Сообщение словарный запас и источники его пополнения

Обновлено: 06.07.2024

Беда с ними в том, что они способны заменить существенную часть лексикона и делают речь скудной.

Всё это проанализируйте и выпишите слова и выражения, от которых хотите избавиться. Этим перечнем поделитесь с другом или коллегой, попросите его одёргивать вас каждый раз, когда услышит запретную лексику.

2. Добавьте разнообразия в чтение

Логично, что для того, чтобы знать больше слов, нужно больше читать. Но не цепляйтесь только за высокую литературу. Не брезгуйте низкопробными романами, пролистывайте посты в соцсетях, блоги незнакомых вам людей и журналы, которые не отвечают вашим интересам.

3. Узнавайте значение непонятных слов

Не ленитесь заглядывать в словарь и не стесняйтесь переспрашивать собеседника, если вам непонятно, о чём он говорит. Ничего стыдного в том, чтобы признаться в своём незнании, нет. Это лучше, чем сделать вид, что вы всё поняли, продолжить непродуктивную беседу и лишиться шанса узнать что-то новое.

4. Общайтесь с людьми, непохожими на вас

Каждый новый человек меняет вас. Поэтому стремитесь постоянно расширять круг своих знакомств. Общайтесь в спортзале, в магазине, посещайте больше мероприятий и находите собеседников в интернете. Не отталкивайте тех, кто от вас отличается.

5. Носите с собой записную книжку

В ней не откладывая отмечайте интересные слова, которые вам встретились, и нежелательные выражения, которые вы заметили за собой. Но просто делать записи мало — регулярно их просматривайте и делайте выводы.

6. Изучайте иностранный язык

Это заставит Why learn a foreign language? Benefits of bilingualism вас обратить внимание на свой родной. Вы станете аккуратнее обращаться с грамматикой и синтаксисом, начнёте тщательнее подбирать слова.

Кроме этого, изучая иностранный язык, вы уже отрабатываете механизм запоминания новых слов, а также введения их в активный лексикон.

7. Пишите

Во-первых, письмо — отличный способ найти применение изученному и закрепить его. Во-вторых, если вы пишете от руки, это поможет The Pen Is Mightier Than the Keyboard: Advantages of Longhand Over Laptop Note Taking ещё лучше запомнить новые слова.

8. Заучивайте афоризмы, стихи, цитаты

Тронувшие за душу крылатые фразы учить гораздо приятнее, чем зубрить пункты словаря по очереди. Отмечайте и выписывайте всё, что зацепило. Учите, повторяйте и перечитывайте. Со временем интересных выражений в вашем лексиконе будет становиться больше.

Дело не только в украшении речи. Представьте, как здорово будет блеснуть своими знаниями в беседе. Только не усердствуйте с цитатами и высокопарными строками: вас могут принять за выскочку.

9. Используйте карточки

Если никак не можете запомнить очень сложное и интересное слово, используйте метод флеш-карточек. Многим этот способ знаком ещё со школы.

На одной стороне карточки вы пишете слово, на другой — его значение. Сначала нужно попытаться самостоятельно вспомнить ответ, а потом перевернуть элемент и проверить себя.

Этот способ очень прост и эффективен: процесс запоминания начинается уже с подготовки. Поэтому лучше не использовать приложения, а создавать карточки самому и писать на них от руки. Да и небольшую стопку вы можете взять с собой куда угодно.

10. Упражняйтесь

11. Играйте

Учить новые слова можно и развлекаясь. Решайте головоломки, разгадывайте ребусы и кроссворды — это практически отдых. Не считая, конечно, усердной работы мозга.

Это поможет, если вы никак не можете выделить время на поиск новых интересных слов и их значений. Вам останется только их выучить и закрепить на практике.

Содержание

Словарный запас

Словарный запас (словарь, лексикон) – это совокупность слов, которые понимает и использует в своей речи человек.

Словарный запас принято делить на два вида: активный и пассивный.

Активный словарный запас – это те слова, которые человек регулярно употребляет в устной речи и письме.

Пассивный словарный запас – этот набор слов, которые человек знает и понимает на слух или при чтении, но сам ими не пользуется. Проверить свой пассивный словарный запас вы можете на этом сайте.

Обычно объём пассивного словарного запаса превышает объём активного словарного запаса в несколько раз. При этом объёмы активного и пассивного словарного запаса – подвижные величины: человек постоянно узнаёт новые слова и в то же время забывает или перестаёт пользоваться словами, которые он уже выучил.

Какими же должны быть объёмы активного и пассивного словарного запаса? Неожиданно оказалось, что ответить на этот вопрос довольно сложно. Объём словаря В.И. Даля насчитывает двести тысяч слов, академического словаря современного русского литературного языка – около ста тридцати тысяч, последнее издание толкового словаря Ожегова – семьдесят тысяч слов. Очевидно, подобные значения превышают словарный запас даже самого эрудированного человека. К сожалению, точных научных данных о том, каким в среднем является активный и пассивный словарный запас взрослого образованного человека, нет. Оценки активного словарного запаса разнятся от пяти тысяч до тридцати пяти тысяч слов. Что касается, пассивного словарного запаса, то разброс составляет от двадцати тысяч до ста тысяч слов. Скорее всего, истина, как всегда, лежит где-то посередине. Разумно предположить, что активный словарный запас взрослого человека достигает примерно пятнадцати тысяч слов (как известно, активный словарный запас такого мастера слова как Пушкин был порядка двадцати тысяч слов), а пассивный словарный запас – сорока-пятидесяти тысяч слов (сложно представить себе обычного человека, который знал бы все значения слов из словаря Ожегова).

Существует простой способ, помогающий примерно оценить объём пассивного словарного запаса. Возьмите толковый словарь, например, тот же словарь Ожегова, откройте его на произвольной странице, посчитайте, сколько из определяемых слов вам известно. Будьте честны с собой: если слово кажется вам знакомым, но его значение вы точно не знаете, то это слово считать не нужно. Далее умножьте эту цифру на количество страниц. Конечно, нужно учитывать, что такой результат приблизителен: вы должны допустить, что все страницы содержат одинаковое количество статей, из которых вы знаете одинаковое количество слов. Для чистоты эксперимента можно повторить эти действия несколько раз. Однако точного результата вы всё равно не получите.

Если вам лень возиться со словарём и подсчётами самостоятельно, вы можете воспользоваться нашим тестом.

Способы расширения словарного запаса

При написании текстов очень важно, чтобы используемые слова были как можно более разнообразны. Это, во-первых, позволяет наиболее точно выразить свою мысль, а во-вторых, делает восприятие текста более лёгким для читателя. Существует несколько правил, помогающих расширить свой словарный запас. Они были разработаны прежде всего для людей, изучающих иностранные языки, но могут также эффективно использоваться и для родного языка.

Пассивный словарный запас

Читайте как можно больше. Чтение – это один из основных источников поступления новой информации, а соответственно и новых слов. При этом старайтесь выбирать литературу как можно более высокого уровня – не важно, идёт ли речь о художественной литературе, исторической литературе или публицистике. Чем выше уровень авторов, тем больше шанс, что они используют разнообразную лексику, а главное – употребляют слова корректно. Так вы будете запоминать не только новые слова, но и правильные способы их употребления.

Не бойтесь показаться невеждой. Многие люди чувствуют себя крайне неловко, когда их собеседник кажется очень образованным, начитанным и употребляет массу незнакомых слов. В такой ситуации многие боятся прослыть невеждами, а потому стесняются спросить о значении того или иного нового слова. Никогда не поступайте подобным образом. Всегда лучше спросить о незнакомом вам слове, чем на всю жизнь остаться в неведении. Не думайте, что вы посмотрите это слово в словаре, когда вернётесь домой. Вы просто его забудете. Если ваш собеседник действительно умён, ваш вопрос никогда не покажется ему смешным.

Активный словарный запас

Приведённые выше советы помогают расширить, прежде всего, пассивный словарный запас. Однако главная тема наших уроков – это эффективное написание текстов. Поэтому цель состоит не только в том, чтобы узнать новые слова, но и научиться активно их использовать в письменной речи. Вот несколько упражнений, направленных на перевод слова из пассивного лексикона в активный:

Метод записок. Нужно взять карточки, листочки или цветные стикеры. На одной стороне вы пишете слово, которое хотите запомнить, на другой – его значение, синонимы, примеры употребления. Такие карточки можно перебирать дома, в транспорте, на работе. Быстро, удобно и эффективно!

Тетрадь синонимов. Можно взять простую тетрадь или создать электронный документ, куда вы будете записывать слова и ряды синонимов к ним. К примеру, возьмём слово результат. Ряд синонимов к нему: следствие, последствие, след, плод, сумма, итог, вывод, заключение. Нужно помнить, что сюда можно присоединить не только синонимичные слова, но и целые конструкции: таким образом, итак, отсюда можно сделать вывод, мы пришли к тому, что и т.д. Также в подобную тетрадь можно вносить пометки о характере того или иного слова: устаревшее, высокое, просторечие, пейоративное. Если вы пользуетесь электронным документом, то слова на одну тематику можно объединять в отдельные блоки. Кроме того, подобную тетрадь можно также дополнить антонимами.

Тематические карточки. Их удобно использовать, если вы хотите запомнить и перевести в свой активный словарь сразу несколько слов, связанных общей тематикой. Запишите их на одну карточку и прикрепите на видное место. В итоге, если вы вспомнили хотя бы одно слово из карточки, вам неминуемо придут в голову и остальные.

Метод ассоциаций. Старайтесь сопровождать запоминание слов ассоциациями: образными, цветовыми, обонятельными, тактильными, вкусовыми, моторными. Наличие подобной ассоциации поможет гораздо быстрее вспомнить нужное слово. Более того, вы можете зарифмовать важное для вас слово в какой-нибудь короткий стишок или вставить его в глупое и не имеющее смысла, но запоминающееся высказывание.

Изложения и сочинения. Мы привыкли, что изложения и сочинения – это школьные упражнения, и, закончив школу, к ним можно никогда не возвращаться. Между тем, они помогают существенно улучшить писательские навыки и расширить свой активный словарный запас. Изложения подходят для ситуации, когда вы прочитали текст, в котором вам встретилось много незнакомых, но полезных слов. Сделайте краткий письменный пересказ этого текста, используя эти ключевые слова, и они останутся в вашей памяти. Что касается сочинений, то не нужно писать длинные трактаты, достаточно короткого рассказика в пять предложений, в который вы вставляете новые слова.

Календарь памяти. Это график повторения слов, которые вы хотите перевести в активный словарь. Он основан на исследованиях работы человеческой памяти. Учёные давно выяснили, что через неделю человек забывает восемьдесят процентов всей полученной новой информации. Однако этот процент можно значительно сократить, если повторять материал через определённые промежутки времени. Тогда он попадает в долгосрочную активную память. Для этого был разработан так называемый режим рационального повторения. Для удобства приведём таблицу:

  • Первое повторение. Сразу после окончания чтения
  • Второе повторение. Через полчаса
  • Третье повторение. Через день
  • Четвертое повторение. Через два дня
  • Пятое повторение. Через три дня
  • Шестое повторение. Через неделю
  • Седьмое повторение. Через две недели
  • Восьмое повторение. Через месяц
  • Девятое повторение. Через два месяца

Для достижения максимально эффекта желательно не отклоняться от графика. Также лучше всего не пытаться одновременно запомнить большой массив слов. Лучше разбивать слова на маленькие тематические группы и для каждой группы создавать свой календарь повторений.

Кроссворды, языковые игры и головоломки. Отличный способ совместить полезное с приятным: попрактиковать выученные слова и поиграть! Вот несколько наиболее распространённых языковых игр: скрэббл (в русском варианте – эрудит, балда), анаграммы, антифразы, буриме, метаграммы, шляпа, контакт.

Проверьте свои знания

Словарный состав языка, его лексико-семантическая система находятся в состоянии постоянного изменения, причем новых слов и новых значений слов появляется значительно больше, чем выпадает из употребления слов и их значений. Постоянное обогащение словарного состава языка, его лексико-семантической системы является одним из законов исторического развития языка как общественного явления.

Существуют три основных способа пополнения словарного состава языка – его слов и значений:

  1. семантический путь;
  2. заимствование;
  3. морфологическое словообразование.

Семантический путь и заимствование свойственны всем языкам без исключения; морфологическое словообразование как путь обогащения словарного состава языка и индивидуальной речи характерно только для флективных и агглютинативных языков. Однако если основосложение считать морфологическим способом образования слов, то его можно обнаружить также в безаффиксных языках, где сложение корней образует номинативную единицу, напоминающую наше сложное слово и составное наименование.

Семантический способ обогащения словарного состава языка

Семантический путь обогащения словарного состава состоит не столько в образовании новых лексем, сколько в образовании новых значений уже существующих слов. Поэтому семантический способ обогащения лексики охватывает правила образования новых значений и правила образования новых слов (это лексико-семантический способ).

Лексико-семантический способ словообразования слов состоит в том, что на базе разных значений слов образуются разные слова. Если при морфологическом способе в новой лексеме развиваются новые значения слов, то при семантическом способе новое слово возникает в результате распада полисемии.

Отмечаются три вида этого лексико-семантического процесса:

  1. образование омонимов
  2. распределение значений слов по разным периодам развития языка – живот (желудок и часть тела, где он расположен) и живот (устар.)–животный мир (фауна); позор – бесчестье и позор (устар.) – зрелище;
  3. соотношение между именами собственными и нарицательными: Любовь – любовь. При расширении значения имя собственное превращается в нарицательное (так возникли слова галифе, герц, донкихот и многие другие). Известно, что имена собственные возникли на основе имен нарицательных – путем сужения их значения и забвения внутренней формы. Так, имя Виктор восходит к лат. victor – победитель, название города Новгород–к сочетанию новъ городъ (новый город, ср. Белгород).

Особым видом семантико-грамматического словообразования является переход одной части речи в другую – конверсия.

Конверсией называется образование слов путем изменения состава форм слова, т. е. его парадигмы: слово переходит в другую часть речи и меняет свое грамматическое и лексическое значение. Основными видами конверсии являются субстантивация, адъективация и адвербиализация, т. е. образование существительных, прилагательных и наречий на базе форм других частей речи.

Основанием конверсии является употребление слова во вторичной функции. Так, прилагательное употребляется в синтаксической функции подлежащего и дополнения, предложно-падежная форма – в функции обстоятельства. Однако конверсия наблюдается лишь тогда, когда происходит изменение грамматического и лексического значения слова, словоформа отрывается от прежней парадигмы, утрачивая ее или приобретая новую.

Например, столовая и столовый – это и формы прилагательного (столовая мебель, столовый нож), это и два слова: прилагательное столовый и существительное столовая. Хотя существительное столовая сохраняет форму прилагательного женского рода, оно не изменяется по родам, имеет значение предметности и новое лексическое значение, получает разговорный вариант в виде имени существительного столовка, изменяется, как существительное, по падежам и числам. Следовательно, произошла конверсия.

Заимствования.

Второй способ пополнения словарного состава языка – заимствования слов из других языков.

Заимствование лексики является следствием сближения народов на почве экономических, политических, научных и культурных связей.

В большинстве случаев заимствованные слова попадают в язык как средство называния новых вещей и выражения ранее неизвестных понятий. Заимствованные слова могут также явиться вторичными наименованиями уже известных предметов и явлений. Это происходит, если заимствованное слово как-то по-другому характеризует предмет, если оно является общепринятым интернациональным термином или внедряется в язык насильственно (при военной оккупации).

Многозначные слова обычно заимствуются в одном из своих значений, объем значения при этом, как правило, сужается.

Большую роль в развитии словарного состава английского языка сыграли заимствования из латинского и французского языков. Также некоторое влияние на словарь английского языка оказали скандинавские языки.

Заимствование латинской лексики:

  • I-V вв. н.э. – римское господство: kettle, wine, cheese, butter, cheap
  • VI-VII вв. – введение христианства в Англии: angel, candle, priest, school, church
  • XV-XVI вв. – развитие культуры в эпоху Возрождения.

Заимствования французской лексики:

  • XI-XV вв. – 1066г. - нормандское завоевание: французское господство в стране, фр. Яз. – государственный язык в Англии, в стране существовало двуязычие.

Заимствование скандинавской лексики:

  • IX в. – скандинавское завоевание, Англия входит в державу датского короля. Из скандинавских диалектов в английский язык вошли общеупотребительные слова широкой семантики: they, their, take, give, call, get, raise, want.

Полагают, что скандинавское влияние поспособствовало отпадению окончаний в английских словах, и, в конечном счете – становлению аналитического строя английского языка.

Периоды истории английского языка:

  • Древнеанглийский – 5-11вв. (с момента переселения германских племен англов, саксов и др. на Британские острова и до начала интенсивного влияния французского языка и установления в стране двуязычия).
  • Среднеанглийский – 11-15вв. (до прекращения двуязычия и образования национального английского языка)
  • Новоанглийский – с 15в.

Морфологическое словообразование

Наиболее продуктивным в обогащении лексики современного русского языка является морфологическое словообразование, то есть создание новых слов на базе имеющегося в языке строительного материала путём закономерного сочетания морфем в слове. Основные виды морфологического словообразования, действующие в современном русском языке, - это сложение, безаффиксный способ словообразования и аффиксация.

Сложение - это такой способ морфологического словообразования, при котором путём объединения двух и более основ образуется новое слово, например: кинотеатр, самолетостроение, совхоз, теплоход и др.

Безаффиксный способ словообразования, то есть лишённый словообразовательных элементов, наименее распространён. Этот способ применяется только при образовании имён существительных (от некоторых глаголов) и имён прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (изменяется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не меняется (ср.: глубокий - глубь, тихий - тишь, бегать - бег и т.п.).

Аффиксация – это наиболее продуктивный способ образования слов, при котором новое слово создается присоединением к основе того или иного словообразовательного элемента. Возможны три вида аффиксации - суффиксальный, префиксальный и суффиксально-префиксальный. Разновидностью суффиксального является способ постфиксальный (лат. post - после и fixus - прикреплённый).

Разные виды аффиксации имеют и различную продуктивность в образовании частей речи: имена существительные и прилагательные чаще образуются посредством суффиксов, а глаголы - посредством префиксов; суффиксально-префиксальный способ словообразования более продуктивен в области глаголов и менее продуктивен в области имен.

Суффиксы и префиксы выступают в процессе словообразования по-разному: суффиксы образуют новое слово от производящей основы, а префиксы - от целого слова; при суффиксально-префиксальном способе словообразования слова образуются и от основы слов (существительных и прилагательных), и от целого слова (глаголов).

Словообразовательные возможности аффиксов различаются и с точки зрения грамматической. Префиксы образуют слова только того лексико-грамматического разряда, к которому принадлежит производящее слово; суффиксы же могут образовывать слова и иного лексико-грамматического разряда; при суффиксально-префиксальном способе образуются и слова того же лексико-грамматического разряда и иного, например: от имён образуются и существительные, и прилагательные, и слова, относящиеся к другим частям речи, а от глаголов - исключительно глаголы.

Насыщенная, грамотная, выразительная речь человека свидетельствует о высоком уровне образования и культурного развития. Благодаря речи мы можем общаться друг с другом, понимать друг друга, формировать свои убеждения, познавать мир, развиваться. Очень важным с точки зрения успешной коммуникации является богатый словарный запас.

Словарный запас и его значение в развитии личности

Богатство словарного запаса напрямую свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Человек с богатым словарным запасом воспринимается обществом, как яркая, умная, возможно, одарённая и незаурядная личность, способная грамотно сформулировать свои идеи, мысли и донести их до собеседника.

Обладающие богатым лексиконом люди более успешны в бизнесе, быстрее продвигаются по карьерной лестнице, к ним охотнее прислушиваются как коллеги, так и руководство. У таких людей, с высокой степенью вероятности, работа будет интересной, захватывающей и творческой, а достижения значительными.

Чем выше уровень развития вербального интеллекта, тем более вероятно, что человек преуспеет как в деловой сфере, так и в личной жизни.

Пассивный словарный запас

Слова, которые человек узнаёт на слух, но в повседневном разговоре не применяет, например, архаизмы, историзмы, которые перестали быть необходимыми, а также неологизмы, не успевшие войти в привычный обиход, относятся к пассивному словарному запасу.

Объём пассивного словаря человека значительно больше активного, однако это не постоянные величины, их значения постоянно меняются в зависимости от внешних факторов. В случае необходимости человек может извлечь из глубин своей памяти слова из пассивного лексикона, но в ежедневном общении они не используются.

Активный словарный запас

Активный лексикон состоит из знакомых, постоянно используемых в письменной и устной коммуникации слов. Сюда же относятся слова, которые человек слышит ежедневно и может ежедневно использовать в своей речи, не задумываясь об их значении.

Именно активный лексикон люди используют при общении с близкими, друзьями, коллегами, при написании постов в социальных сетях и смс. Средний объем лексикона взрослого человека достигает четырёх тысяч слов.

Если человек стремится учиться, много читает и познаёт новое, его общий словарный запас расширяется до десяти тысяч слов, однако большая их часть будет отнесена к пассивному лексикону. Словарный запас профессиональных эрудитов насчитывает до пятидесяти тысяч слов. При этом основная масса слов будет использоваться этими людьми для чтения специализированной литературы.

Представители разных профессий, а также люди, относящиеся к разным слоям общества, имеют разный по объему словарный запас. При смене региона проживания либо рода деятельности человек знакомится с огромным количеством новых понятий и значений, включает их в активное использование.

Методы, способы и приемы расширения словарного запаса

В бытовом повседневном общении человек использует ограниченное количество слов. Вследствие этого лексикон его обедняется, речь теряет выразительность. Существует ряд методов, направленных на расширение лексикона.

  1. Составление списка слов, применяемых в ежедневной коммуникации. Для этого необходимо взять толковый словарь, выписать к каждому слову максимальное количество синонимов. Чем больше синонимов человек знает и использует, тем богаче и ярче выглядит его речь. Необходимо стараться применять новые синонимы в ежедневной коммуникации, пока они не войдут в привычный обиход и не пополнят активный лексический запас.
  2. Чтение непривычной литературы. Например, переводной или специализированную. Очень большую пользу приносит также чтение интересных абзацев, богатых новыми словами, вслух.
  3. Прекрасным способом пополнения лексикона является пересказ прочитанного максимально близко к тексту. При пересказе нужно использовать лексику, взятую непосредственно из текста, постепенно переводя её в активный лексикон.
  4. Большое значение имеет работа с толковыми словарями, включающая в себя нахождение незнакомых слов, изучение их значений и возможных контекстов.
  5. Для запоминания новых слов и непривычных терминов можно использовать метод стикеров. Листки для записей можно разместить на виду, чтобы быстрее к ним привыкнуть и ввести в повседневное, либо профессиональное общение.
  6. Ежедневное использование новых слов. Их необходимо фиксировать в блокноте или электронной записной книжке. Туда можно записывать красивые выражения, удачно сформулированные мысли.
  7. Письмо и переписывание. Желательно как можно больше писать. Можно переписывать интересные современные статьи, либо знакомые с детства художественные произведения.
  8. Интересно и полезно для обогащения лексикона разгадывание кроссвордов, выпущенных заслуженными издательствами. Кроссворды способны заинтересовать незнакомым словом, заставить открыть толковый словарь.
  9. Прослушивание аудиокниг. В дороге или путешествии на автомобиле удобно пользоваться аудиокнигами. Для деловых людей, не имеющих времени на чтение книг на бумажных носителях, аудиокниги будут отличным способом, позволяющим развивать способности к успешной коммуникации.
  10. Общение с разноплановыми людьми. Широкий круг общения существенно обогащает словарный запас.
  11. Изучение иностранных языков. Благодаря изучению любого иностранного языка лексикон обогащается сразу по нескольким фронтам. Происходит постоянная тренировка памяти, установление связей между словами родного и иностранного языка.

Чтобы улучшать свои коммуникативные навыки, необходимо непрерывно общаться. Чем чаще человек использует новые слова в общении, тем скорее они пополнят его активный словарь. Если использовать методы расширения и обогащения лексикона в комплексе, можно сделать коммуникацию более выразительной и, как следствие, более эффективной.

Игра как средство развития словарного запаса

На мой взгляд, самым эффективным средством для наполнения своего запаса новыми словами являются игры. Это всегда интересно и увлекательно. Сам не замечаешь, как получаешь новые знания.

Сегодня я предлагаю ещё одну игру со словами. Предстоит разгадать анаграммы, состоящие из 4-7 букв. Уверена, что игра вам очень понравится.

Что нужно сделать, чтобы быстро увеличить разговорный словарный запас - готовые способы и советы, подборка специализированных книг и пошаговый план.

Профессиональный психолог с опытом более 10 лет.

Способы увеличить словарный запас

Но нередко человек сталкивается с ситуацией, когда не хватает слов, чтобы в полной мере передать свою мысль. Это мешает создавать полноценный контакт с собеседником, близким человеком, партнером по бизнесу. Умение найти нужные слова – ценный навык, который значительно повышает качество жизни. Ниже вы найдете способы увеличения словарного запаса с минимальной тратой времени.

Факты о словарном запасе человека

На момент окончания школы взрослый человек знает 51 тысячу слов. За время обучения словарный запас становится больше в 2,5 раза. После завершения учебы и до наступления среднего возраста человек узнает примерно 3 новых слова в день.

Нейролингвисты полагают, что насыщение пассивного словарного запаса зависит не только от возраста, но и от уровня образования.

У людей со средним специальным образованием этот момент наступает в районе 43 лет, с высшим – в 51 год, у кандидатов и докторов наук – в 54.

Закончившие школу люди знают на 2-3 тысячи слов больше, чем те, что не имеет среднего образования. Словарный запас человека со средним специальным образованием составляет 75 тыс. слов. Респонденты, имеющие опыт обучения в университете, знают около 86 тыс. слов. Люди с ученой степенью знают на 5 тыс. слов больше.

  • Полученные данные условны, поскольку внутри каждой группы наблюдается значительный разброс.

Помимо возраста и уровня образования есть другие факторы, влияющие на формирование словарного запаса. Это образ жизни, профессиональная среда, хобби, чтение.

Как увеличить словарный запас — Эффективные способы

Как можно развить словарный запас:

Как быстро увеличить словарный запас с помощью синонимов: определите ваши слова-паразиты и попробуйте придумать к этим словам синонимы.

Традиционно считается, что люди сейчас очень мало читают, гораздо меньше, чем когда-то. Это не совсем так: согласно исследованиям, современный человек за день получает информации в формате текста примерно столько же, сколько человек в XIX веке получал за неделю. Просто потому, что тогда были только газеты, а сегодня — сотни ресурсов, где мы получаем информацию именно с помощью текста.

Но вот навыки озвучивания этой информации стремительно теряются, ведь люди гораздо больше времени и общаются с помощью текста.

Для того, чтобы улучшить словарный запас, важно не только знать слова, но и уметь их употреблять. В этом помогает пересказ, поскольку когда вы пересказываете или рассказываете что-то — вы вынуждены говорить довольно долго, строить связные предложения, добиваться, чтобы ваш собеседник понял и желательно заинтересовался.

Ниже вы увидите книги, которые улучшают речь и словарный запас, а сейчас скажем кратко о том, как книга увеличивает словарный запас. Дело в том, что когда вы читаете — вы, сами того не замечая, узнаете множество новых слов. Причем вы узнаете не только слова, но и контекст, в котором они употребляются, эмоциональную окраску, которую они несут.

Это гораздо более ценная информация, чем просто знание, что означает какой-то сложный термин. Зная контекст, вы можете, например, даже не понимая до конца значения слова, интуитивно понять, какой эмоциональный заряд он несет или хотя бы к какой области относится.

Зная контекст, вашему мозгу гораздо легче запоминать слова и в дальнейшем их органично и правильно, уместно использовать. Поэтому книги для повышения словарного запаса и лексикона — незаменимый инструмент.

Это очень полезно: так вы не только узнаете новые слова и контекст их применения, но и учитесь их произносить, использовать, учитесь правильно распределять нагрузку на дыхание и речевой аппарат, чтобы говорить длинными, изящными предложениями, а это полезный навык, когда речь идет о том, как можно расширить словарный запас русского языка.

Бывает, что нет времени на чтение. Ничего страшного: попробуйте слушать аудиокниги, это тоже полезно. Например, в дороге, после работы, во время уборки. Слушая аудиокнигу, вы впитываете правильную, красивую, поставленную речь диктора. Чтобы такое прослушивание было полезнее — не включайте их на фон, а слушайте внимательно, вдумчиво.

Желательно с умными людьми, которым свойственно говорить длинными предложениями, аргументировать свою точку зрения. Плюс когда вы слушаете чужую речь — вы ее впитываете, как впитываете и информацию из книг.

Как увеличить словарный запас

Вы можете сказать: а причем тут иностранный язык, если речь идет о том, как повысить словарный запас на русском.

Иностранный язык — это целый комплекс упражнений для вашего мозга, как полноценная тренировка в спортзале для тела. Мозг работает на всю мощность, активно выстраивая нейронные связи, ассоциативные цепочки, работая, чтобы запомнить новые слова, речевые конструкции, правила.

А все эти навыки очень нужны для того, чтобы красиво, изящно разговаривать, быстро находить нужное слово, строить длинные предложения, думать и одновременно формулировать слова.

Недаром изучение иностранного языка даже рекомендуют, чтобы замедлить процесс старения мозга и деменции.

Такие игры, во-первых, являются неплохой тренировкой для мозга, помогают сделать его более гибким, помогают быстрее соображать. Если вы попробуете поиграть в такие игры, то заметите, как быстро от них устаете — потому что это большая нагрузка на мозг.

Во-вторых, кроссворды и другие игры, где нужно отгадывать слова, тренируют память, ведь вам нужно по описанию понять, о чем идет речь, и вспомнить нужное слово.

Эти навыки внешне никак не влияют непосредственно на словарный запас, но они активно применяются в речи (например, наверняка у вас бывали случаи, когда вы понимаете, что хотите сказать, а вспомнить нужный термин никак не выходит), ведь конечная цель вашего желания повысить словарный запас — это не просто знать энное количество слов, а применять их, чтобы говорить красиво и убедительно.

Например, разберитесь уже, что означают все эти гендеры, абьюзы, харрасменты, симпы, краши, стэны и все остальное.

Или разберитесь в профессиональном жаргоне какой-нибудь профессии. Это расширяет словарный запас, вы механически узнаете больше новых слов, и теперь не потеряетесь, если погрузить вас в контекст, где эти слова активно используются.

Плюс это в принципе расширяет кругозор, а это, в свою очередь, повышает гибкость мышления.

Зачем это нужно: во-первых, это улучшает память, а значит, вы быстрее вспомните и подберете забытое слово в разговоре. Во-вторых, расширяет словарный запас — в стихах используется много необычных, изящных, точных выражений и слов.

Можете попросить близких, чтобы они тоже обращали на это внимание.

Встретили незнакомое слово — не поленитесь узнать его значение, можно даже записать, чтобы запомнить.

Существуют мобильные и веб ресурсы для прокачки словаря, пользоваться которыми можно в любое время, например, по дороге на работу.

Например, начните писать посты в своих социальных сетях, делиться мыслями, рассуждать о прочитанных книгах и фильмах. Как правило, богатство устной и письменной речи тесно связано между собой, поэтому если вы научитесь связно, красиво и с большим количеством синонимов излагать мысли письменно, то это положительно повлияет и на навык устной речи (и наоборот).

Какие книги лучше читать для развития словарного запаса

Как увеличить словарный запас

Лучший способ обогатить свою лексику и – много читать. Причем литература должна быть разнообразной по стилю. Как книга увеличивает словарный запас? Когда человек читает, незнакомые умные слова откладываются в памяти, хотя могут никогда не использоваться. Помимо всего прочего, это занятие значительно повышает грамотность.

Труд полезен для тех, кто стремится обогатить свою речь. Авторы на примерах из произведений известных писателей рассказывают о стилистических приемах усиления эмоциональности и выразительности языка.

Произведение рассчитано в большей степени на людей, интересующихся лингвистикой, но может быть интересно и тем, кто только встал на путь изучения великого и могучего. Автор раскрывает значение известных фразеологизмов, рассказывает об истории их появления. Изучение идиом – неплохой способ обогатить лексику.

Автор анализирует перемены, произошедшие с языком в связи с появлением интернета и масмедиа. Средства массовой информации существенно упрощают и обедняют речь. Основная мысль книги – не стоит довольствоваться тем объемом словаря, который нам предлагают.

Автор в занимательной форме рассказывает о проблемах чистоты и грамотности языка. Книга была написана более полувека назад, но не потеряла актуальности до сих пор.

Обратите внимание, эти статьи могут быть вам интересны:

Произведение в большей степени ориентировано на переводчиков, лингвистов, филологов. Автор рассказывает об ошибках использования иностранных слов, и о том, как обойтись без них, используя аналоги родного языка.

Книга для повышения словарного запаса и лексикона содержит упражнения, список интересных скороговорок и редких слов, а также технику работы с материалом. Материал полезен тем, кто стремится улучшить качество речи.

Автор разбирает самые частые ошибки в разговорной речи, популярным языком объясняет правила, дает рекомендации.

В книге в форме заметок рассказывается о происхождении слов и фразеологизмов, даются примеры правильного и уместного их употребления.

Автор раскрывает смысл малоизвестных слов. Книга оформлена в виде небольших заметок. Отдельной похвалы заслуживает дизайн.

Принятие другой модели чтения книг поможет лучше запоминать информацию, которая теперь будет основана на ассоциативном мышлении и связана с пережитым опытом.

Отечественная художественная литература

Универсальный совет – читать классиков: Толстого, Чехова, Достоевского, Булгакова, Гоголя. Отдельного внимания стоят произведения А.С. Пушкина, особенно сказки.

Зарубежная литература

Для обогащения словаря полезно читать произведения О Генри, Оноре де Бальзака, Жюля Верна, Артура Конана Дойля, Рэя Бредбери, Эриха Марии Ремарка, Габриэля Гарсии Маркеса, Джека Лондона.

Стихи

Поэзия нравится не всем, но если присутствует тяга к этому виду литературного искусства, стоит обратить внимание на стихи Есенина, Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Ахматовой, Пастернака, Мандельштама, Высоцкого, Окуджавы. Интересный и живой язык в произведениях детских авторов – Агнии Барто, Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Бориса Заходера, Даниила Хармса. Декламация стихов позволит увеличить активный словарный запас.

Научная литература

Это не скучные статьи, а живые и красочные описания исследований и открытий. Интересный материал, рекомендуемый к прочтению:

Важно не просто читать, а работать с материалом, например, разгадывать кроссворды на основе литературных произведений, делать заметки, конспектировать прочитанное. Полезно выписывать в блокнот понравившиеся выражения и слова.

План, как быстро увеличить словарный запас

Вот несколько шагов на пути к образной и богатой речи:

Не стоит относиться к пополнению словарного запаса как к сверхзадаче. Это только усложнит процесс освоения новых слов. Лучше воспринимать его как игру.

Советы психологов

Скорость расширения словарного запаса зависит от объема памяти концентрации внимания. Развитию психических процессов стоит уделять отдельное время.

Советы, как увеличить разговорный словарный запас в общении взрослого:

Заключение

Чем больше слов, тем выше вероятность наиболее красочно и точно передать смысл своих мыслей. Богатый словарный запас – это отличительная черта человека образованного, интересующегося жизнью вокруг, другими людьми, стремящегося к постоянному развитию.

В конечном итоге, работа над словарным запасом — это не проект, у которого есть четко поставленная конечная точка, а преобразование всего вашего образа жизни.

(2 оценок, среднее: 3,00). Оцените, пожалуйста, мы очень старались!

Читайте также: