Сообщение ученые 18 века
Обновлено: 02.07.2024
Антропов Алексей Петрович (1716–1795) – русский живописец. Портреты Антропова отличают связь с традицией парсуны, правдивость характеристик, живописные приемы барокко.
Аргунов Иван Петрович (1729–1802) – русский крепостной живописец-портретист. Автор репрезентативных парадных и камерных портретов.
Аргунов Николай Иванович (1771–1829) – русский крепостной живописец-портретист, испытавший в своем творчестве влияние классицизма. Автор известного портрета П. И. Ковалевой-Жемчуговой.
Баженов Василий Иванович (1737–1799) – крупнейший русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. Автор проекта реконструкции Кремля, романтического дворцово-паркового ансамбля в Царицыне, дома Пашкова в Москве, Михайловского замка в Петербурге. Его проекты отличали смелость композиции, разнообразие замыслов, творческое использование и сочетание традиций мировой классической и древнерусской архитектуры.
Беринг Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681–1741) – мореплаватель, капитан-командор русского флота (1730). Руководитель 1-й (1725–1730) и 2-й (1733–1741) Камчатских экспедиций. Прошел между Чукотским полуостровом и Аляской (пролив между ними теперь носит его имя), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды. Именем Беринга названы море, пролив и остров в северной части Тихого океана.
Боровиковский Владимир Лукич (1757–1825) – русский живописец-портретист. Его работам присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритмов с верной передачей характера (портрет М. И. Лопухиной и др.).
Волков Федор Григорьевич (1729–1763) – русский актер и театральный деятель. В 1750 г. организовал в Ярославле любительскую труппу (актеры – И. А. Дмитревский, Я. Д. Шумский), на основе которой в 1756 г. в Петербурге был создан первый постоянный профессиональный русский публичный театр. Сам играл в ряде трагедий Сумарокова.
Казаков Матвей Федорович (1738–1812) – выдающийся русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле (1776–1787); Московский университет (1786–1793); Голицынская (1-я Градская) больница (1796–1801); дом-усадьба Демидова (1779- 1791); Петровский дворец (1775–1782) и др. Проявил особый талант в оформлении интерьеров (здание Дворянского собрания в Москве). Руководил составлением генерального плана Москвы. Создал архитектурную школу.
Кантемир Антиох Дмитриевич (1708–1744) –русский поэт, дипломат. Просветитель-рационалист. Один из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры.
Лаптев Харитон Прокофьевич (1700–1763) – капитан 1-го ранга. Обследовал в 1739–1742 гг. побережье от р. Лены до р. Хатанги и Таймырский полуостров.
Ломоносов Михаил Васильевич (1711–1765) – первый –русский ученый-энциклопедист мирового уровня, поэт. Основоположник современного русского литературного языка. Художник. Историк. Деятель народного образования и науки. Обучение проходил в Славяно-греко-латинской академии в Москве (с,1731), Академическом университете в Петербурге (с 1735), в Германии (1736–1741), С 1742г. – адъюнкт, с 1745 г. – первый русский академик Петербургской академии наук. Член Академии художеств (1763).
Ползунов Иван Иванович (1728–1766) – русский теплотехник, один из изобретателей теплового двигателя. В 1763 г. разработал проект универсального парового двигателя. В 1765 г. создал первую в России паротеплосиловую установку для заводских нужд, проработавшую 43 дня. Умер до ее пробного пуска.
Поповский Николай Никитич (1730–1760) – русский просветитель, философ и поэт. Профессор Московского университета (с 1755). Сторонник и один из идеологов просвещенного абсолютизма.
Растрелли Варфоломей Варфоломеевич (1700–1771) – выдающийся русский архитектор, представитель барокко. Сын Б. К. Растрелли. Его работам свойственны грандиозный пространственный размах, четкость объемов, строгость прямолинейных планов в сочетании с пластичностью масс, богатством скульптурного убранства и цвета, прихотливой орнаментикой. Крупнейшими произведениями являются Смольный монастырь (1748–1754) и Зимний дворец (1754–1762) в Петербурге, Большой дворец в Петергофе (1747–1752), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752–1757).
Трезини Доменико (1670–1734) – русский архитектор, представитель раннего барокко. По национальности швейцарец. В России с 1703 г. (приглашен для участия в строительстве Санкт-Петербурга). Построил летний дворец Петра I (1710–1714), собор св. Петра и Павла в Петропавловской крепости (1712–1733), здание 12-ти коллегий (1722–1734) в Петербурге.
Фельтен Юрий Матвеевич (1730–1801) – русский архитектор, представитель раннего классицизма. Автор Старого Эрмитажа (1771–1787), ограды Летнего сада (1771–1784) в Петербурге. Участвовал в сооружении гранитных набережных Невы (с 1769).
Шелихов (Шелехов) Григорий Иванович (1747–1795) – русский купец, первопроходец. В 1775 г. создал компанию для пушного и зверобойного промысла на северных островах Тихого океана и Аляске. Основал первые русские поселения в Русской Америке. Провел значительные географические исследования. На базе созданной Шелиховым компании была в 1799 г. образована Российско-американская компания.
Шубин Федот Иванович (1740–1805) – выдающийся русский скульптор. Представитель классицизма. Создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов (бюсты А. М. Голицына, 1775; М. Р. Паниной, 1775; И. Г. Орлова, 1778; М. В. Ломоносова, 1792 и др.).
«Приложение метеорологии к земледелию ( 1786)
1763-проект универсального парового двигателя.
(Портрет не сохранился)
Российский историк, географ, экономист, публицист. Цель его деятельности - польза обществу.
Кулибин И.П., проект арочного моста.
Кулибин И.П., часы, подаренные Екатерине 2. 1764-1767. Хранятся в Эрмитаже.
Кулибин И.П., светильник, прототип современного прожектора.1779
Самоходная баржа по проекту Кулибина И.П.
Самокатка по проекту Кулибина И.П.
М.Ломоносов. Петровская баталия . Мозаика. 1762-1765. Санкт-Петербург. В здании Академии наук.
Реконструкция аэродинамической машины М.Ломоносова.
Портрет Петра I. Мозаика. Набрана М. В. Ломоносовым. 1754. Эрмитаж
Наука как социальный институт возникла в России при Петре I, когда в Сибирь и Америку им было отправлено несколько экспедиций, в том числе Витуса Беринга и Василия Татищева, первого русского историографа.
В 1725 году была открыта Петербургская академия наук, куда были приглашены многие известные учёные
В 1725 году была открыта Петербургская академия наук, куда были приглашены многие известные учёные Европы. Первое пристанище Московского университета (ныне не существующее).
Среди них был и Герхард Миллер, второй русский историк, автор норманнской гипотезы происхождения
Среди них был и Герхард Миллер, второй русский историк, автор норманнской гипотезы происхождения Руси , и знаменитый математик Леонард Эйлер, который не только писал учебники на русском языке, но и стал в Петербурге автором множества научных трудов.
Большой вклад в развитие русской науки сделал академик
Большой вклад в развитие русской науки сделал академик Михаил Ломоносов, авторству которого принадлежит закон сохранения массы. В 1755 году им был основан Московский университет.
В XVII—XIX веках возникли также университеты в
В XVII—XIX веках возникли также университеты в Дерпте, Вильно, Казани и Харькове. К концу XIX века состав университетов пополнился Варшавским, Киевским, Одесским и Томским. Казанский университет в 1830-е годы Главное здание университета в Дерпте.
В России появились школы выдающихся математиков:
В России появились школы выдающихся математиков: Н.И. Лобачевского, П.Л. Чебышёва — А.А. Маркова, М.В. Остроградского.
А. Г. Столетова и А. С. Попова,
физиков: А. Г. Столетова и А. С. Попова,
врачей: С. П. Боткина и Н. И. Пирогова
врачей: С. П. Боткина и Н. И. Пирогова
А. М. Бутлерова — В. В. Морковникова,
химиков: А. М. Бутлерова — В. В. Морковникова, Н. Н. Зинина, Ф. Ф. Бейльштейна,
Н. М. Карамзина, С. М. Соловьёва,
историков: Н. М. Карамзина, С. М. Соловьёва, В. О. Ключевского.
Д. И. Менделеев открыл в 1869 году один из фундаментальных законов природы — периодический закон химических элементов
Д. И. Менделеев открыл в 1869 году один из фундаментальных законов природы — периодический закон химических элементов.
Русская наука первой четверти 18 века развивалась под влиянием трёх взаимосвязанных процессов, истоки которых проявились ещё в предшествующем столетии
Русская наука первой четверти 18 века развивалась под влиянием трёх взаимосвязанных процессов, истоки которых проявились ещё в предшествующем столетии. Но, отмечая преемственность науки петровского времени с наукой 17 века, следует подчеркнуть, что это было не плавное развитие, лишённое качественных сдвигов, а скачок, сопровождавшийся появлением многочисленных новшеств.
При Петре впервые возникли: печатная газета, музей, регулярный город, специальные учебные заведения, ассамблеи и т
При Петре впервые возникли: печатная газета, музей, регулярный город, специальные учебные заведения, ассамблеи и т.д. в то же время многое из того, что в 17 веке лишь пробивало себе путь и проявилось в виде тенденции развития, в годы преобразований приобрело столь бурный рост и масштабность, что создавалось впечатление об отсутствии преемственности с предшествующим временем.
Петр является основоположником светского просвещения в
Петр является основоположником светского просвещения в России. Он всеми силами стремился не только вести в русском обществе европейские нравы, но и поднять русскую технику и просвещение на уровень европейских. Обмирщение школы, преобладание среди преподаваемых дисциплин точных наук является характерной чертой постановки образования.
Наряду с учебными заведениями, открытыми в первый период преобразований (Навигацкая,
Наряду с учебными заведениями, открытыми в первый период преобразований (Навигацкая, Артиллерийская школы – в 1701 году, Инженерная – 1712 году, Медицинское училище – 1707 году), сеть школ в дальнейшем пополнилась открытыми в 1714 году цифирными школами в губерниях. Дети изучали в этих школах арифметику и начала геометрии, причём в роли преподавателей выступали выпускники Навигацкой школы.
Чтобы удержать командные высоты в государстве, дворянство должно было овладевать знаниями
Чтобы удержать командные высоты в государстве, дворянство должно было овладевать знаниями. Поэтому обучение дворянских детей стало для них повинностью. Наряду с обучением в русских школах молодых дворян для овладения навигационным делом отправляли за границу. По прибытии в Петербург навигаторы держали экзамены, нередко в присутствии царя. Большинство дворянских недорослей, особенно из аристократических фамилий, стремились уклоняться от обучения, поэтому в 1714 году был издан указ, грозивший недорослям запрещением жениться.
С другой стороны, в надежде завоевать доверие царя за границу для обучения мореходству отправлялись немолодые дворяне
С другой стороны, в надежде завоевать доверие царя за границу для обучения мореходству отправлялись немолодые дворяне. Так, известный дипломат П. А. Толстой отправился в Венецию, уже имея внуков.
Наконец, самыми важными в системе петровского просвещения были технические специальные учебные заведения
Наконец, самыми важными в системе петровского просвещения были технические специальные учебные заведения. Самая известная из них – Навигацкая школа в Москве. В неё принимали детей от 12 до 17, а позже и до 20 лет. Приготовишки учили в двух классах русскую грамоту и арифметику. Потом – геометрию, тригонометрию с приложениями в геодезии, астрономии, навигации и мореплавании. Навигацкая школа в Москве
Для развития и распространения научных знаний была учреждена в
Однако ни в 1718 г., ни в ближайшие годы выполнить это намерение
Однако ни в 1718 г., ни в ближайшие годы выполнить это намерение Петру не удалось. Создание Академии затянулось отчасти в связи с тем, что Пётр был занят более неотложными делами, отчасти вследствие трудностей привлечения для работы в ней иностранных учёных. Царь настаивал, чтобы в Петербургскую академию были приглашены не учёные вообще, а крупнейшие учёные Европы, а те не отваживались ехать в далёкую северную страну.
Открытие Академии наук произошло уже после смерти
Открытие Академии наук произошло уже после смерти Петра – в 1725 г., когда состоялась первая конференция академиков. Среди академиков, приглашённых в Петербургскую академию наук, - крупнейшие учёные Европы: физиолог и математик Д. Бернулли, астроном и географ Делиль и др.
Здание Московского университета до пожара 1812 года
Здание Московского университета до пожара 1812 года.
Кунсткамера. Пропаганду научных знаний осуществляла также открытая в 1719 г
Кунсткамера. Пропаганду научных знаний осуществляла также открытая в 1719 г. для всеобщего обозрения Кунсткамера – первый в России естественно-исторический музей. Первые экспонаты для музея Пётр приобрёл ещё во время заграничного путешествия 1697-1698 гг.
Тогда он познакомился с двумя естествоиспытателями: анатомом
Тогда он познакомился с двумя естествоиспытателями: анатомом Фредериком Рюйшем, прославившимся умением искусно бальзамировать трупы, и зоологом Левенгуком, с помощью изобретённого им микроскопа открывшим переход крови из артерий в вены
Анатомическая коллекция Рюйша, которую тот собирал в течение полувека, была положена в основу
Приток экспонатов – монстров (уродов) и раритетов (редкостей) – увеличивался с каждым годом: из
Приток экспонатов – монстров (уродов) и раритетов (редкостей) – увеличивался с каждым годом: из Выборга прислали овцу, у которой вместо двух – четыре глаза и два языка; из Тобольска было получено несколько барашков: у одного из них восемь ног, у другого три глаза, два туловища и шесть ног.
В Нижнем Новгороде родился младенец с тремя ногами, а в
В Нижнем Новгороде родился младенец с тремя ногами, а в Уфе – с двумя головами. Они тоже оказались экспонатами Кунсткамеры.
В Кунсткамере хранились также пушки старинного литья, чучела птиц и животных, препараты по анатомии человека и т
В Кунсткамере хранились также пушки старинного литья, чучела птиц и животных, препараты по анатомии человека и т.д.
Кунсткамера и библиотека были в 1719 г
Крупный вклад в развитие отечественной науки внесли географы
К их числу принадлежит устюжский крестьянин
К их числу принадлежит устюжский крестьянин Владимир Атласов, назначенный приказчиком в Анадырский острог. На свои скромные средства Атласов в 1697– 1699 гг. составил первое этнографическое и географическое описание Камчатки. В 1713 – 1714 гг. русские землепроходцы побывали на Курильских островах.
Однако основных успехов отечественная география достигла в обследовании уже известных территорий и нанесении их на карту
Однако основных успехов отечественная география достигла в обследовании уже известных территорий и нанесении их на карту. Русские картографы Ф.Соймонов и К. Верден нанесли на карту Каспийское море и описали его.
В 1720 году карта была опубликована в
В петровское время было положено начало изучению производительных сил страны
В петровское время было положено начало изучению производительных сил страны. В 1720 году правительство организовало первую в России экспедицию для изучения Сибири, перед которой были поставлены исключительно научные цели.
Экспедиция, руководимая Даниилом
Экспедиция, руководимая Даниилом Мессершмиттом, собрала большое количество естественно-исторических и этнографических коллекций, характеризующих быт и религию сибирских племён, природу Сибири.
Поиски полезных ископаемых увенчались открытием залежей каменного угля в районах
Заключение. Новые явления, коль скоро они возникли, имеют свойство неодолимо развиваться, пробивать себе путь и в конечном счёте становиться определяющими
Заключение.
Новые явления, коль скоро они возникли, имеют свойство неодолимо развиваться, пробивать себе путь и в конечном счёте становиться определяющими. Конечно же, Россия лишённая выхода к морю, в конце концов его приобрела бы. Появились бы у неё и регулярная армия, и флот, и Академия наук, и мануфактурная промышленность, и профессиональные учебные заведения, люди стали бы брить бороды и носить европейскую одежду. Весь вопрос в том, когда бы всё это появилось.
Заслуга Петра в том, что он не ограничился пассивным созерцанием того, как зародившиеся до него процессы продолжали автоматически развиваться
Заслуга Петра в том, что он не ограничился пассивным созерцанием того, как зародившиеся до него процессы продолжали автоматически развиваться. Он властно вторгался во все сферы жизни страны и отдал свой незаурядный талант и кипучую энергию ускоренному развитию всех начал, возникших до него. Пётр как бы подстёгивал события.
Использованная литература. 1.
Использованная литература.
1. Павленко Н. И. Пётр Первый и его время. Москва, 1989 г.
2. Павленко Н. И. Пётр Великий. Москва, 1990 г.
3. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. Л., 1989 г.
4. Анисимов Е. В. Пётр Первый: рождение империи. История Отечества: люди, идеи, решения. Москва, 1991 г. ч.1.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Наука Наука в России, в 18 веке начинает быстро развиваться. Русское общество, взбудораженное реформами Петра I, ищет решения проблемы своих новых потребностей. В основном развивались естественные науки. В начале 18 века были предприняты экспедиции в различные территории государства, с целью составления карт, описания земель и изучения природных богатств. Особое значение отводилось совсем плохо исследованным, но в то же время стратегически важным регионам.
БЕРИНГ ВИТУС ИОНАССЕН (1681–1741) По поручению царя Петра I во главе 1-ой Камчатской экспедиции (1725–1730) он прошёл через всю Сибирь до Тихого океана, пересёк полуостров Камчатка и установил, что на севере сибирский берег поворачивает на запад. Первая экспедиция Беринга явилась прологом к дальнейшим исследованиям северо-востока Азии. Беринг был назначен руководителем 2-ой Камчатской (Великой Северной) экспедиции (1733–1743), в ходе которой было точнейшим образом исследовано сибирское побережье, открыты побережье полуострова Аляска и ряд островов Алеутской гряды.
ВИНОГРАДОВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1720–1758) В 1736 г. вместе с М. В. Ломоносовым и Р. Райзером был послан за границу, где изучал химию, металлургию и горное дело. По возвращении был направлен на учрежденную русским правительством "порцелиновую мануфактуру". Поскольку методы получения китайского и саксонского фарфора держались в секрете, Виноградов приступил к работе, не имея никаких данных о технологии производства. Разработал технологию производства и получил первые образцы фарфора, изготовленные из отечественного сырья (1752).
КОТЕЛЬНИКОВ СЕМЕН КИРИЛЛОВИЧ (1723–1806) Талантливый русский ученый, ученик М. В. Ломоносова и Л. Эйлера, автор "Книги, содержащей в себе учение о равновесии и движении тел" — первого русского учебника механики, наиболее серьезного из всех оригинальных и переводных трудов по механике, изданных в России в XVIII в.
КРАШЕНИННИКОВ СТЕПАН ПЕТРОВИЧ (1711–1755) Основатель русской научной этнографии, исследователь природы Камчатки. Труд ученого "Описание земли Камчатки", изданный в 1756 г., был не только первым русским сочинением, в котором давалось описание одной из областей Сибири, но и первым в западноевропейской литературе.
КРАШЕНИННИКОВ СТЕПАН ПЕТРОВИЧ (1711–1755) Основатель русской научной этнографии, исследователь природы Камчатки. Труд ученого "Описание земли Камчатки", изданный в 1756 г., был не только первым русским сочинением, в котором давалось описание одной из областей Сибири, но и первым в западноевропейской литературе.
КУЛИБИН ИВАН ПЕТРОВИЧ (1735–1818) Разработал проект 300-метрового одноарочного моста через Неву с деревянными решётчатыми формами (1772). В последние годы жизни изготовил фонарь-прожектор с отражателем из мельчайших зеркал, речное "машинное" судно, передвигающееся против течения, механический экипаж с педальным приводом. Прославился как автор изготовленных в подарок императрице Екатерине II удивительных часов, имевших вид пасхального яйца. В полдень часы играли сочиненный в честь императрицы гимн. Во второй половине суток они исполняли новые мелодии и стих.
ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (1711 – 1765) Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения, развития русской науки и экономики
"Петра Великого механик и токарного искусства учитель" был одним из выдающихся изобретателей, подготовивших переход от ремесленного производства к фабричному. В Санкт-Петербурге и Париже поныне хранятся станки русского ученого, опередившего техническую мысль Европы более чем на полвека. Главным его изобретением был механический суппорт токарного станка, позволивший изготовлять стандартные детали, а также скорострельная батарея (1741), подъемный винт для регулирования угла возвышения, механизм для подъема Царь-колокола и многие другие механизмы. НАРТОВ АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1693 – 1756)
Начало разработке многих новых направлений в науке России, развитию всевозможных научных исследований, было положено именно в XVIII веке молодыми талантливыми учеными, приехавшими из различных Европейских стран, а так же и молодыми российскими учеными. Есть много замечательных исследователей, о которых надо писать отдельно и подробно, т.к. эти страницы нашей истории науки чрезвычайно интересны и поучительны. ВЫВОД
Читайте также: