Сообщение удостоверяющее сам факт коммуникации выполняет функцию

Обновлено: 18.05.2024

Коммуникация как общение людей в процессе их совместной деятельности. Модель К. Шенона: источник информации, передатчик, канал передачи, приемник, конечная цель. Понятие шума. Модель Р.О. Якобсона: исследование отдельных речевых и коммуникативных актов.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 21.09.2010
Размер файла 26,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

2.Функции коммуникации и коммуникативного акта

3. Элементы и этапы процесса коммуникаций

Список используемой литературы

Одним из самых важных факторов интеграции управления является коммуникация. Коммуникация - это общение людей в процессе их совместной деятельности, это обмен идеями, мыслями, чувствами, обмен информацией. Без коммуникации невозможно существование никакой организованной группы людей.

Цель данной работы рассмотреть коммуникативный процесс, основные функции коммуникации. Элементы коммуникативного процесса, его этапы. Для раскрытия цели выделим следующие задачи:

ь Раскрыть понятие коммуникации

ь Изучить функции коммуникации и коммуникативного акта

ь Проанализировать элементы и этапы процесса коммуникаций

1.Понятие коммуникации

Мы уже говорили, что для успеха индивидов и организаций необходимы эффективные коммуникации. Задача Паблик рилейшнз в том, чтобы донести важность построения эффективных коммуникаций на разных уровнях.

Коммуникация - это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг - это пункт, в котором, если мы будем небрежны, и не будем думать о том, что делаем, - смысл может быть утрачен.

Слово “коммуникация”[3.С.115] имеет латинское происхождение от слова “communis - общий. Посылающий старается установить общение с кем-либо. Он стремится вникнуть в информацию, отношения или идею.

А.Б. Зверинцев рассматривает коммуникацию, прежде всего, как одну из форм взаимодействия людей в процессе общения, как информационный аспект общения.

Социологи подразумевают под коммуникацией передачу социальной информации.

Таким образом, для нас важно, что коммуникация - это целенаправленный процесс, в процессе происходит обмен информацией, важно наличие обратной связи для обеспечения результата.

Таким образом, мы вступаем в коммуникационный процесс с целью удовлетворить те или иные потребности. Элементы коммуникационного процесса

Осознание важности такого явления, как коммуникация, привела к попыткам разработать модели процесса. Существует множество видов моделей коммуникационного процесса, которые в основном они различаются по терминологии и по количеству элементов, все это варьируется с точки зрения дисциплин, от которых они произошли. Классическая теория коммуникации была разработана американским математиком Клодом Шенноном в конце 40-х годов, которой достаточно долгое время пользовались в лингвистике, математике и кибернетике. Эта модель сыграла значительную роль в развитии многих наук, связанных с обменом информацией.

Помимо этих терминов, Шеннон ввел еще понятия шума (в дальнейшем это явление связали с понятием энтропии)[1.С.162] и избыточности.

2.Функции коммуникации и коммуникативного акта

Можно вести речь о функциях коммуникации в целом. Можно также говорить о функциях отдельных коммуникативных актов и коммуникативных событий.

Функции коммуникации выделяются только в целях анализа. В реальном коммуникативном процессе, даже в одном, отдельно взятом коммуникативном акте могут сочетаться несколько функций, одна или две из которых будут основными, определяющими. Исходя из того, какая из функций является ведущей, можно построить классификацию коммуникативных актов.

Функции коммуникации могут быть надстроены над моделью коммуникации и `прикреплены'[2.С.111-118] к ее участникам и элементам. Из модели Р.О.Якобсона вытекают шесть функций:

Каждая из предложенных им функций связана с тем или иным участником или элементом коммуникации.

Некоторые исследователи добавляют также магическую или заклинательную функцию, этническую функцию, биологическую функцию.

Рассмотрим более подробно наиболее известную модель Р.О.Якобсона, в которой выделяется шесть функций, в соответствии с участниками и аспектами его же модели коммуникации. Модель Якобсона применима как для анализа языка и коммуникативных систем в целом, так и для функционального исследования отдельных речевых и коммуникативных актов и коммуникативных событий. Объяснение учителем правил невербальной коммуникации в школе: Сначала ученик должен поднять руку, затем уже выйти.

Эта классификация функций является прагматической, то есть, связанной с употреблением коммуникативных средств для достижения определенных целей. О прагматике будет идти речь в лекции, посвященной семиотическим аспектах коммуникативного процесса.

Еще одна интересная модель языковых функций связана с именем австралийского лингвиста, автора ряда работ по функциональной грамматике, М.А.К.Хэллидея. Система Хэллидея содержит три макрофункции, в которые в процессе языкового развития индивида соединяются семь исходных дискретных - отдельных функций в языковом поведении ребенка. Каждый акт взрослого, по мнению Хэллидея, обслуживает более чем одну функцию сразу. Три макрофункции в системе Хэллидея - идеационная, межличностная и текстуальная. Идеационная близка традиционно выделяющейся когнитивной, но шире ее, включает выражение опыта, оценочные и аффективные аспекты. Межличностная функция включает в себя индексальную и регулятивную, выражая роль говорящего в речевой ситуации, его личные приверженности и взаимодействие с другими. Именно эта функция способствует установлению и поддержанию социальных отношений, посредством которых разграничиваются социальные группы, а индивид получает возможность взаимодействия и развития собственной личности. Текстуальная функция связана со структурированием речевых актов - выбором грамматически и ситуационно уместных предложений. Недаром именно Хэллидей называл функциональную грамматику грамматикой выбора. Модель Хэллидея позволяет описать ситуативно-обусловленное использование языка, в котором семантический компонент соотносится с социальным, с одной стороны, а с другой - с лингвистическим. По мнению Хэллидея, на входе семантика имеет социальное, а на выходе - лингвистическое. Семантика, таким образом - промежуточный, последующий уровень между социальным и лингвистическим.

3.Элементы и этапы процесса коммуникаций

Получатель, лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

Кодирование и выбор канала.

Хотя весь процесс коммуникаций часто завершается за несколько секунд, что затрудняет выделение его этапов, проанализируем эти этапы, чтобы показать, какие проблемы могут возникнуть в разных точках.

Зарождение идеи.

Кодирование и выбор канала.

Декодирование.

Обратная связь и шум

Кроме того, в процессе коммуникации имеет место такое понятие как шумовые помехи. Аварии, взаимные помехи или шумовые помехи могут произойти в процессе коммуникации. Шумовые помехи можно определить как факторы, которые снижают качество сигнала. В рамках организации это может произойти в результате влияния многочисленных факторов. Например:

Шумовые помехи.

Неправильная интерпретация приемником и/или посылающим.

Различные значения, придаваемые одним и тем же словам различными людьми.

Влияние времени.

Различия в пониманиях начальников и подчиненных своего должностного положения неминуемо усугубляют отсутствие коммуникации между начальниками и подчиненными.

Вот как можно представить модель передачи информации:

Трансмиттер располагает определенной информацией, которую он намерен передать принимающему. Для того чтобы передать информацию, он должен закодировать информацию с помощью какого-либо языка. Язык - это система знаков, сигналов или кодов, которая на основе определенных правил заменяет одно значение другим.

Поскольку целью является по возможности эффективная коммуникация, и поскольку при этом возникают помехи, препятствующие процессу коммуникации, специалист должен при проектировании в работе коммуникационной системы стараться минимизировать эти помехи. Для этого он может в первую очередь установить, что создает помехи, а после определить, где и когда могут возникнуть помехи в коммуникационной системе. Знание этих факторов дает возможность ему использовать устройства, которые сделают эти помехи минимальными. Одним из таких устройств является механизм обратной связи, который может сразу определить место помех в коммуникационной системе.

Заключение

Наиболее очевидной функцией является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Это - семантическая. Но эта передача, в конечном счете, влияет на поведение человека, его действия и поступки, на состояние и организованность его внутреннего мира. Специфика коммуникаций в том, что они являются средством взаимодействия психических миров людей друг с другом. Коммуникации выполняют три основные функции: информационно-коммуникативную; регулятивно-коммуникативную; эмоционально-коммуникативную.

Список использованной литературы

1. Волков, А.А. Курс русской риторики [Текст]: учебник для вузов / А.А. Волков - М.: Юрайт, 2006. - 480 с.

2. Гаспаров, М.Л. Цицерон и античная риторика [Текст]: учеб. пособие/ М.Л. Гаспаров - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 478с.

3. Зарецкая, Е.Н. Риторика [Текст]: учеб. пособие/ Е.Н. Зарецкая - М.: Академия, 2002. - 480с.

4. Ивин, А.А. Основы теории аргументации [Текст]: учебник для вузов / А.А. Ивин - М.: Норма, 2005. - 352с.

5. Аннушкин, В.И. История русской риторики. [Текст]: учеб. пособие/ В.И. Аннушкин - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 416с.

6. Рождественский, Ю.В. Принципы современной риторики [Текст]: учебник для вузов / Ю.В. Рождественский - М.: Гардарики, 2003. - 176с.

7. Рождественский, Ю.В. Теория риторики [Текст]: учебник для вузов / Ю.В. Рождественский - Спб.: Питер, 2007.- 612 с.

Подобные документы

Речь как коммуникативный акт, ее свойства. Основные единицы языковой коммуникации. Классификация речевых актов по Дж. Сёрлу. Формы речевых актов: разговор, спор, беседа, лекция. Использование синонимов слова "спор": диспут, дискуссия, полемика, дебаты.

реферат [21,0 K], добавлен 08.01.2010

Очерк проблемы классификации речевых актов в современной прагмалингвистике. Национальная специфика невербального канала коммуникации. Модификация поведения и эмоционально-психологического состояния собеседника в структуре коммуникативного поведения.

реферат [26,0 K], добавлен 21.08.2010

Виды и функции комплимента, его место в теории речевых актов. Проблема эффективности его использования в процессе коммуникации. Национальная специфика похвалы в английской культуре. Восприятие комплиментарных высказываний и возможные реакции на них.

дипломная работа [72,0 K], добавлен 12.10.2014

Становление теории речевых актов как науки. Национальная специфика культуры и речевое общение. Этимология слова "комплимент" и история его изучения. Соотношение эмоциональности и эмотивности в русских и английских речевых актах похвалы (комплимента).

дипломная работа [183,3 K], добавлен 28.04.2010

Ретрактивные речевые акты сквозь призму прагматического направления лингвистики. Классификация иллокутивных актов. Интерактивный подход к рассмотрению и классификации речевых актов. Ретрактивные речевые акты с позиций теории коммуникативных неудач.

дипломная работа [111,8 K], добавлен 07.03.2011

презентация [2,1 M], добавлен 29.03.2015

Общение – многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Вербальное общение как процесс обмена информацией при помощи речевых средств. Невербальное общение – неречевая форма общения, передающая эмоции с помощью жестов, мимики, позы.

Про основные функции коммуникации человек думает тогда, когда понимает, что она гораздо шире, чем простое общение. Ведь передача информации может осуществляться посредством самых разных инструментов.

Вот и получается, что в коммуникации заложено гораздо больше, нежели в общении. И о том, какие функции она исполняет в человеческом обществе, расскажем далее.

Цели и потребности процесса коммуникации

Цели и потребности процесса коммуникации

Решение этих задач и есть цель коммуникации. Стоит заметить, что в контексте одного процесса преследуется, как правило, одновременно несколько целей. Так, например, передача может быть и информационной, и обучающей, и развлекательной.

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

HUG - 3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина

Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.

Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.

И начать новую, счастливую для себя жизнь.



Человек нуждается в коммуникации, так как, применяя ее, он может удовлетворить свои социальные потребности. То есть его желание вступить в процесс приема и передачи информации обусловлен его стремлением к реализации собственных интересов. Соответственно, перечисленные выше цели общения необходимы для:

  • самосохранения;
  • личных нужд;
  • взаимодействия с окружающими;
  • культивирования отношений;
  • формирования у окружающих определенного мнения с помощью убеждения;
  • объединения людей или групп людей в более многочисленные структуры;
  • реализации различных форм контроля над людьми (сюда следуют отнести пропаганду);
  • демонстрации творческих способностей;
  • понимания окружающего мира, нашего в нем места (мысли о себе, о вере во что бы то ни было, об отношении к окружающим, об истинности каких-либо явлений).

5 основных функций коммуникации

5 основных функций коммуникации

В жизнедеятельности людей коммуникация может иметь то или иное назначение, функцию. В зависимости от того, какие цели преследует участник общения, в коммуникационный процесс и его структуру будут заложены определенные функции.

Какие функции выполняет коммуникация?

Информационная

Под информацией принято понимать сведения и знания, которые хранятся и передаются человеком. В этом случае коммуникация будет выступать в качестве проводника, с его помощью между участниками общения производится обмен точками зрения, выводами, идеями, рассуждениями и тому подобным.

Информационная функция может способствовать достижению какой-либо цели, решению задачи или осуществлять процесс выстраивания и сохранения взаимоотношений между коммуникантами.

Социальная

Данная функция формирует и развивает принципы культуры во взаимоотношениях между людьми. Она способствует генерированию мнений, убеждений, рефлексов на определенные события. Существование культуры невозможно без коммуникации. Находясь в обществе, человек вынужден придерживаться сложившегося набора правил для того, чтобы плодотворно взаимодействовать с другими людьми, материализовывать важные для социума идеи, быть человеком.

Социальная функция коммуникации в психологии обеспечивает участникам общества получение некоего культурного уровня, благодаря которому они приобретают возможность сосуществовать друг с другом в рамках этого общества.

Экспрессивная

Экспрессивная функция коммуникации

С помощью этой функции участники общения демонстрируют и осознают эмоциональное состояние друг друга. Первым этапом в процессе выстраивания отношений является установка контакта. Причем для последующего общения важно предоставить вербальную информацию (представиться) и невербальную (улыбнуться, пожать руку). Такая информация позволит выразить свои эмоции по отношению к визави (симпатия/антипатия), а также понять его чувства касательно вас.

Если в ходе первого знакомства не удалось произвести должного впечатления, то это может негативно сказаться на взаимоотношениях между партнерами в долгосрочной перспективе. При последующем общении проявление эмоций не теряет своей значимости, так как это помогает укрепить связь и реализовать какие-либо совместные планы.

Экспрессивная функция позволяет выразить эмоциональные переживания, сопровождающие общение. Используемые при этом вербальные и невербальные инструменты основываются на том стиле коммуникации, которому участники отдали предпочтение. При этом выбранный стиль может усиливать или минимизировать информационную функцию коммуникации.

Для человека, чья деятельность связана с творчеством, экспрессивная функция играет важную роль в общении. Это обусловлено тем, что плод его труда является отражением внутреннего чувственного мира или эмоционального восприятия мира внешнего. Своим творением он желает пробудить в другом человеке определенные чувства, которые в какой-то степени могут изменить его собственные эмоции.

Прагматическая

Данная функция коммуникации в обществе определяет регламент поступков всех участников и позволяет организовывать их коллективные действия. Она может содействовать мотивационному воздействию на коммуниканта или, наоборот, накладывать запрет на какие-либо его шаги.

Вектор направленности может быть обращен как на себя, так и на партнера. Такие процессы обусловлены тем, что индивид коммуницирует с окружающими для того, чтобы удовлетворять какие-либо свои потребности. Это, в свою очередь, накладывает отпечаток на его поступки. И чтобы поведение индивида не выбивалось из допустимых рамок, принятых в этом обществе, его деятельность требует обязательного контроля и корректирования.

Интерпретативная

Для правильной оценки желаний, идей, эмоций, принципов партнера необходима эта функция коммуникации. Нужно понимать, что с помощью общения происходит не только передача информации, но и интерпретация этой информации согласно принятой системе социальных и политических установок.

Часть иностранных ученых называют такую функцию interpretation function, то есть акцентируют внимание на том, что при обмене информация подвергается интерпретации через призму определенных взглядов. Тем не менее данная функция коммуникации является наиболее используемой при передаче опыта, оценки, мнения и так далее.

различные стороны коммуникационных функций

Изучая различные стороны коммуникационных функций, следует учитывать, что они редко встречаются в чистом виде. Как правило, каждый тип общения имеет совокупность назначений. Плюс ко всему на вариативность сочетания функций влияют уровни межличностных коммуникаций, среди которых выделяют:

  • Социально-ролевой уровень отображает предполагаемую роль индивида в обществе и может быть реализован только при полном понимании правил той среды, которая окружает человека. Причем вне зависимости от степени близости участников (родственники, друзья, знакомые, незнакомые) коммуникация происходит анонимно.
  • Деловой уровень предполагает партнерство, коллективную деятельность. Соответственно, назначение коммуникации – повысить результативность общей работы. Для участников общения важно правильно оценить друг в друге способность справляться с теми или иными обязательствами и задачами.
  • Интимно-личностный уровень помогает человеку удовлетворить нужду в сопереживании и понимании. Между партнерами, которые способны обеспечить такой уровень коммуникации, существуют доверие, эмпатия и психологическое родство.

Классификация функций коммуникации в общении, предложенная Якобсоном

Подобное доминирование элементов будет определять функции коммуникации, которые Р.О. Якобсон разделил на три типа.

Эмотивная

Классификация функций коммуникации в общении, предложенная Якобсоном

  • По моему мнению, этот фильм достоин внимания.
  • Мне крайне неприятна эта тема.
  • В твоем поведении я не вижу ничего хорошего.
  • Желаю тебе всего самого лучшего!

Конативная

В этом случае доминирующую роль играет адресат. Процесс коммуникации сконцентрирован на том, чтобы оказать на этого человека определенное воздействие: побудить его выполнить какое-либо действие, изменить мнение, повлиять на решение и прочее. Трактовка коммуникативной ситуации будет определена тем, насколько эффективно адресант добивается своих целей от адресата.

  • Я призываю вас одуматься!
  • Не трогать руками!
  • Подойди ко мне.
  • В случае пожарной тревоги пользуйтесь эвакуационными выходами.

Референтивная

Коммуникация будет иметь эту функцию, если в процессе общения основное внимание направлено на то, о чем говорят, то есть на контекст. Под контекстом Р. О. Якобсон понимал тему общения, содержание беседы.

  • Пустельга относятся к семейству соколиных.
  • В прошлое воскресенье состоялась выставка работ художников-самоучек.
  • В этом доме проживает пять многодетных семей.
  • XXVIII съезд КПСС был последним в истории СССР.

Поэтическая

Поэтическая функция коммуникации

В основном эту функцию несут произведения искусства, плоды творчества (стихотворение, роман, картина, танец и тому подобное). Однако ее можно обнаружить и в рекламе, и в политических слоганах, которые призваны привлечь внимание, или же в повседневном общении, когда нужно добиться яркости либо непринужденности для транслируемой информации.

  • Квас – не Кола, пей Николу!
  • Есть идея — есть IKEA.
  • Подождем под дождем.
  • Я на этом собаку съел.

Фатическая

фатическая функция определяет структуру социальных взаимоотношений

По сути, фатическая функция определяет структуру социальных взаимоотношений, будь то дружеская беседа, общение между членами семьи, разговор сослуживцев и так далее. В качестве типичных ситуаций, в которых имеет место общение с фатической функцией, – приветствие и прощание, шаблонные тосты при застолье, заставка в начале телепередачи, радиопозывные и прочее.

Метакоммуникативная

  • Сочетания -чк-, -чн- пишутся без мягкого знака.
  • Пешеход должен начинать движение после того, как водитель увидит его и примет меры к остановке, то есть будет установлен визуальный контакт с водителем.

Для деловой переписки понятие речевой ситуации включает следующие необходимые факторы.

На приведенной схеме выделены основные объективные факторы речевой ситуации, среди которых, пожалуй, самым важным является фактор цели. Поскольку ясно осознанная и хорошо сформулированная цель — основа коммуникативного успеха, она подается в виде речевой формулы, ключевым словом которой является глагол-действие: прошу, сообщаем, предлагаем, требуем и т.п.


Речевые цели связаны с необходимостью:

  • · (а) привлечь внимание к проблеме, информировать адресата;
  • · (б) побудить к действию — решению проблемы, склонить к участию в чем-либо, заставить совершить необходимое действие;
  • · (в) документировать, придать юридический статус какому-либо событию (чаще всего финансовой операции);
  • · (г) поддержать деловые отношения, сделать их более прочными.

Цель определяет тематический и функциональный тип деловой бумаги, композицию письма, его тональность. Однако особое значение в этой связи имеет ключевая формула. Так, цель, предполагающая воздействие на адресата, часто реализуется в виде формулы, состоящей из мотивационной части и собственно речевого действия.

В связи с изменением цен на энергоносители просим Вас привести в соответствие с новыми тарифами расчеты за IV квартал 1996 года.

При этом мотивация должна отвечать принципу достаточности, а речевое действие должно быть реализовано в убедительной и вежливой форме.

Мы были бы рады получить от Вас ответ не позднее…

С удовольствием сообщаем Вам…

Отвечаем Вам настоящим письмом…

Глубокоуважаемый Дмитрий Сергеевич!

Уважаемый г-н Кутю…

В случае если адресат хорошо известен, для обращения используется формула, включающая имя и отчество адресата:

Уважаемый Владимир Егорович…

Уважаемая Марина Алексеевна!

Практику обращения только по имени в русских деловых письмах нельзя считать плодотворной, хотя она появляется сегодня в деловой корреспонденции. Обращение регулирует социальную дистанцию общения. У русскоговорящих есть прекрасный инструмент такого регулирования — обращение по имени и отчеству в условиях официального общения и обращение по имени в неофициальной обстановке. Эти различия представляют традиции русской речевой культуры.

Письмо хорошо знакомому адресату, постоянному партнеру, коллеге будет более лаконичным, что объясняется общим знанием каких-то реалий, подробностей.

Транспорт прибыл 21.01.96. Просим подтвердить дату отправки и наличие сопроводительных документов.

С уважением Барабин Е.Л.

Такой текст приближается к телеграфному по лаконизму. И напротив, чем менее знаком адресат, тем полнее должна быть информация, содержащаяся в письме.

Обдумывая первую фразу письма, мы выбираем не только конструкцию высказывания, но и его тональность. Именно последняя часто определяет выбор лексических средств

Позвольте сообщить Вам…

Мы с удовольствием сообщаем Вам…

Приведенные выше стандартные выражения функционально однородны, однако тональность их ощутимо различается. В одном случае подчеркивается уважительное отношение к адресату, обладающему достаточно высоким социальным статусом, во втором — официальность, административное давление.

Коммуникативные роли — это роли инициатора письменного диалога и отвечающей стороны. Инициативные письма; требующие ответа, — в деловой практике это коммерчески, письма. Причем отвечать нужно по возможности быстро, желательно в трехдневный срок. Максимальная отсрочка ответа не должна превышать 10-12 дней.

Инициативные письма, не требующие обязательного ответа:

Отвечаем на Ваш запрос о поставке запасных частей от…

Позвольте предложить Вам…

Причем в письмах-ответах обязательно повторяются формулировки инициативного письма. Например, письмо-ответ, содержащее отказ в просьбе или отклонение предложения, составляется по схеме:

  • 1. повторение просьбы;
  • 2. причины, по которым просьба не может быть удовлетворена или почему предложение не может быть принято;
  • 3. констатация отказа или отклонения предложения.

На Вашу просьбу о дополнительной оплате торговой наценки на учебники сообщаю, что между Главным управлением образования Самарской области и Роскнигой в 1995 году соглашение подписано не было. Поэтому оплачивать торговую наценку в размере 25% Главное управление образования не будет.

В заключение инициативных писем часто употребляются фразы, указывающие на желательные сроки ответа:

Как правильно сообщить деловую информацию

Как правильно сообщить деловую информацию

Стандартные аспекты делового письма используются в тексте исходя из практической необходимости, определенной таким понятием, как речевая ситуация. Для деловой переписки понятие речевой ситуации включает следующие необходимые факторы (рис. 1).

Основные объективные факторы речевой ситуации

│Коммуникативные роли│ │ │Фактор адресата│

│Инициатор│ │Ответчик│ │ │Социальный│ │ Степень │

│Информирование│ │Поддержание отношений│ │ Воздействие │

На приведенной схеме выделены основные объективные факторы речевой ситуации, среди которых, пожалуй, самым важным является фактор цели. Поскольку ясно осознанная и хорошо сформулированная цель — основа коммуникативного успеха, она подается в виде речевой формулы, ключевым словом которой является глагол-действие: прошу, сообщаем, предлагаем, требуем и т.п.

Речевые цели связаны с необходимостью:

(а) привлечь внимание к проблеме, информировать адресата;

(б) побудить к действию — решению проблемы, склонить к участию в чем-либо, заставить совершить необходимое действие;

(в) документировать, придать юридический статус какому-либо событию (чаще всего финансовой операции);

(г) поддержать деловые отношения, сделать их более прочными.

Цель определяет тематический и функциональный тип деловой бумаги, композицию письма, его тональность. Однако особое значение в этой связи имеет ключевая формула. Так, цель, предполагающая воздействие на адресата, часто реализуется в виде формулы, состоящей из мотивационной части и собственно речевого действия.

│В связи с изменением цен на энергоносители просим Вас привести в│

│соответствие с новыми тарифами расчеты за IV квартал 1996 г. │

При этом мотивация должна отвечать принципу достаточности, а речевое действие должно быть реализовано в убедительной и вежливой форме.

│Мы были бы рады получить от Вас ответ не позднее. │

│С удовольствием сообщаем Вам. │

│Требуем незамедлительно погасить задолженность. │

│Глубокоуважаемый Дмитрий Сергеевич! │

│Уважаемый г-н Кутю. │

В случае если адресат хорошо известен, для обращения используется формула, включающая имя и отчество адресата:

│Уважаемый Владимир Егорович. │

│Уважаемая Марина Алексеевна! │

Практику обращения только по имени в русских деловых письмах нельзя считать плодотворной, хотя она появляется сегодня в деловой корреспонденции. Обращение регулирует социальную дистанцию общения. У русскоговорящих есть прекрасный инструмент такого регулирования — обращение по имени и отчеству в условиях официального общения и обращение по имени в неофициальной обстановке. Эти различия представляют традиции русской речевой культуры.

Письмо хорошо знакомому адресату, постоянному партнеру, коллеге будет более лаконичным, что объясняется общим знанием каких-то реалий, подробностей.

│Транспорт прибыл 21.01.1996. Просим подтвердить дату отправки и наличие│

│С уважением, Барабин Е.Л. │

Такой текст приближается к телеграфному по лаконизму. И напротив, чем менее знаком адресат, тем полнее должна быть информация, содержащаяся в письме.

Обдумывая первую фразу письма, мы выбираем не только конструкцию высказывания, но и его тональность. Именно последняя часто определяет выбор лексических средств:

│Позвольте сообщить Вам. │

│Мы с удовольствием сообщаем Вам. │

│Примите к сведению. │

│Доводим до Вашего сведения. │

Приведенные выше стандартные выражения функционально однородны, однако тональность их ощутимо различается. В одном случае подчеркивается уважительное отношение к адресату, обладающему достаточно высоким социальным статусом, во втором — официальность, административное давление.

Коммуникативные роли — это роли инициатора письменного диалога и отвечающей стороны. Инициативные письма, требующие ответа, — в деловой практике это коммерческие письма. Причем отвечать нужно по возможности быстро, желательно в трехдневный срок. Максимальная отсрочка ответа не должна превышать 10 — 12 дней.

│Настоящим отвечаем на Ваше письмо за. от. │

│Отвечаем на Ваш запрос о поставке запасных частей от. │

│Позвольте предложить Вам. │

│Прошу Вас выслать образцы материалов. │

Причем в письмах-ответах обязательно повторяются формулировки инициативного письма. Например, письмо-ответ, содержащее отказ в просьбе или отклонение предложения, составляется по схеме:

1) повторение просьбы;

2) причины, по которым просьба не может быть удовлетворена или почему предложение не может быть принято;

3) констатация отказа или отклонения предложения.

│На Вашу просьбу о дополнительной оплате торговой наценки на учебники│

│сообщаю, что между Главным управлением образования Самарской области и│

│Роскнигой в 1995 г. соглашение подписано не было. Поэтому оплачивать│

│торговую наценку в размере 25% Главное управление образования не будет. │

В заключение инициативных писем часто употребляются фразы, указывающие на желательные сроки ответа:

│С нетерпением ждем Вашего письма. │

│Просим ответить по возможности скорее. │

│Просим ответить в двухнедельный срок. │

│Прошу отослать ответ обратной электронной почтой. │

Инициативные письма, не требующие обязательного ответа:

2) при расположении внутри текста указание на характер письма выделяется прописными буквами или полужирным шрифтом (Сообщаем, сообщаю).

содержание действующего договора о сотрудничестве

│ Многоуважаемый господин Иванов! │

│ В ответ на Ваше обращение сообщаю, что в настоящее время руководство│

│предприятия полагает нецелесообразным пересмотр порядка оплаты по│

│соглашению о поставках продукции и взаимных расчетах на 2008 г. Приглашаю│

│Вас вернуться к обсуждению этого вопроса при подготовке проекта│

│соглашения на 2009 г. │

пересмотреть содержание действующего договора

│ Глубокоуважаемая Оксана Станиславовна! │

│ Откликаясь на пожелание, выраженное Вами в предыдущем письме,│

│направляю в Ваш адрес проект соглашения о поставках продукции и взаимных│

│расчетах на 2009 г. │

│N 700/1, только адресату, конфиденциально. │

│ С глубоким почтением, │

плановой отчетной документации

│ Начальнику управления собственной безопасности │

│ Представляю предложения по совершенствованию системы информационной│

│безопасности деятельности филиала N 1 компании на 2009 г. │

│N СО/5432, только адресату, для ограниченного пользования. Подлежит│

│ Начальник филиала N 1 │

│ информационной безопасности филиала │

плановой отчетной документации

│ Высылаю замечания к предложениям по совершенствованию системы│

│информационной безопасности деятельности филиала N 1 компании на 2009 г.│

│Предлагаю учесть их содержание при разработке плана по обеспечению│

│ 1. «Замечания. «, на 6 листах, только адресату, конфиденциально. │

│ 2. Образец оформления «Плана. «, на 2 листах, только адресату. │

│ Заместитель начальника управления │

Основные и вспомогательные формулировки, рекомендуемые

│ А. Основные формулировки: │ Б. Вспомогательные формулировки: │

│Сообщаю (сообщаем) вам . │- Сообщаем к вашему сведению, что. │

│- о (том-то и том-то). │- Направляем для использования │

│- об имевшем место. │в работе. │

│- об изменениях в. │- Высылаю для руководства │

│- о необходимости. │в повседневной деятельности. │

│- о фактах. │- Представляю во исполнение ваших │

│- о предпринятых нами мерах по. │указаний. │

│- о предварительных результатах. │- Доводим до сведения руководства │

│- о достижении окончательной │вашей компании. │

│договоренности с. │- К сведению вашего руководства │

│Представляю. │- Считаем своим долгом сообщить. │

│- проект (плана, программы). │в ваш адрес. │

│- предложения о. │- Имеем честь представить. │

│- перечень. │- Нам доставляет особое удовольствие│

│- материалы. │сообщить вам. │

│- отчет о. │- Мы исходим из настоятельной │

│- акт. │необходимости предоставить в ваше │

│ │- Я изыскал возможность для того, │

│Направляю. │чтобы незамедлительно выслать вам. │

Фактор адресата и этические нормы письменной деловой коммуникации

Следует отметить различную степень релевантности фактора адресата для документных жанров, входящих в разные системы документации.

Структурные модели текстов таких систем, как организационно-правовая документация (устав, штатное расписание, правила, положения, инструкции и т.д.), плановая документация (программы, планы, графики), распорядительная документация (постановления, решения, приказы, распоряжения, указания) и др. стандартизированы и определяются действующим ГОСТом (ГОСТ Р 6. 30 — 2003). Деловые жанры этих систем документации не предполагают персональное адресование информации, вследствие чего их структурные признаки не мотивированы фактором адресата.

Система информационно-справочной документации отличается значительным видовым разнообразием: справки, сводки, акты, протоколы, докладные, служебные, аналитические записки, служебные и деловые письма. Среди указанных видов документов фактор адресата в первую очередь релевантен для деловых писем. Именно в деловой корреспонденции фактор адресата влияет на информационное содержание текста документа, его языковое и этикетное оформление, состав и оформление реквизитов.

Информативный аспект является одним из важнейших с точки зрения эффективности деловой коммуникации и предполагает ориентацию содержания текста документа как совокупности информационных элементов, соответствующих основной теме и цели коммуникации, на адресата, его компетентностные характеристики. Текст должен включать такой объем информационных элементов, который является необходимым и достаточным для принятия обоснованного решения адресатом, при этом набор информационных элементов должен отвечать требованиям актуальности и новизны.

Проводимые МГС конгрессы привлекают пристальное внимание широкой научной и инженерной общественности мира, обсуждающиеся на них тенденции развития газовой отрасли становятся долговременными ориентирами для всех заинтересованных специалистов.

Проведение юбилейного газового конгресса в России — одной из крупнейших газодобывающих стран мира — позволит наглядно продемонстрировать достижения отечественной газовой промышленности и ее вклад в развитие экономического потенциала страны.

В связи с этим просим Вас поддержать проведение в России в 2012 году XXV Мирового газового конгресса.

Приложение: Справка о деятельности МГС на 1 л.

Руководитель компании Личная подпись И.О. Фамилия

В данном случае адресатом является Правительство Российской Федерации. Письмо поступит на рассмотрение в профильный департамент, где работают специалисты, знающие, что такое Международный газовый союз, и для которых не является новостью, что Компания является членом этой организации. В данной ситуации представленная в письме мотивирующая информация является лишней. Гораздо уместнее, по мнению автора статьи, использовать способ изложения, при котором письмо начинается с главного — с просьбы. Информация, заведомо известная адресату, опускается, а информация, являющаяся обоснованием просьбы, излагается после просьбы, усиливая, таким образом, убедительность письма и его воздействие на адресата. В пользу того, что часть информации можно из письма исключить, говорит и то, что к письму прилагается справка, в которой излагаются факты о деятельности Международного газового союза.

Предлагаемый в статье вариант письма, безусловно, является более эффективным, поскольку в нем учтены компетенции адресата, а сообщаемая информация отвечает требованиям актуальности и новизны.

Мировые газовые конгрессы, проводимые Международным газовым союзом, привлекают пристальное внимание широкой научной и инженерной общественности мира, на них обсуждаются проблемы газовой отрасли, определяющие ее развитие на перспективу.

Проведение юбилейного газового конгресса в России — одной из крупнейших газодобывающих стран мира — позволит наглядно продемонстрировать достижения отечественной газовой промышленности и ее вклад в развитие экономического потенциала страны.

Приложение: Справка о деятельности МГС на 1 л.

Руководитель компании Личная подпись И.О. Фамилия

В наибольшей степени влияние фактора адресата на эффективность письменной деловой коммуникации проявилось в постсоветский период, отмеченный развитием предпринимательства, активизацией бизнесе-коммуникации. Основными признаками этого периода стали конкурентность и отсутствие социальных и территориальных барьеров общения.

Конкурентность обусловливает особое внимание к этикетной составляющей такого вида деловой коммуникации, как деловая переписка. Этикетные элементы призваны продемонстрировать уважительное, заинтересованное отношение к адресату, и тем самым создавать позитивную установку на восприятие информативной составляющей делового послания.

Следует отметить, что арсенал средств речевого этикета в практике современного делового общения весьма разнообразен как по содержанию, так и по форме. Однако наличие этикетных элементов в деловом тексте еще не гарантирует его эффективность. В связи с этим целесообразно определить критерии эффективности употребления этикетных речевых клише в тексте делового письма.

В основе этикета как устной, так и письменной форм делового общения лежит категория уважения, выполняющая социально-этическую регулятивную функцию и обеспечивающая эффективность реализации коммуникативных стратегий.

Способность этикетных речевых средств сигнализировать о вежливом, доброжелательном отношении к адресату и желании сотрудничать с ним, является основными критерием эффективности их использования. Именно эта прагматическая направленность этикетных элементов и задает тональность конструктивного общения. Однако исследование речевой практики показывает, что этикетные единицы еще не стали обязательным атрибутом делового текста. Так, во внутренней деловой переписке организации включение этикетных элементов установления контакта и выхода из него не являются облигаторными в таких видах документов, как служебные записки и заявления, в то время как в международной практике документные тексты этого типа относят к деловой переписке и оформляют в соответствии с общими правилами.




Коммуникация в широком смысле слова – это общение, передача информации от одного человека к другому. Это же понятие в организационном контексте рассматривается в качестве процесса (коммуникация представляет собой общение людей: обмен мыслями, идеями, информацией, чувствами, намерениями) и объекта (она является совокупностью технических средств, которые обеспечивают передачу информации).

Функциями коммуникации являются информационно-коммуникативная, эмоционально-коммуникативная и регулятивно-коммуникативная. Однако исследователи по-разному их определяют. Прочитав эту статью, вы узнаете, какова сущность, задачи и роль коммуникации. Также мы расскажем о функциях данного процесса.

Коммуникационный процесс и его роль

функции коммуникации

Коммуникационный процесс представляет собой обмен информацией, осуществляемый между двумя или более индивидами. Цель его состоит в обеспечении понимания и передачи сведений, которые являются предметом обмена.

Мы передаем и получаем информацию для того, чтобы:

  • информировать других людей о чем-либо (например, пресс-релиз или телетекст);
  • предупреждать других (крик или дорожные знаки);
  • объяснять что-либо (учебник);
  • развлечь (художественный фильм или анекдот);
  • убедить кого-либо (призывающий к чему-либо плакат);
  • описать что-либо (устный рассказ или документальный фильм).

Это и есть цели коммуникации. В рамках одного процесса, чаще всего, их бывает несколько. К примеру, фильм может и информировать, и развлекать, и предупреждать, и описывать, и объяснять.

Удовлетворение потребностей человека в процессе коммуникации

сущность функции коммуникации

Основной причиной, по которой все мы нуждаемся в коммуникации, являются социальные потребности индивида или группы. Человек вступает в процесс общения в целях удовлетворения своих насущных нужд. Следовательно, приведенные выше цели коммуникации служат для удовлетворения основных потребностей человека. Среди них выделяются следующие:

  • выживание;
  • личные потребности;
  • сотрудничество с другими;
  • поддержание отношений;
  • убеждение кого-либо думать или действовать определенным образом;
  • объединение организаций и обществ в единое целое;
  • осуществление власти над людьми (в частности, пропаганда);
  • проявление воображения и творческой натуры;
  • осознание окружающего мира и нашего опыта в нем (что мы думаем о себе, во что верим, как относимся к другим, что является истинным).

Группы потребностей человека

Потребности человека принято разделять по следующим группам:

  • социальные;
  • личные;
  • экономические;
  • творческие.

В целях понимания и трактовки теории коммуникации, представляющей собой научное знание о различных законах взаимодействия, нас интересуют, прежде всего, социальные и личные потребности индивида.

Компоненты коммуникации

В случае если не достигается взаимное понимание, можно говорить о том, что коммуникация не состоялась. Из этого следует, что в данном процессе активную роль играют обе стороны. Коммуникационный процесс представляет собой взаимодействие совокупности целого ряда компонентов. Вкратце рассмотрим основные из них.

Коммуникатор

Кодирующее устройство

Кодирующее устройство, или кодировка представляет собой вид преобразования информации коммуникатором. Существует письменная и устная кодировка.

Письменная кодировка бывает следующих видов:

  • электронная, когда буквы преобразуются в символы (0 и 1);
  • специальная, когда буквы преобразуются в звуки (к примеру, азбука Морзе).

Канал и декодирующее устройство

основные функции массовой коммуникации

Необходимо рассмотреть и такое понятие, как канал. Это средство передачи информации (совещания, письменная передача, устная передача, телефонные переговоры, отчеты, служебные записки, компьютерные сети, электронная почта и т. д.).

Барьеры и помехи

Передаче информации могут мешать барьеры и помехи. Существуют следующие их виды: возрастные, социальные, терминологические, расовые, языковые, экономические, политические, способности адресата воспринимать информацию, шумы, стереотипы, сбои техники и др.

Адресат, результат коммуникации, обратная связь

функциями коммуникации являются

Функции коммуникации

Как правило, функции коммуникации выделяют лишь в целях научно-прикладного или научно-исследовательского анализа. К примеру, это необходимо для консультационной деятельности. Модель взаимодействия можно построить, определив, какая из функций является основной, а какие - второстепенными.

Модели коммуникации

основные функции коммуникации

К настоящему времени в учебной и специальной литературе накопилось множество моделей коммуникации. Большинство из них описано исследователями в 20 веке. Однако еще Аристотель предложил первую из известных нам моделей. На основании ее можно определить задачи, функции коммуникации и ее значение. В своих работах "Риторика" и "Поэтика" мыслитель представил следующую модель: "оратор-речь-слушатель". Он указал на то, что данная классическая модель является универсальной, так как в полной мере отражает акт коммуникации как в письменной, так и в устной формах.

Тем не менее в первой половине 20 века, когда начали развиваться такие средства массовой информации, как кино, радио, телевидение, классическая модель была несколько изменена. В 21 веке, в связи с развитием компьютерной техники, экономической интеграцией и политической глобализацией данная модель требует еще более углубленного толкования. Вновь перед исследователями встает задача определить основные функции массовой коммуникации.

понятие коммуникации функции

Модель Якобсона

Функции коммуникации по Якобсону

В соответствии с моделью Якобсона, можно выделить следующие шесть функций:

задачи функции коммуникации

Передача информации влияет на поступки и действия человека, на его поведение, на состояние его внутреннего мира и его организованность. На это указывают и некоторые функции коммуникации. Специфика интересующего нас процесса заключается в том, что с его помощью психические миры людей взаимодействуют друг с другом.

Однако только ли люди способны вступать в этот процесс? Как мы отметили выше, в нескольких смыслах можно рассматривать понятие коммуникации. Функции ее, описанные выше, присущи человеческому общению. Однако это не означает, что коммуникация может осуществляться лишь в мире людей. Предлагаем вам познакомиться с ее многообразием.

Многообразие коммуникации

Итак, этот процесс отмечается не только в человеческом обществе. Коммуникация характерна также для животных (язык пчел, токование глухаря, брачные танцы птиц) и для механизмов, то есть предметов, созданных человеком (канализация, трубопроводы, телефонные и телеграфные сигналы, транспорт). Коммуникации особого рода можно наблюдать даже в неживой природе. К примеру, она осуществляется между некоторыми растениями.

В частности, африканская акация, выбрасывая особые ферментные соединения в окружающее пространство, сообщает другим акациям о нашествии жирафа, который поедает древесные побеги. Листья деревьев, получивших эту информацию, быстро приобретают качества, с точки зрения животного характерные для несъедобной пищи. Описанному выше процессу присущи основные функции коммуникации и ее признаки. Это означает, что его можно охарактеризовать интересующим нас термином.

Само понятие, роль, функции коммуникации мы вкратце описали. Представленный выше материал раскрывает основные аспекты данной темы.

Читайте также: