Сообщение танцы народов рб

Обновлено: 05.07.2024

У башкир танец является одним из наиболее популярных видов искусства. В нем нашли отражение особенности быта, тесно связанного с хозяйственной жизнью, древними верованиями.

В башкирской хореографии существовала регламентация по полу и возрасту. Это, очевидно, было связано с тем, что у башкир существовали исключительно женские праздники, обряды, в которых мужчины не участвовали.

Хореографическое искусство башкир было обусловлено характером труда и быта народа. В танцах нашли отражение особенности хозяйственной жизни, образное восприятие окружающей природы, прекрасное знание повадок зверей, птиц, животных.

Охотничьи, военные, пастушеские танцы исполнялись только мужчинами.

Вся жизнь башкир тесно связана с животными и естественно многие животные становились идолами поклонения. Но и другие животные не оставались без внимания. Почти все танцы башкирского народа связаны с подражанием животным. Передавались характерные черты, повадки, голос животного. Например танец петухов был шуточный с иронией, а танец сокола — воинственный и серьезный.

Очень популярны были сольные свадебные танцы, которые также основаны, главным образом, на круговых мизансценах и могли быть связаны в прошлом с пожеланиями благополучия вступающим в брак. На свадьбе немало было танцев на испытание характера родни. Например танец свахи со стороны невесты. В танце она импровизированным лассо отлавливала сватов и они присоединялись к танцу свахи. Танец свекрови — это своеобразные наставления молодой невестке.

Основные формы и классификация танцев

В коллективных круговых, хороводных танцах выделялось несколько типов:

  1. в центре танцует одна исполнительница (или исполнитель);
  2. в центре хоровода танцует пара;
  3. в центре хоровода играет кураист;
  4. в центре хоровода танцуют трое;
  5. три девушки не танцуют, а сидят в центре, остальные ходят змейкой вокруг них.

Наиболее распространенный вид хоровода — это поочередная смена солистов внутри круга.

Основой построения массовых башкирских танцев чаще всего является круг, в котором исполнители держатся за руки.

В Челябинском Зауралье большой популярностью пользовались танцы, основанные на зигзагообразных построениях.

Заимствованные танцы кадрильной формы отличаются обилием круговых, линейных, парных построений.

Известные танцы:

Эпические, военные: Kapa юрfa (Вороной иноходец), Akhak koлa (Хромой конь), Байыk (Мужское имя);

Свадебные: Килен бейеуе, Йыуаса, Сыбыртkылау;

Игровые: Kыззар бейеуе, Енгэйзэр бейеуе, Kарттар бейеуе;

Танцы соревнования: Kара-kаршы, Каршы бейеуе, Капма-kаршы, Короклау (Накинуть лассо), Килэнсек (Невестка), Азаkkы уйын (Последние игры);

Трио: Эс таfан (Треножник), Эс мэйэш (Три угла), Эс букэн (Три пня);

Женские танцы: Карfа бутkahы (Воронья каша), Кэкук сэйе (Кукушкин чай), Тунэрэк уйыны (Танцевать по кругу), Уткес (Проходить (через что-то)), Уткэрмеш (Пропускать (через что-то)), Аkkош (Лебедь), Сынрау торна (Звенящие журавли).

Основные элементы костюмов и оформление

Одним из важнейших компонентов народных празднеств, обрядов, семейных торжеств, в составе которых исполнялись пляски, является их оформление. Под этим словом подразумевается украшение места праздника, площадки, где исполняются пляски, использование различных атрибутов в танцах (плеть, платок, колечко, веревка, разноцветные кисти, шаль и др.) Большое значение имели праздничные наряды, прически, украшения (головные, нагрудные) браслеты, подвески, предметы декоративно-прикладного искусства (паласы, скатерти, кошмы). В некоторых случаях костюмы шились специально для какого-либо танца для создания образа.

Коллективы и личности

Гаскаров Файзи Адгамович (21 октября 1912 — 18 июня 1984, Уфа, Башкирская АССР) — башкирский танцовщик, хореограф и балетмейстер. Заслуженный деятель искусств БАССР (1944) и РСФСР (1975), лауреат Республиканской премии имени Салавата Юлаева (1967). В 1988 году Башкирскому государственному ансамблю народного танца присвоено его имя Файзи Гаскарова. В 2012 году в его честь переименовали улицу в Кировском районе Уфы.

Государственный академический ансамбль народного танца имени Ф. Гаскарова Республики Башкортостан.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Ученица 10 класса подготовила исследовательский проект на тему "История башкирского танца" Цель проекта: показазать роль национального башкирского танца в жизни человека.

ВложениеРазмер
Исследовательский проект "История башкирского танца" 19.04 КБ

Предварительный просмотр:

История башкирского народного танца

(Слайд 1) С древнейших времен и до наших дней люди разных национальностей танцуют – на праздниках или просто в свободные вечера. Представьте себе на минуту, что в мире нет танцев. Интересной была бы жизнь? Конечно, нет! Ведь танец - это движение, а движение – это жизнь.

Мне очень нравятся башкирские народные танцы. И я решила изучить историю башкирского народного танца ( гипотеза ). (Слайд 2)

Актуальность выбранной темы заключается в том, что танец из века в век сопровождает человека и является одним из главных способов самовыражения.

Цель исследовательской работы - расширение знаний об истории башкирского танца.

Изучить, проанализировать материал по выбранной теме.

Изучить историю башкирских танцев.

Для достижения цели и выполнения задач, я использовала в своей работе методы : беседа, анкетирование.

Предмет исследования – башкирский танец.

Объект – башкирский танец в жизни человека. (Слайд 3)

Башкиры - народ с богатым фольклорным наследием.

Танец, как своеобразный язык, выражающий радость и восторг, печаль и боль, и множество других чувств, возник вслед за простыми движениями, возможно даже раньше слова. С тех пор танец сопровождает человека.

История башкирского танца уходит вглубь веков. (Слайд 4)

В прошлом танцы выполняли определенные функции на различных обрядах и праздниках. На праздниках большим уважением пользовались певцы и танцоры. Танец связан с историей народов, их трудом. (Слайд 4)

Тематика танцев очень разнообразна: охотничьи, свадебные, игровые, военные. Каждое движение в башкирском танце выражало определенный вид (элемент), выполняемый в быту, в жизни работы: подражание бегу, скачкам, охоте - в мужских танцах; прядение, приготовление пищи - в женских танцах.

Коллективные танцы исполняли во время вечерних игр молодежи, они носили игровой характер. Самый распространенный вид хоровода - это поочередная смена солистов внутри круга. Именно во время этих хороводов происходили знакомства юношей и девушек.

Мужские танцы отличаются от женского большой силой и четкостью.

Они исполняются свободно, темпераментно, движения устремлены ввысь, в полет. В рисунке танца бесшумные мягкие пластичные движения сменяются резкими дробными движениями, говорящими о готовности к опасности.

Чаще всего он состоит из движений, свойственных джигиту, лихому всаднику, ловкому охотнику, отважному воину.

Стремительные шаги, легкие, четкие дроби исполнительница сочетает с мягкими выразительными движениями корпуса и рук.

Собираясь на девичьи игры и пляски, девушки тщательно наряжались - волосы смазывали сливочным маслом, вплетали в косы серебряные подвески и украшения из монет.

Неповторимую красочность празднику придавали разноцветные платья с оборками, украшенные атласными лентами и узорами.

Познакомившись с разнообразным материалом о башкирских народных танцах, о том, какое значение они имеют в жизни людей, я рассказала своим одноклассникам и попробовала научить их некоторым движениям.

Заключение . Возможно, учащиеся, ознакомившиеся с этой исследовательской работой, ещё больше заинтересуются удивительными башкирскими народными танцами.

Итоговая реализация проекта: Показательный танцевальный номер.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


В переломные времена твердо можно опереться только на отечественную историю и подвиги предков. Почти двести лет назад шла нелегкая война с Наполеоном. В ней участвовали многие народы Российской .

Презентация "Традиции башкирского народного танца как средство формирования музыкальной культуры на уроках музыки"

В презентации показаны особенности башкирского танца, костюма, профессиональной башкирской хореографии.

доклад "Традиции башкирского народного танца как средство формирования музыкальной культуры учащихся на уроке музыки"

в докладе рассказывается об особенностях башкирского народного танца, костюма, профессиональной башкирской хореографии.


НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА РОЛЬ ЗООНИМОВ В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОР-КАХ РУССКОГО, БАШКИРСКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ

ВВЕДЕНИЕ В XXI веке современная лингвистическая наука все большее внимание уделяет сопоставительному изучению языков.


Открытый урок по народно-сценическому танцу "Башкирская народная хореография-жемчужина национальной культуры"
Исследовательская работа "Геометрия танца"

Исследовательская работа посвящена двум стихиям: искусству танца и красоте геометрических фигур.Цель работы: исследование связи геометрии с танцами. Геометрическая составляющая исследования - анализ т.


Сюжеты башкирского танца. Влияние на воспитание танцоров

Цель воспитания – это те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в про.

Белорусские народные танцы — белорусское народное танцевальное искусство, представленное в виде народного самодеятельного или постановочного сценического танца. Белорусские танцы отличаются своей сформированность и самобытностью. Исторические условия развития белорусского народа, постоянная борьба за сохранение своих национальных черт, привели к тому, что в белорусском фольклоре и танце сохранились древние, архаичные черты. Это делает белорусскую хореографию значимой для понимания истоков белорусского культуры.

История

С историко-этнографической точки зрения в Белоруссии выделяются 6 регионов:

  • Северный — Поозерье;
  • Восточный — Поднепровье;
  • Центральный — Понеманье;
  • Северо-Западный — Понеманье;
  • Восточное Полесье;
  • Западное Полесье.

Традиционно белорусские танцы делят на три группы: иллюстративно-изобразительные, игровые и орнаментальные:

Из-за того, что танцы могут иметь региональные и исполнительские вариации, часто трудно определиться, к какой из групп относится конкретный танец. Также иногда случаются ситуации, когда один танец может содержать в себе сразу три или две группы. По структурным принципам классификации хореографического фольклора выделяют следующие жанры: хороводы, традиционные танцы, кадрили, польки и городские бытовые танцы.

Хороводы

Хоровод — один из древнейших видов танца. Предположительно появился в конце первого тысячелетия нашей эры. Хоровод представляет собой триединство песни, игрового (обрядового) действия и хореографического рисунка. По тематике белорусские хороводы очень разнообразны: одни отображают трудовую деятельность, семейный уклад, любовные отношения, а другие народные праздники. В зависимости от силы одного из трёх основных составляющих хороводы делят на 3 большие группы: хороводные песни, игровые хороводы и танцевальные хороводы:

  • Песенные хороводы имеют простую хореографическую структуру, из фигур основными являются круг, линия, змейка, ворота и колонна. Шаги также простые. Как правило соответствие текста песен и движений, которые иллюстрируют его, не наблюдается.
  • Игровой хоровод создается наиболее полным единством всех трех компонентов, хореографическая структура усложняется, часто наблюдается изменение ритма с медленного на быстрый. В танце добавляются выступления солистов, которые обогащают прыжки, кружение. Также этот подвид придаёт очень важное значение мимике и жестам.
  • В танцевальном хороводе связь между текстом песни и танцевальными движениями, как и в песенном хороводе, небольшая, но на главное место выступает именно танец, а песня выполняет только роль музыкального сопровождения.

Белорусские хороводы отличаются разнообразием движений, изображений и темпов. В зависимости от изменения темпа хоровод совершает изменение от построения геометрических изображений при медленной мелодии к активным движениям солистов в ритм быстрой музыки. Чаще всего традиционные хороводы не сопровождались инструментальной музыкой.

Кадриль

Кадриль имеет иностранное происхождение. Этот танец пришёл в Беларусь в середине XIX века. В разных регионах Беларуси зафиксировано много разновидностей кадриль: толстые кадрили (танцует большое количество пар), тонкие (танцует мало пар), были и такие кадрили, где танцевали 40 пар.

Полька

Традиционные народные танцы

Хореография

Движения

В белорусском танцы чаще всего встречаются четыре позиции ног — первая, вторая, третья и шестая, для которых, в отличие от позиций ног классического танца, характерно одинаковое положение. Также можно встретить еще две позиции ног: вторую параллельную и четвертую параллельную. Во всех позициях тяжесть корпуса распределяется равномерно на обе ноги.

Музыкальное сопровождение

Инструментальное сопровождение танца имеет нередко ту же основу, что и хороводная песня, так как является переводом вокальной мелодии на язык инструментов, сопровождающих танец. Белорусская народная танцевальная музыка имеет красочную мелодию, но при этом она достаточно проста.

Из музыкальных инструментов используются скрипка, бубен, гармошку, виолончель. В Беларуси были известны и древнерусские гусли. Особой популярностью в народе пользовалась волынка, что отражалось в частушках.

Ой, без дуды, без дуды,

Ходзяць ножкі не туды,
А як дудку пачуюць,

Самі ногі танцуюсь

Сценический народный танец

Каждый народ хранит свои тайны, у всех имеются сказки, былины, легенды. И все это отражают народные танцы, где воедино сплетаются реальность и вымысел, смекалка и магия.

У истоков Башкирского танца

Башкиры очень яркая и эмоциональная нация, башкирские народные танцы входят в число популярных видов искусств. Совмещают в себе быт народа, повседневную жизнь, древние сказания.

В старинные времена танцы исполнялись на праздниках. В обрядах играли ключевую роль, заряжая нужной силой и энергией воинов, охотников, шаманов. Башкирский танец и через века сохранил свою страсть, силу, яркость, свою первозданную красоту.

Просматривая башкирские танцы видео, сам заряжаешься этой энергией, и хочется пуститься в пляс. Ансамбль башкирского танца раскрывает красочность исполняемого творения, делится со зрителями своими вековыми традициями, обычаями и легендами. Танец это отдельная жизнь, краткое описание великой истории народа.

Ансамбль Гаскарова прославляет свои народные танцы по всему свету. Не важно, какая публика, и в какой стране проходит шоу. Все затаивают дыхание, наблюдая за танцем.

Мир детства – мир танцев

Дети с готовностью и радостью принимают участие во всех праздниках и торжествах. С трепетом относятся к вниманию, которое в это время уделяют им. Живя в большой, многонациональной стране с уважением относятся к культурам всех народностей. С воодушевлением изучают новые танцы каждой отдельной нации.

Башкирский танец для детей так же красочен и необычен, как и у взрослых, в настоящий момент ансамбль танца выбирает данные композиции для исполнения:

Танцы башкир делятся на мужские и женские. Во время охоты и перед боем парни исполняют свои танцы для поднятия боевого духа. При сборе ягод, трав, корений девушки водят хороводы, поют песни.

Цветущий Курай, Бурзяночка – это башкирские танцы для девочек. Во время исполнения девочки водят хороводы, двигаются парами, есть основные участники, которые делают основные самые главные движения. Этот танец отражает благодарность народа природе за ее щедрые дары.

Игровой лирический танец Бурзяночка включает в себя участие и девочек, и мальчиков.

Танцы строятся на отражении бытовых действий:

  • мужчины – изображают скачки на конях, битвы, цоканье копыт и другие атрибуты мужской деятельности;
  • женские движения – более мягкие притопывание, сматывание клубков, доение животных.

Все это активно отражается в танцах. Изображаются встреча и знакомство юношей и девушек.

Чередуются между собой движение ног: простые шаги, маршевые широкие, ступни ударяются друг о друга, приседания, удары пятками одной об другую, дроби с притопом.

Яркость народного Башкирского костюма

Башкирский детский танец наполняет яркостью костюмы выступающих юных артистов. Национальные башкирские костюмы и у мальчиков и у девочек яркие, красочные, многоуровневые. У девочек длинные юбки в пол, камзолы вышитые монетами, цветные вставки, рубахи с длинным рукавом, традиционные головные уборы в зависимости от танца, волосы обязательно заплетены в две косы. Мальчики в брюках, длинные черные рубахи, головной убор.

Яркий наряд девочек отражает их нежность, красоту, единство с природой, сдержанные мужские костюмы военный дух, силу воина и охотника, защитника для своей семьи и народа.

Башкирские народные танцы – это память рода о своей истории, уважение предков, традиций. Из поколения, в поколение, передавая силу, мудрость, красоту своего сильного и гордого народа. В танце они с готовностью делятся мудростью веков со всеми.

Читайте также: