Сообщение византия и древняя русь

Обновлено: 06.07.2024

Такого государства, как Византия, сегодня уже не существует. Однако именно она, пожалуй, оказала наибольшее влияние на культурную и духовную жизнь Древней Руси. В чем же оно заключалось?

Отношения Руси и Византии

Контакты Киевской Руси с Византией, граничивших друг с другом через Чёрное море, начались ещё в IX веке. Поначалу две державы враждовали между собой. Русы неоднократно совершали набеги на соседей.

Стали практиковаться и династические браки. Так, одной из жён русского князя Владимира Святославича стала Анна – сестра византийского императора Василия II. Матерью Владимира Мономаха была Мария, дочь императора Константина IX Мономаха. А московский князь Иван III был женат на Софье Палеолог, племяннице последнего императора Византии Константина XI.

Религия

Главное, что дала Руси Византия – это христианская религия. Ещё в IX веке в Киеве была построена первая православная церковь, а княгиня Ольга Киевская стала предположительно первой русской правительницей, принявшей крещение. Её внук князь Владимир, как мы знаем, прославился как креститель Руси. При нём в Киеве были снесены все языческие идолы и построены православные храмы.

Вместе с догматами православия русские переняли византийские каноны богослужения, включая его красоту и торжественность.

Были унаследованы от византийцев и особенности церковного пения, иконописи, а также православного подвижничества. С 988 по 1448 годы Русская Православная Церковь являлась митрополией Константинопольского патриархата. Большинство киевских митрополитов в то время были греческого происхождения: их избирали и утверждали в Константинополе.

В XII столетии на Русь из Византии была привезена одна из величайших христианских святынь - древнейшая икона Божией Матери, которая стала известна у нас как Владимирская.

Экономика

Экономические и торговые связи между Русью и Византией были установлены еще до крещения Руси. После принятия Русью христианства они только окрепли. Византийские торговцы привозили на Русь ткани, вина, пряности. Взамен увозили меха, рыбу, икру.

Культура

Византийское влияние просматривается и в русской архитектуре того времени. Благодаря ему на Руси впервые началось строительство каменных зданий. Взять хотя бы Софийские соборы в Киеве и Новгороде.

Литература

Первые книги на Руси привозили именно из Византии. Впоследствии многие из них стали переводиться на русский язык - например, жития святых. Встречались и произведения не только духовного, но и художественного содержания, например, история похождений смелого воина Дигениса Акрита (в русском пересказе – Девгения).

Образование

Созданием славянской письменности на основе греческого уставного письма мы обязаны выдающимся деятелям византийской культуры Кириллу и Мефодию. После принятия христианства в Киеве, Новгороде и других русских городах начали открываться школы, устроенные по византийскому образцу.

В 1685 году выходцами из Византии братьями Иоанникием и Софронием Лихудами по просьбе патриарха Иоакима была открыта Славяно-греко-латинская академия в Москве (при Заиконоспасском монастыре), которая стала первым в русской столице высшим учебным заведением.

Несмотря на то, что Византийская империя перестала существовать в 1453 году после того как османы захватили Константинополь, в России о ней не забыли. Во второй половине XIX столетия в русских университетах ввели курс византологии, в рамках которого изучали византийскую историю и литературу. Во всех учебных заведениях в программу входил греческий язык, тем более что большинство священных текстов были на древнегреческом.

Итак, первый военный поход Русь совершила на Константинополь. Но и свой первый государственный визит она совершила туда же: именно в Царьград — вслушайтесь в набатный звук самого этого именования — Царь-град! — при­ехала с дипломатической миссией княгиня Ольга. Именно тогда две цивили­за­ции — очень молодая, еще младенческая, и очень старая, весьма умудрен­ная — впервые пристально взглянули друг на друга. Могли ли они по­нять друг друга, а тем паче друг другу понравиться? Вряд ли. Хотя император Константин Багрянородный и постарался принять Ольгу со всеми положен­ными почестя­ми, княгиня почувствовала себя униженной. Во всяком случае, древнерусская летопись содержит не только широко известный и абсолютно недостоверный анекдот о сватовстве императора, на самом деле женатого, к своей гостье, но и кажущееся подлинным злобное обещание Ольги продер­жать Константина в прихожей, если он приедет к ней в Киев.

В общем, этот выбор Владимира не так уж и очевиден. Распространенное объяснение, что торговые контакты крепко связывали Русь именно с Визан­тией, не вполне подтверждается археологическими данными: к примеру, араб­ских монет — дирхамов на нашей территории находят в сотни раз больше, чем визан­тийских монет — номисм. Поэтому не исключено, что выбор был дей­стви­тельно сделан, как нас в том убеждает летописный рассказ, на основа­нии эстетических или, во всяком случае, не до конца прагматических мотивов.

После 988 года контакты с Византией стали интенсифицироваться. Но при этом следует помнить, что греки не проявляли уж слишком большого миссио­нерского пыла. Достаточно сказать, что, отправив под военным давлением принцессу Анну замуж на Русь, ее венценосный брат Василий Второй и не по­думал послать священников и необходимый для крещения инвентарь — и то и другое Владимиру пришлось самовольно вывезти из захваченного им Херсона. Да и позднее греки действовали с прохладцей: первые сведения о киев­ской митрополии у нас появляются лишь спустя полвека после кре­ще­ния. Отдаленность затрудняла не только физический контакт, но и шансы на вовлечение новокрещенных северных территорий в культурно-политиче­скую орбиту империи — так во имя чего же было грекам стараться?

И тем не менее контакты Византии с Русью постоянно расширялись. Нам видна лишь малая их часть — все-таки письменных источников дошло мало, да и произведений искусства уцелела лишь ничтожная толика, но зато уцелели лексические заимствования — драгоценные свидетельства низовых контактов.

Тут необходимо сделать важную оговорку. Конечно, с христианизацией на Русь были принесены сотни переведенных в Болгарии книг, и через них в наш пись­менный язык проникло около 1200 греческих слов: не только христианской лексики, но и политической, и военной, и всякой. Однако это изобилие само по себе еще не свидетельствует о том, что все слова находились в живом употребле­нии. Это мог быть искусственный язык ужайшего круга перевод­чиков и пере­писчиков.

Византийцы принесли с собой навыки каменного строительства, какого до них не было на Руси. Нет сомнений, что самый первый храм, построенный в Киеве, Десятинная церковь, имел вид типичной византийской базилики (от нее оста­лись фундаменты). Однако второй храм, Святая София Киевская, уже откло­няется от норм византийского храмового строительства. То же касается и более поздних церквей, особенно Святой Софии Новгородской, у которой вообще обнару­живаются признаки влияния западной архитектуры. Таким образом, уже с пер­вого шага строительство на Руси пошло несколько своими путями. Тут сыграло роль и отсутствие сейсмической угрозы, преследовавшей абсо­лютно все визан­тийские территории, и разница в строительном материале, но все же в первую очередь — различие в эстетических представлениях.

Безусловно византийской оказывается древнерусская иконопись. Види­мо, дело в том, что, в отличие от строительства и монетной чеканки, живопись могла твориться греками без всякого соучастия местных подмастерьев. Лишь очень исподволь русские мастера начинают различаться, особенно во фреско­вой живописи, но следование греческому образцу все равно достигает такой сте­пени, что в отношении многих произведений мы вообще не можем отли­чить греческую руку от русской. Например, Мирожский монастырь в Пскове навер­няка создавался той же разъездной бригадой греческих художников, что и ан­самбль Мартораны в Палермо на Си­цилии, в норманнском королевстве. В Нов­городе найдена усадьба живописца Олисея Гречина, известного нам также и по письменным источникам. Скорее всего, он был человеком древнерусской культуры, однако провел много лет в Византии.

В таком же направлении, хотя и быстрее, развивалось стеклодувное производ­ство. Археологи обнаружили остатки мастерских с некоторым оборудованием, да и сама продукция местного стеклопроизводства свидетельствует о том, что в течение первых двух столетий греческие мастера работали по византий­ским принципам и лекалам и получали продукцию, мало отличимую от той, что привозили из самой Византии. Однако постепенно они начали видоиз­менять ее, видимо, подстраиваясь под местные вкусы.

Грекам было крайне неуютно в суровом кли­мате Руси: у нас есть переписка митрополита Иоанна, который жалуется, что не только состояние благочестия у аборигенов остав­ляет желать лучшего, но и по причине морозов приходится нарушать правила и поддевать под литур­гическую одежду меха — иначе не выжить. В самых древних рукописных книгах Древней Руси сохранились миниатюры, выполненные греческими художниками, — в них они явно выра­жают свою ностальгию по далекой теплой родине: на полях славянских руко­писей бродят львы, павлины, стоят сказочные дворцы, каких не было на Руси. А на могиле византийской принцессы, жившей в Суздале, замужем за местным князем, нарисованы пальмы, выглядящие довольно экзотично в холодной северной Кидекше, где принцесса нашла последнее упокоение.

Недавно обнаруженные на стенах Святой Софии Киевской граффити четко показывают, что греки (видимо, не клирики, а миряне) стояли в храме за ли­тургией отдельно от местной паствы: надписи на греческом языке четко кон­центрируются на гранях одного опорного столба и отсутствуют в иных местах. Помимо банальных просьб к Богородице или святой Софии о заступ­ничестве среди граффити встречаются и весьма необычные: например, автор одного из них признается, что совершил блуд с ослом. Возможно, это грехопа­дение отражало не столько сексуальные пристрастия конкретного человека, сколько затрудненность всяких контактов с местным человеческим населе­нием.

Гре­ческий язык на Руси мало кто знал. Конечно, клирики, дипломаты, купцы и наемники владели навыками устной речи, но письменная была доступна единицам, так что культурное взаимонепонимание усугублялось языковым. Был ли греческий язык, пусть и неизвестный, престижен? Мы уже отме­чали, что самые первые монеты несут надписи . При этом надписи на княжеских, митрополичьих и епископских печатях, указывающие обычно имя и должность обладателя, а зачастую и молитвенное обращение к Богу или патрональному святому, в XI веке сделаны все-таки . Однако уже в XII веке князья переходят на славянский, а в XIII веке так же поступают и иерархи церкви. Интересно отметить, что если в Софии Киевской, закон­ченной в середине XI века, мозаичные надписи выполнены , то в Михай­ловском Златоверхом соборе в том же Киеве, относящемся к концу того же столетия, надписи уже на славянском, притом что техника мозаики в обеих церквях одинаковая — это значит, что при византийских мозаичистах состояли местные заказчики, приказывавшие им выкладывать надписи на местн­ом языке. Все это свидетельствует о постепенном вытеснении греческого из всех сфер жизни.

Большое влияние на развивающееся русское государство, а в особенности на его культуру, оказала великая Византия.

Византийская империя просуществовала с 4 по 15 вв. н.э. Так же она вошла в историю как Восточная Римская империя. Столицей её был город Константинополь (ныне Стамбул). Основу среди населения этого государства составляли греки.
В годы своего высшего могущества при императоре Юстинеане Великом в 6 веке Византийская империя занимала следующие территории: Балканский полуостров, Малая Азия, Палестина, Северная Африка, Апенинский полуостров, часть Пиринеев, вся территория современной Греции, часть Сирии. Византия была центром христианской ортодоксальной веры, т.е. православной церкви. В Византийской империи, особенно в Константинополе, было очень много замечательных храмов, в которых находились прекрасные фрески, иконы и мозаики. Новые территории византийцы покоряли не только с помощью завоеваний, но и сильным культурным воздействием. Они так же отличалась умением прекрасно вести дипломатию.

Византийское искусство


Одним из самых великих достижений византийского искусства являются иконы. Греческие иконописцы обнаружили, что уплощение фигур и сведение их к простым силуэтам, делает персонажи бестелесными, подобными ангелам. Византийцы отказались от многопланового пейзажа и пришли к решению сделать фон в виде своеобразных знаков архитектурного ландшафта или пейзажа, или в виде чистой однотонной плоскости. Эту плоскость они покрывали золотом. На иконах они изображали Иесуса Христа, Богородицу или святых, которым молились.

Византийское искусство передало в наследие человечеству неоценимое: храмы, фрески, мозаики, иконы и другие богатства. Византийцы также оставили в наследство своё превосходное умение возведения храмов, иконописания, вышивания. Многие из них перебрались частью в Италию, частью на Русь. Вклад Византии в мировую культуру очень велик.

Культурное влияние Византии на Русь

Киевская Русь имела морскую границу с Византией через Чёрное море. Поэтому нашим предкам приходилось нередко контактировать с богатым южным соседом. На первых порах русские князья нередко воевали с Византией (Олег, Игорь, Святослав). Русы нередко делали набеги на Византию, которой иногда даже приходилось откупаться от них, когда они воевали против нескольких народов. По настоящему греки стали считаться с русами, когда те уничтожили Хазарский Каганат, который был врагом Константинополя.

Русы и греки не только воевали между собой, но и торговали. Византия оказывала культурное и религиозное влияние на Русь, отправляла туда своих миссионеров. В результате чего, когда Русь ещё была языческая её жители принимали православие, например княгиня Ольга. В 988 г. Киевский князь Владимир принял решение сделать Русь полностью православной. Поначалу крещение шло тяжело, много язычников, не желавших принимать христианство, было убито. Но принятие православия имело большое значение для Руси. Русь возвысилась в культурном плане, улучшились отношения с Византией, сами Русы со временем перестали вести себя как разбойники, совершавшие набеги на другие земли, что им в свою очередь разрешали делать их языческие боги.

Византия помогала Руси стать православным государством. Константинополь отправлял своих священников на Русь, назначал митрополита для русской церкви, отправлял туда иконы. Часть жителей Византийской империи переехало жить на Русь. Русские строили храмы по греческому образцу. Наши предки получали от Византии православные иконы. Благодаря чему Русь очень возвысилась в культурном и религиозном отношении. Византийское искусство сыграло в этом плане большую роль.



Византийские фрески в Спасо-Преображенском соборе, в Пскове. Работы XII века.

После захвата османами Константинополя в 1453 г. пала Византия. Часть произведений византийского искусства было вывезено в Московию. Весьма символичной стала женитьба московского великого князя Ивана III на греческой принцессе Софье Палеолог - дочери последнего императора Восточной Римской империи. Много греков перебралось жить на Русь. В связи с чем правоприемницей Византии, как главы православной веры стала Россия. И по сей день наша страна исполняет эту функцию. Нередко русские цари вступали в войну с турками для освобождения Царьграда. К сожалению у них это не получилось, но они смогли избавить от османского ига православные страны, которые когда-то входили в состав Византийской империи, такие как Греция, Сербия, Болгария, Босния, Румыния и др.
В России много замечательных храмов, соборов, церквей и монастырей, в которых висят очень красивые иконы. Вклад Византии в русскую и в мировую культуру сложно переоценить.

византийская церковь в России


Церковь Спаса на Нередице. Великий Новгород. XII в. Византийский стиль.


В течение долгого времени, а это около пяти столетий, Византия и Русь находились в тесных отношениях. Становление древнерусского государства происходило при разнообразных контактах и столкновениях с византийцами. Влияние византийской культуры и системы организации жизни прослеживается во всех сферах жизнедеятельности Руси. Русские заключали с греками договоры и иногда помогали Византии войсками. Русь переняла многие положения из межгосударственных договоров с Византией.

В настоящее время многие научные работники рассматривают время взаимодействия Руси с Византией с точки зрения, нахождения в этом процессе новых плюсов и минусов, которые каким-либо образом повлияли или могли бы повлиять на дальнейшее развитие страны.

Цель данной работы – сформировать представление о влияние Византии на Русь, принятии христианства на Руси и их историческом значении.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. определить границы влияния Византии на Русь;

2. дать характеристику языческой Руси;

3. познакомиться с крещением Руси князем Владимиром;

4. отметить историческое значение принятия христианства на Руси.

Практическая значимость: Данную работу можно использовать в качестве основы, для написания дальнейших научных исследований.

В конце 9 века Византия, именуемая Римской (РОМАИОН) Империей, находилась в расцвете, на голову превосходя Запад и по технологиям, и по культуре. Уже тогда Русь попала под влияние Византии. Влияние Византии на Русь было длительным – на протяжении 600-700 лет.

1.1 Политическое влияние Византии

Одно из важных событий в русской истории - это брак князя Ивана III Васильевича с Софьей, племянницей последнего императора Византии. Она утвердила много порядков и обычаев византийского двора. В следствие этого церемониал стал величественнее и торжественнее. Так же брак с Софьей положительно повлиял, как заметили современники, и на самого царя, который возвысился в их глазах до не досягаемой высоты. Этот брак укрепил положение Руси на международной арене.

На Руси обряд на царство был введен впервые Иваном III с целью того, чтобы показать, что Москва является приемником Константинополя. А также он объединил Московский герб с Византийским: Георгия Победоносца убивающего змея, с Византийским двуглавым орлом 3 . Позже Иван VI Грозный приводил себя в сравнение с византийским императором.

Назначение митрополита на Руси до XV века происходило с согласия византийского патриарха. С течением времени по аналогии с Византией на Руси стали строить монастыри, а церкви превратились в подобие богатых организаций.

1.2 Правовое влияние Византии

Еще до принятия христианства русские успели познакомиться с византийским правом. А договоры русских с греками X в. Буквально проникнуты византийскими элементами права, регулировавшие их отношения во время пребывания русских в Царьграде. Византийские права, церковные и светские, были внесены греческим духовенством после принятия христианства.

Торговые и политические отношения между государствами регулировались договорами, заключенными в ходе многих походов. За торговые отношения отвечали три договора заключенные в 911, 945, 971 г. г. Содержание договоров представляет собой нормы византийско-русского права, относящегося к международному торговому, процессуальному и уголовному праву. Так как эти договоры международные, они фиксируют межгосударственные нормы, а так же они имеют яркое отражение древнерусского права.

После похода на Византию князя Олега в 907 году, был заключен договор 2 сентября 911 года. Благодаря именно этому договору были восстановлены дружественные отношения государств, определен порядок выкупа пленных, наказания за уголовные преступления, совершенные в Византии купцами обеих стран, и на мой взгляд самое главное, что изменил этот договор, так это береговое право: вместо захвата выброшенного на берег судна и его имущества, владельцы берега должны были оказать помощь в их спасении.

После неудачного похода войск князя Игоря на Византию в 941 году и повторного в 944 году, так же был заключен договор, в июле 945. Для пользования установленными льготами русские послы и купцы должны были иметь при себе княжеские грамоты, по договору 945. После чего Русь обязалась не претендовать на крымские владения Византии.

В июле 971 года между князем Святославом Игоревичем и императором Иоанном Цимисхием был заключен еще один договор после поражения русских войск в болгарском Доростоле. Он был составлен в весьма неблагоприятных условиях для Руси: договор обязал Русь прекратить нападения на Византию. Судя по договорам с Византией в X веке ясно, что купцы играли немало важную роль в международных отношения Руси. Так как иногда они не просто совершали куплю за границей, но и выступали в роли дипломатов, имея серьезные связи с иностранными дворами и общественными верхами.

Так же в договорах указывается смертная казнь, штрафные санкции и меры по поимке рабов, кроме того в договорах была реализация права кровной месте и других норм права 4 .

Источником по истории древнерусского права и русско-византийских отношений, является не что иное, как договоры Руси с Византией.

Рецепция византийского права.

Многие памятники византийского права были переведены церковниками на древнерусский язык.

1.3 Духовное влияние Византии

Русь встретилась с Византией в то время, когда она была страной большого торгового мореплавания, развитой строительной техники и искусства, великих городов, по сравнению с которыми парижи и лондоны были жалкими деревнями, стадионов, университетов (почему-то забывают, что византийские университеты были старше западноевропейских на 500 лет и имели гораздо большую долю светских наук), величественных соборов, огромных библиотек, лучшей в мире медицины, источником законодательных норм для остального мира (достаточно вспомнить Свод Юстиниана, Эклоги, где проявляется стремление законодателей сделать юстицию безденежной и равно доступной для всех, Крестьянский закон, защищающего права крестьян-общинников, Градский закон, церковный Номоканон).

Культурно языковое влияние было одним из самых важных. Здесь стоит предоставить слово А.С. Пушкину: "Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива. В ХI веке древний греческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение речи; словом, усыновил его, избавя таким образом от медленных усовершенствований времени. Сам по себе уже звучный и выразительный, отселе заемлет он гибкость и правильность" 6 .

Кстати Россия приняла, не только христианство от Византии, но и несколько сопутствующих его техник, такие как зодчество, письменность (практически скопировав родной язык) и музыку. Русь практически сразу стала самым большим и сильным государством благодаря всему этому. Пришедшее из Византии христианство буквально собрало Русь из кусков в одно целое, - именно поэтому она станет в дальнейшем самым большим и великим государством мира. И образовалась вера русская на 100 лет вперед, предавшая сплоченность, способность к самопожертвованию. Она латентно будет существовать даже в официально атеистические времена, адаптируя коммунистическую идеологию. За что собственно и огромное спасибо Византии.

Безусловно, влияние Византии на политическое, правовое, духовное развитие Древней Руси имеет всемирно-историческое значение.

В период становления государства Древней Руси Византия как самая культурная в то время страна Европы помогла Руси выйти из мрака язычества, содействовала Руси в обретении своего государственного достоинства, явилась для Руси источником славянской грамоты, ставшей главным фактором быстрого и всестороннего прогресса древнерусской культуры 7 .

Вслед за Византией на Руси стали возникать монастыри, церковь превратилась в обеспеченную организацию, имевшую в своем владении многочисленные земли.

Древняя Русь приняла множество порядков и обычаев византийского двора, таких как обряд венчания на царство, государственные титулы, объединение Московского герба с гербом Византии.

Многие межгосударственные нормы были переняты из русско-византийских договоров.

Вообще верование восточных славян являлись весьма сложным религиозным представлением, так как человек поклонялся силам природы: воде, огню и земле. Поклоняясь воде, верили в силу, которая дает жизнь, поклоняясь земле, верили в ее плодородие. С древних времен огонь земли связывали с огнем неба – солнцем, дающим тепло и свет. Вера людей в очищающую силу огня подтверждалась тем, что они прыгали через костер в ночь Ивана Купалы. После того как земледелие стало основным видом хозяйства и изменились социальные отношения, человек стал олицетворять те природные явления, с которыми больше всего был связан быт землероба. Существует два разных мнения о духовном состоянии славянских народов. В первом - крещение киевлян рассматривается современными церковными авторами, как культурное развитие древнерусского общества византийских эталонов, культуры нашими предками, якобы не имевшим за душой ничего кроме природной гениальности. С другой стороны, более глубокое рассмотрение культурного наследия нашей страны показывает, что степень развития русского искусства была уже достаточно высока ко времени принятия христианства.

Становление русской государственности в еще более древние времена. По некому предположению носильное насаждение христианства возможно только при условии единого, сильного государства. Известный факт, что массовая христианизация встретила яростный отпор со стороны язычников

Речь о христианстве на Руси пошла задолго до его официального принятия. Первыми православными были княгиня Ольга и князь Ярополк. На протяжении долгого времени языческие верования и обычаи у восточных славян оставались неизменными, и переплетались с христианскими праздниками.

Принятие православия определило новую историческую судьбу, положив конец языческому варварству. И позволило войти в христианскую семью народов Европы. Это событие имело эпохальное значение для развития культуры, упрочнения государства и развитие связей древней Руси.

2.1 Русь на пороге крещения

До 988 г., до крещения Руси русские славяне поклонялись силам видимой природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них в личные божества. Однако, все образы богов не были так же ясны, как, например, в греческой мифологии. Внешний культ у славян также не был развит: не было ни храмов, ни особого сословия жрецов. Рядом стояло развитие культа предков, который был связан с родовым бытом славян. Весь этот культ проникала вера в загробную жизнь. Она отражалась в том веровании, что родоначальник потомства считался живущим покровителем своего рода, его обоготворяли, в том, что души умерших населяли поля, леса, воды. Одним словом вся природа была одухотворена людьми. Свершались различные обряды. Которые были нацелены на то, чтобы человек участвовал во всех свершениях, происходящий в природе. Именно так создался перечень праздников, связанных с культом предков и с почитание природы.

Уже в княжение Игоря, примерно в 912 году, в Киеве уже существовала христианская церковь св. Илии. Немало христиан входило и в дружину самого князя Игоря. Также христианкой являлась его жена св. княгиня Ольга, но однозначной информации о времени и месте принятия ею крещения не существует. Однако, принято считать, что она крестилась в 957 году в Константинополе. Основываясь на этих фактах, можно однозначно сказать, что киевляне были знакомы с христианской верой еще при первых варяжских князьях. 9

С помощью злодеяния и храбрых варягов в 980 году князь Владимир овладел государством, но, не смотря на такие меры, он вскоре доказал, что достоин быть государем. Достижения Владимира Сятославовича в области внешней политики стали основой для укрепления его власти на Руси. Военное могущество князя росло с каждым его успешным походом и сражением. Уже к концу 80-х гг. X в. власть Владимира не нуждалась в поддержке со стороны языческого населения. Однако его дружина и сам князь ощущали острую нужду в христианской религии, которая могла бы окончательно обосновать феодальный строй на Руси. 10

2.2 Крещения князя Владимира и киевлян

Что касается вопроса о времени и месте Крещения князя Владимира, то существует несколько версий. Первая версия утверждает, что князь крестился в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму), по второй версии Владимир принял крещение в 987 году в Киеве, а по третьей – в 987 году в Васильеве, недалеко от Киева. Не смотря на то, что существует несколько версий, стоит признать наиболее правдивой вторую, так как монах Иаков и преподобный Нестор указывают на 987 год, опираясь на другие исторические факты.

Князь Владимир в Корсуни женится на Анне, сестре императора Василия II и Константина, в надежде на то, что он получит поддержку с их стороны, в особенности с организацией церковного управления и развитием духовной культуры. После возвращения из Киева со своей супругой и греческим духовенством, а также привезя разнообразную церковную утварь и святыни, Владимир приступает к официальному введению христианства на Руси.

2.3 Крещение других русских земель

Введение христианства на Руси встретило отпор со стороны предводителей язычников – волхвов. Хотя принятие новой веры и было вполне законно, оно все же встретило открытую борьбу в некоторых городах Руси. Князь и его христианское окружение однозначно не могли не предвидеть такого поворота событий. И для того, чтобы предотвратить сплочение оппозиционеров религиозной политике князя Владимира, было решено в кратчайшие сроки подчинить себе главные городские центры Руси, где проживала местная знать, обладавшая собственными дружинниками и диктовавшая свою волю сельскохозяйственной округе.

К сожалению, точных данных о крещение других регионов страны нет. Скорее всего, их обращение в христианство проходило по аналогии с городскими центрами.

Основываясь на разновременных источниках, которые связаны между собой, можно сказать, что князем Владимиром была крещена большая часть населения древнерусского государства, что не означает вовсе, что все жители Руси были обращены в христианство. 12

2.4 Роль принятия христианства

Принятие христианства стало толчком к объединению всех народов русского общества. Постепенное вытеснение языческих обрядов и традиций стало началом гуманизации общества. Принятие христианства явилось основой к становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под его влиянием развились храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия. Особенно значимым культурным переворотом стало введение единой письменности.

Вследствие христианизации рождается новый тип государственности Киевской Руси, которая приобретает большинство признаков византийской формы. Светская власть тесно взаимодействует с церковной властью, непосредственно главенствуя над ней. XI век ознаменован началом оформления церковной юрисдикции на Руси: в ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. Также церковь играет значительную роль в международных делах, которые связаны с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.

Однозначно именно благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, что значит, что она стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако, не смотря на все плюсы христианизации Руси, есть некоторые отрицательные последствия данного процесса. Принятое православие стало причиной обособления Руси от западноевропейской цивилизации. Также Русское государство и Русская православная церковь попали в изоляцию от остального христианского мира после того, как пала Византия.

В заключение хотелось бы отметить, что цель данной работы достигнута, поскольку были рассмотрены точки взаимодействия Руси и Византии, изучено влияние Византии на развитие Руси, раскрыты основные этапы принятия христианства на Руси, и было обозначено историческое значение этих процессов.

К концу X века, когда Русь приняла христианство, окончательно сложился классический византийский стиль, сохранявшийся почти без изменений около полутора столетий.

Речь о христианстве на Руси пошла задолго до его официального принятия. Первыми православными были княгиня Ольга и князь Ярополк. На протяжении долгого времени языческие верования и обычаи у восточных славян оставались неизменными, и переплетались с христианскими праздниками.

Принятие православия определило новую историческую судьбу, положив конец языческому варварству. И позволило войти в христианскую семью народов Европы. Это событие имело эпохальное значение для развития культуры, упрочнения государства и развитие связей древней Руси.

Основываясь на разновременных источниках, которые связаны между собой, можно сказать, что князем Владимиром была крещена большая часть населения древнерусского государства, что не означает вовсе, что все жители Руси были обращены в христианство.

Антология мировой правовой мысли. В 5т. Т.II. Европа: V-XVII в.в./ Нац. обществ.-научный фонд; Руководитель науч.проекта Г.Ю.Семигин. – М.: Мысль, 1999.

Валькова В.Г., Валькова О.А. Правители России. - М.: Рольф, 1999.

Литаврин Г.Г. Византия. Болгария. Древняя Русь (IX – начало XII в.) – Спб.: Алетейя, 2000

Лихачев Д.С. Литература Руси XI — начала XIII веков // Великая Русь: Историко-художественная культура X–XVII века.– М., 1994.

Сухов А.Д. Введение христианства на Руси/Ин-т Философии АН В24 СССР: Мысль, 1987

1  Лихачев Д.С. Литература Руси XI — начала XIII веков // Великая Русь: Историко-художественная культура X–XVII века.– М., 1994, с. 12

2  Антология мировой правовой мысли. В 5т. Т.II. Европа: V-XVII в.в./ Нац. обществ.-научный фонд; Руководитель науч.проекта Г.Ю.Семигин. – М.: Мысль, 1999.- 829 с.

3  Валькова В.Г., Валькова О.А. Правители России. - М.: Рольф, 1999.-352 с.

4  Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юристъ, 1996.

5  Рыжов К.В. 100 великих россиян. – М.: Вече, 2001. – 656 с.

7  Литаврин Г.Г. Византия. Болгария. Древняя Русь (IX – начало XII в.) – Спб.: Алетейя, 2000. – с.6-7.

10  Сухов А.Д. Введение христианства на Руси/Ин-т Философии АН В24 СССР: Мысль, 1987. - с. 104-120

11  Сухов А.Д. Введение христианства на Руси/Ин-т Философии АН В24 СССР: Мысль, 1987. – с. 116

12  Сухов А.Д. Введение христианства на Руси/Ин-т Философии АН В24 СССР: Мысль, 1987. – с.116

13  Литаврин Г.Г. Византия. Болгария. Древняя Русь (IX – начало XII в.) – Спб.: Алетейя, 2000. – с.6-7.

Читайте также: