Сообщение творческий и революционный путь белинского

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

БЕЛИНСКИЙ, Виссарион Григорьевич (1811— 1848) — великий русский революционный демократ, гениальный литературный критик и философ.

Ж и з н ь и деятельность. Белинский родился 1 (13) июня 1811 в городе Свеаборге, где отец его служил флотским лекарем. Детство Б. про­шло в городе Чембаре (ныне город Белинский) Пензенской губернии, где отец его был уездным лекарем. С детских лет Б. познал нужду, к-рая пре­следовала его в течение всей жизни. После обуче­ния в чембарском уездном училище (1822—25) и пензенской гимназии (1825—29) Б. поступил в

Деятельность Б., сыгравшая огромную роль в осво­бодительной борьбе русского народа против царизма и крепостничества, относится к 30—40-м гг. 19 в.

Юные годы

Будущий публицист родился 30 мая (11 июня) 1811 года в семье врача. Виссарион Григорьевич Белинский, биография которого отмечена интересом к литературе еще с детского возраста, был немногословным и замкнутым мальчиком.

Когда семья Белинских переехали из Финляндии в Россию, он начал обучаться в училище, а затем поступил в гимназию. С 1829 года Белинский уже числился в Московском университете на словесном отделении, несмотря на то, что тогда он ещё не окончил гимназии.

Начало творческой карьеры

В краткой биографии Белинского важно отметить, что в этом издании он публиковал обзоры новых произведений, заметки и статьи о театре, а также статьи, которые были посвящены творчеству таких именитых писателей, как Пушкин, Державин, Лермонтов.

Личная жизнь

Белинский был женат один раз. Его избранницей была Марья Васильевна Орлова, с которой он был знаком давно, но поженились они в 1843 году. Через пару лет у них родилась дочка Ольга, затем супруга родила критику ещё двоих детей — сына Владимира и дочку Веру. Двое последних скончались в младенчестве.

Смерть

В итоге, работая там, он смог написать ещё одну большую статью, а затем вновь уехал на лечение. Однако оно не помогло, и 26 мая (7 июня) 1848 критик скончался. Его публицистические заслуги ценятся до сих пор.

gzl-belinsky-06

gzl-belinsky-01

Как было сказано выше, в молодости Белинский пережил глубокое увлечение немецкой философией, эстетикой романтизма, идеями Шеллинга, Фихте, Гегеля. Существенное влияние на него оказали Станкевич и Бакунин, бывшие в ту пору убеждёнными гегельянцами. О том, насколько эмоциональным было восприятие Белинским гегелевского учения, свидетельствует его признание в письме Бакунину:

Однако верным гегельянцем критик был сравнительно недолго.

Уже в начале 1840-х годов он резко критикует рационалистический детерминизм гегелевской концепции прогресса, утверждая, что

В абсолютном идеализме Гегеля для него теперь

gzl-belinsky-05

Дальнейшая эволюция взглядов Белинского сопровождалась усилением критического отношения к философскому идеализму.

Религиозные убеждения молодости уступают место настроениям явно атеистическим В 1845 году Белинский пишет Герцену, что

Двумя годами позже в своём знаменитом письме к Гоголю он подвергает суровой критике религию и церковь. Эти настроения позднего Белинского вполне симптоматичны: в российском западничестве начинает доминировать идеология политического радикализма.

gzl-belinsky-09

Литературный критик Виссарион Белинский осудил писателя, ставшего

Власти разрешили публикацию письма Белинского только в 1905 году. До этого времени его распространяли в рукописном виде.

gzl-belinsky-03

И это усиленное сосредоточение каждого на своей идее вполне понятно и закономерно.

Но с тех пор прошли многие десятилетия. И дело не только в том, что нам теперь известно множество материалов, рассказывающих о жизни как Гоголя, так и Белинского. Пройден с тех пор большой исторический путь, который вполне убедительно показал, что взгляды Белинского и Гоголя (проведение социально-политических реформ и духовно-нравственное преобразование человека и общества) — это две неотъемлемые части целого, то есть — гармоничного развития общества. Без каждой из этих частей полноценное, эффективное развитие невозможно. Не конфликт, а синтез этих направлений должен быть: совершенно необходимо и одно, и другое.

Сегодняшнему читателю, особенно учитывая весь исторический опыт, произошедший со времен Гоголя и Белинского, должно было бы быть вполне понятно, что идеи, которые отстаивал каждый из них, вовсе не противоположны и не взаимоисключающи, а взаимодополняющи: это пути, ведущие к одной цели. Можно сколько угодно рассуждать о разнице во мнениях Гоголя и Белинского о путях развития России, но действенным может быть только сочетание их — сочетание внутреннего совершенствования и внешних преобразований.

То, что Гоголь и Белинский оказались довольно неравнодушными людьми своего времени, которые с тревогой и болью задумывались о настоящем и будущем России, — это тоже сближает, а не отдаляет их точки зрения. Показательно, что оба они в конце жизни оказались в опале за свои проповедническо-публицистические сочинения. Белинского только смерть спасла от преследований.

gzl-belinsky-11

О том, что грозило ему самому, можно догадаться по судьбе петрашевцев, в том числе Достоевского, отправленных на каторгу за чтение его письма к Гоголю. Сам же Гоголь, на которого и так уже ополчилась практически вся читающая публика, впал в немилость и у властей, по-видимому, за то, что осмелился всему обществу указать на то, что живёт оно далеко не по-христиански, и преподать всем свои советы как жить, в том числе и царю. Даже после смерти Гоголя, даже в некрологе его имя запрещалось упоминать в печати. Как известно, И.С. Тургенев, нарушивший этот запрет и опубликовавший некролог Гоголю, был за это арестован и наказан ссылкой в своё имение Спасское-Лутовиново.

Гоголь для Белинского — основатель новой эпохи в литературе, по его мнению с него

Критик был не только первым глубоким ценителем Гоголя, открывшим глаза современникам на величайшее значение его творений. Белинский явился борцом за Гоголя в яростной схватке со славянофилами, пытавшимися сделать писателя своим художником, когда у него были трагические минуты идейного кризиса.

На место, оставленное Пушкиным, становится Гоголь — так считал В.Г. Белинский.

gzl-belinsky-08

Белинский, благодаря своему таланту, мог увидеть и точно указать то особенное, что отличает одного писателя от другого. Особенно велики заслуги Белинского в осмыслении и разъяснении творчества Пушкина. С именем Пушкина Белинский соотносил все самые важные события и имена в русской литературе. Творчеству поэта посвящено одиннадцать статей. В них раскрывается новаторство и историческое значение творчества Пушкина для русской литературы. Но всё же Белинский в них не дошёл до понимания явления второго смыслового ряда в произведениях Александра Сергеевича, хотя, вроде бы, и подобрался к этой теме.

image12

Белинский считал, что

Стоит отметить, что в разные годы Белинский по-разному относился к творчеству А.С. Пушкина.

Гибель поэта потрясла Белинского, как и многих его современников.

Просто данная истина становится фактом и филологического понимания Белинского.

А в письме М.А. Бакунину от 14 января восклицает:

gzl-belinsky-04

Так, Белинским был уже прямо поставлен вопрос о мировом значении Пушкина, и в системе определяющих его оценок, наряду с гегелевским, появляются гомеровский и шекспировский критерии. Статьи Белинского о Пушкине представляют до сих пор лучший памятник величайшему русскому поэту.

gzl-belinsky-02

Для того, чтобы понять роль Белинского в литературе и общественной жизни, надо представить, на каком этапе находилось развитие русской культуры в целом в то время, когда начиналась деятельность Белинского, то есть во второй четверти ХIХ века. Россия к тому времени прошла огромный путь исторического развития, русский человек, русское общество — также. За время исторического развития был накоплен огромный духовный опыт, в котором нашли отражение многие составляющие российской жизни: своеобразие природных условий и исторического пути, быт, религия, внешние влияния и т. д. В народе сформировались гигантские залежи духовного содержания, которое, накапливаясь в течение многих веков, оставалось, по существу, невысказанным, скрытым, подобно полезным ископаемым в земле. Представление русского человека (и общества) о своём месте и своей роли в мире, о самом себе, свой оригинальный, неповторимый взгляд на жизнь и в её существе, и в разнообразных проявлениях, реакции на вызовы судьбы (исторической — в масштабах всего народа и личной — в масштабах человека), своеобразие устройства общества и взаимоотношений человека и общества — информация обо всём этом в исчерпывающем, избыточном объёме скопилась в исторической памяти, в бессознательном русского общества. Но информация эта была большей частью бесформенной, а значит, толком не освоенной и недоступной самому же её владельцу.

gzl-belinsky-07

Вот почему общество, объективно созревшее для самосознания, испытывало повышенную духовную жажду, стремясь освоить, осознать накопленное им же самим духовное содержание. В этом объективная причина возникновения Золотого века русской литературы. Дело не только в том, что именно в то время появились оригинальные и яркие личности (в частности, Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Толстой, Достоевский), но и в том, что они были тогда крайне востребованными. Ведь велика литература не может создаваться в атмосфере всеобщего равнодушия к ней.

В то же время неравнодушие публики возникает именно от желания осознать имеющееся у неё же самой содержание. То есть у писателя в этот момент имеется не только усиленный интерес публики к его творчеству, но и объективно великое поприще, потому что велико неосвоенное, невысказанное духовное содержание, накопленное народом.

Как подчеркивал Белинский,

Во-первых, в художественном образе её огромное количество.

Во-вторых, она особого качества — символическая, потому что художественные образы имеют таинственное свойство оставаться живыми, яркими, свежими, преодолевая века и даже тысячелетия. К тому же они воспринимаются читателями удивительно легко (в отличие, например, от научной информации) и запоминаются надолго. Так художественность (образность и символичность) теснейшим образом связана с народностью искусства и бессознательным народа.

Духовная жажда, жажда самопознания русского общества начала ХIХ века была во многом жаждой великой литературы, которая в дальнейшем и возникла. Её появление обществом явно предчувствовалось.

то что говорить о многих других читателях!

gzl-belinsky-10

Н.А. Некрасов и И.И. Панаев у больного В.Г. Белинского. Художник А. Наумов. 1881 год

7 июня 1848 года в возрасте 36 лет, в Санкт-Петербурге, в зените славы, не угасшей доныне, скончался первый критик России Виссарион Григорьевич Белинский. Всего четырёх дней не дожил он до пушкинских 37 лет. Но из них и четырнадцати ему хватило, чтобы увековечить своё имя.

АН СССР высоко признавала заслуги Белинского и учредила литературную премию его имени. Первоначально премия вручалась за работы, связанные с наследием критика, позже стала вручаться за книги, в которых рассматривался труд других революционных писателей; после развала СССР премия не вручается.


Свою жизнь кри­тик поло­жил на алтарь слу­же­ния рус­ской лите­ра­ту­ре и пре­дал ей то исклю­чи­тель­ное зна­че­ние, какое она зани­ма­ет в миро­вой куль­ту­ре и сего­дня. Уже в 1859 году начи­на­ют изда­вать собра­ние его сочи­не­ний, кото­рое насчи­ты­ва­ет 12 томов. А в сво­их ста­тьях о твор­че­стве Пуш­ки­на, Гого­ля, Гри­бо­едо­ва, Лер­мон­то­ва он один из пер­вых раз­вил тео­рию реа­лиз­ма, осно­вой кото­рой ста­ли такие эти­че­ские прин­ци­пы, как народ­ность, соот­вет­ствие дей­стви­тель­но­сти и современность.

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет об основ­ных вехах жиз­нен­но­го пути вели­ко­го рус­ско­го кри­ти­ка Вис­са­ри­о­на Гри­го­рье­ви­ча Белинского.

Детство и учёба в Пензенской гимназии

Вис­са­ри­он Гри­го­рье­вич родил­ся 11 июня 1811 года в кре­по­сти Све­а­борг (сей­час Суо­мен­лин­на, Фин­лян­дия) в семье флот­ско­го вра­ча. Его отец Гри­го­рий Ники­фо­ро­вич был сыном свя­щен­ни­ка села Белынь Пен­зен­ской губер­нии. Посту­пив в духов­ную семи­на­рию, ему, как и всем семи­на­ри­стам, по ста­рин­но­му обы­чаю было дано про­зви­ще по месту про­ис­хож­де­ния, так и появи­лась фами­лия Белын­ский. Не желая свя­зы­вать жизнь с духов­ной сфе­рой, Гри­го­рий Ники­фо­ро­вич оста­вил семи­на­рию и посту­пил в Санкт-Петер­бург­скую меди­ко-хирур­ги­че­скую ака­де­мию, отку­да был выпу­щен кан­ди­да­том хирур­гии в мор­ской гос­пи­таль в Крон­штад­те, а затем отправ­лен в кре­пость Свеаборг.

В Крон­штад­те Гри­го­рий Ники­фо­ро­вич позна­ко­мил­ся с доче­рью мор­ско­го офи­це­ра Мари­ей Ива­нов­ной Ива­но­вой, про­ис­хо­див­шей из бед­ной дво­рян­ской семьи. Вско­ре они поже­ни­лись. Кро­ме Вис­са­ри­о­на, у них были ещё дети: два сына, Кон­стан­тин и Ники­фор, и дочь Алек­сандра. Когда Вис­са­ри­о­ну испол­ни­лось пять лет, семья реши­ла вер­нуть­ся в род­ные края отца, в город Чем­бар Пен­зен­ской губер­нии, где Гри­го­рий Ники­фо­ро­вич был назна­чен уезд­ным лекарем.

Семей­ной идил­лии в доме Белын­ских не было. Как вспо­ми­на­ет сам Вис­са­ри­он и его дру­зья дет­ства, мать была жен­щи­ной раз­дра­жи­тель­ной, мало­об­ра­зо­ван­ной и не выка­зы­ва­ла осо­бой люб­ви к детям. Меж­ду супру­га­ми посто­ян­но слу­ча­лись ссо­ры и скан­да­лы. Жало­ва­ния лека­ря не хва­та­ло на нуж­ды семьи, что дава­ло ещё один повод к разногласиям.

У Гри­го­рия Ники­фо­ро­ви­ча не сло­жи­лись дру­же­ские свя­зи с жите­ля­ми Чем­бар. За пре­не­бре­жи­тель­ное отно­ше­ние к вос­крес­ным служ­бам и рели­ги­оз­ным празд­ни­кам, горо­жане счи­та­ли его воль­но­дум­цем и воль­те­рьян­цем, чем он вызы­вал к себе недо­ве­рие. Воль­те­ра Гри­го­рий Ники­фо­ро­вич дей­стви­тель­но читал, но уже крайне враж­деб­ны­ми отно­ше­ния сде­ла­лись из-за пря­мо­ли­ней­но­го и занос­чи­во­го харак­те­ра уезд­но­го лека­ря, не стес­няв­ше­го­ся выска­зы­вать всё, что он дума­ет пря­мо в гла­за пациентам.

В кон­це кон­цов, к нему ста­ли обра­щать­ся толь­ко в край­ней необ­хо­ди­мо­сти, а с появ­ле­ни­ем в Чем­ба­ре 9‑го егер­ско­го пол­ка, кото­рый имел сво­их док­то­ров, его прак­ти­ка сошла на нет. Гри­го­рий Нико­ла­е­вич стал мно­го выпивать.

Напря­жён­ная домаш­няя обста­нов­ка, посто­ян­ные скан­да­лы и при­стра­стие отца к спирт­но­му, есте­ствен­но, небла­го­при­ят­но вли­я­ли на детей. Вспо­ми­ная своё дет­ство, Вис­са­ри­он Гри­го­рье­вич писал:

Уже с ран­них лет буду­щий кри­тик нахо­дил покой в уеди­не­нии, про­во­дя вре­мя за книгой.

При этом Вис­са­ри­он Гри­го­рье­вич был люби­мым сыном отца, и внеш­но­стью, и по харак­те­ру он был похож на него. И хотя читать и писать маль­чик научил­ся не дома, а с уезд­ной вос­пи­та­тель­ни­цей, некой Ципров­ской, вовре­мя раз­гля­дев его стрем­ле­ние к зна­ни­ям и любо­зна­тель­ность, отец стал давать сыну уро­ки латин­ско­го язы­ка. Когда в 1820 году в Чем­ба­ре откры­лось уезд­ное учи­ли­ще, Вис­са­ри­он посту­пил туда.


Чем­бар­ское уезд­ное учи­ли­ще (сей­час город Белин­ский, Пен­зен­ская область)

Педа­го­ги­че­ский штаб вна­ча­ле состо­ял из одно­го смот­ри­те­ля — Авра­ама Гри­го­рье­ви­ча Гре­ко­ва, кото­рый пре­по­да­вал все пред­ме­ты. Поз­же коли­че­ство учи­те­лей уве­ли­чи­лось до двух. Неко­то­рые уро­ки стал вести Васи­лий Руба­шев­ский. Ситу­а­ция от это­го не улучшилась.

Педа­го­ги люби­ли выпить и часто остав­ля­ли детей во вре­мя заня­тий одних.

Толь­ко при­су­щая Вис­са­ри­о­ну уже с дет­ства само­сто­я­тель­ность и неве­ро­ят­ная пыт­ли­вость ума помог­ли обре­сти необ­хо­ди­мые зна­ния и раз­вить зало­жен­ные талан­ты. Об этом вре­ме­ни он вспо­ми­нал так:

В 14 лет в 1825 году Вис­са­ри­он Гри­го­рье­вич, окон­чив чем­бар­ское учи­ли­ще, посту­пил в пер­вый класс Пен­зен­ской муж­ской гим­на­зии, кото­рая состо­я­ла из четы­рёх стар­ших клас­сов. Пер­вые два года Вис­са­ри­он был одним из луч­ших уче­ни­ков, сре­ди гим­на­зи­стов имел попу­ляр­ность бла­го­да­ря ост­ро­умию и отста­и­ва­нию спра­вед­ли­во­сти, а сре­ди учи­те­лей обрёл ува­же­ние за ста­ра­тель­ность и увле­че­ние литературой.

Один из учи­те­лей гим­на­зии, Миха­ил Мак­си­мо­вич Попов, с кото­рым у Вис­са­ри­о­на ещё дол­гие годы после гим­на­зии сохра­ня­лись тёп­лые отно­ше­ния, рас­ска­зы­вал о Белин­ском-гим­на­зи­сте следующее:

Московский университет и литературный кружок

Несмот­ря на то что поезд­ка сто­и­ла семье боль­ших уси­лий, в авгу­сте 1829 года Вис­са­ри­он выехал в Моск­ву, кото­рая про­из­ве­ла на него силь­ное впе­чат­ле­ние. В пись­ме к род­ным он пишет:

Уже при въез­де в город не обо­шлось без курьё­за. У Вис­са­ри­о­на Гри­го­рье­ви­ча не ока­за­лось с собой мет­ри­че­ско­го сви­де­тель­ства (сви­де­тель­ства о рож­де­нии). Что это может повлечь за собой боль­шие непри­ят­но­сти, выяс­ни­лось у мос­ков­ской заста­вы, где его не хоте­ли про­пу­стить в город. К сча­стью, с ним вме­сте ехал его род­ствен­ник Вла­ды­кин, чело­век состо­я­тель­ный. Вис­са­ри­он назвал себя лаке­ем Вла­ды­ки­на и толь­ко после это­го был про­пу­щен через заставу.

Но на этом зло­клю­че­ния не закон­чи­лись. Несчаст­ный доку­мент ока­зал­ся необ­хо­дим для поступ­ле­ния в уни­вер­си­тет. В пани­ке, боясь про­пу­стить всту­пи­тель­ные экза­ме­ны и не посту­пить в этом году, Вис­са­ри­он Гри­го­рье­вич умо­ля­ет роди­те­лей как мож­но быст­рее при­слать необ­хо­ди­мые бумаги.

Одна­ко это толь­ко гипо­те­за, суще­ству­ет так­же вер­сия, что Вис­са­ри­он Гри­го­рье­вич сам поже­лал изме­нить фами­лию на более звуч­ную. Так или ина­че, уже сту­дент сло­вес­но­го факуль­те­та Вис­са­ри­он Белин­ский писал сво­им роди­те­лям в Чембар:


Мос­ков­ский уни­вер­си­тет. Худож­ник Д. Н. Афа­на­сьев. 1820‑е гг.

Зна­че­ние Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та в 1830–1840‑е годы труд­но пре­уве­ли­чить — он был цен­тром рус­ско­го обра­зо­ва­ния. Мно­гие выпуск­ни­ки тех лет ста­ли веду­щи­ми дея­те­ля­ми нау­ки и обще­ствен­но-поли­ти­че­ской жиз­ни стра­ны. На кур­се Вис­са­ри­о­на Гри­го­рье­ви­ча чита­ли лек­ции такие выда­ю­щи­е­ся лич­но­сти, как Миха­ил Гри­го­рье­вич Пав­лов и Иван Ива­но­вич Давы­дов, на заня­тие к кото­ро­му одна­жды при­шёл Алек­сандр Сер­ге­е­вич Пуш­кин. На стар­ших кур­сах начал пре­по­да­вать про­фес­сор тео­рии изящ­ных искусств и архео­ло­гии Нико­лай Ива­но­вич Надеж­дин. Посколь­ку в 1826 году кафед­ра фило­со­фии была закры­та, учё­ные пыта­лись вос­пол­нить про­бел в зна­ни­ях и на сво­их заня­ти­ях зна­ко­ми­ли слу­ша­те­лей с основ­ны­ми фило­соф­ски­ми учениями.

Как подо­ба­ет пыл­ко­му девят­на­дца­ти­лет­не­му юно­ше, Белин­ский со всей серьёз­но­стью отнёс­ся к сво­е­му про­из­ве­де­нию и воз­ло­жил на него чрез­мер­но боль­шие надеж­ды. Он верил, что тра­ге­дия непре­мен­но при­не­сёт ему день­ги для избав­ле­ния от нуж­ды и лите­ра­тур­ную сла­ву. В пись­ме к род­ным он сооб­ща­ет о сво­их планах:

После несколь­ких неудач­ных попы­ток пустить в ход тра­ге­дию, Белин­ский реша­ет­ся предо­ста­вить её в цен­зур­ный коми­тет, кото­рый состо­ял тогда из уни­вер­си­тет­ских профессоров.

Когда он вер­нул­ся через неде­лю, что­бы узнать даль­ней­шую судь­бу сво­е­го сочи­не­ния, его ждал не самый при­ят­ный ответ. Цен­зор Лев Алек­се­е­вич Цве­та­ев оце­нил рабо­ту по досто­ин­ству, но тра­ге­дия, в кото­рой осуж­да­лись кре­пост­ни­че­ские устои, вызва­ла гнев рек­то­ра Ива­на Алек­се­е­ви­ча Дви­губ­ско­го. Он назвал сочи­не­ние без­нрав­ствен­ным, бес­че­стив­шим уни­вер­си­тет. Дви­губ­ский при­ка­зал еже­ме­сяч­но достав­лять ему доне­се­ния о Белин­ском и при­гро­зил выгнать его за малей­ший проступок.

Раз­до­са­до­ван­ный Вис­са­ри­он Гри­го­рье­вич писал домой:


Моло­дой Вис­са­ри­он Белин­ский. Худож­ник К. А. Гор­бу­нов. 1832 год

Путь к литературной критике и «принятие действительности

Поло­же­ние дел ока­за­лось крайне небла­го­при­ят­ным, юно­ша был вынуж­ден искать любой зара­бо­ток. Сна­ча­ла это были какие-то уро­ки, потом Белин­ский попы­тал­ся пере­ве­сти фран­цуз­ский роман, но труд не при­нёс дол­го­ждан­но­го заработка.

В 1832 году Вис­са­ри­он Гри­го­рье­вич сбли­зил­ся с уни­вер­си­тет­ским сту­ден­че­ским круж­ком Нико­лая Васи­лье­ви­ча Стан­ке­ви­ча, кото­рый собрал вокруг себя мно­гих выда­ю­щих­ся пред­ста­ви­те­лей рус­ской моло­дё­жи. Они зани­ма­лись изу­че­ни­ем тру­дов немец­кой иде­а­ли­сти­че­ской фило­со­фии: Кант, Фих­те, Шел­линг и Гегель.

Чле­ном круж­ка был и Миха­ил Алек­сан­дро­вич Баку­нин. Белин­ский сра­зу под­пал под вли­я­ние буду­ще­го тео­ре­ти­ка анар­хиз­ма и с голо­вой погру­зил­ся в науч­ные и фило­соф­ские заня­тия. Поз­же в пись­ме Баку­ни­ну, Вис­са­ри­он Гри­го­рье­вич признавался:

Ста­тья про­из­ве­ла на чита­те­лей силь­ное впе­чат­ле­ние. В ней ещё чув­ство­ва­лось вли­я­ние Надеж­ди­на, кри­ти­ку­ю­ще­го роман­тизм за отвле­чён­ные меч­та­ния, и вли­я­ние круж­ка Стан­ке­ви­ча, из кото­ро­го Белин­ский почерп­нул идею лич­но­го само­раз­ви­тия, без­от­но­си­тель­но к окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­сти. Тем не менее сме­лым нис­про­вер­же­ни­ем ста­рых авто­ри­те­тов и лите­ра­тур­ных кано­нов, а так­же тре­бо­ва­ни­ем к искус­ству быть народ­ным, Белин­ский внёс в кри­ти­ку совер­шен­но новый стиль повест­во­ва­ния, а искрен­но­стью и стрем­ле­ни­ем к истине взял недо­ся­га­е­мую высоту.

Из-за ухуд­ше­ния здо­ро­вья Белин­ский вынуж­ден был занять денег у дру­зей и в июне 1837 года отпра­вить­ся на Кав­каз. Он про­вёл три меся­ца в Пяти­гор­ске, его здо­ро­вье улуч­ши­лось, но Вис­са­ри­он Гри­го­рье­вич про­дол­жал суще­ство­вать за счёт зай­мов и не мог не тре­во­жить­ся таким поло­же­ни­ем дел, о чём сооб­щал в пись­мах дру­зьям. Осе­нью 1837 года он воз­вра­ща­ет­ся в Моск­ву в мыс­лях о реше­нии финан­со­вых проблем.

Алек­сандр Гер­цен о Белин­ском тех лет вспоминал:

Жизнь в Санкт-Петербурге и смена взглядов

Кри­тик посе­лил­ся на Гряз­ной ули­це, близ Семё­нов­ских казарм, в дере­вян­ном двух­этаж­ном доме, в кото­ром занял одну ком­на­ту. Меж­ду тем дей­стви­тель­ность сто­лич­ной жиз­ни про­из­ве­ла не самое бла­го­при­ят­ное впе­чат­ле­ние на Белин­ско­го. Он так опи­сы­ва­ет пер­вые дни пре­бы­ва­ния в городе:

С той же силой и энер­ги­ей, какой защи­щал Вис­са­ри­он Гри­го­рье­вич разум­ность дей­стви­тель­но­сти, он взял­ся обли­чать поро­ки кре­пост­но­го пра­ва, неспра­вед­ли­вость и лице­ме­рие вла­стей, а от лите­ра­ту­ры тре­бо­вать реаль­но­го опи­са­ния жиз­ни людей и правды.


Вис­са­ри­он Белин­ский. Худож­ник К. А. Гор­бу­нов. 1843 год

Последние годы жизни и письмо к Гоголю

Вес­ной 1848 года ему ста­но­вит­ся хуже.


Н. А. Некра­сов и И. И. Пана­ев у боль­но­го В. Г. Белин­ско­го. Худож­ник А. Нау­мов. 1881 год

Белинский Виссарион Григорьевич

(1811—1848) — выдающийся представитель русской материалистической философии, великий революционер-демократ, основоположник революционно-демократической эстетики, гениальный литературный критик. Революционно-демократическое, материалистическое мировоззрение Белинского сложилось под влиянием нараставшей борьбы крестьянства против помещиков и царизма.

По мнению Белинского, смена одной исторической эпохи другой, переход от одной системы общественных отношений к другой отнюдь не носит случайного характера и не совершается по капризу правителей и законодателей; этот переход совершается в силу исторической необходимости, законосообразности. Однако научно обосновать идею исторической закономерности, привести её в соответствие с реальным ходом истории Белинский не мог: мешало его в основном идеалистическое понимание истории общества. Он не видел, что коренной и определяющей причиной борьбы классов, борьбы нового со старым является прежде всего способ производства материальных благ. Он ещё не выделял рабочий класс из общей массы угнетённых; пролетариат для него — только наиболее страдающий элемент общества.

Литературно критические произведения Белинского имели неоценимое значение для развития русской литературы. Они сохранили свою свежесть, своё значение и для настоящего времени. Советское искусство использует всё ценное, созданное Белинским в области эстетики и литературной критики, учится у него непримиримости ко всему отсталому в искусстве, воспринимает его идеи о высоком назначении передового искусства, о героическом служении народу, Родине.

Читайте также: