Сообщение темы цели задач урока и мотивация учебной деятельности
Обновлено: 30.06.2024
Добрый день, коллеги! Перед тем, как начать, я предлагаю вам разгадать кроссворд для того, чтобы узнать тему моего доклада. Начнем.
Процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. (МЕТОД ОБУЧЕНИЯ)
Целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. (ОБУЧЕНИЕ)
Метод обучения, который предусматривает показ предметов и процессов в их натуральном виде, динамике.(ДЕМОНСТРАЦИЯ)
Отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. (ДИДАКТИКА)
Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. (ОБРАЗОВАНИЕ)
Физическое лицо, осваивающее образовательную программу. (ОБУЧАЮЩИЙСЯ)
C ознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. (ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ)
Деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. (ВОСПИТАНИЕ)
Процесс и результат фиксирования участниками образовательного процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого. (РЕФЛЕКСИЯ)
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский говорил: «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ ,
Для начала определим, что такое мотив и мотивация.
Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата”.
Выделяют два вида учебной мотивации: внутренняя и внешняя. Характеристику вы видите на слайде. Наша задача – сформировать у ученика положительную внутреннюю мотивацию.
Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели.
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться.
ПЕРЕД НАМИ ВСТАЕТ ВОПРОС:
Как повысить интерес к своему предмету и повысить внутреннюю мотивацию школьника?
Возникает проблема – как построить урок, чтобы ученику знания были интересны, чтобы они были для него значимы.
Если проанализировать структуру основных типов уроков, то можно выделить этап, присущий всем урокам: мотивация учебной деятельности.
Мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т. д.)
Следует заметить, что в мотивации учения важную роль играют:
- содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности: формы, методы, приемы.
Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя и из учебной литературы. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения и не оказывает на него какого-либо воздействия, а, следовательно, и не вызывает какой-либо деятельности. Только та информация, которая как-то созвучна его потребностям, подвергается эмоциональной и умственной переработке. В результате ребенок получает импульс к последующей деятельности. Содержание каждого урока, каждой темы должно быть глубоко мотивировано, однако не с помощью создания сиюминутных интересов (например, с помощью внешней занимательности, которая лишь изредка может служить предпосылкой к возбуждению и воспитанию глубоких познавательных интересов) или ссылок на практическую значимость в будущей жизни (хотя и это иногда не следует упускать), а главным образом, тем, что это содержание должно быть направлено на решение проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания. Только в этом случае у детей будет создаваться перспектива на дальнейшее изучение знакомых, постоянно наблюдаемых явлений, будет создана основа для формирования содержательных мотивов учебной деятельности.
Формировании мотивации – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.
Выделяют следующие методы мотивации.
Эмоциональные методы мотивации: 1 - поощрение, 2 - порицание, 3 - учебно-познавательная игра, 4 - создание ярких наглядно-образных представлений, 5 - создание ситуации успеха, 6 - стимулирующее оценивание, 7 - свободный выбор задания, 8 - удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные методы мотивации: 1 - опора на жизненный опыт, 2 -познавательный интерес, 3 - создание проблемной ситуации, 4 - побуждение к поиску альтернативных решений, 5 - выполнение творческих заданий, 6 - “мозговая атака”, 7 -развивающаяся кооперация.
Волевые методы мотивации : 1- предъявление учебных требований, 2 -информирование об обязательных результатах обучения, 3 - формирование ответственного отношения к учению, 4 - познавательные затруднения, 5 - самооценка деятельности и коррекция, 6 - рефлексия поведения, 7 - прогнозирование будущей деятельности.
Социальные методы мотивации : 1 - развитие желания быть полезным отечеству, 2- побуждение подражать сильной личности, 3 - создание ситуации взаимопомощи, 4 -поиск контактов и сотрудничества, 5 - заинтересованность в результатах коллективной работы, 6 - взаимопроверка, 7 - рецензирование.
Хотелось бы остановиться на некоторых приемах и методах создания мотивации.
Привлекательная цель
Удивляй! (Тема “Семья”. Коми народ называет по-разному бабушек и дедушек по материнской и отцовской линии)
Отсроченная загадка.
В начале урока учитель загадывает загадку (или сообщает малоиз-вестный факт), отгадку которой можно узнать на уроке во время работы над новым материалом.
Ярчайшим эмоциональным средством формирования познавательных интересов является игра.
Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
Игры-тренинги. Игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия…
(Представьте, что вы редакторы газет, а в текст очередного номера вкрались ошибки - найдите их и исправьте)
“ Фантазёр”. На доске записана тема урока.– Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
Закрепление происходит быстрее (когда бросают мяч, возникает состояние конфузного транса, т.е. сознание занято контролем за движениями и ловлей мячика). Сразу понятно, кто как освоил тему.
Повторяем с контролем (ученики разрабатывают списки контрольных вопросов по теме. Например, по теме “Эмакыв” (имя существительное.)
Взаимоопрос – ученики опрашивают друг друга.
Работа в парах и группах - организация совместных действий, ведёт к активизации учебно-познавательных процессов, коммуникации, общению, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность.
На своих уроках я часто использую прием - яркое пятно.
Использование ИКТ – один из эффективных методов повышения мотивации и индивидуализации учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Творческий подход на уроке и домашние творческие работы способствуют развитию речи детей.
Проектный метод обучения - позволяет создать максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников, развивать их воображение, фантазию, мышление, коммуникативные способности.
“ Проект” - исследовательская работа школьников под управлением учителя, может выполняться индивидуально, группами учащихся или совместно с родителями.
На заключительном этапе урока используем метод рефлексии , через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
Множество примеров можно привести.
Суть всех этих приемов состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.
Методическая ценность приемов:
-активное включение в работу всех учащихся;
- свобода выбора деятельности (ученик не привязан к конкретной задаче, а выбирает факты, ему знакомые и понятные);
-обеспечивается системность знаний и умений;
-обнаруживается проблема, решение которой, возможно, связано с исследованием каких – либо фактов (вопрос для исследования ставят сами учащиеся);
-развитие математической “зоркости”, формирование произвольного внимания.
И так, мы ответили на вопрос, который стоял перед нами:
Как повысить интерес к своему предмету и повысить внутреннюю мотивацию школьника?
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.
Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.
Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.
2 этап. Повторение домашнего задания
Задачи:
3 этап. Постановка цели занятия перед учащимися.
Задачи:
- подвести учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач
- определить и сформулировать проблему;
- разработать план учебных действий по достижению цели урока.
4 этап. Организация восприятия новой информации.
ЗАДАЧИ
- организовать деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности (новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования);
- организовать ситуацию решения учебной задачи, систематизировать полученную информацию.
Прием: приём “Отсроченная отгадка”. В начале урока задается классу загадка (излагается удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
5 этап. Первичная проверка восприятия.
- Задачи: организовать самостоятельное или с помощью учителя выполнение каждым учащимся заданий на новый способ действий (применение знаний в новой ситуации);
- установить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявить пробелы, неверные представления и их скорректировать;
- организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;
6 этап. Организация усвоения нового материала путем воспроизведения информации и выполнения упражнений по образцу.
Задачи:
- организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действий;
- организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;
- оценить уровень усвоения материала, определить затруднения.
7 этап. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
Задачи:
- тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным;
- повторить и закрепить изученное для введения в последующем новых способов действий;
Приём “Загадай понятие”,все желающие загадывают всему классу понятия изучаемой темы.
8 этап. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний.
Задачи:
- тренировать навыки использования нового материала с ранее изученным;
- повторить и закрепить изученное для введения в последующем новых способов действий;
- выявить причины ошибок и наметить пути коррекции.
9 этап. Подведение итогов урока.
Задачи.
- установить соответствие между поставленной целью и результатом урока;
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; организовать рефлексию и самооценку учащихся;
- проанализировать и оценить успешность достижения цели.
10 этап. Домашнее задание к следующему уроку;
Задачи:
- сообщить объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике;
- проверить понимание выполнения домашнего задания, обсудить возможные трудности с которыми могут столкнуться учащиеся.
Приемы, о которых не упоминается в предложенных материалах
4 Вынесение общего множителя за скобки: Способ группировки: Разложение многочленов на множители
5 Разложение на множители квадратного трехчлена: Разложение многочленов на множители
6 Раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых Представить сумму многочленов в виде многочлена: Представить разность многочленов в виде многочлена: Представить произведение многочленов в виде многочлена:
7 Применение формул Формулы сокращённого умножения
8 Упростить выражение и найти его значение 1. Решение: 2. Решение
9 Упростить выражение и найти его значение 3. Решение.
10 Самостоятельная работа Вариант 1 Упростить: 1) 2) 3)
11 Самостоятельная работа Вариант 2 Упростить: 1) 2) 3)
– положительный настрой обучающегося; – ясная цель, к которой нужно стремиться; – мотивы достижения цели; – положительная реакция не неудачу; – настойчивость по достижению результата своей деятельности (цели).
Рождение урока
Положительный настрой для выполнения заданий можно создать путём неформальной обстановки на уроке:
Устойчивый интерес к обучению у школьников формируется через проведение следующих форм уроков:
– урок-игра; – урок-путешествие; – урок-сказка; – урок-викторина; – защита творческих проектов.
Применение на различных этапах урока разнообразных форм, методов и приёмов повышения мотивации, их чередование укрепляет желание детей учиться, открывать новые для себя знания. На уроке ученик должен быть настроен на эффективный процесс познания, иметь в нем личную заинтересованность, понимать, что и зачем он будет делать. Без возникновения этих мотивов обучения, без мотивации учебной деятельности познания не может принести положительный результат.
Для достижения нужного результата следует использовать различные приёмы развития познавательных мотивов.
- 1. Мотивация учебной деятельности спомощью беседы. В начале урока учитель определяет круг вопросов, которые будут рассматриваться на занятии. При этом привлекается опыт учащихся, приводятся интересные примеры. Учитель указывает на практическое значение рассматриваемой темы.
- 2. Мотивация учебной деятельности путем созданияпроблемной ситуации. Учитель предлагает проблемную ситуацию, для решения которой у детей не хватает знаний.
Примеры мотивационного этапа на уроках
Проблемная ситуация
Учитель: Ребята! Мне передали для Вас текст, который мы должны будем прочитать на уроке. Но я никак не могу понять и разобраться в этом тексте. Может быть, вы мне поможете?
Ученики пробуют прочитать текст.
Какое замечательное раннее летнее утро Поднимешься в гору, а там такая красота На горизонте показался краешек солнца Когда же проснутся первые птицы Так хочется услышать звонкий хор пернатых друзей Да здравствует новый день
-Что мешает вам прочитать и понять текст? (Нет знаков препинания в конце предложения)
- А какие знаки препинания вы ставите в конце предложения? Знаете ли вы почему в конце одних предложений ставится ! или ? или ?!
- Помогите мне сформулировать тему.
Проблемная ситуация
- Расставьте по мере возможности знаки препинания в конце предложений. (Учитель проходит по рядам и отмечает, что не все знаки расставлены верно)
- Я посмотрела, что вам не удалось правильно расставить все знаки препинания в конце предложений. Давайте подумаем, что нужно знать и уметь, чтобы выполнить это задание? (Какие бывают предложения эмоциональной окраске? Какие знаки препинания ставятся в конце предложения и почему?)
Попробуем вместе сформулировать цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке
Дети предлагают цели:
- узнать, почему предложения делятся на предложения по интонации.
- чем эти предложения между собой отличаются?
- почему иногда в конце предложения ставится такой знак ?!
- правильно ставить знаки препинания в конце предложения.
Проведение мозгового штурма в процессе обучения на уроке литературы
Для достижения нужного результата следует использовать различные приёмы развития познавательных мотивов.
Для достижения нужного результата следует использовать различные приёмы развития познавательных мотивов.
- 5. Мотивация учебной деятельности путем изготовлениясамодельных наглядных пособий. В начале изучения темы учащиеся получают перечень наглядных пособий, которые они могут изготовить. Изготовленные самодельные приборы, модели, рисунки, объясняющие то или иное природное явление, карты древних поселений, описанных в учебнике ученики демонстрируют на уроке, объясняя идею создания и особенности «предлагаемых ими пособий. В классе можно постоянно создавать выставку самодельных наглядных пособий, это дает возможность всем учащимся ознакомиться с творческими достижениями одноклассников. Использование таких наглядных пособий на уроках способствует повышению интереса к учебе, развивает исследовательские навыки, повышает производительность педагогической работы, наполняет урок элементами заинтересованности, вызывает у учащихся чувство причастности к событиям на уроке.
- 6. Мотивация учебной деятельности путем использованиятворческих задач. Ученикам можно предложить составить кроссворд, сканворд, загадки, ребус. Возможны следующие варианты работы с кроссвордом: – Разгадайте кроссворд, заполнив пустые ячейки. – Сформулируйте вопрос к словам, в заполненном кроссворде. – Заполните кроссворд, в котором выделены определенные квадратики. Из букв, попавших в них, составьте ключевое слово и объясните его содержание. – Составьте кроссворд, используя понятия по теме урока.
Изучение темы.
Внеурочная деятельность
Повышению мотивации способствуют следующие формы и методы организации внеурочной деятельности:
Современные технологии
-75%
Читайте также: