Сообщение скульптура виды жанры материалы

Обновлено: 04.07.2024

СКУЛЬПТУРА (лат. sculpture, от sculpo – вырезаю, высекаю), ваяние, пластика – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемно-пространственную форму, трехмерны и осязаемы.

Скульптура подразделяется на круглую, свободно размещающуюся в пространстве, и рельеф, в котором объемные изображения располагаются на плоскости.

Скульптура может быть разделена на виды – станковую, монументальную, монументально-декоративную скульптуру, мелкую пластику. В скульптуре воспроизводится реальный мир, но основным объектом изображения является человек, через внешний облик которого передается его внутренний мир, характер, психологическое состояние, а также человеческое тело, передача движения (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа). Изображения животного мира составляют анималистический жанр скульптуры.

Выразительность скульптуры достигается с помощью построения основных планов, световых плоскостей, объемов, масс, ритмических соотношений. Большое значение имеют четкость и цельность силуэта. Фактурная обработка поверхности и детали дополняют выразительность пластического решения скульптурного образа. Материалами скульптуры являются камень (мрамор, известняк, песчаник, гранит и др.), дерево, кость, металл (бронза, медь, железо и др.), глина и обожженная глина (керамика – терракота, майолика, фаянс, фарфор и др.), гипс.

Сложная и многоэтапная технология скульптуры сопряжена с большим физическим трудом. Используются различные технические методы – лепка, высекание, резьба, литье, чеканка, ковка, сварка, применяются разнообразные материалы – камень, металл, дерево, глина, гипс, керамика, стекло, пластилин, воск, синтетические полимерные составы. Помимо авторской работы художника (лепка, резьба, обработка твердых материалов) важную роль в скульптуре играет вспомогательный труд мастеров-ремесленников (рубка камня, формовка, отливка, чеканка и др.).

Один из самых древних видов искусства. Различные формы скульптуры существовали у всех народов мира издавна: женские фигуры и рельефы неолита (Венера из Савиньяно (Модена), 10–8 тыс. до н.э.). Развитые формы скульптуры известны у народов Древнего Востока (Царица Нефертити, 14 в. до н.э., Берлин Государственные музеи; рельефы из дворца Ашшурнасирапала II в Нимруде, 883–859 до н.э., Лондон, Британский музей), Древней Америки. Важным этапом истории скульптуры является античность, идеалами которой были создание образа гармонически развитого человека (Мирон, Фидий, Поликлет, Пракситель, Скопас).

Европейская скульптура средних веков существовала в тесной связи с архитектурой. В 15–19 вв. скульптура становится более свободной в композиционных решениях, создает сложные по психологическим и пластическим концепциям образы человека (Донателло, Микеланджело, Л.Бернини, А.Гудон, О.Роден, Ф.И.Шубин). В 20 в. обновляются методы и материалы скульптуры, скульпторы (А.Майоль, А.Бурдель, Г.Мур, С.Т.Коненков, В.И.Мухина) расширяют круг тем, жанров, изобразительных и выразительных возможностей скульптуры, находят возможности ее обновления (мемориальные ансамбли, музеи и комплексы скульптур на открытом воздухе и т.д.).

 IGDA/G. Nimatallah ДОНАТЕЛЛО. ДАВИД. Бронза. 1430. Музей скульптуры и прикладного искусства Барджелло, Флоренция.
 IGDA/G. Nimatallah МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ. ДАВИД
 Archivio I.G.D.A. ЖАН АНТУАН ГУДОН. ВОЛЬТЕР
 IGDA/J. E. Bulloz ОГЮСТ РОДЕН. ПОЦЕЛУЙ
 Archivio I.G.D.A. АРИСТИД МАЙОЛЬ. ТРИ НИМФЫ
 IGDA ЭМИЛЬ БУРДЕЛЬ. БЮСТ А.ФРАНСА
 IGDA ГЕНРИ МУР. КОРОЛЬ И КОРОЛЕВА

Один из видов скульптуры, обозримой со всех сторон, называют круглой скульптурой (статуя или композиция). Обход – одно из важнейших условий восприятия круглой пластики. Чтобы рассмотреть трехмерный объем скульптуры, представить себе решение статуи в целом или увидеть все фигуры скульптурной группы, зрителю надо обойти вокруг скульптурное произведение. Особенностью круглой скульптуры является то, что образ может по-разному восприниматься с разных точек зрения: рождаются новые впечатления, раскрывающие модель в непрерывно меняющихся силуэтах. Пластическая выразительность приобретает особую силу воздействия благодаря использованию переходов света и тени. Мирон Дискобол (ок. 450 до н.э., Рим, Национальный Римский музей) (см. также ДИСКОБОЛ), Венера Милосская (ок. 130–120 до н.э., Париж, Лувр) (см. также ВЕНЕРА МИЛОССКАЯ), Донателло Св. Георгий (1415–1417, Флоренция, Национальный музей), Микеланджело Пьета (1498–1501, Рим, собор св. Петра), Л.Бернини Экстаз св. Терезы (1645–1652, Рим, церковь Санта-Мария делла Виттория)

 Millersville University/Friends of Ganser Library ДИСКОБОЛ
 IGDA/G. Dagli Orti ВЕНЕРА МИЛОССКАЯ

Рельефом (фр. relief) называют вид скульптуры, в котором изображаемые фигуры и предметы размещены на плоскости и выступают из нее. Фоном рельефа могут быть выступающие изображения (пейзаж, архитектура). Рельефные изображения связаны с плоскостью и не воспроизводят полного объема изображаемого тела. Мастера рельефа часто используют средства и возможности живописи и графики. Часто при создании рельефов используется цвет. Появился рельеф в Древнем Египте, Ассирии, получив дальнейшее развитие в Древней Греции и Древнем Риме, в средневековой Европе, в эпоху Возрождения, существует и в настоящее время. Л.Гиберти, двери Баптистерия во Флоренции (1404–1424) (см. также БАПТИСТЕРИЙ), барельеф Ф.Рюда Марсельеза (1832, Париж, Триумфальная арка) (см. также ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА В ПАРИЖЕ).

Разновидностью выпуклого рельефа является барельеф (фр. bas-relief – низкий рельеф) – низкий рельеф, в котором изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину своего полного объема. Барельефом украшают стены зданий, постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали, камеи.

Еще одной разновидностью выпуклого рельефа является горельеф (фр. haut-relief – высокий рельеф) – высокий рельеф, в котором изображение возвышаются над плоскостью фона более чем на половину своего объема и могут восприниматься почти круглой скульптурой, немного соприкасающейся с плоскостью. Выпуклый рельеф, барельеф и горельеф известен с эпохи палеолита, распространен в искусстве Древнего Востока, античности и средних веков, Возрождения и в последующие эпохи как часть архитектурного декора.

Разновидностью барельефа, распространенного в эпоху Возрождения, является живописный рельеф, в которой фигуры, предметы сильно уплощены, а фон – пейзаж, архитектура – намечен слабым рельефом. Живописный рельеф занимает промежуточное положение между скульптурой и живописью и является подобием картины, т.к. в нем могут использоваться перспективные сокращения и живописные эффекты (солнечные лучи, облака, волны). Разница между сильно и слабо выступающими над фоном изображениями в живописном рельефе невелика, большую роль играет почти графический линейный рисунок. Живописный рельеф часто применялся в рельефах для передачи дальнего плана, но иногда способом живописного рельефа выполнялось изображение, включая фигуры переднего плана (рельеф алтаря церкви Сан-Антонио в Падуе, 1446–1450, Донателло).

Вид барельефа, в котором изображение возвышается над фоном в минимальной степени, называется сплющенным рельефом. Требующий особой виртуозности, тонкости пространственных отношений, сплющенный рельеф возник в Италии и получил высшее развитие скульптуре 15 в. (Донателло).

Станковая скульптура – род скульптуры, имеющий самостоятельное значение. Она включает различные виды скульптурной композиции (голова, бюст, фигура, группа), различные жанры (портрет, сюжетная, символическая или аллегорическая композиция, анималистический жанр). Станковая скульптура рассчитана на восприятие с близкого расстояния, не связана с предметным окружением и архитектурой. Обычный размер станковой скульптуры – приближенный к натуральной величине. Станковой скульптуре свойственны повествовательность, психологизм, часто используется язык метафоры и символа. Одним из наиболее развитых жанров станковой скульптуры является портрет (бюст, портретные статуи, рельеф), дающий уникальную возможность для восприятия – рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого. Скульптурный портрет известен со времен Древнего Египта (Статуя писца Каи, сер. 3 тыс. до н.э., Париж, Лувр).

Монументальная скульптура является одним из древнейших родов скульптуры, имевших культовое, мемориальное назначение. К монументальной скульптуре относятся однофигурные и многофигурные композиции, конные памятники, мемориальные ансамбли, монументы в память выдающихся людей и событий, памятные статуи, бюсты, рельефы. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения, мемориальные формы (триумфальная арка, триумфальная колонна, обелиск, плита с рельефом и надписями), монументальную скульптуру. Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях). Большое значение в монументальной скульптуре имеют активный силуэт и обобщенная трактовка объемов. Марк Аврелий, 161–180, Рим, площадь Капитолия; П.К.Клодт Укротители коней, Санкт-Петербург, Аничков мост, 1849–1850.

Род скульптуры, тесно связанной с архитектурой и природным ландшафтом, называется монументально-декоративной скульптурой. Она занимается оформлением фасадов и интерьеров зданий, мостов, триумфальных арок, фонтанов, малых архитектурных форм, включается в естественную среду садов и парков. Скульптура может служить опорой в архитектурной конструкции (атланты, кариатиды) или украшать здания (фронтоны, метопы, порталы, лепные плафоны, панно). Парковая скульптура взаимодействует с природным окружением, что определяет ее лирическое звучание и тяготение к аллегорическим образам. Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связана с архитектурой.

Скульптура, будучи искусством объемным, требует соответствующей организации окружающего пространства, архитектурной среды. В результате возникает синтез архитектуры и скульптуры, что значительно усиливает как идейную, так и художественную силу произведения. Вопросы синтеза с архитектурой – один из важнейших в понимании и восприятии монументальной и монументально-декоративной скульптуры. Уникальным примером высокохудожественного синтеза архитектуры и скульптуры представляет собой афинский Акрополь (450–410 до н.э.) (см. также АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ), дворцовый ансамбль Версаля (см. также ВЕРСАЛЬ). Монументально-декоративная скульптура начала развиваться с античности: Марк Аврелий (161–180, Рим), Микеланджело Давид (1501–1504, Флоренция), Э.М.Фальконе Петр I (1766–1778, Санкт-Петербург), В.И.Мухина Рабочий и колхозница (1935–1937, Москва).

Мелкая пластика, малая пластика, скульптура малых форм – самый распространенный вид скульптуры. Мелкая пластика зародилась еще на заре человеческого общества, ее находят при раскопках самых древних поселений: изделия из обожженной глины, резьба по дереву, кости, камню. Пластика малых форм – это небольшие произведения жанрово-бытовой тематики, портретные статуэтки и др., изготавливающиеся во многих экземплярах и рассчитанные на широкое распространение. Мелкая пластика включает в себя как произведения круглой скульптуры, так и рельефы: декоративные медальоны, памятные медали, глиптику. Глиптикой (греч. glyptike, от glypho – вырезаю) называют искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, на стекле и слоновой кости. Резные камни (геммы) служили амулетами, печатями, украшениями (Камея Гонзага, 3 в. до н.э., С.-Петербург, Эрмитаж). К мелкой пластике относят античные терракотовые статуэтки, бронзовые фигурки, японские нэцкэ (с 17 в.), фарфоровые статуэтки, народную игрушку.

Основными жанрами скульптуры (фр. genre – род, вид) являются портрет, бытовая скульптура, тематическая композиция (двухфигурная, многофигурная композиция), анималистический жанр.

Одним из древнейших жанров искусства в скульптуре является портрет – изображение человека или группы людей, дающее представление о внешности, внутреннем мире портретируемого. Существуют определенные обобщения в этом жанре: портрет-характер, показывающий природные свойства человека; портрет-тип, дающий характеристику определенному типу людей; портрет-настроение, дающий эмоциональную характеристику человека; портрет-символ. Портрет в скульптуре подразделяется на следующие формы: голова, бюст, полуфигура, поколенное изображение, фигура. Бюстом (фр. buste, от ит. busto – торс, туловище) называют погрудное изображение человека в круглой скульптуре. Появившись в Древнем Египте, Древней Греции, бюст получил яркое развитие в искусстве Древнего Рима, был распространен в искусстве Возрождения, 17–20 вв. (Донателло, Л.Бернини, Гудон, Ф.И.Шубин, В.И.Мухина).

Скульптура бытового жанра показывает людей в привычной для них среде, за постоянным занятием. Скульптура этого жанра бывает небольших или средних размеров. Работы могут быть однофигурными и многофигурными. Произведения на бытовые темы существуют с древних времен, близки народному искусству, популярны в мелкой пластике.

Произведения скульптуры, относящиеся к тематической композиции, могут показывать одну фигуру или несколько. Чаще всего фигура дается крупным планом и это значительное по размерам произведение круглой скульптуры, изображающее человеческую фигуру в рост, называют статуя (лат. statua). Для многофигурной композиции важно такое построение группы, при котором каждая фигура согласуется с другими, не теряя при этом собственной роли. (Мирон Афина и Марсий; Микеланджело Пьета, 1498–1501, Рим, Собор св. Петра; А.Майоль Три нимфы).

Жанр скульптуры, посвященный изображению животных, называется анималистическим жанром (от лат. animal – животное). Анималист обращается к художественной характеристике животного, его повадкам. Выразительность фигуры, силуэт, расцветка особо существенны в парковой скульптуре, мелкой пластике. Часто в скульптуре присутствуют и животное и человек. Животных скульпторы изображают начиная с первобытнообщинного строя, они широко распространены в искусстве Древнего Египта, в античной скульптуре и в последующие эпохи.

Скульптурой в русском языке также принято называть непосредственно сами работы художников, изготовленные любым из перечисленных выше способов. Причем созданные мастерами произведения искусства, в отличие от живописных или графических аналогов, имеют осязательную трехмерную, а не плоскую форму.

Разновидности скульптуры

Скульптура — это вид искусства, для которого характерно разделение художественных произведений по нескольким основным критериям, в том числе:

  • по жанру;
  • по форме;
  • по назначению;
  • по материалу.

К главным скульптурным жанрам относятся:

  • Портретный. Предполагает максимально близкое к оригиналу сходство художественного образа с прототипом.
  • Религиозный. Играет важную роль в поддержании незыблемого величия религии и привлечения верующих.
  • Исторический. Помогает сохранить для потомков выдающиеся подвиги и достижения предков.
  • Мифологический. Передает в доступной художественной форме вымышленные события из древних преданий и легенд.
  • Бытовой. Основан на изображении рядовых событий из жизни простых людей, искусно подмеченных мастером.
  • Анималистический. Использует разнообразных животных в качестве главных героев произведения.

В истории скульптуры также известно огромное количество произведений, в которых авторы использовали символические и аллегорические художественные образы. Жанровые рамки этого вида искусства значительно расширились в ХХ веке. Именно тогда художники-новаторы начали массово создавать абстрактные скульптурные композиции и делать разнообразные неодушевленные предметы главными героями произведений.

По форме различают круглую и рельефную скульптуру. Круглые скульптурные композиции предназначены для визуального осмотра с разных сторон. Рельефные изображения частично выступают над плоским фоном или погружены в него (см. барельеф).

Скульптура. Скульптура. Индийские божества с горельефом в Кхаджурахо, VIII век

По назначению скульптуру разделяют на 3 основных разновидности:

  • Монументальная. Является частью архитектурной среды, характеризуется большими размерами, обычно представлена в виде памятников или монументальных сооружений.
  • Монументально-декоративная. К ней относятся всевозможные элементы рельефных художественных украшений зданий (атланты, кариатиды, фризы), а также установленные в садах и парках скульптурные композиции.
  • Станковая. Предназначена для обзора с близкого расстояния, обычно размещается внутри помещений, служит важной частью оформления интерьера.

Традиционными материалами для изготовления скульптур считаются:

  • натуральный камень (песчаник, вулканический туф, гранит и мрамор);
  • металлы и сплавы (бронза, медь, цинк, сталь);
  • гипс;
  • дерево.

Гораздо реже встречаются более экзотические материалы, в том числе лёд, песок и глина. Но произведения искусства, созданные из них, отличаются очень небольшой долговечностью и практически не используются профессиональными скульпторами.

История скульптуры

Появление первых цивилизаций дало огромный толчок развитию разных видов искусства. Уже в Древнем Египте появились первые монументальные скульптуры, украшавшие входы в храмовые комплексы, площади и дворцы фараонов. До наших дней сохранилась всемирно известная фигура большого сфинкса, высеченного из монолитной известняковой скалы около 2500 лет до нашей эры.

Древние египтяне достигли высокого уровня мастерства в сфере скульптуры. Они научились обрабатывать не только мягкий известняк, но и достаточно твердый гранит, а также вырезали фигурки людей из дерева. В это же время появились многочисленные рельефные изображения на стенах храмов и гробниц.

Скульптура. Три гранитных статуи фараона Сенусерта III, XIX век до нашей эры

Своеобразные школы скульптурного искусства чуть позже, но задолго до начала нашей эры, сформировались и в других регионах древнего мира. Уникальные образцы старинного зодчества создали неизвестные мастера многих цивилизаций:

  • ассирийской;
  • персидской;
  • индийской;
  • китайской.

Скульптура. Золотой олень с головой орла из китайской гробницы, IV век до нашей эры

Скульпторы древности научились ваять памятники на историческую, религиозную и мифологическую тематику. Рельефными изображениями украшали дворцы правителей, а миниатюрные статуэтки широко использовались в качестве амулетов для защиты от злых духов.

Ваятели Древней Греции не только сумели перенять многие традиции искусства у зодчих из Египта и Месопотамии, но и значительно превзошли соседей по уровню художественного мастерства. Античной культуре была присуща идеализация художественных образов. Статуи мифологических героев, богов и богинь до сих поражают нас красотой и гармонией изображения человеческого тела.

Наиболее выдающимися образцами эллинистической монументальной скульптуры по праву считаются давно исчезнувшие Чудеса Света — Колосс Родосский и Статуя Зевса в Олимпии. Уникальными рельефными изображениями и статуями также были украшены Храм Артемиды Эфесской и Мавзолей в Галикарнасе.

Скульптура. Основание колонны из Храма Артемиды, IV век до нашей эры

После завоевания территории Греции римлянами, центр мирового искусства переместился на Апеннинский полуостров. Многие греческие мастера были вывезены в Рим, где продолжали творить и обучать учеников. До наших дней сохранились многочисленные бюсты римских императоров, статуи мифологических богов и рельефные изображения на культовых сооружениях.

После падения Рима под натиском варваров в 476 году скульптура, как и многие другие виды изобразительного искусства, надолго пришла в упадок в Европе. Даже появление в XI веке единого романского стиля в архитектуре не сильно повлияло на положение дел. Только возникновение готики наконец-то предоставило скульптуре шанс для возрождения.

Скульптура. Скульптуры Южного портала Шартрского собора, XIII век

Многочисленные готические соборы, построенные в разных уголках Западной Европы, явили миру новые образцы искусства. В эту эпоху появилась и получила широкое распространение традиция украшения фасадов и интерьеров религиозных сооружений скульптурными композициями. Характерными особенностями человеческих фигур на зданиях были их вытянутые формы и скованные позы.

Подлинный расцвет скульптуры пришелся на эпоху Ренессанса. Имена великих зодчих Возрождения хорошо известны всем образованным людям современности. Наибольший вклад в развитие скульптурного искусства внесли:

Скульптурные шедевры Ренессанса до сих пор впечатляют своим величием, глубокой гармонией и идеальными формами. Работы мастеров Возрождения оказали огромное влияние на последующие поколения скульпторов и стали фундаментом для формирования новых стилей в искусстве:

На протяжении многих столетий искусство скульптуры развивалось не только в Европе. Уникальные школы зодчества появились в разных уголках Земли:

  • Африке;
  • странах Азии;
  • Северной и Южной Америке.

Скульптура. Маска из слоновой кости из Бенина, XVI век

До наших дней сохранились знаменитые каменные монолиты на острове Пасхи, многочисленные статуи Будд в Юго-Восточной Азии, уникальные образцы рельефной скульптуры цивилизации Майя.

Скульптура. Статуя Будды в Лэшане, IX век

В конце XIX века в искусстве наступила эпоха Модернизма, которая положила начало возникновению многочисленных новых стилей и течений в скульптуре:

  • кубизма;
  • абстракционизма;
  • сюрреализма;
  • дадаизма;
  • супрематизма;
  • футуризма; ; .

Скульптура. Гастон Лашез. Плавающая фигура, 1927

Развитие скульптуры продолжилось и после Второй мировой войны стараниями представителей разных направлений авангардизма. Среди множества популярных течений современности особо выделяются:

  • минимализм;
  • постминимализм; ;
  • экологическая, звуковая и световая скульптура.

В наши дни скульптура остается чрезвычайно востребованным видом искусства среди художников. Выставки работ современных мастеров привлекают миллионы людей, а шедевры древних зодчих украшают экспозиции лучших музеев мира.

На портале Very Important Lot каждый посетитель может приобрести уникальные скульптуры на аукционах. Наш сайт также предоставляет всем желающим возможность купить скульптуры напрямую у современных художников.

Вместе с архитектурой она существовала как основная форма монументального религиозного искусства и на протяжении веков была движущей силой европейской цивилизации. Даже сегодня, хотя скульптура постоянно развивается, она по-прежнему является ведущим методом выражения и увековечивания исторических фигур и событий.

Скульптура как вид изобразительного искусства

Монументальное искусство

Скульптура — это одно из изобразительных искусств, которое отличается от живописи тем, что скульптор выражает себя, создавая трёхмерные фигуры и формируя пространство. Она включает искусство резьбы, литьё и лепку. Кроме того, использование различных комбинаций материалов создало новый художественный репертуар, который включает в себя такие процессы, как конструктивизм и сборка.

Монументальное искусство

История происхождения

С древних времён человек занимался, наряду с наскальной графикой, и скульптурой. Сначала он делал это из самых простых материалов, которые были под рукой — камня, глины и дерева. Первые скульптурные проявления относятся ко времени нижнего палеолита, когда человек раскалывал кремень. Позже он использовал гравюру — рельеф, вырезанный на камне и костях животных.

Резные фигурки в верхнем палеолите

В верхнем палеолите наиболее распространёнными примерами являлись резные фигурки или гравированные предметы, которые эволюционировали от примитивной фазы к представлению анималистических фигур, адаптированных к структуре кости.

Глина также была распространённым материалом. Первые известные скульптурные произведения — родом из Египта, Китая, Индии и Ближнего Востока, где около 4 тыс. лет назад уже были печи для изготовления керамических изделий.

Одним из наиболее важных достижений в истории скульптуры стала возможность обрабатывать металл — сначала бронзу, а затем железо.

Высокой степени совершенства скульптура как вид изобразительного искусства достигла в Древней Греции. Это было обусловлено поиском лучшего выражения красоты человеческой фигуры. Во время эллинского периода при создании скульптур существовало намерение усилить движение и подчеркнуть эмоции.

Этрусская скульптура (IX век до н. э. — I век до н. э.) произошла из греческого искусства, но со своими характеристиками. Скульптура, связанная с контекстом похорон, является наиболее распространённым этрусским искусством. Впоследствии под влиянием этрусков и греков появилась римская скульптура.

Романский и готический период

Романская скульптура (XI—XIII века)

Романская скульптура (XI—XIII века) была на службе у архитектуры. Наиболее часто используемым материалом была древесина.

Новшеством стала скульптура на драматические темы со сценами Страстей Христовых и Благочестия. В конце готического периода в Германии были изготовлены великолепные алтари в исполнении таких художников, как Тильман Рименшнайдер и Файт Стосс.

Современная эпоха

Новая художественная форма эпохи Возрождения была вдохновлена скульптурой классической античности, стремящейся к полному возвышению красоты и романтизма.

В это время скульптура была практически отделена от архитектуры и представленные персонажи демонстрировали драматическую выразительность, что можно увидеть в работах Микеланджело. В больших и малых формах появлялись скульптуры женщины с ребёнком, олицетворяющие Богоматерь. На разных этапах лучшие работы эпохи Возрождения были выполнены, благодаря деятельности таких великих скульпторов, как:

  • Донателло.
  • Якопо делла Кверчия.
  • Лука делла Роббиа.
  • Андреа дель Верроккьо.
  • Мигель Анхель.

Стиль кубизм

С 1970-х годов появляются новые движения, такие как минимализм, концептуальное искусство, гиперреализм, перформанс или постмодернизм. Выдвигаются художники:

  • Дэвид Смит.
  • Дональд Джадд.
  • Карл Андре.
  • Дэн Флавин.
  • Соль ЛеВитт.
  • Ричард Серра.
  • Деннис Оппенгейм.
  • и Яой Кусама и другие.

Функции и классификация

Доисторические народы создавали первые глиняные скульптуры, изображающие фигуры людей или животных и, вероятно, использовали их в религиозных или магических целях. Иногда они были простыми амулетами или исполненными по обету фигурами. Археологи их отыскали в некоторых культурах, могилах или храмах. Отсюда и начали появляться следующие жанры скульптуры:

  • бытовой;
  • портретный;
  • мифологический;
  • символический;
  • анималистический и т. д.

Доисторические народы создавали первые глиняные скульптуры

Эта функциональность менялась с исторической эволюцией, приобретая в основном эстетический или просто декоративный характер, и становилась постоянным или эфемерным элементом.

В Древнем Риме статуи императора Августа должны были подарить его людям символ верховной власти.

Позже, в Средние века, во времена романского искусства скульптура имела тесную связь с архитектурой и выполняла, в дополнение к эстетической, дидактическую или педагогическую функцию.

Орнаментальная функция была связана с некоторыми другими функциями, хотя иногда она могла быть главной целью, как в случае с растительным или геометрическим декором. В аниконических стилях, таких как ислам, он играет фундаментальную роль.

Другой функцией скульптуры является коллекционирование, которое стало важным после ренессанса, когда дворяне приобретали скульптуры для украшения своих дворцов или садов. Позже, с XVIII века, монархи, бизнесмены, буржуа и коллекционеры использовали скульптуру как средство экономического вложения, самоудовлетворения и форму подчёркивания престижа.

Типы и виды

Скульптура разделена на две большие ветви — скульптуру как таковую и декоративную. Первая имеет свою идентичность сама по себе. Вторая играет второстепенную роль в качестве помощника первой и декора архитектуры. В свою очередь, эти два типа делятся на следующие виды:

Рельефы — это скульптуры, выпуклые на плоскости

Канон пропорций

Канон представляет собой набор идеальных пропорций фигуры человека и правил композиции.

У египтян была норма для представления человеческого тела в рельефах, называемая профильным каноном. Модель была правильной фигурой, а модули связаны с размером руки.

Скульптуры Леонардо да Винчи

Современные каноны, принятые большинством художников, установил Леонардо да Винчи в конце XV века. Основная мера флорентийского канона, взятая из хорошо сложённого человека, находится в голове. По высоте это рассматривается как восьмая часть всего тела, а лицо является десятой частью тела.

Пока человек стоит и вытягивает руки, он определяет идеальный квадрат с линиями, ведущими вниз и проходящими через концы рук, и теми, которые горизонтально лежат на голове и под ногами. Диагонали этого квадрата вырезаны в последнем поясничном позвонке и зафиксированы в центре всей фигуры.

Проведя горизонталь по указанной центральной точке, человек разделён на две равные части, и каждая из них — на две другие, параллельными линиями, которые пересекают середину груди и колени. Голова разделена на четыре равные части.

Использование материалов

Материалы, применяемые в скульптуре, определяют результат внешнего вида. Детали тонких и ажурных форм лучше всего достигаются с использованием дерева, о чём свидетельствуют, например, готические алтари.

Глина — один из старейших материалов. Её легко моделировать и она не требует специального оборудования, поскольку можно просто пользоваться руками.

Известняк — мягкая осадочная порода, лёгкая в работе. Он широко использовался в монументальной скульптуре, такой как Большой Сфинкс — громадная фигура льва с человеческим лицом.

Мрамор — метаморфический известняк, мелкозернистый и компактный. Обработка его поверхности может быть очень разнообразной, с получением различных текстур. Этот камень был одним из фаворитов великих художников античности и ренессанса.

Песчаник имеет особенность становиться более хрупким с течением времени. Он широко использовался для каменных скульптур романских столиц. В настоящее время этот камень обычно не применяется.

Диорит камень

Гранит и диорит являются магматическими породами, намного более твёрдыми, чем мрамор. Они образуются при охлаждении расплавленных вулканических материалов. Их качество превосходно после обработки и полировки и встречается во многих цветах.

Мыльный камень — метаморфическая порода, образованная тальком. Это очень мягкий и лёгкий материал в работе. В Индии есть несколько храмов со скульптурами мыльного камня.

Кварц — твёрдый минерал, с которым очень трудно работать. Несмотря на это, есть примеры сложных скульптур, вырезанных из кварца.

Нефрит. Под этим именем известно два камня — жадеит и нефрит, оба очень похожи. Нефрит используется в Китае для вырезания фигур уже более пяти тысяч лет.

Золото. Вместе с медью это был один из первых металлов, используемых человеком, из-за его красоты и потому, что его легко обрабатывать. Археологические раскопки в Уре, Трое и Микенах, показывали, что золото уже использовалось в неолите.

Бронза чаще всего применяется для отливки скульптурных моделей.

Сталь многие художники используют как один из наиболее подходящих материалов для выставления своих работ на открытом воздухе.

Декоративное использование резьбы по кости

Слоновая кость получается из клыков различных животных, в частности, слонов. Декоративное использование резьбы по кости встречалось в Древнем Египте и Месопотамии.

Использование бетона в скульптуре является относительно новым и стало более важным, поскольку его применение увеличилось в архитектурных фасадах зданий.

Техники исполнения

Скульпторы обычно готовят свои работы, делая вначале рисунок и строя небольшую модель фигуры из глины или гипса. Эта модель эквивалентна плану художника. Интересно то, что методы моделирования почти не менялись с течением времени, по сравнению с изменениями, произошедшими в других видах изобразительного искусства. Только в XX веке начали внедрять новые методы работы.

Ваяние состоит из удаления частей до получения желаемой формы. Раньше это делалось только с помощью металлических инструментов. В настоящее время в дополнение к традиционным инструментам используется алмазный диск для камня.

Обычно для работы с глиняными скульптурами многие культуры использовали те же приёмы, что и для гончарного дела. Влажная глина сжималась в предварительно приготовленных формах, а затем из неё лепили скульптуры, применяя круглую подставку, имеющую возможность вращаться, руки и режущие инструменты.

Воск для моделирования

Воск моделируется как вспомогательный материал для эскизов. Он служит скульптору либо в качестве руководства для визуализации его окончательной работы в другом материале, либо в качестве матрицы для последующего литья в бронзе. Он также используется для создания персонажей, которые выставляются в многочисленных музеях восковых фигур.

Техника, которая относится к производству пресс-форм, называется литьём. Исторически использование выплавки воска было уже известно со II века в Египте и Месопотамии и его систематически применяли с V века до нашей эры в Греции.

Тиснение заключается в том, чтобы с помощью молотка производить в листе металла рельефы и зазоры, необходимые для достижения желаемой формы.

Штамповка — печать на листе металла.

Электросварка характеризуется чрезвычайно прочным и жёстким соединением. Это позволяет соединять различные железные предметы.

Скульптура: видовая специфика, особенности художественного языка, основная проблематика, терминология

5 лет ago Enottt Комментарии к записи Скульптура: видовая специфика, особенности художественного языка, основная проблематика, терминология отключены

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. В широком значении слова — искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и других предметов природы в осязательных, телесных их формах.

Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором или ваятелем. Главную его задачу составляет передача человеческой фигуры в реальном или идеализированном виде, животные играют в его творчестве второстепенную роль, а прочие предметы являются лишь в значении придаточных или обрабатываются исключительно с орнаментальной целью.

Слово скульптура, помимо самого вида искусства, обозначает также каждое отдельное его произведение.

Видовая специфика скульптуры

Скульптура — пространственно — изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах.

Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.

Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:

  • горельеф — высокий рельеф,
  • барельеф — низкий рельеф,
  • контррельеф — врезной рельеф.

По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.

Монументальная — используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. Отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами. К монументальной скульптуре относятся:

  • памятники,
  • монументы,
  • мемориалы.

Станковая — рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений. Не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание.

Декоративная — используется для украшения быта (предметы мелкой пластики); включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура);

Иные разновидности скульптуры:

Кинетическая скульптура — разновидность кинетического искусства, в котором обыгрываются эффекты реального движения. Ледяная скульптура — художественная композиция, выполненная изо льда.Песчаная скульптура — художественная композиция, выполненная из песка. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс, песок, лёд и др.; методы их обработки — лепка, высекание,художественное литьё, ковка, чеканка и др.

Главные жанры скульптуры:

  • портретный;
  • исторический;
  • мифологический;
  • бытовой;
  • символический;
  • аллегорический;
  • анималистический.

Одним из древнейших жанров искусства в скульптуре является портрет –изображение человека или группы людей, дающее представление о внешности, внутреннем мире портретируемого. Существуют определенные обобщения в этом жанре: портрет-характер, показывающий природные свойства человека; портрет-тип, дающий характеристику определенному типу людей; портрет-настроение, дающий эмоциональную характеристику человека; портрет-символ. Портрет в скульптуре подразделяется на следующие формы: голова, бюст, полуфигура, поколенное изображение, фигура. Бюстом (фр. buste, от ит. busto – торс, туловище) называют погрудное изображение человека в круглой скульптуре. Появившись в Древнем Египте, Древней Греции, бюст получил яркое развитие в искусстве Древнего Рима, был распространен в искусстве Возрождения, 17–20 вв. (Донателло, Л.Бернини, Гудон, Ф.И.Шубин, В.И.Мухина).

Скульптура бытового жанра показывает людей в привычной для них среде, за постоянным занятием. Скульптура этого жанра бывает небольших или средних размеров. Работы могут быть однофигурными и многофигурными. Произведения на бытовые темы существуют с древних времен, близки народному искусству, популярны в мелкой пластике.

Произведения скульптуры, относящиеся к тематической композиции, могут показывать одну фигуру или несколько. Чаще всего фигура дается крупным планом и это значительное по размерам произведение круглой скульптуры, изображающее человеческую фигуру в рост, называют статуя (лат. statua). Для многофигурной композиции важно такое построение группы, при котором каждая фигура согласуется с другими, не теряя при этом собственной роли. (Мирон Афина и Марсий; Микеланджело Пьета, 1498–1501, Рим, Собор св. Петра; А.Майоль Три нимфы).

Жанр скульптуры, посвященный изображению животных, называется анималистическим жанром (от лат. animal – животное). Анималист обращается к художественной характеристике животного, его повадкам. Выразительность фигуры, силуэт, расцветка особо существенны в парковой скульптуре, мелкой пластике. Часто в скульптуре присутствуют и животное и человек. Животных скульпторы изображают начиная с первобытно-общинного строя, они широко распространены в искусстве Древнего Египта, в античной скульптуре и в последующие эпохи.

Особенности художественного языка скульптуры

Художественно-выразительные средства скульптуры:

  • построение объёмной формы;
  • пластическое построение модели (лепка);
  • разработка силуэта;
  • разработка фактуры (в некоторых случаях также цвета).

Способ получения скульптуры зависит от материала:

  • пластика — наращивание объема скульптуры добавлением мягкого материала (глина, воск)
  • ваяние — отсекание лишних частей твердого материала (камень и другие материалы)
  • отливка — произведение возникает благодаря вливанию в форму расплавленного металла (бронзы, например)

Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка или моделировка — искусство работать с мягким материалом, каковы воск и глина; литейное дело или торевтика — создание рельефных произведений из металла методом тиснения, чеканки или литья; глиптика — искусство резьбы на драгоценных камнях; к отраслям ваяния относятся произведения из камня, дерева, металла и вообще твердых веществ; сверх того изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство).

Скульптура, будучи искусством объемным, требует соответствующей организации окружающего пространства, архитектурной среды. В результате возникает синтез архитектуры и скульптуры, что значительно усиливает как идейную, так и художественную силу произведения. Вопросы синтеза с архитектурой – один из важнейших в понимании и восприятии монументальной и монументально-декоративной скульптуры.

Выразительность скульптуры достигается с помощью построения основных планов, световых плоскостей, объемов, масс, ритмических соотношений. Большое значение имеют четкость и цельность силуэта. Фактурная обработка поверхности и детали дополняют выразительность пластического решения скульптурного образа.

Сложная и многоэтапная технология скульптуры сопряжена с большим физическим трудом. Используются различные технические методы – лепка, высекание, резьба, литье, чеканка, ковка, сварка, применяются разнообразные материалы – камень, металл, дерево, глина, гипс, керамика, стекло, пластилин, воск, синтетические полимерные составы. Помимо авторской работы художника (лепка, резьба, обработка твердых материалов) важную роль в скульптуре играет вспомогательный труд мастеров-ремесленников (рубка камня, формовка, отливка, чеканка и др.).

Что касается техники скульптуры, то ее виды можно группировать по различным принципам. Согласно одному принципу технику скульптуры можно разбить на три следующие группы:

  1. Когда рука художника заканчивают всю работу (обработка глины, камня, дерева).
  2. Когда работу художника заканчивает огонь (керамика).
  3. Когда художник дает только модель будущей статуи (отлив в бронзе).

Согласно другому принципу техника скульптуры распадается на три, но уже другие основные группы:

Основная проблематика скульптуры

К техническим проблемам скульптуры относится очень важная проблема постамента, базы, постановки статуи. Во все эпохи одна из важнейших проблем, стоящих перед скульптором, заключается в том, чтобы рассчитать форму и размер постамента и согласовать статую и постамент с пейзажем и архитектурной обстановкой. Постамент важен и потому, что на нем обычно отмечены все основные данные, касающиеся тематики статуи и времени ее исполнения. Греческие скульпторы обычно отмечали на постаменте имя автора статуи.

Постаменты могут быть бесконечно разнообразны по своим формам и размерам, по характеру профилировки и по пропорциям. Многое здесь зависит, разумеется, и от характера статуи: чем больше статуя, тем массивней должен быть и постамент; напротив, маленькая статуя может обходиться вообще без постамента — достаточно бывает небольшой плиты для стабильности (стоит упомянуть своеобразные постаменты в виде костылей, которые применялись для небольших статуэток на острове Крит в эпоху эгейской культуры). Для стоящих статуй желателен вертикальный постамент, для лежащих — горизонтальный, низкий; на слишком большом постаменте статуя теряет значительность, на слишком маленьком — лишается стабильности.

Наиболее гармоническое решение проблемы тектонического постамента и изоляции статуи дает эпоха Возрождения. Поучительно сравнить в этом смысле две конные статуи. Бронзовая статуя Гаттамелаты выполнена Донателло в 1453 году и стоит в Падуе. У нее высокий постамент, благодаря чему статуя ясно выступает на фоне неба. Для выделения и изоляции статуи между нею и темным постаментом вставлена светлая плита мрамора. Постамент имеет строго тектоническую форму, он не отвлекает внимания от статуи, а дает ей спокойную
основу и подчеркивает ее композицию (отметим округлое тело лошади и округлые формы постамента, членение постамента согласовано с постановкой ног лошади; тело всадника подчеркивает главную ось, которая повторяется в рельефе и дверях постамента).

Терминология

Пластический материал — глина скульптурная, пластилин, пластическая модельная масса.

Пласт — плоскость и пластического материала заданной толщины подготовленной лицевой частью поверхности.

Шпатель — инструмент, используемый при производстве строительных отделочных работ.

Стеки — пластмассовый, деревянный, пластинчатый инструмент для создания пластических форм и композиций.

Пластическая модельная масса — пластический материал при затвердевании приобретающий достаточную прочность.

Шликер — эмульсия воды и пластического материала (глина скульптурная, пластическая масса)- используются для склейки деталей и поверхностей.

Акцент — прием подчеркивания светом, линией, в скульптуре рас- положением в пространстве предмета на который нужно обратить внимание.

Барельеф — рельеф с более выпуклым изображением на плоскости.

Бюст — погрудное изображение человека.

Гармония — связь, стройность, созвучие, соразмерность. Стройная согласованность частей единого целого. В изобразительном искусстве гармония — согласованное соразмерное сочетание всех элементов художественного произведения.

Горельеф — сильно выступающее, практически объемное изображение, развернутое на плоскости, которую он украшает.

Декор — украшать. Система художественного оформления жилых помещений, парадных залов, украшения различных предметов обихода.

Декоративная скульптура — является частью архитектурного ансамбля и предназначена для украшения фасадов и интерьеров архитектурных сооружений.

Каркас — арматурный стержень способствующий устойчивости скульптуры.

Круглая скульптура — объемное изображение скульптурного объекта. Основные ее разновидности: скульптурная композиция, статуя.

Рельеф — выпуклая скульптура, развернутая на плоскости, которую он украшает.

Модель (в скульптуре) — оригинал, выполненный в мягком мате- риале (глина, пластилин, воск), предназначенный для перевода в твердый материал (камень, металл).

Монументальная скульптура — монументы, памятники, установленные в честь определенного лица или события.

Пропорция — соразмерность всех частей художественного произведения, их соответствие друг другу и определенное соотношение с целым.

Скульптура — ваяние, пластика. Вид изобразительного искусства. Объемное изображение, вылепленное из мягкого материала, высеченное из камня, вырезанное из дерева.

Скульптура малых форм — произведения мелкой пластики, изготовляемые из фарфора, фаянса, металла, камня.

Станковая скульптура — произведения скульптуры небольшого размера изготовляемые на столе для моделирования.

Стол для моделирования — специальный стол с вращающейся подставкой для работы скульптора.

Стека — инструмент для работы над скульптурой.

Стилизация — обобщение изображаемых фигур и предметов, упрощение рисунка, формы.

Техника — обработка, строение, лепка. Совокупность специальных приемов, способов, навыков, применяемых при исполнении произведения. Это знание техники и технологии (т. е. материалов и способы их обработки).

Фактура — в скульптуре характер поверхности, ее материально осязаемые свойства, ее обработка. Фактура важный элемент художественной формы.

Эскиз — подготовительный набросок для более крупной работы. Исполнению скульптуры предшествует серия эскизов, этюдов, в которых разрабатывается общая пластика будущего произведения.

Этюд — работа, выполненная с натуры. Имеет самостоятельное значение. Является упражнением, в котором совершенствуются профессиональные навыки. С помощью этюда конкретизируется замысел про- изведения, первоначально более обобщенно переданный, прорабатываемый деталями

Скульптура — это не просто вид изобразительного искусства. Через художественные произведения, созданные из самых разных материалов, скульптор может передать свои идеи и переживания, отразить актуальные проблемы общества, нести определенный посыл не только современникам, но и потомкам. В отличие от изображений на плоскости, скульптура существует в трехмерном пространстве, что дает художнику еще больше возможностей выразить эмоции, ощущения, сделать композицию экспрессивной.

В этой статье мы рассмотрим виды скульптур и попробуем классифицировать их по жанру, стилю и форме, а также расскажем, из каких материалов сегодня изготавливают скульптуры.

DSC_5926 (1)

Классификация скульптур

У каждой скульптуры есть свое предназначение. Скульптурные композиции принято делить на монументальные, монументально-декоративные и станковые. Рассмотрим подробнее каждый из видов.

Монументальная скульптура

Родина-мать

Монументально-декоративная скульптура

Монументально-декоративная скульптура — это композиции, выполненные в качестве декораций и дополнения к архитектурным сооружениям или комплексам. Нам хорошо знакомы, например, атланты, поддерживающие крыльцо в виде галереи перед главным входом в Новый Эрмитаж. Это и есть пример монументально-декоративной скульптуры. К этой же группе можно отнести кариатид — статуи, изображающие задрапированные женские фигуры, установленные вместо колонн или вместе с ними. Все виды садово-парковой скульптуры также относятся к монументально-декоративной группе.

Атланты Нового Эрмитажа

Атланты Нового Эрмитажа

Кариатиды на Невском проспекте

Кариатиды на Невском проспекте

Станковая скульптура

Станковая скульптура — это произведения, не зависящие от окружающей среды и предметного окружения. Станковая скульптура выполняется в размерах, близких к натуральной величине (например, величине человеческого роста), или меньших размерах. Такие композиции рассчитаны на восприятие с близкого расстояния и несут самостоятельное значение. Их можно встретить как в музейных комплексах, так и в городской среде. Наиболее важный и часто встречающийся жанр станковой скульптуры — это портрет (голова, бюст, торс, фигура или группа фигур). Скульптурный портрет можно рассматривать с разных углов, что дает зрителю уникальную возможность дать всестороннюю характеристику изображенному герою.

Мемориальный комплекс МЧС

Жанры скульптур

Скульптуры и памятники различаются не только по своему предназначению и заложенной идее, но и по жанрам. Искусствоведы выделяют следующие жанры скульптур:

Анималистический. Как становится ясно из названия, в этот жанр входят изображения животных и птиц, рыб, иногда — насекомых. Известные примеры скульптур в жанре анималистики — это памятник Чижику-Пыжику, расположенный на Первом Инженерном мосту в Санкт-Петербурге, а также памятник зайцу у Петропавловской крепости.

Памятник Чижику-Пыжику

Чижик-Пыжик

Заяц на Заячьем острове

Памятник зайцу

Аллегорический и символический. К этим жанрам относятся изображения, которые символизируют и олицетворяют некие абстрактные идеи. Например, когда художник хочет воплотить в скульптуре идею справедливости или истины, образ добродетели или определенную эмоцию, состояние, — он прибегает к аллегориям. Зачастую в качестве аллегорий скульпторы воплощают женские образы: вспомним хотя бы всемирно известную Статую Свободы.

Аллегория Ништадтского мира

Аллегория Ништадтского мира

Пламя революции

Янус двуликий

Янус двуликий

Бытовой. К бытовому жанру в скульптуре относят изображения героев в привычной для зрителя обстановке, часто — за повседневными делами, в знакомой среде. Как правило, бытовая скульптура выполняется в средних или малых размерах, а композиция состоит из нескольких фигур.

Памятник благотворителю

Первый шаг

Сцена покупки

Исторический. Скульптура, исполненная в историческом жанре, отражает наиболее важные события мировой истории. Кроме того, к историческому жанру относятся портреты и бюсты великих людей и государственных деятелей, оказавших существенное влияние на развитие государства или всего человечества. Сразу вспоминается, например, Медный всадник — памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.

Медный всадник, Санкт-Петербург

Медный всадник

Памятники М. И. Кутузову и Барклаю де Толли, Санкт-Петербург

Кутузов и Барклай де Толли

Памятник зодчим Казанского кремля, г. Казань

Памятник зодчим Казанского кремля

Мифологический. Скульптура в мифологическом жанре отражает народные предания и популярные сюжеты из мифологии разных стран. Для такого жанра характерны динамичность, проработка деталей, а также естественность и реалистичность изображения героев. Важно, чтобы зрителю было легко распознать фигуру и идентифицировать сюжет, поэтому при создании скульптур и скульптурных композиций в мифологическом жанре художники уделяют особое внимание характерным предметам и элементам окружающей среды.

Похищение Прозерпины

Смерть Адониса

Портретный. Портретный жанр изображает не только исторических личностей, великих деятелей культуры, искусства и политики, но и обычных людей, ставших музами или моделями для скульпторов. Главное в портретном жанре – с точностью передать историческую достоверность и тонкие детали, черты лица и иногда – одежды или обмундирования изображаемого человека. Скульпторы, работающие в портретном жанре, изображают людей в полный рост, либо воссоздают бюсты, а также изображают отдельные части тела (торс, голову и т. д.).

Портрет Октавиана Августа, Мюнхен

Октавин Август

Формы скульптур

Историки и искусствоведы подразделяют скульптурные формы на круглую и рельефную.

Рельефные скульптуры наиболее часто изображают масштабные и значимые исторические сцены или баталии, поскольку такой способ изображения позволяет художнику передать элементы окружающей среды, в которой представлены герои и события.

Барельеф пьедестала Александровской колонны, Санкт-Петербург

Барельеф пьедестала Александровской колонны

Из каких материалов изготавливаются скульптуры?

Скульптуры можно изготавливать из множества разных материалов, каждый из которых имеет свои особенности. Художники выбирают материал в зависимости от пожеланий заказчика и концепции проекта. Наиболее часто в изготовлении скульптур используются следующие материалы:

В Art Stone Group вы можете заказать скульптуру в любом стиле и жанре, выполненную в бронзе, мраморе, граните или в искусственном камне. Даже если вы не уверены в том, какая именно скульптурная композиция вам нужна, обращайтесь к нам — придумаем что-нибудь вместе!

Читайте также: