Сообщение социальная защита детей

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Социальная защита детей

Описание презентации по отдельным слайдам:

Социальная защита детей

Социальная защита детей

Социальная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опира.

Социальная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.

Стандарты социальной защиты детства гарантированное общедоступное бесплатное.

Стандарты социальной защиты детства гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, а на конкурсной основе — среднее и высшее профессиональное образование и воспитание в общеобразовательных учреждениях; бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с минимальными нормами питания; гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату труда;

социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированна.

социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированная материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей; социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; право на жилище в соответствии с законодательством РФ;

организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в эк.

организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении; организация квалифицированной юридической помощи.

Объекты и субъекты социальной защиты детства Объектами социальной защиты явля.

Объекты и субъекты социальной защиты детства Объектами социальной защиты являются дети — лица, не достигшие 18 лет. Разные группы детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К приоритетным группам детей, в первую очередь нуждающихся в социальной защите, следует отнести: детей- сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей издевиантных и педагогически запущенных семей; детей из приемных семей, многодетных, неполных; детей-ин- валидов; детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии; детей безработных граждан; детей — жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел; детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.

Субъектами социальной зашиты детей выступают все три ветви власти: законодат.

Субъектами социальной зашиты детей выступают все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Приоритет принадлежит государству и создаваемым им институтам: они формируют социальную политику и законодательство в отношении детей, обеспечивают ее реализацию, гарантируют социальную безопасность. К субъектам относятся также политические партии, общественные организации, благотворительные союзы, церковь, средства массовой информации, предприятия и учреждения, детские и юношеские организации, частные лица, занимающиеся спонсорством или благотворительностью. Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов, учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и т.д. Субъектами социальной зашиты являются сами социальные работники, социальные педагоги и другие специалисты.

Правовая база социальной защиты детства Правовая база социальной защиты детст.

Правовая база социальной защиты детства Правовая база социальной защиты детства строится на трех уровнях: международном, общефедеральном региональном.

Международный уровень включает документы международных организаций (ООН, ЮНИС.

Международный уровень включает документы международных организаций (ООН, ЮНИСЕФ. ВОЗ), а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства. Дети как объект особой защиты выделены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, в документах специализированных учреждений ООН и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей. В 1959 г. ООН приняла Хартию детства и Декларацию прав ребенка.

Из документов, принятых в конце XX в., следует отметить Пекинские правила 19.

Действие этих документов связано с добровольным принятием (подписанием) той.

Общефедеральный уровень правовой защиты детства опирается на Конституцию РФ.

В 1994 г. Указом Президента была введена в действие федеральная программа «Д.

Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретиз.

Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ. Он включает документы органов власти субъектов Федерации и местных властей, общественных организаций, региональные программы.

Материально-экономическая база защиты детства Социальная защита детей и подро.

Материально-экономическая база защиты детства Социальная защита детей и подростков должна строиться на серьезной материальной и экономической базе. В последние десятилетия она значительно уменьшилась. В настоящее время она включает как материальную часть (жилые и нежилые помещения, корпуса учреждений, оборудование), так и финансовую (средства, необходимые для выплат и пособий, организации и проведения конкретных мероприятий, осуществления специальных программ, а также для зарплаты сотрудникам).

Необходимым элементом системы социальной защиты детства выступает финансовая.

Необходимым элементом системы социальной защиты детства выступает финансовая база, которая включает: бюджетные средства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований; внебюджетные средства различных фондов РФ, ее субъектов и муниципалитетов; средства, выделяемые предприятиями и учреждениями для социальной защиты детей своих сотрудников; средства, выделяемые профсоюзными и другими общественными организациями; средства, выделяемые спонсорами и благотворителями; средства, выделяемые Русской православной церковью; средства, выделяемые другими религиозными организациями.

Важнейшим направлением укрепления материально- экономической защиты детства я.

Анализ правовой и материально-экономической базы социальной защиты детей пока.

Расширение финансирования социальной защиты детства дает вполне ощутимый эффе.

Расширение финансирования социальной защиты детства дает вполне ощутимый эффект не только социальный, но и экономический, имея в виду формирование благополучной среды обитания для всех детей, снижение впоследствии расходов на борьбу с детской и подростковой преступностью, лечение детского алкоголизма, в целом позитивно влияет на воспитание детей. Таким образом, есть необходимость в целенаправленной работе по совершенствованию законодательства и рационализации средств, расходуемых на социальную защиту детства, в поиске новых источников финансирования.

Социальная защита детей любого возраста является одной из важнейших задач современного общества и государства.

Нестерова И.А. Социальная защита детей // Энциклопедия Нестеровых

Понятие социальной защиты детей

Социальная защита детей

Усиление внимания к социальной защите населения в Российской Федерации можно объяснить повышенной гуманизацией и развитием гражданского общества, которое не может существовать без социальной защиты. Отдельно следует подчеркнуть тот факт, что социальная защита детства как таковая в современном мире и в России, является одним из важнейших, основных факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики государства. Право на получение социальной защиты стало одним важнейших элементов правового статуса ребенка, и в таком качестве закреплено в международных правовых стандартах и конституциях большинства развитых стран.

Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации от 12.12.93 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

Под социальной защитой в широком смысле подразумевается совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан Российской Федерации трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей и так далее.

Отдельно следует выделить социальную защиту детей, так как это важнейший элемент социальной защиты в целом. В настоящее время социальная защита ребенка представляется системой которая базируется на действующую нормативно-правовой базе, международных нормативных актах и работе сложной системы органов социальной защиты населения.

Крупные выдающиеся педагоги и психологи внесли значительный вклад в разработку психолого-педагогического аспекта вопроса социальной защиты детей. Это такие специалисты в сфере педагогики, как: Д.М.Андреева, Е.В.Бондаревская, Г.Н.Волков, Б.З.Вульфов, Л.С.Выготский, Е.Н.Ильин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн итак далее.

Социально-педагогический подход к вопросу социальной защиты детей предполагает построение системы защиты и поддержки детства в контексте современных обществ, обуславливающих соответствующий им тип воспитания, анализ и учет факторов, определяющих реабилитацию и защищенность личности; выявление сущности, признаков духовно-нравственного развития личности.

В современном российском законодательстве социальная защита базируется на ряде нормативно-правовых актов представленных ниже.

правовое регулирование социальной защиты

Правовое регулирование социальной защиты

Помимо российских нормативно-правовых актов, социальная защита детей регулируется нормами международного права. На сегодняшний день международное право по защите детей включает в себя Конвенцию ООН "О правах ребенка" от 1989 года.

Несмотря на принятые государством меры по правовому посвящению родителей по вопросу защиты прав и свобод детей, многие по-прежнему не сведущи в этом вопросе. К сожалению для современных родителей характерны две крайности: полное не знание законов или же наоборот повышенное внимание правам ребенка, что черевато нарушениям поведения у детей.

Для того, чтобы повысить уровень социальной защиты в РФ государство реализует систему мер при помощи органов государственного управления. Наиболее полная характеристика форм и методов социальной защиты детства представлена В.А. Варывдиным и И.П. Клемантович. Прежде всего, нужно остановиться на сфере социальной защиты детства.

Регулирование социальной защиты детства

Государственное регулирование социальной защиты детства

Немаловажным инструментом социальной защиты являются государственные программы. Эта форма характерна для органов государственной власти, занимающихся социальной защитой детства. Не менее важны планы мероприятий по социальной защите детства. Например, план действий по преодолению семейного насилия, разработанный на региональном уровне.

Очень важным элементом социальной защиты детства можно назвать создание и развитие материальной базы для социальной защиты детства. Материальная база является необходимым элементом социальной защиты детства и включает в себя следующие составляющие: финансовую базу, многочисленные здания, сооружения, систему государственных пособий на детей.

Категории детей, нуждающихся в социальной защите

Будучи одним из наименее зачищенных слоев населения дети нуждаются в особом внимании со стороны общества и государства. В настоящее время существует общепринятое деление детей на категории по особенностям оказания социальной защиты.

дети соцзащита

Категории детей, нуждающихся в социальной защите

Первой категорией детей нуждающихся в социальной защите являются дезадаптированные дети. Особенность данной группы состоит в том, что у детей нарушены социальные ориентиры и замедлено социальное развитие.

Для дезадаптированных детей характерна особенность: их называют "ничьими". Данное состояние формируется посредством разрушения внутрисемейных связей и отношений, отсутствием со стороны родителей интереса к ребёнку, пренебрежении своими родительскими обязанностями, педагогической запущенности.

Одним из видов детской дезадаптации является безнадзорность. Безнадзорность приводит к тому, что эти дети оказываются в системе асоциальных или даже антисоциальных связей, основанных на тех видах деятельности, нормах и правилах поведения, которые отклоняются от одобряемых обществом. Безнадзорные дети остро нуждаются в социальной помощи. Она направлена непосредственно на борьбу с состянием безнадзорности и отсутствием необходимого, но деликатного надзора и контроля со стороны взрослых людей.

К группе дезадаптированных детей также относятся брошенные дети.

В этой группе находятся дети разных возрастов, в том числе и дошкольники. Однако наиболее часто встречаются новорожденные, которые родились с отклонениями или же которые страдают неизлечимыми болезнями. К числу причин, по которым родители отказываются от детей, относится следующее:

  • пьянство
  • наркомания и тунеядство
  • аморальный или преступный образ жизни
  • несовершеннолетие родителей.

Брошенные дети нуждаются в социальной помощи которая обычно заключается в оказании своевременной медицинской помощи, помещение ребенка в специализированное учреждение, а также психологическая реабилитация.

Второй категорией детей нуждающихся в социальной защите можно назвать беспризорных детей. Они не имеют государственного или родительского попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.

Существует множество мифов касающихся количества беспризорных детей, различные авторы трактуют это количество по своему, кто-то превышает эти числа в разы, кто-то говорит, о сильном завышении этих данных. К сожалению, официальная статистика по количеству беспризорников в России скрыта от общего доступа или же практически отсутствует – по той простой причине, что беспризорного ребенка отдают родителям или помещают в специальное учреждение. Увеличение числа детских учреждений не спасают ситуацию. В настоящее время, необходимо бороться не только с последствиями, но и с причинами возникновения негативных ситуаций, в процессе которых дети начинают убегать из семей на улицу.

Причины беспризорности

В данном случае роль социальной защиты обусловлена её целями к числу которых относится следующее:

  • изъятие ребёнка из негативного социального окружения;
  • первичная социальная адаптация его к жизни в здоровой социальной среде;
  • восстановление или компенсация утраченных социальных связей;
  • возвращение ребёнка к позитивным формам социальной активности.

Отдельно следует выделить тот факт, что та помощь, которая оказывается беспризорным детям не является оружием борьбы с беспризорностью в целом. Однако, социальная поддержка помогает стабилизировать ситуацию.

Третьей категорией детей нуждающихся в социальной защите являются дети-сироты. Причиной роста числа детей-сирот в современной России можно объяснить рядом факторов, к числу которых относятся: слабое снижение смертности трудоспособных граждан, пренебрежение родительскими обязанностями, низкий уровень работы органов опеки и попечительства.

Четвертной группой детей нуждающихся в социальной защите являются дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны взрослых. К сожалению, получение точной информации о числе таких детей осложнено. Это обусловлено латентностью жестокости по отношению к детям. Кроме того, специалисты отмечают и такой факт, что чаще всего ребёнок подвергается жестокому обращению со стороны близких ему людей, а именно со стороны родителей, родственников, педагогов и друзей.

В процессе работы, направленной на социальную защиту таких детей, необходимы чуткость, терпение и настойчивость. Кроме того, необходимо создать такие условия, при которых жестокое обращение с ребенком будет полностью исключено. Для преодоления жестокого обращения с детьми применяются следующие основные методы социальной защиты:

  • выявление фактов жестокого обращения с ребёнком;
  • ограждение его от насилия и жестокости;
  • оказание ребёнку необходимой медицинской, психологической и правовой помощи;
  • рассмотрение и решение вопроса о целесообразности дальнейшего пребывания в той среде, где он подвергается жестокому обращению.

Пятой категорией детей нуждающихся в социальной защите несомненно являются дети со специфическими социальными и личностными потребностями и проблемами, это ещё одна многочисленная категория детей, нуждающихся в поддержке и помощи со стороны государства и общества.


Социальная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.

Социальная защита детства проявляется в разных сферах жизнедеятельности:

Должен быть защищен, во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая, экономическая, социальная), в-третьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей.

Права ребенка очерчены в Семейном кодексе РФ: право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет его семья, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия, предусмотренные законом.

Стандарты социальной защиты детства

Государственная политика социальной защиты детства осуществляется в соответствии со стандартами, установленными законодательством РФ:

  • гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, а на конкурсной основе — среднее и высшее профессиональное образование и воспитание в общеобразовательных учреждениях;
  • бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с минимальными нормами питания;
  • гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату труда;
  • социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированная материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей;
  • социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • право на жилище в соответствии с законодательством РФ;
  • организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также
  • на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;
  • организация квалифицированной юридической помощи.

Социальная защита детей предусматривает два уровня: первый — в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации; второй — в чрезвычайной, нестандартной ситуации.

Первый уровень социальной защиты связан прежде всего с защитой семьи, а также с защитой ребенка в сфере образования. Второй уровень — чрезвычайный, связан с потерей родителей, с социальным сиротством, социальными и экологическими катастрофами.

Социальные учреждения, которые реализуют эту программу: муниципальные специализированные центры, кризисные центры помощи женщинам и детям, социальные гостиницы и приюты, психологические, педагогические, юридические консультационные пункты и др.

Опека и попечительство как формы защиты детства

Распространенной формой социальной защиты детства является опека и попечительство. Опека устанавливается над малолетними детьми в возрасте менее 14 лет, а попечительство — для детей в возрасте от 14 до 18 лет. Эти два родственных института различаются объемом обязанностей и прав опекунов и попечителей, причем в качестве таковых могут выступать физические лица (например, близкие родственники), а также детские воспитательные и образовательные учреждения, органы и учреждения опеки и попечительства. Законодательно определены права детей, находящихся под опекой или попечительством, обязанности опекунов и попечителей, условия защиты материальных прав детей. Опекунская деятельность не оплачивается, по опекун получаст на содержание подопечного ежемесячные денежные средства в размере, установленном в конкретном регионе для содержания детей, оставшихся без попечения родителей.

В определенных случаях опекунство или попечительство могут быть прерваны в связи с объективными обстоятельствами (тяжелая болезнь опекуна или попечителя), ненадлежащий уход за ребенком или уклонение от обязанностей, в отдельных случаях — если биологические родители или близкие родственники опротестовали установление опекунства. Во всех этих случаях вопрос решается органами опеки в соответствии с законом и в интересах детей.

Социальная защита детей в сфере образования

Специальная система социальной защиты детей в сфере образования реализуется в общеобразовательной школе. Ее субъектами выступают социальные педагоги и социальные психологи, которые есть сегодня в штате большинства школ. Однако проблемы, с которыми сталкиваются эти специалисты, требуют особого внимания. Во-первых, надо проводить различие между образованием и воспитанием (это процессы очень тесно связанные, но все же не тождественные), каждый из них имеет свою отличающуюся от другой цель и свой комплекс задач. Во-вторых, статус этих профессиональных работников в системе образования является скорее низким.

В советский период процесс воспитания обеспечивался педагогическим коллективом при самой большой поддержке детских общественных организаций. Сегодня эти организации либо разрушены совершенно, либо сведены на нет. Учителя-предметники зачастую считают себя свободными от воспитательных функций. Классные руководители имеют слишком много обязанностей, в то время как ученики из педагогически запущенных и проблемных семей нуждаются в серьезном повышенном внимании. Любой специалист, который начинает деятельность в этой сфере, должен обладать специальными профессиональными знаниями соответствующего профиля, иметь не только обязанности, но и права, возможности воздействовать на ситуацию, должен работать в тесной связи с другими субъектами социальной работы (органами социальной защиты, центрами и консультационными пунктами, административными и общественными организациями и др.).

Сегодня общество как никогда нуждается в такой благоприятной среде. Формирование такой среды является одной из важнейших задач социальной работы.

В настоящее время эта задача реализуется в клубной работе, в системе дополнительного и развивающего образования, в развитии кружков и общественных объединений по интересам.

При внимании к детским проблемам социализация школьников проходит в более благоприятных условиях, развивается средовая основа социальной защиты детства в тесной связи с семьями.

Объекты и субъекты социальной защиты детства

Объектами социальной защиты являются дети — лица, не достигшие 18 лет. Разные группы детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К приоритетным группам детей, в первую очередь нуждающихся в социальной защите, следует отнести: детей- сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей издевиантных и педагогически запущенных семей; детей из приемных семей, многодетных, неполных; детей-ин- валидов; детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии; детей безработных граждан; детей — жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел; детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.

Субъектами социальной зашиты детей выступают все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Приоритет принадлежит государству и создаваемым им институтам: они формируют социальную политику и законодательство в отношении детей, обеспечивают ее реализацию, гарантируют социальную безопасность. К субъектам относятся также политические партии, общественные организации, благотворительные союзы, церковь, средства массовой информации, предприятия и учреждения, детские и юношеские организации, частные лица, занимающиеся спонсорством или благотворительностью. Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов, учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и т.д. Субъектами социальной зашиты являются сами социальные работники, социальные педагоги и другие специалисты.

Правовая база социальной защиты детства

Правовая база социальной защиты детства строится на трех уровнях: международном, общефедеральном и региональном.

Действие этих документов связано с добровольным принятием (подписанием) той или иной страной конкретного договора. Для наблюдения за исполнением условий договоров был создан Комитет ООН.

Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ. Он включает документы органов власти субъектов Федерации и местных властей, общественных организаций, региональные программы.

Материально-экономическая база защиты детства

Социальная защита детей и подростков должна строиться на серьезной материальной и экономической базе. В последние десятилетия она значительно уменьшилась. В настоящее время она включает как материальную часть (жилые и нежилые помещения, корпуса учреждений, оборудование), так и финансовую (средства, необходимые для выплат и пособий, организации и проведения конкретных мероприятий, осуществления специальных программ, а также для зарплаты сотрудникам).

Необходимым элементом системы социальной защиты детства выступает финансовая база, которая включает:

  • бюджетные средства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • внебюджетные средства различных фондов РФ, ее субъектов и муниципалитетов;
  • средства, выделяемые предприятиями и учреждениями для социальной защиты детей своих сотрудников;
  • средства, выделяемые профсоюзными и другими общественными организациями;
  • средства, выделяемые спонсорами и благотворителями;
  • средства, выделяемые Русской православной церковью;
  • средства, выделяемые другими религиозными организациями.

Одним из направлений в решении этой проблемы может стать восстановление численности дошкольных детских учреждений и детских садов, находящихся на смешанном финансировании (бюджетные средства, оплата родителей, спонсорские вклады, последние могут выражаться не только в финансовой форме, но и в форме предоставления на льготной основе помещений, оборудования, компьютеров, офисной техники и т.п.).

Расширение финансирования социальной защиты детства дает вполне ощутимый эффект не только социальный, но и экономический, имея в виду формирование благополучной среды обитания для всех детей, снижение впоследствии расходов на борьбу с детской и подростковой преступностью, лечение детского алкоголизма, в целом позитивно влияет на воспитание детей. Таким образом, есть необходимость в целенаправленной работе по совершенствованию законодательства и рационализации средств, расходуемых на социальную защиту детства, в поиске новых источников финансирования.


Современным положением ребенка в обществе занимаются врачи, педагоги, психологи. Дополнительно за этим следит социальный работник.

Он должен обеспечивать условия для социальной защиты ребенка. Защита детства является важной задачей для государства. От того, как проходит детство человека, зависит многое. Это этап постепенного взросления, социализации, граждане готовятся к зрелости. [6]

Взрослый производит материальные блага, так как является самостоятельным, дееспособным субъектом. Он может позаботиться о себе. Дети же не могут это делать и нуждаются в его заботе и поддержке.

Взрослый взращивает ребенка и при этом обеспечивает ему будущее. Взрослые, являясь представителями общества обязаны обеспечивать оптимальные условия для его жизнедеятельности. Этим занимаются институты образования и воспитания, родителям или приемным семьям предоставляются различные льготы и пособия. Как правило, ребенком занимается семья. Она же является ячейкой общества и социальным институтом. В настоящее время о ребенке и его детстве должны заботиться родители. Это одновременно является правом и обязанностью. За соблюдением этих обязанностей следит государство, так как это дело особой важности. При родовой общине о ребенке заботились все.

При воспитании детей должны учитываться интересы, возрастные возможности. При этом учитываются экономические и психологические трудности. Так как идут процессы гуманизации, то больше внимания уделяется проблемам детства. Очень важно решать эти проблемы вовремя.

Детство включает в себя три периода. Раннее детство длится от младенчества до года. Период раннего возраста от 1 до 3 лет, дошкольного- от 3 до 7 лет. Младший школьный возраст включает в себя период от 6–7 до10–12 лет. Пока человек не достиг совершеннолетия, он является ребенком. К сожалению, в настоящее время обострились социально- правовые, психологические и экономические проблемы детства. Правоохранительные органы обеспокоены ростом детской преступности и наркотизацией населения. Кроме того, имеет место ухудшение здоровья детей. Если не предотвратить эту проблему, то это может привести к катастрофе государственного масштаба. Детская преступность превращается во взрослую, более изощренную преступность. Ухудшение здоровья детей можно предотвратить, если следить более тщательно за качеством производимых продуктов. Что касается наркотизации детей то можно сказать, что и эта проблема может решиться, если наказывать более жестко чем сейчас людей, которые приучают детей к этому.

В разные времена существовали различные критерии по оценке незащищенности ребенка. Все зависит от условий, в которых растут дети.

В период Средневековья детство длилось до 5–7 лет. Этот период был очень важен, так как от условий, в которых он находился, как о нем заботилась мать, зависело его выживание. Жизненно важные потребности должны быть удовлетворены хотя бы по минимуму. Став старше, он уходил из семьи в общественную группу, мог стать учеником мастера, слугой, работником. Связи с семьей практически не было. Тогда в категорию детей, которые нуждались в социальной помощи, входили дошкольники, которые не имели физической и эмоциональной заботы, а она была необходима для выживания. Ребенок мог быть отвергнут группой в силу различных причин, возможно из-за поведения или болезни. Средневековые монастыри стали первыми учреждениями социальной охраны, именно там жили такие дети. Детей по возрастным группам не объединяли. [1]

С 16 или 17 вплоть до 19 столетия в Европе происходит изменение семейной ячейки. Она стала носить патриархальный характер. К ребенку стали проявлять больше внимания, нежности и ласки. Средством морального воспитания стала строгая дисциплина. Стали открываться школы. Теперь незащищенным ребенком становится субъект без дисциплины и моральных навыков. В сиротских домах появляются возрастные ограничения, открываются школы, где было разграничение по возрасту.

В 19 веке семейное воспитание ребенка базируется на том, что важно любить ребенка и о нем заботиться. Эту заботу оказывает мать. Отец отвечает за строгую моральную дисциплину. У отца должен быть авторитет. Незащищенным ребенком считается ребенок-сирота, ребенок-пасынок, ребенок, который родился вне брака. Становится больше социальных учреждений для одиноких матерей. Расширяется опекунская забота, активизируется работа женских благотворительных обществ.

В 20 веке семья стала демократической и либеральной. Женщина стала иметь равные права с мужчиной. Одновременно естественным стало требование уважать ребенка и относиться к нему как к личности.

Если ребенок незащищен, то это означает, что он воспитывается в семье, где не выполняются обязанности по отношению к нему. Это означает, что не выполняются общественные и воспитательные функции.

В воспитании детей принимают участие учителя и родители. Особое внимание стали уделять борьбе с бедностью, необходимо было снизить смертность детей. В связи с этим развивается социальная медицина.

До 50-х годов уделялось внимание строгой дисциплине и воспитанию ребенка. Оно не было авторитарным, просто соблюдался порядок, режим, программа по воспитанию ребенка. Если этих элементов нет в семье, то этим занимаются специальные детские учреждения, такие как детские сады, школы- интернаты, перевоспитательные учреждения. [1]

Современные методы воспитания отличаются тем, что они более демократичные, кроме того, выявляются недостатки и последствия массового воспитания без индивидуального подхода. Позиция семья стала более прочной, уделяется большое внимание индивидуальному подходу. При массовом воспитании к детям относились как к массе. При этом не учитывались индивидуальные особенности детей, их способности. На уроках редко применялся принцип индивидуальности, а это негативно влияет на педагогический процесс. Кроме того, даже хорошо оснащенные учреждения не могут заменить семью.

Принято говорить о незащищенном ребенке, как о субъекте, который испытывает лишения, и важнейшие потребности не удовлетворены. Депривацию характеризуют такие понятия как недостаточность и неустроенность. Она может быть социальной и психической. [2]

Если ребенок лишен базовых материальных благ и нет возможности удовлетворить его потребности, что часто связано с ограничениями, причиной которых является низкое материальное обеспечение семьи. Ребенок подвержен психической депривации в том случае, если ему некомфортно находиться у себя дома. Часто причиной этого являются пьющие родители, которые воспитанием ребенка не занимаются в лучшем случае, в худшем может испытываться психологический прессинг.

Конечно, государство не всегда может обеспечить детям высокий уровень жизни, и эта невозможность не всегда является виной родителей. В семье должен создавать хороший психологический микроклимат. Это дает возможность ребенку почувствовать себя нужным. Родители, помимо материальных благ должны уделять как можно больше внимания воспитанию детей. Нельзя от детей откупиться даже дорогими вещами, который не каждый себе может позволить. [4]

Социальная и психологическая защита детей должна быть усовершенствована, так как материальное обеспечение должно быть лучше, немаловажна психологическая составляющая. Что касается материально обеспеченности детей, то его можно улучшить за счет увеличения заработных плат родителей, снижения стоимости на посещение спортивных секций. Чем здоровее граждане, тем благополучнее общество.

Чем благополучнее становилось общество, тем больше требований к социальной защите. Для того, чтобы ребенок рос здоровым, ему необходимо хорошее питание, одежда, качественная обувь. Для того, чтобы он был конкурентоспособным и нормально развивался, требуется образование. Дополнительно дети должны заниматься спортом в различных кружках. Культурный досуг не только позволяет вырастить личность, но и предотвращает наркоманию. Чем больше ребенок занят, тем меньше времени уходит на общение в сомнительных компаниях. Если не будет самого необходимого, ребенок в результате воспитания не будет готов к полноценной жизни в обществе. Очень много зависит от семьи. Она не только растит его, но и передает моральные и духовные ценности. [3]

Не все дети в настоящее время социально защищены. Есть семьи, где дети не обеспечиваются на должном уровне. Связано это с тем, что родители зарабатывают недостаточно денежных средств. Еще нужно учитывать психологический фактор. Бывает такое, что дети не хотят идти домой и согласны жить в интернате, потому что там его оденут, накормят, будут учить.

В любой семье могут подтвердить то, что семейного бюджета хватает только на питание, одежду, обувь, принадлежности для школы. Еще есть возможность повести ребенка в театр, на экскурсию. Не всегда хватает денег на оплату кружков и спортивных секций. А это необходимо для полноценного развития ребенка. [5]

В настоящее время социальная защита ребенка заключается в том, что должны быть реализованы его гарантии и основные права. Это написано в

Конвенции ООН о правах ребенка, ратифицированной в июне 1991 г. [6]

  1. История социальной работы: учебное пособие для студентов вузов/М. В. Фирсов.-3-е изд.-М.: Академический Проект; Константа,2009.-606 с.
  2. Методология и теория социальной работы: учеб. пособие / П. Д. Павленок. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 267 с
  3. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность: учеб. пособие / под ред. А. А. Козлова. — М.: КНОРУС, 2005. — 368 с.
  4. Социальная работа: учеб.пособие / под ред. Н. Ф. Басова. — М.: Дашков и К°, 2009. — 364 с.
  5. Социальная работа: учеб. пособие / Е. И. Холостова. — 6-е изд. — М.: Дашков и К°, 2009. — 860 с.
  6. Право социального обеспечения: учебник/Е. Е. Мачульская.-М.:Юрайт,2010.-582 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, воспитание детей, воспитание ребенка, незащищенный ребенок, детская преступность, индивидуальный подход, массовое воспитание, социальная защита ребенка, строгая дисциплина.

Читайте также: