Сообщение в учебно научном стиле на тему дефисное написание слов
Обновлено: 27.06.2024
1. Правописание -то, -либо, -нибудь, -таки, кое-
Через дефис пишутся приставка кое- и суффиксы -то, -либо, -нибудь, -таки.
Например: все-таки, кое-где, что-либо
2. Правописание слов с приставками пол-, полу-
Слова с приставкой полу- всегда пишутся слитно.
Например: полуботинки, полустанок.
Правописание слов с приставкой пол-
1) Через дефис пишутся слова с приставкой пол-, если корень начинается с гласной, заглавной буквы или л.
Например: пол-лимона, пол-Москвы, пол-яблока
2) В остальных случаях слова с приставкой пол- пишутся слитно.
Например: полмоста, полвагона
3. Правописание наречий
Через дефис пишутся следующие наречия:
а) образованные повторением одного и того же слова, однокоренных или синонимичных слов;
Например: мало-помалу, тихо-мирно
б) имеющие приставку по- и суффиксы -ому/-ему, -и;
Например: по-старому, по-летнему, по-дружески
в) имеющие приставку в-/во- и суффикс -их/-ых.
Например: во-вторых, в-третьих
4. Правописание сложных имен прилагательных.
Через дефис пишутся прилагательные:
- обозначающие оттенок цвета:
Например: ярко-красный, светло-зеленый
- образованные от сложных существительных
Например: северо-восточный
- обозначающие оттенок качества
Например: горько-соленый
- первая часть которых заканчивается на -ико
Например: историко-архитектурный
Исключение: слова, начинающиеся на велико-: великорусский.
- между частями которых можно поставить сочинительный союз и.
Например: русско-английский словарь (русский и английский)
Слитно пишутся прилагательные:
- образованные от подчинительных словосочетаний
Например: железнодорожный (железная дорога).
- образованные от сложных существительных, пишущихся слитно
Например: железобетонный
- образовавшиеся путем сращения слов
Например: дикорастущий
5. Правописание сложных имен существительных.
Через дефис пишутся существительные:
- образованные путем соединения двух равноправных слов без соединительной гласной
Например: диван-кровать
- обозначающие некоторые географические названия
Например: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону
- обозначающие стороны света, партии, единицы измерения
Например: северо-восток, либерал-демократ, киловатт-час
- первой частью которых является вице-, экс-, штабс- и др.
Например: вице-премьер, экс-президент, штабс-капитан
6. Правописание производных предлогов.
Производные предлоги — это предлоги, которые образовались путём перехода слов одной части речи в другую.
Способ различения производного предлога и омонимичной самостоятельной части речи:
- если к слову можно задать вопрос, то это самостоятельная часть речи;
Например: смотреть (куда?) в сторону
- если слово входит в состав вопроса, — это производный предлог.
Например: смотреть (в сторону чего?) в сторону реки
Правописание производных предлогов:
напротив, впереди, возле, внутри, кругом, вдоль, вблизи, согласно, вокруг, насчет, вследствие, в течение, в продолжение, в заключение, в силу, ввиду, благодаря, несмотря на, невзирая на, ввиду (но: иметь в виду).
7. Правописание предлогов
Предлоги из-за, по-над, из-под, по-на всегда пишутся через дефис.
8. Правописание союзов
Раздельно пишутся:
- союз то есть
- составные союзы (состоящие из двух и более слов): для того чтобы, потому что, так как, так что, тогда как, в то время как и др.
Слитно пишутся:
- союз зато (по значению близок союзу но)
Например: На улице после дождя остались лужи, зато воздух стал свежее.
Союз зато следует отличать от сочетания указательного местоимения то с предлогом за.
Например: Я уважаю его за то, что он терпелив к людям.
- союзы также, тоже (являются синонимами, взаимозаменяемы, по значению близки союзу и).
Например: Сережа получил приз, мне тоже хотелось что-то выиграть.
Союзы также, тоже следует отличать от сочетаний частицы же с наречием так или с местоимением то.
Например: На праздники мама готовила жареное мясо с запечеными овощами. То же блюдо мы увидели сегодня.
- союз чтобы (имеет значение цели)
Например: Закрой окно, чтобы не было сквозняка.
Союз чтобы следует отличать от сочетания местоимения что с частицей бы
Например: Я долго думала, что бы такого подарить Оле.
Практика: решай 14 задание и тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку
. Безотлагательно 100 БАЛЛОВ.
Извещенье в учебно-научном стиле на тему "дефисное написание слов" На основе данного ниже плана составь и запиши свой - сложный.Сохранил ли ты последовательность основных пт плана?Сколько видов орфограмм входит в этот тип?
1 .опозновательные признаки орфограмм-дефис
2.условия выбора дефисного написания имен существительных,имен прилагательных
3.условия выбора дефисного написания местоимения
4. условия выбора дефисного написания наречий
- Галка
- Русский язык
- 2019-04-06 21:22:09
- 0
- 1
I. Опознавательные признаки орфограмм. Дефис
1. Выработка орфографической зоркости.
2. Умение обнаруживать "сигнал опасности".
II. Условия выбора дефисного написания разных долей речи:
1. Имя существительное:
а) сущ. с пол- (пол-яблока, пол-Москвы, пол-лимона),
б) трудные сущ., с некоторыми иноязычными элементами (унтер- , обер- и лейб- и др.),
в) трудные сущ., означающие промежуточные доли света (юго-запад, норд-ост и т.д.),
г) составные фамилии и некоторые географические наименования (Нью-Йорк,Новиков- Прибой и др.),
д) некие наименования растений, городов и т.д., в которые входят союзы, предлоги, частички (иван-да-марья, Ростов на дону-на-Дону т др.).
2. Имя прилагательное:
а) трудные прилагательные, интеллигентные от сущ., пишущихся через дефис (юго-западный и др.),
б) сложные прилагательные, меж долями которых можно поставить союзы и; но; не только. но и (выпукло-вогнутый, кисло-сладкий и др.),
в) трудные прилагательные, обозначающие оттенки цветов (бледно-розовый и др.).
3. Местоимение:
а) местоимения с суффиксами -то, -или, -нибудь (кто-то и др.),
б) местоимения с приставкой кое- (кое-кто и др.).
4. Наречия:
а) наречия с приставкой по- на - ому, -ему, -ки, -ьи (по-птичьи и др.),
б) наречия с приставкой в-(во-), образованные от порядковых числительных (во-первых и др.),
в) неопределенные наречия с - то, -или, -нибудь, кое- (кое-где и др.)
г) трудные наречия, интеллигентные с помощью повтора 1-го и того же слова либо той же основы (крест-накрест, издавна-издавна и др.)
III Вывод
1. Обобщение сказанного (Таким образом, необходимо быть необыкновенно внимательным при написание трудных долей речи. и т.д.).
2. Слова-исключения; слова, которые необходимо уяснить (Необходимо держать в голове, что посреди трудных слов есть слова-исключения и т.д. ).
3. Обращение к словарям и справочникам (При необходимости необходимо обращаться к словарям. ).
То, что написано в скобках, писать в плане не необходимо. Это подсказки для известия, т.е. о чем необходимо сказать.
2. Смотрим презентацию, вспоминаем ключевые моменты научного стиля.
3. Пишем то, что выделено курсивом и ВНИМАТЕЛЬНО знакомимся с содержанием.
Научный стиль речи делится на следующие разновидности – подстили:
- научно-популярный,
- научно-учебный,
- собственно научный,
- научно-информативный,
-научно-справочный.
Собственно-научный подстиль .Адресат этого стиля — учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т. д.
В текстах данного подстиля очень много терминов, значения которых понятны в основном только специалистам. Определения терминам даются лишь в том случае, если данный компонент впервые вводится автором или термин используется не традиционном значении.
Научно-информационный подстиль . Жанры научных текстов, относящихся к данному подстилю (реферат, конспект и т.п.) объединены общими свойствами: являются вторичными жанрами речи и определенным образом соотносятся с учебно-научной разновидностью научного стиля речи.
Научно-справочный подстиль представлен в энциклопедических и терминологических словарях и различных справочниках для специалистов и для широкого круга пользователей. Цель этого стиля – обеспечить читателю возможность быстрого поиска нужной научной информации.
Каждому жанру присуще свои индивидуально-стилевые черты, однако они наследуют общие признаки и особенности научного стиля.
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛЕВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
ЖАНРОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
Собственно научный стиль
Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа
Учитель или научный руководитель снова вернули доклад на доработку из-за стиля изложения? Рефераты и курсовые работы, дипломные проекты — все это школьники и студенты пишут, используя научный стиль. Примеры из статей, монографий, учебников и пособий помогут понять, чем отличается текст научного стиля от обычного и как его создавать.
Научный стиль: подстили, признаки
Стили вырабатываются вместе с функционированием языков. В современном мире пользуются такими стилями, как:
- официально-деловой (язык бюрократической корреспонденции, законов, актов, приказов и т. д.);
- публицистический (язык журналов и газет);
- разговорный (формы и обороты речи, которые используются в межличностном общении);
- художественный — язык художественной литературы;
- научный.
Чтобы составить представление и понять признаки научного стиля, сравните, как описывается одно и то же природное явление — гроза.
У Антона Чехова находим такое описание:
Налево, как будто кто чиркнул спичкой по небу, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то очень далеко кто-то прошелся по железной крыше.
Небольшой текст научного стиля о грозе заметно отличается:
Гроза относится к атмосферным явлениям, в процессе которого между дождевыми облаками и землей появляются электрические разряды (молнии), которые сопровождает гром и ливни.
Примеры показывают, насколько разительными могут быть описания в этих двух стилях. Научный стиль речи является сухим изложением фактического материала, его сопровождают специальные термины и научные понятия.
Особенности научного стиля такие:
Обнуление личности автора
Специальная терминология
Научная конференция: Freepick
Кроме того, акцент на существительных исключает эмоциональную составляющую изложения.
Точность и логика
Для научного стиля характерен выбор в пользу однозначных слов или использование слов в прямом значении. Он предполагает, что в каждом последующем абзаце явление будет раскрываться полнее.
Прямой порядок слов в предложениях
При формулировании предложений не пользуются инверсией — нарушением порядка слов. Этот прием характерен для художественной литературы, так как помогает передавать эмоции.
Отдают предпочтение сложным синтаксическим конструкциям
В научных текстах допускаются сложные предложения средней длины, вводные и вставные конструкции, однородные и обособленные члены предложения. Они необходимы для реализации пояснительной функции этого стиля.
Применение пассивных конструкций
Доказательность
В научных работах приводятся примеры, факты, подтверждающие мнение автора.
Однако есть отличия и в текстах научного характера. Они обусловлены:
- спецификой адресата;
- уровнем знаний автора и адресата.
В зависимости от этих факторов различают такие подстили научного стиля:
- Академический. Этим стилем написаны диссертационные исследования, монографии, научные статьи и доклады. Это стиль общения преподавателей, исследователей, аспирантов.
- Научно-учебный. Студенты, школьники встречают его в учебных пособиях, методических рекомендациях, кратких курсах лекций.
- Научно-справочный. Таким стилем написаны справочники и энциклопедии.
- Производственно-технический. Это стиль изложения инструкций, памяток, некоторых учебников.
- Научно-популярный стиль. Его используют, когда пишут заметки и очерки, в которых популярно рассказывают о каком-то природном, физическом, культурном или социальном факте, явлении. Это стиль литературы, адресованный широкой аудитории.
Научный стиль встречается нам каждый день при обращении к справочникам или энциклопедиям, словарям. С ним часто сталкиваются учащиеся и студенты.
Научный стиль: примеры из литературы
Понимание тех или иных явлений лучше всего дает наглядное рассмотрение. По этой причине предлагаем обратить внимание на примеры научного стиля, с которыми его особенности усвоятся легче.
АЙСБЕРГАМИ являются глыбы пресного льда, которые были частью ледников, отломились и дрейфуют по морям и озерам (обычные плавучие и паковые льды формируются на морской поверхности при замерзании). Их основные источники располагаются в ледниках Гренландии и Антарктиды. В длину антарктические айсберги могут достигать 80 км. Некоторые из них видны над водой больше чем на 60 м. Под водой остается часть, до 10 раз превышающая надводную.
- Пример 2. Шиманович И.Е., Василевская Е.И. и др. Химия. 10 класс:
- Пример 3. Иванов М.С. Психология самореализации личности в компьютерной игровой деятельности:
Как справедливо отмечает К.А. Абульханова-Славская, развивая мысль Б.Г. Ананьева, проблема современной психологии состоит в том, что при достаточной изученности различных личностных характеристик, подтверждающих наличие у человека активности, не существует теории или концепции, объединяющей эти явления и процессы в единую и наиболее общую систему, позволяющую описать не отдельные стороны человеческой личности, а человека в целом. Действительно, характеристики движущих сил человеческой активности, таких как побуждение к действию, притязания, способности, намерения, направленность, интересы и т. д. изучены достаточно глубоко, но в большинстве своем эти характеристики и черты личности изучались сами по себе, часто вне жизненного применения, в искусственных условиях и в отрыве от понимания глубокого единства, целостности и системности человеческой личности.
- Пример 4. Том Нилон. Битвы за еду и войны культур:
В 1838 году французы вторглись в Мексику предположительно для того, чтобы собрать просроченные долги. Собственно, конфликт, как это часто случается, завязался десятью годами ранее, в 1828 году, когда мексиканские войска якобы разрушили французскую кондитерскую, принадлежавшую джентльмену по имени Ремонтель, в районе Такубайя недалеко от центра Мехико. Существует две альтернативные версии события: первая рассказывает о двух работавших в кондитерской французах, которых убили солдаты мексиканской армии под предводительством генерала Антонио Лопеса де Санта-Анны (1794–1876); вторая — о том, что мексиканцы похитили из кондитерской все пирожные до единого.
Далее история гласит: господин Ремонтель после продолжительных и неудачных переговоров с мексиканским правительством о возмещении ущерба пожаловался французам и потребовал компенсацию в диковинном размере — 60 000 песо, что по подсчетам примерно в шестьдесят раз превышало стоимость кондитерской. Французы долго размышляли и в конце концов решили увеличить сумму мексиканского долга до 600 000 франков.
Любые предположения, почему этот эпизод стал поводом для Кондитерской войны, не выдерживают ни малейшей критики: убийство, вандализм, воровство, долг выглядят неправдоподобно, и ничего проверить, разумеется, нельзя. Заявление господина Ремонтеля о возмещении ущерба, равно как и сама история, не упоминаются ни в одном дипломатическом документе, которыми в то время обменивались Франция и Мексика. Но один факт не вызывает сомнений — мексиканцы настойчиво называют войну Кондитерской и никогда не называли ее как-либо иначе.
Представленные примеры позволяют составить представление о научно-справочном, учебно-научном, академическом и научно-популярном подстилях научного стиля.
В современном мире наука становится составляющей жизни человека. Мы учимся, познаем мир. Поэтому не сможем избежать использования научной литературы.
Кроме того, приходится обращаться к научному стилю, когда готовим научные работы: доклады, рефераты, курсовые работы. Изучите его особенности, то, как строится текст, в котором преобладает научный стиль, примеры и будьте во всеоружии.
Читайте также: