ощупь знакомые ему предметы. В ночное время суток рекомендуется не закрывать плотно двери и оставлять ночник включенным. Противопоказаны перед сном активные и шумные игры, просмотр мультфильмов о людоедах, колдуньях и других негативных персонажах, а также чтение страшных сказок.

Мамы и папы, осознающие важность указанного периода в жизни любимого чада, расширяют собственный кругозор, пересматривают неактуальные на текущий момент нюансы воспитательного процесса и учатся радоваться любым (в т. ч. самым скромным) достижениям ребенка.

Семейное воспитание дошколят не ограничивается подготовкой к поступлению в школу. Одно из его направлений нацелено на развитие личностных характеристик, способных повысить уровень жизни в будущем. Отличным подспорьем для родителей может стать детский сад, квалифицированный персонал которого успешно справляется с задачами развития и воспитания малышей.

При этом стоит отметить, что посещения дошкольных учреждений не снимают ответственности с материнских и отцовских плеч в части умственного, личностного и психологического аспектов развития детей. Самые близкие для малыша люди должны приучить его к самостоятельности и привить чувство уважения к высказываниям старших и ровесников.

В предшествующий поступлению в школу год некоторые родители лишают детей дневного сна. Наиболее рьяные мамы и папы заставляют отпрысков корпеть над тетрадями и пытаются освоить школьную программу первого класса. Такие действия могут быть классифицированы как насилие над ребенком.

Особенности воспитания детей в дошкольный период Консультация "Особенности воспитания детей в дошкольный период". Особенности воспитания детей в дошкольный период можно разделить на две.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Подготовка к школе

Образование детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это пора, когда у детей закладываются основные умения, знания, навыки и формируются основы социального поведения. Именно в дошкольный период начинается становление личности ребенка. Этот период очень важен, поскольку является фундаментом для построения будущего вашего малыша.

Подготовка к школе

Какой период жизни детей относится к дошкольному детству, и чем он важен

Период, который в обществе называют дошкольное детство, начинается примерно в два-три года. Именно в это время происходит осознание себя частью социума. Продолжается этот период до шести-семи лет – возраст, когда можно начинать систематическое обучение.

До 5 лет дети считаются младшими дошкольниками, от 5 до 7 лет старший дошкольный возраст.

Как видим, возрастные границы размыты, поскольку значение имеет не календарная дата, а социальные факторы и особенности ребенка.

В возрасте от 2 до 7 лет (указываем максимальные возрастные границы этого периода) закладываются:

Для дошкольного возраста характерными чертами является следующее:

  • главные жизненные потребности и нужды дети могут удовлетворить только при помощи взрослых;
  • значение и роль семьи очень высоки, поскольку материальное благополучие ребенка, его духовность и познавательные интересы в первую очередь формирует семья;
  • дети не могут защитить себя сами от агрессивного воздействия внешних неблагоприятных факторов.

Педагоги, работающие с детишками дошкольного возраста, должны учитывать особенности их психики и физиологии, для того, чтобы процесс обучения и воспитания был максимально эффективным. Их задача помочь ребенку стать участником социального процесса, сформировать такие общечеловеческие качества, которые сделают его достойным гражданином.

Дошкольники

Важная роль в воспитании и обучении малыша отводится его родителям, поскольку семья – это тот фундамент, на котором идет построение личности ребенка.

Основные направления дошкольного воспитания

Процесс воспитания детей-дошкольников условно делится на две части:

  • первая – это процесс подготовки к школе,
  • вторая представляет процесс, развивающий определенные личностные качества детей.

С уверенностью можно констатировать, что те детки, которые посещают детские дошкольные учреждения и осваивают образовательные программы, получают более полное образование на этом этапе обучения.

Особенности воспитания дошкольника в семье

В процессе воспитания детей дошкольного возраста, родителям следует ознакомиться с простыми правилами и действовать в соответствии с ними.

Воспитание своих детей основывается на личном примере – об этом ни в коем случае нельзя забывать. Ссоры в семье, грубость, невнимание близких людей друг к другу, неопрятность, дурные привычки, – ребенок впитает в себя весь этот негатив и отобразит, как в зеркале.

Воспитание в семье

Старайтесь чаще обнимать своего любимого ребенка. В ваших объятиях он чувствует любовь и защиту. Детям такого возраста нужны тактильные контакты. Исследования детских психологов показывают, что востребованность в объятиях у малышей в день – не менее восьми.

Ребенка нужно хвалить. Чем чаще, тем лучше. Лесть и фанатизм в этом деле будут лишними – ребенок сразу почувствует фальшивые нотки. В теории воспитания и обучения детей данной возрастной категории считается, что похвала повышает самооценку, а также мотивирует детей на добрые дела и самосовершенствование.

Малыши-дошкольники должны расти оптимистами. Детей нужно научить воспринимать окружающий мир позитивно, поскольку мир к позитивным людям относится благосклонно. Любая, даже неприятная ситуация, должна становиться уроком, давать жизненный опыт.

Позитивное настроение

С детьми нужно много говорить. Любое образование начинается со слов. Он должен научиться слышать вас, уметь высказать свои проблемы.

Взрослым нужно обязательно интересоваться жизнью ребенка, расспрашивать его о жизни вне дома, о взаимоотношениях со сверстниками. Ваш карапуз с самого раннего возраста должен научиться Вам доверять. Положительным моментом такого общения является обучение ребенка разговорной речи и умению вести диалог.

Детям следует прививать чувство ответственности. В силу своего возраста он не всегда понимает, что значит отвечать за свои поступки, за порученное дело. Научите его этому в семье.

Как учить? Только своим собственным примером. Папа помогает маме накрывать на стол, а потом моет посуду. Пусть сынишка вместе с папой приберет на кухне, а маму мужчины отправят отдохнуть, поблагодарив за ужин. Банальный пример, но мальчуган будет знать, что мужчина отвечает за женщин, что он сильнее. Пусть малыш отвечает за уборку своих вещей, пусть учится ухаживать за домашними питомцами. Подрастая, он будет знать, что в жизни любому человеку приходится за что-либо нести ответственность за других людей, за свои дела и поступки.

Ответственность детей

Необходимо развивать у ребенка стремление к изучению нового, удовлетворять и поощрять его стремление к знаниям. Пусть ребенок играет в разные полезные игры развивающего характера, смотрит энциклопедии, читайте ему интересные книги, стимулируйте тягу к познанию нового.

Самое главное – надо любить своего ребенка, каким бы он не был. Любите его капризного и хандрящего. Не провоцируйте и не шантажируйте малыша любовью. От этого у детей начинают развиваться комплексы и возникает страх лишиться маминой любви. В конечном итоге эксперименты могут детскую расстроить психику.

Чем должны руководствоваться родители в воспитании и образовании будущего школьника

Что нужно принять к сведению родителям, чтобы воспитание было разумным? Существуют разные программы помощи родителям в воспитании детей дошкольного возраста. Родителям будет совершенно не лишним почитать специальную литературу.

Какие качества следует воспитывать в ребенке?

  • дети должны вырабатывать усидчивость – это важно для дальнейшего обучения в школе;
  • у детей нужно стимулировать процесс познания, поощрять его любопытство и помогать в решении разных заданий. Школьные программы довольно серьезны, не имею интереса к познанию, учиться ребенку будет трудно;
  • логическое мышление, умение делать заключения и выводы – эти качества так же очень важны, старайтесь приучить ребенка не только логически мыслить, но и уметь делать выводы.

Есть замечательное высказывание: чем будешь удобрять, то и прорастет. Возможно, оно несколько грубовато, но суть его верна в корне. В ребенка надо вкладывать любовь, заботу и внимание, тогда в ответ родители получат то же самое.

Образование и воспитание детей в детских учреждениях

Программы дошкольного образование предполагают, что процесс обучения осуществляется в форме занятий. Во время занятий педагоги-воспитатели взаимодействуют с малышами. У детишек формируются трудовые и спортивные навыки, ведется их умственное и эстетическое развитие.

Занятия в дестких учреждениях

Каждым педагогом в процессе занятий используются определенные методы обучения. Дошкольное образование классифицирует такие методы следующим образом:

  • Словесные предполагают применение словесных объяснений, ведение диалогов с детьми, ответы на вопросы. Деткам дошкольного возраста свойственно быстро впитывать себя новое, развиваться, поэтому процесс обучения постепенно усложняется.
  • Наглядные предполагают, что на занятиях используются предметы и картинки, иллюстрации и дидактические наглядные материалы.
  • Практические – это возможность использовать полученные навыки в реальной жизни, в общении с другими детьми и взрослыми. Для совершенствования практических навыков, учебные программы рекомендуют специальные упражнения.
  • Игровые – имитация и проигрывание жизненных ситуаций через игры.

Для дошкольников свойственно играть. Через игры детки познают реальный мир. Программы обучения включают в себя много игровых элементов. Воспитание детей, включающее игровые элементы, самое эффективное. Дошкольное образование, чаще всего, использует обучающие игры, которые очень важны во всем обучающем процессе. Часто занятия проводят в виде игр дидактического типа. Особенностью таких обучающих занятий являются разные варианты, предлагаемые для принятия решений. Наличие нескольких вариантов дает возможность детям развивать логику, просчитывать последствия того или иного выбора.

Наиболее популярные программы и методики развития детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание

Итак, в плане формирования умений и навыков, воспитания и обучения малышей-дошкольников, большая роль отводится детским садам и школам или группам раннего развития.

Существуют специальные методики, программы, которые способствуют тому, что у детей развивается логика, стимулируется тяга к познанию мира, мышление, прививается любовь к знаниям.

Конечно, программы имеют плюсы и минусы, поскольку направлены на речевое развитие, либо на математическое обучение. Есть эстетические направления и художественные. Но самым главным является то, что все программы предполагают не только общее групповое обучение, но и индивидуальный подход.

Занятия с психологом

Родители должны изучать литературу, материалы по программам дошкольного обучения и воспитания. Детские психологи есть практически в любом детском саду. Родителям не надо стесняться подходить и обсуждать свои проблемы и просто беседовать по вопросам эффективного воспитания детей.

Важно знать, что никакие программы не заменят живое общение. Родители должны уделять своим малышам как можно больше внимания, играть с ними, гулять, беседовать, больше проводить времени на отдыхе.

Только при поддержке и участии в воспитании в дошкольном возрасте со стороны взрослых, ребенок может получить достойное образование в будущем.

В этот сложный, но интересный период, когда ребёнок из малыша превращается в дошкольника, полным ходом идёт формирование его личности, отношения к окружающему миру и собственным поступкам. Воспитание детей такого возраста — ответственный и сложный момент для родителей, которые хотят вырастить счастливого и умного человека. В этом возрасте закладывается фундамент личности, на котором будут развиваться характер, навыки и способности ребёнка.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста

Воспитание дошкольников

Сам процесс воспитания ребёнка в этом возрасте осуществляется в двух направлениях:

  • Развитие личности;
  • Подготовка к школе.

Нельзя не согласиться с тем, что воспитание должно включать в себя подходы с обоих точек зрения. Важно как научить ребенка хорошим вещам и развить сильные стороны характера, так и подготовить его к школьной жизни, прививая ответственность и социальные навыки.

Смотрите еще.

Психологические особенности

Психологические особенности воспитания детей

В воспитании детей родители обычно применяют три основные психологические модели. Чаще всего они применяются отдельно друг от друга, однако у каждой модели есть свои плюсы и минусы.

Авторитарная модель чётко прослеживается, когда родитель стремится добиться от ребёнка удобного ему самому результата, ставя своё мнение превыше мнения ребёнка. Непослушание или неудачи ребёнка наказываются, а правильные поступки — одобряются. К плюсам такой модели можно отнести:

  • Чёткое понимание ребёнком указаний родителя;
  • Полное понимание ответственности за свои поступки и последствий неправильного выполнения задачи.

Минусов куда больше, а их последствия весьма ощутимы:

  • Привыкая к авторитарности родителя, ребёнок принимает его мнение на веру и перестаёт думать собственной головой;
  • Действие авторитарной модели порождает страх ребёнка по отношению к родителям;
  • Ребёнок становится безынициативен и подражает модели поведения родителей.

Индуктивный метод — в процессе воспитания происходит общение с ребёнком, в ходе которого решение проблемы находится вместе с ним. Ребёнок учится сам принимать решения и делать выводы, а также перенимает часть ответственности. К плюсам индуктивного метода можно отнести:

  • Раннее развитие ответственности;
  • Ребёнок быстро начинает учиться мыслить и думать сам;
  • Ребёнок проявляет инициативу;
  • Оказывается более подготовленным к жизни.

Минусов у индукции несколько:

Модель критики или ненависти — это распространённая модель, которую применяют многие взрослые, в большинстве своём неосознанно. Мораль в этом случае у каждого своя, но модель одинакова: при плохом поведении ребёнок наказывается молчанием или обидой родителей и прощение не наступает, пока ребёнок не осознает ошибку и не попросит прощения. К плюсам такой методики сложно отнести что-либо, но они есть:

  • Развитие пусть и весьма болезненного, но чёткого чувства ответственности за свои поступки;
  • Ребёнок взвешивает каждое своё действие и спрашивает себя, будут ли за него ругать;
  • На подсознательном уровне происходит постановка рамок в поведении, за которые ребёнок не должен выходить.

Минусов несколько, но они достаточно губительны:

  • Ребёнок может получить психологическую травму на почве постоянного чувства страха, тревоги и сомнений, чувство вины может преследовать его практически каждую секунду;
  • Ребёнку становится гораздо сложнее доверять родителям и страх перед ними приводит к замкнутости.

Любая из этих моделей в чистом виде может нанести вред детской психике. Однако при гармоничном сочетании плюсов и минусов, можно найти идеальный баланс.

Основные правила

Основные правила воспитания дошкольников

Если рассмотреть активно пропагандируемые принципы педагогического воспитания в современных условиях, окажется, что методы, актуальные во времена СССР, устарели. Метод прививания чувства вины и стыда, принижение детского авторитета, принуждение и запреты уже не только потеряли свою популярность, но и считаются негативными. В наше время психологи рекомендуют основывать воспитательный процесс на взаимном уважении и доверии между детьми и взрослыми.

Педагоги рекомендуют всем родителям в общении с детьми применять простые правила:

  • Уважать личность ребёнка, не допускать любого вида насилия к ней и не унижать его;
  • Контролировать, но давать свободу выбора;
  • С раннего возраста обеспечивать детям необходимые условия для того, чтобы процесс усвоения навыков и знаний происходил качественно;
  • Помогая ребёнку сделать выбор или выводы, объяснять ему все плюсы и минусы;
  • Устанавливать правила и требования, позаботившись о положительном отношении ребёнка к ним;
  • Как можно больше и чаще общаться с ребёнком с целью развития взаимопонимания и развития подсознательных навыков, формирования речи и социальной культуры;
  • Вырабатывать в детях ответственность и уверенность, поддерживая любые начинания и проявления инициативы;
  • Выбирая модель воспитания, организовывать единство педагогического процесса, требуя поддерживать её других близких взрослых;
  • Учитывать возраст, способности, характер и темперамент дошкольника;
  • Избегать запретов и ложных обещаний;
  • Постепенно, с ростом ребёнка, давать ему больше самостоятельности;
  • Работать над собой для того, чтобы быть ребёнку лучшим примером.

Эти правила на первый взгляд просты и понятны, но соблюдение каждого из них — крайне важно для того, чтобы дошкольник вырос развитым и способным.

Области развития ребёнка дошкольного возраста

Направления, по которым следует воспитывать ребёнка

Четырёх-шестилетний период — это время первого возрастного кризиса в жизни человека. В этом возрасте дети начинают переосмыслять привычную жизнь и активно брать пример с родителей и взрослых. И основной задачей родителя в это время является формирование у ребёнка чувства ответственности за совершаемые им поступки. Помимо этого, развивать ребёнка необходимо по таким принципам, как:

  • Физическое воспитание;
  • Интеллектуальное;
  • Нравственное;
  • Социальное;
  • Трудовое.

Для правильного формирования здоровой личности, воспитание необходимо осуществлять по всем принципам сразу.

Физическое воспитание

Физическое воспитание дошкольников

  • Обеспечить ребёнку строгий распорядок дня и научить самостоятельно придерживаться его;
  • Начинать день с зарядки и физических упражнений;
  • Ежедневно гулять с ребёнком на свежем воздухе, не проходя мимо детских площадок и тренажёров;
  • Обеспечивать его аксессуарами для активного отдыха: велосипед, самокат, мячи, удобная обувь для бега;
  • Когда ребёнок дорастёт до нужного возраста, выбрать спортивную секцию, которая не только обеспечит дальнейшее физическое воспитание, но и придётся ребёнку по душе.

Если изначально задача родителей, обеспечить физическое развитие, то уже к семи годам ребёнок должен заботиться о нём по большей части самостоятельно. Кроме того, крайне важно, чтобы ребёнок понимал всю важность физического развития.

Интеллектуальное

Интеллектуальное воспитание дошкольников

Важнейшая составная часть психологического воспитания — интеллектуальное развитие. Это совокупность педагогических действий, целью которых является развитие ума подрастающего малыша с помощью передачи ему опыта, знаний, навыков, умений, а также присущих поколению норм поведения, правил и оценок.

В зависимости от возраста ребёнка, интеллектуальное развитие делится на стадии:

В начале первого-второго года жизни интеллект малыша развивается по принципу наглядно-действенного мышления. Он изучает новый мир тактильным, вкусовым и обонятельным способом. Цель родителей в этом возрасте — познакомить малыша с новыми предметами и способами их использования.

К четырём-шести годам мышление меняется на наглядно-образное. Будучи ещё незнакомыми с какими-либо понятиями, дети создают о них наглядные образы. В этот период важнейшим условием воспитания и развития является хорошая атмосфера в семье, где родители любят и готовы отвечать на все вопросы и потребности.

После шести лет мышление ребёнка становится более игровым. В этот период в целях интеллектуального воспитания можно организовать обучение в виде игр, способствующих концентрации, воображению и созданию: кормление кукол, лепка из пластилина, рисование, настольные игры. Кроме таких игр, обязательно должны присутствовать логические, целью которых является формирование математических функций деятельности мозга: головоломки. мозаика, конструкторы.

Нравственное

Нравственное воспитание дошкольника

Нравственное воспитание заключается в объяснении норм и правил поведения. Понимание этих норм индивидуально для каждого родителя, можно лишь порекомендовать способы, которыми прививается нравственность в разных возрастах:

Дальнейшая работа по нравственному воспитанию проводится уже после 7 лет и здесь родителям помогают, а в определённых случаях, к сожалению, и мешают школа, друзья и другие люди.

Социальное

Социальное воспитание дошкольников

Процесс социального воспитания дошкольников включает в себя передачу им системы ценностей, норм поведения и общепринятых знаний об обществе, и зависит от культуры, нации и особенностей места проживания. Нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарт поведения определяет для ребёнка прежде всего его семья, тем самым формируя личность.

Характер общения детей дошкольного возраста несёт внеситуативно-познавательную форму: детей интересует очень много разных вопросов, а речь становится их главным средством общения. Стремление детей такого возраста — получать знания о мире, который их окружает, задавая взрослым вопросы и наблюдая за их поведением. В то же время формируется собственный путь познания — личностный. Ребёнку необходимо сравнивать себя и других людей друг с другом, поэтому критически важным моментом социального воспитания в этом возрасте является общение со сверстниками и взрослыми.

Удобнее всего проводить социальное воспитание в рамках игр: характер действий ребёнка может многое сказать о его темпераменте и методах воздействия на окружающих. С помощью наблюдения за ним во время игр можно выявить плюсы и минусы социальных навыков малыша.

Трудовое

Трудовое воспитание — это ещё один важный фактор развития психологической ответственности. В дошкольном возрасте формируется ответственность, умения и стремление к труду, поэтому крайне важно приучать ребёнка к труду, начиная с 4-5 лет. В деятельность родителей должны быть включены такие действия, как:

Труд развивает у четырёх-шестилетнего ребёнка сообразительность, внимательность, память, концентрацию и наблюдательность, а кроме того положительно влияет на здоровье.

Авторские методики воспитания

Методики воспитания и развития детей

В наше время появилось много новых материалов и методик по воспитанию детей. Психологи со всего мира уверенно рекомендуют родителям дошкольников присмотреться к таким методикам, как:

Проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Проблемы и ошибки в воспитании детей дошкольного возраста

Это естественно, что все родители сталкиваются с проблемами в воспитании детей. Дети могут не поддаваться тому или иному типу воспитания, не слушать родителей и действовать по своему, от этого иногда хочется опустить руки. Однако в подавляющем большинстве случаев такие проблемы возникают из-за распространённых ошибок, которые совершают родители. К примеру:

Читайте также: