Сообщение творческое рассказывание о природе

Обновлено: 19.05.2024

1. Развернутость и полнота фраз, обеспечивающие понимание слушателями предмета речи.

2. Активность и произвольность, выражающиеся в умении говорящего выбрать главное, о чем нужно сказать и найти для этого соответствующую форму.

3. Организованность, понимаемая как необходимость для говорящего спланировать всю речь, логически связать ее отдельные компоненты.

Советские педагоги выделяют следующие качества связной речи, которые возможно сформировать у детей дошкольного возраста:

Достоверность – умение отобрать для высказывания или рассказа сведения, правильно отражающие знакомые детям явления объективно существующей действительности, в соответствии с заданной темой.

Точность и полнота содержания – достаточный объем и глубина отобранных сведений, лаконичная передача наиболее характерного и важного без излишней детализации.

Логичность – последовательность изложения мыслей, умение строить несложные суждения, умозаключения, выводы.

Точность отбора лексического материала.

Образность – наличие в речи различных изобразительных средств (эпитетов, сравнений, метафор)

Виды детских рассказов о природе:

Работа воспитателя по развитию монологической речи детей на основе ознакомления с природой может строится как обучение их следующим видам рассказов:

4. Сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе

5. Описательный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе

6. Описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года

7. Описательный рассказ о сезоне в целом

8. Описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы.

Сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе доступен детям 5-6 года жизни, поскольку в нем должны быть отражены конкретные знакомые им ситуации. Такой рассказ по образцу педагога возможен уже в средней группе детского сада.

Дети подготовительной к школе группы имеют уже более широкие знания о природе, а также некоторый опыт передачи в речи усвоенных ими связей и зависимостей предметов и явлений, детального и достаточно полного их описания. Это позволяет воспитателю подвести их к самостоятельному составлению описательных рассказов.

Составление сюжетных рассказов о природе дается детям значительно легче, чем составление описательных. При обучении рассказыванию о природе на первом месте стоит сюжетный рассказ.

Толчком к составлению сюжетного рассказа о природе служат обычно разнообразные впечатления детей, полученные в ходе прогулок, экскурсий, труда.

Подготовка к составлению рассказа о природе начинается в процессе наблюдения.

Описательные рассказы о природе.

Научить ребенка составлять описательный рассказ о природе – значит не только пробудить его интерес к тому, о чем он рассказывает, но и помочь ему понять, почувствовать красоту описываемого предмета или явления и тем вызвать у него желание найти необходимые слова и выражения, чтобы передать это в своей речи.

Описательный рассказ – один из видов творческого рассказа.

Развитию выразительности детской речи способствуют различные задания, выполнение которых требует от ребенка самостоятельности, творческой активности.

Ветлугина выделяет следующие этапы усложнения творческих заданий для детей дошкольного возраста:

- Задания, дающие установку на новые для детей способы действий (сочини, придумай)

- Задания, заставляющие детей находить новые комбинации на основе старых, уже известных решений.

- Задания, выполняя которые дети сами планируют свою деятельность от начала до конца, выбирают художественные средства.

Методы формирования правильной устной речи и развития мышления детей. Ознакомление с некоторыми явлениями быта и природы. Апробирование приемов совместного рассказывания, образца рассказа и его анализа, плана рассказа. Виды детских рассказов о природе.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 12.05.2012
Размер файла 4,1 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Обучение детей родной речи важный этап в развитии ребенка. Речевое развитие ребенка впервые годы жизни оказывает решающие влияние на всю его последующую судьбу. Все сторонние развитие ребенка осуществляется на основе общения ребенка с взрослым. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.

1 Задачи по развитию речи и воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка.

Поэтому одна из главнейших задач детского сада - формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Развитие речи нужно связывать с развитием мышления ребенка. Освоения языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

Частных задач, соответствующих основным компонентам языка и речи, можно выделить семь:

1 Развитее словаря; (словарная работа осуществляется в связи с ознакомлением детей с окружающим миром)

2 Формирование грамматической стороны речи; (ребенок, осмысливая услышанное, он усваивает грамматический строй, познает модели языка.)

3 Воспитание звуковой культуры речи; (ребенок (под воздействием взрослых) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов)

4 Формирование разговорной (диалогической) речи; (умение детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка)

5 Обучение рассказыванию (монологической речи); (связная речь способствует формированию мышления, различных его качеств. У детей формируется умение слушать устные рассказы, не всегда сопровождаемые показом, понимать их, затем подражать прослушанному - пересказывать)

6 Ознакомление с художественной литературой; (слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения об их героях. Научиться запоминать и выразительно читать наизусть небольшие стихотворения. Пробудить у ребенка интерес к чтению и рассматриванию иллюстраций, научить правильно, обращаться с книгой)

7 Подготовка детей к обучению грамоте; ( умение слышать сказанное педагогом, умение ясно, точно, грамматически правильно выражать свои мысли. Звуковой анализ речи и составление предложений из двух - четырех слов и т.д.)

Каждая из указанных задач имеет и образовательную и воспитательную сторону, зависит от возрастных возможностей детей.

В ознакомлении детей с природой - основная задача в умственном воспитании - образовании у детей знаний о неживой природе, о растениях, животных и простейших, доступных чувственному восприятию детей, связях между объектами и явлениями природы. Неотъемлемая часть умственного воспитания - сенсорная культура. Она направлена на совершенствование анализаторов, накопления у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирование элементарных природоведческих понятий.

Усвоение детьми знаний должно быть тесно связанно с развитием их познавательных способностей, сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблюдательности, любознательности. Для развития мышления и формирования основ материалистического миропонимания нужно знакомить детей с предметами и явлениями природы, приучить их искать объяснения наблюдаемых явлений и подводить детей к осознанию связей и отношений между ними. В процессе осознания причинных связей и отношений между явлениями природы развивается мышление.

Интерес к природе тоже необходимо воспитывать. Показывая детям, что и как надо наблюдать у животных и растений, обращая их внимание на внешний вид, движения, повадки, воспитатель формирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней. Нужно только всегда учитывать возраст ребенка и знать, что привлекает его внимание в данном предмете или явлении.

В непосредственном соприкосновении с природой вместе с наблюдательностью развивается и любознательность.

В основе последней лежит ориентировочный и исследовательский рефлекс, развитие которого И.П.Павлов считал характерной особенностью человека. У детей дошкольного возраста этот рефлекс очень ярко проявляется в бесконечных вопросах к взрослым: что это? Как? Почему?

Удовлетворяя любознательность детей, нужно там, где это возможно, привлекать их самих к решению различных вопросов. Активное участие детей в разрешении поставленных вопросов развивает у них любознательность и делает интерес к природе более устойчивым. Данные исследований последних лет показывают, что развитие любознательности у детей старших групп повышается в связи с приобретением ими умений находить существенные признаки у растений и животных и устанавливать связи между строением отдельных органов и условиями жизни растений и животных.

В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое, трудовое и эстетическое воспитание.

В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения живому. Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Наличие в детском саду животных и растений, за которыми дети наблюдают и ухаживают, помогает воспитывать у них такие качества, как бережное отношение к природе, любовь и привычку к труду, ответственность за порученное дело.

Для воспитания у детей трудолюбия, бережного отношения к природе необходимо учить их простейшим приемам выращивания растений и ухода за животными. Очень важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда, чтобы работа на земельном участке развивала мышцы и укрепляла их нервную систему. Формируя такое качество, как трудолюбие, необходимо знакомить детей с трудом взрослых в природе, воспитывать уважение к их деятельности. Пребывание и труд детей в природе нужно использовать для укрепления их здоровья и физического развития.

Природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей. Знакомя их с природой, надо обращать внимание на шум леса, журчание ручья и пение птиц, форму и окраску листьев, запах цветов, движения животных и т.д. Необходимо, чтобы дети научились чувствовать прекрасное, с тем чтобы в дальнейшей своей жизни они умели воспринимать мир во всей его красоте и всем многообразии.

2. Особенности развития у детей монологической речи с помощью природного материала

Учить детей рассказывать -- это значит формировать его связную речь и развивать монологическую форму речи. Монологическую речь характеризуют следующие особенности:

1) развернутость и полнота фраз, обеспечивающие понимание слушателями предмета речи;

2) активность и произвольность, выражающаяся в умении говорящего выбрать главное, о чем нужно сказать, и найти для этого соответствующую форму;

3) организованность, понимаемая как необходимость для говорящего спланировать всю речь, логически связать ее отдельные компоненты.

Выделяют следующие качества связной речи, которые возможно сформировать у детей дошкольного возраста:

достоверность -- умение отобрать для высказывания или рассказа сведения, правильно отражающие знакомые детям явления объективно существующей действительности, в соответствии с заданной темой;

точность и полнота содержания -- достаточный объем и глубина отобранных сведений, лаконичная передача наиболее характерного и важного без излишней детализации;

логичность -- последовательность изложения мыслей, умение строить несложные суждения, умозаключения, выводы;

точность отбора лексического материала;

образность -- наличие в речи различных изобразительных средств (эпитетов, сравнений, метафор и т. д.).

Связная речь детей старшего дошкольного возраста отличается большей самостоятельностью: широко используются местоимения, числительные, прилагательные, дети пользуются связями подчинения и сочинения.

Например, при рассказывании по картине качественное изменение связной речи идет от простого перечисления изображенных предметов, их свойств и действий к последовательному, развернутому и достаточно полному рассказу. Если на первых этапах речь детей бедна, однообразна, употребляют неточные выражения, дополняют свой рассказ мимикой, жестами, то в процессе обучения рассказыванию речь их существенно меняется: дети связно излагают свои мысли, не затрудняются в подборе слов.

В старшем дошкольном возрасте становятся доступными различные виды творческого рассказывания, что объясняется приобретенным умением детей обобщать, анализировать, умозаключать, довольно большой словарный запас дает возможность ребенку дополнять рассказ сравнениями, вводить описания, прямую речь.

Это доказывает, что воспитатель должен специально учить ребенка рассказывать о природе, т. е., с одной стороны, дать им достаточные знания, позволяющие составить относительно полный и точный рассказ о каком-либо предмете или явлении природы; с другой стороны, развивать умение детей формулировать свою мысль, отобранные сведения подавать по возможности логично и последовательно.

Умение рассказывать о природе формируется у детей постепенно. И если сначала они преимущественно копируют образец речи педагога, поскольку сами не могут составить полный и точный описательный, или четкий сюжетный рассказ о природе, то постепенно под руководством воспитателя, а потом и самостоятельно достаточно грамотно, точно и образно выражать свои мысли.

Особое внимание обратить на составление сюжетных рассказов о предметах и явлениях природы с включением в них небольших описаний природы. Добиваться, чтобы дети научились самостоятельно составлять достаточно логичные и последовательные сюжетные и описательные рассказы о природе.

3. Методы обучения детей составления рассказов о природе

Методы обучения, разработанные дидактикой, конкретизируются в каждой отдельной методике. Метод обучения - способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение детьми знаний, умений и навыков. В методике обучения родному языку можно выделить несколько групп методов;

Наглядные методы; если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов, показ картин и фотографий, кинофильмов и диафильмов.

Словесные методы; в детском саду используются реже, чем в школе. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные произведения, предусмотренные программой. Используются и более сложные методы - заучивание наизусть, пересказ. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяют или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций), или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки - предмета и т. д.).

Практические методы; цель этих методов - обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер. Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная) - универсальный метод закрепления знаний и умений. Эти же методы применимы для обучения рассказыванию.

При ознакомлении детей с некоторыми явлениями быта и природы на занятиях могут быть использованы методы трудового характера (черенкование, приготовление пищи).

Существуют разнообразные средства (формы, методы, приемы) ознакомления детей с природой. Выбор их зависит от воспитательно - образовательных задач, содержания программного материала и возрастных особенностей детей.

Основные принципы, определяющие средства осуществления поставленных задач, - единство воспитания и образования, наглядность и активность детей в познании и ведущая роль воспитателя. Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся наблюдение, эксперимент, труд, игры.

Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя, - рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов или их изображений. Методы приемы, используемые в работе, соединяются, например: наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т.д.

Выделены и апробированы в многолетней практике следующие приемы.

2. Образец рассказа - краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем (сколько предложений), облегчает подбор словаря, способов внутритекстовой связи (перехода от начала к середине и концу). Образец следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Используется в начале занятия. Поощряется, если дети проявляют элементарную самостоятельность. Не следует давать образец полностью исчерпывающим, охватывать все стороны содержания картины или темы-события. Иначе он будет сковывать детскую мысль, провоцировать на дублирование услышанного от воспитателя. Детей старших групп образец помогает анализировать, сравнивать, оценивать.

Использования частичного образца рассказа (начало или конец) тоже облегчает задачу самостоятельного созидания текста.

3. Анализ образца рассказа - привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа (с чего начинается рассказ, о чем говорится потом, и концовка рассказа). Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов. Он подсказывает им план будущих рассказов.

4. План рассказа. Это 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План рассказа используется во всех видах рассказывания.

1). При описании игрушек - помогает последовательному вычленению и характеристике деталей, признаков и качеств.

2). В повествовании - отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета.

3). В рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке.

5) Коллективное обсуждение - этот прием необходим в творческом рассказывании. Он помогает разнообразить и обогатить содержание монологов, закрепить представление об их структуре.

6) Коллективное составление рассказа - используется на начальном этапе обучения рассказывании. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми, потом воспитателем отбираются интересные высказывания и он же повторяет весь рассказ целиком. Затем рассказ повторяют дети. Ценность этого приема в том, что он позволяет наглядно представить механизм составления связного текста (начало, середина, конец) и активизировать всех детей.

7) Составление рассказа подгруппами (командами). Этот прием используется в рассказывании по серии сюжетных картинок. Дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать по одной из 4-х картинок (2 - 3 - 4 картинки). В рассказывании на свободную тему дети вместе составляют текст рассказа и предлагают вниманию всей группы.

8) Составление рассказа по частям - также разновидность коллективного рассказывания. Каждый из рассказчиков создает часть текста (так же как и в примере рассказывания по сюжетным картинкам). Но этот прием используется при описании многоэпизодных картинок.

9) Моделирование - один из новых приемов, использующихся в старших и подготовительных группах. Модель - это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании.

Ознакомление детей старшей и подготовительной к школе групп с природой происходит в основном путем наблюдений на экскурсиях, прогулках, во время игр и труда.

В этих группах большое место отводится беседам, рассказам воспитателя с использованием картин, диафильмов и кинофильмов, чтению художественной литературы.

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Рассказывание детей о природе в развитии речи

Коломийчук Елена Владимировна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №23
комбинированного вида
Петроградского района Санкт-Петербурга

Учить детей рассказывать – это значит развивать у них монологическую форму речи. Монологическую речь можно характеризовать следующими особенностями:

  1. Развёрнутость и полнота фраз, обеспечивающие понимание предмета речи.
  2. Актуальность и произвольность, выражающиеся в умении говорящего выбрать главное, о чём нужно сказать, и найти для этого соответствующую форму.
  3. Организованность, понимаемая как необходимость для говорящего спланировать всю речь, логически связать её отдельные компоненты.

В связной речи важным является как содержание, так и форма речи. Содержание речи влияет на выбор формы, но и правильно, точно выбранная форма речи помогает лучше донести до слушателя её содержание.

В развитии связной речи можно выделить следующие качества, которые возможно сформировать у детей дошкольного возраста:

- достоверность – умение отобрать для высказывания или рассказа сведения, правильно отражающие знакомые детям явления существующей действительности;

- точность и полнота содержания – достаточный объём и глубина собранных сведений, лаконичная передача наиболее характерного и важного;

- логичность – последовательность изложения мыслей, умение строить несложные суждения, умозаключения, делать выводы;

- точность отбора лексического материала;

- образность – наличие в речи различных изобразительных средств (эпитетов, сравнений, метафор и т.д.).

В связи с разнообразной речевой деятельностью детей дошкольного возраста в их речи происходят качественные изменения. Они связаны с тем, что ребёнок от односложных высказываний о наблюдаемых объектах постепенно переходит к более сложным формам речевого общения.

Умение рассказывать о природе формируется у детей постепенно. И если сначала они преимущественно копируют образец речи взрослого, поскольку сами не могут составлять полный и точный описательный или чёткий сюжетный рассказ о природе, то постепенно, по мере накопления знаний и установления для себя некоторых связей, зависимостей и закономерностей в природе начинают под руководством воспитателя, а потом и самостоятельно достаточно грамотно, точно и образно выражать свои мысли.

Работу по развитию монологической речи дошкольников на основе ознакомления с природой можно строить как обучение следующим видам рассказов:

Данная последовательность видов рассказов обеспечивает постепенное усложнение работы по развитию монологической речи детей.

Сюжетный рассказ о природе на основе непосредственного восприятия доступен детям пятого-шестого года жизни, поскольку в нём должны быть отражены конкретные знакомые им ситуации. Такой рассказ по образцу воспитателя возможен уже в средней группе детского сада. Но знаний детей этого возраста ещё не достаточно, и, следовательно, ограничен круг передаваемых событий. По мере формирования у детей новых представлений рассказы по образцу становятся им неинтересны.

Дети старшего дошкольного возраста имеют уже более широкое знание о природе, а также некоторый опыт передачи в речи усвоенных ими связей и зависимостей предметов и явлений, детального и достаточно полного их описания. Это позволяет подвести их к самостоятельному составлению описательных рассказов. Наименьшую трудность вызывают описательные рассказы, построенные на сравнение разных времён года. Дети описывают события, которые они неоднократно наблюдали. Чтобы помочь детям в составлении такого рассказа, можно использовать пейзажные картины.

Труднее детям составлять рассказ о сезоне в целом, поскольку эта тема требует уже умения выделять существенное, отбрасывать детали, обобщать, рассказывать достаточно полно и не повторяться. Не сразу могут дети передать в рассказе и свои отношения к тому, о чём они рассказывают. Выработке умения раскрывать своё отношение к природе способствует эмоциональный настрой.

Самым трудным из всех видов рассказов о природе является описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы. Составление его требует от рассказчика определённой культуры восприятия и непременного проявления своего эстетического отношения к описываемому предмету, Дети же часто лишь перечисляют признаки и свойства предмета, рассказы их лаконичны и сухи, им не хватает слов для красочного описания явления.

Итак, составление сюжетных рассказов о природе даётся детям значительно легче, чем составление описательных. Этим отличается процесс обучения рассказыванию о природе от обучения рассказыванию на другие темы. Если при обучении рассказыванию на любые другие темы составление описательного рассказа предшествует сюжетному или сопутствует ему, то при обучении рассказыванию о природе на первом месте стоит сюжетный рассказ.

Цель: Развитие речи детей, активизация словаря, расширять представления о природе.

Задачи: Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы. Развивать умение составлять рассказ на предложенную тему, использовать образные слова и выражения, выразительно передавать своё эмоциональное отношение к объекту.

Предварительная работа: прогулки по школьному саду и в детском саду. Наблюдения за птицами, беседы о зимующих и перелётных птицах, чтение и пересказы рассказов о природе Чарушина, Г. Скребницкого, Пришвина,

В. Бианки, Н. Сладкова и др., рассказывание сказок о животных и растениях. Составление рассказов по картинкам и из личного опыта, придумывание сказок о природе.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас не просто занятие, а прогулка по парку. Представьте себе, что это у нас не группа, а настоящий парк. Как вы думаете, какое время года сейчас в парке?

Дети: Осень.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети (перечисляют признаки осени): Опали листья, стало холоднее, на деревьях мало листьев.

Воспитатель: Как можно сказать об осени, какая она?

Кто расскажет стихотворение об осени?

Воспитатель (читает стих.): Мягко стелет перед нами

Свой ковёр осенний сад.

Шелест листьев под ногами,

Дети: Листопад.

Воспитатель: Посмотрите, ребята какой я нашла листик. Какого он цвета? Что можно сказать об этом листике? (ответы детей)

Послушайте, ребята, я расскажу вам историю этого листика:

Воспитатель: Ну как, ребята, понравился вам рассказ?

Воспитатель (показывает листик ивы): Ребята, вы знаете с какого дерева этот листик? Давайте посмотрим на это дерево. Как оно называется? Какое это дерево по характеру: грустное или весёлое? Правильно, грустное. Как ещё можно сказать про ивушку: какая она? (печальная, плакучая).

Правильно, в народе ивушку так и называют: плакучая.

Ну-ка давайте послушаем, что говорит ивушка, а потом вы мне расскажете о ней.

Звучит спокойная, печальная музыка. Дети слушают.

Затем один ребёнок рассказывает рассказ об ивушке.

Воспитатель: Молодец …! Интересный рассказ получился. (вопросы к детям 1-2 по рассказу). Ну а теперь пошли дальше по парку.

Смотрите, какая ёлочка стоит. Скоро Новый год, давайте пройдём хороводом вокруг ёлочки.

Воспитатель: Ой, посмотрите, кто это там под ёлкой спрятался?

Дети: Это ёжик.

Воспитатель: Тише, ребята, а то ёжика разбудим. Вы знаете, что делают ёжики зимой?

Дети: Спят, впадают в спячку, как медведи.

Воспитатель: Давайте загадаем про ежа загадки. Кто знает загадки про ёжика?

Дети загадывают 2-3 загадки.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете для чего ёжику иголки?

Дети отвечают…

Воспитатель: Правильно, ёжику иголки нужны, чтобы защищаться от своих врагов. Захочет его кто-нибудь съесть, свернётся ёжик клубочком, торчат иголки во все стороны, никак не достать ежа.

Ребята, кто хочет придумать и рассказать рассказ про ёжика?

1-2 ребёнка рассказывают про ежа.

Воспитатель: Какие хорошие рассказы получились. Запомните их, ребята, потом расскажете своим мамам, папам…

Смотрите, какая красивая птица прилетела! Кто знает, как называют эту птицу?

Дети: Сорока.

Воспитатель: Правильно. Смотрите, сидит сорока на дереве и что-то нам рассказывает. Обратите внимание раскраску её оперенья. Какая она красивая! Какая она?

Дети описывают сороку.

Воспитатель: Интересно, о чём это она трещит. Наверно, она рассказывает, что приближается зима. Кто хочет рассказать о сороке?

Один ребёнок рассказывает о сороке.

Воспитатель показывает предмет, дети угадывают с какого дерева он.

(веточка ивы, лист тополя, шишка с ёлки, семена-крылатки с ясеня)

Воспитатель: Мы долго ходили по парку, устали, давайте отдохнём. Усаживайтесь поудобнее на полянке. Вот посмотрите бревно. Дерево стало старое сухое, его спилили, но оно продолжает жить в другом виде: на нём можно посидеть как на скамеечке.

Давайте вспомним, что интересное мы увидели и услышали в парке.

Дети вспоминают всё о чём говорили на занятии.

Воспитатель. Молодцы, ребята, все были внимательны и хорошо запомнили рассказы. Когда вернёмся в нашу группу, мы запишем наши рассказы о нашей прогулке и прочитаем всем в саду и дома, чтобы все радовались природе и берегли её.

Ну, вставайте, ребята, возвращаемся в сад. По пути домой давайте соберём букеты осенних листьев и украсим ими группу. До свидания, парк!

Читайте также: