Сообщение в uml это

Обновлено: 04.07.2024

Данное учебное пособие поможет Вам лучше понять диаграммы последовательностей; объяснит все, что Вам необходимо знать, от того, как нарисовать диаграмму последовательностей до распространенных ошибок, которых следует избегать при рисовании одной из них.

Существует 3 типа диаграмм взаимодействия: диаграммы последовательности, диаграммы связи и диаграммы времени. Эти диаграммы используются для иллюстрации взаимодействия между частями системы. Среди трех, диаграммы последовательности предпочтительны как для разработчиков, так и для читателей из-за их простоты.

В этом учебном пособии по последовательной диаграмме вы узнаете об этом;

Что такое диаграмма последовательности?

Диаграммы последовательностей, обычно используемые разработчиками, моделируют взаимодействия между объектами в едином сценарии использования. Они иллюстрируют, как различные части системы взаимодействуют друг с другом для выполнения функции, а также порядок, в котором происходит взаимодействие при выполнении конкретного случая использования.

Проще говоря, диаграмма последовательности показывает различные части работы системы в “последовательности”, чтобы что-то сделать.

Обозначения диаграмм последовательности

Краткий обзор различных частей диаграммы последовательности

Последовательная диаграмма - LifelineA

Нотация линии жизни
последовательность состоит из нескольких таких обозначений линии жизнеобеспечения, которые должны быть расположены горизонтально в верхней части диаграммы. Никакие две нотации страховочной линии не должны перекрывать друг друга. Они представляют собой различные объекты или части, которые взаимодействуют друг с другом в системе во время последовательности.

lifeline с символом элемента-актера

Нотация жизненной линии с символом элемента агента используется в том случае, если конкретная диаграмма последовательности принадлежит случаю использования.

Линия жизни с элементом-субъектом представляет системные данные. Например, в приложении “Обслуживание клиентов” организация-заказчик будет управлять всеми данными, относящимися к клиенту.

Линия жизни с пограничным элементом обозначает системную границу/программный элемент в системе; например, экраны пользовательского интерфейса, шлюзы базы данных или меню, с которыми взаимодействуют пользователи, являются границами.

И линия жизни с элементом контроля указывает на контролирующую организацию или менеджера. Он организует и составляет график взаимодействия между границами и субъектами и выступает в качестве посредника между ними.


Бары активации

Активационная планка – это коробка, расположенная на страховочной линии. Используется для указания на то, что объект активен (или инстанцирован) во время взаимодействия между двумя объектами. Длина прямоугольника указывает на продолжительность пребывания объектов в активном состоянии.


Пример создания участника

Удаленную нотацию ящика участника можно использовать, когда нужно показать, что конкретного участника не существовало до тех пор, пока не был отправлен вызов на создание. Если созданный участник делает что-то сразу после создания, необходимо добавить окно активации прямо под окном участника.

Аналогичным образом, участники, которые больше не нужны, могут быть удалены из схемы последовательности. Это делается путем добавления буквы “Х” в конце спасательной линии указанного участника.

Комментарий

Пример объекта комментария

UML-диаграммы допускают аннотацию комментариев во всех типах UML-диаграммы. Объект-комментарий представляет собой прямоугольник со сложенным углом, как показано ниже. Комментарий можно связать со связанным объектом с помощью пунктирной линии.

Примечание: Просмотрите “Лучшие методы работы с диаграммой последовательностей”, чтобы узнать о фрагментах последовательностей.

Диаграмма последовательностей Лучшие практики

  • Управление сложными взаимодействиями с фрагментами последовательности

Фрагмент последовательности представлен в виде рамки, обрамляющей участок взаимодействия между объектами (как показано в примерах ниже) на диаграмме последовательности.

Он используется для более структурированного отображения сложных взаимодействий, таких как альтернативные потоки и циклы. В верхнем левом углу фрагмента расположен оператор. Этот оператор – оператор фрагмента – указывает, что это за фрагмент.

Альтернативы

Альтернативный фрагмент представляет собой большой прямоугольник или кадр, который задается упоминанием ‘alt’ в окошке с названием кадра (так называемый оператор фрагмента).

Чтобы показать две или более альтернативы, больший прямоугольник затем делится на то, что называется операндов взаимодействия, используя пунктирную линию, как показано на примере диаграммы последовательности выше. Каждый операнд имеет защитное ограждение, которое проверяется и размещается в верхнем левом углу операндов.

Альтернативный пример фрагмента - учебное пособие по схеме последовательности

Фрагмент комбинации опций используется для указания последовательности, которая будет происходить только при определенном условии, в противном случае последовательность не будет происходить. Оно моделирует утверждение “если тогда”.

Как и альтернативный фрагмент, фрагмент опции также представлен прямоугольной рамкой, в которой в окошке с названием помещается ‘opt’.

В отличие от альтернативного фрагмента, фрагмент опции не делится на два или более операндов. Вариант защиты расположен в верхнем левом углу.

(Найдите пример диаграммы последовательности с фрагментом опции в разделе Шаблоны и примеры последовательностей).

Loop фрагмент используется для представления повторяющейся последовательности. Поместите слова “петля” в поле с названием и состояние защиты в верхнем левом углу рамы.

В дополнение к Булеву тесту, защитный кожух в фрагменте петли может иметь два других специальных условия, с которыми он тестируется. Это минимальные (записанные как minint = [число] и максимальные (записанные как maxint = [число])).

Если это защита от минимальных итераций, то шлейф должен выполняться не меньше указанного числа, а если это защита от максимальных итераций, то шлейф не должен выполняться больше указанного числа.

(Пример фрагмента цикла приведен ниже в шаблонах последовательных диаграмм и разделе с примерами)

Вы можете использовать фрагмент ссылки для управления размером больших последовательных диаграмм. Это позволяет повторно использовать часть одной диаграммы последовательностей в другой, или, другими словами, можно ссылаться на часть диаграммы в другой диаграмме, используя фрагмент рефрагмента.

Для указания ссылочного фрагмента необходимо в окошке с названием кадра указать ‘ref’, а внутри кадра – название диаграммы последовательности, на которую делается ссылка.

Пример справочного фрагмента

Для получения дополнительных фрагментов последовательностей обратитесь к Основам диаграмм последовательностей: Часть 1, Часть 2 и Часть 3.

  • Нарисуйте более мелкие диаграммы последовательностей, которые захватывают суть сценария использования

Также вместо того, чтобы рисовать десятки последовательностей диаграмм, выясните, что является общим среди сценариев и сосредоточьтесь на этом. А если код выразителен и может стоять сам по себе, то в первую очередь нет необходимости рисовать диаграмму последовательностей.

Как нарисовать схему последовательности

Затем, прежде чем начать рисовать диаграмму последовательностей или решить, какие взаимодействия должны быть включены в нее, необходимо нарисовать диаграмму сценария использования и подготовить полное описание того, что делает конкретный сценарий использования.

Из вышеприведенного примера схемы использования ‘Создать новую учетную запись онлайн-библиотеки’, мы сконцентрируемся на примере схемы использования под названием ‘Создать новую учетную запись пользователя’.

Перед рисованием диаграммы последовательности необходимо определить объекты или агенты, которые будут участвовать в создании новой учетной записи пользователя. Это было бы;

  • Библиотекарь
  • Система управления онлайн-библиотекой
  • База данных учетных данных пользователей
  • Система электронной почты

После того, как вы идентифицировали объекты, важно написать подробное описание того, что делает случай использования. Из этого описания можно легко вычислить взаимодействия (которые должны идти на диаграмме последовательности), которые будут происходить между объектами, указанными выше, после того, как будет выполнен сценарий использования.

Вот шаги, которые происходят в случае использования под названием “Создать новую учетную запись пользователя библиотеки”.

  • Библиотекарь просит систему создать новую онлайновую библиотечную учетную запись
  • Затем библиотекарь выбирает тип учетной записи пользователя библиотеки
  • Библиотекарь вводит данные пользователя
  • Детали пользователя проверяются с помощью базы данных Credentials Database
  • Создана учетная запись пользователя новой библиотеки
  • После этого по электронной почте пользователю отправляется краткая информация о новой учетной записи

Приведенная ниже схема последовательности показывает, как объекты в системе управления онлайн-библиотекой взаимодействуют друг с другом для выполнения функции “Создать новую учетную запись пользователя библиотеки”.

Как нарисовать схему последовательности - учебное пособие по схеме последовательности

Распространенные ошибки в диаграммах последовательностей

При рисовании схем последовательности дизайнеры склонны допускать такие распространенные ошибки. Избегая этих ошибок, вы можете гарантировать качество вашей диаграммы.

См. подробное объяснение этих распространенных ошибок в Руководстве по последовательным диаграммам: Обычные ошибки, которых следует избегать при рисовании диаграмм последовательностей.

Примеры и шаблоны схем последовательностей

Ниже приведены несколько примеров схем последовательностей и шаблонов, которые нарисованы с использованием Creately. Создавайте диаграммы последовательности онлайн с помощью онлайн-инструмента Creately. Щелкните по шаблону, чтобы открыть его в редакторе.

Система онлайн-экзаменов – Схема последовательности

Онлайн экзамен - Шаблон последовательной диаграммы

Щелкните по изображению, чтобы отредактировать его в режиме онлайн

Схема последовательности Пример системы управления школой

Система управления школой - Шаблон последовательной диаграммы

Пример фрагмента комбинации опций

Пример фрагмента опции

Пример последовательности циклов

 Циклы - Пример диаграммы последовательности

Вот еще несколько шаблонов и примеров диаграмм последовательности, которые вы можете редактировать прямо сейчас.

Учебное пособие по диаграммам последовательности – презентация SlideShare

Обратная связь по учебному пособию “Схема последовательности”

Данное учебное пособие по последовательным схемам охватывает все, что необходимо знать на последовательных схемах и их построении. Если у Вас есть какие-либо предложения или вопросы касательно учебного пособия “Схема последовательности”, Вы можете оставить свой комментарий.

Предположим, у вас есть набор объектов и ряд ссылок, соединяющих эти объекты. Если это все, чем вы располагаете, то речь идет о полностью статической модели, описываемой диаграммой объектов. Последняя моделирует состояние сообщества объектов в заданный момент времени и применяется в случае, когда нужно визуализировать, специфицировать, конструировать или документировать статическую структуру объектов.

Вы также можете определить операцию по классу или интерфейсу, в котором она объявлена. Например, вызов операции register (зарегистрировать) на экземпляре Student (Студент) может полиморфно вызвать любую операцию с этим именем в иерархии классов Student; вызов Imember::register (Iучастник::зарегистрировать) вызывает операцию, специфицированную в интерфейсе Imember и реализованную неким соответствующим классом, также находящимся в иерархии Student.


Тебе пришла крутая идея продукта, но ты не хочешь увязнуть в коде и потерять целостную картинку из-за мелких деталей? Ты вот-вот присядешь за то, что крякнул корпоративный сервер и тебе нужно набить что-то крутое и айтишное?

Этот цикл статей будет посвящен полезному, но порой ускользающему от молодой поросли знанию — диаграммам UML. И начну я его с обзора существующих диаграмм, поговорим немного об истории и зачем диаграмм должно быть так много.

UML — это сокращение от Unified Modeling Language, и, как мы знаем, он является стандартизированным языком моделирования, состоящим из интегрированного набора диаграмм, разработанных, чтобы помочь разработчикам систем и программного обеспечения в определении, визуализации, конструировании и документировании артефактов программных систем, а также, к примеру, для бизнес-моделирования.

UML представляет собой набор лучших инженерных практик, которые доказали свою эффективность в моделировании больших и сложных систем и является очень важной частью разработки объектно-ориентированного программного обеспечения.

UML использует в основном графические обозначения, чтобы выразить дизайн программных проектов. Использование UML помогает проектным группам общаться, изучать потенциальные проекты и проверять архитектурный дизайн программного обеспечения.

Происхождение UML

Цель UML — предоставить стандартную нотацию, которая может использоваться всеми объектно-ориентированными методами, а также выбрать и интегрировать лучшие элементы нотаций-предшественников. UML был разработан для широкого спектра приложений. Следовательно, он предоставляет конструкции для широкого спектра систем и видов деятельности (например, распределенных систем, анализа, проектирования и развертывания систем).

UML не возник на пустом месте, ему предшествовали несколько значимых событий, личностей и методологий. Например:

  • Техника объектного моделирования OMT [James Rumbaugh 1991], которая была лучшей для анализа информационных систем с большим объемом данных.
  • Booch [Grady Booch 1994] — отлично подходит для разработки и реализации. Грэди Буч много работал с языком Ада и был крупным игроком в разработке объектно-ориентированных методов для языка. Хотя метод Буча был сильным, нотация была воспринята менее хорошо, например, в его моделях преобладали формы облаков, что выглядело не очень аккуратно.
  • OOSE (объектно-ориентированная программная инженерия [Ivar Jacobson 1992]) — модель, известная как модель прецедентов — это мощная методология для понимания поведения всей системы, область, где ООП традиционно была слабой.

На UML также повлияли другие объектно-ориентированные нотации:

  • Меллор и Шлаер [1998]
  • Coad и Yourdon [1995]
  • Вирфс-Брок [1990]
  • Мартин и Оделл [1992]

Почему UML?

По мере того как стратегическая ценность программного обеспечения возрастала для многих компаний, отрасль искала методы для автоматизации производства программного обеспечения, а также для повышения качества и сокращения затрат и времени выхода на рынок.

Эти методы включают технологию компонентов, визуальное программирование, шаблоны и структуры.

Компании также ищут методы для управления сложностью систем по мере увеличения их масштаба.

В частности, они признают необходимость решения повторяющихся архитектурных проблем, таких как физическое распределение, параллелизм, репликация, безопасность, балансировка нагрузки и отказоустойчивость.

Кроме того, разработка под Web хоть и упрощает некоторые вещи, в целом, она усугубляет эти архитектурные проблемы.

Унифицированный язык моделирования (UML) был разработан для удовлетворения этих потребностей.

Основные цели дизайна UML:

  • Предоставить пользователям готовый, выразительный язык визуального моделирования, чтобы они могли разрабатывать и обмениваться осмысленными моделями.
  • Обеспечить механизмы расширяемости и специализации для расширения основных понятий.
  • Быть независимым от конкретных языков программирования и процессов разработки.
  • Обеспечить формальную основу для понимания языка моделирования.
  • Поощрять рост рынка объектно-ориентированных инструментов.
  • Поддержка высокоуровневых концепций разработки, таких как совместная работа, структуры, шаблоны и компоненты.
  • Интегрировать лучшие практики.


Структурные диаграммы показывают статическую структуру системы и ее частей на разных уровнях абстракции и реализации, а также их взаимосвязь. Элементы в структурной диаграмме представляют значимые понятия системы и могут включать в себя абстрактные, реальные концепции и концепции реализации. Существует семь типов структурных диаграмм:

  • Диаграмма составной структуры
  • Диаграмма развертывания
  • Диаграмма пакетов
  • Диаграмма профилей
  • Диаграмма классов
  • Диаграмма объектов
  • Диаграмма компонентов
  • Диаграмма деятельности
  • Диаграмма прецедентов
  • Диаграмма состояний
  • Диаграмма последовательности
  • Диаграмма коммуникаций
  • Диаграмма обзора взаимодействия
  • Временная диаграмма

Диаграмма классов

Диаграмма классов — это центральная методика моделирования, которая используется практически во всех объектно-ориентированных методах. Эта диаграмма описывает типы объектов в системе и различные виды статических отношений, которые существуют между ними.

Три наиболее важных типа отношений в диаграммах классов (на самом деле их больше), это:

Ассоциация, которая представляет отношения между экземплярами типов, к примеру, человек работает на компанию, у компании есть несколько офисов.

Наследование, которое имеет непосредственное соответствие наследованию в Объектно-Ориентированном дизайне.

Агрегация, которая представляет из себя форму композиции объектов в объектно-ориентированном дизайне.


Диаграмма компонентов

На языке унифицированного моделирования диаграмма компонентов показывает, как компоненты соединяются вместе для формирования более крупных компонентов или программных систем.

Она иллюстрирует архитектуры компонентов программного обеспечения и зависимости между ними.

Эти программные компоненты включают в себя компоненты времени выполнения, исполняемые компоненты, а также компоненты исходного кода.


Диаграмма развертывания

Диаграмма развертывания помогает моделировать физический аспект объектно-ориентированной программной системы. Это структурная схема, которая показывает архитектуру системы, как развертывание (дистрибуции) программных артефактов.

Артефакты представляют собой конкретные элементы в физическом мире, которые являются результатом процесса разработки.

Диаграмма моделирует конфигурацию времени выполнения в статическом представлении и визуализирует распределение артефактов в приложении.

В большинстве случаев это включает в себя моделирование конфигураций оборудования вместе с компонентами программного обеспечения, на которых они размещены.


Диаграмма объектов

Статическая диаграмма объектов является экземпляром диаграммы класса; она показывает снимок подробного состояния системы в определенный момент времени. Разница в том, что диаграмма классов представляет собой абстрактную модель, состоящую из классов и их отношений.

Тем не менее, диаграмма объекта представляет собой экземпляр в конкретный момент, который имеет конкретный характер.Использование диаграмм объектов довольно ограничено, а именно — чтобы показать примеры структуры данных.


Диаграмма пакетов

Диаграмма пакетов — это структурная схема UML, которая показывает пакеты и зависимости между ними.

Она позволяет отображать различные виды системы, например, легко смоделировать многоуровневое приложение.


Диаграмма составной структуры

Диаграмма составной структуры аналогична диаграмме классов и является своего рода диаграммой компонентов, используемой в основном при моделировании системы на микроуровне, но она изображает отдельные части вместо целых классов. Это тип статической структурной диаграммы, которая показывает внутреннюю структуру класса и взаимодействия, которые эта структура делает возможными.

Эта диаграмма может включать внутренние части, порты, через которые части взаимодействуют друг с другом или через которые экземпляры класса взаимодействуют с частями и с внешним миром, и соединители между частями или портами. Составная структура — это набор взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют во время выполнения для достижения какой-либо цели. Каждый элемент имеет определенную роль в сотрудничестве.


Диаграмма профилей

Диаграмма профилей позволяет нам создавать специфичные для домена и платформы стереотипы и определять отношения между ними. Мы можем создавать стереотипы, рисуя формы стереотипов и связывая их с композицией или обобщением через интерфейс, ориентированный на ресурсы. Мы также можем определять и визуализировать значения стереотипов.


Диаграмма прецедентов

Диаграмма прецедентов описывает функциональные требования системы с точки зрения прецедентов. По сути дела, это модель предполагаемой функциональности системы (прецедентов) и ее среды (актеров).

Прецеденты позволяют связать то, что нам нужно от системы с тем, как система удовлетворяет эти потребности.


Диаграмма деятельности

Диаграммы деятельности представляют собой графическое представление рабочих процессов поэтапных действий и действий с поддержкой выбора, итерации и параллелизма.
Они описывают поток управления целевой системой, такой как исследование сложных бизнес-правил и операций, а также описание прецедентов и бизнес-процессов.
В UML диаграммы деятельности предназначены для моделирования как вычислительных, так и организационных процессов.


Диаграмма состояний

Диаграмма состояний — это тип диаграммы, используемый в UML для описания поведения систем, который основан на концепции диаграмм состояний Дэвида Харела. Диаграммы состояний отображают разрешенные состояния и переходы, а также события, которые влияют на эти переходы. Она помогает визуализировать весь жизненный цикл объектов и, таким образом, помогает лучше понять системы, основанные на состоянии.


Диаграмма последовательности

Диаграмма последовательности моделирует взаимодействие объектов на основе временной последовательности. Она показывает, как одни объекты взаимодействуют с другими в конкретном прецеденте.


Диаграмма Коммуникации

Как и диаграмма последовательности, диаграмма коммуникации также используется для моделирования динамического поведения прецедента. Если сравнивать с Диаграммой последовательности, Диаграмма коммуникации больше сфокусирована на показе взаимодействия объектов, а не временной последовательности. На самом деле, диаграмма коммуникации и диаграмма последовательности семантически эквивалентны и могут перетекать одна в другую.


Диаграмма обзора взаимодействия


Временная диаграмма

Временная диаграмма показывает поведение объекта (ов) в данный период времени. По сути — это особая форма диаграммы последовательности и различия между ними состоят в том, что оси меняются местами так, что время увеличивается слева направо, а линии жизни отображаются в отдельных отсеках, расположенных вертикально.



Зачем в UML столько диаграмм?

Причина этого заключается в том, что можно взглянуть на систему с разных точек зрения ведь в разработке программного обеспечения будут участвовать многие заинтересованные стороны, такие как: аналитики, конструкторы, кодеры, тестеры, контроль качества, клиенты, технические авторы.


Все эти люди заинтересованы в различных аспектах системы, и каждый из них требует разного уровня детализации.

Например, кодер должен понимать проект системы и уметь преобразовывать проект в код низкого уровня.

Напротив, технический писатель интересуется поведением системы в целом и должен понимать, как функционирует продукт.

UML пытается предоставить язык настолько выразительным образом, что все заинтересованные стороны могут извлечь выгоду, как минимум из одной диаграммы UML.

Блог о бизнес-процессах, BPMN и других нотациях автоматизации бизнес процессов.

UML (Unified Modeling Language — унифицированный язык моделирования) — это тип нотации, используемый для визуализации, определения, конструирования и документирования компонентов программных и непрограммных систем.

Краткая история

История создания языка программирования берет свое начало в 1967 году при появлении языка SimulaF67: он существенно отличается от современного, однако задает базовые идеи, которые существуют и сегодня. Официальное создание UML началось в 1994 году и первая версия 0.8 получила статус пробной.

В 1995 году концепция была расширена и дополнена языком OOSE. Таким образом повилась версия 0.9, с которой началось полноценное развитие UML, имеющего стратегическое значение для бизнеса.

Онлайн курсы UML

Первая официальная всемирная версия UML появилась в январе 1997 года. Язык UML стал основой моделирования для различных классов систем и их программного обеспечения. Нотация начала применять объектно-ориентированные методы, обрела концептуальный, логический и физический уровни моделирования систем.

Последний релиз в 2007 году представил миру версию UML 2, которая включает в себя большое количество возможностей и расширенный функционал, подходящий для моделирования современных бизнес-процессов.

Плюсы и минусы методологии

Среди ключевых преимуществ модели выделим следующие характеристики:

  1. UML — это объектно-ориентированный язык, поэтому методы, с помощью которых описываются результаты анализа и проектирования являются семантически идентичными к методам программирования на ключевых ОО-языках, используемых в современных технологиях.
  2. С помощью UML можно описать ситуацию или ключевую задачу с различных точек зрения и аспектов поведения системы.
  3. UML диаграммы простые в восприятии: прочитать схему и ознакомится с ее синтаксисом сможет даже работник, не имеющих специальных знаний в области программирования и постройки бизнес-моделей (речь идет о стандартных схемах с 20-40 условными обозначениями).
  4. UML минимизирует процент возможных ошибок при создании бизнес-процесса. Например, она исключает несогласованность параметров дополнительных программ или изменение основных атрибутов.
  5. Любой этап бизнес-процеса может быть использован повторно в уже существующем или новом проекте организации.
  6. UML можно применять не только для решения вопросов программной инженерии, но и для введения собственных текстовых и графических стереотипов.
  7. В отличие от аналогичных нотаций, UML стремительно развивается и получает широкое распространение в построении моделей различных сферах бизнеса.

Как и другие нотации, UML имеет недостатки:

  1. Многие программисты используют современную версию нотации UML 2.0. Она характеризуется высокой избыточностью языка, содержит множество диаграмм и конструкций, которые не всегда важны при создании модели бизнес-процесса.
  2. Применение объектно-ориентированного подхода требует наличия знаний о предметной области и методах анализа на языке программирования. Крупные проекты могут включать свыше 100 условных обозначений. В таком случае в команде должны быть специалисты, владеющие определенным уровнем квалификации и умеющие отходить от традиционных подходов к работе.

Типы сущностей

Нотации UML — это ключевые элементы для моделирования и визуализации бизнес-процессов. Если цель изображена некорректно, выбраны неправильные и малоэффективные обозначения, то модель считается бесполезной и не содержательной.

Читать: Для чего нужна автоматизация бизнес процессов на предприятии. Как выбрать средство автоматизации и правильно внедрить его в производство

Нотация характеризуется наличием графических обозначений (существительных UML-моделей), необходимых для раскрытия структуры объектов и создания бизнесс-моделей. Выделяют следующие типы сущностей: структурные, поведенческие, группирующие, аннотационные.

Структурные

Структурные сущности — это имена существительные, представленные в статистической части модели: они соответствуют как концептуальным, так и физическим элементам системы. Среди основных структурных элементов выделают:

  • Классы используются для представления объектов (требуют ответственных и имеют конкретные свойства). Диаграмма визуально разделена на четыре части: верхняя позиция (1) называет класс, вторая — отображает его атрибуты и основные инструменты, третья — детализирует операции и процессы, конечная — содержит дополнительную информацию и является необязательной.
  • Объекты (экземпляр класса) — процессы, являющиеся фактической реализацией класса. Графически изображены как предшественники, единственное отличие в том, что название дополнительно подчеркивается.
  • Интерфейсы используются для описания функционала по соответствующим требованиям. Интерфейс является своеобразным шаблоном, в котором расписаны этапы бизнес-процессов без их фактической реализации. На схеме отображается кружком с соответствующим названием, указанным под обозначением.
  • Сотрудничество — это условное обозначение ответственности: отвечает за распределение задач в группе и назначении ответственных, чьи имена будут вписаны внутри круга с пунктирным контуром.
  • Случаи использования подразумевают ситуации, для которых применимы функциональные возможности высокого уровня системы. Графически вариант использования прописывается под фигурой с обозначением сотрудничества.
  • Актер — внутренняя или внешняя сущность, которая используется для описания внутренних или внешних задач бизнес-процесса. Актер взаимодействует с системой и может быть обозначен на любом этапе схемы.
  • Нотация начального состояния — отображает начало бизнес-процесса; конечная государственная запись — конец процесса и соответственно результат.
  • Компонент — представляет объект системы, для которого была создана диаграмма UML. Графически отображается в виде прямоугольника, в котором указан исполнитель и название задачи.
  • Нотация активного класса — представляет параллельность задач в системе и изображается в формате квадрата, разделенного на три блока: 1 — название класса, 2 — параллельные требования системы, требующие описания, 3 — операции и процессы.
  • Узел обозначает физический компонент системы (использование сети, серверов или оборудования). На схеме представлен в виде куба, в котором указано название узла и исполнитель.

Поведенческие

К данном классу относятся динамические и составляющее модели UML — глаголы, описывающие поведение модели во времени и пространстве. Рассмотрим основные поведенческие сущности:

Группирующие

Группирующие сущности, или организующие части модели UML — это компоненты, на которые можно разложить модель. Организация данных UML-моделей принято считать одним из самых важных аспектов дизайна. Первичная группирующая сущность отображается в единственном экземпляре, так называемом пакете.

  • Пакет — универсальный механизм организации компонентов в определенные группы или классы. Пакет используется для переноса компонентов системы и может быть помещен в структурные, поведенческие и другие группирующие сущности. Пакет носит скорее концептуальный характер, существует только на этапе разработки, и не используется во время основной работы бизнес-модели.

Аннотационные

Аннотационные сущности — это пояснительные элементы UML модели, отвечающие за объяснение различных элементов и их функциональных возможностей. Аннотация имеет разъяснительный характер, может предоставлять дополнительное описание, вносить коррективы и замечания к уже имеющимся элементам модели.

Интегрированная модель сложной системы

Рассмотрим основные типы аннотационных сущностей:

  • Примечание — это ключевой элемент, используемый для снабжения диаграмм комментариями или ограничениями, выраженными в виде неформального или формального текста. Графически отображено в виде прямоугольника с информацией, необходимой информации о системе.
  • Зависимость применяется для отображения зависимых элементов и направлений между двумя элементами системы. На схемах представлена пунктирной стрелкой, где стрелка — это независимый элемент, а ее конец — наоборот, зависимый по отношению к ситуации.
  • Ассоциация предоставляет информацию об отношениях между двумя элементами системы и характеризует общее количество элементов, применимых в диаграмме UML. Графически ассоциация отображена в виде пунктирной линии со стрелкой (или без), где оба конца представляют элементы, кратность которых представлена на концах схемы.
  • Обобщение — это наследование родительских и дочерних отношений объектно-ориентированного мира между двумя элементами в системе. Графически отображается в виде стрелки с полым наконечником, где конец — это доминирующий, а начало — исполнительный элемент.

Виды диаграмм, используемых в Unified Modeling Language

В языке UML представлено 12 диаграмм, обуславливающих статистическую, поведенческую и физическую деятельность компонентов систем. Рассмотрим доступные и актуальные в современных бизнес-процессах диаграммы:

Упрощение моделирования с помощью программного обеспечения

Для упрощения моделирования доступны разнообразные инструменты моделирования UML, а также разработанные ПО. Среди всех доступных возможностей, следует выделить IBM Rose, Rhapsody, MagicDraw, StarUML, ArgoUML, Umbrello, BOUML, PowerDesigner и Dia. Они обладают хорошим функционалом и широким спектром инструментов для построения диаграмм и рациональным распределением задач между исполнителями.

Вне зависимости от выбранного ПО, необходимо учитывать, что язык UML основывается на общих принципах моделирования, которыми не следует пренебрегать:

  • абстрагирование включает только те элементы системы, которые необходимы для выполнения основных функций и целевого предназначения. Остальные части схемы опускаются, чтобы не перегружать модель и не усложнять процесс ее анализа и исследования.
  • многомодельность — систему можно описать благодаря определенному количеству взаимосвязанных процессов, а не с помощью единственной модели (вне зависимости от ее точности и области применения). Каждый элемент системы отражает определенный аспект поведения и структуру бизнес-процесса в целом.
  • иерархическое построение характеризуется описанием системы с помощью различных уровней абстрагирования и детализации. Первое представление системы — доминирующее: задает общие черты процесса и концепцию. Последующие этапы дополняют модель, раскрывают различные аспекты системы и повышают их детализацию.

Нотация UML подходит для выстраивания сложных схем с множеством ответвлений и большим количеством фигур. С ее помощью можно выстроить как статические, так и динамические бизнесс-процессы: упростить решение сложных задач в программировании, помочь при выборе оптимального решения ситуации и алгоритма разработки технической документации. Диаграммы, используемые UML строятся несложно, легко читаются и воспринимаются персоналом, не обладающим специализированными знаниями, подходят для проектирования архитектуры и поведения, позволяют понять связи между модулями и интеграциями в системе.

Читайте также: