Сообщение венская классическая школа бетховен

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Венские классики: Гайдн, Моцарт, Бетховен.

Венская классическая школа.

Венские классики вошли в мировую историю музыки как крупнейшие реформаторы музыкального жанра. Их творчество не только уникально само по себе, оно ценно еще и тем, что определило дальнейшее развитие музыкального театра, жанров, стилей и направлений. Их сочинения заложили основу того, что в наше время принято считать классической музыкой.

Общая характеристика эпохи.

Этих авторов объединяет то, что они творили на рубеже двух крупнейших культурно-исторических эпох: классицизма и романтизма. Венские классики жили в переходное время, когда шел активный поиск новых форм не только в музыке, но и художественной литературе, живописи, архитектуре. Все это во многом определило направление их деятельности и проблематику сочинений. XVIII - первая половина XIX века ознаменовались серьезными политическими потрясениями, войнами, которые в буквальном смысле перевернули карту Европы и оказали сильнейшее воздействие на умы современной интеллигенции и образованных кругов общества. Не стали исключением и венские классики. Например, общеизвестен тот факт, что наполеоновские войны очень сильно повлияли на творчество Бетховена, который в своей знаменитой 9 симфонии ("Хоральной") провел мысль о всеобщем единении и мире. Это был своеобразный ответ на все те катаклизмы, которые потрясли европейский континент в рассматриваемое нами время.

Культурная жизнь.

Венские классики жили в период, когда барокко отошло на второй план, и ведущую роль стало играть новое направление. Оно стремилось к гармонии форм, единству композиции и поэтому отказалось от пышных форм предыдущей эпохи. Классицизм стал определять культурный облик многих европейских государств. Но вместе с тем уже тогда наметилась тенденция к преодолению жестких форм этого течения и созданию сильных произведений с элементами драмы и даже трагедии. То были первые признаки появления романтизма, который определил культурное развитие всего 19 века.

Реформа оперы.

Венские классики сыграли определяющую роль в развитии всех музыкальных жанров рассматриваемого периода. Каждый из них, если можно так выразиться, специализировался на каком-либо одном стиле или музыкальной форме, но все их достижения вошли в золотой фонд мировой музыки. Глюк (композитор) был крупнейшим и одним из самых известных авторов своего времени. Его роль в развитии театра трудно переоценить: ведь именно он придал жанру оперы тот законченный вид, в котором мы его знаем теперь. Заслуга Кристофера Глюка состоит в том, что он первый отошел от понимания оперы как произведения для демонстрации вокальных способностей, но подчинил музыкальное начало драматургии.

hello_html_m515f588f.jpg

Кристофер Глюк

(1714г. – 1787г.)

Глюк - композитор, который сделал оперу настоящим спектаклем. В его произведениях, а также в сочинениях его последователей вокал стал во многом зависеть от слова. Сюжет и композиция, а самое главное - драма, стали определять развитие музыкальной линии. Таким образом, опера перестала быть исключительно развлекательным жанром, но превратилась в серьезный вид музыкального творения со сложной драматургией, интересными, с психологической точки зрения, персонажами, увлекательной композицией.

Произведения композитора .

Следующий этап развития.

hello_html_3fc2041f.jpg

Йозеф Гайдн

(1732г. – 18069г.)

Особенности творчества.

Характерной чертой произведений Йозефа Гайдна была их связь с фольклором. В работах композитора очень часто можно услышать песенно-танцевальные мотивы, которые и сделали его работы такими узнаваемыми. В этом отразилось мироощущение автора, который во многом подражал Моцарту, считая его лучшим композитором в мире. У него он и заимствовал радостные светлые мелодии, которые сделали его работы необыкновенно выразительными и яркими по звучанию.

Другие работы автора.

Наиболее знаменитые сочинения.

hello_html_594a898a.jpg

Общая характеристика творчества Моцарта.

Это один из самых известных авторов музыки, который до сих пор пользуется необыкновенной популярностью поклонников классики и любим во всем мире. Успех его сочинений объясняется тем, что они отличаются логической стройностью и завершенностью. В связи с этим многие исследователи относят его творчество к эпохе классицизма. Однако другие считают, что венский композитор стал предвестником романтизма: ведь в его произведениях уже отчетливо наметилась тенденция к изображению сильных незаурядных образов, а также глубокая психологическая проработка персонажей (речь в данном случае идет об опере). Как бы то ни было, но сочинения маэстро отличаются глубиной и вместе с тем необыкновенной легкостью восприятия, драматизмом и оптимизмом. Они легки и доступны для восприятия каждого, но одновременно очень серьезны и философичны по своему содержанию и звучанию. Именно в этом и заключается феномен его успеха.

hello_html_m43249c36.jpg
hello_html_m34882881.jpg

Вольфганг Амадей Моцарт

(1756г. – 1791г.)

Оперы композитора.

Венская классическая школа сыграла определяющую роль в развитии оперного жанра. Огромная заслуга в этом принадлежит Моцарту. Спектакли, поставленные на его музыку, до сих пор пользуются огромной популярностью и любовью не только истых меломанов, но и массовой публики. Пожалуй, это единственный композитор, чью музыку так или иначе знают все, даже если имеют самое отдаленное представление об его творчестве.

hello_html_163a7e7f.jpg

Рукопись В.Моцарта


Отдельные произведения.

hello_html_163a7e7f.jpg

Мессы В. Моцарта

Кратко о творчестве Бетховена .

Этот композитор всецело принадлежит к эпохе господства романтизма. Если Иоганн Амадей Моцарт стоит как бы на пороге классицизма и нового направления, то Людвиг Ван Бетховен полностью перешел на изображение сильных страстей, мощных чувств и незаурядных личностей в своих произведениях. Он стал, пожалуй, самым ярким представителем романтизма. Показателен тот факт, что, обращаясь к драматическим, трагическим темам, он написал всего одну оперу. Главным же жанром для него оставались симфонии и сонаты. Ему принадлежит заслуга в реформировании этих сочинений, так же, как Глюк в свое время преобразовал оперный спектакль. Яркой особенностью творчества композитора было то, что главной темой его произведений являлось изображение мощной, титанической воли личности, которая огромным усилием воли преодолевает трудности и все преграды. Также много места Л. В. Бетховен в своих сочинениях отводил теме борьбы и противостояния, а также мотиву всеобщего единения.

hello_html_m1af55b70.jpg

Людвиг ван Бетховен

(1770г. – 1827г.)

Некоторые факты биографии .

Он происходил из семьи музыкантов. Его отец хотел, чтобы мальчик стал знаменитым композитором, поэтому занимался с ним, прибегая к довольно суровым методам. Возможно, именно поэтому ребенок вырос мрачным и суровым по натуре, что впоследствии сказалось на его творчестве. Бетховен работал и жил в Вене, где занимался с Гайдном, но эти занятия очень быстро разочаровали и ученика, и учителя. Последний обращал внимание на то, что у молодого автора преобладают довольно мрачные мотивы, что в то время было не принято.

Биография Бетховена кратко повествует также о периоде его увлечения освободительной борьбой. Наполеоновские войны он поначалу принял с воодушевлением, однако впоследствии, когда Бонапарт провозгласил себя императором, отказался от мысли писать в его честь симфонию. В 1796 году Людвиг стал терять слух. Однако это не прервало его творческую деятельность. Уже будучи совершенно глухим, он написал свою знаменитую 9 симфонию, которая стала настоящим шедевром в мировом музыкальном репертуаре. Биография Бетховена (кратко рассказать об этом невозможно) содержит также информацию о дружбе маэстро с выдающимися людьми своего времени. Несмотря на замкнутый и резкий характер, композитор дружил с Вебером, Гете и другими деятелями эпохи классицизма.

Наиболее известные произведения.

Выше уже говорилось о том, что характерной особенностью творчества Л. В. Бетховена было стремление изобразить сильные, эмоциональные характеры, борьбу страстей, преодоление трудностей.

hello_html_m34a5fd86.jpg

Данное сочинение поражает удивительным сочетание легких мотивов и серьезных драматических пассажей в середине.

Девятая симфония .

Главная тема постепенно раскрывается через каждую часть произведения. Начало симфонии довольно мрачное, тяжелое, однако уже тогда звучит отдаленный мотив примирения и просветления, который нарастает по мере развития музыкальной композиции.

Наконец, в самом финале звучит довольно мощный хоровой вокал, призывающий всех людей мира объединиться. Таким образом композитор еще больше подчеркнул главную идею своего произведения. Он хотел, чтобы его мысль была выражена как можно более отчетливо, поэтому не ограничился только музыкой, но ввел и исполнение певцов.

Симфония имела оглушительный успех: на первом представлении публика устроила композитору овации. Показателен тот факт, что Л. В. Бетховен сочинил ее, будучи уже совершенно глухим человеком.

hello_html_m71140416.jpg

Значение венской школы .

Венская классическая школа

Моцарт — представитель Венской классической школы

Венская классическая школа была основана в Австрии в конце 18 — начале 19 в. С ней связаны три великих композитора – Гайдн, Бетховен и Моцарт, каждый из которых обладал яркой творческой индивидуальностью.

Моцарту была близка опера.

При всей индивидуальности каждого композитора обнаруживаются их общие черты: реализм, оптимистический, жизнеутверждающий характер, подлинная народность, демократизм. В их сочинениях гармонически сочетается трагическое начало с комическим, свободный полёт фантазии – с точным расчётом, ясностью, совершенством формы. Даже самое сложное содержание они выражали простым, понятным языком.

В это время переживает свой расцвет и немецкая поэзия. Лучшие мыслители и художники той эпохи выдвигают новые гуманистические идеалы. Многие из этих идеалов нашли воплощение в творчестве композиторов Венской классической школы.

Основной формой для Венской классической школы является сонатное allegro. Развитие инструментальной музыки в творчестве композиторов тесно связано с развитием инструментария исполнительных ансамблей и объединений. Таким объединением был симфонический оркестр, сформировавшийся во второй половине 18 века. Ни один инструмент, который входил в симфонический оркестр, не был новым — изменились только его функции.

ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА (нем. Wiener Klassik) - творческое направление, сложившееся в Австрии во 2-й пол. 18 в. - 1-й четверти 19 в. К нему принадлежат три великих композитора - Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен. Каждый из них обладал яркой творческой индивидуальностью, которая определяла и общий характер музыки, и выбор жанров, и особенности муз. языка.

Так, в музыке Гайдна преобладают светлые, радостные настроения, ведущую роль играют жанрово-бытовые элементы; у Моцарта особенно выделяется лирико-драматическое начало; главенствующая черта музыки Бетховена - героический пафос борьбы, преодоления, победы. При всём индивидуальном своеобразии в творчестве этих художников обнаруживаются важнейшие общие черты: реализм, оптимистический, жизнеутверждающий характер, гуманистическая направленность, подлинная народность, демократизм. Сочинения композиторов В. к. ш. отличает широта охвата жизненного содержания. Глубокая серьёзность органически сочетается в них с весёлостью, шуткой, трагическое начало - с комическим. Эмоциональное соединяется с рациональным; свободный полёт фантазии - с точным расчётом, предельной стройностью, ясностью, совершенством формы. Представители В. к. ш. умели даже самое сложное содержание выражать предельно простым, понятным языком.

Становление В. к. ш. приходится на годы бурного развития немецкого и австрийского просветительства. Переживает свой расцвет немецкая поэзия; возникает художественная критика, достигает высокого развития философия.

В числе важнейших муз. истоков В. к. ш. - народная музыка. Население Австрии было многонациональным - в его состав, помимо австрийских немцев, входили также чехи, венгры, словенцы, обладавшие своей самобытной народной музыкальной культурой.

Композиторы В. к. ш. по существу обобщили весь предшествующий опыт мирового музыкального искусства.

Музыкальному языку композиторов В. к. ш. свойственны простота, ясность, выразительность.

В. к. ш. принесла с собой огромное обогащение гармонии.

Опираясь на богатства народно-песенного искусства, представители

В. к. ш. пришли к новому пониманию мелодии, её функций и возможностей. Именно с периодом В. к. ш. связано утверждение муз. темы не только как носителя определённой выразительности, но и как художеств. образа, заключающего в себе богатые потенциальные возможности развития.

Творчество Людвига ван Бетховена


Людвиг ван Бетховен – это величайшее явление в мировой музыкальной культуре, композитор ещё при жизни ставший легендой. Он был настолько невероятно талантливым и целеустремлённым, что, даже потеряв слух, продолжал создавать свои, не имеющие равных, гениальные шедевры. Выдающийся маэстро стоял на пороге Романтизма в западноевропейской музыке и был непосредственным основателем новой эры, пришедшей на смену исчерпавшего себя Классицизма. В детстве выучившись музыке на клавесине с его характерным кружевным звучанием, Бетховен впоследствии популяризировал фортепиано, создав 5 концертов, 38 сонат, около 60 пьес и несколько десятков других произведений для этого музыкального инструмента.

Краткую биографию Людвига ван Бетховена и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Бетховена

В австрийском (а ныне немецком) городе Бонне 16 декабря 1770 года в семье тенора придворной капеллы Иоганна ван Бетховена появился на свет третий в роду Людвиг, после своего деда (баса, а затем придворного капельмейстера) и старшего брата. Сам факт рождения в семье потомственных певцов предопределил судьбу мальчика.


Первым учителем музыки Людвига стал его отец, мечтавший сделать из сына второго Моцарта. Четырехлетний малыш занимался на клавесине по 6 часов в день, а если отец приказывал, то еще и ночью. Столь уникальных способностей, как у нашумевшего своей виртуозной игрой Вольфганга Моцарта, у Людвига не проявилось, но незаурядный талант к музыке определенно был.

Семья Бетховенов была небогата, а после смерти деда и вовсе обнищала. В 14 лет юный Людвиг был вынужден бросить школу и помогать отцу в содержании семьи, работая помощником органиста в придворной капелле.


До этого мальчик учился в школе, где немецкий язык и арифметика были на втором плане после латыни и музыки. Уже в юности Бетховен свободно читал и переводил Плутарха и Гомера, но умножение и правописание так и остались для него тайной за семью печатями.

Когда в 1787 году мать Людвига умерла, а отец запил больше прежнего, ответственный и дисциплинированный юноша взял на себя содержание младших братьев. Он устроился на должность альтиста в придворном оркестре, благодаря чему познакомился с разнообразием мира оперы.

В 21 год – в 1791 г. – Людвиг ван Бетховен переезжает в Вену в поисках хорошего учителя, где и проводит всю свою жизнь. Некоторое время молодой человек занимался с Гайдном. Но Йозеф опасался, как бы не схлопотать проблем из-за вольнодумного и резкого в выражениях ученика. А Людвиг, в свою очередь, чувствовал, что Гайдн – не тот человек, который может его чему-нибудь научить. В конечном итоге обучением Бетховена занялся Сальери.

Ранний венский период творчества молодого композитора биографически тесно связан с именами австрийского придворного князя Лихновского, русского вельможи Разумовского, чешского дворянина Лобковица: они покровительствовали Бетховену, поддерживали материально, их имена значились на титульных страницах рукописей композитора. Вместе с тем, Бетховен очень дорожил чувством собственного достоинства и никогда не позволял своим знатным покровителям попыток указать на его низкое происхождение.





Венские классики вошли в мировую историю музыки как крупнейшие реформаторы музыкального жанра. Их творчество не только уникально само по себе, оно ценно еще и тем, что определило дальнейшее развитие музыкального театра, жанров, стилей и направлений. Их сочинения заложили основу того, что в наше время принято считать классической музыкой.

Общая характеристика эпохи

Этих авторов объединяет то, что они творили на рубеже двух крупнейших культурно-исторических эпох: классицизма и романтизма. Венские классики жили в переходное время, когда шел активный поиск новых форм не только в музыке, но и художественной литературе, живописи, архитектуре. Все это во многом определило направление их деятельности и проблематику сочинений. XVIII - первая половина XIX века ознаменовались серьезными политическими потрясениями, войнами, которые в буквальном смысле перевернули карту Европы и оказали сильнейшее воздействие на умы современной интеллигенции и образованных кругов общества. Не стали исключением и венские классики. Например, общеизвестен тот факт, что наполеоновские войны очень сильно повлияли на творчество Бетховена, который в своей знаменитой 9 симфонии ("Хоральной") провел мысль о всеобщем единении и мире. Это был своеобразный ответ на все те катаклизмы, которые потрясли европейский континент в рассматриваемое нами время.

венские классики

Культурная жизнь

Венские классики жили в период, когда барокко отошло на второй план, и ведущую роль стало играть новое направление. Оно стремилось к гармонии форм, единству композиции и поэтому отказалось от пышных форм предыдущей эпохи. Классицизм стал определять культурный облик многих европейских государств. Но вместе с тем уже тогда наметилась тенденция к преодолению жестких форм этого течения и созданию сильных произведений с элементами драмы и даже трагедии. То были первые признаки появления романтизма, который определил культурное развитие всего 19 века.

Реформа оперы

Венские классики сыграли определяющую роль в развитии всех музыкальных жанров рассматриваемого периода. Каждый из них, если можно так выразиться, специализировался на каком-либо одном стиле или музыкальной форме, но все их достижения вошли в золотой фонд мировой музыки. Глюк (композитор) был крупнейшим и одним из самых известных авторов своего времени. Его роль в развитии театра трудно переоценить: ведь именно он придал жанру оперы тот законченный вид, в котором мы его знаем теперь. Заслуга Кристофера Глюка состоит в том, что он первый отошел от понимания оперы как произведения для демонстрации вокальных способностей, но подчинил музыкальное начало драматургии.

глюк композитор

Значение

Глюк - композитор, который сделал оперу настоящим спектаклем. В его произведениях, а также в сочинениях его последователей вокал стал во многом зависеть от слова. Сюжет и композиция, а самое главное - драма, стали определять развитие музыкальной линии. Таким образом, опера перестала быть исключительно развлекательным жанром, но превратилась в серьезный вид музыкального творения со сложной драматургией, интересными, с психологической точки зрения, персонажами, увлекательной композицией.

Произведения композитора

Следующий этап развития

детская симфония гайдна

Особенности творчества

Характерной чертой произведений Йозефа Гайдна была их связь с фольклором. В работах композитора очень часто можно услышать песенно-танцевальные мотивы, которые и сделали его работы такими узнаваемыми. В этом отразилось мироощущение автора, который во многом подражал Моцарту, считая его лучшим композитором в мире. У него он и заимствовал радостные светлые мелодии, которые сделали его работы необыкновенно выразительными и яркими по звучанию.

Другие работы автора

Наиболее знаменитые сочинения

Общая характеристика творчества Моцарта

Это один из самых известных авторов музыки, который до сих пор пользуется необыкновенной популярностью поклонников классики и любим во всем мире. Успех его сочинений объясняется тем, что они отличаются логической стройностью и завершенностью. В связи с этим многие исследователи относят его творчество к эпохе классицизма. Однако другие считают, что венский композитор стал предвестником романтизма: ведь в его произведениях уже отчетливо наметилась тенденция к изображению сильных незаурядных образов, а также глубокая психологическая проработка персонажей (речь в данном случае идет об опере). Как бы то ни было, но сочинения маэстро отличаются глубиной и вместе с тем необыкновенной легкостью восприятия, драматизмом и оптимизмом. Они легки и доступны для восприятия каждого, но одновременно очень серьезны и философичны по своему содержанию и звучанию. Именно в этом и заключается феномен его успеха.

музыка моцарта

Оперы композитора

Венская классическая школа сыграла определяющую роль в развитии оперного жанра. Огромная заслуга в этом принадлежит Моцарту. Спектакли, поставленные на его музыку, до сих пор пользуются огромной популярностью и любовью не только истых меломанов, но и массовой публики. Пожалуй, это единственный композитор, чью музыку так или иначе знают все, даже если имеют самое отдаленное представление об его творчестве.

концерт моцарта

Отдельные произведения

венский композитор

Кратко о творчестве Бетховена

Этот композитор всецело принадлежит к эпохе господства романтизма. Если Иоганн Амадей Моцарт стоит как бы на пороге классицизма и нового направления, то Людвиг Ван Бетховен полностью перешел на изображение сильных страстей, мощных чувств и незаурядных личностей в своих произведениях. Он стал, пожалуй, самым ярким представителем романтизма. Показателен тот факт, что, обращаясь к драматическим, трагическим темам, он написал всего одну оперу. Главным же жанром для него оставались симфонии и сонаты. Ему принадлежит заслуга в реформировании этих сочинений, так же, как Глюк в свое время преобразовал оперный спектакль.

Яркой особенностью творчества композитора было то, что главной темой его произведений являлось изображение мощной, титанической воли личности, которая огромным усилием воли преодолевает трудности и все преграды. Также много места Л. В. Бетховен в своих сочинениях отводил теме борьбы и противостояния, а также мотиву всеобщего единения.

Некоторые факты биографии

Он происходил из семьи музыкантов. Его отец хотел, чтобы мальчик стал знаменитым композитором, поэтому занимался с ним, прибегая к довольно суровым методам. Возможно, именно поэтому ребенок вырос мрачным и суровым по натуре, что впоследствии сказалось на его творчестве. Бетховен работал и жил в Вене, где занимался с Гайдном, но эти занятия очень быстро разочаровали и ученика, и учителя. Последний обращал внимание на то, что у молодого автора преобладают довольно мрачные мотивы, что в то время было не принято.

л в бетховен

Биография Бетховена кратко повествует также о периоде его увлечения освободительной борьбой. Наполеоновские войны он поначалу принял с воодушевлением, однако впоследствии, когда Бонапарт провозгласил себя императором, отказался от мысли писать в его честь симфонию. В 1796 году Людвиг стал терять слух. Однако это не прервало его творческую деятельность. Уже будучи совершенно глухим, он написал свою знаменитую 9 симфонию, которая стала настоящим шедевром в мировом музыкальном репертуаре. Биография Бетховена (кратко рассказать об этом невозможно) содержит также информацию о дружбе маэстро с выдающимися людьми своего времени. Несмотря на замкнутый и резкий характер, композитор дружил с Вебером, Гете и другими деятелями эпохи классицизма.

Наиболее известные произведения

лунная соната

Девятая симфония

биография бетховена кратко

Значение венской школы


Людвиг ван Бетховен – один из самых гениальных композиторов, дирижер, пианист. Его считают последним представителем венской школы классицизма.

Он писал музыку, которая заставляет плакать и смеяться, взлетать ввысь и стремительно падать вниз. Она вдохновляет и окрыляет, дает надежду на то, что в жизни возможно достичь всего, даже самого невероятного. Ее слушают уже более двух веков и будут слушать вечно, эта музыка бессмертна, как и ее автор – Людвиг ван Бетховен. Его произведения нельзя ограничить рамками какого-то одного направления, в них романтизм сочетается с классицизмом, в них весь композитор и его гениальная личность.

Детство

Родился Людвиг ван Бетховен 16 декабря 1770 года в немецком городе Бонн. Крестили мальчика на следующий день. Отца новорожденного звали Иоганн Бетховен, он певец, тенор в придворной капелле. Мама, Мария-Магдалина Бетховен (в девичестве Кеверих). Ее отец служил придворным шеф-поваром в Кобленце. Они поженились в 1767 году. Дед будущего композитора – Людвиг Бетховен, был певцом той же капеллы, что и его сын Иоганн, потом занял в ней должность капельмейстера.

Детство Людвига было скорее несчастным, чем счастливым. Отец много пил, поэтому денег катастрофически не хватало даже на самые простые вещи. Комнатка Людвига располагалась на чердаке, она была настолько маленькой, что в ней едва нашлось место для железной кровати и старого клавесина. Пьяный отец в беспамятстве бил супругу смертным боем, частенько перепадало и Людвигу. Мария жалела сына, старалась хоть как-то облегчить ему жизнь, проводила с ним много времени, часто пела для него незамысловатые песенки.

Портрет Бетховена в детстве

Творческие наклонности проявились у Людвига в раннем детстве, и это не ускользнуло от внимания отца. В те годы везде гремело имя Амадея Моцарта, и отец задумал сделать из сына еще более успешного музыканта, чем прославленный композитор. Он заставлял Людвига много часов сидеть за фортепиано и упражняться игре на скрипке.

Чтобы понять, насколько сын музыкально одарен, Иоганн усадил его одновременно за пять инструментов – клавесин, орган, скрипку, альт и флейту. Мальчик много часов проводил за занятиями музыкой, если где-то ошибался, тут же был избит и выпорот. Отец нанимал учителей для сына, но они не отличались особым талантом и не могли дать ему нормальных знаний и навыков.

Отец прилагал все силы, чтобы Людвиг как можно скорее начал концертную деятельность, надеясь на щедрые гонорары.

Иоганн обратился к архиепископу с просьбой об увеличении ему жалования, а взамен обещал привести в его капеллу талантливого мальчика. Однако доходы семьи от этого не увеличились, все деньги отец тратил на выпивку. Творческая биография Людвига ван Бетховена началась в 6 лет, когда он выступил с концертом в Кельне. Однако его гонорар был более, чем скромным.

Мама поддерживала сына, как могла, и именно благодаря ей появились первые конспекты его импровизаций. Природа дала этому ребенку неимоверный талант, но развивался он мучительно и сложно. Бетховен просто погружался в создаваемую им музыку, и зачастую пребывал в состоянии полной отрешенности от внешнего мира.

В 1782-м должность директора придворной капеллы занял Кристиан Готлобу, который и взялся обучать Людвига. Он видел, что его ученик невероятно одарен, и понял, что такой талант нужно развивать. Чтобы развитие мальчика было максимально полноценным, он знакомит его с литературой, древними языками и философией. Бетховен буквально влюбился в Гете, Шиллера, Шекспира, он часами слушает Генделя и Баха и мечтает когда-нибудь поработать с прославленным Моцартом.

В Вене, которую тогда считали музыкальной столицей Европы, юноша оказался в 1787-м. Там и состоялось знакомство с кумиром – Вольфгангом Моцартом. Услышав, как импровизирует Бетховен, Моцарт пришел в полный восторг, и сказал всем, чтобы не отрывали взгляда от этого мальчика, и что вскоре его имя будет знать весь мир.

Людвиг упросил маэстро дать ему несколько уроков, но вынужден был уехать, потому что у него серьезно заболела мама.

После похорон матери, Людвиг почувствовал полное отчаяние и безысходность. Это не способствовало дальнейшему развитию творчества, ему нужно было думать, чем кормить двух младших братьев, и как справляться с пьяными выходками папаши. Людвиг обратился к принцу и попросил его выделить семье денежную помощь. Тот не отказал, и семья стала получать довольствие размером в 200 талеров. Над ним насмехались соседи, но Людвиг старался не обращать на это внимание, он пообещал самому себе выбраться из этой нищеты и заработать своим талантом.

В Бонне у талантливого юноши нашлись покровители, благодаря которым он мог свободно присутствовать на музыкальных собраниях и посещать салоны. Это была семья Бройнинг, дочь которых, Лорхен, Людвиг учил музыке. Бетховен был им настолько благодарен, что до конца своих дней поддерживал с ними отношения, особенно с Лорхен и ее мужем доктором Вегелером.

Музыка

В 1792-м Людвиг уехал в Вену, где сразу познакомился с меценатами. Для усовершенствования своей музыкальной техники, он попросил Йозефа Гайдна прослушать его произведения. Нормальных отношений у них не получилось, Гайдну не понравился строптивый характер ученика. Бетховену пришлось обратиться к Шенку и Альбрехтсбергеру. Совершенствование вокального письма происходило под руководством Антонио Сальери, благодаря которому молодой человек познакомился с титулованными особами и профессиональными музыкантами.

Людвиг ван Бетховен играет на пианино

Прошло немного времени, и Людвиг превратился в самого модного пианиста Вены. В 1795-м он дебютировал в салоне, где выступил с тремя фортепианными трио и тремя сонатами, которые сам написал. Публика была очарована темпераментом, богатым воображением и глубиной его чувств. Спустя три года жизнь композитора начинает меняться. У него развивается тиннитус, постепенно, но уверенно, не давая никаких шансов на выздоровление.

Людвигу удалось скрывать свою болезнь на протяжении десяти лет. Он вел себя так, чтобы окружающие не заподозрили о развивающейся глухоте. Он часто отвечал невпопад или оговаривался, но все считали, что это просто чудачества талантливого маэстро. В 1802 году Бетховен написал завещание, которое адресовал своим братьям, и приказал прочесть его только после смерти.

В произведениях, созданных в эти годы, чувствуется глубина, трагизм и философский смысл. Они становятся классикой на все времена.

Читайте также: