Сообщение содержание взглядов на людей с ограниченными возможностями в период ссср

Обновлено: 05.07.2024

Ходит слух, что инвалидов в СССР нет и не было, однако этот миф можно легко развеять. Я предлагаю Вам прочитать, какую социальную поддержку получали инвалиды в СССР, что, конечно, опровергает слух о том, что Советский Союз делал все, чтобы скрыть свои "недостатки", в число которых, по мнению руководства, входили и люди с ограниченными возможностями. Если Вам понравится эта статья, то мы рассмотрим другую точку зрения, где инвалидов все-таки не было и они были притеснены. Перед тем, как приступить к прочтению статьи, советую прочитать другие публикации на канале. Приступим.

Конечно, в первую очередь, Советский Союз беспокоился о инвалидах-красноармейцах. Так, после великой Октябрьской революции, появились пенсии, которые финансировались из государственного бюджета, а в 1917 году 17 ноября был образован комитет "увечных воинов". Однако это еще не были те пенсии. НЕ в том смысле, в котором мы понимаем сейчас.

О привычных для нас с Вами пенсиях для инвалидов разговор в Советском Союзе зашел только в 1917 уже 17 декабря, им предлагались надбавки к пенсии, что послужило первым шагом к обеспечению социальной поддержкой инвалидов. Советский Союз обратил на данную проблему внимание, выявил ее и предпринимал некоторые действия для поддержки людей с ограниченными возможностями.

Это норма права. То есть проблема есть и она не отрицается, государство закрепляет социальную группу "инвалид" в своих законодательных актах, что не может идти рука об руку с выражением "в СССР инвалидов есть. Конечно, тут мы можем узреть различные ограничения, но такие ограничения свойственны Советскому государству: все решается принадлежностью к правильному, трудовому классу, который может иметь весь спектр прав, может владеть, пользоваться и распоряжаться ими. Для обеспечения надзора за выплатой пенсий был представлен Наркомат, то есть определенная структура государственных органов.

Инвалидность так же имела структурные элементы, различные элементы, то есть "тяжесть", вследствие чего была получена и так далее. В пример этому могу предоставить следующую информацию. В 1928 г. принималось Положение ВЦИК и СНК, которое позволяло улучшить пенсионные выплаты инвалидам труда в зависимости от группы и причины инвалидности.

Во время планирования государственного производства в расчет принимали и протезы для инвалидов. Было создано Главное управление протезной промышленности. А за всей деятельностью для поддерживания социальной группы инвалидов были созданы следующие общественные организации: Всероссийское общество слепых (ВОС), учрежденное в 1923 г., Всероссийское общество глухих (ВОГ), созданное в 1926 г. Об упомянутых организациях вы можете подробнее прочитать на просторах сети Интернет. Благодаря таким организациям, инвалиды могли чувствовать себя такими же людьми как и все другие, от них не отворачивались, их воспринимали здоровыми, о них заботились.

На ранних этапах своего развития, в силу неразвитости производительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, отношение к инвалидам было нетерпимым.




Эпоха Возрождения является периодом, когда происходят существенные изменения во взглядах людей на природу самого человека, на цель и смысл его жизни. Глубокие преобразования в духовной жизни европейского общества эпохи Возрождения характеризуются появлением новых философских систем, основанных на интересе к реальной жизни, человеку, к его назначению и месту в обществе. Умами людей все более овладевала вера в разум и силы человека. В это время происходят значительные изменения в отношении к инвалидам. Потребовалось более двух тысяч лет для осознания необходимости призрения людей с отклонениями развития и признания их права на существование. Гуманисты эпохи Возрождения сыграли позитивную роль и в изменении отношения общества к человеку, имеющему физические и умственные отклонения. Раньше, чем в других государствах, правовое положение аномальных определилось законодательством в Англии.

Следствием социального заказа представителей знати, имеющих детей с сенсорными нарушениями, явились попытки индивидуального обучения глухих (1578 г. в Испании, 1648 г. в Англии) и слепых (1670 г. во Франции). Социальный заказ носил локальный характер и касался небольшого числа конкретных детей. Соответственно и результаты, сколько бы блестящими они не были, не имели смысла вне конкретной ситуации и представляли интерес ограниченного числа людей. Однако двухсотлетний опыт многочисленных энтузиастов-одиночек стал убедительным доказательством возможности оказания социальной помощи людям с отклонениями в развитии и способствовал теоретическому обоснованию необходимости их массового обучения.

В XIX веке заметно улучшается общественное положение инвалидов. Французская революция рассматривала общественную помощь не как благотворительность, не как милостыню, а как обязанность государства, что потребовало отражения и в законодательстве. Во второй половине XIX в. бурное развитие промышленности, усиливающаяся потребность в квалифицированных кадрах заставили большинство развитых стран перейти к системе всеобщего начального образования. Это в свою очередь повлекло за собой усиление внимания ученых, педагогов и других к лицам с легкой степенью умственной отсталости, которая обнаруживается либо в процессе обучения, либо в условиях работы на производстве. Эти лица требовали к себе большего внимания, нежели лица с глубокой степенью отсталости, которые, находясь под постоянной опекой, не представляли серьезной опасности для общества. Дети с легкой степенью умственной отсталости не справлялись с программой начальной школы и, отчисляясь оттуда, попадали на улицу, становясь источником пополнения резервов антисоциальных элементов.

Таким образом, помощь слабоумным начинает рассматриваться не только как проявление гуманности, но и как социальная необходимость, как средство самосохранения общества. Все это дало толчок к развитию сети спецучреждений, и в конце XIX в. в ряде стран открываются спецшколы для умственно отсталых детей, а через некоторое время появляются законы, регламентирующие деятельность этих учреждений и устанавливающие критерии отбора детей в эти учреждения. Например, в Англии первые спецшколы для умственно отсталых детей были открыты в 1892 г. в Лондоне и Лейчестере. А в 1899 г. в Англии был принят закон об обучении умственно отсталых детей. Этот закон предоставлял право общинам самим решать вопрос о введении у себя обучения для умственно отсталых. Если община была согласна обучать этих детей, то государство выделяло для этих целей средства и устанавливало обучать умственно отсталых до 16 лет.

Таким образом, мы видим, что векторы развития истории человечества направлены в сторону все более лояльного и гуманистического отношения к инвалидам. Данная тенденция еще более ярко проявилась в прошлом веке.

На ранних этапах своего развития, в силу неразвитости производительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, отношение к инвалидам было нетерпимым.

Эпоха Возрождения является периодом, когда происходят существенные изменения во взглядах людей на природу самого человека, на цель и смысл его жизни. Глубокие преобразования в духовной жизни европейского общества эпохи Возрождения характеризуются появлением новых философских систем, основанных на интересе к реальной жизни, человеку, к его назначению и месту в обществе. Умами людей все более овладевала вера в разум и силы человека. В это время происходят значительные изменения в отношении к инвалидам. Потребовалось более двух тысяч лет для осознания необходимости призрения людей с отклонениями развития и признания их права на существование. Гуманисты эпохи Возрождения сыграли позитивную роль и в изменении отношения общества к человеку, имеющему физические и умственные отклонения. Раньше, чем в других государствах, правовое положение аномальных определилось законодательством в Англии.

Следствием социального заказа представителей знати, имеющих детей с сенсорными нарушениями, явились попытки индивидуального обучения глухих (1578 г. в Испании, 1648 г. в Англии) и слепых (1670 г. во Франции). Социальный заказ носил локальный характер и касался небольшого числа конкретных детей. Соответственно и результаты, сколько бы блестящими они не были, не имели смысла вне конкретной ситуации и представляли интерес ограниченного числа людей. Однако двухсотлетний опыт многочисленных энтузиастов-одиночек стал убедительным доказательством возможности оказания социальной помощи людям с отклонениями в развитии и способствовал теоретическому обоснованию необходимости их массового обучения.

В XIX веке заметно улучшается общественное положение инвалидов. Французская революция рассматривала общественную помощь не как благотворительность, не как милостыню, а как обязанность государства, что потребовало отражения и в законодательстве. Во второй половине XIX в. бурное развитие промышленности, усиливающаяся потребность в квалифицированных кадрах заставили большинство развитых стран перейти к системе всеобщего начального образования. Это в свою очередь повлекло за собой усиление внимания ученых, педагогов и других к лицам с легкой степенью умственной отсталости, которая обнаруживается либо в процессе обучения, либо в условиях работы на производстве. Эти лица требовали к себе большего внимания, нежели лица с глубокой степенью отсталости, которые, находясь под постоянной опекой, не представляли серьезной опасности для общества. Дети с легкой степенью умственной отсталости не справлялись с программой начальной школы и, отчисляясь оттуда, попадали на улицу, становясь источником пополнения резервов антисоциальных элементов.

Таким образом, помощь слабоумным начинает рассматриваться не только как проявление гуманности, но и как социальная необходимость, как средство самосохранения общества. Все это дало толчок к развитию сети спецучреждений, и в конце XIX в. в ряде стран открываются спецшколы для умственно отсталых детей, а через некоторое время появляются законы, регламентирующие деятельность этих учреждений и устанавливающие критерии отбора детей в эти учреждения. Например, в Англии первые спецшколы для умственно отсталых детей были открыты в 1892 г. в Лондоне и Лейчестере. А в 1899 г. в Англии был принят закон об обучении умственно отсталых детей. Этот закон предоставлял право общинам самим решать вопрос о введении у себя обучения для умственно отсталых. Если община была согласна обучать этих детей, то государство выделяло для этих целей средства и устанавливало обучать умственно отсталых до 16 лет.

Таким образом, мы видим, что векторы развития истории человечества направлены в сторону все более лояльного и гуманистического отношения к инвалидам. Данная тенденция еще более ярко проявилась в прошлом веке.


Одним из аргументов, высказываемых в пользу советской системы, является утверждение о якобы присущей ей социальной справедливости, одним из проявлений которой была повышенная забота государства об инвалидах. Излишне говорить, что, как и другие пропагандистские мифы, данное утверждение весьма далеко от реальности.

Льготы за революцию

Тем не менее в первые годы советской власти и до конца 1920-х гг. увечные люди не были объектом каких-либо особых преследований со стороны государства. Во время Гражданской войны и нескольких первых лет после ее завершения инвалиды испытывали те же трудности и лишения, что и физически здоровые граждане, страдая от голода и бытовой неустроенности. Немало увечных людей, имевших непролетарское происхождение, сгинуло в жерновах мясорубки террора. Одним из характерных примеров является трагическая судьба известной благотворительницы княгини Надежды Барятинской. Вскоре после захвата Крыма большевиками осенью 1920 г. парализованную, много лет не встающую с инвалидного кресла княгиню арестовали и вместе с другими обреченными казнили в окрестностях Ялты.

Вместе с тем люди, имеющие физические, умственные или иные увечья, в те страшные годы становились жертвами террористической политики советского руководства лишь в общем потоке расстрелянных или посаженных в тюрьмы. И то исключительно в силу социального происхождения.

В остальном отношение режима к инвалидам в 1920-е гг. было достаточно сносным. Бесспорными героями считались инвалиды Красной армии, бывшие красногвардейцы и партизаны. В известной мере лояльным было отношение к инвалидам империалистической войны. Они преподносились как жертвы преступных устремлений царизма.

В 1920 — 1930-е гг. при исполкомах советов всех уровней существовали специальные комитеты (комиссии), занимавшиеся вопросами оказания помощи демобилизованным красноармейцам и бывшим красным партизанам. И тем и другим были предоставлены социальные льготы. В частности, ветеранам давали преимущества при приеме на работу. В 1930 г., когда сплошная коллективизация привела к трудностям в снабжении продовольствием, бывшие красные партизаны при наличии специальной партизанской книжки имели право на обеспечение хлебными карточками. Правда, порой, чтобы добиться тех или иных льгот, некоторым инвалидам-ветеранам приходилось преодолевать многочисленные бюрократические препоны. Но даже достигнув желаемого, бывшие участники Гражданской войны не переставали нуждаться. Кроме того, проводившиеся время от времени внутрипартийные чистки создавали для бывших защитников советского строя высокую вероятность лишиться и этих мизерных благ.

Сталинская социальная профилактика

Условия содержания спецпереселенцев были чудовищными. 70 тыс. из них оказались на шахтах Кузбасса, где их поселили в палатки и плохо отремонтированные бараки. Десятки тысяч высланных разбросали по нарымским болотам. События, происходившие здесь, своей жестокостью затмевали любой фильм ужасов.

Глухонемые шпионы

Специнтернаты для ветеранов

По образцу валаамского вскоре возникли другие специнтернаты. Все они располагались в отдаленных и малонаселенных местах, чаще всего в заброшенных монастырях — Кирилло-Белозерском, Александро-Свирском, Горицком.

В тени достижений

Отношение государства к увечным людям стало меняться в лучшую сторону только в последние десятилетия существования СССР. В 1970 — 1980-е гг. советское правительство приняло достаточно много законодательных актов, направленных на повышение уровня соцобеспечения: инвалидам предоставлялись различные льготы, совершенствовалась система пенсионного обеспечения, улучшалось здравоохранение. Тем не менее даже в брежневский период большинство инвалидов не обеспечивали должным образом. Чтобы получить от государства те или иные материальные блага, нуждающимся приходилось обивать пороги инстанций, повсеместно сталкиваясь с чиновничьим безразличием и произволом.

Сама архитектура советских (а следовательно, и нынешних) городов была устроена так, чтобы удовлетворять повседневные нужды только физически здоровых людей. Оказавшись на Западе, Фефелов был поражен наличием там специальных асфальтовых дорожек, предназначенных для передвижения по ним как велосипедистов, так и инвалидов-колясочников, а также указателей с инвалидной эмблемой — человек на коляске, указывающий инвалидам наиболее удобный и короткий путь. И самое главное — инвалиды на Западе не на словах, а на деле являлись полноправными членами общества, живущими полноценной насыщенной жизнью.

В отличие от них, инвалиды в СССР во все периоды пребывания коммунистов у власти в подавляющем большинстве были наиболее обездоленной категорией граждан, подверженной преследованиям и социальной дискриминации. Нынешнее трудное положение больных и увечных людей во многом обусловлено тяжким наследием ушедшей советской поры.

Надежда на новые времена

Война на истребление

Сопротивление государству

Маскировка Кремля

70 лет назад, в сентябре 1941 года, началась битва за Москву. Но германские самолёты появились в московском небе намного раньше — в ночь с 21 на 22 июля. Понятно, что главной целью для вражеской авиации было самое сердце советской столицы — Кремль. И каково же было удивление немецких лётчиков, когда ни Кремля, ни Мавзолея, ни Красной площади они не обнаружили! Казалось бы, куда могли исчезнуть 27,5 гектара территории, причём обнесённой высокими стенами и повсюду сверкающей золотыми куполами? К тому же Кремль с высоты выглядит неправильным треугольником и является отличным ориентиром для пилотов. А ведь, как оказалось, никакой мистики тут нет…

Яков Блюмкин - биография личности

Читайте также: