Сообщение в устной форме

Обновлено: 17.05.2024

По мнению А.А. Леонтьева, нет сомнения, что понимание письма лишь как одного из возможных способов кодирования звукового языка справедливо, если рассматривать их отношения в генетическом плане. Ни один лингвист не будет отрицать ни исторического приоритета устной речи перед письменной, ни того, что в онтогенезе ребенок начинает с овладения устной речью и лишь на её основе овладевает письменной.

Каждая форма обладает своей спецификой.

1. Устная форма характеризуется:

- богатством интонационного оформления;

- большой дозой невербальной информации (интонации, паузы, логические ударения, жесты, мимика, умолчания, указания на окружающие предметы и пр). Как от­мечал английский писатель Б. Шоу, есть 50 способов сказать да и нет и только один способ их написать;

- определенным темпом (иначе будет утеряна временная связь с ситуацией);

- высокой степенью автоматизированности, на чем и основан темп;

- контактностью с собеседником (если это не выступление по радио);

- специфическим набором речевых средств и своей структурой (то, что для письменной формы – отступление, здесь может быть нормой);

- линейностью во времени, так как нельзя вернуться к какому-либо отрезку речи;

- быстротой её порождения;

- сравнительно простым синтаксисом;

- редким употреблением придаточных предложений, обособленных и вводных конструкций;

- использованием обращений, междометий, частиц, вводных слов;

- сравнительно частыми лексическими и синтаксическими повторами;

- легкостью передачи эмоций, эмоциональ­ного состояния говорящего;

- дополнительным воздействием самой лич­ности оратора, его внешностью, манерой общения, эмоциональностью, убежденностью;

- допущением многочисленного дублирования, повтора мысли, что усиливает ее воздействующую силу, облегча­ет понимание;

- наличием обратной связи со слушателями, человек следит за тем, как его слушают, понимают или нет, может учесть реакцию аудитории и изменить свою речь так, чтобы его лучше поняли;

- легкостью понимания слушателями, т.к. можно задать выступающему вопрос, и он прояснит непонятное место; можно вести диалог с оратором;

- оперативностью, т.к. оно может быть быстрее подготовлено, а его реализация чаще всего занима­ет меньше времени;

- простотой реализации - не нужны материальные затраты, специальные средства письма, ксерокопирование текста и т.д.

При этом следует помнить, что устное выступление - наиболее древний, а значит, наибо­лее освоенный человечеством вид речи. Оно привычно для чело­века и менее всего трудно для него. Очень многим людям пись­менно изложить свои идеи трудно, а некоторым просто не под силу, а рассказать о них устно они могут. Устная речь – способ общения, которым владеет весь народ, включая маленьких детей; письменной же речью владеют не все.

2. Для письменной формы характерны несколько иные черты. Вот основные из них:

- специфический набор речевых средств (в письменной речи часто используется то, что в устной не имеет места);

- большая, чем в устной форме, структурная сложность;

- большая сознательность в оформлении, так как у пишущего есть возможность спланировать, проговорить про себя, оценить адекватность речевых средств и т.п., у читающего – подумать;

- полнота и развернутость, поскольку отсутствует постоянная обратная связь с собеседником, а также непосредственная соотнесенность с наличной ситуацией;

- иной способ интонационного оформления, актуального членения, например, порядок слов

Дело в том, что на устную речь (мы говорим о речи, не вооруженной технически, какой она и была в течение тысячелетий) влияют такие физические факторы, как:




- ограниченность нашего голоса и слуха, из-за ко­торой устное общение должно быть контактным в пространстве и времени;

- ограниченность дыхания, того объема воздуха, который мы можем на­брать в легкие, чтобы на выдохе произнести высказывание;

- ограничен­ность нашей кратковременной памяти, которая руководит построением текущего высказывания и объем которой невелик (7 ± 2 единицы).

След­ствия этих ограничений таковы:

Во-первых, в построение устного высказывания вмешивается ситуа­ция общения, а именно то обстоятельство, что говорящие слышат и видят друг друга. Автор в результате этого получает возможность передавать информацию по нескольким каналам: через вещный контекст, через интонацию, через мимику и жесты.

Говорящие в процессе общения реагирует на слова собеседника не словесно, а жестом, движением.

Во-вторых, ограниченность дыхания, необходимость периодически набирать в легкие новую порцию воздуха приводит к тому, что устная речь обладает особым ритмом, по которому мы, между прочим, включив радио и услышав с полуслова какой-то текст, безошибочно узнаем, читается ли он по бумажке или создается сразу как устный в устной форме. Наша речь строится так, что при образовании высказывания слова группируются в смысловые беспаузные единства (синтагмы). В устной речи эти синтагмы примерно одной длины, и в паузы между ними человек имеет возможность перевести дыхание.

В-третьих, малый объем кратковременной памяти заставляет нас в ус­тной речи строить предложения недлинные и с малой глубиной (т.е. не вставлять придаточные внутрь главного, ограничивать число обособлен­ных конструкций).

Не следует думать, что устный характер речи влияет на структуру вы­сказывания только в разговорно-бытовом стиле. Текст любого функцио­нального стиля, если он сразу создается как устный, испытывает на себе и влияние ситуации, и воздействие других физических факторов. Пред­ставим, что во время научного доклада ученый демонстрирует таблицу или опыт. Ясно, что в его речи появятся неполные конструкции с указательными местоимениями или местоименными наречиями, заставляю­щими слушателей черпать нужную информацию не из слов, а из видимой ситуации, из вещного контекста.

Следует учитывать тот факт, что устная речь развивается в процессе общения, тогда как письменная является предметом обучения, это речь обдуманная, подготовленная, более сложная синтаксически, соответствует норме – в ней меньше ошибок, но она лишена интонаций, мимики.

Письменная речь возникла, чтобы преодолеть пространственную и временную ограниченность устной речи, и отрицает качества послед­ней. Поскольку при письменном общении нет вещного контекста, сни­жается степень структурной неполноты высказываний, а указательные элементы меняют функцию и превращаются из заместителей окружа­ющих, видимых предметов в средства межфразовой связи. В письмен­ной речи утрачивается зависимость от дыхания и появляется возмож­ность аритмичности, построения синтагм разной длины. Независи­мость от объема кратковременной памяти снимает ограничения с вели­чины и степени сложности предложения. Обеднение интонационных возможностей компенсируется сложной системой союзов, число кото­рых постоянно увеличивается.

Задание:

Прочитать статью и использовать этот материал при подготовке данного вопроса на семинарском занятии и экзамене.

Контрольные вопросы для закрепления материала

1. Назовите сферы функционирования риторики в обществе.

2. Назовите особенности речи в каждой сфере функционирования риторики в обществе.

3. На какие виды подразделяются средства массовой информации?

4. Благодаря чему все СМИ объединяются в единую систему?

5. Перечислите основные функции СМИ.

6. Какое место в них занимает коммуникация?

7. Какие различия существуют между средствами массовой коммуникации в сфере речевой деятельности?

8. Какова специфика радио- и телевизионной речи?

9. Какая роль отводится выступающему на радио и телевидении?

10. Назовите факторы, необходимые при формировании образа коммуникатора.

11. Назовите особенности паблик рилейшнз в сфере коммуникативной деятельности?

12. Что речевая коммуникация(вербальная коммуникация) использует в качестве знаковой системы?

13. Как осуществляется процесс коммуникации на практике?

14. Какова модель коммуникативного процесса, по Г. Лассуэллу?

15. Из каких аспектов состоит речевая коммуникация?

16. Расскажите о каждом из них?

17. Какие коммуникативные качества речи выделяют исследователи?

18. В каких двух формах существует речь?

19. Каковы особенности устной и письменной речи?

По мнению А.А. Леонтьева, нет сомнения, что понимание письма лишь как одного из возможных способов кодирования звукового языка справедливо, если рассматривать их отношения в генетическом плане. Ни один лингвист не будет отрицать ни исторического приоритета устной речи перед письменной, ни того, что в онтогенезе ребенок начинает с овладения устной речью и лишь на её основе овладевает письменной.

Каждая форма обладает своей спецификой.

1. Устная форма характеризуется:

- богатством интонационного оформления;

- большой дозой невербальной информации (интонации, паузы, логические ударения, жесты, мимика, умолчания, указания на окружающие предметы и пр). Как от­мечал английский писатель Б. Шоу, есть 50 способов сказать да и нет и только один способ их написать;

- определенным темпом (иначе будет утеряна временная связь с ситуацией);

- высокой степенью автоматизированности, на чем и основан темп;

- контактностью с собеседником (если это не выступление по радио);

- специфическим набором речевых средств и своей структурой (то, что для письменной формы – отступление, здесь может быть нормой);

- линейностью во времени, так как нельзя вернуться к какому-либо отрезку речи;

- быстротой её порождения;

- сравнительно простым синтаксисом;

- редким употреблением придаточных предложений, обособленных и вводных конструкций;

- использованием обращений, междометий, частиц, вводных слов;

- сравнительно частыми лексическими и синтаксическими повторами;

- легкостью передачи эмоций, эмоциональ­ного состояния говорящего;

- дополнительным воздействием самой лич­ности оратора, его внешностью, манерой общения, эмоциональностью, убежденностью;

- допущением многочисленного дублирования, повтора мысли, что усиливает ее воздействующую силу, облегча­ет понимание;

- наличием обратной связи со слушателями, человек следит за тем, как его слушают, понимают или нет, может учесть реакцию аудитории и изменить свою речь так, чтобы его лучше поняли;

- легкостью понимания слушателями, т.к. можно задать выступающему вопрос, и он прояснит непонятное место; можно вести диалог с оратором;

- оперативностью, т.к. оно может быть быстрее подготовлено, а его реализация чаще всего занима­ет меньше времени;

- простотой реализации - не нужны материальные затраты, специальные средства письма, ксерокопирование текста и т.д.

При этом следует помнить, что устное выступление - наиболее древний, а значит, наибо­лее освоенный человечеством вид речи. Оно привычно для чело­века и менее всего трудно для него. Очень многим людям пись­менно изложить свои идеи трудно, а некоторым просто не под силу, а рассказать о них устно они могут. Устная речь – способ общения, которым владеет весь народ, включая маленьких детей; письменной же речью владеют не все.

2. Для письменной формы характерны несколько иные черты. Вот основные из них:

- специфический набор речевых средств (в письменной речи часто используется то, что в устной не имеет места);

- большая, чем в устной форме, структурная сложность;

- большая сознательность в оформлении, так как у пишущего есть возможность спланировать, проговорить про себя, оценить адекватность речевых средств и т.п., у читающего – подумать;

- полнота и развернутость, поскольку отсутствует постоянная обратная связь с собеседником, а также непосредственная соотнесенность с наличной ситуацией;

- иной способ интонационного оформления, актуального членения, например, порядок слов

Дело в том, что на устную речь (мы говорим о речи, не вооруженной технически, какой она и была в течение тысячелетий) влияют такие физические факторы, как:

- ограниченность нашего голоса и слуха, из-за ко­торой устное общение должно быть контактным в пространстве и времени;

- ограниченность дыхания, того объема воздуха, который мы можем на­брать в легкие, чтобы на выдохе произнести высказывание;

- ограничен­ность нашей кратковременной памяти, которая руководит построением текущего высказывания и объем которой невелик (7 ± 2 единицы).

След­ствия этих ограничений таковы:

Во-первых, в построение устного высказывания вмешивается ситуа­ция общения, а именно то обстоятельство, что говорящие слышат и видят друг друга. Автор в результате этого получает возможность передавать информацию по нескольким каналам: через вещный контекст, через интонацию, через мимику и жесты.

Говорящие в процессе общения реагирует на слова собеседника не словесно, а жестом, движением.

Во-вторых, ограниченность дыхания, необходимость периодически набирать в легкие новую порцию воздуха приводит к тому, что устная речь обладает особым ритмом, по которому мы, между прочим, включив радио и услышав с полуслова какой-то текст, безошибочно узнаем, читается ли он по бумажке или создается сразу как устный в устной форме. Наша речь строится так, что при образовании высказывания слова группируются в смысловые беспаузные единства (синтагмы). В устной речи эти синтагмы примерно одной длины, и в паузы между ними человек имеет возможность перевести дыхание.

В-третьих, малый объем кратковременной памяти заставляет нас в ус­тной речи строить предложения недлинные и с малой глубиной (т.е. не вставлять придаточные внутрь главного, ограничивать число обособлен­ных конструкций).

Не следует думать, что устный характер речи влияет на структуру вы­сказывания только в разговорно-бытовом стиле. Текст любого функцио­нального стиля, если он сразу создается как устный, испытывает на себе и влияние ситуации, и воздействие других физических факторов. Пред­ставим, что во время научного доклада ученый демонстрирует таблицу или опыт. Ясно, что в его речи появятся неполные конструкции с указательными местоимениями или местоименными наречиями, заставляю­щими слушателей черпать нужную информацию не из слов, а из видимой ситуации, из вещного контекста.

Следует учитывать тот факт, что устная речь развивается в процессе общения, тогда как письменная является предметом обучения, это речь обдуманная, подготовленная, более сложная синтаксически, соответствует норме – в ней меньше ошибок, но она лишена интонаций, мимики.

Письменная речь возникла, чтобы преодолеть пространственную и временную ограниченность устной речи, и отрицает качества послед­ней. Поскольку при письменном общении нет вещного контекста, сни­жается степень структурной неполноты высказываний, а указательные элементы меняют функцию и превращаются из заместителей окружа­ющих, видимых предметов в средства межфразовой связи. В письмен­ной речи утрачивается зависимость от дыхания и появляется возмож­ность аритмичности, построения синтагм разной длины. Независи­мость от объема кратковременной памяти снимает ограничения с вели­чины и степени сложности предложения. Обеднение интонационных возможностей компенсируется сложной системой союзов, число кото­рых постоянно увеличивается.

Задание:

Прочитать статью и использовать этот материал при подготовке данного вопроса на семинарском занятии и экзамене.

Контрольные вопросы для закрепления материала

1. Назовите сферы функционирования риторики в обществе.

2. Назовите особенности речи в каждой сфере функционирования риторики в обществе.

3. На какие виды подразделяются средства массовой информации?

4. Благодаря чему все СМИ объединяются в единую систему?

5. Перечислите основные функции СМИ.

6. Какое место в них занимает коммуникация?

7. Какие различия существуют между средствами массовой коммуникации в сфере речевой деятельности?

8. Какова специфика радио- и телевизионной речи?

9. Какая роль отводится выступающему на радио и телевидении?

10. Назовите факторы, необходимые при формировании образа коммуникатора.

11. Назовите особенности паблик рилейшнз в сфере коммуникативной деятельности?

12. Что речевая коммуникация(вербальная коммуникация) использует в качестве знаковой системы?

Коммуникация – обмен людей идеями, мыслями, чувствами, информацией и т.п.

Это основной способ передачи информации, инструментами которого являются язык, речь, жесты. Иными словами, инструменты коммуникации делятся на вербальные и невербальные.

Основная цель общения – обеспечить понимание передаваемой информации.

Элементами общения являются:

Виды коммуникации – классификация процессов общения по разным признакам.

К типам общения относят:

  • внутриличностную;
  • межличностную;
  • малую группы;
  • общественную;
  • внутреннюю оперативную;
  • внешнюю оперативную;
  • личную.

Типы коммуникации используются в соответствии с обстановкой общения.

Существует пять видов коммуникации:

  • познавательная (нужна для того, чтобы собеседник в дальнейшем как-то использовал в практике полученную информацию);
  • убеждающая (необходима для того, чтобы переманить собеседника на свою сторону и принять чужую точку зрения);
  • экспрессивная (используется для того, чтобы изменить настрой собеседника);
  • суггестивная (применяется в целях изменения поведение собеседника);
  • ритуальная (используется для формирования чувства патриотизма, сохранения традиций).

Традиционно выделяют две формы общения:

  1. невербальную (включает движения тела);
  2. вербальную (содержит слова, знаки и т.п. Делиться на:
    1. письменную коммуникацию;
    2. устную коммуникацию.

    Специфика устного и письменного общения

    Данные формы общения относятся к вербальной форме коммуникации. Устная встречается чаще всего в различных организациях:

    • собрания;
    • доклады;
    • конференции;
    • презентации;
    • групповые дискуссии;
    • переговоры;
    • обмен новостями и мнениями.

    Плюс такой формы общения – незамедлительное высказывание мысли в форме:

    • инструкции;
    • пожелания;
    • совета;
    • просьбы;
    • распоряжения.

    Также положительной стороной устной формы общения является моментальное получение обратной связи. При это можно узнать:

    Минус вербального общения – информация проходит через несколько лиц, из-за чего она может сокращаться, искажаться, часто это происходит неумышленно.

    • распоряжения;
    • докладных записок;
    • инструкций;
    • отчетов;
    • и т.д.
    • необходимость во времени;
    • менее гибкая, чем устная речь;
    • отсутствие незамедлительной обратной связи.

    Классификация стилей коммуникации

    Традиционная классификация стилей содержит в себе три вида:

    1. ассертивный стиль;
    2. агрессивный стиль;
    3. неассертивный стиль.

    Рассмотрим каждый из них.

    1. Для данного стиля характерны:

    • экспрессия;
    • уверенность в себе;
    • твердость без нападок;
    • нет навязчивости своего мнения.

    Для человека характерны:

    Коммуникатор использует прямой и недвусмысленный язык, не оценивает других людей.

    2. Отличительные черты стиля:

    • чрезмерная экспрессия;
    • самоуверенность;
    • стремление к власти.

    Отличительные черты человека:

    3. Характерные черты стиля:

    Характерные черты человека:

    Из всех стилей самый неэффективный – неассертивный, так как человек не может высказать свою точку зрения и угождает партнеру.

    Каждый человек может улучшить свою коммуникативную компетентность в деловом общении, пройдя социально-психологический тренинг. Развитие умений общаться дает возможность стремиться к психологическому равенству с собеседниками, т.е. дает возможность сформировать ассертивный стиль, при минимальном использовании элементов агрессивного или неассертивного стилей.

    Устное общение или письменное общение

    Сравнительная таблица

    Что такое устное общение?

    Устное общение может быть прямым и косвенным. Длительный разговор происходит между двумя или более людьми, например, общение лицом к лицу, адреса, конференции, собрания, аргументы, сеансы и т. Д. И долгий разговор — это такой тип общения, в котором должно быть что-то используемое для обмена, например, телефонный диалог, видеокассета, звук голоса и т. д.

    Устное общение более деликатно. В нем также есть дополнительная гибкость, и вы даже можете обсудить измененные аспекты любого вопроса, а также быстро принять решение. Однако при устном общении слова, однажды произнесенные, никогда не могут быть сохранены.

    Хотя это не подходит для конфиденциальной или конкретной информации, потому что в нем нет разрешенной записи того, что было сказано, без какой-либо записи на магнитофон или видеозаписи, потому что в ситуации грубой ошибки никто не будет нести ответственность. Устное общение должно быть твердым, значительным, деликатным, простым и поучительным. Это экономично, потому что защищает деньги, которые могут быть потрачены на письменные принадлежности.

    Что такое письменное общение?

    Это кажется правильным для связи на большом расстоянии и дает получателю достаточно времени, чтобы подумать и ответить. Его можно отправлять одновременно многим людям. Это также простой способ сообщить о любых неприятных или паршивых новостях в письменной форме, но он неэффективен в экстренных случаях.

    Ключевые отличия

    Заключение

    Человек – существо социальное, и даже интроверты нуждаются в общении, а вербальная коммуникация, как одна из его форм, позволяет легко донести информацию до адресата с помощью знаков. Реализуется этот вид общения через речь.

    Собеседники встречаются в нашей жизни каждый день. Каким будет общение – во многом зависит от нас. Важно и качество речи, и особенности мышления, а также цель коммуникации. Чтобы преуспеть в этом, важно понимать принципы, правила и секреты эффективной вербальной коммуникации.

    Вербальная коммуникация как одна из форм общения

    Совершенно точно, самым распространённым способом общения между людьми является вербальная коммуникация. Чтобы дать ей определение, нужно обозначить ее свойства и отличия от близких понятий. Можно сказать, что вербальная коммуникация – это взаимодействие людей, которое осуществляется при помощи речи, результатом ее является передача информации одной стороной и ее восприятие второй.

    Вербальная коммуникация как одна из форм общения

    Таким образом, главные средства общения — это письменность и язык. Но какие же функции несет язык в вербальной коммуникации? Вот несколько из них:

    Коммуникативная. Эта функция самая главная, именно благодаря языку мы все способны общаться.

    Конструктивная. Только знание языка позволяет выразить мысль в такой форме, чтобы она стала понятна собеседнику.

    Апеллятивная. С помощью языка мы способны менять мнение окружающих, убеждать их в правильности своей точки зрения.

    Фатическая. Помогает устанавливать контакт с людьми в соответствии с нормами, принятыми в данном социуме.

    Экспрессивно-эмоциональная. Позволяет передать свое восприятие данной темы и выразить чувства.

    Аккумулятивная. Дает возможность при общении накапливать информацию, сохранять ее и передавать следующим поколениям.

    Эстетическая. Можно сухо изложить факты, а можно облечь их в изысканную форму, приятную для слуха собеседника.

    У языка, как у средства вербальной коммуникации, есть и другие функции. Лингвисты могут добавить к этому списку еще референтную, номинативную, идеологическую, метаязыковую, магическую и иные.

    Принципы вербальной коммуникации

    лексика — все слова языка в совокупности;

    синтаксис — правила составления из слов единиц речи.

    Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

    HUG - 3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина

    Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.

    Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

    Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.

    Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

    Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.

    Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.

    И начать новую, счастливую для себя жизнь.



    Для психологов мышление и речь тесно связаны, ведь второй элемент может существовать лишь при наличии первого. Во время диалога людей общение строится по следующей схеме:

    мысленно подбираются нужные слова в голове говорящего;

    из них составляются предложения согласно правилам синтаксиса;

    то, что получилось, озвучивается;

    собеседник воспринимает звуки, декодирует их для осмысления, строит собственные фразы, в которых содержится то, как он понял услышанное.

    Принципы вербальной коммуникации

    Именно поэтому как бы четко ни была выражена мысль, искажение информации при передаче составляет около шестидесяти процентов!

    Если люди говорят на одном языке и умеют составлять предложения в соответствии с правилами грамматики, этого вполне достаточно, чтобы успешно общаться.

    Про письменную речь можно сказать то же самое. Чтобы прочитать журнал или книгу, человек должен знать язык, на котором они написаны. Чтобы написать письмо на бумаге или в электронном виде, ему необходимо уметь писать.

    Произнесенные слова или написанный текст дают возможность анализировать предметы или явления. Деловое общение подразумевает сухое изложение фактов. Для установления более эмоционального контакта при вербальной коммуникации используют дополнительные средства:

    в устной речи — интонацию, ритмику, паузы, модуляцию голоса;

    в письменной речи — силу нажима, размашистость почерка, направление строк и угол наклона.

    Все вместе это позволяет выразить те эмоции, которые владеют человеком, и передать их собеседнику.

    Взаимосвязь вербальной и невербальной коммуникации

    Для каждого человека важно, чтобы в его жизни были близкие люди, с кем можно поделиться эмоциями или своей точкой зрения на тот или иной вопрос. Общение играет ключевую роль в жизни экстравертов, но и для интровертов оно имеет значение. Контактируя в обществе и семье, мы применяем и вербальные, и невербальные виды коммуникации.

    Любое общение, где используются слова, является вербальным. Кодировка у слов может быть какой угодно: иероглифы, шрифт Брайля, язык жестов, обычный текст. Если передача информации идет в форме предложений, состоящих из слов, это все равно будет вербальное общение.

    Взаимосвязь вербальной и невербальной коммуникации

    Вербальная коммуникация в форме устной или письменной речи является универсальным способом передавать нужную информацию для взаимодействия людей. Даже эмоции можно выразить одними словами без сопровождения их жестами и интонациями, как это происходит, к примеру, в художественном произведении.

    Различия вербальной и невербальной коммуникации

    Главные различия невербального и вербального общения:

    В понятие вербальной коммуникации входит осмысление человеком информации, которую он передает, и контроль за самим процессом. Знаки невербальной коммуникации практически не осознаются и очень плохо контролируются.

    Интерпретировать сигналы невербального общения можно по-разному, и правила этикета не всегда и не все из них регулируют.

    Общий смысл передается вербальным способом, а вот отношение к обсуждаемой теме может не озвучиваться, но становится понятным через невербальные компоненты общения.

    Эти два вида коммуникации хорошо дополняют друг друга, поэтому использовать их для более эффективного общения лучше вместе.

    Виды вербальной коммуникации

    Вербальную коммуникацию можно разделить на две разновидности: устная и письменная. Каждый из этих видов также делится на подвиды.

    1. Устная коммуникация:

    Диалог. Для этой устной вербальной коммуникации свойственна смена ролей говорящего и слушающего. При этом в чередовании реплик присутствует смысл, каждая фраза одной из сторон является ответом на предыдущую реплику оппонента и как-то с ней связана.

    Монолог. Представляет из себя длинную речь одного субъекта, к примеру, монолог в спектакле, лекция в институте, научный доклад.

    Виды вербальной коммуникации

    2. Письменная коммуникация:

    Отсроченная. Обмен электронными либо бумажными письмами, когда между отправлением информации и получением отклика есть определенный интервал.

    Существует ещё один вид вербальной коммуникации – дактильная, язык жестов, который используют глухонемые и глухие люди. Буквы они показывают на пальцах, составляя из них слова.

    Помимо устной и письменной вербальной коммуникации, которые относятся к внешней речи, есть еще и внутренняя речь. Она происходит в голове индивида иногда сама по себе, иногда как первый этап внешней речи.

    Правила вербальной коммуникации

    Подчинение правилам необходимо для достижения какой-либо цели, нарушения обычно сопровождаются проигрышем, невыполнением задуманного.

    Вербальная коммуникация тоже преследует определенные цели, а значит, регулируется своими правилами:

    говорящий должен обращаться к слушающему с доброжелательно и с уважением;

    навязывать свою позицию недопустимо, можно лишь изложить собственное понимание ситуации, острые углы желательно сгладить, при необходимости поднять больную тему, обсудить ее надо как можно тактичнее;

    диалог должен быть последовательным, мнение изложено грамотно с точки зрения логики;

    стиль речи нужно подбирать, исходя из принадлежности оппонента к определенному культурному слою, его национальности, а также в соответствии с самой ситуацией (например, вербальная коммуникация в деловом общении менее эмоциональная и краткая);

    высказываться нужно по очереди, не перебивая друг друга, иначе у собеседника сложится мнение о вас как о малокультурном человеке.

    Барьеры успешной вербальной коммуникации

    Самые большие сложности при вербальной коммуникации могут возникнуть из-за коммуникативных барьеров. Таковыми считаются любые факторы, которые мешают людям взаимодействовать эффективно.

    Они делятся на несколько групп:

    барьеры, которые возникают из-за условий окружающей среды (к ним можно отнести громкую музыку в помещении, плохую погоду, уровень освещения, температуру в комнате и прочие);

    технологические барьеры — возникают по вине нестабильно работающей техники (к этой группе можно отнести помехи на телефонной линии, перебои с интернетом, пропавший телевизионный сигнал);

    человеческие барьеры — любые факторы, которые связанны с участниками вербальной коммуникации (например, физиологические барьеры: картавость, заикание, громкая или тихая речь);

    Барьеры успешной вербальной коммуникации

    психологические барьеры – связаны с особенностями психики участников общения (например, нервное состояние одного из собеседников или его замкнутость от природы, если он является интровертом);

    культурные барьеры — принадлежность участников вербальной коммуникации к различным культурам и национальностям (некоторые знаки в одной стране имеют одно значение, а в другой совершенно непохожее, что препятствует взаимопониманию).

    Секреты эффективной вербальной коммуникации

    Чтобы чего-либо добиться в этой жизни, необходимо уметь общаться. Чтобы вербальная коммуникация была эффективной, а людям было приятно контактировать с вами, помните о нескольких принципах общения:

    собеседник будет хотеть продолжить общение, если почувствует искреннее внимание к себе и вашу заинтересованность в обсуждаемой теме;

    людям нравятся честные оппоненты, способные дать адекватную оценку событий и персон;

    критика, жалобы и осуждение отталкивают;

    каждый любит поговорить о себе, поэтому интересуйтесь темами, важными для собеседника;

    научитесь не только грамотно излагать свои мысли, но и слушать человека, не перебивая.

    Секреты эффективной вербальной коммуникации

    Обратите внимание! Если вы не умеете формулировать свои мысли, вас могут неправильно понять, но и неспособность слушать мешает осмыслить сказанное. Говорить и слушать — это две стороны одной медали, и при общении обе имеют большое значение.

    В процессе коммуникации важно уметь построить вербальное общение грамотно и с уважением к собеседнику. Это свойственно личностям с развитым интеллектом, которые к тому же обладают приличным опытом в контактах с самыми разными людьми. Но даже если ваша грамотность прихрамывает, вы вполне можете воспользоваться электронными помощниками, которые исправят ошибки. Благодаря этому можно произвести хорошее впечатление при письменном общении, например, через мессенджеры.

    Читайте также: