Сообщение вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры

Обновлено: 03.07.2024

Мусульманская поэзия внесла неоценимый вклад в сокровищницу общемировой культуры. Её поэты находились в числе передовых и образованнейших людей своего времени, а творчество многих современных авторов продолжает развиваться под несомненным влиянием их поэтического наследия. Творения исламских поэтов из мглы веков доносят до нас благодарность Всевышнему за ликующую радость жизни ярко описывают здорового, сильного, отважного и смело думающего человека.

Поэты арабского мира вступали в поединок с вековыми предрассудками, утверждая естественное равенство всех людей. Бичуя несправедливость и вероломство, хищничество и взяточничество, их стихи осуждали праздность и призывали к активной борьбе за счастье и справедливость, жестоко высмеивали тиранов-угнетателей, а также тех, кто делал это угнетение возможным.

История развития исламской поэзии

На формирование специфических форм поэзии ислама повлияла поэзия арабских племен, особенно воинственных бедуинов. Их словесность меньше других соприкасалась с миром эллинизма, что способствовало созданию качественно иной культуры. Один из жанров поэзии бедуинов - касыда, послужил основой для формирования целой системы поэтических форм в исламских странах.

КАСЫДА - небольшая поэма в 15-200 строк, которая состоит из трех частей. Первая, лирическая - отправная точка в создании любовной лирики и поэзии, воспевающая радости жизни. Вторая часть, описывавшая трудную жизнь героя в пустыне, дала начало жанрам описаний, "охотничьей" поэзии и произведений, в которых возвеличиваются героизм и благочестие. Третья часть касыды, посвящалась воспоминаниям о покинутом крае, она вдохновила поэтов на создание еще одного значительного направления — жанров оплакивания и осмеяния.

Поэтика арабов, сформированная в системе этих жанров, сохранялась вплоть до середины XIX в., когда под влиянием европейской литературы в арабском мире началось развитие прозы и драматургии.

Основным жанром средневековой арабской поэзии (VII - начало VIII в.) стал панегирик как наиболее светский и легко превращаемый в политический инструмент. Здесь обращение к конкретным лицам чаше носит поучающий, увещевающий, а не восхваляющий характер. Поэты в своих стихах формировали идеалы правителя, государственного мужа, военачальника.

В этот же период в мусульманской литературе изменился характер любовной лирики. Гимн любви и страсти, свободный от всяких религиозных рамок, становится своеобразным выражением идейного протеста. Мусульманство как идеология сельского населения нашло свой идеал любви. В лирике начинает господствовать мотив предопределенности свыше, создаются "вечные" любовные пары: Кайс - Лубна, Меджнун -Лейла, Джамил - Бусайна. Страсть начинает пониматься как подвижничество, всепоглощающее стремление к единственному и недостижимому.

В начале VIII в. в мусульманстве появилось новое течение - суфизм, проповедующее созерцательный, аскетический образ жизни и мистические формы сознания. Суфийская литература несла ярко выраженную символику и метафоричность, которыми увлеклись многие поэты, независимо от собственной религиозной поэзии. Суфизм открывал необычайно широкие возможности для творчества, где воспевание чувственности, любви и жизни не противоречило мистическому стремлению к божественной истине и духовному растворению в божестве. В XII-XIII вв. в этом направлении творили Омар ибн аль-Фарид и Ибн аль-Араби, еще ранее, в X в., стали популярны произведения суфийской школы на фарси - в Афганистане, Индии, Турции. Именно в этом ключе творил Абдаллах Ансари, создавший на фарси рифмованную прозу.

Касыдный строй арабского стиха был очень популярен в придворных кругах. Жанр касыды открывал перед поэтом два пути: традиционный - подробная разработка композиции и индивидуальный создание новых стилевых форм. Поэтическое течение "бади" (конец VIII - начало IX в.), представленное арабами Абу-Тамаммом, аль-Бухтури, использовало оба пути, развивая древнюю структуру слога.

Инструментарий поэта становился наиважнейшим достоинством его произведений: изысканная игра слов, многоэтажные метафоры, сложные, требующие книжной эрудиции, аналогии, использование не только фонетических, но даже зрительных эффектов (буквы в словах и столбцах образуют узор или рисунок) и т. п.

Следующий этап развития арабской прозы начался в X в. Новелла стала ведущим повествовательным жанром. Венцом жанровой эволюции становится МАКАМА, соединяющая в разных пропорциях особенности классической поэзии и новеллистики. Стилевой основой стал сложившийся к этому времени САДЖ — особый размер рифмованной прозы. Здесь несколько новелл объединялись одним главным героем-рассказчиком, при этом сборники не имели самостоятельного названия, как персидские и древнееврейские. В период расцвета макамы родился самостоятельный жанр - ФИЛОСОФСКАЯ ПОЭЗИЯ.

Таким образом, к XI в. классическая арабская литература представляет собой уникальное сочетание мусульманских религиозных и светских мотивов, противостоявших друг другу или сочетавшихся. Традиция жесткого подчинения жанру способствовала внутреннему их развитию.

В XI-XII вв. во время общего культурного расцвета в поэзии появляются интересные новации. Здесь созданы новые виды поэзии, такие, как МУВАШШАХ и ЗАДЖАЛ (мелодия). Первая представляет собою поэму из 4-10 строф. Название второй переводится буквально как "песнь"; она может состоять из 6-9 строф и чаще носит любовный или лирический характер. Общими чертами новой арабо-испанской поэзии были их музыкальность и близость к народному устному жанру. В ином направлении идет севильская арабо-испанская школа, где формируется рыцарская поэзия. В ее произведениях главную роль играет романтический герой - просвещенный рыцарь. Таким образом, влияя на европейскую литературу, арабская классика изменялась и сама.

Уже в XIII-XIV вв. заметны общий упадок и застой в классических формах арабской литературы. В XV-XVI вв. традиция стала восприниматься как отжившая система. Продолжалось развитие именно нетрадиционных сфер в литературном творчестве. К ним в основном относятся близкие к народным и собственно народные жанры. Распространились эпические формы, подобные дастанам. ДАСТАН иногда относят к фольклорным жанрам, это главным образом литературная обработка сказочных сюжетов, легенд, преданий. По стилю дастаны могли быть как чисто прозаическими или стихотворными, так и смешанными, где в прозаическую ткань включены песенно-стихотворные фрагменты. Поначалу рамки дастана как жанра не были отчетливыми, но позднее они традиционализировались.

Политические коллизии и завоевание страны арабами сильно повлияли на ее литературные традиции. Наиболее явным влияние было в сфере литературно-жанровых канонов, где единственно возможными провозглашались арабские. Наряду с арабским языком носителем богатых литературно-художественных традиций был язык фарси, или персидский.

Классическим в истории персидской литературы считают период IX-XV в. В IX-Х вв. основной функцией персидских трудов по поэтике было толкование арабской эстетической системы. В поэзии полного соответствия не могло быть по причине глубокого различия фонетического и грамматического строя языков. Так, составлялись специальные перечни арабских и персидских стихотворных размеров. Отечественные жанровые формы месневи и рубай дополнялись арабской касыдой, газелью и др.

МЕСНЕВИ -была заимствована и арабами. Это поэма, довольно объемная, в которой господствующей является парная рифма строк. Вообще месневи распространилась задолго до а рабов, но до нас дошли лишь те образцы жанра, которые написаны после IX в. (принадлежащие перу Рудаки и Масуди). Рудаки стал начинателем художественно-дидактической месневи, Масуди продолжил традицию героической поэзии. Позднее жанр приобрел более разнообразный характер: в X-XI вв. создаются любовная (Абу-ль-Муайада Балхи — "Юсуф и Зулейха") и этико-философская месневи (Низами Гянджеви). В XIII в. появляется "Поэма о сути всего сущего" поэта-суфия Руми.

Наиболее "народным" был жанр рубай, который представляет собой стихотворный афоризм из четырех строк. Первые две строки содержали экспозицию, третья - вывод и уже последняя собственно "летучие слова". Иногда рубай именуют дубайти (т. е. два бейта - двустишия). Рубай до X в. были сугубо устным народным жанром, поэтому форма их не была строгой. Ролевое значение строк, стихотворные размеры и виды рифм изменялись по желанию автора. Признанным мастером рубай был ученый мудрец XI в. Омар Хайям. Его ум находил отдохновение в ироничных рассуждениях о жизни, не обремененных наукообразностью или фанатичной религиозностью. Рубай Хайяма откровенно противостояли официальным мусульманским догмам. Потому и тематика всеобъемлюща, не оставляет без внимания ни одну из сторон жизни общества и человека. Жизнелюбие и фатализм, гедонизм и отречение от мирских наслаждений непринужденно сосуществуют, облеченные в удивительные, ставшие каноническими формы.

Поэзия Омара Хайяма и Низами Гянджеви стала вершиной гуманистической ветви исламской литературы. Одновременно развиваются придворные формы поэзии, сложные по стилистике и вычурно риторические по смыслу.

Упадок арабской культуры после монгольских нашествий способствовал восстановлению персидской литературы, во второй половине XIII-XIV вв. вновь расцветают классические жанры (Сальман Саведжи, Хаджу Кермани, Амир Хосров Дехлеви). Новых высот достигают Саади и Хафиз. Только в XV в. арабская классика исчерпывает свои возможности, с конца XV—XVI вв. ее формы бледнеют и остаются лишь в дворцовой литературе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КУЛЬТУРА ИСЛАМА

Описание презентации по отдельным слайдам:

КУЛЬТУРА ИСЛАМА

Аллах- арабское слово, означающее Бога. КОРАН - буквально — чтение), главная.

Аллах- арабское слово, означающее Бога. КОРАН - буквально — чтение), главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч. ШАРИАТ свод религиозных и правовых норм, содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права.

Столпы Ислама - это фундамент, на котором построена религия.

Столпы Ислама - это фундамент, на котором построена религия.

Во время хаджа мусульмане со всего мира встречаются, узнают друг друга, сплач.

Во время хаджа мусульмане со всего мира встречаются, узнают друг друга, сплачиваются. Мусульмане чувствуют всемирное братство и взаимную любовь между всеми членами этой великой общины.

Образование и наука Первые столетия истории ислама считаются золотым временем.

Образование и наука Первые столетия истории ислама считаются золотым временем исламской культуры. В это время открывались школы, где люди изучали исламское вероучение и основы различных наук. В 9 веке в городе Багдаде построили бумажные мастерские ( а до этого использовали папирус). Отныне книги становятся доступными для всех. Мусульмане уделяли большое внимание образованию, выполняя все предписания пророка Мухаммада. Ислам очень хорошо относится к науке, в средневековых мусульманских странах успешно развивались математика, астрономия, география, медицина и другие науки. При дворе правителей-халифов существовал Дом Мудрости – т.е. своеобразная академия наук. Здесь учёные занимались переводами на арабский язык сочинений авторов разных стран и эпох.

Великим научным достижением стало введение арабских цифр ( в действительности.

Великим научным достижением стало введение арабских цифр ( в действительности они возникли в Индии). Такие цифры значительно упростили математические подсчёты. В 9 веке мусульманский учёный Аль-Хорезми написал первую книгу по алгебре.

Мусульмане полагали, что занятия медициной не противоречат исламской вере. «.

Высшие исламские школы называются – МЕДРЕСЕ. Одно их самых известных – « Муха.

ЛИТЕРАТУРА и ИСКУССТВО Мусульмане всегда любили слушать и рассказывать сказки.

Мусульманская культура славится своими замысловатыми орнаментами и каллиграфи.

Орнамент – украшение, узор. Он представляет собой равномерное чередование лин.


Мечеть - молитвенный дом мусульман.

Мечеть - молитвенный дом мусульман.

В мечетях находились библиотеки, здесь велись научные споры, при многих мечет.

Чтобы зайти в мечеть нужно снять обувь, а женщинам покрыть голову платком. В.

Чтобы зайти в мечеть нужно снять обувь, а женщинам покрыть голову платком. В мечети нет ни скамеек, ни стульев. Все молящиеся сидят на полу ( на ковре). Мужчины и женщины молятся в разных помещениях. Ислам запрещает живописные украшения или статуи, изображающих любых живых существ ( человека, животных). Но это не означает, что мечети скучны и однообразны. Их внутреннее убранство богато: Красочные ковры, витражи, величественные мраморные колонны, орнаменты, причудливые подсвечники.

Предпосылки и причины возникновения ислама. Арабский язык, как существенный элемент мусульманской культуры. Анализ обрядов и праздников в жизни мусульманина. Суть городской культуры в жизни общества. Характеристика искусства каллиграфии и архитектуры.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 25.10.2015
Размер файла 26,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

по дисциплине культурология

Содержание

1. Предпосылки и причины возникновения ислама

4. Мусульманское право

5. Обряды и праздники в исламе

6. Городская культура

В истории великих культур мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. В свое время эта высокоразвитая, самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний Восток и Северную Африку. Она явилась важным связующим звеном между культурами античности и средневекового Запада. Уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама, который представляет собой целостную культуру - право и государство, философию и искусство, религию и науку.

1. Предпосылки и причины возникновения ислама

Ислам - самая поздняя из мировых религий - возникла в первой половине VII века, в среде арабских кочевников-бедуинов. Как и все другие народы, большинство арабов были язычниками, поклонялись различным божествам и духам, силам природы. На юге Аравии процветал фетишизм, нашедший свое отражение в культе больших поставленных на ребро камней. Крупнейшим из них был знаменитый черный камень в святилище Кааба в Мекке, который воспринимался всеми арабами как высший божественный символ. В VI в. в южной Аравии широко распространилось движение халифов - пророков-проповедников, призывавших отказываться от языческого поклонения богам и идолам в пользу единого Бога.

Основателем ислама был реальный человек - пророк Мухаммед. Мухаммед рано осиротел и его воспитывали дедушка, потом дядя - богатый торговец. В молодости Мухаммед был пастухом, а в 25 лет стал работать у 40-летней вдовы Хадиджы, матери нескольких детей. Они поженились - это был брак по любви - и у них родилось четверо дочерей. Всего же у пророка было девять жен. Со временем Мухаммед все меньше интересовался торговлей и все больше - вопросами веры. Постепенно к нему пришел успех. Он призывал отдать себя Аллаху, единому и всемилостивейшему, покориться его воле, а также соблюдать завещанные им нормы жизни.

Жители Медины признали Мухаммеда своим пророком и поддержали его в стремлении победить Мекку. Ожесточенная борьба между этими городами закончилась полной победой Медины. В 630 г. Мухаммед торжественно вернулся в Мекку, которая стала центром ислама. Тогда же формируется мусульманское теократическое государство - Арабский халифат, первым руководителем которого был сам Мухаммед. Его сподвижники и преемники на посту главы халифата провели ряд удачных завоевательных походов, чем способствовали быстрому распространению там ислама. Ислам становится государственной религией Арабского Востока. Мухаммед умер в 632г. и был похоронен в Медине - городе пророка. Его могила - важнейшая святыня ислама.

2. Язык

Существенным элементом мусульманской культуры является арабский язык, который неразрывно связан с Кораном. Ведь священная книга ислама, по мнению правоверных мусульман, была дана пророку Мухаммеду именно на арабском языке. С этого началось взаимодействие этих двух существенных составляющих мусульманской культуры. Так, под влиянием необходимости комментировать Коран весьма сильно развивались филологические исследования арабского языка. В свою очередь Коран способствовал расширению сферы распространения и усилению позиций арабского языка везде, где появлялись арабы и обращенные ими в ислам представители других народов. Потому что все мусульмане, независимо от своего происхождения, обязаны цитировать Коран на арабском языке, знать его и понимать. Арабский язык и Коран - два основных элемента рождающейся новой арабо-мусульманской цивилизации и культуры: наука, философия, искусство и другие проявления арабской и мусульманской культуры несут на себе печать этих двух факторов.

С начала своего развития, в классическую эпоху, в века блестящего развития (IX-XII вв.) и в постклассическую эпоху (XIII-XIV вв.) мусульманская культура находилась на высоком уровне, оставив далеко позади тогдашнюю европейскую науку и культуру. В создании и развитии этой культуры принимали участие арабы, персы и представители других исламизированных народов как члены единого великого мусульманского общества. Ее успешному развитию способствовало то, что арабский язык был единым языком, которым пользовались при изложении своих трудов все мусульманские ученые независимо от своего происхождения. Именно на этом языке были написаны почти все научные, философские и литературные произведения.

3. Наука

Первыми центрами науки в мусульманском мире были мечети - своеобразные университеты, ибо в них обучали всем религиозным и светским наукам. Некоторые из них получили большую известность в истории арабо-мусульманской науки как подлинные университеты. Достаточно вспомнить большую мечеть Омейядов в Дамаске, знаменитую каирскую мечеть Аль-Азхар, известную на Западе, и другие. Ислам способствовал расцвету науки.

Громадный расцвет науки и философии, литературы и искусства приходится, прежде всего, на первый период господства династии Абас-сидов со столицей в Багдаде. Именно в Багдаде в VIII-Х вв. родился подлинный энтузиазм по отношению к науке. Появились мусульманские мыслители, которые внесли в сокровищницу мусульманской культуры древние научные и философские достижения иных народов, но и своим оригинальным творчеством продвинули вперед науку и философию.

Ученые из мусульманских стран Востока, где наука и философия уже с XII в. начали клониться к упадку, а также ученые из Италии, Франции и Англии прибывали в эти центры культуры для изучения таких светских наук, как астрономия, медицина, география и другие естественнонаучные дисциплины. В период между XII в. и эпохой Возрождения труды ученых мусульманского мира по всем областям знаний переводились и переписывались в Испании, Сицилии и Сирии, благодаря чему большинство их стало доступным в латинском переводе. Несмотря на сравнительно низкий уровень перевода и науки на Западе в те времена, эти латинские тексты способствовали возрождению тяги к знаниям в Западной Европе периода позднего средневековья.

В области точных наук достижения арабских ученых были огромны. Общеизвестно, что арабская система счета, корни которой уходят в Индию, была воспринята и распространена в Европе. Арабские ученые (Мухаммед аль-Хорезми и др.) внесли большой вклад в развитие алгебры, сферической тригонометрии, математической физики, оптики, астрономии и др. научных дисциплин. Астрономия и астрология были очень популярны среди арабов издавна, еще в домусульманскую эпоху; воспринятые исламом, они получили широкую поддержку у мусульманских властителей.

Представляет интерес и философская традиция мусульманского Востока, которая имеет два компонента - эллинизм и ислам, что обусловливает ее особые черты. Ведь все виды знания, все дисциплины, за которыми арабская классическая мысль признавала право на существование, благодаря Корану получали религиозное осмысление. Специализация в науке никогда не препятствовала ученым и мыслителям соотносить друг с другом различные дисциплины и связывать разные области знания в единое целое.

Все это необходимо иметь в виду при рассмотрении мусульманской философии, которая явно отличалась от строго религиозного аспекта классического ислама. Более того, она даже утверждала себя как видимая противоположность этому аспекту, о чем свидетельствуют постоянные расхождения в воззрениях на соответствующую роль разума и веры, деление на религиозное и рациональное знание. Однако философия фактически переплеталась с теологией, когда дело касалось этики, политики и метафизики, точно так же, как каноническое право использовало области знания, которыми занимались философы: логику, математику, риторику.

Процесс взаимопроникновения философии и теологии характеризовался постоянным столкновением двух основных подходов - рационалистического, продолжавшего традиции греческой мысли, и традиционного, заключавшегося в прямом толковании священных текстов (Корана и хадисов). И все же многие мыслители не придерживались в своем поиске такого разграничения. Нередко это были выдающиеся философы, например, Ибн Сина, Ибн Рушд, Ибн Хальдун. В целом можно сказать, что арабские мыслители и ученые оказали громадное влияние на культуру Запада, особенно в таких областях знания, как математика, астрономия, медицина и философия.

4. Мусульманское право

Очень проблематично и вызывает массу критических толкований отношение ислама к женщине. В Коране действительно есть строки, о том, что мужчины выше женщин по происхождению. В Коране есть предписания в необходимости затворничества женщины, ношения паранджи, чадры - так называются части одежды мусульманки. Официальная процессуальная норма шариата приравнивает двух женщин к одному мужчине (в частности, при свидетельствовании). Правоверные, по Корану, имеют право брать две, три и даже четыре жены (если имеют средства содержать их).

Вместе с тем в Коране и нормах шариата зафиксированы и некоторые права женщины - как гражданские, так и имущественные. Так, женщину, в том числе и рабыню, нельзя лишить ее ребенка, если он нуждается в уходе матери. Практически это позволяет ребенку до 7 лет оставаться с матерью. И только в дальнейшем при определенных условиях он может быть взят отцом. За женщиной признаются определенные имущественные права при разводе, наследовании. Однако женщинам практически всегда был закрыт путь к образованию, к какой-либо общественной деятельности.

Коран и шариат налагают также ряд ограничений на всех правоверных. Так, мусульманам запрещается пить вино. Существуют и пищевые запреты: мусульмане не должны есть свинину, употреблять в пищу кровь и падаль. Запрещены также азартные игры. К числу запретов относится изображение людей и даже животных. Запрет этого рода оказал свое влияние на мусульманское искусство, где живопись и особенно скульптура почти всецело вытеснены архитектурой и орнаментом.

5. Обряды и праздники в исламе

Важным семейным обрядом в жизни мусульманина является свадьба. Молодых обычно венчает один из служителей ислама, скрепляющий союз молодых в законный брак. Торжественно, со специальными ритуалами отмечается в семье мусульманина рождение ребенка, особенно сына. В некоторых мусульманских странах родившемуся смазывают язык медом, а руку клеем. ислам мусульманский искусство каллиграфия

Еще один из мусульманских обрядов - похороны. Этот обряд обычно совершается в день смерти и исполняется с участием духовных лиц, читающих заупокойные молитвы.

Из всеобщих религиозных праздников выделяют ураза-байрам - праздник разговенья после месячного поста в рамазане. Этот праздник длится три дня, на протяжении которых каждый отчитывается за месяц поста. Если он допустил нарушение, то обязан в возмещение заплатить штраф в виде жертвы барана, верблюда или в денежной форме - все это сверх обычных обязательных выплат. Другой большой мусульманский праздник - на 70-ый день после окончания поста - курбан-байрам - великий праздник жертвоприношения. Снова режут скот в честь Аллаха и во имя райского будущего. В дни этого праздника совершается хадж в Мекку, где мусульмане приносят жертвы Аллаху в священном городе. Праздник длится не менее 4-х дней.

6. Городская культура

В середине VIII--XIV столетиях мусульманские города наряду с византийскими и китайскими были самыми высокоразвитыми в мире, а городская культура исламского мира считалась наиболее передовой. Тогда же сложился тип мусульманского города -- с крепостью, одной или несколькими соборными мечетями, куда по пятницам собирался на общую молитву весь город -- знать, купцы, простой народ, а также с банями и харчевнями. Небольшие мечети располагались в каждом квартале, где жили ремесленники одной профессии. Кроме того, появились и сугубо городские профессии: водовозы, водоносы, дровосеки и угольщики, снабжавшие горожан топливом -- дровами и древесным углем. В городах строились различные общественные здания: нарядные, тщательно спланированные бани, где не было сквозняков и на обогрев помещений уходило мало дров; караван-сараи для путешественников; крытые куполами базары, где в больших комнатах-лавках работали чеканщики, ювелиры, а купцы торговали одеждами, оружием.

Величайшие города исламского мира -- столицы халифов Аббасидской династии Багдад и Каир основаны в период расцвета исламской цивилизации. Позднее рядом с Багдадом построены летние резиденции удивительной красоты: Самарра и Джафария на реке Тигр.

7. Искусство

Необходимо отметить, что абстрактность мусульманского искусства далека от современного абстракционизма. Современные художники находят в абстракции ответ на иррациональные подсознательные импульсы; для мусульманского же художника абстрактная живопись непосредственно отражает единство в многообразии. Мусульманское искусство состоит в воспроизведении предметов в соответствии с их природой, а она насыщена красотой, поскольку происходит от бога: не остается ничего другого, как выявить и выразить эту красоту. Для мусульманского искусства (ковроткачество, архитектура, живопись, каллиграфия) характерны повторение выразительных геометрических мотивов, неожиданная смена ритма и диагональная симметрия.

Другим типичным примером мусульманской культуры являются арабеска, специфический мусульманский орнамент, в котором логика связана с живой целостностью ритма. Элементы мусульманского декоративного искусства заимствованы из исторического прошлого, общего для народов Азии, Ближнего Востока и Северной Европы. Для мусульман арабеска - не только возможность создания искусства без картин, но и средство рассеивания картины или того, что ей соответствует в мысли.

На Востоке были созданы особые жанры поэзии, каких нет ни в одной культуре мира: касыда, газель, рубаи. Касыда - небольшая поэма в 15-20 строк. Более изысканной формой стихосложения является газель, состоящая обычно из 5-12 строк. Особенно популярной формой лирики стал жанр рубаи - стихотворная миниатюра, четверостишия, в которых заключена особая мудрость, философский вывод, подтекст и т.д. Легкая рифма делала стих афористически точным, запоминающимся, способным в одно мгновение оказался на устах у всех. Самым известным автором рубаи считается Омар Хайям. О.Хайям не только поэт, но и астроном, математик, философ, виднейший представитель мистического учения в исламе - суфизма. Его рубаи наполнены глубочайшими размышлениями о проблеме добра и зла, о гуманистическом начале в человеке, об искренности, порядочности.

8. Архитектура

В мусульманском мире в архитектуре широко использовалась каллиграфия как средство передачи текста, и просто для украшения. Архитекторы порой покрывали целые стены дворцов и мечетей затейливой арабской вязью, стилизованными мотивами из растительного мира и геометрическими узорами. Знаменита и сама архитектура, шедеврами которой являются Тадж-Махал, голубая мечеть в Стамбуле, дворец Альгаморы в Гранаде, дворцы и мечети Кордовы.

Многие примеры исламского искусства можно увидеть в западном полушарии благодаря конкистадорам. В мексиканском городе Пуэбло стены старинных католических церквей покрыты изразцовой мозаикой с растительным орнаментом. Оказывается, что взаимно соперничающие культуры и религии взаимно обогащают друг друга.

Возникнув в начале VII века нашей эры в Аравии, ислам является последней из мировых религий. Сложившаяся на стыке древних европейской и ближневосточной цивилизаций, впитавшая в себя элементы христианства и иудаизма, греческой философии и римского права эта религиозная система оказалась сложным итогом многостороннего синтеза.

Вклад мусульманской культуры в сокровищницу мировой культуры весьма значителен. О достижениях науки мусульманского мира в мировом масштабе уже говорилось выше. Существующее свыше тысячи лет, от Испании до Индии, искусство ислама играет в искусстве мира важную роль, особенно произведения художественного ремесла и ткани. Запад использовал его в качестве образца, перенимая мотивы из мусульманской Испании; в архитектуре Сицилии и Венеции, в тканях из Лукки и Флоренции видно сильное влияние искусства ислама. В XVII в. на Западе возникла мода на культуру и украшения мусульманского Востока. Поэзия поэтов-жизнелюбцев средневековья - Низами, Хафиза, Джами, Омара Хайяма, Руми и многих других - вдохновляла европейских и американских поэтов на создание шедевров мировой поэзии.

Список литературы

2. Культурология: Учебное пособие, под ред. А. Неверова, Мн., 2006 г.

3. Культурология: теория и история культуры. Уч. пособие под общей ред. И.Е. Ширшова, Мн., 2009 г.

Данная презентация подготовлена как приложение к уроку "Культура и литература мусульманского Востока" и знакомит школьников с биографией и творчеством Рудаки, Низами, О.Хайяма, Саади. Афоризмы этих поэтов на уроке вызывают философские дискуссии, рубаи Хайяма знакомы ученикам, а вот имена Саади и Низами впервые звучат на уроке.




Рекомендации:

Галина Геннадьевна, спасибо за рассказ о прекрасных писателях востока. Моё любимое изречение с детства:
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
А про Низами недавно фильм старый смотрела, его роль исполнял М. Магомаев. Столько прекрасных стихов наслушалась!

Наталья Александровна, спасибо Вам за внимание и помощь! Этот урок ребятам понравился, особенно рубаи и,как ни странно,афоризмы Саади. Как назывался фильм?

Галина Геннадьевна, благодарю Вас за знакомство с писателями Востока. Мне понравились их короткие стихи, сколько в них мудрости! Спасибо, что просветили, всего Вам доброго, творческого Вам лета!

Надежда Георгиевна, Вы всегда меня поддерживаете, спасибо Вам за это! Теплого лета и хорошего отдыха!

Галина Геннадьевна, понравилась выбранная тема, подборка стихов, точно характеризующих творчество Низами, О.Хайяма. Желаю Вам всех благ!

Читайте также: