Сообщение стригольники и реформация

Обновлено: 05.07.2024

Движением стригольников исследователи занимались давно, с конца XVIII в., и к настоящему времени оно изучено на основе враждебной ему церковной литературы достаточно полно. К сожалению, новейшие исследователи вопроса (Н. А. Казакова и А. И. Клибанов) ограничили стригольническое движение только тем временем, когда начались преследования его участников. А между тем еще 40 лет назад А. Д. Седельников и Н. П. Попов установили, что в круг чтения русских людей уже в начале XIII в. входили такие сочинения и сборники, в которых содержалось большое количество стригольнических нападок на духовенство, погрязшее в нечистоплотных денежных делах.

В отличие от западноевропейских богомилов стригольники не отрицали ни икон, ни крестов. Первое упоминание об иконоборческих идеях откосится к 1385–1389 гг. (житие Иакова Ростовского), но оно в источнике не связано с движением стригольников. Указанное обстоятельство дает право на поиск стригольнических элементов не только в полемической и афористической литературе, как это делали А. Д. Седельников и Н. П. Попов, но и в сфере таких реалий, как кресты, иконы, книги.

На окраинах Новгорода найдены большие каменные кресты с тщательно вырезанными выпуклыми надписями, призывающими помиловать раба божьего, дать ему здравие и отпустить ему все его прегрешения. Самое интересное в том, что имя раба божьего не указано, а для него оставлено в центре креста свободное место. Врытые в землю покаянные кресты, очевидно, заменяли исповедь в церкви и предназначались последовательно для многих лиц: достаточно было написать имя на кресте (например, углем) и вся надпись становилась обращением непосредственно к богу от имени очередного кающегося в грехах. Связь крестов второй половины XIV в. с одним из важных тезисов стригольничества об отказе от церковной исповеди едва ли подлежит сомнению.

Стригольническая склонность к отрицанию, сомнению, вдумчивости сказалась в появлении таких произведений, как икона Фомы, сомневавшегося в бессмертии Иисуса, и великолепная икона Гавриила, изображенного не в качестве небесного архангела, а в виде простого человека с высоким умным лбом, с внимательным взглядом; крылья хотя и нарисованы, но они настолько обособлены от самой фигуры, что производят впечатление каких-то коричневых и зеленых горок заднего плана. Гавриил и Фома в упомянутых иконах даны не в традиционных композициях, а изолированно, как частные лица. Икону Фомы Неверующего с ранними идолообразными иконами объединяет красный фон.

Идеологическая борьба шла в живописи с тем же напряжением, что и в полемической литературе. Церковные сюжеты были выражением тех или иных течений общественной мысли, и поэтому после соответствующей расшифровки они становятся драгоценным историческим источником, освещающим оппозиционное движение не извне, не со стороны официальной церкви, а изнутри стригольнического движения.

Источники постоянно рисуют стригольников как людей образованных, книжных. Это заставляет обратить внимание на новгородско-псковскую книжность XIII–XV вв. не только со стороны содержания, но и со стороны книжной орнаментики, которая, как было давно замечено, приобретает в XIV в. необычно вольный характер. Средневековые рукописи издавна украшались заглавными буквицами-инициалами, красочными фронтисписами и миниатюрами; на протяжении XI–XIII вв. в них преобладали декоративные элементы, но начиная с 1323 г. в орнаментику новгородских и псковских богослужебных рукописей вторгаются изображения людей и даже жанровых сцен. Художники рисуют псарей с собаками на створках, бирючей, старцев с посохами, охотников, потрошащих зайцев, птицеловов с выдранными перьями орла или беркута. Люди одеты в обычные городские одежды, они читают книги, бьются в поединке, пьют заздравный рог вина, играют на гуслях, торжественно, с обнаженным мечом поднимают кубок.

Не меньший интерес, чем инициалы, представляют и фронтисписы, возглавляющие книги. Начиная с XI в. русские художники восприняли византийскую манеру давать в начале рукописи схематическое изображение церкви как бы в разрезе. В XIII–XIV вв. рукописи постоянно украшались такими схемами церквей с тремя или пятью главами. Внутри контура здания щедро наносился тератологический и плетеный орнамент. Фронтисписы XIII–XV вв. можно разделить на две группы: в рукописях из тех мест, где не было стригольников, фронтисписы представляют собой суховатый архитектурный чертеж, реалистично передающий облик зданий того времени. Там же, где шло стригольническое движение, архитектурная схема храма в рукописях едва намечена, превращаясь в сложное переплетение чудищ и птиц (иной раз мертвых птиц в тенетах). Иногда наблюдается отказ от церковной схемы. Так, в той псалтыри, где среди буквиц есть переругивающиеся рыбаки, схема церковного здания заменена в одном случае огромным крестом (вспомним крест Якова Федосова), а в другом — светскими палатами со скульптурными колоннами.

Кратко перечисленные выше новые материалы позволяют несколько шире подойти к характеристике стригольнического движения, так как дают сведения о нем не только из враждебного лагеря и знакомят с жизнью стригольнических общин.

Прогрессивность стригольнического движения состояла, во-первых, в активной борьбе против феодальной церкви, ее продажности, лицемерия и ханжества, а во-вторых — в провозглашении гуманистических идей. Стригольники вели борьбу с церковниками во имя личности и человеческого достоинства.

1 Памятники литературы Древней Руси. XIII век. М., 1981, с. 74.

2 Цит. по: Татищев В. Н. История российская в семи томах. Т. V. М. — Л., 1965, с. 72.

Назвать отправную точку в истории российской реформации очень непросто. Одни будут утверждать, что первыми реформаторами были стригольники, другие, обвиняя стригольников в ереси, отнесут начало реформации к появлению первых лютеран. Найдутся и другие варианты. Ниже мы хотим взять на себя смелость и начать повествование от самых корней, т.е. от первых благовестников христианства на Руси.


Апостолами славян считают греческих миссионеров Кирилла и Мефодия. И хотя начало их миссии было раньше основания русского государства, служение проповедников проходило и на территории современной России. В 860 году Кирилл был послан императором Михаилом на хазарскую миссию, в ходе которой было крещено около двухсот подданных хазарского кагана, и прошли успешные диспуты с мусульманами. Это имело место на юге нынешней России.


Реформа первая – языковая.


Одним из важных этапов служения братьев проходил в Крыму. Может показаться очень смелым утверждение, что Кирилл и Мефодий были реформаторами, но, тем не менее, это было так. Напомним, что они не были православными или католиками в нынешнем понимании. Разделение церкви на восточную и западную произошло только в 1054 году. Поэтому ничего особенного в том, что будучи исповедниками греческой, т.е. восточной традиции, братья получили благословение на славянскую миссию у папы римского Адриана II.


Связано это было с тем, что моравы и болгары, испросившие у византийского императора помощи в организации церкви, через короткое время, разорвав отношения с Константинополем, обратили свои взоры к Риму. Кириллу и Мефодию пришлось выбирать: оставить начатую византийцами миссию или оставшись строить отношения с Римом. Решили идти вторым путем, при этом осуществив первую реформу христианства у славян. Дело в том, что к тому времени повсеместно было утверждено богослужение только на языках, которыми Пилат написал о Христе на табличке креста. Это латынь, еврейский и греческий. Славяне не понимали этих языков, что несомненно затрудняло проповедь.

Кирилл и Мефодий пошли на следующий дипломатический ход – из Крыма они привезли в Рим мощи святого Климента – одного из первых римских пап. За это они просили папу Адриана II благословить проповедь на языке славян. Разумеется, в такой ситуации отказать папа не мог и братья начали готовить перевод Библии на славянский язык. Таким образом, церковь у славян началась с реформы богослужебного языка. Его сделали понятным, и служение было живым.

Что касается Руси, то ее началом принято считать 882 год, когда новгородский князь Олег захватил Киев. Он убил киевских князей Аскольда и Дира, приняв власть и объединив земли восточных славян. Будучи язычником, Олег вошел в город, где жили христиане, и была церковь. В 860 году после неудачного похода на Константинополь Аскольд и Дир приняли христианство, а в 867 году подписали договор с Византией, в котором помимо прочего, шла речь и о крещении киевских подданных. После смерти князей, Олег не истребил христианство и оно постепенно распространялось среди подданных князя, а затем и среди дружины Игоря занявшего престол Олега после его кончины. Это было именно то христианство, которое несло на себе печать реформации Кирилла и Мефодия. Сохранились сведения о том, что часть дружины Игоря при заключении договоров клялась не именами языческих богов, а Христом.

Когда в наши дни проходят ежегодные Кирилло-Мефодьевские чтения в России, справедливо будет помнить, что по сути своей это память первой славянской реформации.

В 988 году произошло переломное событие как в истории Руси вцелом, так и в христианской истории в отдельности. Внук Игоря Владимир придал византийскому православию государственный статус. Это имело как плюсы, так и минусы. Плюсы были в том, что проповедь Евангелия достигала людей, минусы в том, что церковь загонялась в несвойственные ей рамки государственной политики. Не секрет, что Крещение Руси – акт политический. Получив крепкие отношения с могущественной Византией, Владимир поставил русскую церковь в твердую зависимость от греческого духовенства. И не только духовенства, а и всей византийской политической системы, которая в дальнейшем оказала и оказывает по сей день огромное влияние на Россию. Рожденная в реформации русская церковь стала крайне остро в ней нуждаться. Это стало злым роком нашей истории – могущественная церковь постоянно нуждающаяся в реформе.

Реформа вторая – административная.

Стригольники. Реформаторы 14-го века.

Прививка реформации дала знать о себе в Новгороде, городе еще до образования Русского государства отличавшимся республиканскими настроениями. В 1350-1380 гг. в городе появились проповедники, выступавшие против византизма, как вредного для чистого смысла Евангелия явления. Эти люди шли по стопам Иллариона, хотя были не так хорошо образованы. Предводителями реформаторов были дьяконы Никита и Карп. Эти реформаторы вошли в историю как стригольники.

Идеалом стригольников была апостольская церковь, а свою организацию они рассматривали как его воспроизведение. В рамках этого идеала первоначального христианства они утверждали достоинство человека, его право быть учителем веры в жизни, независимо от принадлежности к духовному сословию. Они считали, что каждый мирянин имел право проповедовать, если вел достойный, нравственный образ жизни.

Дьяконы Никита и Карп, возглавившие стригольническое движение на первом его этапе, были образованными людьми, склонными к богословским дискуссиям, умевшими отстаивать свои взгляды, успешно учительствовать, горячо проповедовать, убеждать мирян и привлекать их на свою сторону. При этом их позиция опиралась на библейские истины. Они сами отчетливо сознавали, что если бы "не от книжнаго писания говорили, никто бы не послушал их".

К 1430-м годам движение стригольников было полностью уничтожено. По свидетельствам современников убитых раскольников сбрасывали в реку Волхов, так что можно было перейти ее как посуху. Как и воззвание Иллариона движение стригольников столкнувшись с могуществом византизма потерпело поражение.

Жидовствующие. Реформаторы 15-го века.

Находящаяся в жесткой оппозиции русская реформация пошла в крайность. Несмотря на значительное влияние на государев двор, реформа жидовствующих несла ересь, что было крайне негативным явлением, т.к. лишало людей спасительной благодати, ради которой пострадал Христос и подвязались апостолы.

Ересь имела и еще одно негативное следствие. Официальная церковь в борьбе с реформаторами оказалась в рискованном положении, т.к. царский двор был на стороне не просто раскольников, но еретиков. Для перевеса влияния в 1504 г. был созван собор, на котором праздновало победу обрядовое христианство. В борьбе с еретиками, желая навсегда закрыть вопрос реформации, официальная церковь сформулировала антихристианские принципы - неприятие Библии, как Слова Божия, а также права на ее исследование и обсуждение. Люди желавшие жить по Писанию становились вне закона.

Защитники реформаторов, опираясь на авторитет заволжского старца Нила Сорского, требовали подойти к делу с рассмотрением и увещевать уклонившихся в ересь к покаянию и исправлению. Однако их более влиятельные оппоненты новгородский архиепископ Геннадий и видный церковный аппаратчик Иосиф Волоцкий требовали костров для еретиков, опираясь на опыт инквизиции действовавшей в то время в Испании.

Европейская же реформация достаточно быстро пришла в Россию. Особенно широко она развивалась при Иоанне Грозном, взошедшем на царство в 1547 г. В 1576 году первый лютеранский храм был освящен в Москве. С того времени можно говорить о двух ветвях реформации в России – европейской и собственной российской. О том, какой из них повезло больше и как они взаимодействовали между собой мы поговорим в другой раз.

Реформация

Картина, посвящённая Реформации в Европе

Начавшись в Германии, Реформация вскоре прокатилась по всей Европе, навсегда разделив её на католиков и протестантов. Эти события перекроили политический баланс сил и оказали огромное влияние на всю дальнейшую историю, а также заложили предпосылки для религиозных войн.

Причины Реформации

Причины Реформации

Основные причины Реформации

  • Гонения католической церкви на науку. В XVI веке было совершено немало важных научных открытий, которые, однако, часто противоречили церковным догматам. Это стало причиной гонения на учёных, что вызвало недовольство среди многих людей.
  • Вмешательство Церкви в светскую жизнь. Феодалы были недовольны вмешательством духовенства в их дела, а городские власти – поборами на содержание расположенных в них церквей.
  • Сложность и непонятность церковных обрядов. Церковь была страшно далека от народа, стремясь стать посредником между людьми и Богом. Большинство людей же с радостью встретило предложенную Мартином Лютером идею о том, что посредники в этом вопросе не нужны, так как это давало им возможность стать ближе к Богу. Это стало одной из основных причин Реформации в Европе.
  • Кризис Католической церкви. В XV веке она пережила период троепапства, а некоторые порочные практики вроде злоупотребления властью и продажи индульгенций (отпущение грехов за плату) вызывали массовое недовольство. Многие католические священнослужители сами были невежественным, глупы и алчны, что создавало Церкви негативный имидж. Высшие церковные иерархи тем временем жили в роскоши, одновременно напоминая прихожанам о необходимости быть скромными и смиренными, и людей возмущало это двуличие.
  • Формирование класса буржуазии. Эти люди, более обеспеченные, чем простонародье, в массе своей не желали вкладывать деньги в постройку соборов и содержание духовенства. Такие настроения в буржуазной среде также стали одной из причин Реформации.
  • Налоги и коррупция. Церковь забирала свою десятину (одну десятую всех доходов) в виде налогов, а торговля должностями в среде духовенства приняла огромные масштабы. Проще говоря, католическая Церковь погрязла в коррупции.

Политика Петра I

Особенности внешней и внутренней политики Петра I

Участники Первой мировой войны

Участники Первой мировой войны 1914-1918 годов

Суть Реформации

Фактически Реформация стала церковным расколом, в результате которого от Римско-Католической Церкви отделились протестанты, которые, в свою очередь, позднее также раскололись на множество направлений и течений. По сути, Реформация в Европе положила конец безоговорочному владычеству католической Церкви в европейских государствах, так как за какие-то десятки лет многие страны стали целиком или почти целиком протестантскими. Это общественное-политическое и религиозное течение навсегда изменило облик Европы, а порождённый им протестантизм стал одним из трёх основных направлений христианства в мире наряду с католицизмом и православием. При этом суть Реформации была скорее революционной, нежели эволюционной – события развивались стремительно, сопровождаясь массовыми беспорядками, войнами и репрессиями.

Событие, положившее начало Реформации

Официально началом Реформации считается 31 октября 1517 года, тот самый день, когда Мартин Лютер опубликовал свой труд “95 тезисов”, критиковавший католическую Церковь. Некоторые историки, правда, сомневаются, что это событие имело место в реальности. При этом выступления против папской власти случались и раньше, но они были совсем другими: раньше критики рассматривали проблемы Церкви через призму человечности, а Мартин Лютер начал критиковать церковные догмы. Так что публикация его “95 тезисов” считается основным событием, начавшим Реформацию в Европе.

Распространение Реформации в Европе

Распространение Реформации

Некоторые этапы распространения Реформации в странах Европы

Чтобы вспомнить, в каких странах была распространены Реформация, надо вспомнить о том, что началась она в XVI веке в Германии, которая тогда была раздробленным государством, в котором недовольство церковью испытывали представители всех социальных слоёв. Вскоре Реформация распространилась по другим странам – Чехия, Нидерланды, Венгрия, Австрия, Франция, Англия. В ряде случаев это привело к разрушительным военным конфликтам – так, казнь Яна Гуса идеолога чешской реформации, послужила основной причиной гуситских войн, продлившихся 15 лет, а протестантский проповедник Томас Мюнцер фактически начал в Германии крестьянскую войну против несправедливости и угнетения, ставшую крупнейшим восстанием в Европе до Великой Французской революции. Стоит отметить, что распространение Реформации в Европе также сопровождалось частыми погромами и грабежами католических храмов и церквей. Постепенно Реформация охватывала всё новые и новые страны – Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Польша, Литва, Швейцария, Шотландия и др. Русское царство, однако, затронуто Реформацией не было – она представляла собой конфликт между протестантами и католиками, а Россия была православной. Самым заметным последствием Реформации в Европе стала Контрреформация, комплекс мер, призванных ей противодействовать. В итоге часть европейских государств осталась католическими целиком или частично.


Реформация — церковно-социальное движение ХVI века в Европе против католической церкви, в котором борьба за религиозные идеалы переплелась с классовой борьбой крестьянства и зарождающейся буржуазии с феодалами. Стала катализатором распада феодального общества и возникновения зачаточных форм капитализма

Причины Реформации

Католицизм был целой системой, налагавшей рамки на всю культуру и социальную организацию европейских народов:

    — Католический универсализм отрицал национальность
    — Теократическая идея давила государство
    — Духовенство имело привилегированное положение в обществе, подчиняя церковной опеке светские сословия
    — Догматизм предоставлял мысли слишком узкую сферу
    — Католическая церковь переродилась из утешительницы и проводника идей социальной справедливости в жестокого феодального земельного собственника и угнетателя
    — Несоответствие образа жизни служителей церкви тому, что они проповедовали
    — Недееспособность, распущенность и коррумпированность церковной бюрократии
    — Растущие материальные запросы римской церкви: все верующие платили десятину — налог в размере 1/10 всех доходов. Велась открытая торговля церковными должностями
    — Существование огромного количества монастырей, имевших обширные земельные владения и иные богатства, с многочисленным праздным населением
    — Продажа индульгенций, начатая для финансирования строительства собора Святого Петра в Риме, слишком явно и цинично демонстрировала не заботу Церкви о душах паствы, но стремление к обогащению, земным благам
    — Изобретение книгопечатания
    — Открытие Америки
    — Возобновление интереса к античной культуре, сопровождающееся расцветом искусства, в течение многих веков служившего исключительно интересам Церкви

В борьбе против католической церкви объединились все светские институты европейского общества: государственная власть, нарождающаяся буржуазия, задавленное гнетом крестьянство, интеллектуалы, представители свободных профессий. Они боролись не во имя чистоты христианского вероучения, не во имя восстановления Библии как главного авторитета в делах религии, не во имя требований совести и религиозной мысли, а потому, что католицизм мешал свободному развитию общественных отношений во всех сферах жизни

Реформация в Европе

Формальным началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда викарий деканата ордена августинцев Мартин Лютер обнародовал свои 95 тезисов против торговли папскими индульгенциями*

Деятели Реформации

  • Мартин Лютер (1483–1546) — Германия
  • Филипп Меланхтон (1497–1560) — Германия
  • Ганс Таусен (1494–1561) — Дания
  • Олаус Петри (1493–1552) — Швеция
  • Ульрих Цвингли (1484–1531) — Швейцария
  • Жан Кальвин (1509–1564) — Франция, Швейцария
  • Томас Кранмер (1489–1556) — Англия
  • Джон Нокс (1514?–1572) — Шотландия
  • Ж. Лефевр (1450-1536) — Франция
  • Г. Брисонне (1470-1534) — Франция
  • М. Агрикола (1510-1557) — Финляндия
  • Т. Мюнцер (1490-1525) — Германия

В результате Реформации часть верующих восприняла идеи главных её деятелей Лютера и Кальвина, превратившись из католиков в лютеран и кальвинистов

Краткая биография Мартина Лютера

Главная идея лютеранства — спасение личной верой, которая даруется Богом, без помощи церкви. Связь Бога и человека имеет личный характер, церковь не является посредником между Богом и человеком. Все верующие признаются равными перед Христом, священники теряют положение особого сословия. Религиозные общины сами приглашают пасторов и выбирают руководящие органы. Источником вероучения является Библия, которую верующий имеет право самостоятельно объяснять. Вместо латыни богослужение ведётся на родном языке верующего

Краткая биография Жана Кальвина

  • 1553 — по приговору женевской консистории был казнен за еретические взгляды М. Сервет. Впервые протестантская церковь вынесла смертный приговор за инакомыслие
  • 1559 — Основание Женевской академии — высшего богословского заведения для подготовки проповедников
  • 1564, 27 мая — Кальвин умер. Похоронен без церемоний, без памятника на могиле. Вскоре место его захоронения было утеряно

Контрреформация

Любое действие предполагает противодействие. На движение Реформации католическая Европа ответила контрреформацией (1543 — 1648). Католическая церковь отказалась от предоставления индульгенций, были основаны новые монашеские ордена и духовные семинарии, были введены единообразная литургия (главнейшее христианское богослужение), григорианский календарь, подавлена Реформация в Польше, землях Габсбургов, Франции. Контрреформация оформила окончательный разрыв католичества с протестантством

Читайте также: