Сообщение учителя как метод введения новых теоретических сведений

Обновлено: 30.06.2024

Теоретический материал, представленный в учебниках был и остается основным средством обучения в школе. За последнее десятилетие в этой области произошли кардинальные изменения.

Так, современный школьный учебник, реализуя содержание образования, призван систематизировать и интегрировать сведения, полученные учащимися из различных каналов массовой информации.

С тех пор как в школах появились книги, работа с ними стала одним из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода — возможность для ученика многократно читать учебный материал в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. При использовании специально разработанных, так называемых программированных учебников эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний, умений. Учебник должен учить ученика учиться.

ВложениеРазмер
kursovaya_rabota._ponamaryova.docx 68.74 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Кафедра теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы

Глава I. Формирование знаний на уроках русского языка как методическая проблема……………………………………………………………………..…….5

§1. Виды знаний в учебнике М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской………………………………………………………………. 5

§2. Работа над теоретическим материалом в учебнике М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской……………………………………………..6

§ 3.Работа над теоретическим материалом в учебнике под редакцией М.М.Разумовской……………………………………………………………..…11

Глава II. Практическая методика……………………………………………….16

§1. Из опыта работы учителей с новым материалом………………………….16

Теоретический материал, представленный в учебниках был и остается основным средством обучения в школе. За последнее десятилетие в этой области произошли кардинальные изменения.

Так, современный школьный учебник, реализуя содержание образования, призван систематизировать и интегрировать сведения, полученные учащимися из различных каналов массовой информации.

С тех пор как в школах появились книги, работа с ними стала одним из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода — возможность для ученика многократно читать учебный материал в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. При использовании специально разработанных, так называемых программированных учебников эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний, умений. Учебник должен учить ученика учиться. А для этого по форме изложения он должен быть краток, лаконичен, содержать в себе необходимый материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, содержать в себе необходимый и достаточный объем фактического материала. [1] Причем, материал, содержащийся в учебнике, как и в учебных пособиях, одновременно должен отражать изложение подлинной науки, быть доступным соответствующим возрастам учащихся, учитывать их интересы, особенности их психических процессов — восприятия, мышления памяти; стимулировать потребности, волю школьников в познании их ответственность в процессе обучения. Систематическое изложение учебного материала в учебнике должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью [2] . Только так учебник как дидактическое средство обучения и как источник самостоятельного добывания школьником знаний может возбуждать интерес ученика к знаниям и самому процессу познания, стимулировать у него потребность в самообразовании.

Актуальность этой темы бесспорна, так как знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к школьникам, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий в работе и с учебной литературой. В данном конкретном случае в работе с теоретическим материалом.

Объект исследования: теоретический материал в учебниках разных авторов.

Предмет исследования: учебно-методические комплексы по русскому языку.

Цель исследования: проанализировать теоретический материал в действующих учебниках, методы его изучения.

Задачами исследования являются:

1. Проанализировать теоретический материал в действующих учебниках русского языка;

2. Охарактеризовать методы работы с новым материалом;

3. Разработать технологическую карту урока получения нового знания;

Методы исследования: теоретический анализ.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения; двух глав; заключения; списка литературы.

Глава I. Формирование знаний на уроках русского языка как методическая проблема.

§1. Виды знаний в учебнике М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской.

Необходимо отметить, что в содержание школьного курса входят графика, орфография и пунктуация, так как в школе изучаются обе формы существования русского литературного языка — устная и письменная.

3.Способы деятельности не отражены в программе. О них рассказывается в учебниках, где они представлены в виде образцов рассуждений, которые представляют собой алгоритмы действий учащихся.

Образец рассуждения: Чтобы правильно написать глагол на -тся или -ться, нужно: 1) определить, от какого слова зависит глагол; 2) поставить к глаголу вопрос; Например: Кто умеет (Что дела ть ?) весели ться , того горе (Что дела ет ?) бои тся .

[Т.А. Ладыженская. Русский язык 5 класс, ч.1, с.42.]

§2.Работа над теоретическим материалом в учебнике М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской.

Многие разделы школьного курса русского языка усовершенствованы, некоторые и вовсе введены заново. Например, сегодня в функционирующих учебниках существуют разделы "Лексика", "Морфемика", "Словообразование", которые ранее не изучались в средней школе. Обновлены разделы "Фонетика и графика", "Морфология", "Синтаксис", "Орфография", "Пунктуация" и др. Так, например, в разделе "Синтаксис" наряду с предложением изучается строение и значение словосочетаний; изучение орфографических правил основывается на осознании понятия орфограмма; части речи рассматриваются как лексико-грамматические классы слов и выделяются на основе трех признаков: общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической функции. Это свидетельствует о том, что трактовка и описание фактов языка в школьных учебниках соответствуют данным современной лингвистической науки.
Рассмотрим формы предъявления информации в учебниках. Авторы используют разнообразные способы подачи нового материала (введения новых знаний) в зависимости от характера языковых фактов и особенностей учебной задачи в каждом конкретном случае. Способ подачи нового материала обусловлен также возрастными особенностями учащихся.
В каждом из учебников проявляются те или иные тенденции в использовании способов введения новых сведений.

В учебниках для VIII и IX классов используется индуктивно-дедуктивный способ введения новых знаний: сначала выполняется ряд упражнений и заданий для первоначального ознакомления с изучаемым явлением (в основе анализа – его структурные особенности); затем следует дедуктивное изложение, в процессе которого обобщаются сделанные школьниками наблюдения и вводятся новые факты, характеризующие изучаемую единицу. Выбор такого способа подачи нового материала обусловлен целым рядом факторов: сложностью, многоаспектностью изучаемых единиц, разнообразием форм их проявления в языке и речи.

Следовательно, в каждом из учебнике выбор способа подачи новых сведений определяется, с одной стороны, задачами познавательного характера (стремление доступно, логично и доказательно описать факты и явления языка), а с другой стороны, задачами методическими (стремление научить школьников логике познания, умению анализировать и обобщать факты языка, строить высказывание на научную тему и т.п.).

В учебниках удачно решена еще одна серьезная методическая проблема – разграничение изучаемого материала по степени важности, необходимости, значимости. С этой целью используются, прежде всего, шрифтовые, условные графические и цветовые обозначения. Так, специальными обозначениями выделены изучаемые теоретические сведения, материал для заучивания, запоминания, теоретические сведения, требующие осознания, но не заучивания, материал для наблюдений. Задача учителя состоит в том, чтобы научить школьников ориентироваться в учебнике. Сведения, дополняющие основной теоретический материал, разъясняющий те или иные моменты, связанные с его характеристикой, ограничивающие действия основных правил, даются в примечаниях. Такой способ предъявления знаний активно используется в учебниках для VIII-IX классов, что объясняется, прежде всего, характером изучаемого материала.

Новые знания даются и в заданиях к упражнениям, если эти знания нужны для выполнения задания. Например, при изучении глагола в V классе в целый ряд упражнений входит материал, дополняющий содержание основного параграфа и способствующий формированию у школьников соответствующих умений и навыков: "Образуйте глаголы с помощью приставки вы- . Обозначьте спряжение. Учтите, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные.

Образец. Глядим - выглядим, II спр."

[Ладыженская . Русский язык,5 класс,ч.2. с.111].

Также в учебниках активно используются схемы, которые отражают суть изучаемого понятия. Схема наглядно изображает то, о чем говорится в основном учебном тексте. Часто схемы и таблицы используются для конкретизации фактов, о которых в них говорится. Так, при описании признаков составного именного сказуемого в тексте сказано о его структуре, а в таблице, дополняющей этот текст, конкретизированы способы выражения именной части сказуемого. Таким образом, при организации усвоения знаний по учебнику учитель должен тщательно продумать систему вопросов и заданий, направленных на анализ того наглядного материала, который органически связан с учебным текстом, конкретизирует, дополняет, восполняет его.

§ 3.Работа над теоретическим материалом в учебнике

под редакцией М.М.Разумовской

Учебный комплекс написан по оригинальной авторской программе, отвечает требованиям государственного образовательного стандарта по русскому языку, включен в Федеральный комплект учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации. Характерные черты учебника для каждого класса вытекают из общей концепции курса русского языка, реализующей идею синтеза речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой. Поэтому в учебниках усилена речевая направленность в подаче программного материала: систематически из года в год, из темы в тему учебник ориентирует на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности учащихся — навыков чтения-понимания, говорения, письма. Формируется представление о родном языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.

Учебники для каждого класса содержат два раздела, (как и программа)
1) систематический курс языка, с правописанием и элементами культуры речи;
2) раздел "Речь", включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста.

Активизируют их работу с текстом следующие задания: - Прочитайте текст сначала про себя, а потом вслух. Попробуйте пересказать текст [Разумовская. Русский язык,5класс, с.25]; - Выполните задания, используя текст упражнения [Разумовская. Русский язык, 5класс, с.45]; - Прочитайте текст, подготовьтесь к ответу на следующие вопросы [Разумовская. Русский язык, 5класс, с.16]; - Рассмотрите таблицу и решите: одному ли правилу подчиняется написание НЕ с наречиями, именами существительными и прилагательными [Разумовская. Русский язык, 7класс, с.100] и т.п. Таким образом, повышается самостоятельность школьников на уроках, дети учатся извлекать и применять информацию, причѐм не только из линейного текста, но в учебнике немало упражнений, предполагающих работу с таблицами и схемами (например, задания: рассмотрите схему и, используя данную в ней информацию, ответьте на вопросы – [Разумовская. Русский язык, 5класс, с.70].

Большое внимание авторами уделяется формированию лингвистической компетенции учащихся: в учебнике помещены фотографии известных лингвистов, краткие биографические сведения о них, озвучен тот неоценимый вклад, который каждый из них внес в развитие отечественной лингвистики . Это значительно расширяет кругозор учащихся.

Методы теоретического изучения языка используются пре­имущественно на уроках объяснения нового материала, при введении новых понятий.

наблюдение над языковым материалом;

образец рассуждения учителя о применении теоретических сведений на практике.

подбор и анализ примеров;

составление таблиц, схем и др.

Беседа состоит из следующих компонентов:

наблюдение над языковым материалом;

ответы на вопросы учителя, в результате которых школьники подводятся к умозаключению;

обобщение и образец практического применения правила, сделанные учителем.

Существенной в построении беседы является форма вопро­са. Учителю необходимо так сформулировать вопрос, чтобы он был полным, недвусмысленным, предполагающим развернутый ответ.

В методике преподавания русского языка выделяются вопросы, которые помогают пониманию, закреплению и контролю за усво­ением знаний.

Вопросы, помогающие пониманию языкового материала, делятся на две группы: аналитические и синтетические.

Среди вопросов аналитического характера выделяются: ритори­ческие, прямые аналитические и наводящие вопросы.

Особенность риторических вопросов в том, что они не требуют ответа от учеников. Учитель, задавая такие вопросы, по­буждает школьников к размышлению, дает возможность задумать­ся над языковым явлением, активизирует их внимание. Например, в процессе наблюдения над правописанием отыменных наречий и омонимичных им слов (В дали мелькнул белый парус. – Вдали го­лубой мелькнул белый парус) учитель задает вопрос: Как научиться различать правописание подобных слов? Далее идет объяснение учителя по теме.

Прямые аналитические вопросы, поставленные перед учениками, предусматривают точные ответы. Такие вопросы обыч­но задают на этапе закрепления, обобщения или повторения, на­пример: Какие глагольные признаки имеет причастие?

Наводящие вопросы помогают учащимся мыслить в пра­вильном направлении; например:

Выделите грамматическую основу в предложении С тоской гляжу в глубь леса. (Б. Пантелеймонов)

Почему это предложение односоставное? Есть ли в нем под­лежащее? Сравните грамматическую основу этого предложе­ния с грамматической основой предложения Я с тоской гляжу в глубь леса.

Вопросы, помогающие закреплению и обобщению изученного, могут быть обзорного и обобщающего характера. Обычно такие вопросы представлены в учебнике в конце темы или раздела. Эти вопросы с успехом могут быть использованы и как контролирующие усвоение знаний. Они дают возможность проверить уровень овладения языковыми фактами, терминологией, правила­ми, помогают определить сформированность отдельных языковых и речевых умений. К каждому уроку учитель готовит, кроме того, вопросы, позволяющие закрепить сведения о конкретном факте языка по изучаемой теме.

Чтение учебника – это метод самостоятельного знакомства уча­щихся с новым материалом. Его можно рассматривать как конт­ролирующий деятельность учащихся. Этот метод применяется в том случае, когда изучаемая тема знакома школьникам и не пред­ставляет для них трудностей.

Перечень основных групп методов обучения русскому языку. Изучение их особенностей и валяния на развитие языковых навыков школьников.

Нестерова И.А. Методы обучения русскому языку // Энциклопедия Нестеровых

Метод в дидактике

Термин "метод" характерен для всех областей знаний. Метод меняется в соответствии с особенностями учебного предмета. Есть ряд методов, которые используются независимо от того русский язык это, дидактика, педагогика или математика. Такие методы называют общими. Методы, которые используются только в конкретной области – частные.

В дидактике используют общие и частные методы для реализации успешного обучения в условиях школы. Дидактика занимается анализом и изучением методов обучения.

Метод обучения – система последовательных действий учителя и ученика в процессе овладения последним знаниями, умениями и навыками [1].

Методы обучения русскому языку

Дидактика занимается совершенствованием и подбором методов обучения школьников в зависимости от того, какие цели поставлены перед процессом. Сейчас подходы к методу, как к дидактической единице стремительно меняется в связи с расширением влияния развивающего обучения и интернет технологий.

В специальной литературе метод рассматривается как проблемный элемент, который подвержен изменениям по причине эволюции педагогики. Метод эффективен только тогда, когда направлен на достижение учебных целей, а содержание усваиваемых знаний в совокупности соспособами действия по их усвоению.

Метод бесполезен, если действия учителя не направлены на формирование у школьников интереса к предмету и внутренней мотивации к знаниям.

Мотивация в учебно-познавательной деятельности – психическое состояние, в котором проявляется отношение школьников к учебе.

Поддержание мотивации важно для педагогического процесса, так как её функции направлены на совершенствование учебного процесса.

Функции учебно-образовательной деятельности

Функции мотивации учебно-познавательной деятельности

Действия учителя и учащегося зависят от следующего:

  • над каким учебным материалом проводится работа;
  • источник знаний, из которого черпается информация.

В дидактике используют не только термин "метод", но и термин "приём".

В различных методах возможно использование одних и тех же приёмов.

На примере обучения русскому языку следует выделить следующие приемы:

  • приём "предметных действий";
  • приём составления плана;
  • обучающий диктант;
  • постановка проблемы.

Классификация методов обучения

Современная методика преподавания русского языка допускает несколько классификаций методов преподавания языка. Так, А.В. Дудников предлагает рассматривать методы, как способы мышления. Согласно его классификации существуют индуктивный, дедуктивный, индуктивно-дидуктивный и дидуктивно-индуктивный методы преподавания русского языка.

Индуктивный метод представляет собой наблюдение над конкретными языковыми фактами, которое позволяет учащимся сформулировать определенный вывод касаемо языкового явления.

Дедуктивный метод направлен на анализ от общего вывода к конкретному факту. На примере преподавания русского языка можно рассмотреть процесс изучения типов односоставных предложений. Сначала педагог пхарактеризует общие аспекты односоставных предложений, затем говорит о том, что они бывают глагольные и именные.

Дедуктивно-индуктивный метод основан на обратном порядке рядке работы от общего правила к конкретному языковому факту.

Индуктивно-дедуктивный метод направлен на применение сперва индукции, а затем дедукции.

А.К. Бабанский предлагает следующую классификацию методов обучения русскому языку:

  1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. К ним относят рассказ, беседу, лекцию, демонстрацию, проблемно-поисковые методы.
  2. Методы стимулирования и мотивации учения, а именно: мотивация, формирование познавательного интереса, дидактическая игра.
  3. Методы контроля и самоконтроля.

Классификация А.В. Текучева строиться на определенных признаках. Так, методы делятся по источнику получения знаний, по степени участия обучаемых в учебном процессе и по характеру и месту выполнения заданий.

Важное место занимает разделение методов на теоретические, практические и теоретико-практические. Данная классификация строится на трудах Л.П. Федоренко, который предположил, что основой классификации методов обучения русскому языку являются источники знаний.

Источники знаний

На основе источников знаний, отраженных на рисунке выше. Л.П. Федоренко выделил группы методов обучения русскому языку. Каждую группу методов, предложенных Л.П. Федоренко, рассмотрим отдельно.

Теоретические методы изучения русского языка

Использование теоретических методов наблюдается преимущественно при объяснении нового материала. Именно на данном этапе обучения происходит введение новых понятий. К числу теоретических методов относят:

Приемы, используемые при данных методах обучения русскому языку, отражены на рисунке ниже.

Приемы, используемые при данных методах обучения русскому языку

Другим распространенным теоретическим методом является беседа.

При обучении русскому языку деятельность учителя сводится к постановке вопросов по теме и контролю за деятельностью учащихся. Беседа активизирует мыслительный процесс у школьников, заставляет проявить коммуникативные навыки и позволяет выявить уровень восприятия информации учащимися.

Приемы беседы

Метод чтения учебника в обучении русскому языку не менее важен, чем все предыдущие. Этот метод направлен на знакомство учащихся с новым материалом. Он применяется, когда учащиеся уже знакомы с материалом и он не представляет для них трудности.

Теоретико-практические методы обучения русскому языку

Теоретико-практические методы – ещё один серьезный инструмент в руках знающего педагога на пути обучения школьников родному языку. К числу теоретико-практических методов обучения русскому языку в дидактике относят:

  1. диктант
  2. языковой разбор
  3. наблюдение
  4. реконструирование
  5. конструирование.

Диктант – учитель диктует текст, а школьники записывают его слова полностью или выборочно в зависимости от задач обучения. Метод эффективен при изучении норм орфографии и пунктуации.

виды диктантов

Основные группы диктантов представлены на рисунке выше. Каждый вид диктанта включает в себя несколько разновидностей. Например, к числу контрольных диктантов относят предупредительный, объяснительный, комментированный, выборочный и графический.

Обучающие диктанты могут проводиться практически на каждом занятии по материалу изучаемой темы

Еще одним теоретико-практическим методом обучения русскому языку называется языковой разбор. Суть этого метода состоит в том, что на уроке проводится анализ определенных языковых явлений. Он может быть частичным и полным. Языковой разбор проводится как в устной, так и в письменной форме. Каждый вид разбора имеет определенный порядок, согласно которому анализируют грамматические категории.

Использование данного метода направлено на обучение школьников умению различать грамматические и лексические значения слов. Языковой разбор стимулирует развитие логического мышления, языковой интуиции. Кроме того, метод языкового разбора формирует у учащихся умение строить суждения в процессе наблюдения за конкретной языковой единицей и воспитывает навыки самостоятельной работы.

Метод реконструирования состоит в изменении словоформ, синтаксических конструкций для того, чтобы учащимся было понятно, как строить предложения и тексты с использованием данных слов.

Метод конструирования направлен на развитие навыков самостоятельной работы у учащихся по составлению словосочетаний и предложений.

Практические методы обучения русскому языку включают в себя меды творческих заданий, упражнения по русскому язык у и метод проблемного обучения. Система практических методов включает в себя группу приемов, способствующих повышения эффективности обучения русскому языку.

Практические приемы

Теоретико-практические и практические методы, так или иначе, реализуются путем выполнения учащимися упражнений. Именно метод упражнений – основа формирования речемыслительных навыков при обучении русскому языку.

Упражнения бывают нескольких видов:

  1. рецептивные;
  2. репродуктивные;
  3. продуктивные.

В последние годы особую популярность получил метод проблемного обучения. Основа метода состоит в постановке перед учащимся проблемы в виде проблемной ситуации или проблемной задачи.

Проблемная задача всегда содержит проблемную ситуацию. Это побуждает учащихся рассуждать и логически мыслить.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации говорится о принципах научности, системности и доступности изучаемого материала, а такжже показаны спорные вопросы подачи научного теоретического материала по русскому языку.

Научность и доступность в изучении теоретического материала на уроках русского языка

Научность и доступность в изучении теоретического материала на уроках русского языка

Принцип научности Принцип научности ориентирует педагога на формирование у учащихся научных знаний. Он реализуется в анализе учебного материала, выделении в нем важных идей, использовании достоверных научных знаний, фактов и примеров, а также стандартных научных терминов. Реализация этого принципа требует от преподавателя… - исправлять фактические ошибки учащихся и организовывать на учебном занятии поиск и исправление таких ошибок; - применять новейшую научную терминологию, не пользоваться устаревшими терминами; - быть в курсе последних научных достижений в своем предмете; - поощрять исследовательские работы школьников; - находить возможность знакомить школьников с техникой экспериментальной работы, алгоритмом решения изобретательских задач, использования справочных материалов Источник: http://si-sv.com/publ/1/14-1-0-179

Спорные вопросы( комментарий экспертов учебников русского языка по Т.А. Ладыженской)

Читайте также: