Сообщение творческая история романа отцы и дети герои 60х годов 19 века

Обновлено: 05.07.2024

Работа была начата И. С. Тургеневым в 1860 году на острове Уайт в Англии, а дописана в России в 1862. Произведение создавалось в Париже. Было написано в 1861 году, а затем несколько раз дописывалось из-за критики. Автор писал Достоевскому до публикации романа, что его будут ругать, но это пройдет, как летний дождик.

  • В первый год сочинения романа Тургенев дописывает первую половину, но потом понимает, что в Париже не может больше создавать произведение, и уезжает на родину. Ему нравится образ главного героя Евгения Базарова. В одном из писем автор пишет, что образцом этого персонажа является провинциальный доктор, с которым ехал в поезде. Молодой человек понравился писателю из-за своих взглядов, также были видны задатки нигилизма, только рождавшегося в то время.
  • Дописывает произведение в своем имении, затем возвращается в Париж и читает рукопись друзьям и знакомым, вносит исправления.

После правок и публикации непонятный образ Базарова вызвал множество разногласий. Критики писали статьи для обсуждения, какой смысл произведения и главного героя. Возникновение свежего образа, отвергающего все обыкновенное и великолепное, стало оригинальным гимном молодому скептическому направлению.

Ощущения Тургенева сбылись, потому что его ругали за возвышение разночинцев и за искаженный портрет демократа.

Когда писатель избавляется от напора Каткова, то подготавливает третье издание. Стремится восстановить первый текст, увеличивает критику отцов, вычеркивает подробности, очерняющие Базарова. Осенью 1862 года печатается исправленная версия. Роман посвящен близкому другу Белинскому.

Смысл, сюжет и проблематика произведения

В своем романе Иван Тургенев решил показать борьбу двух политических направлений. Весь сюжет произведения построен таким образом, что представили разных поколений и мировоззрений противостоят друг другу. К таким ярким представителям можно отнести следующих действующих лиц:

  1. Кирсанов Павел Петрович,
  2. Базаров Евгений.

По замыслу писателя в сюжете затрагиваются многие вопросы, которые были актуальны в XIX веке и до сих пор волнуют общественность:

  1. Отношение к труду,
  2. Преобразования в деревнях,
  3. Отношение к науке и искусству,
  4. Положение простого народа.

Но основная проблема, затронутая писателем, отражена уже в самом названии романа — взаимоотношения детей и отцов. Базаров не желает понимать принципы и интересы старшего поколения, считая их уже устаревшими. По мнению главного героя, основная цель в жизни — работать так, чтобы производить нечто материальное. Поэтому Евгений безразличен и к искусству, и к наукам, считая их бесполезными.

Со всем по-другому рассуждает Павел Петрович. Он считает, что есть вещи, которые будут всегда и которые ничем на свете заменить нельзя. Для него важны традиции и привычки, а тех изменений, которые происходят в обществе, он совсем не замечает. Поэтому между Евгением Васильевичем и Павлом Петровичем постоянно возникают споры, которые как раз и помогают раскрыть и понять идейный замысел тургеневского романа.

Несмотря на то что они по своему мировоззрению противники, эти герои имеют много общего:

  1. Самолюбие,
  2. Оказывают большое влияние на окружающих, но сами не подвержены чужому влиянию,
  3. Не умеют и не могут спокойно вести споры,
  4. Имеют сильный характер.

И, несмотря на все это сходство, Базаров и Кирсанов совершенно разные люди. И эта разница проявляется во многом:

  1. В происхождении,
  2. Воспитании,
  3. Образе мышления,
  4. Портретной характеристике,
  5. Образе жизни.

Базаров — нигилист. Он умеет разговаривать с крестьянами так, что они считают его своим человеком, а не барином. Кирсанов же оторван от народа. Павел Петрович бесцельно проводит свой каждый день, а Евгений желает постоянно трудиться.

Поэтому автор и решил провести всех своих героев через испытания любовью, ведь только так можно увидеть их душу.

Евгений Базаров — сильная личность, поэтому автор преднамеренно пытается провести его еще через одно испытание — смерть. Герой трагичен, но, даже умирая, он ведет себя как по-настоящему сильная личность. В последние минуты своей жизни Евгений думает не о себе, а о родителях.

Этапы создания

Остров Уайт

Незадолго до окончания работы в России отменяют крепостное право.

Демократическое направление романа усиливает то, что произведение посвящено В. Г. Белинскому. В роли главного героя видны черты Виссариона Григорьевича и качества народа его типа.

План для пересказа

План для подробного или краткого пересказа:

  1. Приезд домой Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова,
  2. История жизни братьев Кирсановых,
  3. Знакомство с Одинцовой,
  4. Посещение родительского дома,
  5. Поединок,
  6. Болезнь и смерть Базарова.

Базаров как злая пародия на Добролюбова


Однако сам Иван Сергеевич отрицал, что писал нигилиста Базарова с Добролюбова. По его словам, прототипом является молодой врач из провинции, с которым писатель познакомился, будучи в Англии. Тогда же, изучая взгляды нигилистов, отрицающих все общепринятые нормы, Тургенев решает наделить своего героя чертами, присущими приверженцам новой теории отрицания.

Сам писатель удивлялся, что до него никто не описывал в литературе нигилистов с их резкими взглядами и убеждениями. Получается, что именно он открыл этот новый тип людей.

Первые публикации и споры

Начало работы

Литература 10 класс Урок 339 Дата 07.12.18

Оборудование

: презентация, портрет писателя, толковый словарь

Планируемые результаты

:
знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути писателей-классиков;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении; выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения

1. Оргмомент

2.Актуализация знаний.

3. Определение темы и целей урока

Кто же такой И.С.Тургенев?

Демократ Нигилизм Либерал Либерализм Разночинцы-шестидесятники

5. Изучение темы урока.

Слово учителя

Эпиграфы: Главное в нём – это его правдивость.

Во всей теперешней литературе больше всего таланту у Тургенева.

Слово учителя.

И.С.Тургенев ценен для нас и своим глубоким патриотизмом. Полный веры в русский народ, он в своём творчестве показал скрытые в народе силы, его одарённость, его душевную красоту.

а) Детство Тургенева

Село Спасское принадлежало Лутовиновым. Последнею из Лутовиновых владела им девица Варвара Петровна, унаследовавшая его от дяди Ивана Ивановича.

Молодость её оказалась не из лёгких… Одиночество, оскорбления, побои– вот детство Варвары Петровны… В одну страшную ночь девушка бежала из дома… Полуодетая, пешком, прошла шестьдесят верст до Спасского. Там укрылась у дяди своего Ивана Ивановича. Здесь ждала тоже не сладкая жизнь – у крутого и скупого старика… Она прожила у дяди десять лет, ей шёл двадцать седьмой, когда неожиданно обратилась она во владелицу тысяч крепостных, тысяч десятин орловских и тульских земель…

Ей было уже под тридцать, когда в Спасское заехал молодой офицер Сергей Николаевич Тургенев… Варвара Петровна сразу в него влюбилась: отличался он редкостной красотой… В 1816году она вышла за него замуж. Сергей Николаевич Тургенев соединял в себя разные качества предков: был прям и мужествен, очень красив, очень женолюбив… Счастливою с мужем Варвара Петровна не могла быть – любила его безгранично и безответно. Через год у них родился сын Николай, затем Иван.

Детство Тургенева могло стать золотым – но не стало. Слишком суровой оказалась мать… Она очень любила сына – и очень его мучила. В этом же самом роскошном доме чуть не каждый день секли будущего владельца Спасского, за всякую мелочь, за каждый пустяк…

Вне же матери Спасское давало очень много. Тут узнал он природу, русских простых людей, жизнь животных и птиц. Здесь узнал он и поэзию книжную, кроме природы.

Отрочество и юность. Учёба.

В 1827 году Тургеневы переехали в Москву. Летом выезжали в имение: связь с деревней не прерывалась.

Иван остался в Москве, в пансионе Вейденгаммера .У Вейденгаммера провёл Иван года полтора, потом на несколько месяцев попал в армянский пансион и, наконец, оказался ещё в новом, у Краузе.

К 15-ти годам Тургенев был достаточно подготовлен, чтобы поступить в высшее учебное заведение. Осенью 1833 года он успешно сдал экзамены и был принят на словесное отделение Московского университета. Учился хорошо, но особого действия университет на него не произвел.

Успешно закончив первый курс в Москве, Тургенев перевелся на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. Вся семья в это время переехала в северную столицу. Там удобнее было жить с братом Николаем, поступившим в гвардейскую артиллерию. 30 октября 1834 года скончался отец-Сергей Николаевич. Умер он довольно молодым, сорока одного года.

Жизнь же в Петербурге сложилась неплохо. В Петербургском университете любимым профессором молодого студента был Петр Алексеевич Плетнев-ученый и поэт, близкий друг Пушкина.

Однажды профессор Плетнев пригласил Тургенева к себе на вечер.

Первый вечер начинающего, первая встреча с писателями!

И первый, кого он встретил в передней, был Пушкин, ни более, ни менее. Встреча эта оказалась мгновенной- как молния сверкнул Пушкин-Плетнев не успел даже их познакомить

А Пушкина он увидал еще однажды — за несколько дней до дуэли, на утреннем концерте, в зале Энгельгардта. Пушкин стоял у двери, скрестив руки, хмурый и мрачный. Тургенев кружил, как влюбленный, рассматривая и так, и этак… В сердце Тургенева Пушкин остался навсегда.

Тургенев окончил университет столь успешно, что ему предложили при нем остаться. Может быть, он и остался бы. Но, уехав на каникулы в Спасское, так увлекся охотой, что диссертации не написал.

В мае 1838 года Варвара Петровна провожала сына Ивана из Петербурга за границу. Сын уезжал в Германию изучать философию на родине Канта, Шеллинга, Гегеля. Берлинский университет был хорошо поставлен, привлекал юношей издалека. В то же время там слушали лекции Н. Станкевич, М. Бакунин, Т. Грановский, с которыми Тургенев близко сошелся.

В 1841 году Тургенев приехал из Европы. Он вернулся на родину нарядным и блестящим юношей. Любил франтить, поболтать, пустить пыль в глаза…

Летом Тургенев жил в Спасском, зимой в Москве с матерью. Часто появлялся в московских салонах, там, где можно было встретить Гоголя, Аксакова, Чаадаева. Думал сдать магистерский экзамен, получить кафедру философии. Ничего из этого не вышло.

С матерью уживался очень прилично…

В Берлине писал стихи, продолжал писать и в России.

В своих рассказах Тургенев правдиво и выразительно показал звериный облик крепостника-помещика, раскрыл душу народа, нарисовал прекрасные картины русской природы.

Все эти пьесы назывались комедиями. Но это не были пустые развлекательные фарсы. В своих драматических произведениях писатель обличал крепостнические нравы, показывал борьбу старого и нового в русском обществе.

Большинство пьес Тургенева было запрещено цензурой и попало на сцену много лет спустя.

И.С.Тургенев и Полина Виардо.

Полина Виардо была дочерью знаменитого испанского тенора Мануэля Гарсиа. Мать ее тоже пела, как и сестра Мария…

Полина с детства знала театр, слушала оперы, росла среди артистов.

Она рано начала выступать. Впервые — в Брюсселе в 1837 году, шестнадцати лет. Затем в Лондоне и Париже. Ее пригласили в Итальянскую оперу. В 1841 году она вышла замуж за директора этой оперы Луи Виардо – вряд ли по любви, скорее для жизненного укрепления. Виардо был на 20 лет старше ее, человек смирный, просвещенный, малозаметный – муж знаменитости…

Красотою Виардо не славилась. Выступающие вперед губы, большой рот, но замечательные черные глаза – пламенные и выразительные. Волосы тоже как смоль. В разговоре жива, блестяща, смела. Характер имела властный.

Тургеневу только что исполнилось 25. Полине шел двадцать третий. Началось знакомство. Он стал посещать их. Началось время, для него и сладостное, и нелегкое. Сладостное заключалось в том, что он полюбил. Трудность его положения заключалась в неравенстве сил.

Любила ли она его? В изяществе, уме, красоте молодого Тургенева было много привлекательного. Конечно, ей это нравилось. Еще нравилось – его любовь к ней. Но она не болела им. Он не имел над ней власти. Она не мучилась по нем, не страдала. А Тургенев ездил за ней по всей Европе.

Тургеневу смерть матери приносит свободу, независимость и богатство. Он получает Спасское. Раздел с Николаем прошёл легко. Дворовых он отпустил, крестьян перевёл на оброк.

В конце 1853 года, после длительных хлопот, было, наконец, получено разрешение покинуть деревню.

Не случайно, дорабатывая позже свой роман, Тургенев завершил его сценой героической гибели Рудина на парижской баррикаде 1848 года. Показывая на примере Рудина несостоятельность дворянства, писатель в тоже время понимает и ту роль, которую играли в русской общественной жизни такие люди, как его герой.

В конце 1850 – х годов в России возникает революционная ситуация. Резко обостряется борьба вокруг вопроса об освобождении крестьян. Тургенев не был сторонником революционных преобразований, но своим творчеством объективно служил делу народного освобождения.

Инсаров, Елена – это новые герои, каких не знала до того русская литература.

Сам же Тургенев в это время жил во Франции. К концу 50 – х годов у Полины Виардо стал пропадать голос. Оставаться в Париже, видевшем её триумфы, она не хотела. Выбрала Баден. И Тургеневу пришлось тоже выбирать между Парижем и Баденом. Но что – то вновь между ними произошло – сблизило.

В это же время писатель получил через посольство предписание явиться в Петербург : его обвиняли в сношениях с врагами правительства – Герценом, Огарёвым. Он должен был дать объяснения. В противном случае грозили конфискацией имущества. В январе в 1864 года Тургенев едет в Петербург, но в марте возвращается в Баден.

В начале 79-го года умер в России старший брат Тургенева Николай.

В феврале 79-го года писатель приехал в Москву по делу о наследстве, а в марте посетил Петербург. В его честь устраивают литературный обед, литературный вечер. Его чуть не выносят на руках после литературных чтений восхищённые слушатели.

В последние годы

Тургенев жил у Полины Виардо в Буживале.

Умер Тургенев 22 августа 1883 года. Отошедши, весь преобразился. Не осталось на лице следов страданий.

Гроб с телом писателя перевезли в Россию. 27 сентября в Петербурге, при огромном стечении народа, состоялись похороны. Тургенев, как он завещал, был похоронен на Волковом кладбище, недалеко от Белинского.

Лекция учителя

Роман написан в 1861 году. Время действия – 1855-1861 гг. – период, сложный для России. Роман посвящен памяти русского разночинца В.Г. Белинского и был создан в период отмены крепостного права. Россия переживала основательную ломку социальных, политических, духовных и нравственных отношений, это были годы бурных споров о будущем России.

Пристальный интерес писателя к человеку 60-х годов определил композицию романа. Композиция в романе кольцевая; Тургенев дважды проводит Базарова по кругу: Марьино — Никольское— дом родителей. Создается великолепный эффект: к тем же в схожие ситуации во второй половине романа приходит новый Базаров, познавший сомнение, мучительно старающийся сохранить свою Теорию, спрятаться за ней от нарастающей сложности реального мира.

Поражает лаконизм тургеневского повествования. Картины жизни русского общества в один из поворотных периодов его истории умещаются в рамках совсем небольшого произведения. Характерна такая особенность композиции романа: писатель вводит в него немного действующих лиц, отбирает наиболее существенные события. Перед нами предстает не вся жизнь героя, а лишь самые важные узловые моменты его биографии. Причем особую роль играют его столкновения с идейными противниками. Поэтому больше место в романе занимают споры. Диалог — главное композиционное средство раскрытия характера Базарова, его взглядов философских и политических. Лаконизм повествования достигается благодаря тщательному отбору точных слов.

Комментированное чтение 1 гл .романа

— Как вы думаете, почему автор посвятил свой роман В.Г. Белинскому? (Белинский был для Тургенева не только авторитетным критиком, отличавшимся резкостью, верностью, глубиной суждений, но и весьма характерным представителем демократического общества 40-х гг. Тургенев очень ценил Белинского представителем демократического общества 40-х гг. Тургенев очень ценил Белинского. Плебейство и демократизм критика (разночинец, сын флотского врача) послужили в какой-то мере источником качеств, похожих на Базарова

I глава. Зачитайте начало главы. Уже в первых строчках романа точно указывается год, месяц, число, когда начинается действие. Почему?

Итог. Рефлексия.

Домашнее задание:

главы 2-6, план, по группам -отметить характеристики героев, внешний вид , их точку зрения на науку, искусство, отношение к природе, народу.

Последняя редакция романа

Действие самого романа охватывает период с 1855 по 1861 гг., когда Россией позорно проиграна война с Турцией, происходит смена власти: на престол взошел Александр II, в чье правление проводятся различные реформы, в числе которых отмена крепостного права и реформа в области образования.

В романе показан рост авторитета образованных разночинцев-революционеров в обществе, и, наоборот, утрату аристократами своих социальных позиций. Писатель художественно изобразил в данном романе перелом общественного сознания России, при котором дворянский либерализм вытеснялся революционно-демократической мыслью. Базаров, являясь выразителем идей революционной демократии, противопоставлен в произведении братьям Кирсановым, лучшим представителям либерального дворянства.

В основе сюжета лежит острый социальный конфликт, идейная борьба мировоззрения Базарова с взглядами Кирсановых. Поколение 60-х годов XIX века противопоставляет себя старшему поколению - людям 40-х гг. того же века. Развитие капиталистических отношений, острая необходимость срочного разрешения крестьянского вопроса создало в стране предреволюционную ситуацию.

Время создания

Этапы работы

Приехав в Париж, И. С. Тургенев составляет четкий план своего произведения с мельчайшими подробностями и начинает работу. К весне 1861 года была написана половина романа.

Однако И. С. Тургенев признается, что за границей работа над задуманным произведением идет очень плохо. В мае 1861 года писатель возвращается в Россию и почти сразу заканчивает свой роман.

Год написания романа – 1861 г. В течение этого времени И. С. Тургенев не только написал свой роман, но и внес в него значительные правки.

После того как писатель заканчивает в конце июля написание произведения, он читает роман своим друзьям и по их рекомендациям делает исправления. Такая работа заняла три месяца.

Образ главного героя

Однако сам писатель отрицает, что прототипом Базарова явился Н. А. Добролюбов. По его словам, находясь в Англии, он познакомился с молодым провинциальным врачом, и именно из его образа стал зарождаться Базаров.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Система уроков по роману ИС Тургенева Отцы и дети

I. Беседа с учащимися по вопросам:

3. Расскажите о русской общественной жизни 60-х годов XIX века.

(В 60-е годы XIX века началась новая эпоха русской жизни. Определились враждующие силы общества: консерваторы, защищающие старые порядки, либералы, выступающие за постепенные изменения в общественно-политической жизни России (сам Тургенев – сторонник постепенных реформистских преобразований в стране), и демократы, настроенные на немедленное разрушение старых и установление новых порядков (герой Тургенева – Базаров – относится к этим силам.)

II. Реализация индивидуального задания.

история написания романа

В период работы над книгой Тургенева постигли разочарования. Одним за другим следовали разрывы с людьми, которых он ценил.

Затем возник конфликт с И. А. Гончаровым, что привело к разрыву отношений, вслед за этим (летом 1861 г.) произошла ссора с Л. Н. Толстым, чуть не закончившаяся дуэлью.

Рушилась вера Тургенева в силу дружеских чувств.

В характере Николая Петровича Тургенев запечатлел очень много автобиографического, отношение писателя к этому герою сочувственное.

У Павла Петровича Кирсанова оказались прототипы: Алексей Аркадьевич Столыпин, офицер, друг и родственник М. Ю. Лермонтова; братья Александр, Аркадий и Климентий Россет, гвардейские офицеры, близкие знакомые Пушкина.

Вопросы и задания:

1. Когда происходят события? Прочитайте начало романа.

2. Кто приезжает вместе с Аркадием? (Николай Петрович Кирсанов ожидает приезда сына, но Аркадий приезжает вместе с Базаровым, демократом-разночинцем, героем новой эпохи.)

3. Анализ пейзажа (описан в 3-й главе романа), представшего глазам Аркадия и Базарова по дороге в Марьино.

4. Каково положение крестьян? Какие детали пейзажа об этом говорят?

8. Кто же будет осуществлять необходимые преобразования? (Конечно же, новые люди новой эпохи, такие как Базаров, разночинец по происхождению и убеждениям.)

Домашнее задание.

1. Чтение романа (11–15-я главы).

2. Составить характеристику Н. П. Кирсанова.

3. Анализ поведения Е. Базарова в гостях. Его взаимоотношения с Аркадием и П. П. Кирсановым.

Урок №2. Е. БАЗАРОВ В СРЕДЕ КИРСАНОВЫХ. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕИ СОЦИАЛЬНЫЕ РАЗНОГЛАСИЯ ГЕРОЕВ

I. Опрос учащихся.

2. Есть ли прототипы у героев романа? Кто они?

4. Какова позиция писателя в споре либеральных дворян и разночинцев-демократов?

5. В чем суть основного конфликта романа? Как это отражено в произведении?

6. Как вы понимаете смысл названия романа?

7. Расскажите об эпохе 60-х годов XIX века (на материале романа).

II. Анализ содержания II главы романа. Встреча Евгения Базарова с Николаем Петровичем Кирсановым (чтение в лицах).

4. Почему при встрече с Николаем Петровичем Базаров не сразу подал ему руку? (А вдруг рука его повиснет в воздухе? Ведь аристократ Николай Петрович мог бы и не подать руки.)

III. Анализ содержания IV главы романа. Приезд Базарова вМарьино.

1. Какое впечатление производит усадьба Марьино?

2. Как ведет себя Базаров? Николай Петрович? (Николай Петрович старается не замечать развязные манеры гостя.)

3. Павел Петрович Кирсанов. Его внешность, манеры. (Внешность поражает изысканностью.) Тургенев сочувствует герою или иронизирует над ним?

4. Какую оценку братьям Кирсановым дал Базаров?

7. Как относятся к Базарову простые люди?

IV. Содержание и анализ X главы романа.

(В главе преобладает диалог. Тургенев – мастер диалогов.)

1. Выразительное чтение диалогов героев в лицах.

3. Взгляды на природу и искусство. Выявление авторской позиции. Присоединяется ли Тургенев к заявлению Базарова о том, что природа не храм, а мастерская? Отрицает ли он полностью кредо Базарова? Каким описанием природы заканчивает автор роман и почему?

В поединках Е. Базарова с П. Кирсановым истина не рождалась. Участниками спора двигало не стремление к ней, а взаимная нетерпимость. Оба героя были не вполне справедливы по отношению друг к другу.

Домашнее задание.

2. Ответить на вопросы:

1) Отношение героев к любви, женщине вообще.

2) Е. Базаров и Анна Сергеевна Одинцова.

3) История любви П. П. Кирсанова к княгине Р.

4) Счастливы ли Аркадий и Катя?

2. Как в этих словах характеризует Базаров жизнь революционеров?

4. Искренне ли А. Кирсанов вначале разделяет взгляды Базарова?

7. Какова роль Кукшиной и Ситникова в раскрытии идей нигилизма?

Для Тургенева способность человека любить – критерий его состоятельности. Своих героев писатель обязательно проводит через это испытание.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Какими изображает автор чувства Николая Петровича, их силу и глубину?

3. Одна из проблем романа – конфликт Базарова с миром дворянства. Взаимоотношения героя с Одинцовой – лишь разветвление этого конфликта. Каковы взгляды Базарова на любовь и женщин вообще? (У Базарова преобладает цинически-потребительский взгляд на женщину. До встречи с Анной Сергеевной Одинцовой Базаров никого не любил, поэтому у него сложилось превратное представление об этом чувстве.)

4. Что привлекло Евгения Базарова в Одинцовой? Как он себя ведет? (Анна Сергеевна очаровала Базарова своей красотой, женским обаянием, умением держаться с достоинством. Но настоящая любовь возникла тогда, когда Базаров увидел в Одинцовой умного собеседника и человека, способного его понять. Базарову необходимо духовное общение! Чувства Евгения Базарова глубоки.)

5. Цель жизни Одинцовой? Каково ее отношение к Базарову? (Цель жизни Анны Сергеевны – материальная обеспеченность, комфорт и спокойствие.Одинцова не отвечает на любовь Базарова. Ей просто хотелось увидеть у своих ног человека интересного, умного, не похожего на других. В политическом отношении Базаров был человеком, не верившим в те основы жизни, которые казались ей привычными. По социальному положению Базаров – бедняк, будущий лекарь, в лучшем случае – ученый. По характеру тургеневский герой резок и прямолинеен. Любовь Базарова к Одинцовой – событие, потрясающее основы его убеждений, ставящее под сомнение его философскую систему.)

8. Счастливы ли Аркадий и Катя? (Их чувства естественны, а потому прекрасны.)

9. Как следует понимать слова Тургенева о любви в эпилоге романа?

Домашнее задание.

1. Перечитать 27-ю главу и эпилог.

2. Ответить на вопросы:

1) Отношение Базарова к родителям.

2) Проанализировать сцену болезни и смерти Базарова. Какие качества героя проявились в последние часы жизни?

3) Поразмыслить над судьбой Базарова, если бы он остался жив. Почему роман не закончился смертью героя?

Цели: показать эмоциональное воздействие последних глав романа; помочь учащимся представить безысходное положение, в котором оказался Базаров, случайна ли болезнь героя и его смерть, каково отношение Тургенева к своему герою; раскрыть положительные качества Базарова, с особой силой проявившиеся в последние часы жизни (мужество, сила воли, верность своим убеждениям, любовь к жизни, женщине, родителям, таинственной Родине).

2. Какую роль сыграли родители в воспитании сына? Как они смотрят теперь на его деятельность? (Они помогали Евгению чем могли, чувствовали его необыкновенность.)

II. Выразительное чтение отрывка о смерти Базарова (с небольшими сокращениями).

III. Беседа с учащимися по вопросам:

1. Какие мысли и чувства вызывает Базаров в сцене смерти? (Восхищение силой характера, душевной стойкостью, мужеством, умением держаться до конца.)

2. Установите причину болезни и гибели героя. (Кажется, что заражение при вскрытии трупа – случайность, на самом деле это не так. На работе, в стремлении к познанию еще не познанного Базарова настигает смерть.)

Согласны ли вы с такими утверждениями Чехова и Писарева?

4. Каково отношение Тургенева к своему герою?

5. Расскажите, как в столкновении с окружающими людьми постепенно растет одиночество Базарова. (По мнению М. М. Жданова, Тургенев, рисуя превосходство Базарова над окружающими, психологически очень тонко и убедительно показывает его одиночество. Разрыв с Кирсановыми произошел по идеологическим разногласиям, с Анной Сергеевной – на почве неразделенной любви, Кукшину и Ситникова герой презирает, Аркадий по своему характеру не способен на большие дела, старики Базаровы и их сын – люди разных поколений, да и разница в их развитии велика, с простыми людьми – отчуждение [7].

Таким образом, автор показывает Базарова изолированным от окружающей среды, одиноким, показывает обреченность героя.)

7. Как могла бы сложиться его судьба?

8. Какие качества Базарова с особой силой проявились в последние часы его жизни? С какой целью он попросил родителей послать за Одинцовой?(Наверное, можно сказать, что Базаров умирает от одиночества. Находясь в состоянии глубокого душевного кризиса, он допускает небрежность при вскрытии трупа и не предпринимает вовремя ничего, чтобы уменьшить возможность заражения. Мужество, с которым тургеневский герой встречает свою смерть, свидетельствует об истинной незаурядности его натуры. Все наносное, внешнее исчезает в Базарове, и нам открывается человек с любящей и даже поэтической душой. Одинцовой Базаров восхищался, с чувством любви он уже не считает нужным бороться.

В образе Базарова Тургенев типизирует такие прекрасные качества новых людей, как воля, мужество, глубина чувств, готовность к действию, жажда жизни, нежность.)

9. Почему роман не кончается смертью героя?

Взволнованный голос автора! Тургенев говорит о вечных законах бытия, которые не зависят от человека. Писатель убеждает нас, что идти против этих законов – безумство. В романе побеждает то, что естественно: возвращается в родительский дом Аркадий, создаются семьи… А непокорного, жесткого, колючего Базарова и после его смерти по-прежнему помнят и любят стареющие родители.)

Домашнее задание.

2. После прочтения статьи ответить на вопросы:

1) Каковы коренные свойства базаровского типа?

2) Каково, по мнению Писарева, отношение автора к базаровскому типу вообще и к смерти героя в частности?

3) Что, с точки зрения Писарева, управляет поведением Базарова?

4) Как соотносится Базаров с героями предшествующей эпохи?

4. Выпишите интересные высказывания о романе литературных критиков Н. Н. Страхова, В. Ю. Троицкого. Какие из них, на ваш взгляд, ближе к точке зрения Тургенева на своего героя? С какими следует поспорить?

I. Повторение изученного.

2. Какие события романа вы считаете главными?

3. В чем суть основного конфликта?

6. В чем суть базаровского нигилизма?

7. Какова роль Одинцовой в выявлении основного конфликта романа?

9. Что, на ваш взгляд, в романе устарело и что современно?

10. Каково ваше отношение к тургеневскому роману и его героям?

Беседа с учащимися по вопросам:

3) Как соотносится Базаров с героями предшествующей эпохи?

5) Какие высказывания русского критика представляются вам интересными?

Уж много лет без утомленья

Ведут войну два поколенья,

И в наши дни в любой газете

Разят друг друга те и эти,

Как прежде, в старину.

Мы проводили, как умели,

Двух поколений параллели

Сквозь мглу и сквозь туман.

Но разлетелся пар тумана:

Лишь от Тургенева Ивана

Дождались нового романа –

Наш спор решил роман.

И мы воскликнули в задоре:

Которое ж из двух?

Кто победил? Кто лучших правил?

Кто уважать себя заставил:

Базаров ли, Кирсанов Павел,

Ласкающий наш слух?

В его лицо вглядитесь строже:

Какая нежность, тонкость кожи!

Как свет, бела рука.

В речах, в приемах – такт и мера,

Ведь без духов, без несессера2

И жизнь ему тяжка.

А что за нравственность! О боги!

Он перед Фенечкой в тревоге,

Как гимназист, дрожит;

За мужика вступаясь в споре,

Он иногда при всей конторе,

Рисуясь с братом в разговоре,

Свое воспитывая тело,

Он дело делает без дела,

Пленяя старых дам;

Садится в ванну, спать ложася,

Питает ужас к новой расе,

Как лев на Брюлевской террасе

Вот старой прессы представитель.

Вы с ним Базарова сравните ль?

Едва ли, господа!

Героя видно по приметам,

А в нигилисте мрачном этом

С его лекарствами, с ланцетом,

Геройства нет следа.

Как циник самый образцовый,

Он стан madame де Одинцовой

К своей груди прижал.

И даже, – дерзость ведь какая, –

Гостеприимства прав не зная,

Однажды Феню, обнимая,

В саду поцеловал.

Кто ж нам милей: старик Кирсанов,

Любитель фресок и кальянов,

Иль он, друг черни и базаров,

Лягушек режущий Базаров,

Неряха и хирург?

Ответ готов: ведь мы недаром

Имеем слабость к русским барам –

Несите ж им венцы!

И мы, решая все на свете,

Вопросы разрешили эти…

Кто нам милей – отцы иль дети?

Беседа с учащимися по вопросам:

1) Какова позиция автора, Д. Д. Минаева, поэта-пародиста?

Максим Алексеевич Антонович – публицист, литературный критик и естествоиспытатель, принадлежал к революционно-демократическому лагерю, был учеником Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского. Благоговейное отношение к Чернышевскому и Добролюбову пронес через всю жизнь. С Некрасовым у Антоновича были сложные отношения.

По воспоминаниям дочери, Антонович обладал очень самолюбивым и нетерпимым характером, что усугубляло драматизм его судьбы в журналистике.

Некоторые выдержки из статьи.

«С первых же страниц… Вас обдает каким-то мертвящим холодом; вы не живете с действующими лицами романа, не проникаетесь их жизнью, а начинаете холодно рассуждать с ними или, точнее, следить за их рассуждениями… Это показывает, что новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении… в новом произведении нет… психологического анализа, нет… художественных изображений картин природы…

… в романе… нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления… Главного своего героя и его приятелей он [Тургенев] презирает и ненавидит от всей души…

В спорах он [Базаров] совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости, непростительные самому ограниченному уму…

О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от своих добрых родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью. Никогда ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце; не видно в нем и следа какого-нибудь увлечения или страсти…

[Базаров] не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечной головой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пребольшим носом, и притом карикатура самая злостная…

Как же представляет себе современное молодое поколение г. Тургенев? Он, видимо, не расположен к нему, относится к детям даже враждебно; отцам он отдает полное преимущество…

Роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения…

На доске записываются некоторые высказывания из статьи Антоновича, учащимся предлагается оспорить мнение критика.

III. Реализация домашнего индивидуального задания.

Домашнее задание.

2) Русское дворянство в изображении Тургенева.

3) В чем сила и художественная привлекательность Базарова?

4) Что я люблю и чего не принимаю в Базарове?

6) Отношение к женщинам героев романа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

романа – 1861 год

сложное для России;

к образованию различных

вековые устои

Писатель - провидец

Тургенев с присущей ему социальной остротой уловил и развернул основной конфликт кризисной, революционной эпохи – бескомпромиссную борьбу революционеров- демократов с либералами

В 50 – 60-е годы на общественной арене появились разночинцы. Это были образованные люди недворянского происхождения, которые не признавали сословных различий и своим трудом пробивали дорогу в жизнь. Они категорически не принимали всего того, что было связано с дворянским аристократизмом.

Демократы-разночинцы РАЗНОЧИНЕЦ – в дореволюционной России: выходец из непривилегированных сословий, из мелкого чиновничества, занимающийся умственным трудом, обычно носитель демократической идеологии. Писатели-разночинцы.

Демократы-разночинцы

РАЗНОЧИНЕЦ – в дореволюционной России: выходец из непривилегированных сословий, из мелкого чиновничества, занимающийся умственным трудом, обычно носитель демократической идеологии. Писатели-разночинцы.

Какие они? “ Каждый… должен был все свои способности отдавать естествознанию. Все были загипнотизированы великим значением этой науки. “( из воспоминаний современника) Не удивительно, что Тургенев сделал своего героя медиком и заставил его работать над серьезными опытами по изучению различных закономерностей строения организмов.

Их убеждения

Познакомимся со словом

Кого называют нигилистом?

НИГИЛИСТ – 1) Сторонник демократического движения, отрицающий устои и традиции дворянского общества, крепостничество. 2) Человек, относящийся ко всему резко отрицательно, скептически

Прототипы Базарова

В их учениях демократы-разночинцы черпали материал для своих теорий, для построения политических и эстетических программ

Прототипы Базарова Евгений Базаров (кадр из одноименного фильма) Н. Г. Чернышевский Н. А. Добролюбов В. Г. Белинский

Евгений Базаров (кадр из одноименного фильма)

Н. Г. Чернышевский

И еще один нигилист

Тургенев знал их лично Политические и философские взгляды Чернышевского и Добролюбова послужили материалами и источниками для создания идейного облика главного героя романа

Тургенев знал их лично

Политические и философские взгляды Чернышевского и Добролюбова послужили материалами и источниками для создания идейного облика главного героя романа

Великий писатель

Как большой художник, преодолевая свои симпатии и антипатии как в изображении отцов, так и в изображении детей, он старался нарисовать верную картину жизни русского общества 60-х годов XIX века.

Вывод: В романе Тургенева отражена идейная борьба между основными общественными силами в России 50-х – 60-х годов XlX столетия.

В романе Тургенева отражена идейная борьба между основными общественными силами в России 50-х – 60-х годов XlX столетия.

Роман состоит из 2 частей

Кольцевая композиция Марьино (усадьба Кирсановых) Никольское (имение Одинцовой) Родители Базарова (небольшой домик мелкопоместных дворян)

Кольцевая композиция

(усадьба Кирсановых)

(имение Одинцовой)

Родители Базарова

(небольшой домик

мелкопоместных дворян)

 Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героев: между его нигилистическими убеждениями (теорией) и требованиями натуры (жизнью).

Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героев: между его нигилистическими убеждениями (теорией) и требованиями натуры (жизнью).

Читайте также: