Сообщение темы цели задач урока и мотивация учебной деятельности

Обновлено: 30.06.2024

Добрый день, коллеги! Перед тем, как начать, я предлагаю вам разгадать кроссворд для того, чтобы узнать тему моего доклада. Начнем.

Процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. (МЕТОД ОБУЧЕНИЯ)

Целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. (ОБУЧЕНИЕ)

Метод обучения, который предусматривает показ предметов и процессов в их натуральном виде, динамике.(ДЕМОНСТРАЦИЯ)

Отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. (ДИДАКТИКА)

Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. (ОБРАЗОВАНИЕ)

Физическое лицо, осваивающее образовательную программу. (ОБУЧАЮЩИЙСЯ)

C ознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. (ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ)

Деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. (ВОСПИТАНИЕ)

Процесс и результат фиксирования участниками образовательного процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого. (РЕФЛЕКСИЯ)

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский говорил: «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ ,

Для начала определим, что такое мотив и мотивация.

Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата”.

Выделяют два вида учебной мотивации: внутренняя и внешняя. Характеристику вы видите на слайде. Наша задача – сформировать у ученика положительную внутреннюю мотивацию.

Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели.

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться.

ПЕРЕД НАМИ ВСТАЕТ ВОПРОС:

Как повысить интерес к своему предмету и повысить внутреннюю мотивацию школьника?

Возникает проблема – как построить урок, чтобы ученику знания были интересны, чтобы они были для него значимы.

Если проанализировать структуру основных типов уроков, то можно выделить этап, присущий всем урокам: мотивация учебной деятельности.

Мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т. д.)

Следует заметить, что в мотивации учения важную роль играют:

- содержание учебного материала;

- организация учебной деятельности: формы, методы, приемы.

Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя и из учебной литературы. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения и не оказывает на него какого-либо воздействия, а, следовательно, и не вызывает какой-либо деятельности. Только та информация, которая как-то созвучна его потребностям, подвергается эмоциональной и умственной переработке. В результате ребенок получает импульс к последующей деятельности. Содержание каждого урока, каждой темы должно быть глубоко мотивировано, однако не с помощью создания сиюминутных интересов (например, с помощью внешней занимательности, которая лишь изредка может служить предпосылкой к возбуждению и воспитанию глубоких познавательных интересов) или ссылок на практическую значимость в будущей жизни (хотя и это иногда не следует упускать), а главным образом, тем, что это содержание должно быть направлено на решение проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания. Только в этом случае у детей будет создаваться перспектива на дальнейшее изучение знакомых, постоянно наблюдаемых явлений, будет создана основа для формирования содержательных мотивов учебной деятельности.

Формировании мотивации – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.

Выделяют следующие методы мотивации.

Эмоциональные методы мотивации: 1 - поощрение, 2 - порицание, 3 - учебно-познавательная игра, 4 - создание ярких наглядно-образных представлений, 5 - создание ситуации успеха, 6 - стимулирующее оценивание, 7 - свободный выбор задания, 8 - удовлетворение желания быть значимой личностью.

Познавательные методы мотивации: 1 - опора на жизненный опыт, 2 -познавательный интерес, 3 - создание проблемной ситуации, 4 - побуждение к поиску альтернативных решений, 5 - выполнение творческих заданий, 6 - “мозговая атака”, 7 -развивающаяся кооперация.

Волевые методы мотивации : 1- предъявление учебных требований, 2 -информирование об обязательных результатах обучения, 3 - формирование ответственного отношения к учению, 4 - познавательные затруднения, 5 - самооценка деятельности и коррекция, 6 - рефлексия поведения, 7 - прогнозирование будущей деятельности.

Социальные методы мотивации : 1 - развитие желания быть полезным отечеству, 2- побуждение подражать сильной личности, 3 - создание ситуации взаимопомощи, 4 -поиск контактов и сотрудничества, 5 - заинтересованность в результатах коллективной работы, 6 - взаимопроверка, 7 - рецензирование.

Хотелось бы остановиться на некоторых приемах и методах создания мотивации.

Привлекательная цель

Удивляй! (Тема “Семья”. Коми народ называет по-разному бабушек и дедушек по материнской и отцовской линии)

Отсроченная загадка.

В начале урока учитель загадывает загадку (или сообщает малоиз-вестный факт), отгадку которой можно узнать на уроке во время работы над новым материалом.

Ярчайшим эмоциональным средством формирования познавательных интересов является игра.

Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

Игры-тренинги. Игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия…

(Представьте, что вы редакторы газет, а в текст очередного номера вкрались ошибки - найдите их и исправьте)

“ Фантазёр”. На доске записана тема урока.– Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

Закрепление происходит быстрее (когда бросают мяч, возникает состояние конфузного транса, т.е. сознание занято контролем за движениями и ловлей мячика). Сразу понятно, кто как освоил тему.

Повторяем с контролем (ученики разрабатывают списки контрольных вопросов по теме. Например, по теме “Эмакыв” (имя существительное.)

Взаимоопрос – ученики опрашивают друг друга.

Работа в парах и группах - организация совместных действий, ведёт к активизации учебно-познавательных процессов, коммуникации, общению, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность.

На своих уроках я часто использую прием - яркое пятно.

Использование ИКТ – один из эффективных методов повышения мотивации и индивидуализации учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Творческий подход на уроке и домашние творческие работы способствуют развитию речи детей.

Проектный метод обучения - позволяет создать максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников, развивать их воображение, фантазию, мышление, коммуникативные способности.

“ Проект” - исследовательская работа школьников под управлением учителя, может выполняться индивидуально, группами учащихся или совместно с родителями.

На заключительном этапе урока используем метод рефлексии , через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Множество примеров можно привести.

Суть всех этих приемов состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.

Методическая ценность приемов:

-активное включение в работу всех учащихся;

- свобода выбора деятельности (ученик не привязан к конкретной задаче, а выбирает факты, ему знакомые и понятные);

-обеспечивается системность знаний и умений;

-обнаруживается проблема, решение которой, возможно, связано с исследованием каких – либо фактов (вопрос для исследования ставят сами учащиеся);

-развитие математической “зоркости”, формирование произвольного внимания.

И так, мы ответили на вопрос, который стоял перед нами:

Как повысить интерес к своему предмету и повысить внутреннюю мотивацию школьника?

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.

Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.

Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2 этап. Повторение домашнего задания

Задачи:

3 этап. Постановка цели занятия перед учащимися.

Задачи:

  • подвести учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач
  • определить и сформулировать проблему;
  • разработать план учебных действий по достижению цели урока.

4 этап. Организация восприятия новой информации.

ЗАДАЧИ

  • организовать деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности (новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования);
  • организовать ситуацию решения учебной задачи, систематизировать полученную информацию.

Прием: приём “Отсроченная отгадка”. В начале урока задается классу загадка (излагается удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

5 этап. Первичная проверка восприятия.

  • Задачи: организовать самостоятельное или с помощью учителя выполнение каждым учащимся заданий на новый способ действий (применение знаний в новой ситуации);
  • установить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявить пробелы, неверные представления и их скорректировать;
  • организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

6 этап. Организация усвоения нового материала путем воспроизведения информации и выполнения упражнений по образцу.

Задачи:

  • организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действий;
  • организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;
  • оценить уровень усвоения материала, определить затруднения.

7 этап. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

Задачи:

  • тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным;
  • повторить и закрепить изученное для введения в последующем новых способов действий;

Приём “Загадай понятие”,все желающие загадывают всему классу понятия изучаемой темы.

8 этап. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний.

Задачи:

  • тренировать навыки использования нового материала с ранее изученным;
  • повторить и закрепить изученное для введения в последующем новых способов действий;
  • выявить причины ошибок и наметить пути коррекции.

9 этап. Подведение итогов урока.

Задачи.

  • установить соответствие между поставленной целью и результатом урока;
  • зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
  • зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; организовать рефлексию и самооценку учащихся;
  • проанализировать и оценить успешность достижения цели.

10 этап. Домашнее задание к следующему уроку;

Задачи:

  • сообщить объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике;
  • проверить понимание выполнения домашнего задания, обсудить возможные трудности с которыми могут столкнуться учащиеся.

Приемы, о которых не упоминается в предложенных материалах

4 Вынесение общего множителя за скобки: Способ группировки: Разложение многочленов на множители

5 Разложение на множители квадратного трехчлена: Разложение многочленов на множители

6 Раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых Представить сумму многочленов в виде многочлена: Представить разность многочленов в виде многочлена: Представить произведение многочленов в виде многочлена:

7 Применение формул Формулы сокращённого умножения

8 Упростить выражение и найти его значение 1. Решение: 2. Решение

9 Упростить выражение и найти его значение 3. Решение.

10 Самостоятельная работа Вариант 1 Упростить: 1) 2) 3)

11 Самостоятельная работа Вариант 2 Упростить: 1) 2) 3)


– положительный настрой обучающегося; – ясная цель, к которой нужно стремиться; – мотивы достижения цели; – положительная реакция не неудачу; – настойчивость по достижению результата своей деятельности (цели).

Рождение урока Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Рождение урока

Положительный настрой для выполнения заданий можно создать путём неформальной обстановки на уроке:

Устойчивый интерес к обучению у школьников формируется через проведение следующих форм уроков:

– урок-игра; – урок-путешествие; – урок-сказка; – урок-викторина; – защита творческих проектов.

Применение на различных этапах урока разнообразных форм, методов и приёмов повышения мотивации, их чередование укрепляет желание детей учиться, открывать новые для себя знания. На уроке ученик должен быть настроен на эффективный процесс познания, иметь в нем личную заинтересованность, понимать, что и зачем он будет делать. Без возникновения этих мотивов обучения, без мотивации учебной деятельности познания не может принести положительный результат.

Для достижения нужного результата следует использовать различные приёмы развития познавательных мотивов. 1. Мотивация учебной деятельности с помощью беседы. В начале урока учитель определяет круг вопросов, которые будут рассматриваться на занятии. При этом привлекается опыт учащихся, приводятся интересные примеры. Учитель указывает на практическое значение рассматриваемой темы. 2. Мотивация учебной деятельности путем создания проблемной ситуации . Учитель предлагает проблемную ситуацию, для решения которой у детей не хватает знаний.

Для достижения нужного результата следует использовать различные приёмы развития познавательных мотивов.

  • 1. Мотивация учебной деятельности спомощью беседы. В начале урока учитель определяет круг вопросов, которые будут рассматриваться на занятии. При этом привлекается опыт учащихся, приводятся интересные примеры. Учитель указывает на практическое значение рассматриваемой темы.
  • 2. Мотивация учебной деятельности путем созданияпроблемной ситуации. Учитель предлагает проблемную ситуацию, для решения которой у детей не хватает знаний.

Примеры мотивационного этапа на уроках

Проблемная ситуация

Учитель: Ребята! Мне передали для Вас текст, который мы должны будем прочитать на уроке. Но я никак не могу понять и разобраться в этом тексте. Может быть, вы мне поможете?

Ученики пробуют прочитать текст.

Какое замечательное раннее летнее утро Поднимешься в гору, а там такая красота На горизонте показался краешек солнца Когда же проснутся первые птицы Так хочется услышать звонкий хор пернатых друзей Да здравствует новый день

-Что мешает вам прочитать и понять текст? (Нет знаков препинания в конце предложения)

- А какие знаки препинания вы ставите в конце предложения? Знаете ли вы почему в конце одних предложений ставится ! или ? или ?!

- Помогите мне сформулировать тему.

Проблемная ситуация - Расставьте по мере возможности знаки препинания в конце предложений. (Учитель проходит по рядам и отмечает, что не все знаки расставлены верно) - Я посмотрела, что вам не удалось правильно расставить все знаки препинания в конце предложений. Давайте подумаем, что нужно знать и уметь, чтобы выполнить это задание? (Какие бывают предложения эмоциональной окраске? Какие знаки препинания ставятся в конце предложения и почему?) Попробуем вместе сформулировать цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке Дети предлагают цели: - узнать, почему предложения делятся на предложения по интонации. - чем эти предложения между собой отличаются? - почему иногда в конце предложения ставится такой знак ?! - правильно ставить знаки препинания в конце предложения.

Проблемная ситуация

- Расставьте по мере возможности знаки препинания в конце предложений. (Учитель проходит по рядам и отмечает, что не все знаки расставлены верно)

- Я посмотрела, что вам не удалось правильно расставить все знаки препинания в конце предложений. Давайте подумаем, что нужно знать и уметь, чтобы выполнить это задание? (Какие бывают предложения эмоциональной окраске? Какие знаки препинания ставятся в конце предложения и почему?)

Попробуем вместе сформулировать цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке

Дети предлагают цели:

- узнать, почему предложения делятся на предложения по интонации.

- чем эти предложения между собой отличаются?

- почему иногда в конце предложения ставится такой знак ?!

- правильно ставить знаки препинания в конце предложения.

Проведение мозгового штурма в процессе обучения на уроке литературы

Для достижения нужного результата следует использовать различные приёмы развития познавательных мотивов.

Для достижения нужного результата следует использовать различные приёмы развития познавательных мотивов.

  • 5. Мотивация учебной деятельности путем изготовлениясамодельных наглядных пособий. В начале изучения темы учащиеся получают перечень наглядных пособий, которые они могут изготовить. Изготовленные самодельные приборы, модели, рисунки, объясняющие то или иное природное явление, карты древних поселений, описанных в учебнике ученики демонстрируют на уроке, объясняя идею создания и особенности «предлагаемых ими пособий. В классе можно постоянно создавать выставку самодельных наглядных пособий, это дает возможность всем учащимся ознакомиться с творческими достижениями одноклассников. Использование таких наглядных пособий на уроках способствует повышению интереса к учебе, развивает исследовательские навыки, повышает производительность педагогической работы, наполняет урок элементами заинтересованности, вызывает у учащихся чувство причастности к событиям на уроке.
  • 6. Мотивация учебной деятельности путем использованиятворческих задач. Ученикам можно предложить составить кроссворд, сканворд, загадки, ребус. Возможны следующие варианты работы с кроссвордом: – Разгадайте кроссворд, заполнив пустые ячейки. – Сформулируйте вопрос к словам, в заполненном кроссворде. – Заполните кроссворд, в котором выделены определенные квадратики. Из букв, попавших в них, составьте ключевое слово и объясните его содержание. – Составьте кроссворд, используя понятия по теме урока.

Изучение темы.

Изучение темы.

Внеурочная деятельность

Повышению мотивации способствуют следующие формы и методы организации внеурочной деятельности:

Современные технологии


-75%

Читайте также: